Рыбный Мурман. 1995 г. Июль.

а € < K < .M S 1 4 - 2 0 и ю л я І 9 9 5 г © д а „ Д ИСТОРИЧЕСКИЙ МОМЕНТ 5 июля в Киркенесе было очень холодно, дул пронизывающий ветер. А когда оркестр загромыхал торжественный марш, дождь, словно ждавший такого сигнала, стал поливать и без того продрогших людей. А их собралось немало: кроме приглашенных на торжество руководителей предприятий Северного бассейна, высоких столичных гостей, кроме представителей правительства Норвегии, руководителей Финнмарка, Киркенеса, фирмы "Квэрнер Кимек" было очень много жителей Киркенеса, женщины пришли с детьми, даже привезли малышей в колясках. Для города с шеститысячным населением подъем Российского флага на новом судне - событие. А потому, подняв воротники плащей, загородив собой детей от леденящего ветра, посиневшие зрители покорно ждали начала праздника. Тем временем разглядывали белоснежный корабль с темно-синей нижней частью корпуса и полоской такого же цвета на рубке. Читали название: ''Севрыба-0001". И тут началось торжество. На импровизированную трибуну в обрамлении Российского и норвежского флагов один за другим поднимаются те, кто строил, те, кто будет работать на этом судне. Те и другие благодарят друг друга за благотворное сотрудничество, желают друг другу дальнейших успехов. Начинается традиционный обряд "крещения" корабля. Крестная мать "Севрыбы-0001" Светлана Корель- ская вместе с капитаном обходит судно с белым платочком, чтобы по­ том показать его чистоту: траулер в отличном техническом и санитарном состоянии. Под фанфары крестная мать разбивает бутылку шампанского о борт судна, наказывает капитану "быть хранителем судеб людских и моего первенца". Посетители поднимаются по блестящему трапу на борт траулера, ьосхищенно разглядывают его. А важные гости собрались на мостике: там проходит пресс- конференция. Представители Комитета по рыболовству России, руководители АО "Севрыба", министерства рыболовства Норве­ гии, проектанты, инвесторы, строители, представители российско­ го консульства в Норвегии - все выступавшие подчеркивали огромное значение сегодняшнего события. Журналисты (нор­ вежские) задавали много вопросов. Вечером все вновь собрались на праздничный ужин. Наутро "Севрыба-0001" ушла в первый рейс. ЧУДО-ПАРОХОД Я вам расскажу об этом судне. Впрочем, дело это неблаго­ дарное, поскольку моряк оценил бы увиденное с профессио­ нальной точки зрения, а не моряку трудно объяснить, скажем, чем лучше баадеровские линии на фабрике обычных рыбоделов. Но попробую. Мостик. Я уже видела подобное на "Лире” ТОО "Ударник": так называемое кресло пилота - место штурмана (или капитана), а вокруг него масса приборов, экранов. До любого прибора бук­ вально рукой подать. В отличие от "Лиры" здесь оборудование - какое и на норвежских судах редко где есть. Например, спе­ циалисты из Дании сказали, что радиоаппаратура здесь такая, ка­ кую они монтируют впервые. Оборудование спутниковой навигации и поисковое, по словам капитана, если не самое луч­ шее в мире, то одно из лучших. Фабрика. Автоматика кругом. Транспортеры подают рыбу к машинам. Две машины разделывают рыбу на клипфиск, две - на Как уже сообщал “РМ “, в Норвегии построен современный траулер для АО “Севрыба '. Наш корреспондент, побывав на подъеме флага на судне, рассказывает об этом событии. филе. Оттуда продукция идет в моечные цистерны. Затем на ин­ спекционный стол, потом на электронные весы, тут филе упако­ вывается в фирменные белые с синими буквами коробочки по 7 с небольшим килограммов. Контроль за весами ведет компьютер в каюте технолога. Потом - на упаковку, в плиточные противни и в морозильные аппараты. Через два часа коробочки укладывают­ ся в ящик и по элеватору отправляются в трюм. Ручная работа осталась: на линии направить рыбу в нужное положение, на инс­ пекционном столе посмотреть, все ли идет как надо. А еще - кнопки нажимать: нужно филе без шкуры или без кости - отклю­ чи другую машину. Рядом - креветочная линия, хоть вареную вы­ пускай, хоть сырую креветку. За сутки можно изготовить 40 тонн филе европейского качества. - А отходы куда? - спрашиваю своего гида, капитана Ивана Ивановича Дураченко. - На стол команде, - отшучивается. И уже серьезно объясняет: - Стоят измельчители, после них все идет в воду, на корм рыбе. Зачем морозить отходы, коли за них в Норвегии дают 100 крон за тонну? Спросила про машинное отделение, какое оно, сердце корабля? - Если сравнить его с тем, что есть на наших нынешних судах, сходство только вот в чем: и там и здесь есть главный и вспомо­ гательные двигатели. А в остальном - все иначе. По размеру "Севрыба" сродни СРТМ-к, где мощность двигателя 1150 л. с. Здесь - 3060 л. с. Топлива "Севрыба" "ест" только на 20 процен­ тов больше, а мощность почти втрое выше. Причем такая мощ­ ность и маневренность траулера позволяют ему работать на промысле в любую погоду, даже в такую, когда его собратья всего лишь держатся носом на волну. На "Севрыбе" нет вахт, нет мотористов. Два механика в своих каютах следят за компьютерными показателями, а датчики стоят на всех механизмах. Чуть что - сигнал поступает к механику. Не буду утомлять читателя описаниями тралового комплекса, красоты салона, жилых помещений. Домыслите сами, придумай­ те, помечтайте - и не ошибетесь, именно так на этом судне, чу- до-пароходе, как назвал его бывший капитан "Севрыбхолодфлота". ЭТО НАЧАЛО НОВОЙ ЭРЫ НА БАССЕЙНЕ Из всех торжественных речей, произнесенных 5 июля перед "крещением", во время пресс-конференции и на банкете, я процитирую три. Заместитель председателя Комитета по рыболовству России Галина Сергеевна ШАПОВАЛОВА. - Более 17 лет я проработала в "Севрыбхолодфлоте", поэтому боль северян - боль моего сердца. С изменением политической и экономической ситуации в стране рыбная отрасль лишилась государственной поддержки. 2 5 процентов судов флота России отработали свой срок, остальные требуют модернизации. Без государственных средств отрасль может погибнуть. На местах это поняли раньше, чем в столице. На Дальнем Востоке уже около 40 судов приобретены за счет лизинга. В АО "Севрыба” пошли другим путем. Комитет внимательно следил за тем, как осуществляется проект северян, всемерно помогал. И вот результат общих усилий - прекрасное судно. И название его символично: значит, будет "Севрыба-2, 3, 4..." и т. д. Я горжусь северянами. Вице-президент АО "Севрыба" Владимир Павлович ЖУРАВЛЕВ: - Как профессионал - капитан с 2 2 -летним стажем - я по-хорошему завидую капитану и всей команде нового траулера. Я пожалел, что не могу выйти на нем в море. Навигационное оборудование, траловый комплекс, фабрика - образец современного оснащения рыболовного судна. Знаю, что это - начальный этап работы АО "Севрыба", впереди - новые суда... Президент АО "Севрыба" Георгий Васильевич ТИШКОВ: - Программа возрождения былой славы рыбаков-северян намечена у нас была два года назад. Нам не верили, что мы сможем осуществить ее, что построим новое судно в таких экономических условиях, убеждали в невозможности реализовать наши задумки. А мы ' осуществили первую часть программы. Думаю, и другие флоты пойдут по нашему пути... Вот то, ради чего собрано было в Киркенесе столько представителей Северного бассейна. Об этом же рассказывал мне финансовый директор АО "Севрыба" Владимир Молчанов ("РМ", 1995, № 18). Интервью называлось "Делай, как я". А сегодня надо было видеть, с каким профессиональным интересом ходили по судну мурманчане. Впрочем, не меньший интерес был и у "заграницы". Многие бизнесмены Норвегии, представители разных фирм увидели за обводами нового траулера широчайший рынок: судостроение, поставка оборудования, технологии и т. д. - все это может понадобиться России в самом ближайшем будущем. И не случайно Г. С. Шаповалова перечисляла страны, которые усиленно ищут контактов с Комитетом: Испания, Германия, Дания и другие. Я видела, как оживились лица норвежцев при этих словах. Реклама, возможностями которой еще плохо пользуются российские предприниматели, здесь блистала во всем своем могуществе. Немалых расходов стоил этот день и "Севрыбе", и организатору празднества фирме "Квэрнер Кимек", у причала которой и стояла "Севрыба-0001". Но устроители знали, что со временем эти расходы окупятся с лихвой. Подтверждение не заставило себя ждать. Трое руководителей разных предприятий доверительно "шепнули" мне, что твердо решили приобрести такие же суда, а еще один похвастался, что для его фирмы уже строится аналогичный траулер. Только попросили меня не называть их имен из коммерческих соображений. И безопасности. А это означает, «го, несмотря на всю дурость наших законов, на "смешные" цифры взаимных неплатежей, умные головы думаюі^ будущем - и своем, и Северного бассейна. Думают и делают дело. И пусть сегодня такие суда не будут заходить в родной порт. Настанет же иное время, отменят нелепые законы - и вот тогда, тогда... Инна БЕРЕЗЮК, спецкор “РМ“. Киркенес - Мурманск. Т А М О Ж Н Я Федеральный таможенный ко­ митет очередным распоряжени­ ем поднял на 22 процента ставку пошлины на импортные корма для рыборазводных предприя­ тий. “Погибельным “ назвал это ре­ шение генеральный директор СП “Арктик Салмон4 (Арктический лосось) Виктор НЕСВЕТОВ: - Все рыборазводные хозяйства отрасли полностью зависят от вво­ зимых из-за рубежа комбикормов, в нашем отечестве их не выпуска­ ют. Если раньше килограмм обхо­ дился где-то в доллар, то теперь, с учетом нового таможенного сбора, придется выкладывать полтора и больше. Наш завод и выростные фермы потребляют в год кормов не одну сотню тонн. Уверен, что этот разрушительный документ прини­ мался без согласования с Роском- рыболовством. Зная наши финансовые трудности, Комитет вряд ли санкционировал бы его. ЗНАЧИТ, ОТРАСЛЬ НУЖДАЕТСЯ В ЗАЩИТЕ Фактически правительство подво­ дит ак вакультурные хозяйства к разорению. Разведение товарного лосося становится бессмысленным занятием. Удорожание кормов по­ влечет за собой рост себестоимо­ сти. Розничная цена не покроет затрат, а взвинчивать ее - значит отпугнуть напрочь покупателя. А работать в убыток, согласитесь, охотников не найдется. Чтобы мои “размышлизмы4 не выглядели уж совсем, как молитва за упокой, отмечу, что сейчас на Мурманском комбинате хлебопро­ дуктов при техническом содейст­ вии американской фирмы “Зайг- лер4 (крупнейший производитель оборудования и кормов на мировом рынке) идет монтаж технологиче­ ской линии по выпуску 10 тонн продукции в час. Вместе с АО “Севрыба44, ПИНРО мы частично финансируем эти работы. Когда они закончатся? Ответить конк­ ретно затрудняюсь. Сложностей много. Впереди маячит еще одна проблема. Рецептура кормов, предложенная фирмой, содержит до 40 различных компонентов. Сможем ли мы обеспечить произ­ водство их российскими замените­ лями, чтобы получать полноценные корма, не уступающие привозным? Головоломка не из простых. А пока суть да дело, вынуждены уже се­ годня продавать неполновесную форель. Кормить нечем... Ознакомившись с горькой нспи^ ведью директора, областная админи­ страция, может, сочтет нужным предпринять какой-либо демарш в адрес таможенных “чудодеев". От­ расль нуждается в защите.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz