Рыбный Мурман. 1995 г. Июль.
СМБ “Атрия “ пережить этот шторм, продолжавшийся двое су ток. А ведь мог “ПИНРО“ уже на вечно залечь на камни в районе Цып-наволока, и не известно, куда бы мы прыгали с аварийного судна. А потом появилось “окошко“ с благоприятными метеоусловиями примерно на двенадцать часов. Ут ром 11 марта без предварительной капитан-флагм ан "Сѳврыбпромразвѳдки" (Начало на сгр. 13) .Но не все сразу пошло склад но в отношениях между аварийной командой “ПИНРО“ , капитанами, экипажами буксиров, вспомога тельных судов и мною, как руко водителем спасательных работ. Много упорства и выдержки при шлось проявить, доказывать необ ходимость определенных работ, ру гаться, жестко ставить задачи и требовать их выполнения. Порой было не до корректности - обста новка требовала быстрого выполне ния решений. И уже в самом конце операции опять сложилась критическая си туация. Я предполагал, что у судо вых специалистов при постановке к причалу после чрезмерного на пряжения, естественно, наступит расслабление, притупится бди тельность. Так оно и произошло. Но состояние “ПИНРО“ расслаб ления не допускало, так как водо- течность после перехода в порт Мурманск увеличилась. Одним из драматичных дней в этой эпопее оказалось 8 марта. С берега из штаба получили благо приятный метеопрогноз и рекомен дацию следовать в порт. Только наша кавалькада подо шла к Цып-наволоку, покатила от востока крупная зыбь, опасная для “ПИНРО“ с его деформацией ки ля и корпуса. “Атрия“ начала под прыгивать, как поплавок, и не сколько подвязок электрокабеля питания оторвались. Команда на стаивала на движении вперед, упорствовал и капитан БМБ “Нефтегаз-57“ Николай Петрович Журавлев. На борту аварийного судна вместе со мной находились капитан Бочаров, старпом Майзе- ров, стармех Пантелеев, электро механик Сергеев. Осмотрев на корме крепление электрокабеля, проложенного с СМБ “Атрия “ на привязках по буксиру, я отшхл ко манду поворачивать на обратный курс, буксировать “ПИНРО“ об ратно в губу Большая Волоковая. Фольклора прозвучало в мой адрес немало. Но через час подтверди лась правильность решения - на чался жестокий шторм с восточных румбов. Все же под прикрытием берега мы благополучно дошли до места якорной стоянки. “Нефте- газ-57“ удачно встал на два якоря, что позволило НИС “ПИНРО“ и подготовки начали буксировку, 12 марта НИС “ПИНРО4 благопо лучно пришвартовали к причалу судоремонтного завода ММФ, а 15 марта поставили в док. ...Что же послужило предпосыл кой аварии? При общем развале флота создались к тому объектив ные экономические условия. Науч но-исследовательские суда забро шены, ресурсы на их содержание в должной мере не выделяются. Суда стоят на отстое, команды меняют ся, особенно велика текучесть ме хаников. Что и привело к ухудше нию техсостояния механизмов. На месте “ПИНРО“ могло оказаться любое из научно-исследователь ских судов. Трагедия НИС “ПИНРО“ - это колокол громкого боя, что так ра ботать и жить нельзя. Море люоит порядок, четкую организацию. А флот держится на профессионалах, и их надо беречь, создавая нор мальные условия для жизни и бы та. Ведь даже при строгом выпол нении всех требований безопасно сти мореплавания, хорошем техни ческом состоянии судов плавание в осенне-зимний период в Баренце вом, Норвежском мопях предпола гает риск аварии. Мировая стати стика свидетельствует, что несмот ря на научно-технический прогресс аварийность не снижается. Гибнут современные транспорты, паромы, пассажирские суда, не говоря уж о маленьких траулерах. Особого разговора заслуживает проблема жизни аварийно-спаса тельных судов. Как мощное пред приятие АСПТР рыбного порта се годня не существует. Оно, как и все, занято проблемой выживания, занимаясь буксировками судов на металлолом. Специалистов по спа сению сѵдов там не осталось. В перепек і ;іве аварийно-спасатель ный флот на Северном бассейне должен быть один и замыкаться на комитет по стихийным бедствиям, содержаться государством. Да, перед стихией человек пока еще мошка, об этом следует по мнить. Но настоящие мужчины де рзают с морем говорить на равных. Я встречал таких и горд совмест ной работой с ними. В День рыбака - добрая чарка за вас, отчаянные парни! Безопасностьмореплавания ВОТПОЧЕМУ Сейчас на резку уходят суда, еще вовсе не старые, а лишь потому, что капремонт их нынче столь дорог - лучше уж новый трау лер купить. Хотя им, “старикам44, всего-то около 20 лет. А я приглашаю вас побывать на судне, которому в январе будущего года стукнет 40 лет, - БМРТ “Златоуст44. Он появился в Мурманском тралфлоте в те годы, когда на спасательных плотах новых судов лежал та кой запас: по одной литровой бутылке конь яка, спирта и рома, игральные карты, мо литвенник и кое-что из еды - консервы, га леты и т. д. Понятно, что теперь в море “Златоуст4 не ходит, была крупная авария, и главный двигатель полностью вышел из строя. Но сталь толщиной 11 мм лишь в одном месте износилась чуть-чуть: раковинка глубиной около двух миллиметров. Вот какие суда строили в 50-х годах! Теперь “Златоуст4 - вроде института усовершенствования. Через него проходят все без исключения моряки тралового флота и частично из других флотов. Видимо, поэто му в Мурманском тралфлоте самая низкая аварийность на бассейне. Пожалуй, самая впечатляющая “аудито рия4 на “Златоусте4 - отсек по борьбе с во дой в бывшей морозильной камере траулера. Специальное освещение, иллюминатор, за которым стена, дверь для входа и дверь-ими- тация, смотровые окна, чтобы наблюдать за тем, как внутри камеры борются с водой. Вот поворачивают краны - и вода хлещет в камеру из рваных трещин в “борту44, из “иллюминатора44, из “двери44. Кстати, вода пресная, зачем гнать из залива ірязную во ду? Те, кто сдают экзамен, должны быстро заделать пробоину (возле камеры мешки с цементом, доски и другие материалы), вста вить пробку вместо выбитого иллюминатора и т. д. Это и есть на практике борьба за жи вучесть, борьба с водой, чтобы, если не дай Бог произойдет такое в море, человек не растерялся, а сразу знал, что и как делать. То же самое в пожарном отсеке: моряки в специальных костюмах входят в задымлен ную камеру, там в кромешной тьме и дыму они должны найти чучело человека, вынести его. А есть еще сухой отсек по борьбе с во дой, там учатся работать с насосами. В сере дине палубы, где расположены тренировоч ные “аудитории44, расстелены куски дели, лежат белые веревки: здесь сшивают детали трала, сетки под трапы, вот лежит готовый штормтрап, изготовленный так, как того тре бует Международная конвенция. А в общем - здесь экономят флоту миллионы рублей. Кроме штурманского класса ес"ъ аудито рия. И есть множество стендов, и *• »товлен- ных Владимиром Ивановичем Вс /ыининым, бывалым тралфлотовским капитаном. Впро чем, здесь все преподаватели-экзаменаторы - люди с огромным морским опытом. Напри мер, Виктор Викторович Кафаджий, с кото рым довелось мне встречаться в Тихом океа не, когда он был флагманским капитаном. Или сегодняшний капитан “Златоуста4 Вла димир Матвеевич Дудченко, бывший капи тан-наставник тралфлота. Или старший ме ханик Александр Иванович Сороко, который впервые пошел в море курсантом в должно сти угольщика на РТ. И было это в 56-м. Это его золотые руки и светлая головушка сотворили аудитории и стенды. Конечно, не один Александр Иванович, а с коллегами и моряками флота. Так вот, на стендах чего только нет: об разцы судовых документов и “руководящих ЦУ“ , как надо составлять разные отчеты, каков порядок прохождения, например, Па намского канала (кстати, самым первым в тралфлоте его прошел БАТ “Генерал Ро димцев4 под командованием Ю. Б. Прутко ва, а Сороко тогда был флагманским меха ником) . Случаи аварий на флоте, расследо вания причин и содержание “благодарно стей4 авторам и много чего еще есть на этих стендах. Можно, конечно, долго рассказывать о “Златоусте4 и его роли для флота. О том, например, что здесь находится дежурный по флоту (специальный кабинет с телефоном - для него), здесь хранят аварийный запас всякой всячины от насосов до огнетушите лей. Здесь размещаются швартовные и под менные экипажи. Здесь - филиал плавма- стерской флота. Здесь... Но самое главное - на “Златоусте4 про веряют знания у моряков всех снециально- стей. И делают эго очень жестко, по себе знаю, что в море размышлять некогда, а па никовать - значит погибнуть самому и всему экипажу. Потому так “безжалостны4 экза менаторы. Тут не помогут слезные просьбы: “Судно на отходе!..4 Не помогут и богатые посулы, не раз моряки пытались откупиться от довольно нелегкой задачи. Недавно один знакомый судоводитель рассказывал, как не сладко пришлось ему на “Златоусте44, как приходилось не спать ночей, вызубривая разные конвенции, приказы и прочую зако нодательную премудрость, как пришлось по бегать, поскольку ни с первого, ни со второ го захода не сдал какой-то там зачет. Вот, наверное, таким и должен быть “ин ститут усовершенствования14, чтобы в жесто ком море во всеоружии противостоять сти хии. С Днем рыбака, “Златоуст44, с 39-м тво им профессиональным праздником! Добрая и очень важная у тебя работа... Инна БЕРЕЗЮК . m m m s c m m m вновь Лесозавода. "Том/Зое Онего-95 В ТАВЕРНЕ “Петрозаводский 4Билл и- Бенс4 фирменное пиво “Громоф4 подносили ящиками. Разноязычная речь. Бесконечное “А помнишь!..4 Славяне, финны, шведы, немцы, норвежцы - братья по духу. Роман тики и бродяги по натуре быстро находили общий язык. Особенно когда по нужде выхо дили во двор к деревянному сооружению. Вышедший на пенсию Сильвер торговал шашлыками у своей палатки. Неукротимый родственник председателя клуба “Полярный Одиссей44, “адмирала44, был выдворен из харчевни командой лодьи “Святитель Нико лай44. Перебрался со товарищи на свой бот, опустошил запасы рома и водки, отдал швартовы и, взревев мощным двигателем (несмотря на изрядно принятое зел ь е ) , лов ко славировав, вышел на акваторию порта. Подъехали соратницы мужественных пу тешественников с детьми. Кэрел из Фин ляндии и Эдит из Германии. Обе с мальчи ками. У путешественников на чужбине рож дались только мальчики. Боцман Шмыга плакал, обнимая Кэ рел, объясняя свое исчезновение тяже лой политической обстановкой и войной в Чечне. Эдит повезло меньше: отец ее буту- са, Бутербродов, на фестиваль не приехал. Стреляли судовые пушки. Залп из всех орудий в честь приезда администрации горо да. Залп из пушек правого борта в честь главного редактора журнала “Вокруг света44. Когда в кают-компанию доставили не сколько человек, подавившихся сосисками после выстрела, вышло постановление, про дублированное по радио: “Товарищи тури сты и гости выставки, перед каждым вы стрелом из пушки будет звучать сирена. Просьба к слабонервным: во время выстрела не жевать44. Среди этой шумящей и радостной братии ходили умиротворенные организаторы фес тиваля. Что бы ни говорили, но основную роль в любом деле играет человеческий фактор. Только одержимость генерального директора фирмы “Карелия-ТАМП“ Викто ра Дмитриева позволила провести походы по северным и южным морям, создать морской центр и первую в России школу традицион ного деревянного судостроения и Музей де ревянных судов. На судоверфи заложена 22-метровая по морская марсельная шхуна “Вокруг света44. Постройкой ее возрождается исчезнувшее с начала века одно из традиционных судов Бе лого моря “Поморская шхуна44. Заказ на по стройку получен от журнала “Вокруг све та44, и его редактор Александр Полищук фо тографировался с будущим капитаном шху ны Василием Галенко на фоне строящегося детища. На прощанье сказал: - Десять лет назад наш журнал сотруд ничал с клубом “Полярный Одиссей44. Были походы по Белому и Баренцеву морям... Прошло время, мы объединились вновь и, я надеюсь, навсегда. Десять лет - срок небольшой. Построены десятки судов, которые избороздили север ные и южные моря, были желанными гостя ми многих известных фестивалей и регат в странах Скандинавии, Средиземноморья, Северной Америки, Африки и Азии. А теперь на берегу Онеги стоит музей, которому нет аналогов. Здесь не только можно полюбоваться судами, отслужившими свой срок, но и наблюдать за вновь строя щимися, покататься по акватории на дейст вующих, посмотреть фотовыставку и модели парусников. И все это тоже вклад в реализацию пра вительственной программы празднования 300-летия Российскот флота. На следую щий год планируется участие в этих ме роприятиях еженедельника “Рыбный Мѵр- ман“ , на страницах которого в течение деся ти лет регулярно рассказывалось о деяниях клуба путешественников “Полярный Одис сей44. Юрий БЕСПАЛОВ, участник фестиваля. Такой б у д е т шхуна " Вокру г света a
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz