Рыбный Мурман. 1995 г. Июнь.
Спроси сейчас любого капитана: что самое противное сегодня, что раздражает его больше всего? И он, не задумываясь , скажет: “Декларирование грузов для таможни. Все остальное - для каждого судна свое“. дов будет не свыше 60 суток. А потому фановая система здесь должна была действовать на пре сной воде, чтобы сохранить трубы. Но у нас ведь совсем другая практика: автономность требова лась втрое большая, людей сюда запихать надо вдвое больше, соответственно продуктов и снаб жения - под все эти задачи. Переделали все и вся, загубили трубы морской водой. Теперь у ме хаников в запасе бинтов больше, чем у врача, по скольку трубы "лечат" с помощью эпоксидки и бинтов. - П латят вам х о р ош о ? - Вот посмотрите: у капитана оклад 374 тыся чи рублей. Один титул и остался. - А ш е в р о ны і - Мы их не носим (смеется), не на что форму шить. - А л ю б о в ь к р о д н о м у ф л о ту? - Есть такая. Ведь столько лет отбабахали! Ко нечно, ревниво следим за успехами и провалами тралфлота. Вот, например, очень жалко флот и себя со товарищи: сколько приходится тратить денег, времени, нервов на нелепости с деклари рованием. Очень похожие требования у Мавританской таможни: там требуют декларировать все - от топлива до вилки-ложки и трусов. Правда, наша таможня про трусы ничего пока не говорит, но топливо, масла, краску - до килограмма, и все остальное с той же дотошностью. Назад прихо дим - опять все сначала: сколько, каким судам отдали, сколько сами извели и сколько привезли топлива, мяса, соли, запчастей и т. д. А деньги? Таможня "снимает" 17 копеек с рубля. Не слабо! В прошлый раз мы 18 миллиончиков отстегнули. За что? Где, в какой цивилизованной стране есть аналог? На Африку равняемся? А еще обидней, что теперь мы не можем производить погрузку -вы грузку в укрытиях (в бухтах под берегом), так как это 12-мильная зо на России, зайдешь - заплатишь за экспорт рыбы. Ох как все это нелепо... - Не б удем о гр у с т н о м , А л е кс а н д р С тепа нович . В переди ю б и л е й ф лота , ко т о р ы й вам д а л е ко не б е зр а з л и ч е н . И " кр у и з н ы й " рей с , в к о т о р о м я ж е л а ю вам уд а ч и и б л а го п о л у чия ! На снимке капитан “Ко вдара " А. С. КОНОПЛЯН- КО и старший механик Б.К. НИКОЛАЕНКОВ. Посольно-свежьевой траулер “Кренометр “ готовился к выходу в рейс. В первый после трехлетнего перерыва. Столь длительный ант ракт был связан с ремонтом. Где он только не ремонтировался! И что получилось в итоге, покажет рабо та на промысле. Правда, траулер сверкает на солнце свежей кра ской и выглядит прямо-таки но веньким. Капитана на борту нет, поэтому разговор веду со старпомом Евге нием Сивагиным. Сразу выясняется интересная деталь: капитан-то “Кренометра “ Игорь Поваляев впервые идет в рейс капитаном. Старший помощ ник, как, впрочем, и весь экипаж, впервые на этом судне. “Не страшно? “ - спрашиваю Евгения Альбертовича. - “Нет. Надеемся, что наш первый блин не будет ко мом Дай-то Бог! Рейс легким быть не обещает: суточный план вылова - 11 тонн, для ПСТ - немало. И готовой продукции надо каждый день выдать 8 тонн, плюс рыбмука, плюс консервы - “Печень трески по-мурмански “ . А из механизации в рыбцехе - только транспортеры. То есть сплошной ручной труд. На роду на судне немнЛо. А если еще и вспомнить, что траулер три года стоял у стенки, механизмы не кру тились, то вполне можно посочув ствовать морякам. Ко всему прочему - огромней шая проблема со снабжением. На пример, нет ни одного шкерочного ножа (?!). Пока мы беседовали со старпомом, вернулся из похода по соседним судам один из моряков и радостно помахал тремя ножами - нашел! Да еще не на всех судах побывал, есть надежда, что за два дня до отхода насобирает... Сегодня “Кренометр “ уже в мо ре. Как вам работается, ребята? И вообще, говоря о сегодняшнем дне старейшего в стране и одного из самых крупных флотов России, Вла димир Витальевич полон оптимизма: - Конечно, проблем хватает. Но уже вошли в рыноч ную экономику, определили стратегию флота. И отра батываем тактику. Созданы компании, где суда и другие ценности ос таются полностью в собственности флота, но у этих фирм свои расчетные счета. А значит, люди, работаю щие в новых структурах, в полной мере ощущают себя хозяевами: сами планируют, сколько требуется работ ников, сколько надо приобрести оборудования, по ка кой цене, или лучше отремонтировать то, что есть, и т. д. О "Дельфине” уже говорилось много, "РМ " писал не раз о его успешной работе. А вот, например, что такое АОЗТ "Торговая фирма МТФ"? Эта компания, оказывается, ведает снабжением экипажей продукта ми. Теперь ведь нет магазина плавсостава, который выдавал на суда продукты по норме или пониже (и пожиже). "Торговая фирма" ищет и находит поставщи ков, причем по ценам на порядок ниже мурманских. А в перспективе у флота - создание настоящей хол динговой компании, развитие береговой перерабаты вающей базы, дабы прекратить обогащение Норвегии российскими руками, то бишь российским сырьем. В стадии проработки вопрос о приобретении в Германии шести новых судов. Ясно, что эти и многие другие планы осуществятся, потому что у тралфлота есть главное - люди. 75 лет, сменяя друг друга, поколения тралфлотовцев, букваль но не щадя живота своего, творили и созидали этот флот. Большинство управленцев и немалая часть моря ков - те, кто отдал тралфлоту по 20 и более лет. - Я работаю 2 2 -й год, - рассказывает Владимир Витальевич, - мой отец и дядя всю жизнь работали в тралфлоте. Общаясь с моряками разных флотов, я не раз отме чала болезненную ревность тралфлотовцев к малейше му проявлению чьей-то симпатии к "ч уж ом у " флоту. А уж про чьи-то успехи при тралфлотовцах сказать - врагов нажить. К чести руководства надо отметить, что нигде не заботятся так о ветеранах, как в траловом флоте. Пере числяя драгоценные для юбиляра фамилии, зам. гене рального сказал такое: - Мы стараемся заглянуть в душу ветерана, понять его в его проблемах, помочь по мере сил. И это не красивые слова. Дело. Впрочем, может, и успехи тралфлота от такого подхода руководства: ска зал слово, обещал - умри, но выполни. Тут уж нет пощады никому, даже близкому другу. Не требуется письменных обязательств, не тратятся впустую нервы... Помните, "РМ " писал о "долгострое", доме, который очень ждут более 50 семей тралфлотовцев? Решено: достроить. И знаете, за счет чего? За счет урезания зарплаты управленцев примерно месяца на четыре. Соколов по этому поводу сказал: - Как бы тяжело ни было, достроим. Мы обещали, люди надеются. Как иначе? Мы еще разговаривали с Владимиром Витальеви чем, когда в кабинет зашел смуглый, элегантный госпо дин. - Нежаши. Президент фирмы из Мавритании. Парт нер тралфлота - представился он мне. А потом присо единился к нашей беседе. - Меня удивляет мой друг Владимир, когда говорит, что старается сохранить рабочие места для людей. И при этом достойно выйти из трудной экономической ситуации. У меня более жесткая концепция, но без жесткости не получится успешный бизнес. Я все делаю для того, чтобы дело процветало, у меня не благотво рительная компания. Жизнь заставляет вести жесткую политику. Соколов по -доброму улыбается, не возражая... Материалы страницы подготовила Инна БЕРЕЗЮК, фото Андрея ПРОНИНА. "И если оф и ц и а л ь н о й да той со зд а н и я т р а л о в о го флота считается 19 м а р та 1920 года , к о г д а бы л о п р и н я то р еш е н и е о наци о нал и зац и и т р а л ьщ и ко в , то ф а к т и ч е с к о е р о ж д е н и е флота п р о и з ош л о 2 9 ию ня то го ж е года , к о г д а с о в е т с ки е тр а ул е ры в п е р вы е начали п р о м ы с е л ” . История Мурманского тралового флота (Мурманское книжное издательство, 1973). г о п ы . В Е Р Н О С Т Ь О С Т А Е Т С Я В управлении, перечисляя суда флота, сто ящие в порту, сказали: "Вот "Ковдор " - наш кр у изный пароход ..." Я поняла, что это шутка, означающая: "Ковдор " рыбу не ловит, работает в транспортном варианте. Дело это сравнительно новое, надо узнать что к чему. Пока третий помощник капитана Виктор Вла сенко, вчерашний выпускник нашей академии, рассказывал мне про будни "Ковдора", появился капитан. Улыбчивый, энергичный. В недавнее время Александра Степановича избрали вице- президентом Ассоциации капитанов Севера. Бы ли тогда большие планы и мечты. Но безденежье сломало все. Кроме оптимизма Александра Ко- ноплянко. Посмеялись над "круизным " названием. Вспомнили радости и горести советских времен. Перешли к дню сегодняшнему. - Р аз вы тра н сп о р тни ки , зна ч и т , ка ж д ы й день ш в а р то в ки . К а к ваш и не р вы вы д е р ж и ваю т? - Тренировка сказывается, - смеется Алек сандр Степанович. - Как-никак 35 лет трениру юсь. Конечно, легко говорить... Бывает, вроде погода хорошая, а работать невозможно: зыбь складывает пароходы. В прошлом году не смог ли ошвартовать БМРТ на траверзе Лиссабона, пришлось спускаться чуть ли не на 200 миль. А наш "Ковдор " старый, приходится работать с о г лядкой. Под 30 ему. - Вот, н а ве р н о е , где п р о б л ем м о р е ... - Не сказал бы. С точки зрения эксплуатаци онных расходов "Ковдор " - корабль экономич ный, прост в обслуживании. Ведь он строился, когда еще об электронике в широких кругах ни чего не знали. Строился за границей, значит, сте пень надежности высока. Строился для людей, посмотрите: все облицовано деревом. - А га , на трапе то ком не бьет. - Знаете, я в свое время принимал из ново- строя однотипный ППР "Зеленоборск". Так там на рыбофабрике вращающиеся кресла вдоль ры- бодела стояли! Предполагалось, что автономность у этих су- Ордена Октябрьской Революции Мурманский траловый флот. Недавно гордились этой наградой и званием. Сегодня не вспоминают. А интересно, по тем меркам за экономический уровень, которо го достиг тралфлот сегодня, что дали бы ему? Но белевскую премию? - Нобелевскую премию конечно, - улыбается первый заместитель генерального директора АО "Мурманский траловый флот" Владимир Соколов. - Если мы в тяжелейших условиях да еще и сократив флот смогли достичь более высокой производи тельности, чем в прошлом году, по советским зако нам нам бы полагался орден Ленина. Хотя, конечно, не в наградах дело. В кабинете Соколова на стене карта мира, где вся Атлантика уставлена красными корабликами. Это понятно: траулеры на промысле. Но на той же карте - схема расстановки тралфлотовских судов у мурманских причалов. И здесь их тоже очень мно го. Почему? - Половину тресковой квоты выбрали, поэтому траулеры поставили на отстой, моряки уехали в отпуск. С 1 июля СТМы пойдут на скумбрию, потом на камбалу и пикшу. Уже готов к рейсу ППР, будет принимать рыбу у них и морозить. Стройный рядок красных корабликов у Маври тании - БАТы, недавно - авангард и опора флота. - Они очень хорошо работают. Сдают рыбу там же, взамен - тара, топливо, продукты. Только тралы отправляем им с попутными судами. Попробовали привезти рыбу сюда, а она из-за таможенной по шлины золотой нам обошлась: около 600 миллио нов рублей понадобилось, чтобы оформить таможенный сбор. И с 1 июля пошлина снова воз растет. С этого года полностью прекратилось сотрудни чество с "Севрыбхолодфлотом". Бывшие смежни ки не нашли единого подхода к проблеме перевозки рыбопродукции, каждый пошел своим путем. Тралфлот, по-видимому, не жалеет об этом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz