Рыбный Мурман. 1995 г. Июль.

СМБ “Атрия “ пережить этот шторм, продолжавшийся двое су­ ток. А ведь мог “ПИНРО“ уже на­ вечно залечь на камни в районе Цып-наволока, и не известно, куда бы мы прыгали с аварийного судна. А потом появилось “окошко“ с благоприятными метеоусловиями примерно на двенадцать часов. Ут­ ром 11 марта без предварительной капитан-флагм ан "Сѳврыбпромразвѳдки" (Начало на сгр. 13) .Но не все сразу пошло склад­ но в отношениях между аварийной командой “ПИНРО“ , капитанами, экипажами буксиров, вспомога­ тельных судов и мною, как руко­ водителем спасательных работ. Много упорства и выдержки при­ шлось проявить, доказывать необ­ ходимость определенных работ, ру­ гаться, жестко ставить задачи и требовать их выполнения. Порой было не до корректности - обста­ новка требовала быстрого выполне­ ния решений. И уже в самом конце операции опять сложилась критическая си­ туация. Я предполагал, что у судо­ вых специалистов при постановке к причалу после чрезмерного на­ пряжения, естественно, наступит расслабление, притупится бди­ тельность. Так оно и произошло. Но состояние “ПИНРО“ расслаб­ ления не допускало, так как водо- течность после перехода в порт Мурманск увеличилась. Одним из драматичных дней в этой эпопее оказалось 8 марта. С берега из штаба получили благо­ приятный метеопрогноз и рекомен­ дацию следовать в порт. Только наша кавалькада подо­ шла к Цып-наволоку, покатила от востока крупная зыбь, опасная для “ПИНРО“ с его деформацией ки­ ля и корпуса. “Атрия“ начала под­ прыгивать, как поплавок, и не­ сколько подвязок электрокабеля питания оторвались. Команда на­ стаивала на движении вперед, упорствовал и капитан БМБ “Нефтегаз-57“ Николай Петрович Журавлев. На борту аварийного судна вместе со мной находились капитан Бочаров, старпом Майзе- ров, стармех Пантелеев, электро­ механик Сергеев. Осмотрев на корме крепление электрокабеля, проложенного с СМБ “Атрия “ на привязках по буксиру, я отшхл ко­ манду поворачивать на обратный курс, буксировать “ПИНРО“ об­ ратно в губу Большая Волоковая. Фольклора прозвучало в мой адрес немало. Но через час подтверди­ лась правильность решения - на­ чался жестокий шторм с восточных румбов. Все же под прикрытием берега мы благополучно дошли до места якорной стоянки. “Нефте- газ-57“ удачно встал на два якоря, что позволило НИС “ПИНРО“ и подготовки начали буксировку, 12 марта НИС “ПИНРО4 благопо­ лучно пришвартовали к причалу судоремонтного завода ММФ, а 15 марта поставили в док. ...Что же послужило предпосыл­ кой аварии? При общем развале флота создались к тому объектив­ ные экономические условия. Науч­ но-исследовательские суда забро­ шены, ресурсы на их содержание в должной мере не выделяются. Суда стоят на отстое, команды меняют­ ся, особенно велика текучесть ме­ хаников. Что и привело к ухудше­ нию техсостояния механизмов. На месте “ПИНРО“ могло оказаться любое из научно-исследователь­ ских судов. Трагедия НИС “ПИНРО“ - это колокол громкого боя, что так ра­ ботать и жить нельзя. Море люоит порядок, четкую организацию. А флот держится на профессионалах, и их надо беречь, создавая нор­ мальные условия для жизни и бы­ та. Ведь даже при строгом выпол­ нении всех требований безопасно­ сти мореплавания, хорошем техни­ ческом состоянии судов плавание в осенне-зимний период в Баренце­ вом, Норвежском мопях предпола­ гает риск аварии. Мировая стати­ стика свидетельствует, что несмот­ ря на научно-технический прогресс аварийность не снижается. Гибнут современные транспорты, паромы, пассажирские суда, не говоря уж о маленьких траулерах. Особого разговора заслуживает проблема жизни аварийно-спаса­ тельных судов. Как мощное пред­ приятие АСПТР рыбного порта се­ годня не существует. Оно, как и все, занято проблемой выживания, занимаясь буксировками судов на металлолом. Специалистов по спа­ сению сѵдов там не осталось. В перепек і ;іве аварийно-спасатель­ ный флот на Северном бассейне должен быть один и замыкаться на комитет по стихийным бедствиям, содержаться государством. Да, перед стихией человек пока еще мошка, об этом следует по­ мнить. Но настоящие мужчины де­ рзают с морем говорить на равных. Я встречал таких и горд совмест­ ной работой с ними. В День рыбака - добрая чарка за вас, отчаянные парни! Безопасностьмореплавания ВОТПОЧЕМУ Сейчас на резку уходят суда, еще вовсе не старые, а лишь потому, что капремонт их нынче столь дорог - лучше уж новый трау­ лер купить. Хотя им, “старикам44, всего-то около 20 лет. А я приглашаю вас побывать на судне, которому в январе будущего года стукнет 40 лет, - БМРТ “Златоуст44. Он появился в Мурманском тралфлоте в те годы, когда на спасательных плотах новых судов лежал та­ кой запас: по одной литровой бутылке конь­ яка, спирта и рома, игральные карты, мо­ литвенник и кое-что из еды - консервы, га­ леты и т. д. Понятно, что теперь в море “Златоуст4 не ходит, была крупная авария, и главный двигатель полностью вышел из строя. Но сталь толщиной 11 мм лишь в одном месте износилась чуть-чуть: раковинка глубиной около двух миллиметров. Вот какие суда строили в 50-х годах! Теперь “Златоуст4 - вроде института усовершенствования. Через него проходят все без исключения моряки тралового флота и частично из других флотов. Видимо, поэто­ му в Мурманском тралфлоте самая низкая аварийность на бассейне. Пожалуй, самая впечатляющая “аудито­ рия4 на “Златоусте4 - отсек по борьбе с во­ дой в бывшей морозильной камере траулера. Специальное освещение, иллюминатор, за которым стена, дверь для входа и дверь-ими- тация, смотровые окна, чтобы наблюдать за тем, как внутри камеры борются с водой. Вот поворачивают краны - и вода хлещет в камеру из рваных трещин в “борту44, из “иллюминатора44, из “двери44. Кстати, вода пресная, зачем гнать из залива ірязную во­ ду? Те, кто сдают экзамен, должны быстро заделать пробоину (возле камеры мешки с цементом, доски и другие материалы), вста­ вить пробку вместо выбитого иллюминатора и т. д. Это и есть на практике борьба за жи­ вучесть, борьба с водой, чтобы, если не дай Бог произойдет такое в море, человек не растерялся, а сразу знал, что и как делать. То же самое в пожарном отсеке: моряки в специальных костюмах входят в задымлен­ ную камеру, там в кромешной тьме и дыму они должны найти чучело человека, вынести его. А есть еще сухой отсек по борьбе с во­ дой, там учатся работать с насосами. В сере­ дине палубы, где расположены тренировоч­ ные “аудитории44, расстелены куски дели, лежат белые веревки: здесь сшивают детали трала, сетки под трапы, вот лежит готовый штормтрап, изготовленный так, как того тре­ бует Международная конвенция. А в общем - здесь экономят флоту миллионы рублей. Кроме штурманского класса ес"ъ аудито­ рия. И есть множество стендов, и *• »товлен- ных Владимиром Ивановичем Вс /ыининым, бывалым тралфлотовским капитаном. Впро­ чем, здесь все преподаватели-экзаменаторы - люди с огромным морским опытом. Напри­ мер, Виктор Викторович Кафаджий, с кото­ рым довелось мне встречаться в Тихом океа­ не, когда он был флагманским капитаном. Или сегодняшний капитан “Златоуста4 Вла­ димир Матвеевич Дудченко, бывший капи­ тан-наставник тралфлота. Или старший ме­ ханик Александр Иванович Сороко, который впервые пошел в море курсантом в должно­ сти угольщика на РТ. И было это в 56-м. Это его золотые руки и светлая головушка сотворили аудитории и стенды. Конечно, не один Александр Иванович, а с коллегами и моряками флота. Так вот, на стендах чего только нет: об­ разцы судовых документов и “руководящих ЦУ“ , как надо составлять разные отчеты, каков порядок прохождения, например, Па­ намского канала (кстати, самым первым в тралфлоте его прошел БАТ “Генерал Ро­ димцев4 под командованием Ю. Б. Прутко­ ва, а Сороко тогда был флагманским меха­ ником) . Случаи аварий на флоте, расследо­ вания причин и содержание “благодарно­ стей4 авторам и много чего еще есть на этих стендах. Можно, конечно, долго рассказывать о “Златоусте4 и его роли для флота. О том, например, что здесь находится дежурный по флоту (специальный кабинет с телефоном - для него), здесь хранят аварийный запас всякой всячины от насосов до огнетушите­ лей. Здесь размещаются швартовные и под­ менные экипажи. Здесь - филиал плавма- стерской флота. Здесь... Но самое главное - на “Златоусте4 про­ веряют знания у моряков всех снециально- стей. И делают эго очень жестко, по себе знаю, что в море размышлять некогда, а па­ никовать - значит погибнуть самому и всему экипажу. Потому так “безжалостны4 экза­ менаторы. Тут не помогут слезные просьбы: “Судно на отходе!..4 Не помогут и богатые посулы, не раз моряки пытались откупиться от довольно нелегкой задачи. Недавно один знакомый судоводитель рассказывал, как не­ сладко пришлось ему на “Златоусте44, как приходилось не спать ночей, вызубривая разные конвенции, приказы и прочую зако­ нодательную премудрость, как пришлось по­ бегать, поскольку ни с первого, ни со второ­ го захода не сдал какой-то там зачет. Вот, наверное, таким и должен быть “ин­ ститут усовершенствования14, чтобы в жесто­ ком море во всеоружии противостоять сти­ хии. С Днем рыбака, “Златоуст44, с 39-м тво­ им профессиональным праздником! Добрая и очень важная у тебя работа... Инна БЕРЕЗЮК . m m m s c m m m вновь Лесозавода. "Том/Зое Онего-95 В ТАВЕРНЕ “Петрозаводский 4Билл и- Бенс4 фирменное пиво “Громоф4 подносили ящиками. Разноязычная речь. Бесконечное “А помнишь!..4 Славяне, финны, шведы, немцы, норвежцы - братья по духу. Роман­ тики и бродяги по натуре быстро находили общий язык. Особенно когда по нужде выхо­ дили во двор к деревянному сооружению. Вышедший на пенсию Сильвер торговал шашлыками у своей палатки. Неукротимый родственник председателя клуба “Полярный Одиссей44, “адмирала44, был выдворен из харчевни командой лодьи “Святитель Нико­ лай44. Перебрался со товарищи на свой бот, опустошил запасы рома и водки, отдал швартовы и, взревев мощным двигателем (несмотря на изрядно принятое зел ь е ) , лов­ ко славировав, вышел на акваторию порта. Подъехали соратницы мужественных пу­ тешественников с детьми. Кэрел из Фин­ ляндии и Эдит из Германии. Обе с мальчи­ ками. У путешественников на чужбине рож­ дались только мальчики. Боцман Шмыга плакал, обнимая Кэ­ рел, объясняя свое исчезновение тяже­ лой политической обстановкой и войной в Чечне. Эдит повезло меньше: отец ее буту- са, Бутербродов, на фестиваль не приехал. Стреляли судовые пушки. Залп из всех орудий в честь приезда администрации горо­ да. Залп из пушек правого борта в честь главного редактора журнала “Вокруг света44. Когда в кают-компанию доставили не­ сколько человек, подавившихся сосисками после выстрела, вышло постановление, про­ дублированное по радио: “Товарищи тури­ сты и гости выставки, перед каждым вы­ стрелом из пушки будет звучать сирена. Просьба к слабонервным: во время выстрела не жевать44. Среди этой шумящей и радостной братии ходили умиротворенные организаторы фес­ тиваля. Что бы ни говорили, но основную роль в любом деле играет человеческий фактор. Только одержимость генерального директора фирмы “Карелия-ТАМП“ Викто­ ра Дмитриева позволила провести походы по северным и южным морям, создать морской центр и первую в России школу традицион­ ного деревянного судостроения и Музей де­ ревянных судов. На судоверфи заложена 22-метровая по­ морская марсельная шхуна “Вокруг света44. Постройкой ее возрождается исчезнувшее с начала века одно из традиционных судов Бе­ лого моря “Поморская шхуна44. Заказ на по­ стройку получен от журнала “Вокруг све­ та44, и его редактор Александр Полищук фо­ тографировался с будущим капитаном шху­ ны Василием Галенко на фоне строящегося детища. На прощанье сказал: - Десять лет назад наш журнал сотруд­ ничал с клубом “Полярный Одиссей44. Были походы по Белому и Баренцеву морям... Прошло время, мы объединились вновь и, я надеюсь, навсегда. Десять лет - срок небольшой. Построены десятки судов, которые избороздили север­ ные и южные моря, были желанными гостя­ ми многих известных фестивалей и регат в странах Скандинавии, Средиземноморья, Северной Америки, Африки и Азии. А теперь на берегу Онеги стоит музей, которому нет аналогов. Здесь не только можно полюбоваться судами, отслужившими свой срок, но и наблюдать за вновь строя­ щимися, покататься по акватории на дейст­ вующих, посмотреть фотовыставку и модели парусников. И все это тоже вклад в реализацию пра­ вительственной программы празднования 300-летия Российскот флота. На следую­ щий год планируется участие в этих ме­ роприятиях еженедельника “Рыбный Мѵр- ман“ , на страницах которого в течение деся­ ти лет регулярно рассказывалось о деяниях клуба путешественников “Полярный Одис­ сей44. Юрий БЕСПАЛОВ, участник фестиваля. Такой б у д е т шхуна " Вокру г света a

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz