Рыбный Мурман. 1995 г. Июнь.
ПТЕНЦЫ З А Б Ы Т О Г О В С Е М И “Нам никто не помогает...4 - не с горечью, а скорее с гордостью сказала директор мурманской кор рекционной школы-интерната № 2 В. Склотис. Под ее опекой и забо той 198 детей с проблемами психи ки, обучение и воспитание которых требует не только высококвалифи цированной педагогической подго товки, но и немалого финансового обеспечения. Хороших, сильных пе дагогов здесь в достатке, а вот фи нансы... Но, как ни странно это звучит, деньги для своей школы зарабаты вают сами учащиеся. Здесь обору дованы швейная и столярная мастерские, где изготавливаются детскими руками “взрослыеu вещи, будь то резные карнизы или выпол ненные в модной технике “пэч ворк “ салфетки и кухонные прихватки. Недавно воспитанники помимо благодарности от заказчиков (а ими стали, например, трест парикма херских и художественная школа № 1) получили реальные, своим трудом заработанные деньги. Около двух миллионов рублей - невелик доход, но за год экономический эф фект от мастерских и по школе в целом составил девять миллионов рублей! Вы удивлены? Да, речь идет о прибыли, а не о потерях и нехват ках. Может, этого недостаточно на все необходимое, но важнее другое: взрослые и дети в школе-интернате очень стараются сделать свой дом теплым и уютным. Ремонты, почин ки, всяческие сугубо домашние “штучки“ вроде штор с оборочками - все делается школьниками само стоятельно, без особой помощи со стороны. Хотя, уж признаем, по мощь ох как бы не помешала. Терпеливо, шаг за шагом учите ля-предметники, “узкие“ специа листы с широкими душами ведут своих таких разных и сложных под опечных в большую жизнь. Школа - миг. За ее порогом будет всякое, нужно выдержать и выстоять, обре сти себя в ожесточившемся мире. В этом главный смысл тех программ, по которым обучаются дети в кор рекционной школе. Для них судьба вытащила не самый лучший биле тик, но это не значит, что остается только пассивно подчиняться обсто ятельствам. Здесь школьников учат другому. Старшие ребята помогают тем, кому еще тяжелее, - немощ ным старикам. Те ждут их в своих всеми забытых пристанищах, лю бят, благодарят. Помощь слабому пробуждает сострадание - так де тское сознание включается в жесто кую и часто несправедливую жизнь ДЕТИ АРКТИКИ ЗА ВЫЖИВАНИЕ Широко раскрытые глаза девоч- спрашивают: “За что?“. Набатом ки, стоящей на зеленой траве возле звучит название этого рисунка - березы, молчаливо просят: “Спаси “Спасите наши души! “. и сохрани нас, Россия!“ . Название Уже достаточно много сказано о этого рисунка, выполненного девя- невысоком уровне экологической тилетней мурманчанкой Аней Заво- культуры наших сограждан. Каза риной, можно считать девизом лось бы, пора могучему народу пре- областной выставки детского эколо- одолеть тотальное загрязнение гического рисунка. земли, по которой мы ходим. Со- В нынешнем году она называется всем не риторически звучит назва- “Дети Арктики за выживание “ . ние рисунка одной из самых юных Инициатор и организатор - облает- участниц выставки - шестилетней ной экологический центр управле- Алены Сергеевой. Слова трогатель- ния образования. Выставка но тревожные, простые и очень по- приурочена к июльской IX между- нятные: “Мой Север хрупок, народной конференции “Экология и Спасите его!“ Нашу северную при- Арктика“ . роду Алена видит в розовом цвете, Более трехсот работ поступило на фоне которого она нарисовала от школьников из разных городов и цветок и чаек - символ морского районов области, а также из Нарь- края. ян-Мара. “Подайте, ради Бога, хоть “Конференция. Птицы Арктики каплю кислорода“ , “Пусть будут за выживание” - с таким “экологи- над Мурманском только животворя- ческим“ юмором назван рисунок щие дожди “ - красноречивы назва- девятилетней Кати Нитраткиной. ния художественных работ По ее мнению, наши пернатые подрастающих россиян. друзья, собравшись на скалистом В жизни бывают случаи, кото- птичьем базаре, обсуждают не что рые невозможно воспринимать без иное, как проблемы охраны их при- душевной боли. Одну из таких тра- родной среды. гических тем отражает рисунок де- Неравнодушие к окружающему вятилетней Оли Медведевой. Мы нас миру демонстрируют и рисунки привыкли к тому, что молодая мама детей из Нарьян-Мара. Беспощад- с малышом являются символом сча- ное загрязнение природы показал в стья. Но глаза молодой женщины, своей художественной трилогии изображенной на Олином рисунке, ученик ненецкой средней школы- смотрят на нас с укором, в них не- интерната Николай Апицын.“Новая поддельное безмерное горе. Она ря- тундра“ (таково название трило- дом со своим сынишкой, ее мальчик гии) изобилует брошенными бочка- сидит в инвалидной коляске. За ми, разлитым мазутом, бревнами... спиной мамы видна речка, но не го- Даже циркулярная пила осталась лубая, а иссиня-черная... И изум- лежать на земле после разведчиков ленные глаза ребенка как бы недр и других виновников антропо- №24 16 - 22 июня 1995 года через добро. Не лучшая ли это реа билитация в обществе, зачеркиваю щая в наших глазах ущербность! Это важный момент, но за трудо выми навыками и за заботой о ближнем в школе не забывают и об образовании. Элементы интегриро вания, этическая грамматика, эле менты регионального компонента - таков далеко не полный перечень преподаваемых предметов. Учебная программа, конечно, упрощена по сравнению с общеобразовательными школами. Но все необходимые для современного человека основные по нятия дети усваивают. Не забыто и эстетическое воспитание. В школе много кружков по интересам, спорт- секции, есть вокально-инструмен тальная группа “Ласточка “ . Казалось бы, полноценные дети, зачем же такая школа? Не нужно забывать, что путь этих детей к спорту, творчеству, учебе начина ется с элементарных навыков само обслуживания. Многие из них до школы не то чтобы заниматься по делками - пуговицы на рубашке за стегнуть не могли. Да, именно от пуговицы до резного карниза и спортивных разрядов. Через преодо ление физических трудностей про ходят семи- восьмилетние малыши, чтобы потом по окончании школы стать не помехой семье, а подмогой. Уже давно сложились деловые, добрые отношения школы-интерна та со строительными профтехучи лищами Мурманска и Рослякова. Не одно поколение выпускников получило там специальность. Повторю, что ремонт в школе де лается своими силами, потому что своими остаются на долгие годы бывшие ученики. Они всегда рады помочь дому, где им помогли стать гражданами и согрели душевным теплом, людям, что восемь лет не просто учили читать и писать, а учили жить. Ольга ИЩЕНКО. генного надругательства над матуш- кой-землей. О загрязнении моря читателям “Рыбного Мурмана“ рассказывать излишне. Скажу только, что укором работникам плавсостава Северного и рыбопромыслового флотов звучит рисунок десятилетней Юли Мака ровой из Североморска. Деревянный ящик, жестяная бочка, радужные пятна от нефтепродуктов плавают на поверхности морской воды. А ря дом на льдине - моржата, которым мама-моржиха не позволяет плавать в такой воде. Рисунок так и называ ется - “Купаться запрещено“ . От радно, что так много юных художников изъявили желание при нять участие в выставке на “посто роннюю4 для взрослых тему. Дети хорошо поняли цель выставки и до статочно глубоко для своего возра ста понимают проблемы охраны природы. Значит, не напрасно тру дятся в этом направлении педагоги области, в числе которых и сотруд ники областного экологического центра. Н. БИГАШЕВА, член оргкомитета выставки, специалист областного коми тета экологии и природных ресурсов, Р. КЛЮЕВА, руководитель областного эко логического центра. Вовочка навестил в больнице заболевшую учительницу. На другой день на вопросы одноклас сников он ответил: - Положение безнадежное. В понедельник придет! ■ - Знаешь, что бывает с девоч ками, которые не доедают свою кашу? - Знаю. Они становятся мане кенщицами. ■ - Мама, перед дверью стоят двое и поют. - Дай каждому по полтиннику и скажи, чтоб уходили. - Не уверена, что они уйдут. Один из них - папа! ■ Объявление “Здаеца угол. Нидорого. Спро сить Вову. 5 лет44. В Сидит на дереве ворона. Мимо бежит заяц. - Что делаешь? - Прикалываюсь. - Можно с тобой? - Залазь. Сидят вдвоем. Пробегает лиса. - Что делаете? - Прикалываемся. ШТУРМ ШЛАКОБЛОКОВ Основной корпус детского дома № 5 отстроен, отремон тирован. В нем живет и здрав ствует 101 развеселое чадо. Но дяди из управления капиталь ного строительства и АООТ “Спецстроймеханизация“ не только напрочь забыли о при стройке к дому, но и прибрать за собою “издержки строи тельства “ не соизволили. Г-н Швец на напоминания не реа гирует. А резвым детям нужен безопасный простор для игр. Пока же досаждает малый травматизм, и хорошо еще, что нет серьезного... К МУЗАМ НЕ В ГОСТИ Анатолий Мешков, дирек тор детского дома, не без оте ческой гордости заметил, что его дети учатся в школе с эс тетическим уклоном № 24, и весьма успешно, без троек. И еще трое, очень способные, по сещают музыкальную школу № 6. А ведь попадают в эти “уклоны“ на конкурсной осно ве - желающих (и право же - достойных) гораздо больше. КАНИКУЛЫ! Все громкоголосое населе ние детдома отбывает (смен ными группами) на каникулы. Солнечная Анапа примет 75 воспитанников, 28 особо отли чившихся ждет Дания. По следнее, говорят, стало возможным заботами могуще ственного депутата мурманчан - Козырева. Ш У Т И М К А К У М Е Е М - Можно с вами? - Залазь. Сидят втроем. Пробегает волк. - Что делаете? - Прикалываемся. - Можно с вами? - Залазь. Сидят вчетвером. Пробегает медведь. - Что делаете? - Прикалываемся. - Можно с вами? - Залазь. Залез медведь. Ветка тресну ла, все упали. Ворона взлетает и говорит: - Люблю приколы с обломами. ■ - Сыночек, не ходи каждый день на дискотеку, оглохнешь. - Я уже покушал, мамочка. 'в Бритвочка с картошкой и^ут по рельсам. А тут поезд! Когда он прошел, бритвочка встает: “Эй, пюре, пошли дальше! “. ■ Дочка у мамы спрашивает: - Мама, как правильно пишет ся: “флюкончик4 или “флякон- чик “? - Напиши “пизирек4 и ложись спать. РМ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz