Рыбный Мурман. 1995 г. Июль.
Сегодня банкротство, а то и полный развал предприятия вовсе не ЧП. Услышав об этом, все разводят руками, мол, рынок диктует, кому жить, кому умирать. И поэ тому заявления некоторых высокопостав ленных чиновников, что Мурманская судоверфь развалилась, не потрясли город. Они вызвали лишь недоумение и тревогу у работников самой судоверфи. И у редакции “РМ“. Наш корреспондент Инна БЕРЕ ЗЮК отправилась к генеральному директо ру АО “Мурманская судоверфь4 Владимиру ХРАПОВУ. Вот что она услышала. - Тот, кто говорит о нашей гибели, просто не владеет ситуацией. Жаль, что не спросили об этом у нас... А мы очень серьезно подошли к рынку. За полугодие на судовер фи отремонтировано 68 су дов, в прошлом году за это же время - 49. Конечно, в основном это было докова- ние, а не капитальный ре монт. Хотя и нынче предполагаем 2-3 судна от ремонтировать капитально. Мы сохранили костяк специалистов - 1800 чело век. Мы изменили очень многое во взаимоотношениях с заказчиками, в стратегии работы предприятия. Так, например, начали внедрять контрактную сис тему организации ремонта судов, позаимствовав ее у поляков. Суть такова: ста вим в ремонт судно “Сев- рыбпромразведки“ , просим флот перечислить нам 15 - 20 процентов стоимости ре монта на приобретение за пасных частей. И все. Но с одним условием, что этот флот поставит к нам на ремонт следующее судно, затем третье и т. д. Для нас выгода - предприятие работает. Для флота - не надо сегодня выискивать миллиарды, отремонтированное судно потом их заработает. Не надо ломать голову в поисках запчастей (еще недавно заказчик обязан был их предоста вить) . К тому же если раньше такой ремонт длился 1,5-2 года, то теперь - всего три месяца. И если сравнивать нашу работу с судоремонтом в Польше - те же объемы у нас втрое дешевле. Для “Севрыбпромразведки“ мы отремонтировали БМРТ “Сулой“ , он уже на промысле. Следующим будет ПСТ 4Новойльинск“ , и уже прорабатываем вопрос о постановке еще одного траулера. Кроме того, организовали судоремонтный участок в Да нии. Учли, что многие суда Северного бассейна работают на западный рынок, в частности на Данию, знали, что в Дании умеют прекрасно переоборудовать рыбофабрики, а ведь за одно можно и судно ремонтировать. На этом участке работа ют наши специалисты. И в течение месяца выполняют все то, что положено по ежегодному ремонту. Датчане весьма лестно отзываются о наших специалистах, а им полезно по учиться у западных коллег. Ведь мы рассчитываем разви вать там производство, поскольку “Севрыба “ и флоты предполагают строить там суда, а значит, их потом придется ремонтировать. Лучше это сделать на месте. Иными словами, стремясь навести порядок в процессе су доремонта, мы предполагаем капитальный ремонт произво дить здесь, а поддерживающий - в Дании. С декабря на одном из наших участков работает финская фирма, которая занимается переработкой металлолома. Мы перевели туда наших рабочих. А, видимо, скоро решим воп росы экологии и будем сотрудничать с норвежской фирмой, полностью перерабатывать суда на металлолом. Наверное, это лучше, чем продавать их на металлолом по доллару за тонну, тратить деньги на оплату стоянки и охраны. Специалисты машиностроительного цеха создали в арен дованном у нас помещении предприятие “Система “ и выпу скают теплогенераторы. Молдавское изобретение, основанное на принципе расщепления воды, хорошо прижи лось здесь. Получаем горячую воду и используем для отап ливания производственных помещений, столовой. В перспективе можно будет намного сократить зависимость от тепловых сетей порта. Не исключено, что теплогенераторы пригодятся и горожанам. В свое время мы приобретали у шведов вентиляционные установки, которые очищают воздух в загазованных цехах. Наши специалисты походили вокруг этой зарубежной техни ки и изобрели свои установки. Причем освоили четыре вида вентиляторов к ним. Несколько установок уже продали в Данию, там их хвалят, говорят, они лучше шведских. Уста новки хорошо работают на Урале, в Волгограде. И спрос растет. Скоро приступим к выпуску печек для коттеджей: тепло вые установки с великолепным дизайном. Вместе с “Севрыбой“ работаем над очень серьезной про Реформы блемой: думаем освоить производство ди зелей для новых судов, которые начала строить “Севрыба “ и, видимо, будут строить флоты. У нас для этого есть про изводственные площади, оборудование. Идут уже переговоры с датской фирмой “Альфа-Дизель4 о создании совместного предприятия. Конечно, “Альфа-Дизель“ заинтересована в том, чтобы поставлять свою продукцию. Но мы ставим условие: на суда, которые строит для Северного бассейна датская фирма, дизели - только Мурманской судоверфи. Всячески привлекаем предпринимате лей на нашу территорию. Уже 18 пред приятий арендуют у нас причалы, цеха, производственные участки. Это позволяет снизить затраты и увели чить число заказчиков на КТО СКАЗАЛ ЧТО судоремонт. Так что слухи о кончине судоверфи явно преувеличе ны. УМЕРЛА? С У Д О В Е Р Ф Ь Р й Б О і т Хотя жить нам очень трудно. И трудности не из- за наших каких-то недора боток, а созданы искусственно правительст вом, государством, которое нас обмануло. Будь я хозяином, част ным владельцем судоверфи, я продал бы две трети основ ных фондов, чтобы на остав шейся собственности работать эффективно. Но у нас в хозяевах 5,5 тысячи акционеров и 9 юридических лиц. На Западе дело не сдвинется с места, пока три хозяина (это - максималь но) не договорятся об еди ной политике. Как можно испросить разрешения на то или иное действо у такого количества “хозяев“? Банк “Еврокосмос“ купил много наших акций. Зачем? Трудно сказать, я не член правления банка. По идее он дол жен бы влиять на решение наших проблем. Но он сам по ставлен финансово-кредитной политикой государства в немыслимые условия. Он бы, может, рад мне помочь, но не имеет возможности: я бы взял кредит на год-два, конечно, не под 200%, построил завод электродов, потом вернул. Но банк не мозкет дать такой кредит, он предлагает под сума сшедшие проценты, причем эти проценты я должен платить каждый месяц. Из каких же средств? С самого начала приватизации мы оказались в невыгод ных стартовых условиях. Шесть детсадов, два корпуса обще жития, санаторий-профилакторий, дом отдыха на Украине, пять пионерских лагерей, 60 тысяч квадратных метров жилья... Два года, пока передавали все это в другие руки, вся прибыль уходила на поддержание этих объектов. Стало быть, не могли повышать зарплату, порой вообще нечем бы ло платить. И лучшие специалисты уходили. Следовательно, не могли мы выпускать продукцию в былых объемах. Впрочем, они и не нужны, былые объемы. Например, ог ромный слесарно-механический цех, созданный для того, чтобы там станочники работали в три смены. Мы в свое вре мя построили машиностроительный цех и закупили 135 еди ниц оборудования с ЧПУ. Сегодня каждый станок стоит около 100 миллионов рублей, соответственно с этой суммы идет налог на имущество. А станок ничего не производит. Это беда всех крупных предприятий, где, по задумке, 96 процентов делалось в одшіх стенах. ВПК - ярчайший тому пример. Но ненужные мне основные фонды я продать не мо гу, т. к. не я хозяин. Главный душитель - налоговая система. Когда мы акци онировались, основные фонды “стоили“ 90 миллионов, сей час, после переоценки, - под 300 миллиардов. Отсюда - налоги. Среди них, например, на землю, за которую мы во обще не должны платить, поскольку наша территория от сыпная. Арестован счет. Да, мы - должники. Да, имеют право на ложить арест на имущество. А дальше что?.. Кто будет вкладывать деньги в это имущество? Оставили бы мне сейчас одни налоги - одно дело. Но ког да пени и штрафы растут с каждым днем как снежный ком, невольно приходишь к мысли: зачем гасить эти долги, все равно никаких денег не хватит полностью разделаться с ни ми. Неплатежи. Список должников - на двух листах. Суммы в сотни миллионов, есть и “миллиардеры4 - 1,5 миллиарда должен “Мурманрыбпром44, 1 миллиард - траловый флот. Но с судовладельцами можно вполне решить проблемы путем судоремонта по контрактам. Трудней с другими должниками. Несмотря на все это, мы знаем пути выживания. Мы не банкроты и, судя по итогам полугодия, даже имеем некото рую прибыль. А те направления, о которых я рассказал, ду маю, позволят предприятию “Мурманская судоверфь4 и вовсе твердо стоять на ногах. Ц ЕН Т Р НА ВЫДУМКИ ГОРАЗД... Своим рождением чипсы (хрустящий картофель) обяза ны Америке. Здесь они стали повседневным лакомством. Изобретательные японцы под корректировали . заморскую технологию и первыми начали выпускать обжаренные воз душные рыбные хлопья - те же чипсы, но по иным рецеп турным составляющим: рыб ный фарш, морская капуста, рис, картофель или крахмал, чеснок, специи. В нашей стра не японская технология пре творена в НПО "Югрыбтехцентр" (рыбные хлопья) и "Дальрыба" (чипсы "Приморские"). Не оставили без внимания это перспективное направле ние в рыбной кулинарии и в мурманском АО "Севрыбтех- центр". Группа специалистов под руководством главного конструктора В. Доровских разработала технологическую линию по производству чип сов, не уступающих по качест ву импортным. Внедрив несколько своих "ноу хау", они сократили продолжитель ность процесса изготовления на 13 часов, исключили ручной труд, сделали предельно ком пактными основные узлы и механизмы. Причем исходным сырьем кроме рыбного фар ша могут служить еще море продукты, фруктовый или ягодный жом в сочетании с простыми добавками - карто фельным крахмалом, сахаром, солью. Пластинам чипсов можно придать любую форму: квадратную, круглую и т. п. В сушеном виде готовый полуфабрикат при соблюде нии ряда условий хранится без порчи весьма долго. Обжари вают чипсы в кипящем расти тельном масле до образования золотистой ко рочки за 3-4 секунды. По вку су они превосходны! Нечто подобное выпускал одно вре мя бывший холодильный за вод No 1 рыбокомбината под названием "Крипсы". К сожалению, новая разра ботка центра существует толь ко в чертежах и единственном опытном образце. Правда, ин терес к ней проявляют в Фин ляндии и Израиле, но пока дальше переговоров дело не продвинулось. Пробные пар тии рыбных чипсов "Север ные" и "Арктические" (условные названия), изготов ленные в лабораторных усло виях технологами И. Кичевой и М. Шуваловой, были пере даны иностранным фирмам для всестороннего анализа. Обидно, коли отечественное новшество найдет применение только там. Разве местные предприниматели или берего вые предприятия не в состоя нии финансировать, хотя бы на паях, производство таких ли ний в Мурманске? "Севрыб- техцентр" свободных денег не имеет (наука ныне не кредиту ется), чтобы самостоятельно запустить промустановку по изготовлению этой дешевой по затратам деликатесной продукции. А прибыль-то оче видна... Сотрудникам центра при надлежит отраслевой приори тет в разработке эффективного способа меха нической очистки печени рыб тресковых пород от нематод (паразитов), кровяных сгуст ков, пленки. Он был воплощен в установке, которую создали конструкторы В. Доровских, А. Клевачкин, Г. Шевченко. Она вошла составной частью меха низированных линий по выпу ску консервов "Печень трески по-мурмански", "Печень мин тая дальневосточного". Конеч ный продукт полностью избавлен от посторонних включений. Подобные линии^ могут быть смонтированы на любом судне и занимают пло щадь не более 1 2 квадратных метров. В ходе творческих по исков новаторы сделали три изобретения, защищенные ав торскими свидетельствами. В центре охотно изготовят необ ходимое оборудование, осу ществят его "привязку" к конкретному судну, проведут надзор за выпуском опытной партии консервов, окажут ква лифицированные инженерно консультационные услуги, продадут технологию. Более 30 судов Северного бассейна при участии специалистов "Севрыбтехцентра" оснащены уже такими линиями. Конструкторы закончили техническое проектирование консервной линии "Печень пу тассу", которые размещеі^ уже на двух судах Со юза рыбопромышленников Севера, некоторых - "Севрыб- холодфлота" и тралового флота. Они дадут возмож ность рыбакам наладить без отходное производство, окупят затраты с лихвой за не сколько месяцев. Сейчас, явно не от хоро шей жизни, классные специа листы вынуждены заниматься не свойственными профилю центра разработками. Так, конструкторы А. Шумигай и И. Довидко недавно создали оригинальную мини-установку по производству майонеза, предназначенную для малого бизнеса. Она дает 60 - 100 ки лограммов продукции в час. Успешно испытан опытный се рийный образец. Все-таки не оскудел Мур манск светлыми головами. Иж бы еще денежную поддерж ку... Леонид ПАВЛОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz