Рыбный Мурман. 1995 г. Февраль.

Российского флота № 8 (4556) 24 февраля - 2 марта 1995 года Х гЕ . такого обстоятельства не случалось, что Оружейная палата строит знамена, хоругви и прапоры для войсковых частей и воевод, а как быть с корабельным знаменем - не­ известно. Царь приказал спросить Ботмана, каков обычай в его стране. Ботман ответил, что в их стране берут материю киндяк - алую, белую и синюю, - сшивают полосами, и такой флаг служит для обозначения гол­ ландской принадлежности. Тогда, посове­ товавшись с боярской думой, царь приказал на новом корабле "О рел " под­ нять бело-сине-красный флаг с нашитым на нем двуглавым орлом". Здесь можно усмотреть простое заим­ ствование цветов из Голландии, но есть дру ­ гая версия - геральдическая. И на это справедливо указывает князь А. Путятин. Московский герб изображает белого всад­ ника в синем плаще на красном поле, то есть три цвета - белый, синий и красный. И известно, что боярская дума вместе с ца­ рем, получив ответ Ботмана, обнаружила, что цвета Голландского флага совпадают с цветами герба московского. Учрежденный этим советом флаг, считает А . Путятин, не­ сет в себе, несомненно, ярко выраженный национальный характер. И не только благо­ даря перестановке цветов, но и вынесением на флаг двуглавого орла. Известно, что ко ­ рабль "О рел " был опущен на воду в 1669 году, и в то же время на нем был поднят наш первый национальный флаг - бело-сине­ красный с двуглавым орлом в центре. Та­ кой же флаг (правда, белая полоса была вдвое шире синей и красной) использовал­ ся с 1784 по 1867 год в наших колониальных владениях на Аляске и являлся флагом рос- сийско-американских компаний. Подтверждением геральдической осно­ вы этих трех цветов служили и флаги в Российском Военно-Морском Флоте: І-я дивизия обозначалась красным, 2 -я - синим и 3-я - белым флагом с Андреевским кре- стом в крыже . Контр- и вице- адмиральские флаги соответственно имели красную и си­ нюю полосы. Гюйс был также составлен из белого, синего и красного цветов. Игорь ЧЕСНОКОВ. г. Мурманск. ----------------------------------------- Щ т должностях для управления корабельного, как в ходу, так и во время баталии и штормов ..." "Офицерам и прочим, которые в нашем фло­ те служат, должно любить друг друга верно, как христианину надлежит без разности какой они веры или народа ни будут". "В случае бою дол­ жен капитан или командующий кораблем не ток­ мо сам мужественно против неприятеля биться, но и людей тому словами, а паче для образ собою побуждать, дабы мужественно бились до последней возможности, и не должен корабля неприятелю отдать, ни в каком случае, под поте- рянием живота и чести..." Русские моряки под страхом смерти, ни при каких обстоятельствах не имели права спускать перед неприятелем Российский флаг. И, как мы знаем из истории, они с честью исполняли важ­ нейший артикул устава. Российский военно-морской флаг - Андреев­ ский - впервые взвился над кораблями в 1703 году. После занятия устья Невы Петр Первый дал русской морской силе им ж е самим созданный флаг - белый с синим Андреевским крестом. Сохранилась собственноручная надпись импе­ ратора на рисунке этого флага: "Зане Св. Ап. Андрей Первозванный землю Русскую светом Христова учения просвети". Быть может, Петр тем самым хотел подтвер­ дить живущую с древних времен в народе веру в то, что святой Андрей Первозванный является апостолом Русской земли. Справедливость этого усматривается и в ответе, например, Ивана Гроз­ ного, глубоко почитавшегося Петром, - первый царь московский, искавший выход к морям, так ответил иезуиту Антонио Позсевино: "Если вас крестил апостол Петр, то нас крестил его брат Андрей". В 1698 году Петр Великий учредил орден Свя­ того Андрея как высший орден рыцарства импе­ рии. Легенда так описывает введение Петром Пер­ вым нового флага для любимейшего его детища - флота. Глубокой ночью, сидя за своим рабочим сто­ лом, поставленным прямо у окна, и думая о флаге флота, император, утомленный беспре­ рывной работой, задремал, уронив голову на чистый лист бумаги. Он был разбужен лучем взошедшего солнца, упавшим на его склонен­ ную голову через промерзшее слюдяное окон ­ це. Подняв голову, император увидел на листе отраженные, преломившиеся через промерз ­ шую слюду лучи солнца, которые изображались на листе бумаги в виде двух пересекающихся синих диагоналей. Посчитав это за знамение свыше, император тут же набросал рисунок фла­ га. В отдельные периоды царствований Андреев­ ский флаг заменяли трехцветным бело-сине­ красным с двухглавым черным орлом в центре. Такая замена была, в частности, в царствование Павла I. Помимо Андреевского кормового флага Рус­ ский императорский флот имел еще Андреев­ ские флаги адмиралов: у контр-адмирала - с красной полосой по нижнему срезу, у вице-ад­ мирала - с синей; кроме того, был Андреевский флаг генерал-адмирала, морско го министра, командующего флотом. Всякому военному ко ­ раблю был присвоен вымпел - длинный ленто­ образный белый, постепенно сходящий на нет флаг с изображением Андреевского флага в крыже . Вымпел служил внешним знаком того, что судно в кампании, то есть готово для службы. Вымпелы были по дивизиям с белыми, синими и красными косицами. Был также Георгиевский Андреевский флаг, присваиваемый адмиралам - флагманам Черно­ го моря - за боевые заслуги, адмиралу, состояв­ шему в гвардейском экипаже, и двум кораблям - бригу "М ер курий " и кораблю "А зов ". Царским повелением было приказано навсегда сохранить в списках Русского флота имена этих доблестных кораблей с прибавлением слова "память". Геор­ гиевский Андреевский флаг имел в середине, в J e TP I в свое время издал указ, в котором запретил строительство кочей - деревянных поморских па­ русников для ледового плавания. Все но­ вые суда сжигались, а ослушники выплачивали плюс к тому немалые штра­ фы. Царю, видите ли, нужно было за не­ сколько лет обзавестись значительным количеством боеспособных фрегатов и га­ лиотов... Так за два с половиной столетия были утеряны секреты древних мастеров. Почти навсегда - если бы не мореходы из Карелии, которые построили поморский коч. Обстоятельства диктовали древнему мастеру выбор формы. В стародавние времена в арктических походах почти неизбежно приходилось зимовать на необитаемых островах. И малая осадка, плоскодонность кочей позволяли выво­ лакивать их на лед, однако при переходе по чистой воде выявляли и ряд неудобств - валкость, плохую управляемость при крупной зыби. Этот недостаток мореходных свойств, как утверждают специалисты, неизбежен для всех судов, приспособленных для ле­ дового плавания. В первых же походах по Беломорью мы поняли, что невозможно будет воссоздать коч, не уяснив до мелочей не только условия плавания, но и быт, жизнь поморов. Поначалу думали, что лишь в Сороке (нынешнем Беломорске) и Архангельске строились раньше большие морские суда. Но оказалось, что по всему побережью шились и шняки, и лодьи, и елы. И П У Т Ь « А в каждой деревне мастер привносил свои, неповтори­ мые элементы в это древнее ремесло. Никаких чертежей коча не существовало, а рисун-т ки этого судна помочь нам при его постройке не мог­ ли. Поэтому годами по крупицам постигали опыт старых мастеров, изучали технологию постройки ло­ док и карбасов в Поморье. Таким образом удалось собрать ценные для науки материалы, составленные из архивных данных, из воспоминаний старожилов, из анализа поднятых с морского дна останков судов. А главное - был воссоз­ дан облик старинного коча, сделан его новодел, а не просто модель. Кроме того, мы провели морские ис­ пытания, в сложных погодных условиях доказали от­ личные мореходные качества коча, совершив переход до Шпицбергена, то есть Груманта, как называли поморы этот архипелаг. А снимок, который вы видите на этой странице, сделан два месяца назад ^ наш коч “Помор“ вновь вернулся на мурманскую землю (Северным морским путем) после трехлетней “командировки“ на восток для участия в праздновании открытия Аляски рус­ скими людьми. Сейчас в Петрозаводске создается музей русского деревянного судостроения, в котором коч “Помор“ займет центральное место. Виктор ГЕОРГИ, матрос коча “Помор“, участник похода на Шпицберген. К Н I Г А у С Т А В Ъ м о р с к о й ВСЕмЪ ЧТО КАСАЕТСЯ ДОбрОМу уПрЛВДЕНІ* вЪ бытности флотл НА морѣ. Ц А р С К М ■О ■' t * В Е Л І Ч Е С Т І В А і . : I . g- Jjb е л н к т Ъ п І т Е р б у р і с к о и л Ъ ш а Г о с п о д н я АпрЪлж >Ь із ^смк. Л ^ -j пересечении диагоналей, изображение Святого Георгия на коне, поражающего змея, - все это помещалось на червленом поле. Надо заметить, что до Андреевского Русский флот имел другой флаг - также известный нам бело-сине-красный. Встречаются утверждения, что и он был введен Петром Великим. Исследо­ вания серьезных историков показывают, однако, что это не так. В частности, в свое время князь А. Путятин в своей статье "О русском национальном флаге” писал: "В середине XYII века царь Алексей Михайло­ вич выписал голландской службы инженера ка­ питана Ботмана для постройки военного корабля, могущего ответить современным турецким си­ лам. Постройка совершалась близ Нижнего Нов­ города, на Волге, в селе Дединово. Когда работы подходили к концу, Ботман обратился к боярской думе с просьбой испросить у Его Царского Вели­ чества повеление: какой как тому есть обычай у других государств, поднять на корабле флаг? Дворцовый приказ на это ответил, что в практике « ЗЕМЛЯ ФЖИЦА ИОСИФА £ о Медвежий БАРЕНЦЕВО МОРЕ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz