Рыбный Мурман. 1995 г. Июль.
м р о л м ж т т ш ш з ^ т ш т Юрий МИХАЙЛЕНКО - ге неральный директор АООТ “Мурман-Ойл“ и генеральный директор представительства “Соврыбфлота“ в Мурманске. 30 лет назад приехал в Мурманск. Закончил МВИМУ. Работал в “Севрыбхолодфлоте“, в “Севры бе", 5 лет - в Мозамбике. в д о л г - НИ ГРАММА - Юрий Михайлович, вы одно временно сидите на двух таких вы соких креслах. Как вам сидится? - Тяжко. Честно говоря, из-за политики нашего государства*про сто руки опускаются. - Начнем с кресла нефтяного ко роля. Вот сказала так, и сразу всплывают в памяти слова “нефте доллары", “мафия“ , “черное золо- то“... - Я объясню. “Мурман-Ойл“ - это бывшая нефтебаза рыбного порта. Она создавалась для рыба ков, для их судов. В те времена о деньгах никто не думал: в Москве “Рыбснаб“ платил заводам за топ ливо, и оно поступало сюда по раз нарядке. На нефтебазе хранилось, а флоты брали по потребности. Мы следили за всем процессом. Если какой-то из заводов недогрузил, не отправил, можно было поорать по телефону на них. Можно было сбе гать в обком партии, оттуда позво нят, скажем, в Пермь: “Вы что это там?..“ И эшелон примчится в Мурманск. А когда бассейн начал рассыпаться, когда все стали само стоятельными... - Я помню это время, помню, как на совете директоров в “Севры- бе“ все заявили, мол, мы сами те перь будем закупать себе топливо, мол, это станет нам дешевле, по средники нам не нужны, пусть неф тебаза просто хранит наши запасы. - Вот-вот. Создали в каждом флоте топливный отдел. Но не уч ли самого главного: топливо очень дорого стоит. И если поначалу пользовались старыми запасами, которые еще хранились на нефте базе, то, когда пришло время за купать, оказалось, денег таких на флотах нет. А суда на промысел выпускать надо. Флотоводцы стали звонить в “Мурман-Ойл“ : “Дай те!м. Отвечаем: “Ваши запасы давно кончились, посмотрите по документам44. - “Как это так! - кричат. - Флот простаивает. У вас же есть...“ Бегут в “Севрыбу" к Тишкову, тот приказывает выдать. Хорошо, выдаем. Из чужих запа сов. Предупреждаем: смотрите, на до вернуть долги как можно скорей. - А счет у флота арестован нало говой инспекцией. - Но разве это должно волно вать меня? Я дал взаймы чужое топливо, раз ты просил. Но я же рассчитывал на твою порядочность, надеялся, что ты отдашь завтра, а не через годы. - Да неужели годами не распла чиваются? - Да вот, посмотрите. “Бело морский рыбак “ , долг - 2293 тон ны, два года не отдает. На сегодня это около двух миллиардов рублей “Северная корона“ - 756 тонн вто рой год не возвращает. Руководи тель говорит: “А что я могу сделать, у меня счет арестован “ . Долг “Мурманрыбпрома“ - 1899 тонн дизельного топлива. У “Сев- рыбхолодфлота “ - 7600 тонн мазу та, не может отдать два с половиной года, а это почти 4 мил лиарда рублей. Этот долг образо вался, когда на базе “Севрыбхолодфлота“ было БПО и этот флот (г-н Леванов) хапнул “АООТ "Мурман-Ойл" образовано в 1992 году на базе крупнейшего предприятия по переработке нефтепродуктов на Крайнем Севере. В основе деятельности предприятия лежит прием железнодорожных цистерн с любыми видами нефтепродуктов, их слив, хранение по сортам, выдача судам всех типов и танкерному флоту". -.•««ft* “Внешнеэкономическое акционерное общество "Совместный рыболовный OOh государственного внешнеторгового объединения, в течение 25 лет флот" (ВАО "Соврыбфлот") является правопреемником одноименного представлявшего интересы отечественного рыбного хозяйства на мировом рынке". себе 25 тысяч тонн. Помаленьку возвращали. А теперь и Леванов, и Брейхман открещиваются от этих цифр, мол, меня это не волнует, что было, то прошло, давай мне топливо, у меня суда стоят, в долг дай. Я, вступив в эту должность, сказал: в долг ни грамма, хоть са мому лучшему другу. Потому что ни один человек сейчас не может гарантировать, что он завтра вер нет. Свою-то судьбу на завтра не каждый знает. - Но вы же без денег не можете делать новые запасы. - Конечно. - А флотам надо работать. Види мо, будут бункероваться за грани цей. - Будут, раз в нашем Отечестве цены растут бешеными темпами. У нас дизельное топливо стоит от 210 до 240 долларов за тонну, в Европе траловый флот имеет у нас даже запас топлива 3700 тонн, “Сев- рыбпромразведка “начала грамотно работать. Я вам просто объясняю ситуацию: из 455 клиентов “Мур- ман-Ойла“ 320 - должники. ТРИЛЛИОНЧИК БЫ! - Так что же делать в этой ситу ации, Юрий Михайлович? Видимо, вам нужно объединение с банком? - Я предлагал руководителям флотов: давайте сделаем богатый банк. Сегодня необходима финан совая структура, которая выступа ла бы гарантом обеспечения всех топливных операций. Нужны ог ромные деньги. Например, чтобы обеспечить топливом область, отключают отопление, горячую во- ДУ- - Недавно я была в Норвегии. Там ничего не отключают, в домах тепло. - Так то в Норвегии. В Габрове, говорят, кошкам хвосты отрубают, чтобы быстрей в дверь проскакива ли. У нас сейчас вон за долги воду отключают. Порт должен водокана лу 800 миллионов, а мы - потреби тели от рыбного порта, все сети проходят через его территорию. У нас - первая группа пожарной опасности, если рванет нефтебаза - мало не будет. А вода перекрыта, порт деньги не платит. Хотя мы платим исправно. Более того, от ключена вода - встала котельная порта, значит, нет пара, которым мы мазут в цистернах прогреваем. Выходит, нам теперь надо строить свою котельную? - 165. Даже если зарубежный тан кер доставит топливо на промысел, оно будет не выше 190 долларов. Да и вообще судам идти в Мур манск нет смысла: таможня при хлопнула все возможности. - А что означает для вас отсутст вие судов? - Так для чего же здесь “Мур- ман-Ойл“? С самого начала и по сей день эта фирма - для рыбаков. В свое время мы прокручивали 1 миллион 900 тысяч тонн, напри мер, в 1990 году рыбаки получили 993 тысячи тонн топлива, а за пять лет потребление упало в три раза! Это и потому, что от флота' бассей на осталась лишь половина, и из- за долгов, и из-за высоких цен, и из-за таможни. - Неужели все рыбацкие флоты в долгу? - Нет. Например, Мурманский нужно 1,5 триллиона рублей. Это же Север - 12 месяцев зима, ос тальное - лето. Слышал, что госу дарство выделило области 500 миллиардов рублей на топливо. Так ведь почти все эти деньги уйдут у предприятий за долги. - А “Мурман-Ойл“ не участвует в деле согревания области? - Да мы бы с удовольствием, но денег нет. Я же сказал, что нужны сумасшедшие деньги. Смотрите, какое лето за окном! - Плюс шесть. - Знаете анекдот? Выпускают человека из сумасшедшего дома. Последний вопрос ему: “Какое сейчас время года?“ . А на дворе зима, люди в шубах-шапках. Че ловек этот говорит: “Лето“ . - “Да ты что, глянь в окно!“ . А он: “Ле то. Просто у нас лето такое “ . Вот и у нас такое. Экономят на людях: - Юрий Михайлович, но иедь все флоты - учредители “Мурман- Ойла“. - Да. Они внесли уставный ка питал по 8 миллионов рублей. И давно все высосали. Но я хочу вот что сказать: нефте(Іаза 1992 года и сейчас, как творится, две боль шие разницы. Мы поставили но вую емкость, заканчиваем ремонт теплотрассы, а т ак о т вообще ни когда не делалось. Зимой все бу дет крутиться без сучка и задоринки. Хотя мы ремонтируем не собственное, а арендованное. А вот еще: каждый год мы вы кладываем штраф экологам 300 миллионов рублей за недостроен ные очистные сооружения. Начи налась эта стройка еще при Каргине вскладчину. Но тогда кто- то внес свою долю, кто-то часть, а кто и вовсе ничего. Началась при ватизация, и все бросили этот объ ект - не мое. Три года я добивался решения, чтобы вместо уплаты штрафов я бы достроил очистные. Добился. Но теперь для этого надо 1,5 миллиарда рублей. Заметьте: это - городские очистные. - Да, Юрий Михайлович, кресло нефтяного короля весьма неудобное, жесткое. А как дела с “Соврыбфло- том“? с ВЕРОЙ И НАДЕЖДОЙ - С прошлого года здесь работа ет представительство. Сейчас мы будем перерегистрировать его в закрытое акционерное общество “Соврыбфлот-Норд“ со 100-про центным капиталом ВАО “Соврыб- флот“ . Главная цель - вовсе не прокручивание денег, а производ ство. - Деньги - откуда? Хотя сначала скажите: “Соврыбфлот“ - советский рыбфлот“ ? - Нет, совместный. Эта фирма четверть века жила припеваючи, получая свои 1,5 процента за экс порт рыбопродукции. Ведь она об ладала исключительным правом на такой экспорт. На эти деньги стро ились суда, закупались техника и технологии, осуществлялся ремонт судов за границей. Сейчас у “Со- врыбфлота“ есть представительст ва в Калининграде и на Дальнем Востоке, где вообще задумана тех ническая революция. Я столько сил приложил, чтобы здесь было представительство! Но разве мог я предположить, что пол итика нашего государства будет столь жестокой к производителю! Я же говорю: руки опускаются. Уже вложено немало средств в но вый офис, который скоро откроет ся, вот-вот будет готов новый танкер. Теперь, получается, Мур манск для него закрыт: не повезет же он топливо на промысел по 280 долларов. Значит, надо его уводить в Европу, а для этого нужен нема лый начальный капитал. - И что же теперь? Никакой пер спективы? - Ну давайте сидеть в осаде! Нет, ждать нельзя. Время идет, либо ишак сдохнет, либо шах ум рет. Думаю, недалек день, когда у правительства возобладает разум. Потому я и вижу перспективу в развитии производства, а не в торг овле водкой или строительстве ре сторанов. Я полагал, что представительство будет, как и раньше, заниматься экспортом ры бопродукции по мировым, а не бро совым, как сейчас, ценам, на вырученные деньпі обновлять флот, закупать технику и техноло гии. Моя стратегическая ошибка в том, что я не смог убедить “Соврыбфлот“ открыть представи тельство в 1991 году. Я тогда вер нулся из Африки. За плечами был солидный опыт работы на Северном бассейне и знание зарубежного рынка. Ушло время. Вот о чем я жалею. - Кроме надежды, что правитель ство “поумнеет", что вы полагаете делать? - Жить. И по мере сил разви вать производство. Так сегодня ду мают многие, хотя не у всех получается. - А у вас? - Получится! Беседовала Инна БЕРЕЗЮК. Когда верстался номер, из^ "Мурман-Ойла" сообщили: из-за отсутствия воды нефтебаза встила. Городской транспорт , видимо, то же остановится. А РМ № 29 21 - 27 июля 1995 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz