Рыбный Мурман. 1995 г. Июль.
с высоких т Т е з и с ы в ы с т у п л е н и я В. Ф . К О Р Е Л Ь С К О Г О в С о в е т е Ф е д е р а ц и и 4 июл я 1995 г од а - Сегодня как никогда большое значение приоб ретает объективная оценка дел в рыбном хозяйстве России. За три последних года добыча рыбы и мо репродуктов упала с 6,9 млн. тонн в 1991 году до 3,5 млн. тонн в 1994 году. Выпуск товарной пищевой продукции также снизился. Среднегодовое душевое потребление рыбной продукции упало до 9,8 кг. Правда, за первое полугодие текущего года уда лось переломить тенденцию спада и увеличить уло вы и производство рыбопродукции в среднем на 13%. Чтобы вернуться к прежним объемам, нам нужна господдержка. Мы не просим у государства боль ших капитальных вложений в изношенный флот, в устаревшие береговые предприятия: все, в чем мы остро нуждаемся для гарантированной рыбной пи щевой безопасности россиян, - это ослабить тяжкое бремя налогов, финансовых препон и драконовских таможенных сборов. Во всем мире рыболовство по природе вещей есть отрасль дотационная, и только в России из нее выкачивают доходы в казну. Я решительно и обоснованно заявляю, что в рос сийском рыболовстве накануне XXI века сложилась ситуация, беспрецедентная для мирового рыболов ства: государства, нуждающиеся именно в рыбном белке, не забирают, а дают рыбакам экономические льготы, помощь и протекцию. В России же наобо рот. Если существующая хозяйственная политика "ничего не давать, пусть сами выплывают" не будет заменена на государственный протекционизм, Комитет Российской Феде рации по рыболовству не в состоянии гарантировать на ближай шие годы пищевую безопасность по рыбопродукции. Рыбное хозяйство размещено в основном в окраинных, от даленных районах России и потому не может развиваться без протекционистской политики государства-. Так происходит во всех странах со сложившейся рыночной экономикой - в Японии, Канаде, Норвегии, Исландии, США, Новой Зеландии, Австралии. Другое дело, что меры государственного протекционизма бази руются в каждой стране с учетом их исторического и нацио нального опыта, структуры флота, рынка рыбных товаров. И наше правительство должно, наконец, понять, что протек ционизм - это не подачка рыбакам, а условие безопасности прежде всего страны, если говорить об обеспечении не зависи мым ни от кого продовольствием. Еще один момент, на который невозможно не обратись вни мание. Сегодня государство, помогая сельскохозяйственным предприятиям дотациями, бюджетными ссудами, льготами по налогам и кредитам, первоочередной поставкой топлива через товарные кредиты, отказывает во всем этом рыбной промыш ленности, т. е. ставит в совершенно неравные условия постав щиков рыбы и производителей животноводческой продукции, тем самым вытесняя рыбаков и вынуждая предлагать свою ры бопродукцию по сниженным ценам на мировом рынке. Следст вием такой непродуманной государственной политики явилось то, что отрасль в результате бесконтрольного российского экс порта потеряла в 1994 году около 400 млн. долларов США. Имея на бортах судов продукции в достаточном количестве, чтобы обеспечить не только выполнение госзаказа, но и внут ренний рынок рыбной продукцией, мы разрушаем этот рынок. В этой связи мы считаем своей обязанностью защищать не только рыбную отрасль, но и нашего потребителя, который не в состоянии купить рыбопродукцию в результате кардинальных изменений государственной политики в области цен. Исходя из главной задачи отрасли, необходимо отметить бессмысленность постановки противоположной цели - пополне ние государственного бюджета за счет доходов отрасли. От расль способна давать денежную отдачу только в условиях государственной поддержки по разным направлениям, будь то льготы по налогам и кредитам, отсрочки по платежам и тамо женным пошлинам, субсидирование приобретения горюче-сма зочных материалов, предоставление бюджетных ссуд и оказание помощи в получении инвестиций на строительство су дов, сооружений береговой инфраструктуры. Сегодня же политика государства направлена как раз в об ратную сторону. Действующее налоговое и таможенное законо дательство приводит к тому, что рыбакам выгоднее вывозить рыбу за границу и продавать там ее за бесценок, чем направ лять на внутренний рынок для российского потребителя. Ярким примером является поправка по налогу на НДС, введенная с апреля 1995 года. Рыба, добываемая рыбаками за пределами таможенной зоны, практически приравнена к импор тируемой продукции (под видом ввозимой в страну) и облагается НДС при пересечении таможенной гра ницы до момента ее реализации российскими рыба ками. И это - при острой нехватке собственных оборотных средств. Для обеспечения закупок и поставок рыбной про дукции в федеральный фонд в полном объеме (760 тысяч тонн) необходима дополнительная государст венная поддержка в виде льготной ссуды в сумме не менее 700 млрд. рублей. С созданием Федераль ной продовольственной корпорации функции госу дарственного заказчика, в том числе по поставкам рыбной продукции для государственных нужд, пере даны от Комитета Российской Федерации по рыбо ловству этой корпорации. Корпорацией уже создаются филиалы на местах, которым, ко всему прочему, вменяются функции за казчика и покупателя рыбной продукции. Фактиче ски создается параллельно действующая административная структура, не располагающая про изводственными мощностями, опытом работы по за купкам и поставкам рыбной продукции, квалифицированными кадрами, знающими специфи ку рыбной отрасли. В этой связи считаем целесообразным сохранить за Роскомрыболовством функции государственного заказчика по поставкам рыбной продукции для госу дарственных нужд. Подчеркивая стратегическую значимость отрасли по обеспе чению продовольственной безопасности России, считаю необхо димым: 1. Просить Государственную Думу об ускорении принятия Кодекса Российской Федерации о рыболовстве и аквакультуре. 2. Рассмотреть вопрос о распространении на предприятия рыбного хозяйства всех мер государственной поддержки, опре деленных для сельскохозяйственных товаропроизводителей, включая налоговые льготы, льготное кредитование, бюджетные ссуды, отдельные льготы по таможенным пошлинам. 3. Просить Правительство Российской Федерации об утвер ждении в июле 1995 года целевой Федеральной программы развития рыбного хозяйства до 2000 года "Рыба". Из внешних факторов, которые существенно влияют на нашу работу, назвал бы нерегулируемый иностранный промысел в анклаве Охотского и Баренцева морей, формирование между народного рыболовства в Каспийском и Черном морях. По существу проблему приостановления хищнического лова минтая польским флотом в анклаве Охотского моря Комитет ведет в одиночку. Тоже с анклавом Баренцева моря, где бра коньерят исландские рыбаки. Нам нужна стратегия обеспечения продовольственной без опасности. А меры по ее обеспечению, включая ее рыболовные аспекты, должны быть закреплены законодательно! Не исключено , что ко многим напастям , которые обрушились на рыбаков с переходом к рынку , прибавится еще одна . Какая? Об этом и о проблемах отрасли в целом , ставших недавно предметом бурных споров и дискуссий на заседаниях комитетов Госдумы и Совета Федерации , рассказал генеральный директор АО “Дальрыба" Юрий МОСКАЛЬЦОВ. - Речь идет о готовящемся в пар ламенте Законе о рыболовстве. Воз можно, с принятием его мы будем жить лучше, пока же остается на браться терпения и ждать. Однако даже проекта закона нет. Есть лишь растиражированные брошюры один экземпляр имеется и у меня - проекта Кодекса Российской Феде рации по рыболовству и аквакульту ре. А что такое кодекс? Перечень, свод нормативных актов. Нам же ну жен именно закон, который бы опре делял всю гамму правовых отношений между государством и производителем, то есть нами. Пер воначально, когда над этим проек том работали в правительстве, а потом подключили и нас, именно так и предполагалось. Мы и сейчас на стаиваем на принятии единого Зако на о рыболовстве, так что если к нашим пожеланиям в конце концов прислушаются, предстоит еще чисто технический акт, связанный с пере именованием. Но если быть откровенным, дело все же в самом содержании проекта. Да, в нем есть много нового, что рыбаки примут без протеста, однако встречаются и пункты, вызывающие по меньшей мере недоумение. Кто их предлагал и вносил, я не знаю, нас, что называется, поставили пе ред фактом. Видно, что многое дела лось в спешке, а то и вовсе без согласования с самими хозяйствен никами. Возьмем, например, хотя бы первую статью: цели и сфера применения Кодекса. Последняя расписана достаточно подробно, а о целях остается только догадываться. Как можно было такое упустить? Лично я считаю, главная цель долж на быть такой: четкое обеспечение россиян высококачественной рыб ной продукцией. Конечно, при окон чательном редактировании текста это наверняка будет учтено, но само начало уже настораживает. Читаем дальше: статья 44-я. При знакомстве с ней испытываешь что- то наподобие шока, ибо она предус матривает ни больше ни меньше как... плату за пользование водными биоресурсами... - Иначе говоря, получил квоту - и сразу выкладывай за нее денежки? Кому? Роскомрыболовству, в феде ральный или местный бюджет? Это же полное разорение для рыбаков ! - Вот-вот, то же самое мы говори ли и на заседании комитета Госду мы. Никто из приглашенных на слушания руководителей отрасли и рыболовецких предприятий не со гласился с такой постановкой вопро са. Посмотрите, рыбака нынче раздевают как липку - 98 копеек с рубля прибыли отнимают у него на логи, пошлины, другие всевозмож ные платежи. Недавно придумали еще одно наказание: только добыл рыбу, не успел еще даже догово риться о ее реализации - а уже пла ти за нее в полном объеме налог на добавленную стоимость. И делать нечего - вон “Дальморепродукт“ уже платит. Это же колоссальные средства! Где напасешься денег на развитие предприятия, обновление флота, своевременную выплату зарплаты, если железнодорожники дерут фантастические тарифы за перевозки, не отстают от них и ос тальные сборщики “податей“ . И вдруг ко всему этому - очеред ной “подарок44. Ну не нравится ко- му-то очень, что отрасль хоть и дышит уже на ладан, а все же не до конца умерла, - надо ее добить. И будьте уверены - если этот пунктик (плата за ресурсы) пройдет, при дется готовиться к самому худшему. Учитывая сегодняшние экономиче ские и финансовые неурядицы, это приведет к резкому снижению вы лова рыбы. Большая часть флота ос танется невостребованной, его некому и не на что будет выстав лять. Спасибо, как говорится, за та кую “заботу44! С чем мы останемся? Акционерные компании только- только начинают становиться на но ги. Дайте им хоть немного окрепнуть, набраться сил, выбрать ся из сетей кризиса - а там уже думайте, принимать или не прини мать столь ответственные решения. - А о чем шел разговор в Комитете по аграрной политике Совета Федера ции? - Да о тех же проблемах - как жить и выживать. На заседании вы ступил председатель Комитета по рыболовству Владимир Корель- ский, дали слово и мне. Честно ска зать, мы ожидали большего. В списках приглашенных значились люди, которые действительно могли на что-то повлиять, - вице-премьер Олег Сосковец, спикер РФ Влади мир Шумейко, руководители мини стерств и департаментов, но практически никто из них так и не появился. Поэтому мы и не рассчи тывали на большое внимание к нам. О “болячках4 в своем выступлении я сказал, а в заключение, уже, в общем-то, не рассчитывая на немед ленную поддержку и понимание, просто попросил не мешать нам ра ботать, не ставить новые палки в колеса - их уже и так более чем достаточно. - Ходят упорные слухи, будто в России собираются реанимировать Министерство рыбного хозяйства... - Это не слухи, а наше предложе ние, с которым недавно выступили в правительстве и намерены это дело довести до конца. Комитет для такой страны, как Россия - это несолидно. Иностранцы, которые к нам приез жают, просто не понимают, что та кое Комитет по рыболовству. Какие у него могут быть функции? В ос новном воспроизводство и охрана морских ресурсов, вопросами руко водства и управления отраслью он почти не занимается. Нам же нужен настоящий хозяин, и для этого даль невосточники не постоят даже перед тем, чтобы передать ему долю своей собственности. Сегодня эта идея еще рассматривается, обсуждается, и остается лишь надеяться, что “умереть4 бесследно ей все же не дадут. Беседу вел Ю. ВАСИЛЬЕВ. { " Р ы б а к П р и м о р ь я " , 14 июля 1995 г .) . Hi РМ N» 30 28 июля - 3 августа 1995 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz