Рыбный Мурман. 1995 г. Июль.

Ш У И СЕГОДНЯ - память бессребре­ ников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших; мученика Потита; праведной Ангелины, деспотиссы Сербской; преподобного Никоди­ ма Святогорца. 15 ИЮЛЯ отмечается положе­ ние честной ризы Пресвятой Бо­ городицы во Влахерне. Память святителя Фотия, митрополита Киевского, святителя Иувеналия, патриарха Иерусалимского. Праз­ днование Можайской, Феодотьев- ской и Ахтырской Чудотворным иконам Божией Матери. Византийский праздник, по­ священный чуду, совершенному благодаря молитвам праведников перед одеждой - ризой Божией Матери - перешел затем и в Рос­ сию, где некогда часть этой ризы хранилась в Ризположенском хра­ ме московского Кремля. И Россию Пречистая Дева не оставляла своими милостями. 16 ИЮЛЯ - память мученика Иакинфа, перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, преподобных Анато­ лия и другого Анатолия, Печер­ ских, благоверных князей Василия и Константина Ярослав­ ских, святителя Василия Рязан­ ского, преподобных Иоанна и Лонгина Яренгских, блаженного Иоанна Христа ради юродивого Московского (он был погребен в соборе Василия Блаженного и ис­ кони почитался в Москве как по­ мощник при излечении многих болезней, особенно глазных), преподобного Никодима Кожее- зерского, преподобных Тихона, Василия и Никона Соколовских, святителя Арсения Тверского; пе­ реходящее празднование Собора Тверских святых, бывающее в первое воскресенье после 12 июля. 17 ИЮЛЯ. Седмица 6-я по Пятидесятнице. Славится память преподобного Андрея Рублева, иконописца. Десятилетним маль­ цом в скитаниях после очередного набега татаро-монгольских кочев­ ников он добрался до Свято-Тро­ ицкого монастыря. Духовным отцом сироты стал преподобный Сергий Радонежский, а художест­ венным наставником - Феофан Грек. Много росписей и икон Руб­ лева безвозвратно пропало, из со­ хранившегося самой чудесной его работой во все века считается икона Святой Троицы, писанной в новой церкви восстанавливаемого после нашествия татарского Тро- ице-Сергиевского монастыря над могилой духовного отца. Как гово­ рил автор, чтобы “люди, смотря на единство Святой Троицы, по­ беждали злобу и ненависть, раз­ деляющие мир“. 13 ИЮЛЯ - память преподоб­ ного Афанасия Авронского, пре- подобномучениц княгини Елисаветы и инокини Варвары. Обретение честных мощей препо­ добного Сергия, игумена Радо­ нежского. 19 ИЮЛЯ - Собор Радонеж­ ских святых празднуется по бла­ гословению Святейшего Патриарха Пимена, в этот день установлено совершать память преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Праздно­ вание Богородско-Уфимской ико­ ны Божией Матери. маскина, "Шестиднев" Иоанна Эк­ зарха и многие другие. Еще одна дата из жизни Рублева, кроме первого упоминания в лето­ писи, тоже доподлинно известна. Это начало росписи им и Данилой Чер­ ным в резиденции митрополита го­ роде Владимире, в Успенском собо­ р е - 2 5 мая 1408 года. Это делалось к приезду из Константинополя ново­ го митрополита Фотия. Дружба двух художников-подвижников - Андрея Рублева и иконника Данилы - про­ должалась более 20 лет. Предания о ней записал Иосиф Волоцкий со слов бывшего игумена Троице-Сергиева монастыря Спиридона. Традиционные библейские сюжеты Рублев наполнял глубоким поэтиче­ ским и философским содержанием. Пример тому - "Троица” . Она стала выразительницей самопожертвова­ ния как величайшего состояния духа. Среди фресок Владимирского собо­ ра особенно выделяется его "Страш­ ный суд". И здесь Рублев остался верен себе, традиционную грозную, страшную сцену он сумел предста­ вить как торжество справедливости. И только колорит более поздних икон его более сумрачен. В поисках причин этого исследователи творче­ ства выдающегося русича не пришли к какому-то общему мнению. Похоронен Рублев вместе с Данилой Черным в Спасо-Андрониковом мо­ настыре под старою колокольнею. Место погребения обоих подвижни­ ков помнили до конца XYII века. Но потом, как это не раз случалось на Руси, могилы сровняли с землей, и они затерялись. Имя Рублева почиталось на Руси уже в XYI-XYII веках. Стоглавый собор возвел его живопись в образец, при­ звав всех иконописцев писать так, как Рублев. Таким образом русский художник был поставлен в один ряд с крупнейшими византийскими мас­ терами, которые выработали право­ славные каноны иконописи. В XYIII-XIX веках многие православ­ ные традиции оказались забытыми. Постепенно угасало и иконописание. Поэтому о Рублеве знали только специалисты-художники да деятели церкви. В начале нашего века этот интерес пробуждается вновь. А по­ сле 1000-летия христианства на Руси, когда Рублева признали святым, он теперь уже навсегда возвратился к нам из глубин своего XY века. Станислав ДАЩИНСКИЙ. А н д р е й Р У Б Л Е В : с в я т о й и к о н о п и с е ц ...Письменные источники мало сохра­ нили сведений об этом удивительном человеке. Есть лишь небольшие встав­ ки, касающиеся его, в "Житии Никона", в "Отвещании любозорным" Иосифа Волоцкого, "Сказании о святых иконо­ писцах" да очень краткие упоминания в месяцесловах. Но время оказалось милостивым к его произведениям, на века переживших своего создателя. Например, иконоста­ сы в соборах Московского Кремля (Благовещенский), Звенигорода и Вла­ димира, Сергиева посада (до недавне­ го времени - Загорск), росписи Спас­ ского собора Андроникова монастыря. Наконец, в рублевских залах Русского музея в Санкт-Петербурге бережно со­ храняется немало произведений ху­ дожника. Большинство известных работ Рублева выполнено им совместно с другими живописцами (росписи из-за их объем­ ности и заданности срока исполнения редко делались в одиночку). А вот са­ мое знаменитое произведение Рублева, "Святая Троица", сотворено лишь его руками. Имя иконописца впервые упоминается в летописи в 1405 году. Не известно, у кого он учился живописи. Предполага­ ют, по характеру письма, что овладе­ вал таинствами кисти в Болгарии и Ви­ зантии. Согласно одной из гипотез, он ученик знаменитого Феофана Грека, поскольку некоторое время работал вместе с ним. Становление Рублева-живописца при­ шлось на годы национального подъема, он был современником крупнейших ис­ торических событий на Руси, например Куликовской битвы. А в 1395 году на Русь обрушились полчища Тамерлана. Силы у защитников русской столицы иссякали, и они призвали на помощь чудотворную икону Владимирской Божьей Матери. Тысячи людей с на­ деждой и благоговением встречали ее на месте, где затем был заложен Сре­ тенский монастырь. Историки и бого­ словы, воскрешая те события, утверж­ дают: произошло чудо. Божья Матерь явилась Тамерлану во сне, грозно пре­ достерегла его против похода на Моск­ ву, и тот из-под Ельца повернул назад. После этого святые отцы попросили Рублева списать копию с его знамени­ той иконы, и он выполнил ее так же ис­ кусно, как оригинал. Рублев был знаком со многими высо­ кообразованными людьми: преподоб­ ным Никоном, Саввой Сторожевским, святителем Феодором, архиепископом Ростовским, основателем монастыря преподобным Андроником, игуменом Ермолой-Ефремом, биографом Фео­ фана Грека - Епифанием Премудрым, митрополитом Московским Киприяном и сменившим его Фотием. Общение с такими людьми само по себе обогаща­ ло, делало его причастным к важней­ шим событиям, происходившим на Ру­ си. Большая часть жизни иконописца была связана с Троице-Сергиевым и Спасо-Андрониковым монастырями в Москве. Постоянно находясь в духов­ ной среде, он глубоко изучал учение церкви и жизнь святых, которых рисо­ вал, и это тоже придавало его произве­ дениям глубину и жизненную силу. Ан­ дрей Рублев, судя по его произведени­ ям и некоторым косвенным источни­ кам, хорошо знал труды свяуо^о Григо­ рия Сианита, "Богословие" Иоанна Да- На нынешнее Рождество патриарх Московский и всея Руси Алексий I I заложил ка­ мень в основание храма Христа Спасителя . Воздвиг­ нутый в память победы в Отечественной войне 1812 го­ да, этот храм в советское время был взорван . Правительство России и Церковь решили восстано­ вить храм.Во всех отделениях Сбербанка Москвы идет прием пожертвований от ча­ стных лиц на счет JVh7 0 0 0 04 . Прием пожертвований от юридических лиц осуществля­ ется на счет № 700530 в РКЦ-2 ГУ ЦБ РФ, МФО 201779 , у ч .Н б . Гонорар от материалов , публикуемых под рубрикой “Православный календарь", будет перечисляться на строительство храма Христа Спасителя .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz