Рыбный Мурман. 1995 г. Июль.

м р о л м ж т т ш ш з ^ т ш т Юрий МИХАЙЛЕНКО - ге­ неральный директор АООТ “Мурман-Ойл“ и генеральный директор представительства “Соврыбфлота“ в Мурманске. 30 лет назад приехал в Мурманск. Закончил МВИМУ. Работал в “Севрыбхолодфлоте“, в “Севры­ бе", 5 лет - в Мозамбике. в д о л г - НИ ГРАММА - Юрий Михайлович, вы одно­ временно сидите на двух таких вы­ соких креслах. Как вам сидится? - Тяжко. Честно говоря, из-за политики нашего государства*про­ сто руки опускаются. - Начнем с кресла нефтяного ко­ роля. Вот сказала так, и сразу всплывают в памяти слова “нефте­ доллары", “мафия“ , “черное золо- то“... - Я объясню. “Мурман-Ойл“ - это бывшая нефтебаза рыбного порта. Она создавалась для рыба­ ков, для их судов. В те времена о деньгах никто не думал: в Москве “Рыбснаб“ платил заводам за топ­ ливо, и оно поступало сюда по раз­ нарядке. На нефтебазе хранилось, а флоты брали по потребности. Мы следили за всем процессом. Если какой-то из заводов недогрузил, не отправил, можно было поорать по телефону на них. Можно было сбе­ гать в обком партии, оттуда позво­ нят, скажем, в Пермь: “Вы что это там?..“ И эшелон примчится в Мурманск. А когда бассейн начал рассыпаться, когда все стали само­ стоятельными... - Я помню это время, помню, как на совете директоров в “Севры- бе“ все заявили, мол, мы сами те­ перь будем закупать себе топливо, мол, это станет нам дешевле, по­ средники нам не нужны, пусть неф­ тебаза просто хранит наши запасы. - Вот-вот. Создали в каждом флоте топливный отдел. Но не уч­ ли самого главного: топливо очень дорого стоит. И если поначалу пользовались старыми запасами, которые еще хранились на нефте­ базе, то, когда пришло время за­ купать, оказалось, денег таких на флотах нет. А суда на промысел выпускать надо. Флотоводцы стали звонить в “Мурман-Ойл“ : “Дай­ те!м. Отвечаем: “Ваши запасы давно кончились, посмотрите по документам44. - “Как это так! - кричат. - Флот простаивает. У вас же есть...“ Бегут в “Севрыбу" к Тишкову, тот приказывает выдать. Хорошо, выдаем. Из чужих запа­ сов. Предупреждаем: смотрите, на­ до вернуть долги как можно скорей. - А счет у флота арестован нало­ говой инспекцией. - Но разве это должно волно­ вать меня? Я дал взаймы чужое топливо, раз ты просил. Но я же рассчитывал на твою порядочность, надеялся, что ты отдашь завтра, а не через годы. - Да неужели годами не распла­ чиваются? - Да вот, посмотрите. “Бело­ морский рыбак “ , долг - 2293 тон­ ны, два года не отдает. На сегодня это около двух миллиардов рублей “Северная корона“ - 756 тонн вто­ рой год не возвращает. Руководи­ тель говорит: “А что я могу сделать, у меня счет арестован “ . Долг “Мурманрыбпрома“ - 1899 тонн дизельного топлива. У “Сев- рыбхолодфлота “ - 7600 тонн мазу­ та, не может отдать два с половиной года, а это почти 4 мил­ лиарда рублей. Этот долг образо­ вался, когда на базе “Севрыбхолодфлота“ было БПО и этот флот (г-н Леванов) хапнул “АООТ "Мурман-Ойл" образовано в 1992 году на базе крупнейшего предприятия по переработке нефтепродуктов на Крайнем Севере. В основе деятельности предприятия лежит прием железнодорожных цистерн с любыми видами нефтепродуктов, их слив, хранение по сортам, выдача судам всех типов и танкерному флоту". -.•««ft* “Внешнеэкономическое акционерное общество "Совместный рыболовный OOh государственного внешнеторгового объединения, в течение 25 лет флот" (ВАО "Соврыбфлот") является правопреемником одноименного представлявшего интересы отечественного рыбного хозяйства на мировом рынке". себе 25 тысяч тонн. Помаленьку возвращали. А теперь и Леванов, и Брейхман открещиваются от этих цифр, мол, меня это не волнует, что было, то прошло, давай мне топливо, у меня суда стоят, в долг дай. Я, вступив в эту должность, сказал: в долг ни грамма, хоть са­ мому лучшему другу. Потому что ни один человек сейчас не может гарантировать, что он завтра вер­ нет. Свою-то судьбу на завтра не каждый знает. - Но вы же без денег не можете делать новые запасы. - Конечно. - А флотам надо работать. Види­ мо, будут бункероваться за грани­ цей. - Будут, раз в нашем Отечестве цены растут бешеными темпами. У нас дизельное топливо стоит от 210 до 240 долларов за тонну, в Европе траловый флот имеет у нас даже запас топлива 3700 тонн, “Сев- рыбпромразведка “начала грамотно работать. Я вам просто объясняю ситуацию: из 455 клиентов “Мур- ман-Ойла“ 320 - должники. ТРИЛЛИОНЧИК БЫ! - Так что же делать в этой ситу­ ации, Юрий Михайлович? Видимо, вам нужно объединение с банком? - Я предлагал руководителям флотов: давайте сделаем богатый банк. Сегодня необходима финан­ совая структура, которая выступа­ ла бы гарантом обеспечения всех топливных операций. Нужны ог­ ромные деньги. Например, чтобы обеспечить топливом область, отключают отопление, горячую во- ДУ- - Недавно я была в Норвегии. Там ничего не отключают, в домах тепло. - Так то в Норвегии. В Габрове, говорят, кошкам хвосты отрубают, чтобы быстрей в дверь проскакива­ ли. У нас сейчас вон за долги воду отключают. Порт должен водокана­ лу 800 миллионов, а мы - потреби­ тели от рыбного порта, все сети проходят через его территорию. У нас - первая группа пожарной опасности, если рванет нефтебаза - мало не будет. А вода перекрыта, порт деньги не платит. Хотя мы платим исправно. Более того, от­ ключена вода - встала котельная порта, значит, нет пара, которым мы мазут в цистернах прогреваем. Выходит, нам теперь надо строить свою котельную? - 165. Даже если зарубежный тан­ кер доставит топливо на промысел, оно будет не выше 190 долларов. Да и вообще судам идти в Мур­ манск нет смысла: таможня при­ хлопнула все возможности. - А что означает для вас отсутст­ вие судов? - Так для чего же здесь “Мур- ман-Ойл“? С самого начала и по сей день эта фирма - для рыбаков. В свое время мы прокручивали 1 миллион 900 тысяч тонн, напри­ мер, в 1990 году рыбаки получили 993 тысячи тонн топлива, а за пять лет потребление упало в три раза! Это и потому, что от флота' бассей­ на осталась лишь половина, и из- за долгов, и из-за высоких цен, и из-за таможни. - Неужели все рыбацкие флоты в долгу? - Нет. Например, Мурманский нужно 1,5 триллиона рублей. Это же Север - 12 месяцев зима, ос­ тальное - лето. Слышал, что госу­ дарство выделило области 500 миллиардов рублей на топливо. Так ведь почти все эти деньги уйдут у предприятий за долги. - А “Мурман-Ойл“ не участвует в деле согревания области? - Да мы бы с удовольствием, но денег нет. Я же сказал, что нужны сумасшедшие деньги. Смотрите, какое лето за окном! - Плюс шесть. - Знаете анекдот? Выпускают человека из сумасшедшего дома. Последний вопрос ему: “Какое сейчас время года?“ . А на дворе зима, люди в шубах-шапках. Че­ ловек этот говорит: “Лето“ . - “Да ты что, глянь в окно!“ . А он: “Ле­ то. Просто у нас лето такое “ . Вот и у нас такое. Экономят на людях: - Юрий Михайлович, но иедь все флоты - учредители “Мурман- Ойла“. - Да. Они внесли уставный ка­ питал по 8 миллионов рублей. И давно все высосали. Но я хочу вот что сказать: нефте(Іаза 1992 года и сейчас, как творится, две боль­ шие разницы. Мы поставили но­ вую емкость, заканчиваем ремонт теплотрассы, а т ак о т вообще ни­ когда не делалось. Зимой все бу­ дет крутиться без сучка и задоринки. Хотя мы ремонтируем не собственное, а арендованное. А вот еще: каждый год мы вы­ кладываем штраф экологам 300 миллионов рублей за недостроен­ ные очистные сооружения. Начи­ налась эта стройка еще при Каргине вскладчину. Но тогда кто- то внес свою долю, кто-то часть, а кто и вовсе ничего. Началась при­ ватизация, и все бросили этот объ­ ект - не мое. Три года я добивался решения, чтобы вместо уплаты штрафов я бы достроил очистные. Добился. Но теперь для этого надо 1,5 миллиарда рублей. Заметьте: это - городские очистные. - Да, Юрий Михайлович, кресло нефтяного короля весьма неудобное, жесткое. А как дела с “Соврыбфло- том“? с ВЕРОЙ И НАДЕЖДОЙ - С прошлого года здесь работа­ ет представительство. Сейчас мы будем перерегистрировать его в закрытое акционерное общество “Соврыбфлот-Норд“ со 100-про­ центным капиталом ВАО “Соврыб- флот“ . Главная цель - вовсе не прокручивание денег, а производ­ ство. - Деньги - откуда? Хотя сначала скажите: “Соврыбфлот“ - советский рыбфлот“ ? - Нет, совместный. Эта фирма четверть века жила припеваючи, получая свои 1,5 процента за экс­ порт рыбопродукции. Ведь она об­ ладала исключительным правом на такой экспорт. На эти деньги стро­ ились суда, закупались техника и технологии, осуществлялся ремонт судов за границей. Сейчас у “Со- врыбфлота“ есть представительст­ ва в Калининграде и на Дальнем Востоке, где вообще задумана тех­ ническая революция. Я столько сил приложил, чтобы здесь было представительство! Но разве мог я предположить, что пол­ итика нашего государства будет столь жестокой к производителю! Я же говорю: руки опускаются. Уже вложено немало средств в но­ вый офис, который скоро откроет­ ся, вот-вот будет готов новый танкер. Теперь, получается, Мур­ манск для него закрыт: не повезет же он топливо на промысел по 280 долларов. Значит, надо его уводить в Европу, а для этого нужен нема­ лый начальный капитал. - И что же теперь? Никакой пер­ спективы? - Ну давайте сидеть в осаде! Нет, ждать нельзя. Время идет, либо ишак сдохнет, либо шах ум­ рет. Думаю, недалек день, когда у правительства возобладает разум. Потому я и вижу перспективу в развитии производства, а не в торг­ овле водкой или строительстве ре­ сторанов. Я полагал, что представительство будет, как и раньше, заниматься экспортом ры­ бопродукции по мировым, а не бро­ совым, как сейчас, ценам, на вырученные деньпі обновлять флот, закупать технику и техноло­ гии. Моя стратегическая ошибка в том, что я не смог убедить “Соврыбфлот“ открыть представи­ тельство в 1991 году. Я тогда вер­ нулся из Африки. За плечами был солидный опыт работы на Северном бассейне и знание зарубежного рынка. Ушло время. Вот о чем я жалею. - Кроме надежды, что правитель­ ство “поумнеет", что вы полагаете делать? - Жить. И по мере сил разви­ вать производство. Так сегодня ду­ мают многие, хотя не у всех получается. - А у вас? - Получится! Беседовала Инна БЕРЕЗЮК. Когда верстался номер, из^ "Мурман-Ойла" сообщили: из-за отсутствия воды нефтебаза встила. Городской транспорт , видимо, то­ же остановится. А РМ № 29 21 - 27 июля 1995 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz