Рыбный Мурман. 1995 г. Июль.
ДО Р ОЖНЫ Е ПРИКЛЮЧЕНИЯ § огласно договоренности с финским туристским цент- ^ “^ром, лишь при наличии пяти и более туристов, выез жающих по временной групповой визе, можно на треть сэко номить при проживании в заграничном отеле. А это для на шего легковесного кошелька не менее 60 финских марок. Да и за групповую туристскую визу платишь меньше. В назначенное время организатор поездки собрал нас, пя терых попутчиков, и мы на микроавтобусе (с обязательным страховым полисом) под утро выехали к госгранице. За ру лем возница - оптимист Володя, рядом его тезка - он же старший тургруппы и пессимист. В салоне наша троица - не многословный механик Саша, рассудительный школьный преподаватель Анатолий Константинович и автор этих путе вых заметок. Видимо, “челноки4 порядком надоели нашим таможенни кам. Они весьма оперативно и непривередливо провели до смотр багажа (благо на новой лоттинской таможне есть где присесть и даже перекусить). Собрались было раздавать по меченные разрешительной печаткой заполненные нами де кларации, как засомневались в нашей благонадежности по граничники. Выдача паспортов и переход последнего россий ского рубежа все отодвигались и отодвигались на “чуть поз днее44. У финского погранично-таможенного поста нас встречают добродушный толстяк саженного роста, седоватый погранич ник-таможенник и юный немного творящий по-русски па рень в чине нашего старшего сержанта. Досмотром личного багажа почти не интересуются. Зато старший тщательно пе ресчитывает предъявляемый запас инвалютных средств. На сетования старшего группы, что, к сожалению, не смогли выехать в день открытия визы, он тут же продлил ее на два дня и пояснил: обратно можем выезжать и порознь, но старший должен ехать последним. А “старший4 Володя первым делом знако мится с правилами провоза спирто-табачных из делий. “ Ребята, с первого мая изменились пра вила!4 - и тычет в рамочку с текстом. Оказыва ется, провозить в Финляндию русские туристы могут, как и прежде, 200 сигарет и один литр водки или два литра вина. Мы в унынии: у каж дого из нас по литру того и другого. Спрашива ем, есть ли камера хранения и нельзя ли, от крыв бутылки с вином, сделать по глотку и вез ти их дальше в распечатанном виде. Получив добро, выходим из небольшого помещения по гранично-таможенного пункта на землю Фин ляндии. Единственная на всю мужскую братию наша попутчица Ольга предлагает тут же допить по чатые бутылки с вином и угостить финнов. Те отказываются. Мол, надо еще службу нести, да и заняться досмотром доставивших нас автомо билей. Седовласый финн обошел с прибором вокруг автомашин и... усмотрел, что на по крышке автомобиля едва выглядывают малю сенькие бугорки шипов. Шутливое препира тельство безрезультатно - с апреля до октября езда на колесах с шипованной резиной катего рически запрещена. Как запрещено во все вре мена года пугать и соприкасаться с выходящими повсеместно на проезжую часть дорог оленями (штраф пять тысяч марок). Чертыхаясь и кля ня кого угодно - только не себя, наш водитель выковырял-таки все семь шипов. - Теперь молите Бога, чтобы поменьше бро дило вдоль дороги оленей. А вы садитесь “мне на хвост44, - командует шоферу второй автома шины Мише, - и жмем без остановок до Ровани- еми! После 12 часов ночи отель закроют и никого из нас до утра не впустят. МЫ ТОРГУЕМСЯ С ФИННАМИ В отель успели вовремя. Впрочем, и не удивительно. Лишь с полста километров от границы до Ивало ведет грун товая, но прекрасно укатанная дорога. А остальные километ ров 200 до Рованиеми - без единой выбоины и разделитель ного газона широкая лента автострады. Разрешенная скорость - сто километров в час. Ограничения по населенным пунктам - чаще всего до восьмидесяти. Приехав в Рованиеми минут за сорок до закрытия отеля, мы успеваем навестить ночную автомастерскую, до хрипоты поторговаться на предмет купли-продажи автомашин Тольят- тинского автозавода. Подивились низким ценам на другие - от 15 до 20 тысяч марок. Причем финны признают только щается его хозяин. В супермаркетах, даже не зная языка, марки, и двум нашим покупателям тут же пришлось менять легко найдешь требуемый товар, если обратишься к любому валюту по курсу: за один доллар - 4,12 марки. Торговаться в работнику магазина. Никто не отмахнется от тебя и обяза- автосалонах можно. Можно долго, но безуспешно. Сбросят не тельно на языке жестов, со взаимным использованием скуд- более 500 марок, и то, если модель снята в России с нроиз- ного запаса иностранных слов покажет то, что ты хочешь ку- водства. пить. Не отказывают в помощи и сами покупатели, особенно Что до иномарок шведского, французского, итальянского, люди зрелого или пожилого возраста, японского, германского и американского производства, то це- Все товары, исключая коммерческие (в нашем понятии) и ны могут быть и вполовину (по сравнению с российскими гуманитарные, там стоят гораздо дороже наших. Но на продо- машинами) меньше. Но это не для нас - преодолеть тамо- вольственные товары собственного производства, и даже рас- женный барьер рядовому русскому покупателю на автоино- фасовки, цены в полтора-два раза ниже. Одна пачка самых марки просто не но карману. Правда, здесь есть малюсень- дешевых сигарет стоит без малого 15 марок. Чашка кофе с кое послабление. Если купишь микроавтобус в грузовом ва- кренделем или пирожным - почти 20 марок. Возможно, что рианте и поклянешься в таможенной декларации, что купил при среднемесячном заработке в семь-девять тысяч марок от его не для коммерческих целей... этих цен у финнов не встают дыбом волосы. Зато в магазине Подивившись в Рованиеми на цены и познакомившись с можно неожиданно получить сувенир, если сделаешь прилич- достоиримечателыюстями этого небольшого, но разбросанного ную (по цене) покупку. Купленный товар можешь сложить в вширь города, мы взяли курс на Кеми. Остановились в моте- бесплатный красочный - чаще всего фирменный - пакет, ле “Еловая шишка4 небольшого городка Кеминмаа. Спокойно относятся к покупателю, если он на тележке мага- То ли потому, что курс марки по отношению к доллару зина довезет товар до своего авто, здесь тогда был повыше на десятую долю, то ли из-за сауны В большом бизнесе и в любом малом деле, как мне пока- и бассейна под одной крышей с мотелем и бензоколонкой в залось, там работают ПА ЧЕЛОВЕКА. Еще пример в под- двадцати шагах от него, но госпожа Сирка за суточное про- тверждение тому. живание категорически потребовала 130 марок. А в последу- Случилось так, что мы один из автомобилей покупали в ющие дни (в отличие от обслуги в отеле Рованиеми) за воз- начале шестого вечера. С обменом валюты проблем не было - можность налить.в термос кипятку требовала...пять марок за шведы охотно берут и доллары. Но нас волновало, как же уп- литр. Очевидно, по аналогии с ближайшей бензоколонкой - равимся по времени, сколько будут нас с продавцом гонять и там столько же стоил литр бензина АИ-95. футболить чиновники по инстанциям. Как оказалось, такой Не совсем прийетливой осталась в нашей памяти эта вопрос гам попросту неуместен. Продавцу отдали доллары, пышнотелая женщина. Она не особо расщедрилась на перио- вложив их в загранпаспорт покупателя. Сами выпили по дику (две газеты и один журнальчик), бесцеремонно заходи- чашке кофе и не успели выкурить по второй сигарете, как фирмач пригнал из Швеции (сторговали мы маши ну в иршраничном финском Торнио) автомобиль вместе с оформленными документами и вручил нам ключи. Залил еще на заправке и 10 литров бензи на (до мотеля надо было проехать около 80 кило метров) . Столь же краткой оказалась процедура и с покупкой другого автомобиля в Торнио: полчаса ушло на уговоры “до минимальной цены44, 15 ми нут - на оформление купли-продажи. У З А К О Н Е Н Н Ы Е П О Б О Р Ы И Р А С Т О Ч И Т Е Л Ь С Т В О Кто как - не знаю (обратно ехали порознь, каждый на своей автомашине), только лично я чуть было не попал в число нарушителей границы. Без особых перипетий на финской и нашей стороне (дежурили те же наряды, что и при поездке туда) пересекли границу. Отъехал я шагов двести и чуть было не свалился в кювет: застрял ком в горле, а глаза набухли слезами обиды на наше нищенское существование... Вылез, присел на корточки, по гладил свою родную землю и вроде бы как полег чало. Только слышу - шаги. Поднял голову, глаза в глаза с пограничником встретились. Понял меня парень. Только спросил: “Что случилось, отец? Ос танавливаться в пограничной полосе нельзя. Ехать можете? Ну, счастливого пути“ . Путь и правда был неплохой. Почуяли мои “Жигули4 свою Родину, везли мягко, даже водной преграды не заметили и песчаное испытание с чес тью выдержали. Зато в Мурманске пришлось аж на целых четыре дня расстаться, пока таможенные до кументы оформлял. Поначалу, когда сбивалась на ша очередь из сотни человек да переносилась на другой-третий день, ругали мы свою таможню рас последними словами. Потом свыклись: плетью обу ха не перешибешь. ла в номер, запустив впереди себя собаку. Попыталась сэко- Сидят в полунищей комнатенке педантичные номить и на “шведском столе“ . Мы от души посмеивались, чиновники, но обязательно у каждого из нас прихватываю- глядя, как мадам морщилась, если кто-нибудь из жильцов 1ЦИС МИНУТ ,0 " 15 с УтРа и Д° получаса вечером. Вроде бы и мотеля объединял две-три порции в одну тарелку - сдозиро- 11,1 дело 10 ВР^МЯ уходит, к рабочему дню подготовиться, ве- ванные три кружочка колбаски, кусочек ветчины и одно чеРом все поубрать-позакрывать. Только вот почему-то всем яйцо. Правда, на другое утро рестораторы “Еловой шишки4 с этим там Уже и У нас) настоящие коммерсанты занима- дозировкой экспериментировать не стали. К)ТСЯ до начала Рабочего Дня и после его завершения. Больше Разочаровали и цены ВАЗовских автомобилей. В пределах Т0,Х)’ Директор даже четырехзвездочного отеля в час пик не 10 тысяч марок продавалось откровенное старье, приличных п,Ушастся помочь своим работникам. А тут по принципу: же машин дешевле 18 тысяч никто не предлагал. Более того, ни в одном салоне на площадках мы не встретили ни одного автомобиля “Нива44, видели лишь несколько автомашин “четвертой модели44, да и то по “кусачей4 цене. Поинтересовались, в чем же дело? Оказалось, что “Ниву4 ценят сами финны и не спешат расстаться с этим автомоби лем. Что до “четверок44, то пояснение нам дали шведские предприниматели, предложив автомашину 1984 года выпуска иномарки. Чтобы не очень расстраивать финских купцов- 33 3400 долларов (на взлете цен сказался летний сезон, чего продавцов, вручили им чуть ли не по символической цене не- нс скрывали и сами коммерсанты). сколько презентов. Когда же мы указали на изъяны предложенной нам явно В отеле в карте на поселение гостя указываем свои имя- не по г°Дам “постаревшей4 машины, швед откровенно пояс- фамилию, страну да номер паспорта, платим по 120 марок за нил: “Нам известно, что в России большой спрос на эту мо- сутки проживания каждый. Нас втроем поселяют в обычный дель- Мы же предлагаем вам хотя и подержанные автокары, “Хоть пень колотить - лишь бы день проводить' Зато чуть ли не руки от удовольствия потирают те же пе дантичные государевы чиновники, когда какая-нибудь прома- шечка в твоих документах замечается. Документик-то твой возьмут, попросят подойти завтра. А назавтра - с усмешеч кой поясняют: “Что же это вы декларацию-то на границе не- дозаполнили, номер двигателя (кузова) проставлен, а номера кузова (двигателя) нет. Вот вам на все про все еще денек, езжайте в наше экспертное бюро и возвращайтесь оттуда со справкой44. Варианты придирок и количество “завтраков*4 не предсказуемы. Сглатываешь гнев и едешь в автоэкспертное бюро. Но ес ли не подскажут знающие люди, в какое именно (у таможни договор на обслуживание ее клиентов заключен лишь с од- .«иідуіжи. «* ииачшми - .г ~ м г " Г . пт»™, нчинѵт НИМ’ что на УЛИІ*е Беринга, в противоположном конце горо- номер, похожии на комнатку в любой поселковой гостинице зато в три раза дешевле . скандинавы, похоже, скоро начнут * иопгѵі Мурманской области. Правда, в эти 140 тысяч рублей (в пе- собирать деньги на памятник при жизни г-ну Каданникову. . т о и д е н ь напрасно потеряешь, и деньги за экспертизу реводе на российские^ деньги) входит одноразовое питание ®° “ »*ом " Э т и к о й ’ п ^ с и й с к и Г п Т т Г и в ш » Согласен: таможня - дело серьезное, интересы государства утром, так называемый шведскии стол . В меню - несколь- таможенной политикои россииских властей, поставивших J * " ‘ ” * * -------------- r t o n w n un nmv» v н о м и н о м я п m r пппы п ч ч и н и и п а н н а и^і» ..а блЮДеТ. Но ПОЧСМу ЖС НС ВЫВССИТЬ об рЗЗЦЫ ІфаВИЛЬНО 3 3 - ко овощных салатов, два сорта колбасы, буженина, различ- оарьер на ввоз к нам иномарок ради взвинчивания цен на J 1 ные соки, кукурузные хлопья и молоко, горячая овсяная ка- российские легковые автомашины. Особенно монополиста, полненных документов для обозрения стоящих ДНЯМИ в ша-размазня кофе фасованные маленькие бпикетики масла каковым является Ьолжскии автомобильный завод. очереди людей?! Почему не разъяснить небольшой листов- pd " ’ КОфе’ Ф<1СОВанные маленькие орикстики масла, « кой в КПКом случае и куда именно обращаться к эксперту, ГПНПИИ R (WTWпі/оV *1 г, у п ж а w-гчгт, а „ г ТТ/ЧТ 1 Г.Ж 7 а сколько при том и за какую услугу быть готовым заплатить?! При таком вот ассортименте количеством съеденного не О Н И Р А Б О Т А Ю Т Н А Ч Е Л О В Е К А Но и на том мытарства не кончаются. Получив таможен- ограничивают. Понимают, что не два же брюха у постоял.,- ,ше Д(Жумеиты> идешь с ними в ГАИ, опять платишь и опять цев, даже если они из России. Необычно и то, что из стопок Но чаще за эти пять дней мы делали приятные для себя стоишь в очереди. Едешь на техосмотр к своему районному газет, журналов, проспектов все можно выбирать для чтива и открытия. Начну с того, что не было ни одного салона, в ко- „«автоинспектору - опять платишь и выстаиваешь очередь, уносить с собой бесплатно. К слову то же было и на фин- тором бы покупателю не предлагали чашечку кофе. Бесплат- и ПОСТарайся при этом пе потерять ни одну из бумаг ском погранично-таможенном посту. Там, естественно, набор но, разумеется. Что уж совсем показалось необычным, так квит:шцию ли _ ибо тогда уж точно потеряешь остатки сил и специфичный: советы для водителей на финских дорогах, это обслуживание в банке Кеми. Ровно в 10 часов сам управ- HepBOB) сна и „окоя... Подобное случилось с одним из нашей оценка криминогенной обстановки, пожелания покупателям... ляющий пригласил клиентов в банк. К кофе предлагались туристской группы - до сих пор мотается по инстанциям Посмотреть в Рованиеми есть на что, например “Арктик- бутерброды и даже маленькие пирожные. Услышав русскую ' Воистину справедливо присловье, что владелец автомоби- музеум , он же Полар-центр. Привлекает туристов и выста- речь и увидев в руке одного из нас приличную пачку “зеле- ля радуется дважды: когда покупает машину и когда ее про бочный зал, он же Музеи искусств и Краеведческий музеи. ных“ , управляющий присел к пустовавшему, столу с аппара- дает. Но и при всем том на отечественных и заграничных Красив культурный центр с концертным залом. турой и приветливым жестом пригласил владельца наших рынках бродят во все времена года желающие приобщиться к Нас, конечно же, прежде всего интересовали автосалоны, объединенных сокровищ (за операцию обмена надо платить автолюбительству россияне! Вскоре мы убедились, что приличный отечественный автомо- 15 марок). Обмен валюты занял не более трех минут! биль не старше шести лет нам не по карману. Финские ком- Как правило, в магазинах, которые продают телерадиоап- В. ШЕМЕЛИНСКИИ. мерсанты цены нашего рынка знают хорошо. Стартовая цена паратуру, бытовую технику или мебель, с покупателем об- Мурманск-Рованиеми-Кеми-Торнио-Мурманск. № 28 14 - 20 июля 1995 года РМ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz