Рыбный Мурман. 1995 г. Июль.
п р и й /. М АТРОСЫ Траулер "Гремячинск" вполз в губу Большая Волоковая. После катастрофы "ПИНРО" капитаны при подходе к мес ту якорной стоянки в губе предельно внимательны. Можно прочитать горы литературы по аварийности, теоретически все пони мать, но душой не чувствовать опасности, кото рая подстерегает моряков ежечасно, не про щая промахов. "ПИНРО" на каменной отмели бухты действовал на капитанов отрезвляюще. Одинокое судно на каменных плитах без при вычного шума работающих механизмов, словно человек в гробу перед опусканием в могилу - людей вокруг много, а ему все равно, он уже в другом измерении. Капитан "Гремячинска" Эдгар Янович Зелч видел эту картину две недели назад. А сейчас в бухте спокойно стоят на якорях суда. "ПИНРО” отбуксировано в порт Мурманск, но памятью все еще ви дится, заставляя работать осторожно, сводя к минимуму риск швартовки. Два траулера выходят на параллельный курс и мед ленно сближаются. А моряки нетерпеливы, бегают по бортам, кричат и машут руками: как же, неожиданная встреча в рейсе - праздник! Бывает, друзья в порту не могут в течение нескольких лет встретиться, и вдруг по везет - встреча в море! Спокойно, без ударов сошлись два ПСТ и как два брата-близнеца протянули друг другу руки-швартовные и застыли на штилевой глади бухты. Я попрощался с капитаном "Гремячинска” и перешел на борт "Нагорска”. На кормовой палубе меня встретил коренастый крепыш в темно-синей робе, улыбающийся, голубые глаза лучатся радостью: - Алексей Иванович, рад видеть вас. - Андрюха, Герасимов?! Крепко жмем руки, обнимаемся. Матросы удивленно смотрят: капитан-флагман на борту вроде с инспекцией, а с матросом обнимается... Но нам с Андрюхой не до взглядов добрых и недобрых: встретились - и хорошо! Честно говоря, в жизни мне повезло - людей много интересных, душевных встретил на разных уровнях "об щественно-производственной пирамиды". В зрелом воз расте, когда отношение к окружающим разборчивое, и вдруг видишь при неожиданных встречах искреннюю ра дость в глазах, сам начинаешь излучать добрый свет, де лаешься лучше, чище. Подошел похожий на цыгана бородатый старпом Вик тор Охотников, пригласил в каюту капитана. - Приходи к нам в каюту, через час моя вахта закан чивается, - сказал вслед Герасимов и побежал на верхний мостик манипулировать ручками грузовых лебедок. :АлШсей ЩУШСШШі капитан-флагман "Севрыбпромразвѳдки" II. ИСПЫТАНИЕ Так что же и как случилось с НИС “ПИНРО “? В начале суток 7 февраля в ураган при ветре до тридцати и оолее метров в секунду судно сдрейфовало на двух якорях при аварийном состоянии двух главных машин к юго-западному бере гу губы Большая Волоковая. Сначала судно коснулось мели кормой, потом его развернуло северо-западным ветром вцоль берега левым бортом в сторону моря и крупной зыбью закинуло на ка менные плиты прибрежной отмели. Я не буду вдаваться в подробности причин, почему судно и экипаж оказа лись в такой критической ситуации. Этим расследованием занимаются инс пектора по безопасности мореплавания конторы капитана Мурманского мор ского рыбного порта. Естественно, стрелочники в лице капитана и кого-то из механиков будут определены, но предпосылки к аварии кроются в слож ных явлениях современной экономиче ской жизни флота. Честно говоря, я и сейчас не отошел, не снял груз этого адского труда, э т о т 32-дневного напряжения, балансирова ния на грани чрезмерного риска. Я не оговорился - риск был чрезмерно ве лик. Ежедневно выполняя вроде бы будничную работу, обеспечивая вахту на аварийном судне, таская погружные насосы и шланги, контролируя постоян но состояние отсеков и помещений, снимая оборудование и снабжение для облегчения судна, проводя каждый день по восемнадцать-двадцать часов на па лубе и в резиновой шлюпке при отри цательных температурах, нередко при морозе до минус пятнадцати градусов, ребята рисковали своим здоровьем, а нередко и жизнью. Из теплых кабине тов, из квартир этого было не видно. Но тот, кто хотя бы один раз поднялся в этот период по раскачивающемуся штормтрапу на борт судна, лежащего на каменной отмели с креном в двад цать градусов, и попытался просто пройти несколько метров по палѵбе, тот сразу понимал драматизм работы аварийной команды. Не все выдержали испытание. Пора ботав на аварийном судне двое суток, матросы Игорь Ковшар, Федор Шрей дер, старший мастер лова Александр Фролов отказались от участия в спаса тельных работах и были отправлены в порт. А начальник радиостанции Геор гий Волков даже не поднялся на борт аварийного судна для демонтажа ценно го радиооборудования. Драматизм ситуации очень хорошо понял редактор радиостанции “Атлан- Юрий Фі тика“ илиппов, прибывший в район аварийно-спасательных работ на БМБ “Нефтегаз-55“ . Ему очень хоте лось поговорить с капитаном, механи ками, записать разговор на диктофон, но, посмотрев, как измученные коман диры таскают тросы, цепи, скобы, на сосы, не полез с расспросами, а пошел помогать ребятам выполнять ту серую, тяжелую работу, которая и привела к успеху. 3 марта с помощью трех буксиров БМБ “Нефтегаз-55“ , “Нефтегаз-57“ и СМБ “Атрия “ удалось сорвать НИС “ПИНРО с каменной отмели. Но сколько еще драматичных моментов пришлось пережить, прежде чем “ПИНРО “ было прибуксировано 12 марта в порт Мурманск и 15 марта по ставлено в док судоремонтного завода ММФ. Сложность ситуации заключалась в том, что на судне от больших пробоин был затоплен четвертый отсек помеще ния гидроакустической станции и смежных помещений. Мощностей водо отливных средств на откачку из этого отсека не хватало. Поступала вода и в рефотделение пятого отсека. При за полнении рефотделения забортная вода шла в центральный пост управления машинного отделения и далее в мотор ный отсек машинного отделения. А при заполнении двух отсеков судно тонет... Поэтому одна из задач аварийной ко манды была не допустить затопления других отсеков, кроме четвертого. Кро ме того, на судне не было электропита ния - аварийный дизель-генератор за клинило. Приходилось искать необыч ные решения, какие в классической литературе не встречались. Судовые специалисты “ПИНРО “ , перенесшие трагедию оставления борта судна в ураган, не сломались, верну лись после урагана на поврежденное полузатопленное судно и потом трид цать двое суток старались снять его с камней, благополучно довести до порта. Аварийная команда - это команда му жественных профессионалов в составе: капитан Александр Бочаров, старпом Николай Майзеров, второй штурман Андрей Корнейчук, боцман Георгий Онисим, старший механик Александр Пантелеев, третий механик Алексей Магульян, электромеханик Евгений Сергеев, главный штурман ГП “Сев- рыбпромразведка“ Алексей Красов- ский. Об Алексее Михайловиче, главном штурмане, следует сказать отдельно. Его называли в аварийной команде “главный боцман“ , потому что он обес печивал палубные работы. Даже тяже лую физическую неквалифицирован- ную работу выполняли специалисты - судовые командиры, добровольцев сре ди матросов не нашлось. 7 марта при заводке пластыря Красовский упал в воду вниз головой со шлюпочной палу бы, чудом сохранил сознание и плавал в воде пять минут, пока его подняли на катер. Температура воздуха была ми нус одиннадцать и воды около трех гра дусов. Когда его подняли, Алексей Ми хайлович находился почти в бессозна тельном состоянии, но через четыре ча са отошел и снова пошел работать. Вопреки моему приказу и уговорам следовать на попутном судне в порт... Очень мне понравился руководитель подразделения по борьбе с аварийными разливами нефти АСПТР торгового порта Владимир Шитов - эрудирован ный, грамотный специалист, руководив ший сложной операцией по откачке топлива из танков аварийного “ПИНРО“ . Его бригада помогала свои ми техническими средствами в крити ческих ситуациях и при откачке воды из отсеков судна, установке кабелей электропитания с борта БМБ “Нефте- газ-57“ на “ПИНРО “ , когда повреди лась линия элект|юіштания с (М Б “Атрия “ . Особенно Владимир Леонидович от личился, когда группа готовилась к пе реходу в порт Мурманск. Из-за смены ветра и течения НИС “ПИНРО“ и буксиры начало складывать, навали вать друг на друга. Выход один - сроч но начинать движение, но не готова ка бельная связь между СМБ “Атрия“ и НИС “ПИНРО“ , которая обеспечивала электропитанием осушительные по гружные насосы в отсеках аварийного судна. Поэтому , пришлось укреплять кабель электропитания с катера, кото рым управлял Шитов, а мне прикреп лять этот кабель к буксирному тросу из этого катера при движении всех су дов: “Нефтегаз-57“ буксировал аварийное “ПИНРО“ , а позади “ПИНРО“ на коротком буксире следо вал СМБ “Атрия “ , обеспечивающий электропитанием “ПИНРО “ . Такие трюки нашего родео были бы, вероятно, под стать профессиональным каскаде рам. Короче, кабельная связь была за креплена удачно, задублирована. А та ких случаев мастерства и находчивости были десятки. Очень помогло мне, как непосредст венному руководителю спасательных работ, умное и корректное руководство с берега, быстрое решение штабом воп росов, связанных с доставкой необходи мого снабжения, привлечением букси ров и вспомогательных судов. Немало бессонных ночей провели в диспетчер ской первый заместитель управляюще го Гуггар Антонович Криѵмс, начальник службы мореплавания Владимир Яку бович Выговский. Добрых слов заслу живает заместитель начальника конст- кторского бюро Александр Сергеевич еев, который в течение недели на борту аварийного “ПИНРО“ не только давал нам рекомендации как корабель ный инженер, но и лично участвовал в установке погружных насосов, заводке креплений для буксиров. Крепкий, вы носливый, он очень помог’ аварийной команде. Из экипажа СМБ “Атрия“ мне осо бенно запомнился матрос Сергей Ер шов. Он был моей правой рукой, неза менимым капитаном резиновой шлюп ки, матросом-каскадером, и все слож ные работы мы выполняли вместе. Сер гей вообще специалист высокой квали фикации. Профессиональный водолаз, он нелестно отзывался о руководителях АСПТР, которые сократили водолазные группы на судах-спасателях. Сколько проблем удалось бы сразу решить без болезненно, если была оы водолазная группа на СМБ “Атрия“ ! А так водо лазов все равно пришлось вызывать... И еще Сергей поразил меня тонкой на турой с долей куража и способностью увидеть и понять прекрасное. Однажды после очередного промера глубин вок руг аварийного судна Сергей неожидан но остановил резиновую шлюпку и ус тавился в воду. При свете прожекторов морское дно выглядело сказочным. - Алексей Иванович, тихо... - про шептал Сергей. - Там на дне своя жизнь. Какая красота! Честно говоря, я, одурманенный ре бусами проблем аварийного судна, не смог тогда разделить лирическое на строение Сергея. А сейчас я его с осо бой теплотой вспоминаю - ггастоящий моряк! (Окончание на стр. 14) % Шкентеля понеслись в сторону борту "Гремячинска" принимать промысловое снабжение... Капитан "Нагорска" Александр Геннадьевич Морозов сидел за столом усталый, задумчивый. В рыбацком деле Удача, Везе ние не последнее дело. А на "Нагорск", вероятно, Нептун осер чал и у острова Медвежий забрал на дно морское полностью трал с траловыми досками и ваерами. Хорошо, что траловое снабжение привез из порта траулер "Гремячинск". Это позволит экипажу продолжить промысел. Александр Геннадьевич встретил меня настороженно. Естест венно, кому нужен ревизор? Я это понимаю и стараюсь его ус покоить, вспоминаю истории с потерей промвооружения из своей рыбацкой жизни. Один случай был действительно уни кальный. ...Траулер "Тридцатилетие Победы", на котором посчастливи лось мне быть капитаном, как-то в районе Восточной Гренландии при первом же тралении оставил на дне новенький, еще не об катанный трал. Обидно было до слез! Впереди четыре месяца работы в районах с тяжелыми грунтовыми условиями - и такое драматичное начало! Слава Богу, ума хватило сразу же не де лать второе траление, а проверить эхолотом трассу и наличие рыбных записей. Вдруг замечаю штришок у грунта примерно в месте, где трал оставили. Мысль крамольная возникла - попро бовать трал поднять со дна морского. Сказал штурманам про это, а они засмеялись: искать иголку в стоге сена? Все-таки дал команду третьему штурману Сергею Сукрухо ходить "гребенкой" около точки потери трала. Действительно, два раза вышли на этот штришок. Потом из тросов и гаков соо рудили захваты, подсоединили их к концу ваера, стравили на дно и начали выходить по планшету на штришок-бугорок и, представьте себе, подняли трал без единой дырки! Старший ма стер лова Валентин Шут от радости прыгал и штурманам бутыл ку водки поставил. Кому ни рассказывали эту историю - никто не верил. А недавно, в январе этого года, траулер "Нерпа" "Мур- манрыбпрома" тоже двое суток искал оторванный в шторм трал. На радиосоветах все удивлялись упорству капитана и мало кто верил в успех, но капитан доказал, что при современных техни ческих средствах эта работа выполнима. Трал был найден при борами и поднят на борт судна. Не мешало бы подумать о создании специализированного судна для подъема потерянного промвооружения и почистить дно Баренцева моря. Александр Геннадьевич заулыбался: - Наш трал не поднять. На дне лежат и трал, и доски, да 900 метров ваеров. Любые захваты такой вес не выдержат, лопнут. Да и погода сейчас не балует. Ваера в шторм разорвались на траловых роликах, возможно, явление резонанса возникло на волне, а не задев. Ваера-то не травились... Обсудив рыбацкие проблемы, я покинул капитана и зашел в каюту матросов. Чайник и чашки были на столе и, конечно, са модельные деликатесы из рыбы. Моряков набилась полная каюта - многие слышали, что я ру ководил спасательной операцией до постановки НИС "ПИНРО" в док. Вспомнились и другие каверзы, через такие испытания и становится моряк профессионалом. - Вот вы удивились такой теплой встрече с Андреем. А как нам не дружить, если пришлось вместе на БМРТ "Николай Куро- паткин" из одного котла флотский борщ похлебать и маленько попереживать. Очень опасный случай произошел при ремонте траулера в Уругвае. ...Портовые правила в порту Монтевидео строгие, но там ба зируется много маленьких японских, корейских, чилийских и ме стных судов, экипажи которых втихую откачивают льяльные во ды во время стоянки на рейде или у причала. Кроме этого в летнее время гавань обычно засорена тростником, занесенным течением Ла-плата и как губка пропитанным нефтепродуктами с поверхности воды... Наш траулер стоял кормой к причалу. Обычные меры без опасности при выполнении сварочных работ были предусмотре ны: выставлен пожарный пост, растянуты пожарные шланги, под несены огнетушители к месту работ. Вахтенным у трапа и обес печивающим пожарную безопасность в это время был как раз Андрей Герасимов, а матрос Гена Карпук красил кормовую часть надстройки. Неожиданно от попавшего в воду кусочка раскаленного ме талла взметнулся огненный столб высотой метров десять. Свар щик Петр Павленко едва успел отскочить от среза кормы, от шатнуться от жадно облизывающего кормовую часть траулера дьявольского языка пламени. Представляете ситуацию - выход на причал отрезан огнем, а по носу судна - плавающий тростник. Огонь начал двигаться по воде между бортов к середине судна, где мог через открытые иллюминаторы ворваться в каюты, охватить пламенем надстрой ку. В такую жару ликвидировать пожар внутри судна было бы невозможно. Андрей - молодец! Он действовал не по инструкции, а с уче том ситуации недостатка времени - быстро вывел пожарный ствол за борт с опасной стороны распространения огня, истошно крича: "Срочно воду, пожар! Едрена корень, воду, воду, по жар!". Гена Карпук тоже не растерялся и, крикнув старпому в каюту: "Объявляй тревогу, пожар!" - помчался заводить пожарный ствол с другого борта. Петр Павленко разряжал огнетушители в огненную воду между бортов, чем замедлил продвижение огня. Старпом Игорь Выговский, включив из рулевой рубки пожар ные насосы и объявив общесудовую тревогу, убежал на кормо вую палубу руководить тушением пожара. Отдав необходимые команды по судовой трансляции о гер метизации корпуса, я связался по радиостанции со службой ка питана порта. Через несколько минут подъехали пожарные машины, и со вместными усилиями пожар на воде был потушен. Повреждений "Николай Куропаткин" не получил, только краска на корпусе в кормовой части обгорела. Конечно, при другом раскладе все могло быть драматичнее. А тогда я даже стих написал матросам Геннадию Карпуку и Ан дрею Герасимову... Выпили по крохе чисто символически и замолчали. Молчание прервал повар Юрий Мильяченко: - Это точно, Андрюха - парень надежный. Он у нас при необ ходимости и тралмейстера, и боцмана заменяет, да и молодым матросам помогает. И другие ребята что надо! Взять хотя бы братьев Тышкевичей - Николая и Юру. На флоте недавно, а ра ботают, как старые моряки. Честные парни, с такими можно в огонь и воду идти!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz