Рыбный Мурман. 1995 г. Июнь.
В мае “РМ“ в № 19 под юбилейной рубрикой рассказал об интерес ном периоде начала истории тралфлота - о переходе с паровых глав ных машин на дизельные траулеры. Это славные 30-е годы. А мне хотелось бы вспомнить об интересном типе промысловых судов тра лового флота, появившихся в начале пятидесятых годов. "ЧЕРЕДОЙ ПРОЛЕТЕЛИ ГОДА ПОД МЕТЕЛИ И ЧАЯЧИЙ КРИК Так называемые "бельгийцы" - первые серийные дизельные суда, предшественники БМРТ типа "Пуш кин", ознаменовавшие техническую революцию в промысловом деле. О судах этого типа и их короткой судьбе даже в "Истории Мурманского трал флота" почти не содержится сведе ний. Еще будучи курсантами Мурман ской мореходной школы, размещав шейся в то время в старом ДМО на Шмидта, 43, мы видели на рейде эти новые промысловые суда. В отличие от паровых РТ их корпуса были вы крашены в темно-зеленый цвет. По строили их в Бельгии на верфи "Жозеф Боель и сын" в 1951-52 го дах. Серия насчитывала семь единиц (от РТ-94 до РТ-100). Назывались они "Кремль", "Победа , "Россия", "Сева стополь", "Одесса", "Новороссийск" и "Сталинград". По архитектуре они мало отлича лись от традиционных паровых трау леров и имели бортовую систему траления. Главное отличие от парови ков, совершавших рейсы "от бани до бани", было в том, что "бельгийцы" имели автономность плавания три ме сяца и более комфортные жилые по мещения, особенно для комсостава. Отличительной особенностью главного дизельного двигателя "К а реле" (1080 л. с.) было то, что он имел навешенными все вспомога тельные обслуживающие механизмы: насос забортной охлаждающей воды, осушительный насос, воздушный ком прессор. Автономным электроприво дом были снабжены насосы: пожарный и осушительный с топливо перекачивающим. Это свойство уста новки нам позднее очень пригодилось. Подробнее я расскажу об этом ниже. Такую живучесть глав ной силовой установки во времена нынешней сплошной автоматизации представить невозможно. "Бельгийцы" брали на борт около тысячи тонн в основном соленой ры бы. В начале 50-х годов полный груз в Баренцевом море они могли набрать чуть ли не за месяц. По мере истоще ния запасов рыбы продолжительность рейсов возрастала, а рыба из-за дли тельного хранения теряла товарный вид. Это привело к тому, что в про мысловом режиме использовать БРТ стало нецелесообразно. А промысло вый флот стал пополняться новыми, более совершенными БМРТ типа "Пушкин". В 1957 году "бельгийцы" стали ис пользовать для перспективной про мысловой разведки, но они оставались на балансе тралового флота. Полному переоборудованию подвергся только "Севастополь", дру гие - лишь частично. На борту нахо дились научные группы ПИНРО и промразведки. Исследования велись в районах, где наши суда еще только начинали осваивать промысел: Боль шая Ньюфаундлендская банка, Лаб радор, Девисов пролив и т. д. Режим работы был такой: трехмесячное ав тономное плавание и почти такой же длительности стоянка, связанная с ре монтом и обработкой научных дан ных. В таком качестве "бельгийцы" слу жили до начала шестидесятых годов. Затем подошел срок капитального ремонта, но... в конце концов они по шли на резку. Такова судьба устарев ших еще при постройке траулеров. А теперь в подтверждение уни кальной способности главного двига теля "КАРЕЛС" работать при полностью обесточенном судне я рас скажу об одном из рейсов к берегам Канады, длившемся два месяца. БРТ "Новороссийск" вышел в рейс 20 января 1960 г. после ремонта на Мурманской судоверфи. Старшим механиком в этом рейсе был Иван Кириллович Ивасюк, одес сит - то есть острослов и весельчак. Я был третьим механиком. Ему нрави лась моя исполнительность, а более того - внимание, с каким я слушал его многочисленные жизненные оайки. Наши несчастья начались с того, что в начале рейса вышел из строя новый вспомогательный двигатель "БУКАУ-ВОЛЬФ", установленный вза мен отработавшего ресурс "ЛОЯ МЕ- УСа". Вину мы полностью возложили на заводских рабочих. Но при нали чии двух вспомогательных двигателей не запаниковали. И напрасно. Постепенно по неиз вестным причинам стало снижаться давление масла у вспомогательных двигателей N° 1 и 2. А это уже грози ло более серьезными неприятностя ми. И я "завертелся"... Не сразу установили, что причиной падения давления являются маслона- сосы. Шестерни маслонасосов были изготовлены заводом с нарушением технологии, без соответствующей термической обработки. Оказались изрядно изношенными рамовые под шипники... Прошло столько лет, но я помню, каких физических усилий требовала съемка и установка на место маслона- соса из-за неудобства расположения и большого веса. На одну операцию уходила вся вахта, и работать можно было только одному из-за тесноты. Пустив в работу один двигатель, мы сразу брались за ремонт другого. Вахта и подвахта стали моим постоян ным рабочим режимом . Некоторое время отремонтирован ные насосы обеспечивали работу дви гателей, но обеспечить стабильную подачу масла не удавалось. Настал момент, когда из-за подплавки под шипников двигатели пришлось остано вить. Судно обесточилось. Сигнальные огни заменили керосино выми фонарями. Но нужен же, как минимум, пере ход в порт! С помощью паяльной лам пы выплавили баббит из запасных подшипников главного двигателя и пе- резалили выплавленные подшипники. Сложнее оказалось с расточкой под шипников. Токарный станок вращали вручную. Все-таки подшипники подо гнали и собрали. Появилась последняя надежда. Стармех, почти постоянно помо гавший мне и последнюю сборку на соса сделавший своими руками, вынул его из тисков и положил на верстак. Набежавшая волна резко накренила судно, и драгоценный насос... грохнул на стальную палубу. Меня охватило отчаяние, когда мы увидели, что этот насос уже никогда не будет работать. Ивасюк, измотанный ремонтом не ме нее меня, не спеша вытер руки ве тошью, выматерился и больше в этом рейсе в машину не спускался. При знаться, с облегчением вздохнул и я. Теперь оставалось вызвать буксир и спокойно шествовать в порт. Но мы нашли другой выход. Главный двигатель, имея навешен ными все обслуживающие его меха низмы, полностью обеспечивал судну ход. При умолкших окончательно вспомогательных двигателях основной моей проблемой являлось обеспече ние ГД и котла дизельным топливом. Я молился на одноцилиндровый паро вой насосик, которым можно было за качать топливо без всякой сепарации. Когда я эту операцию заканчивал, вздыхал облегченно, будучи уверен ным, что на 12 часов ход судну обес печен. Конструкция рулевой машины (электрогидравлической) обеспечива ла маневры на ручном управлении не посредственно из рубки. Просто при перекладке руля требовалось быстро вращать большое рулевое колесо, от которого действовал небольшой гид ронасос. Только в шторм или при ма неврах приходилось ставить второго рулевого. Аварийные керосиновые фонари обеспечивали ходовые и сигнальные огни. Судовые помещения были во мраке. В машинном отделении две ке росиновые лампы располагались у по ста управления и водомерного стекла котла. Потом в каютах стали появлять ся свечи и самодельные светильники, в тусклом свете которых заядлые кар тежники во главе с доктором и стар- мехом дулись в карты. Обстановка на судне была спокой ной в немалой степени благодаря Анатолию Михайловичу Воробьеву, рослому, красивому и добродушному архангелогородцу. Следует отметить и положительную роль второго меха ника Е. А. Перевозникова, обладавше го хорошей практической хваткой. Привыкнув к незавидному положе нию, мы стали размышлять, нельзя ли как-то улучшить ситуацию. И обратили внимание на давно не работающий, но вполне исправный вспомогательный двигатель "БУКАУ-ВОЛЬФ " - 75 л. с. мощностью. С носовой части двигате ля коленвал имел фланец отбора мощности, и мы через него решили привести в действие трехкиловаттный генератор. Через два дня система за работала, электростанция судна пол учила 3 киловатта мощности. Этого оказалось достаточно для умеренного освещения машинного отделения, рубки, коридоров, кают-компании и некоторых кают. Мы продолжали уверенно двигать ся в порт по магнитному компасу, све ряя курс по звездам, которые с неба тоже пока не исчезли. Каждую вахту я начинал с закачки топлива, стараясь не ышать на паровую помпочку, а тем олее что-то подкручивать. Слава Бо гу, она нас не подвела. 2 2 марта 1960 года мы благопо лучно пришли в Мурманск. Закончил ся, пожалуй, самый тяжелый и опасный рейс в моей практике. Сейчас это выглядит менее драматично. В мае того же года мы с И. К. Ивасюком после анализа причин аварии аварий ной службой получили по строгому выговору с удержанием одной трети месячного оклада. Кара стандартная и не особенно жесткая. На БРТ-99 "Новороссийск" я отпла вал 4,5 года в должности третьего, а затем второго механика в суровых районах Северной Атлантики, с осен ними штормами, льдом и айсбергами. В то время я и не представлял, какие есть моря теплые и не совсем штор мовые. В последующем я ходил на новых и современных судах, посте пенно меняя районы промысла с севе ра на юг, затем и за экватор - в тропические моря. Я давно не хожу в море. Но мне часто снится оно. И чаще всего ситуация, когда я готовлюсь к вы ходу в рейс. И почему-то очень ре дко снятся “белые“ пароходы, чаще - БРТ-99 “Новороссийск“. Этому я не нахожу объяснения. А. АНДРЕЕВ. В начале пятидесятых годов для меня , да и для многих дру гих россиян , берег был особо притягательным. Отдален ность от центров, специфич ность северо-морских условий труда I быта сплачивали мур манчан. В такой атмосфере легко начинать жизнь сначала. Общественная ценность челове ка здесь измерялась по другой шкале и неизмеримо выше , чем в других городах и весях. О про шлом никто никого не спраши вал , а настоящую репутацию оберегали самокритично. В Мурманске я почувство вал себя человеком. И надолго. А начинал матросом тралфло та. И большинство моих сти хов - морской, рыбацкой тематики. С уважением Евгений КУЛАГИН. МОРЕХОДЦЫ 50-х Шумели ветры перемен простуженными голосами и мы, отслеживая крен, владеть учились парусами. Пока еще стоим, как прежде. С обочины морских путей глядим в тревоге и надежде на паруса своих детей. На фоне жизненного борта заботы клочьями висят. Кому-то далеко до порта, кому-то пристань в пятьдесят. МОРСКОЙ волк СХОДИТ НА БЕРЕГ (Только для плавсостава) Вышел в город я с получкой, в долгожданный выходной. Моряки стояли кучкой возле "Боцманской" пивной. Вдруг они меня узнали?! (То ли шутка, то ли блажь?) - Подойди, кричат, бывалый, выпей с нами. Ну уважь! Я, конечно же, бывалый. (Упоительная ложь). - Молодой совсем, а все же ты на бацмана похож! - Все у нас, что нужно, есть, окажи нам только честь. - Снизойди в простой народ с Атлантических широт... А потом сдували пену, кто-то хлопал по колену, кто-то снова наливал. Тут уж я не устоял. Про знес щенячий спич, как заправский старый бич: - Не могу, мол, допустить... всех желаю угостить! Возле "Шальманской" прощались. Был я весел, смел и пьян. Все со мною целовались, называли - капитан! До того мне было лестно, сердцу сладко, мыслям тесно. Я решительно извлек вновь заветный кошелек. Паруса забрали ветер, переложены рули, хоть и был уж поздний вечер, дружно в "Винницу" зашли. Небо пасмурное стыло, гаснул звук в табачной мгле. Свет померк и тело было мягко предано земле. Сон... Во рту помет куриный, бье~ по черепу набат, и в ке рыте грязном тело свиньи, хрюкая, едят... Шел на судно без получки, без ч.ісов и авторучки. Проходя мимо гидранта, сунул голову под кран и ска зал, на эсперанто: С добрым утром, капитан! МОРЕМАН Зачесывает ветер штормовой седые кудри Океана. Мечта ушла за горизонт, одевшись в паруса тумана. Кто с ней судьбу свою связал, всю жизнь вослед бежит вприпрыжку. Пока форштевень режет вал и "дизель" не дает одышку. К советам разума глухие, живем в погоне за мечтою. Дорогой спора со стихией приходим к вечному покою. 22 июня в памяти нашего народа остается самой трагичной датой столетия - начало Великой Отечественной войны. Цена, заплаченная за Победу над фашистскими завоевателями, огромна, боль невосполнимых утрат неизбывна. Нигде ни огонька - фронтовой город затемнил ся наглухо. Яркие циклопические лучи яростно кромсают густую черноту неба. Сначала один, по том целый сноп перекрещенных лучей вдруг вы свечивает силуэт самолета. С надрывным ревом он пытается освободиться из слепящего плена. Десят ки зенитных орудий с остервенелым лаем начина ют бить по вражескому бомбардировщику. Скребя по сердцу, протяжно завывают сирены. Выбегают из домов, прячутся в бомбоубежищах люди... Ленька и мать сонно глядят друг на друга: "Бе жим или нет?.." - да и плюхаются обратно в нагре тые подушки... Спустя десяток минут, совсем рядом с домом, тяжело и глухо падает что-то, да так, что их дом, двухэтажный деревянный, ходит ходуном! И... пугающая тишина! Через несколько мгновений мальчик и женщина уже мчали по улице во всю прыть. ...Когда прошел налет, совсем рассвело, и Ленька с матерью вослед за всеми выбрались на улицу. Невозмутимо сияло солнце, щедро заливало светом приунывший город. Около своего дома они увидели военных, копа ющихся в развороченной земле, а поодаль - не большую толпу, откуда доносилось: - Ночью там бомба упала. Говорят, на полтон ны! Не взорвалась почему-то... А на "Октябрь ской", рассказывают, прошила четыре этажа и разорвалась под домом, где убежище! Все там ос тались... Мать изумленно качает головой: - Надо же! А мы-то, дурные, еще не хотели подниматься... - И с благодарностью добавляет: - Пронесло, слава тебе, Господи! Ленька выскребывал корочкой тарелку, когда мать, повязывая платок, сказала: - Если зайдет дядя Семен, передай - я сегодня задержусь, работы много. У Леньки падает настроение, он опускает глаза в тарелку и угрюмо кивает. А мать уже в дверях наставляет: - Не уходи далеко от дома. И с большими не водись: у них оружие всякое. "Чулковские" ребята ковыряли что-то - кто без рук, кто без ног остал ся!.. Родительница за порог - Ленька к ребятам. Се годня подпольные умельцы проверяли боевые ка чества очередного "винтореза", прежние при выстреле разваливались. Первый выстрел почему-то поручили именно Леньке, далеко не самому старшему, тихому на вид, личиком похожему на девочку... Пригнув на всякий случай пониже голову, девятилетний испы татель тянет за спусковой крючок ... "В ж ж ж -ж -ж !" - проносится что-то со свистом. Осмотрели "винто рез " - нет бойка! - Надо укрепить. Потом доделаем. Айда за мной! - командует предводитель лет двенадцати. Вскоре вся ватага вваливает в пол ^ азваленный Лев МАКАРИЧЕВ погреб на краю двора. И не с пустыми руками - двое, согнувшись в три погибели, с трудом несут артиллерийский снаряд из светлого металла, с медным ободком вокруг. - Как нагреется, разбегаемся! - значительно шмыгнув носом, коротко объясняет главный и чир кает спичкой. Костерок быстро занимается. - Попробуй! - слышит Ленька и трогает торча щую из огня головку снаряда. - Те-еплый уже! - округлив глаза и сглотнув, докладывает он. В ледяной тишине раздается вдруг трескучий кашель, а за ним громкий окрик: - Вы что тут... кхе -кхе !., делаете?! Ах, стервецы! Что задумали?! На краю погреба старик-сосед, отставной по жарный, размахивал костылем вослед удирающим подрывникам. После обеда время тянется особенно медленно. Ленька смотрит в окно на стоящую рядом зачех ленную "зенитку". Переводит взгляд на закрытую форточку и вспоминает, как с нее-то все и нача лось... ...В тот день он неожиданно услыхал голос от ца, только час назад ушедшего на завод. Тяжело дыша от быстрой ходьбы, отец заглядывал в от крытую форточку и звал: "Леня! Сынок! Быстро подай документы! В верхнем ящике... Скорее - за ходить некогда. Эти, эти! Молодец !". А вечером, придя с работы, отец взял Леньку на руки, сначала покачал, как в седле, на согнутой ноге, потом по смотрел в глаза и с торжественной, одновременно печальной улыбкой объявил: "Вот, сынок! Ухожу я на войну! Помогай тут маме. - И, посмотрев на притихшую жену, прибавил: - Как единственный в доме мужчина, следи за порядком ! Полагаюсь на тебя". Ленька обводит комнату скучным взглядом и, наконец, улыбается какой-то приятной мысли. От крывает ящик комода и, уже не впервой, вынимает оттуда спрятанный матерью под вещами малень кий, но увесистый сверток. Из тряпицы показывает ся настоящий немецкий парабеллум из черного сверкающего металла, с желтой в насечках рукоят кой! Паренек подсмотрел однажды ненароком, как военный с кубарями в петлицах уговаривал испу ганную мать спрятать пистолет на время. Этот ко мандир из войск, отведенных с передовой для пополнения, зачастил тогда в их дом. И всегда - с продуктами, а то и с вином. Сначала Леньке нра вился веселый, пропахший войною фронтовик ро дом откуда-то с Урала. "Сыграй, гармонист, что-нибудь для души! - после рюмки, подмигнув, просил дядя Семен и запевал: - Эх! Полным-полна моя коробушка !" И Ленька наяривал на отцовской гармошке все, что умел... Но вскоре детский умишко заволновался - почувствовал что-то нелад ное. Ленька зловеще прищуривается и с криком "Сдавайтесь, гады!" носится по комнате, щелкая во все стороны из пистолета... Расправившись с вра гами, мальчик прислушивается: ушли ли соседи? Смотрит в окно на задний двор: нет ли кого побли зости? С трудом вставляет в рукоятку пистолета ту гую обойму и передергивает затвор. Двумя руками нацеливает в окно повыше и, затаив дыха ние, нажимает на спуск... Пистолет, резко откинув шись назад-вверх, гулко рявкает. Со звоном катится гильза. Веет порохом... Время близилось к вечеру. Юный боец устал. Он ныряет в высокие подушки родительской кр о вати. Голова задралась куда-то, уткнулся в щеку пистолет, но двигаться уже не хочется, да и дрема подкрадывается незаметно... - Папка! Ты этих Гансов... из противотанкового ружья! - уже во сне бормочет мальчик, вспоминая свою последнюю встречу с отцом. ...Соседская Танька бежала и кричала: "Беги скорее! Там твой отец идет!". Выскочил на улицу - точно, идет пехота. Народу вокруг! Еле отыскал - отец в самой середке, близко не подойти. Увешан с ног до головы! Гимнастерка - черная от пота. Ка ска - до глаз. Ботинки! Огромные, с обмотками до колен - такие показывали в кино, на японцах. На плече - какое-то длинное ружье. Противотанковое, оказалось... Увидел меня - смеется. А шуму! Топот дробью рассыпается. Только и расслышал: "...и з строя запрещено. Скажи маме... Сразу напишу. Беги домой - затопчут!". Потом послышалось: "Шши -ире шша-аг!". Отец помахал рукой и боль ше не поворачивался... Спящий ребенок вдруг хмурится и с уже знако мой злой гримаской сердито произносит: - Папка! Я ему покажу! Ручонка крепче сжимает пистолет, палец тянет за спусковой крючок ... Грохает выстрел! Скрылось за домами солнце, сумерки загляну ли в окна. Но огней зажигать нельзя - скоро опять завоют сирены. Заканчивался еще один день бес пощадной войны.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz