Рыбный Мурман. 1995 г. Февраль.
Российского флота № 8 (4556) 24 февраля - 2 марта 1995 года Х гЕ . такого обстоятельства не случалось, что Оружейная палата строит знамена, хоругви и прапоры для войсковых частей и воевод, а как быть с корабельным знаменем - не известно. Царь приказал спросить Ботмана, каков обычай в его стране. Ботман ответил, что в их стране берут материю киндяк - алую, белую и синюю, - сшивают полосами, и такой флаг служит для обозначения гол ландской принадлежности. Тогда, посове товавшись с боярской думой, царь приказал на новом корабле "О рел " под нять бело-сине-красный флаг с нашитым на нем двуглавым орлом". Здесь можно усмотреть простое заим ствование цветов из Голландии, но есть дру гая версия - геральдическая. И на это справедливо указывает князь А. Путятин. Московский герб изображает белого всад ника в синем плаще на красном поле, то есть три цвета - белый, синий и красный. И известно, что боярская дума вместе с ца рем, получив ответ Ботмана, обнаружила, что цвета Голландского флага совпадают с цветами герба московского. Учрежденный этим советом флаг, считает А . Путятин, не сет в себе, несомненно, ярко выраженный национальный характер. И не только благо даря перестановке цветов, но и вынесением на флаг двуглавого орла. Известно, что ко рабль "О рел " был опущен на воду в 1669 году, и в то же время на нем был поднят наш первый национальный флаг - бело-сине красный с двуглавым орлом в центре. Та кой же флаг (правда, белая полоса была вдвое шире синей и красной) использовал ся с 1784 по 1867 год в наших колониальных владениях на Аляске и являлся флагом рос- сийско-американских компаний. Подтверждением геральдической осно вы этих трех цветов служили и флаги в Российском Военно-Морском Флоте: І-я дивизия обозначалась красным, 2 -я - синим и 3-я - белым флагом с Андреевским кре- стом в крыже . Контр- и вице- адмиральские флаги соответственно имели красную и си нюю полосы. Гюйс был также составлен из белого, синего и красного цветов. Игорь ЧЕСНОКОВ. г. Мурманск. ----------------------------------------- Щ т должностях для управления корабельного, как в ходу, так и во время баталии и штормов ..." "Офицерам и прочим, которые в нашем фло те служат, должно любить друг друга верно, как христианину надлежит без разности какой они веры или народа ни будут". "В случае бою дол жен капитан или командующий кораблем не ток мо сам мужественно против неприятеля биться, но и людей тому словами, а паче для образ собою побуждать, дабы мужественно бились до последней возможности, и не должен корабля неприятелю отдать, ни в каком случае, под поте- рянием живота и чести..." Русские моряки под страхом смерти, ни при каких обстоятельствах не имели права спускать перед неприятелем Российский флаг. И, как мы знаем из истории, они с честью исполняли важ нейший артикул устава. Российский военно-морской флаг - Андреев ский - впервые взвился над кораблями в 1703 году. После занятия устья Невы Петр Первый дал русской морской силе им ж е самим созданный флаг - белый с синим Андреевским крестом. Сохранилась собственноручная надпись импе ратора на рисунке этого флага: "Зане Св. Ап. Андрей Первозванный землю Русскую светом Христова учения просвети". Быть может, Петр тем самым хотел подтвер дить живущую с древних времен в народе веру в то, что святой Андрей Первозванный является апостолом Русской земли. Справедливость этого усматривается и в ответе, например, Ивана Гроз ного, глубоко почитавшегося Петром, - первый царь московский, искавший выход к морям, так ответил иезуиту Антонио Позсевино: "Если вас крестил апостол Петр, то нас крестил его брат Андрей". В 1698 году Петр Великий учредил орден Свя того Андрея как высший орден рыцарства импе рии. Легенда так описывает введение Петром Пер вым нового флага для любимейшего его детища - флота. Глубокой ночью, сидя за своим рабочим сто лом, поставленным прямо у окна, и думая о флаге флота, император, утомленный беспре рывной работой, задремал, уронив голову на чистый лист бумаги. Он был разбужен лучем взошедшего солнца, упавшим на его склонен ную голову через промерзшее слюдяное окон це. Подняв голову, император увидел на листе отраженные, преломившиеся через промерз шую слюду лучи солнца, которые изображались на листе бумаги в виде двух пересекающихся синих диагоналей. Посчитав это за знамение свыше, император тут же набросал рисунок фла га. В отдельные периоды царствований Андреев ский флаг заменяли трехцветным бело-сине красным с двухглавым черным орлом в центре. Такая замена была, в частности, в царствование Павла I. Помимо Андреевского кормового флага Рус ский императорский флот имел еще Андреев ские флаги адмиралов: у контр-адмирала - с красной полосой по нижнему срезу, у вице-ад мирала - с синей; кроме того, был Андреевский флаг генерал-адмирала, морско го министра, командующего флотом. Всякому военному ко раблю был присвоен вымпел - длинный ленто образный белый, постепенно сходящий на нет флаг с изображением Андреевского флага в крыже . Вымпел служил внешним знаком того, что судно в кампании, то есть готово для службы. Вымпелы были по дивизиям с белыми, синими и красными косицами. Был также Георгиевский Андреевский флаг, присваиваемый адмиралам - флагманам Черно го моря - за боевые заслуги, адмиралу, состояв шему в гвардейском экипаже, и двум кораблям - бригу "М ер курий " и кораблю "А зов ". Царским повелением было приказано навсегда сохранить в списках Русского флота имена этих доблестных кораблей с прибавлением слова "память". Геор гиевский Андреевский флаг имел в середине, в J e TP I в свое время издал указ, в котором запретил строительство кочей - деревянных поморских па русников для ледового плавания. Все но вые суда сжигались, а ослушники выплачивали плюс к тому немалые штра фы. Царю, видите ли, нужно было за не сколько лет обзавестись значительным количеством боеспособных фрегатов и га лиотов... Так за два с половиной столетия были утеряны секреты древних мастеров. Почти навсегда - если бы не мореходы из Карелии, которые построили поморский коч. Обстоятельства диктовали древнему мастеру выбор формы. В стародавние времена в арктических походах почти неизбежно приходилось зимовать на необитаемых островах. И малая осадка, плоскодонность кочей позволяли выво лакивать их на лед, однако при переходе по чистой воде выявляли и ряд неудобств - валкость, плохую управляемость при крупной зыби. Этот недостаток мореходных свойств, как утверждают специалисты, неизбежен для всех судов, приспособленных для ле дового плавания. В первых же походах по Беломорью мы поняли, что невозможно будет воссоздать коч, не уяснив до мелочей не только условия плавания, но и быт, жизнь поморов. Поначалу думали, что лишь в Сороке (нынешнем Беломорске) и Архангельске строились раньше большие морские суда. Но оказалось, что по всему побережью шились и шняки, и лодьи, и елы. И П У Т Ь « А в каждой деревне мастер привносил свои, неповтори мые элементы в это древнее ремесло. Никаких чертежей коча не существовало, а рисун-т ки этого судна помочь нам при его постройке не мог ли. Поэтому годами по крупицам постигали опыт старых мастеров, изучали технологию постройки ло док и карбасов в Поморье. Таким образом удалось собрать ценные для науки материалы, составленные из архивных данных, из воспоминаний старожилов, из анализа поднятых с морского дна останков судов. А главное - был воссоз дан облик старинного коча, сделан его новодел, а не просто модель. Кроме того, мы провели морские ис пытания, в сложных погодных условиях доказали от личные мореходные качества коча, совершив переход до Шпицбергена, то есть Груманта, как называли поморы этот архипелаг. А снимок, который вы видите на этой странице, сделан два месяца назад ^ наш коч “Помор“ вновь вернулся на мурманскую землю (Северным морским путем) после трехлетней “командировки“ на восток для участия в праздновании открытия Аляски рус скими людьми. Сейчас в Петрозаводске создается музей русского деревянного судостроения, в котором коч “Помор“ займет центральное место. Виктор ГЕОРГИ, матрос коча “Помор“, участник похода на Шпицберген. К Н I Г А у С Т А В Ъ м о р с к о й ВСЕмЪ ЧТО КАСАЕТСЯ ДОбрОМу уПрЛВДЕНІ* вЪ бытности флотл НА морѣ. Ц А р С К М ■О ■' t * В Е Л І Ч Е С Т І В А і . : I . g- Jjb е л н к т Ъ п І т Е р б у р і с к о и л Ъ ш а Г о с п о д н я АпрЪлж >Ь із ^смк. Л ^ -j пересечении диагоналей, изображение Святого Георгия на коне, поражающего змея, - все это помещалось на червленом поле. Надо заметить, что до Андреевского Русский флот имел другой флаг - также известный нам бело-сине-красный. Встречаются утверждения, что и он был введен Петром Великим. Исследо вания серьезных историков показывают, однако, что это не так. В частности, в свое время князь А. Путятин в своей статье "О русском национальном флаге” писал: "В середине XYII века царь Алексей Михайло вич выписал голландской службы инженера ка питана Ботмана для постройки военного корабля, могущего ответить современным турецким си лам. Постройка совершалась близ Нижнего Нов города, на Волге, в селе Дединово. Когда работы подходили к концу, Ботман обратился к боярской думе с просьбой испросить у Его Царского Вели чества повеление: какой как тому есть обычай у других государств, поднять на корабле флаг? Дворцовый приказ на это ответил, что в практике « ЗЕМЛЯ ФЖИЦА ИОСИФА £ о Медвежий БАРЕНЦЕВО МОРЕ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz