Рыбный Мурман. 1995 г. Июнь.

Спроси сейчас любого капитана: что самое противное сегодня, что раздражает его больше всего? И он, не задумываясь , скажет: “Декларирование грузов для таможни. Все остальное - для каждого судна свое“. дов будет не свыше 60 суток. А потому фановая система здесь должна была действовать на пре­ сной воде, чтобы сохранить трубы. Но у нас ведь совсем другая практика: автономность требова­ лась втрое большая, людей сюда запихать надо вдвое больше, соответственно продуктов и снаб­ жения - под все эти задачи. Переделали все и вся, загубили трубы морской водой. Теперь у ме­ хаников в запасе бинтов больше, чем у врача, по­ скольку трубы "лечат" с помощью эпоксидки и бинтов. - П латят вам х о р ош о ? - Вот посмотрите: у капитана оклад 374 тыся­ чи рублей. Один титул и остался. - А ш е в р о ны і - Мы их не носим (смеется), не на что форму шить. - А л ю б о в ь к р о д н о м у ф л о ту? - Есть такая. Ведь столько лет отбабахали! Ко­ нечно, ревниво следим за успехами и провалами тралфлота. Вот, например, очень жалко флот и себя со товарищи: сколько приходится тратить денег, времени, нервов на нелепости с деклари­ рованием. Очень похожие требования у Мавританской таможни: там требуют декларировать все - от топлива до вилки-ложки и трусов. Правда, наша таможня про трусы ничего пока не говорит, но топливо, масла, краску - до килограмма, и все остальное с той же дотошностью. Назад прихо­ дим - опять все сначала: сколько, каким судам отдали, сколько сами извели и сколько привезли топлива, мяса, соли, запчастей и т. д. А деньги? Таможня "снимает" 17 копеек с рубля. Не слабо! В прошлый раз мы 18 миллиончиков отстегнули. За что? Где, в какой цивилизованной стране есть аналог? На Африку равняемся? А еще обидней, что теперь мы не можем производить погрузку -вы грузку в укрытиях (в бухтах под берегом), так как это 12-мильная зо­ на России, зайдешь - заплатишь за экспорт рыбы. Ох как все это нелепо... - Не б удем о гр у с т н о м , А л е кс а н д р С тепа ­ нович . В переди ю б и л е й ф лота , ко т о р ы й вам д а л е ко не б е зр а з л и ч е н . И " кр у и з н ы й " рей с , в к о т о р о м я ж е л а ю вам уд а ч и и б л а го п о л у ­ чия ! На снимке капитан “Ко вдара " А. С. КОНОПЛЯН- КО и старший механик Б.К. НИКОЛАЕНКОВ. Посольно-свежьевой траулер “Кренометр “ готовился к выходу в рейс. В первый после трехлетнего перерыва. Столь длительный ант­ ракт был связан с ремонтом. Где он только не ремонтировался! И что получилось в итоге, покажет рабо­ та на промысле. Правда, траулер сверкает на солнце свежей кра­ ской и выглядит прямо-таки но­ веньким. Капитана на борту нет, поэтому разговор веду со старпомом Евге­ нием Сивагиным. Сразу выясняется интересная деталь: капитан-то “Кренометра “ Игорь Поваляев впервые идет в рейс капитаном. Старший помощ­ ник, как, впрочем, и весь экипаж, впервые на этом судне. “Не страшно? “ - спрашиваю Евгения Альбертовича. - “Нет. Надеемся, что наш первый блин не будет ко­ мом Дай-то Бог! Рейс легким быть не обещает: суточный план вылова - 11 тонн, для ПСТ - немало. И готовой продукции надо каждый день выдать 8 тонн, плюс рыбмука, плюс консервы - “Печень трески по-мурмански “ . А из механизации в рыбцехе - только транспортеры. То есть сплошной ручной труд. На­ роду на судне немнЛо. А если еще и вспомнить, что траулер три года стоял у стенки, механизмы не кру­ тились, то вполне можно посочув­ ствовать морякам. Ко всему прочему - огромней­ шая проблема со снабжением. На­ пример, нет ни одного шкерочного ножа (?!). Пока мы беседовали со старпомом, вернулся из похода по соседним судам один из моряков и радостно помахал тремя ножами - нашел! Да еще не на всех судах побывал, есть надежда, что за два дня до отхода насобирает... Сегодня “Кренометр “ уже в мо­ ре. Как вам работается, ребята? И вообще, говоря о сегодняшнем дне старейшего в стране и одного из самых крупных флотов России, Вла­ димир Витальевич полон оптимизма: - Конечно, проблем хватает. Но уже вошли в рыноч­ ную экономику, определили стратегию флота. И отра­ батываем тактику. Созданы компании, где суда и другие ценности ос­ таются полностью в собственности флота, но у этих фирм свои расчетные счета. А значит, люди, работаю­ щие в новых структурах, в полной мере ощущают себя хозяевами: сами планируют, сколько требуется работ­ ников, сколько надо приобрести оборудования, по ка­ кой цене, или лучше отремонтировать то, что есть, и т. д. О "Дельфине” уже говорилось много, "РМ " писал не раз о его успешной работе. А вот, например, что такое АОЗТ "Торговая фирма МТФ"? Эта компания, оказывается, ведает снабжением экипажей продукта­ ми. Теперь ведь нет магазина плавсостава, который выдавал на суда продукты по норме или пониже (и пожиже). "Торговая фирма" ищет и находит поставщи­ ков, причем по ценам на порядок ниже мурманских. А в перспективе у флота - создание настоящей хол­ динговой компании, развитие береговой перерабаты­ вающей базы, дабы прекратить обогащение Норвегии российскими руками, то бишь российским сырьем. В стадии проработки вопрос о приобретении в Германии шести новых судов. Ясно, что эти и многие другие планы осуществятся, потому что у тралфлота есть главное - люди. 75 лет, сменяя друг друга, поколения тралфлотовцев, букваль­ но не щадя живота своего, творили и созидали этот флот. Большинство управленцев и немалая часть моря ­ ков - те, кто отдал тралфлоту по 20 и более лет. - Я работаю 2 2 -й год, - рассказывает Владимир Витальевич, - мой отец и дядя всю жизнь работали в тралфлоте. Общаясь с моряками разных флотов, я не раз отме­ чала болезненную ревность тралфлотовцев к малейше­ му проявлению чьей-то симпатии к "ч уж ом у " флоту. А уж про чьи-то успехи при тралфлотовцах сказать - врагов нажить. К чести руководства надо отметить, что нигде не заботятся так о ветеранах, как в траловом флоте. Пере­ числяя драгоценные для юбиляра фамилии, зам. гене­ рального сказал такое: - Мы стараемся заглянуть в душу ветерана, понять его в его проблемах, помочь по мере сил. И это не красивые слова. Дело. Впрочем, может, и успехи тралфлота от такого подхода руководства: ска­ зал слово, обещал - умри, но выполни. Тут уж нет пощады никому, даже близкому другу. Не требуется письменных обязательств, не тратятся впустую нервы... Помните, "РМ " писал о "долгострое", доме, который очень ждут более 50 семей тралфлотовцев? Решено: достроить. И знаете, за счет чего? За счет урезания зарплаты управленцев примерно месяца на четыре. Соколов по этому поводу сказал: - Как бы тяжело ни было, достроим. Мы обещали, люди надеются. Как иначе? Мы еще разговаривали с Владимиром Витальеви­ чем, когда в кабинет зашел смуглый, элегантный госпо­ дин. - Нежаши. Президент фирмы из Мавритании. Парт­ нер тралфлота - представился он мне. А потом присо­ единился к нашей беседе. - Меня удивляет мой друг Владимир, когда говорит, что старается сохранить рабочие места для людей. И при этом достойно выйти из трудной экономической ситуации. У меня более жесткая концепция, но без жесткости не получится успешный бизнес. Я все делаю для того, чтобы дело процветало, у меня не благотво­ рительная компания. Жизнь заставляет вести жесткую политику. Соколов по -доброму улыбается, не возражая... Материалы страницы подготовила Инна БЕРЕЗЮК, фото Андрея ПРОНИНА. "И если оф и ц и а л ь н о й да той со зд а н и я т р а л о в о го флота считается 19 м а р та 1920 года , к о г д а бы л о п р и н я то р еш е н и е о наци о нал и зац и и т р а л ьщ и ко в , то ф а к т и ч е с к о е р о ж д е н и е флота п р о и з ош л о 2 9 ию ня то го ж е года , к о г д а с о в е т с ки е тр а ул е ры в п е р вы е начали п р о м ы с е л ” . История Мурманского тралового флота (Мурманское книжное издательство, 1973). г о п ы . В Е Р Н О С Т Ь О С Т А Е Т С Я В управлении, перечисляя суда флота, сто­ ящие в порту, сказали: "Вот "Ковдор " - наш кр у ­ изный пароход ..." Я поняла, что это шутка, означающая: "Ковдор " рыбу не ловит, работает в транспортном варианте. Дело это сравнительно новое, надо узнать что к чему. Пока третий помощник капитана Виктор Вла­ сенко, вчерашний выпускник нашей академии, рассказывал мне про будни "Ковдора", появился капитан. Улыбчивый, энергичный. В недавнее время Александра Степановича избрали вице- президентом Ассоциации капитанов Севера. Бы­ ли тогда большие планы и мечты. Но безденежье сломало все. Кроме оптимизма Александра Ко- ноплянко. Посмеялись над "круизным " названием. Вспомнили радости и горести советских времен. Перешли к дню сегодняшнему. - Р аз вы тра н сп о р тни ки , зна ч и т , ка ж д ы й день ш в а р то в ки . К а к ваш и не р вы вы д е р ж и ­ ваю т? - Тренировка сказывается, - смеется Алек­ сандр Степанович. - Как-никак 35 лет трениру­ юсь. Конечно, легко говорить... Бывает, вроде погода хорошая, а работать невозможно: зыбь складывает пароходы. В прошлом году не смог­ ли ошвартовать БМРТ на траверзе Лиссабона, пришлось спускаться чуть ли не на 200 миль. А наш "Ковдор " старый, приходится работать с о г­ лядкой. Под 30 ему. - Вот, н а ве р н о е , где п р о б л ем м о р е ... - Не сказал бы. С точки зрения эксплуатаци­ онных расходов "Ковдор " - корабль экономич­ ный, прост в обслуживании. Ведь он строился, когда еще об электронике в широких кругах ни­ чего не знали. Строился за границей, значит, сте­ пень надежности высока. Строился для людей, посмотрите: все облицовано деревом. - А га , на трапе то ком не бьет. - Знаете, я в свое время принимал из ново- строя однотипный ППР "Зеленоборск". Так там на рыбофабрике вращающиеся кресла вдоль ры- бодела стояли! Предполагалось, что автономность у этих су- Ордена Октябрьской Революции Мурманский траловый флот. Недавно гордились этой наградой и званием. Сегодня не вспоминают. А интересно, по тем меркам за экономический уровень, которо­ го достиг тралфлот сегодня, что дали бы ему? Но­ белевскую премию? - Нобелевскую премию конечно, - улыбается первый заместитель генерального директора АО "Мурманский траловый флот" Владимир Соколов. - Если мы в тяжелейших условиях да еще и сократив флот смогли достичь более высокой производи­ тельности, чем в прошлом году, по советским зако­ нам нам бы полагался орден Ленина. Хотя, конечно, не в наградах дело. В кабинете Соколова на стене карта мира, где вся Атлантика уставлена красными корабликами. Это понятно: траулеры на промысле. Но на той же карте - схема расстановки тралфлотовских судов у мурманских причалов. И здесь их тоже очень мно­ го. Почему? - Половину тресковой квоты выбрали, поэтому траулеры поставили на отстой, моряки уехали в отпуск. С 1 июля СТМы пойдут на скумбрию, потом на камбалу и пикшу. Уже готов к рейсу ППР, будет принимать рыбу у них и морозить. Стройный рядок красных корабликов у Маври­ тании - БАТы, недавно - авангард и опора флота. - Они очень хорошо работают. Сдают рыбу там же, взамен - тара, топливо, продукты. Только тралы отправляем им с попутными судами. Попробовали привезти рыбу сюда, а она из-за таможенной по­ шлины золотой нам обошлась: около 600 миллио­ нов рублей понадобилось, чтобы оформить таможенный сбор. И с 1 июля пошлина снова воз­ растет. С этого года полностью прекратилось сотрудни­ чество с "Севрыбхолодфлотом". Бывшие смежни­ ки не нашли единого подхода к проблеме перевозки рыбопродукции, каждый пошел своим путем. Тралфлот, по-видимому, не жалеет об этом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz