Рыбный Мурман. 1995 г. Июнь.

8 ; C O U R S E 23 - 29 июня 1995 года Т Р А Н С П О Р Т Константин БОРИСОВ І І Д Ч Т В августе этого года Мурманской инспекции - структурному подразделению Российской транспортной инспекции - исполнится год. Суть его задач и проблем может быть уяснена читателем из предлагаемого письма. Председателю Комитета Российской Федерации по рыболовству Корельскому В.Ф. Уважаемый Владимир Федорович! Министерством транспорта Рос­ сийской Федерации распростране­ ны Ваши письма о лицензировании транспортной деятельности судов, предприятий Роскомрыболовства и транспортных средств рыбоохраны. Порядок лицензирования на морском транспорте установлен по­ становлением Правительства Рос­ сийской Федерации от 23.08.94 г. № 840, согласно которому любое предприятие, организация (юриди­ ческое лицо) или предприниматель (физическое лицо) независимо от его основного вида деятельности (рыбопромысловая, нефтегазодобы­ вающая, лесоперерабатывающая и др.) при выходе на рынок транс­ портных услуг, т.е. предоставлении на коммерческой основе (за плату) другому юридическому или физи­ ческому лицу услуг, предусмотрен­ ных указанным постановлением, должны получить лицензию на пра­ во осуществления перечисленных в этом постановлении видов деятель­ ности. Деятельность предприятий рыб­ ной промышленности и морских рыбных портов по перевозке грузов, осуществляемая в пределах техно­ логического процесса рыбохозяйст­ венной деятельности, в том числе рыболовными судами, не лицензи­ руется. Однако, когда эти предприятия и порты перевозят и обрабатывают не принадлежащие им грузы или ока­ зывают за плату другие подлежа­ щие лицензированию услуги (обслуживание транспортных судов в период их стоянки в рыбных пор­ тах, транспортно-экспедиторское обслуживание, погрузо-разгрузоч­ ные работы и складские операции с коммерческими грузами), они дол­ жны получить соответствующую лицензию на общих основаниях. В этом случае в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (ст. 157-3, ст. 209-2) органам Ространсинспекции предоставлено право за работу без лицензии привлекать виновных к административной ответственности. Рыбоохранная деятельность, осуществляемая судами рыбоохран­ ного флота, лицензированию не подлежит. Однако если эти суда будут использоваться для перевоз­ ки на коммерческой основе (за плату) грузов, не принадлежащих Главрыбводу и его бассейновым уп­ равлениям, то для этих перевозок необходимо получить лицензию на общих основаниях. Согласно постановлению Прави­ тельства Российской Федерации от 26.02.92 г. № 118, лицензированию не подлежат перевозки, осуществ­ ляемые специальными легковыми автомобилями. К таким автомоби­ лям также относятся автомобили, обеспечивающие технологические процессы производственной дея­ тельности и зарегистрированные Госавтоинспекцией в соответствии с перечнем, ранее утвержденным Госстандартом, МВД и Минавто- сельхозмашем по поручению пра­ вительства (письмо Минфина РСФСР от 24.05.89 г. № 10 /95). На основании изложенного пере­ возки на легковых автомобилях ор­ ганов рыбоохраны, зарегистрированных в ГАИ как “технологические", лицензирова­ нию не подлежат. Российской транспортной инс­ пекции дано указание направить своим отделениям разъяснение о видах деятельности судов и пред­ приятий Роскомрыболовства, не подлежащих лицензированию. В. Г. АРТЮХОВ, заместитель министра транспорта. РАССКАЗЫВАЕТ ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА МУРМАНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РТИ ВЛАДИМИР ТАЛАЛАЕВ. - Задачи наши обширны - от контроля за круп­ ными перевозками грузов, так сказать, государст­ венного масштаба, до технического состояния транспортные средств. Ни а уж коль скоро наш отдел называется МОР­ СКОЙ инспекцией, то все, что связано с морским транспортом, и есть наша непосредственная рабо­ та. К примеру, экология: конечно, мы не вмешиваем­ ся в работу экологов, но выполняем функции надзорного органа, к предложениям которого сто­ ит прислушаться. Времена авторитарного управления нашим госу­ дарством, когда нужно было лишь слушать "цен­ ные указания" центра, миновали. Сейчас дали боль­ ше прав регионам, но все же, чтобы правильно р у ­ ководить, нужна объективная информация. Сбором ее, в частности, мы и занимаемся. За примерами далеко ходить не надо. Возьмем недавнее постановление главы областной админи­ страции "О лицензировании отдельных видов дея­ тельности". Очень многие наши мурманские структуры стараются его игнорировать, а зача­ стую и просто не выполняют. 15 июня Мурманский порт покинуло финское судно "Fones", которому АО "Мурманская судо­ верфь", не имея лицензии, отгрузило 1658,91 т ме­ таллолома. И такое - практически постоянно. Пользуясь случаем, хотел бы довести до сведе­ ния руководителей предприятий текст ранее на­ званного мною постановления. “О контроле за выполнением по­ становления Правительства Россий­ ской Федерации “О лицензировании отдельных видов деятельности" от 24 декабря 1994 года № 1418 в Мурман­ ской области. В связи с регистрацией много­ численных судовладельческих и других компаний различных видов собственности, занимающихся мор­ скими видами деятельности, подле­ жащими лицензированию, участились случаи нарушения тре­ бований международных конвенций и национальных правил, обеспечи­ вающих безопасность осуществле­ ния транспортного процесса. Для эффективного использова­ ния на практике механизма лицен­ зирования и инспектирования в це­ лях повышения безопасности судо­ ходства и охраны окружающей среды, формирования условий для государственного регулирования развития морских видов деятельно­ сти ПОС Т АНОВ Л ЯЮ: 1. Утвердить схему лицензирова­ ния и инспектирования перевозоч­ ной, транспортно-экспедиторской, брокерской и другой деятельности, связанной с осуществлением транс­ портного процесса на морском и внутреннем водном транспорте в Мурманской области (приложение № 1). 2. Мурманскому областному от­ делению Российской транспортной инспекции (В. Ф. Дэида) органи­ зовать проведение экспертизы (предварительное обследования) субъектов лицензирования с при­ влечением необходимых предприя­ тий и специалистов. 3. Утвердить схему проведения платной экспертизы лицензиата с оформлением соответствующих до­ кументов (приложение № 2) на территории Мурманской области. 4. Контроль за исполнением на- стоящено постановления возложить на заместителя главы администра­ ции области В. В. Лунцевича. Е. Б. КОМАРОВ, глава администрации Мурманской области. НЕДРА СЕВЕРА ПРЕПОДНОСЯ! С Е Н С А Ц ИЮ Павел ЛУЖИН На прошедшем в Петрозавод­ ске симпозиуме ученых Северо- Запада геологи сделали сенсационное заявление: по их данным, на Кольском полуострове, в Карелии, районах, прилегающих к Ладожскому озеру, находятся перспективные месторождения зо­ лота и платиноидов. По предвари­ тельной оценке они не уступают знаменитым колымским. Для де­ тальной разведки и оконтуривания участков, отметили специалисты, требуется несколько сот миллио­ нов долларов. Разработку подзем­ ных кладовых можно будет начать в ближайшие годы. РОССИЯ ПОЛУЧИТ. МНОГИЕ МИЛЛИАРДЫ ДОЛЛАРОВ , если Государственная Дума примет закон об освоении а р к т ич е с к о г о шельфа Борис КОНОВАЛОВ Российская компания по освое­ нию шельфа - “Росшельф“ - офи­ циально объявила, что технически, финансово и организационно прора­ ботаны все вопросы, связанные с освоением нефтяного месторожде­ ния “Приразломное", расположен­ ного в Печорском море. Детальное технико-экономическое обоснование проекта показывает, что добыча нефти в этом арктическом районе будет вполне рентабельна. С этим согласились и междуна­ родные эксперты. ТЭО было пред­ ставлено Международной финансовой корпорации в Вашинг­ тоне, Европейскому банку рекон­ струкции и развития, ряду коммерческих банков. - В целом инвесторы уже сегод­ ня готовы вложить в разработку месторождения “Приразломное “ более миллиарда долларов, - ска­ зал президент “Росшельфа“ ака­ демик Е. Велихов. - Возможное долевое участие на сегодня выгля­ дит так: 15 процентов дает РАО “Газпром44, столько же - австра­ лийская компания Би-эйч-пи, по 20 процентов - Международная финансовая корпорация и Евро­ пейский банк реконструкции и развития, остальное - российские и зарубежные коммерческие банки. Уже есть двадцать компаний, ко­ торые дали предварительное согла­ сие покупать российскую арктическую нефть. И перед нами сейчас, в сущности, только один барьер - отсутствие в России зако­ на о долевом разделении продук­ ции месторождений шельфа между государством и инвесторами, а без этого, естественно, ни один финан­ сист деньги вкладывать не будет. Если Государственная Дума до летних каникул успеет принять этот жизненно важный закон и он будет разумным, то уже в 1998 го­ ду мы сможем начать добычу и коммерческую продажу нефти. Напомним, что речь идет не только об освоении ресурсов Рос-і сии, получении столь необходимой нам валюты, но и о предоставле­ нии рабочих мест для российской оборонной промышленности. “Рос- шельф“ получил лицензию на раз­ работку “Приразломного4 и крупнейшего газоконденсатного Штокмановского месторождения в Баренцевом море при условии, что обеспечит тысячи рабочих мест в оборонной промышленности. На первом этапе освоения мес­ торождения нефть с “Приразлом­ ного4 будет вывозиться круглый год ледокольными танкерами. На случай задержки танкеров плат­ форма будет иметь большое хра­ нилище, рассчитанное на прием десятидневной добычи - примерно 200 тыся1! тонн нефти. В дальней­ шем в районе острова Колгуев, круглый год свободного ото льда, предполагается построить специ­ альную нефтебазовую платформу, куда нефть будет подаваться по трубопроводу. Общие запасы нефти и газа российского арктического шельфа в нынешних мировых ценах оцени­ ваются фантастической цифрой ? 4,5 триллиона долларов. И Госу­ дарственной Думе, формируя при­ оритеты в очередности принятия законов, надо, безусловно, учиты­ вать это. В Мурманске сферы влияния на рынке услуг после разва­ ла Госстраха СССР поделили негосударственные страхо­ вые структуры . Их не менее 30 - все и не перечислить . В первом ряду Северо-Западная морская страховая компания “Мариек1. Президент Союза страховщико^в Севера, гене­ ральный директор компании Валерий ЗАЙЦЕВ отвечает на вопросы корреспондента "Course ". - Валерий Николаевич, где-то пару лет на­ зад мы уже беседовали с вами. Тогда компания, как говорится, только становилась на ноги. Че­ го вы достигли за прошедшее время? - Пройденный путь не был гладким, но смею заверить, что мы далеко продвинулись вперед. Открыт филиал в Петрозаводске. С 4,5 до 500 миллионов рублей увеличен устав­ ный фонд. Значительно прибавилось клиен­ тов. - Судя по названию, стратегическое направ­ ление вашей деятельности - море. Действитель­ но это так? - Да, упор сделан на страхование судов, грузов, фрахтовых операций. Из 16 видов ли­ цензий, выдаваемых Росстрахнадзором, мы получили пока 6. Заявки на другие рассмат­ риваются. Мы можем производить страхова­ ние от несчастных случаев, финансовых рис­ ков, личное, имущественное, автомобилей. Кроме того, являемся перестраховочным пар­ тнером многих крупных страховых фирм страны. Что это значит? К примеру, в прошлом году потерпел ава­ рию пассажирский самолет под Иркутском. Страховые выплаты произвели несколько компаний, связанных перестраховочными до­ говорами. Наша доля составила 32 миллиона. И если, скажем, в результате катастрофы пойдет ко дну судно, застрахованное у нас, то в покрытии страховой суммы будут участво­ вать Н наши компаньоны по бизнесу. На мой взгляд, такая форма взаимоотношений между страховщиками в случае крупных неудач да­ ет больше шансов предотвратить финансовый крах. В прошлом году по страховым полисам мы выплатили физическим лицам 300 милли­ онов рублей. 120 миллионов получили прибы­ ли. Правда, большая часть ее пошла на платежи в бюджет. - По всей вероятности, вы имеете опреде­ ленный круг клиентов. Кто они? - Коммерческие предприятия и фирмы, входящие в Союз рыбопромышленников Се­ вера, прочие рыбопромысловые организации всех форм собственности. Впрочем, двери у нас открыты для всех. - Ваши конкуренты, в частности филиалы крупных московских страховых компаний (“Русский Дом страхования" и т.д.), проводят в Мурманске активную наступательную пол­ итику. Сказывается ли она на вашей работе? - Вы правы. Пришлые соперники теснят. Некоторые мурманские фирмы или закры­ лись, или -перешли под крыло иногородних страховых структур. Для региона развитие сети этих компаний - крайне невыгодно. Идет перекачка денег за пределы области. Местные власти прежде всего должны оказы­ вать поддержку северным страховым фир­ мам. - И что же в перспективе? - Мы стоим твердо. Есть идея расширить число учредителей. И на нашей основе со­ здать мощную специализированную с т р а х ^ вую корпорацию. Предполагаем открыть представительства во всех отделениях Цент­ рального банка рыбной отрасли. Этот вопрос прорабатывается.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz