Рыбный Мурман. 1995 г. Июль.

Сегодня банкротство, а то и полный развал предприятия вовсе не ЧП. Услышав об этом, все разводят руками, мол, рынок диктует, кому жить, кому умирать. И поэ­ тому заявления некоторых высокопостав­ ленных чиновников, что Мурманская судоверфь развалилась, не потрясли город. Они вызвали лишь недоумение и тревогу у работников самой судоверфи. И у редакции “РМ“. Наш корреспондент Инна БЕРЕ­ ЗЮК отправилась к генеральному директо­ ру АО “Мурманская судоверфь4 Владимиру ХРАПОВУ. Вот что она услышала. - Тот, кто говорит о нашей гибели, просто не владеет ситуацией. Жаль, что не спросили об этом у нас... А мы очень серьезно подошли к рынку. За полугодие на судовер­ фи отремонтировано 68 су­ дов, в прошлом году за это же время - 49. Конечно, в основном это было докова- ние, а не капитальный ре­ монт. Хотя и нынче предполагаем 2-3 судна от­ ремонтировать капитально. Мы сохранили костяк специалистов - 1800 чело­ век. Мы изменили очень многое во взаимоотношениях с заказчиками, в стратегии работы предприятия. Так, например, начали внедрять контрактную сис­ тему организации ремонта судов, позаимствовав ее у поляков. Суть такова: ста­ вим в ремонт судно “Сев- рыбпромразведки“ , просим флот перечислить нам 15 - 20 процентов стоимости ре­ монта на приобретение за­ пасных частей. И все. Но с одним условием, что этот флот поставит к нам на ремонт следующее судно, затем третье и т. д. Для нас выгода - предприятие работает. Для флота - не надо сегодня выискивать миллиарды, отремонтированное судно потом их заработает. Не надо ломать голову в поисках запчастей (еще недавно заказчик обязан был их предоста­ вить) . К тому же если раньше такой ремонт длился 1,5-2 года, то теперь - всего три месяца. И если сравнивать нашу работу с судоремонтом в Польше - те же объемы у нас втрое дешевле. Для “Севрыбпромразведки“ мы отремонтировали БМРТ “Сулой“ , он уже на промысле. Следующим будет ПСТ 4Новойльинск“ , и уже прорабатываем вопрос о постановке еще одного траулера. Кроме того, организовали судоремонтный участок в Да­ нии. Учли, что многие суда Северного бассейна работают на западный рынок, в частности на Данию, знали, что в Дании умеют прекрасно переоборудовать рыбофабрики, а ведь за­ одно можно и судно ремонтировать. На этом участке работа­ ют наши специалисты. И в течение месяца выполняют все то, что положено по ежегодному ремонту. Датчане весьма лестно отзываются о наших специалистах, а им полезно по­ учиться у западных коллег. Ведь мы рассчитываем разви­ вать там производство, поскольку “Севрыба “ и флоты предполагают строить там суда, а значит, их потом придется ремонтировать. Лучше это сделать на месте. Иными словами, стремясь навести порядок в процессе су­ доремонта, мы предполагаем капитальный ремонт произво­ дить здесь, а поддерживающий - в Дании. С декабря на одном из наших участков работает финская фирма, которая занимается переработкой металлолома. Мы перевели туда наших рабочих. А, видимо, скоро решим воп­ росы экологии и будем сотрудничать с норвежской фирмой, полностью перерабатывать суда на металлолом. Наверное, это лучше, чем продавать их на металлолом по доллару за тонну, тратить деньги на оплату стоянки и охраны. Специалисты машиностроительного цеха создали в арен­ дованном у нас помещении предприятие “Система “ и выпу­ скают теплогенераторы. Молдавское изобретение, основанное на принципе расщепления воды, хорошо прижи­ лось здесь. Получаем горячую воду и используем для отап­ ливания производственных помещений, столовой. В перспективе можно будет намного сократить зависимость от тепловых сетей порта. Не исключено, что теплогенераторы пригодятся и горожанам. В свое время мы приобретали у шведов вентиляционные установки, которые очищают воздух в загазованных цехах. Наши специалисты походили вокруг этой зарубежной техни­ ки и изобрели свои установки. Причем освоили четыре вида вентиляторов к ним. Несколько установок уже продали в Данию, там их хвалят, говорят, они лучше шведских. Уста­ новки хорошо работают на Урале, в Волгограде. И спрос растет. Скоро приступим к выпуску печек для коттеджей: тепло­ вые установки с великолепным дизайном. Вместе с “Севрыбой“ работаем над очень серьезной про­ Реформы блемой: думаем освоить производство ди­ зелей для новых судов, которые начала строить “Севрыба “ и, видимо, будут строить флоты. У нас для этого есть про­ изводственные площади, оборудование. Идут уже переговоры с датской фирмой “Альфа-Дизель4 о создании совместного предприятия. Конечно, “Альфа-Дизель“ заинтересована в том, чтобы поставлять свою продукцию. Но мы ставим условие: на суда, которые строит для Северного бассейна датская фирма, дизели - только Мурманской судоверфи. Всячески привлекаем предпринимате­ лей на нашу территорию. Уже 18 пред­ приятий арендуют у нас причалы, цеха, производственные участки. Это позволяет снизить затраты и увели­ чить число заказчиков на КТО СКАЗАЛ ЧТО судоремонт. Так что слухи о кончине судоверфи явно преувеличе­ ны. УМЕРЛА? С У Д О В Е Р Ф Ь Р й Б О і т Хотя жить нам очень трудно. И трудности не из- за наших каких-то недора­ боток, а созданы искусственно правительст­ вом, государством, которое нас обмануло. Будь я хозяином, част­ ным владельцем судоверфи, я продал бы две трети основ­ ных фондов, чтобы на остав­ шейся собственности работать эффективно. Но у нас в хозяевах 5,5 тысячи акционеров и 9 юридических лиц. На Западе дело не сдвинется с места, пока три хозяина (это - максималь­ но) не договорятся об еди­ ной политике. Как можно испросить разрешения на то или иное действо у такого количества “хозяев“? Банк “Еврокосмос“ купил много наших акций. Зачем? Трудно сказать, я не член правления банка. По идее он дол­ жен бы влиять на решение наших проблем. Но он сам по­ ставлен финансово-кредитной политикой государства в немыслимые условия. Он бы, может, рад мне помочь, но не имеет возможности: я бы взял кредит на год-два, конечно, не под 200%, построил завод электродов, потом вернул. Но банк не мозкет дать такой кредит, он предлагает под сума­ сшедшие проценты, причем эти проценты я должен платить каждый месяц. Из каких же средств? С самого начала приватизации мы оказались в невыгод­ ных стартовых условиях. Шесть детсадов, два корпуса обще­ жития, санаторий-профилакторий, дом отдыха на Украине, пять пионерских лагерей, 60 тысяч квадратных метров жилья... Два года, пока передавали все это в другие руки, вся прибыль уходила на поддержание этих объектов. Стало быть, не могли повышать зарплату, порой вообще нечем бы­ ло платить. И лучшие специалисты уходили. Следовательно, не могли мы выпускать продукцию в былых объемах. Впрочем, они и не нужны, былые объемы. Например, ог­ ромный слесарно-механический цех, созданный для того, чтобы там станочники работали в три смены. Мы в свое вре­ мя построили машиностроительный цех и закупили 135 еди­ ниц оборудования с ЧПУ. Сегодня каждый станок стоит около 100 миллионов рублей, соответственно с этой суммы идет налог на имущество. А станок ничего не производит. Это беда всех крупных предприятий, где, по задумке, 96 процентов делалось в одшіх стенах. ВПК - ярчайший тому пример. Но ненужные мне основные фонды я продать не мо­ гу, т. к. не я хозяин. Главный душитель - налоговая система. Когда мы акци­ онировались, основные фонды “стоили“ 90 миллионов, сей­ час, после переоценки, - под 300 миллиардов. Отсюда - налоги. Среди них, например, на землю, за которую мы во­ обще не должны платить, поскольку наша территория от­ сыпная. Арестован счет. Да, мы - должники. Да, имеют право на­ ложить арест на имущество. А дальше что?.. Кто будет вкладывать деньги в это имущество? Оставили бы мне сейчас одни налоги - одно дело. Но ког­ да пени и штрафы растут с каждым днем как снежный ком, невольно приходишь к мысли: зачем гасить эти долги, все равно никаких денег не хватит полностью разделаться с ни­ ми. Неплатежи. Список должников - на двух листах. Суммы в сотни миллионов, есть и “миллиардеры4 - 1,5 миллиарда должен “Мурманрыбпром44, 1 миллиард - траловый флот. Но с судовладельцами можно вполне решить проблемы путем судоремонта по контрактам. Трудней с другими должниками. Несмотря на все это, мы знаем пути выживания. Мы не банкроты и, судя по итогам полугодия, даже имеем некото­ рую прибыль. А те направления, о которых я рассказал, ду­ маю, позволят предприятию “Мурманская судоверфь4 и вовсе твердо стоять на ногах. Ц ЕН Т Р НА ВЫДУМКИ ГОРАЗД... Своим рождением чипсы (хрустящий картофель) обяза­ ны Америке. Здесь они стали повседневным лакомством. Изобретательные японцы под­ корректировали . заморскую технологию и первыми начали выпускать обжаренные воз­ душные рыбные хлопья - те же чипсы, но по иным рецеп­ турным составляющим: рыб­ ный фарш, морская капуста, рис, картофель или крахмал, чеснок, специи. В нашей стра­ не японская технология пре­ творена в НПО "Югрыбтехцентр" (рыбные хлопья) и "Дальрыба" (чипсы "Приморские"). Не оставили без внимания это перспективное направле­ ние в рыбной кулинарии и в мурманском АО "Севрыбтех- центр". Группа специалистов под руководством главного конструктора В. Доровских разработала технологическую линию по производству чип­ сов, не уступающих по качест­ ву импортным. Внедрив несколько своих "ноу хау", они сократили продолжитель­ ность процесса изготовления на 13 часов, исключили ручной труд, сделали предельно ком­ пактными основные узлы и механизмы. Причем исходным сырьем кроме рыбного фар­ ша могут служить еще море­ продукты, фруктовый или ягодный жом в сочетании с простыми добавками - карто­ фельным крахмалом, сахаром, солью. Пластинам чипсов можно придать любую форму: квадратную, круглую и т. п. В сушеном виде готовый полуфабрикат при соблюде­ нии ряда условий хранится без порчи весьма долго. Обжари­ вают чипсы в кипящем расти­ тельном масле до образования золотистой ко­ рочки за 3-4 секунды. По вку­ су они превосходны! Нечто подобное выпускал одно вре­ мя бывший холодильный за­ вод No 1 рыбокомбината под названием "Крипсы". К сожалению, новая разра­ ботка центра существует толь­ ко в чертежах и единственном опытном образце. Правда, ин­ терес к ней проявляют в Фин­ ляндии и Израиле, но пока дальше переговоров дело не продвинулось. Пробные пар­ тии рыбных чипсов "Север­ ные" и "Арктические" (условные названия), изготов­ ленные в лабораторных усло­ виях технологами И. Кичевой и М. Шуваловой, были пере­ даны иностранным фирмам для всестороннего анализа. Обидно, коли отечественное новшество найдет применение только там. Разве местные предприниматели или берего­ вые предприятия не в состоя­ нии финансировать, хотя бы на паях, производство таких ли­ ний в Мурманске? "Севрыб- техцентр" свободных денег не имеет (наука ныне не кредиту­ ется), чтобы самостоятельно запустить промустановку по изготовлению этой дешевой по затратам деликатесной продукции. А прибыль-то оче­ видна... Сотрудникам центра при­ надлежит отраслевой приори­ тет в разработке эффективного способа меха­ нической очистки печени рыб тресковых пород от нематод (паразитов), кровяных сгуст­ ков, пленки. Он был воплощен в установке, которую создали конструкторы В. Доровских, А. Клевачкин, Г. Шевченко. Она вошла составной частью меха­ низированных линий по выпу­ ску консервов "Печень трески по-мурмански", "Печень мин­ тая дальневосточного". Конеч­ ный продукт полностью избавлен от посторонних включений. Подобные линии^ могут быть смонтированы на любом судне и занимают пло­ щадь не более 1 2 квадратных метров. В ходе творческих по­ исков новаторы сделали три изобретения, защищенные ав­ торскими свидетельствами. В центре охотно изготовят необ­ ходимое оборудование, осу­ ществят его "привязку" к конкретному судну, проведут надзор за выпуском опытной партии консервов, окажут ква­ лифицированные инженерно­ консультационные услуги, продадут технологию. Более 30 судов Северного бассейна при участии специалистов "Севрыбтехцентра" оснащены уже такими линиями. Конструкторы закончили техническое проектирование консервной линии "Печень пу­ тассу", которые размещеі^ уже на двух судах Со­ юза рыбопромышленников Севера, некоторых - "Севрыб- холодфлота" и тралового флота. Они дадут возмож­ ность рыбакам наладить без­ отходное производство, окупят затраты с лихвой за не­ сколько месяцев. Сейчас, явно не от хоро­ шей жизни, классные специа­ листы вынуждены заниматься не свойственными профилю центра разработками. Так, конструкторы А. Шумигай и И. Довидко недавно создали оригинальную мини-установку по производству майонеза, предназначенную для малого бизнеса. Она дает 60 - 100 ки­ лограммов продукции в час. Успешно испытан опытный се­ рийный образец. Все-таки не оскудел Мур­ манск светлыми головами. Иж бы еще денежную поддерж­ ку... Леонид ПАВЛОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz