Рыбный Мурман. 1995 г. Июль.
а € < K < .M S 1 4 - 2 0 и ю л я І 9 9 5 г © д а „ Д ИСТОРИЧЕСКИЙ МОМЕНТ 5 июля в Киркенесе было очень холодно, дул пронизывающий ветер. А когда оркестр загромыхал торжественный марш, дождь, словно ждавший такого сигнала, стал поливать и без того продрогших людей. А их собралось немало: кроме приглашенных на торжество руководителей предприятий Северного бассейна, высоких столичных гостей, кроме представителей правительства Норвегии, руководителей Финнмарка, Киркенеса, фирмы "Квэрнер Кимек" было очень много жителей Киркенеса, женщины пришли с детьми, даже привезли малышей в колясках. Для города с шеститысячным населением подъем Российского флага на новом судне - событие. А потому, подняв воротники плащей, загородив собой детей от леденящего ветра, посиневшие зрители покорно ждали начала праздника. Тем временем разглядывали белоснежный корабль с темно-синей нижней частью корпуса и полоской такого же цвета на рубке. Читали название: ''Севрыба-0001". И тут началось торжество. На импровизированную трибуну в обрамлении Российского и норвежского флагов один за другим поднимаются те, кто строил, те, кто будет работать на этом судне. Те и другие благодарят друг друга за благотворное сотрудничество, желают друг другу дальнейших успехов. Начинается традиционный обряд "крещения" корабля. Крестная мать "Севрыбы-0001" Светлана Корель- ская вместе с капитаном обходит судно с белым платочком, чтобы по том показать его чистоту: траулер в отличном техническом и санитарном состоянии. Под фанфары крестная мать разбивает бутылку шампанского о борт судна, наказывает капитану "быть хранителем судеб людских и моего первенца". Посетители поднимаются по блестящему трапу на борт траулера, ьосхищенно разглядывают его. А важные гости собрались на мостике: там проходит пресс- конференция. Представители Комитета по рыболовству России, руководители АО "Севрыба", министерства рыболовства Норве гии, проектанты, инвесторы, строители, представители российско го консульства в Норвегии - все выступавшие подчеркивали огромное значение сегодняшнего события. Журналисты (нор вежские) задавали много вопросов. Вечером все вновь собрались на праздничный ужин. Наутро "Севрыба-0001" ушла в первый рейс. ЧУДО-ПАРОХОД Я вам расскажу об этом судне. Впрочем, дело это неблаго дарное, поскольку моряк оценил бы увиденное с профессио нальной точки зрения, а не моряку трудно объяснить, скажем, чем лучше баадеровские линии на фабрике обычных рыбоделов. Но попробую. Мостик. Я уже видела подобное на "Лире” ТОО "Ударник": так называемое кресло пилота - место штурмана (или капитана), а вокруг него масса приборов, экранов. До любого прибора бук вально рукой подать. В отличие от "Лиры" здесь оборудование - какое и на норвежских судах редко где есть. Например, спе циалисты из Дании сказали, что радиоаппаратура здесь такая, ка кую они монтируют впервые. Оборудование спутниковой навигации и поисковое, по словам капитана, если не самое луч шее в мире, то одно из лучших. Фабрика. Автоматика кругом. Транспортеры подают рыбу к машинам. Две машины разделывают рыбу на клипфиск, две - на Как уже сообщал “РМ “, в Норвегии построен современный траулер для АО “Севрыба '. Наш корреспондент, побывав на подъеме флага на судне, рассказывает об этом событии. филе. Оттуда продукция идет в моечные цистерны. Затем на ин спекционный стол, потом на электронные весы, тут филе упако вывается в фирменные белые с синими буквами коробочки по 7 с небольшим килограммов. Контроль за весами ведет компьютер в каюте технолога. Потом - на упаковку, в плиточные противни и в морозильные аппараты. Через два часа коробочки укладывают ся в ящик и по элеватору отправляются в трюм. Ручная работа осталась: на линии направить рыбу в нужное положение, на инс пекционном столе посмотреть, все ли идет как надо. А еще - кнопки нажимать: нужно филе без шкуры или без кости - отклю чи другую машину. Рядом - креветочная линия, хоть вареную вы пускай, хоть сырую креветку. За сутки можно изготовить 40 тонн филе европейского качества. - А отходы куда? - спрашиваю своего гида, капитана Ивана Ивановича Дураченко. - На стол команде, - отшучивается. И уже серьезно объясняет: - Стоят измельчители, после них все идет в воду, на корм рыбе. Зачем морозить отходы, коли за них в Норвегии дают 100 крон за тонну? Спросила про машинное отделение, какое оно, сердце корабля? - Если сравнить его с тем, что есть на наших нынешних судах, сходство только вот в чем: и там и здесь есть главный и вспомо гательные двигатели. А в остальном - все иначе. По размеру "Севрыба" сродни СРТМ-к, где мощность двигателя 1150 л. с. Здесь - 3060 л. с. Топлива "Севрыба" "ест" только на 20 процен тов больше, а мощность почти втрое выше. Причем такая мощ ность и маневренность траулера позволяют ему работать на промысле в любую погоду, даже в такую, когда его собратья всего лишь держатся носом на волну. На "Севрыбе" нет вахт, нет мотористов. Два механика в своих каютах следят за компьютерными показателями, а датчики стоят на всех механизмах. Чуть что - сигнал поступает к механику. Не буду утомлять читателя описаниями тралового комплекса, красоты салона, жилых помещений. Домыслите сами, придумай те, помечтайте - и не ошибетесь, именно так на этом судне, чу- до-пароходе, как назвал его бывший капитан "Севрыбхолодфлота". ЭТО НАЧАЛО НОВОЙ ЭРЫ НА БАССЕЙНЕ Из всех торжественных речей, произнесенных 5 июля перед "крещением", во время пресс-конференции и на банкете, я процитирую три. Заместитель председателя Комитета по рыболовству России Галина Сергеевна ШАПОВАЛОВА. - Более 17 лет я проработала в "Севрыбхолодфлоте", поэтому боль северян - боль моего сердца. С изменением политической и экономической ситуации в стране рыбная отрасль лишилась государственной поддержки. 2 5 процентов судов флота России отработали свой срок, остальные требуют модернизации. Без государственных средств отрасль может погибнуть. На местах это поняли раньше, чем в столице. На Дальнем Востоке уже около 40 судов приобретены за счет лизинга. В АО "Севрыба” пошли другим путем. Комитет внимательно следил за тем, как осуществляется проект северян, всемерно помогал. И вот результат общих усилий - прекрасное судно. И название его символично: значит, будет "Севрыба-2, 3, 4..." и т. д. Я горжусь северянами. Вице-президент АО "Севрыба" Владимир Павлович ЖУРАВЛЕВ: - Как профессионал - капитан с 2 2 -летним стажем - я по-хорошему завидую капитану и всей команде нового траулера. Я пожалел, что не могу выйти на нем в море. Навигационное оборудование, траловый комплекс, фабрика - образец современного оснащения рыболовного судна. Знаю, что это - начальный этап работы АО "Севрыба", впереди - новые суда... Президент АО "Севрыба" Георгий Васильевич ТИШКОВ: - Программа возрождения былой славы рыбаков-северян намечена у нас была два года назад. Нам не верили, что мы сможем осуществить ее, что построим новое судно в таких экономических условиях, убеждали в невозможности реализовать наши задумки. А мы ' осуществили первую часть программы. Думаю, и другие флоты пойдут по нашему пути... Вот то, ради чего собрано было в Киркенесе столько представителей Северного бассейна. Об этом же рассказывал мне финансовый директор АО "Севрыба" Владимир Молчанов ("РМ", 1995, № 18). Интервью называлось "Делай, как я". А сегодня надо было видеть, с каким профессиональным интересом ходили по судну мурманчане. Впрочем, не меньший интерес был и у "заграницы". Многие бизнесмены Норвегии, представители разных фирм увидели за обводами нового траулера широчайший рынок: судостроение, поставка оборудования, технологии и т. д. - все это может понадобиться России в самом ближайшем будущем. И не случайно Г. С. Шаповалова перечисляла страны, которые усиленно ищут контактов с Комитетом: Испания, Германия, Дания и другие. Я видела, как оживились лица норвежцев при этих словах. Реклама, возможностями которой еще плохо пользуются российские предприниматели, здесь блистала во всем своем могуществе. Немалых расходов стоил этот день и "Севрыбе", и организатору празднества фирме "Квэрнер Кимек", у причала которой и стояла "Севрыба-0001". Но устроители знали, что со временем эти расходы окупятся с лихвой. Подтверждение не заставило себя ждать. Трое руководителей разных предприятий доверительно "шепнули" мне, что твердо решили приобрести такие же суда, а еще один похвастался, что для его фирмы уже строится аналогичный траулер. Только попросили меня не называть их имен из коммерческих соображений. И безопасности. А это означает, «го, несмотря на всю дурость наших законов, на "смешные" цифры взаимных неплатежей, умные головы думаюі^ будущем - и своем, и Северного бассейна. Думают и делают дело. И пусть сегодня такие суда не будут заходить в родной порт. Настанет же иное время, отменят нелепые законы - и вот тогда, тогда... Инна БЕРЕЗЮК, спецкор “РМ“. Киркенес - Мурманск. Т А М О Ж Н Я Федеральный таможенный ко митет очередным распоряжени ем поднял на 22 процента ставку пошлины на импортные корма для рыборазводных предприя тий. “Погибельным “ назвал это ре шение генеральный директор СП “Арктик Салмон4 (Арктический лосось) Виктор НЕСВЕТОВ: - Все рыборазводные хозяйства отрасли полностью зависят от вво зимых из-за рубежа комбикормов, в нашем отечестве их не выпуска ют. Если раньше килограмм обхо дился где-то в доллар, то теперь, с учетом нового таможенного сбора, придется выкладывать полтора и больше. Наш завод и выростные фермы потребляют в год кормов не одну сотню тонн. Уверен, что этот разрушительный документ прини мался без согласования с Роском- рыболовством. Зная наши финансовые трудности, Комитет вряд ли санкционировал бы его. ЗНАЧИТ, ОТРАСЛЬ НУЖДАЕТСЯ В ЗАЩИТЕ Фактически правительство подво дит ак вакультурные хозяйства к разорению. Разведение товарного лосося становится бессмысленным занятием. Удорожание кормов по влечет за собой рост себестоимо сти. Розничная цена не покроет затрат, а взвинчивать ее - значит отпугнуть напрочь покупателя. А работать в убыток, согласитесь, охотников не найдется. Чтобы мои “размышлизмы4 не выглядели уж совсем, как молитва за упокой, отмечу, что сейчас на Мурманском комбинате хлебопро дуктов при техническом содейст вии американской фирмы “Зайг- лер4 (крупнейший производитель оборудования и кормов на мировом рынке) идет монтаж технологиче ской линии по выпуску 10 тонн продукции в час. Вместе с АО “Севрыба44, ПИНРО мы частично финансируем эти работы. Когда они закончатся? Ответить конк ретно затрудняюсь. Сложностей много. Впереди маячит еще одна проблема. Рецептура кормов, предложенная фирмой, содержит до 40 различных компонентов. Сможем ли мы обеспечить произ водство их российскими замените лями, чтобы получать полноценные корма, не уступающие привозным? Головоломка не из простых. А пока суть да дело, вынуждены уже се годня продавать неполновесную форель. Кормить нечем... Ознакомившись с горькой нспи^ ведью директора, областная админи страция, может, сочтет нужным предпринять какой-либо демарш в адрес таможенных “чудодеев". От расль нуждается в защите.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz