Рыбный Мурман. 1995 г. Февраль.

Православный календарь № 8 (4556) 24 февраля - 2 марта 1995 года СЕГОДНЯ, 24 ФЕВРАЛЯ, ЧТИТСЯ ПАМЯТЬ СВЯЩЕННО- МУЧЕНИКА ВЛАСИЯ, ЕПИСКО­ ПА СЕВАСТИЙСКОГО, А ТАКЖЕ ПРЕПОДОБНОГО ДИМИТРИЯ ПРИЛУЦКОГО, ВОЛОГОДСКОГО. Мученик Власий весьма глубоко почитался в русском народе, кото­ рый считал святого покровителем домашнего скота и чаще всего изо­ бражал на иконах сидящим на ска­ ле в окружении животных. В древнем Новгороде одна из улиц называлась Власьевою, а коров про­ сто-напросто звали “власиевками“. Очевидно, не будучи в состоянии легко отрешиться от почитания “скотского“ бога Волоса (второго по важности после Перуна), русичи перенесли почитание языческого бо­ жества на христианского святого. Кроме того, в древнеславянском языке имена Волос и Власий были совершенно тождественны. Мученику Власию молятся и просят излечения от болезни горла. В жизнеописании святого, жившего в III-IY веках, можно прочитать о том, как угодник избавил от смерти отрока, у которого Застряла в горле рыбная кость. Божий угодник и чудотворец Ди­ митрий родился в начале XIY века в Переяславле-Залесском и с юных лет, избегая славы человеческой, удалился в леса Вологодские, осно­ вав монашескую обитель. Жизнь святого была насыщена благодатью, а после своей смерти Димитрий Прилуцкий неоднократно помогал горожанам отражать нападки вра­ гов. 24 ФЕВРАЛЯ В ЭТОМ ГОДУ ПРАЗДНУЕТСЯ ТАКЖЕ ДЕНЬ ТЕЗОИМЕНИТСТВА СВЯТЕЙШЕ­ ГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II И ДЕНЬ ИВЕРСКОИ ИКОНЫ БО- ЖИЕЙ МАТЕРИ. ЗАВТРА - ВСЕЛЕНСКАЯ РО­ ДИТЕЛЬСКАЯ (МЯСОПУСТНАЯ) СУББОТА. Кроме частных дней, назначен­ ных для поминовения близких усоп­ ших, Церковь назначила общие дни, в которые поминаются все православные люди, умершие в на­ дежде воскресения и жизни вечной. Такие дни называются вселенски­ ми, или родительскими. В нынеш­ нюю субботу (перед воскресеньем, посвященном воспоминаниям о Страшном суде) особенно молятся за тех умерших, которые были за­ стигнуты внезапной смертью на чужбине, в море и горах, на вой­ не... 26 ФЕВРАЛЯ - НЕДЕЛЯ МЯ­ СОПУСТНАЯ (О СТРАШНОМ СУДЕ). Это третья “неделя“, предшест­ вующая Великому посту. Ни одна древняя религия не верила в воз­ можность полного и окончательного искоренения зла, и только пророки Ветхого Завета провозгласили на­ ступление Суда, который очистит и преобразит миропорядок. Небыва­ лую остроту идея возмездия за гре­ хи приобрела с началом проповеди Христа. “И по сей день добро и зло мира поляризуются, битва между ними приобретает все более оже­ сточенный характер“, - писал отец Александр Мень перед своей смер­ тью от топора маньяка. “Неделю о Страшном суде“ на­ зывают мясопустной, так как с это­ го дня устав предписывает воздержание от мяса. Неделя эта совпадает с Масленицей, которая включает обычай поминать предков блинами. В ВОСКРЕСЕНЬЕ ЧТИТСЯ ТАКЖЕ ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО МАРТИНИАНА - угодника, кото­ рый считается избавителем от блудной страсти. Жизнеописание этого угодника столь красочно, что позволю себе чуток пересказать ис­ торию жизни святого. К отшельникѵ Мартиниану дья­ вол послал “одну непотребную женщину “, чтобы соблазнить и унизить преподобного. Приняв странницу и “ощутив в себе плот­ ское влечение “, Мартиниан поста­ Ъ ^ вил ноги на горящие уголья и та­ ким образом избежал соблазна. За­ тем, удалившись на необитаемый остров и прожив там шесть лет, он вновь был подвергнут испытанию: с разбитого бурей корабля на остоов была выброшена прекрасная собою девица. Оставив ей жилище и еду, Мартиниан бросился в море и вплавь достигнул берега. “Но и на материке он говорил себе мысленно: “Бега, Мартиниан, да не постигнет тя напасть “. Так за два года он прошел множество городов и только в Афинах, после напутствия мест­ ного епископа, отдал Богу душу. Напомню, что жил угодник 15 ве­ ков назад и в более благодатном, чем на Руси, климате, хотя страсть плотская не признает географии и времени, за счет чего и жив род человеческий. 27 ФЕВРАЛЯ - СЕДМИЦА СЫРНАЯ (МАСЛЕНИЦА). ПАМЯТЬ БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ МИХАИЛА ЧЕРНИГОВ­ СКОГО И БОЯРИНА ЕГО ФЕО­ ДОРА, А ТАКЖЕ ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО АВРААМИЯ. Оказавшись в Орде, у предводи­ теля татаро-монгольского войска Батыя, князь Михаил не пожелал поклониться языческим идолам и рассвирепевшие татары после вели­ кого истязания князя отрубили ему голову. Мученическую смерть при­ нял и боярин Феодор. Было все это в середине XIII века. Преподобный Авраамий родился и вырос на острове Крит в V веке. Еще в молодости бодрствованием, молитвенным стоянием и постом он до того изнурял свое тело, что не мог ходить. Много страданий пре­ терпел преподобный и от окружав­ ших его людей, но так или иначе поражал всех своим христианским смирением, за что и прославился. 1 МАРТА (СРЕДА) - ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО МАРУФА, ЕПИСКОПА МЕСОПОТАМСКО­ ГО, который обращал в христианст­ во персов-язычников в начале Y Его Святейшество Патриарх М ос ­ ковский и всея Р уси Алексии I I (снимок сделан 5 лет н а з а д ) . века. В русском народе этот угодник считался заступником от злых духов. В жизнеописании святого рассказано о том, как он смог переси­ лить чары персидских магов. 2 МАРТА - ДЕНЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИ- КА ЕРМОГЕНА, ПАТРИАРХА МОСКОВ­ СКОГО И ВСЕЯ РУСИ ЧУДОТВОРЦА. Имя Ермогена (Гермогена) должно быть известно каждому русскому человеку. В Смутное время он пламенным словом противо­ стоял попыткам польских интенвентов ввести на Руси униатство и католичество. Патриарх Ермоген предпочел умереть, чем отступиться от своих слов, - в 1612 году он скончался в заключении от голода в Чудовом монастыре Кремля. Виктор ГЕОРГИ. { . СЕДМИЦА СЫРНАЯ (МАСЛЕНИЦА! : ------- — '# Извѣстно, что съ дреьниіъ временъ на Руси масляппца служить самымъ песелымъ п раздоль- яымъ общенародные праздникозіъ въ собственномъ смыслѣ этого едова. Простой нашъ людъ не даромъ привык!, велпчать ее самым нѣшшми пмспамн, какъналримѣръ, честная, веселая, широкая, каса- точка, неточна, ясочка, перепелочка, переберуха, перепелпны твоп б о с т о ч к п , бумажное тѣльце, сахарныя уста п т. п. На масля- ннцу каждый день въ частности имѣлъ въ старпну особенное зна- ченіе, по которому обыкновенно опредѣлялся и самый характеръ народныхъ забавъ н развлеченій. Понедѣльникъ, напримѣръ, назы­ вается встрѣчею, потому что тогда праздновалось начало масляницы; вторнпкъ —заигрышп, такь какъ с ъ этого дня начинались ралиаго роха развлеченія, переряжмвавья, катанья; среда—лакомка, такъ какъ тогда открывались угопк^Гя у всѣхъ блинами и другими по­ добными яствами; четвергъ—шпрокимъ, потому что съ него начп- пался масляничпглі разгѵлъ; пятница — тещины вечеринки, когда ;5йіья }i’ujnaju сииихъ тещъ; суббота—золОвышы посиділки, такъ, какъ въ этотъ день молодыя невѣсты приглашали е ъ себѣ на ппръ* родныхъ. Одпнъ ііз ъ нностранныхъ путешественниковъ, посѣщавшій наше отечество і:ъ XVI вѣкѣ, именно Одеборнъ, вотъ что говорить о древое-рус- скои разгульной маслявнцѣ: „Масляница названа такъ по тому, “ Записки Императорского Русского географического общества". что въ продолженіе этой недѣли Русскими дозволяется ^сть коровье масло, а въ постные дни онн употребляютъ черное. Въ это время у Русскихъ почти безпрерывно продолжается об­ жорство и пьянство; они пекутъ паштеты, то-есть, оладьи н блины изъ масла и япцъ, зазываютъ къ себѣ гостей а ѵнявавзтсд пнвомъ и бодкой до упаду и до безоамятства. Въ теченіе всей масляницы только и слышно, что того-то убили, того-то бросили въ воду.Л ' Судя ио такому характеру ыаслянн^ныхъ развлеченій, нельзя не видѣть, что самая масляннца есть чнсто народное празднество, которое ни одною изъ своихъ сторон^ не касалось собстпейно релпгіозноЛ жпзнп напшхъ предковъ. Іазвѣ можно въ этомъ случаѣ указать на два обряда, которые ^огугс говорить сколько - ннбудь въ пользу того, что наша згаслянпца пмѣла нѣкоторыя черты релпгіозныя; это пменно—употребление такъ называемыхъ блиновъ и особенное умилснпое прощанье другъ съ другомъ. 0твсснтел№с> бді w w b w e ото не то.тыФ у Слаьянъ, но н у другпхъ народовъ древности ссмгГавля- /Vf не -только праздничное кушанье, но и употребляла при помп- новеніп усопш*хът Другой обычай Масляной нсдѣлп, именно уэтлеппое прощапіс другъ съ другомъ, есть своего рода просьба объ отдущенш другъ другу грѣховъ; отсюда послѣдніе дни Масляппцы п называются прощальными днями, цѣловальни- комъ, пропіеннымъ днемъ. Том седьмой. С.-Петербург. 1Н77.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz