Рыбный Мурман. 1995 г. Июнь.

ПТЕНЦЫ З А Б Ы Т О Г О В С Е М И “Нам никто не помогает...4 - не с горечью, а скорее с гордостью сказала директор мурманской кор­ рекционной школы-интерната № 2 В. Склотис. Под ее опекой и забо­ той 198 детей с проблемами психи­ ки, обучение и воспитание которых требует не только высококвалифи­ цированной педагогической подго­ товки, но и немалого финансового обеспечения. Хороших, сильных пе­ дагогов здесь в достатке, а вот фи­ нансы... Но, как ни странно это звучит, деньги для своей школы зарабаты­ вают сами учащиеся. Здесь обору­ дованы швейная и столярная мастерские, где изготавливаются детскими руками “взрослыеu вещи, будь то резные карнизы или выпол­ ненные в модной технике “пэч­ ворк “ салфетки и кухонные прихватки. Недавно воспитанники помимо благодарности от заказчиков (а ими стали, например, трест парикма­ херских и художественная школа № 1) получили реальные, своим трудом заработанные деньги. Около двух миллионов рублей - невелик доход, но за год экономический эф ­ фект от мастерских и по школе в целом составил девять миллионов рублей! Вы удивлены? Да, речь идет о прибыли, а не о потерях и нехват­ ках. Может, этого недостаточно на все необходимое, но важнее другое: взрослые и дети в школе-интернате очень стараются сделать свой дом теплым и уютным. Ремонты, почин­ ки, всяческие сугубо домашние “штучки“ вроде штор с оборочками - все делается школьниками само­ стоятельно, без особой помощи со стороны. Хотя, уж признаем, по­ мощь ох как бы не помешала. Терпеливо, шаг за шагом учите­ ля-предметники, “узкие“ специа­ листы с широкими душами ведут своих таких разных и сложных под­ опечных в большую жизнь. Школа - миг. За ее порогом будет всякое, нужно выдержать и выстоять, обре­ сти себя в ожесточившемся мире. В этом главный смысл тех программ, по которым обучаются дети в кор­ рекционной школе. Для них судьба вытащила не самый лучший биле­ тик, но это не значит, что остается только пассивно подчиняться обсто­ ятельствам. Здесь школьников учат другому. Старшие ребята помогают тем, кому еще тяжелее, - немощ­ ным старикам. Те ждут их в своих всеми забытых пристанищах, лю­ бят, благодарят. Помощь слабому пробуждает сострадание - так де­ тское сознание включается в жесто­ кую и часто несправедливую жизнь ДЕТИ АРКТИКИ ЗА ВЫЖИВАНИЕ Широко раскрытые глаза девоч- спрашивают: “За что?“. Набатом ки, стоящей на зеленой траве возле звучит название этого рисунка - березы, молчаливо просят: “Спаси “Спасите наши души! “. и сохрани нас, Россия!“ . Название Уже достаточно много сказано о этого рисунка, выполненного девя- невысоком уровне экологической тилетней мурманчанкой Аней Заво- культуры наших сограждан. Каза­ риной, можно считать девизом лось бы, пора могучему народу пре- областной выставки детского эколо- одолеть тотальное загрязнение гического рисунка. земли, по которой мы ходим. Со- В нынешнем году она называется всем не риторически звучит назва- “Дети Арктики за выживание “ . ние рисунка одной из самых юных Инициатор и организатор - облает- участниц выставки - шестилетней ной экологический центр управле- Алены Сергеевой. Слова трогатель- ния образования. Выставка но тревожные, простые и очень по- приурочена к июльской IX между- нятные: “Мой Север хрупок, народной конференции “Экология и Спасите его!“ Нашу северную при- Арктика“ . роду Алена видит в розовом цвете, Более трехсот работ поступило на фоне которого она нарисовала от школьников из разных городов и цветок и чаек - символ морского районов области, а также из Нарь- края. ян-Мара. “Подайте, ради Бога, хоть “Конференция. Птицы Арктики каплю кислорода“ , “Пусть будут за выживание” - с таким “экологи- над Мурманском только животворя- ческим“ юмором назван рисунок щие дожди “ - красноречивы назва- девятилетней Кати Нитраткиной. ния художественных работ По ее мнению, наши пернатые подрастающих россиян. друзья, собравшись на скалистом В жизни бывают случаи, кото- птичьем базаре, обсуждают не что рые невозможно воспринимать без иное, как проблемы охраны их при- душевной боли. Одну из таких тра- родной среды. гических тем отражает рисунок де- Неравнодушие к окружающему вятилетней Оли Медведевой. Мы нас миру демонстрируют и рисунки привыкли к тому, что молодая мама детей из Нарьян-Мара. Беспощад- с малышом являются символом сча- ное загрязнение природы показал в стья. Но глаза молодой женщины, своей художественной трилогии изображенной на Олином рисунке, ученик ненецкой средней школы- смотрят на нас с укором, в них не- интерната Николай Апицын.“Новая поддельное безмерное горе. Она ря- тундра“ (таково название трило- дом со своим сынишкой, ее мальчик гии) изобилует брошенными бочка- сидит в инвалидной коляске. За ми, разлитым мазутом, бревнами... спиной мамы видна речка, но не го- Даже циркулярная пила осталась лубая, а иссиня-черная... И изум- лежать на земле после разведчиков ленные глаза ребенка как бы недр и других виновников антропо- №24 16 - 22 июня 1995 года через добро. Не лучшая ли это реа­ билитация в обществе, зачеркиваю­ щая в наших глазах ущербность! Это важный момент, но за трудо­ выми навыками и за заботой о ближнем в школе не забывают и об образовании. Элементы интегриро­ вания, этическая грамматика, эле­ менты регионального компонента - таков далеко не полный перечень преподаваемых предметов. Учебная программа, конечно, упрощена по сравнению с общеобразовательными школами. Но все необходимые для современного человека основные по­ нятия дети усваивают. Не забыто и эстетическое воспитание. В школе много кружков по интересам, спорт- секции, есть вокально-инструмен­ тальная группа “Ласточка “ . Казалось бы, полноценные дети, зачем же такая школа? Не нужно забывать, что путь этих детей к спорту, творчеству, учебе начина­ ется с элементарных навыков само­ обслуживания. Многие из них до школы не то чтобы заниматься по­ делками - пуговицы на рубашке за­ стегнуть не могли. Да, именно от пуговицы до резного карниза и спортивных разрядов. Через преодо­ ление физических трудностей про­ ходят семи- восьмилетние малыши, чтобы потом по окончании школы стать не помехой семье, а подмогой. Уже давно сложились деловые, добрые отношения школы-интерна­ та со строительными профтехучи­ лищами Мурманска и Рослякова. Не одно поколение выпускников получило там специальность. Повторю, что ремонт в школе де­ лается своими силами, потому что своими остаются на долгие годы бывшие ученики. Они всегда рады помочь дому, где им помогли стать гражданами и согрели душевным теплом, людям, что восемь лет не просто учили читать и писать, а учили жить. Ольга ИЩЕНКО. генного надругательства над матуш- кой-землей. О загрязнении моря читателям “Рыбного Мурмана“ рассказывать излишне. Скажу только, что укором работникам плавсостава Северного и рыбопромыслового флотов звучит рисунок десятилетней Юли Мака­ ровой из Североморска. Деревянный ящик, жестяная бочка, радужные пятна от нефтепродуктов плавают на поверхности морской воды. А ря­ дом на льдине - моржата, которым мама-моржиха не позволяет плавать в такой воде. Рисунок так и называ­ ется - “Купаться запрещено“ . От­ радно, что так много юных художников изъявили желание при­ нять участие в выставке на “посто­ роннюю4 для взрослых тему. Дети хорошо поняли цель выставки и до­ статочно глубоко для своего возра­ ста понимают проблемы охраны природы. Значит, не напрасно тру­ дятся в этом направлении педагоги области, в числе которых и сотруд­ ники областного экологического центра. Н. БИГАШЕВА, член оргкомитета выставки, специалист областного коми­ тета экологии и природных ресурсов, Р. КЛЮЕВА, руководитель областного эко­ логического центра. Вовочка навестил в больнице заболевшую учительницу. На другой день на вопросы одноклас­ сников он ответил: - Положение безнадежное. В понедельник придет! ■ - Знаешь, что бывает с девоч­ ками, которые не доедают свою кашу? - Знаю. Они становятся мане­ кенщицами. ■ - Мама, перед дверью стоят двое и поют. - Дай каждому по полтиннику и скажи, чтоб уходили. - Не уверена, что они уйдут. Один из них - папа! ■ Объявление “Здаеца угол. Нидорого. Спро­ сить Вову. 5 лет44. В Сидит на дереве ворона. Мимо бежит заяц. - Что делаешь? - Прикалываюсь. - Можно с тобой? - Залазь. Сидят вдвоем. Пробегает лиса. - Что делаете? - Прикалываемся. ШТУРМ ШЛАКОБЛОКОВ Основной корпус детского дома № 5 отстроен, отремон­ тирован. В нем живет и здрав­ ствует 101 развеселое чадо. Но дяди из управления капиталь­ ного строительства и АООТ “Спецстроймеханизация“ не только напрочь забыли о при­ стройке к дому, но и прибрать за собою “издержки строи­ тельства “ не соизволили. Г-н Швец на напоминания не реа­ гирует. А резвым детям нужен безопасный простор для игр. Пока же досаждает малый травматизм, и хорошо еще, что нет серьезного... К МУЗАМ НЕ В ГОСТИ Анатолий Мешков, дирек­ тор детского дома, не без оте­ ческой гордости заметил, что его дети учатся в школе с эс­ тетическим уклоном № 24, и весьма успешно, без троек. И еще трое, очень способные, по­ сещают музыкальную школу № 6. А ведь попадают в эти “уклоны“ на конкурсной осно­ ве - желающих (и право же - достойных) гораздо больше. КАНИКУЛЫ! Все громкоголосое населе­ ние детдома отбывает (смен­ ными группами) на каникулы. Солнечная Анапа примет 75 воспитанников, 28 особо отли­ чившихся ждет Дания. По­ следнее, говорят, стало возможным заботами могуще­ ственного депутата мурманчан - Козырева. Ш У Т И М К А К У М Е Е М - Можно с вами? - Залазь. Сидят втроем. Пробегает волк. - Что делаете? - Прикалываемся. - Можно с вами? - Залазь. Сидят вчетвером. Пробегает медведь. - Что делаете? - Прикалываемся. - Можно с вами? - Залазь. Залез медведь. Ветка тресну­ ла, все упали. Ворона взлетает и говорит: - Люблю приколы с обломами. ■ - Сыночек, не ходи каждый день на дискотеку, оглохнешь. - Я уже покушал, мамочка. 'в Бритвочка с картошкой и^ут по рельсам. А тут поезд! Когда он прошел, бритвочка встает: “Эй, пюре, пошли дальше! “. ■ Дочка у мамы спрашивает: - Мама, как правильно пишет­ ся: “флюкончик4 или “флякон- чик “? - Напиши “пизирек4 и ложись спать. РМ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz