Рыбный Мурман. 1995 г. Февраль.
8 эо о о о о о о о о о о о № 8 (4556) 24 февраля - 2 марта 1995 года К 300-летию СЛАВНАЯ ЛАТА ОТЕЧЕСТВА В октябре 1996 года исполняется 300 лет со дня основания регулярного Российского Военно-Морского Флота. Флот - это не только корабли и самолеты. Это история, традиции, память о героических деяниях моряков. Не случайно поэтому Президентом Российской Федерации издан Указ от 26 июня 1992 года “О подготовке и праздновании 300-летия Россий ского флота". Таким образом, юбилею флота придан не чисто ведомственный , а государственный характер. Во-первых, это признание заслуг перед страной многих поко лений российских моряков, которые три столетия своим потом, кровью и самой жизнью отстаивали честь, свободу и независи мость нашей Родины, укрепляли ее международный авторитет, внесли выдающийся вклад не только в отечественную, но и в мировую науку и культуру. Флот - это не только победы при Гангуте, Чесме, Тендре, Калиакрии, Корфу, Наварине, Синопе, не только доблесть защитников Севастополя , Порт-Артура, Ле нинграда, Рыбачьего, не только прославленные имена флотовод цев Спиридова, Ушакова, Грейга, Сенявина, Лазарева , Нахимова, Корнилова, Макарова, Эссена, Кузнецова, Головко. Это и геогра фические и океанографические исследования Беринга, Чирикова, Нагаева, Крузенштерна, Лисянского, Беллинсгаузена, Литке, #е- вельского, Седова . Э то музыкальные шедевры Римского-Корсако ва, труды выдающегося знатока русского языка Даля , первый в мире самолет Можайского, всемирно признанные труды по тео рии судостроения академика Крылова, великое открытие про фессора Попова - радиосвязь. Второе, ч т о придает флотскому юбилею общегосударствен ный характер, - флот не только служил всей стране, он и созда вался буквально всей страной. Во времена парусного флота лес заготовляли под Воронежем и Брянском, Казанью и Архангель ском , пушки отливали на Урале, в Липецке, Петрозаводске , пару сину и канаты заготовляли в Москве, Холмогорах, Калуге, Гжатске. Верфи Петербурга, Архангельска, Воронежа, Херсона и Николаева были лишь конечными пунктами , где строились ко рабли. В прошлом веке с флотом оказались тесно связанными заводы Харькова, Нижнего Новгорода, Коломны. Я уверен, ч то многие из тех, кто и сейчас находится за многие сотни километ- ♦■ров о т моря, могут сказать про себя: "Я связан с флотом, я работаю для флота'. Но главное, почему мы обращаемся к теме флота, в следующем: история не знает ни одного примера, когда страна, утратив свою морскую силу , сохранила бы статус великой державы. Значит, и нам для процветания надо оставаться тем, чем были на протяжении уже почти трехсот лет, - великой морской державой. Юбилей флота призван еще раз напомнить об этом. Адмирал И. КАСАТОНОВ, 1-й зам. Главнокомандующего ВМФ РФ. продолжала движение к морю , встречая, прав да, многочисленные преграды со стороны дру жественных государств, опасавшихся усиления Московской державы. И вот царь Алексей Михайлович велел по строить корабль, который под гордым названи ем "О рел " в 1669 году был направлен в Астрахань для сопровождения трех небольших судов. Для этой флотилии и написан первый морской устав - Статьи морские. Его создали на основе обычаев, которые складывались на рус ских судах еще с глубокой древности. Заложив основы регулярного военного фло та, Петр Первый лично стал развивать, если так можно сказать, и морское законотворчество. Во время второго своего приезда в Архан гельск он выходил в море и для взаимодейст вия кораблей установил единые сигналы - постановки на якорь, снятия с якоря, сбора офицеров, - которые подавались с флагман ского корабля. В 1696 году для галерного фло та, который действовал под Азовом, Петром была написана инструкция "О порядке морской службы". Когда же большой флот твердо вышел на моря - вначале на Севере, а со взятием Азова - на Черное и затем - на Балтийское, с появле нием наряду с галерами и фрегатов, и кораб лей, - прежние морские установления уже не могли отвечать прежнему названию. С началом северной войны России потребовался сильный флот на Балтике. Появляются корабельные верфи на реке Сясь, в Лодейном Поле, на реке Свирь, а затем и на Неве. Одновременно с появлением флота создаются и документы, ре гламентирующие его деятельность. В ходе удачных боевых действий издаются новые ука зы и инструкции, которые обобщают первый боевой опыт военно-морского флота и предус матривают его действия в различных ситуаци ях. Все это способствует тому, что в 1706 году появляется "Артикул корабельной", который регулирует внутренний распорядок на кораб ле, порядок повседневной службы и быта. Через четыре года Петр разрабатывает но вые "правы морския", которые изданы под на званием "Инструкция и артикулы военные Российскому флоту", состоящие из 64 статей и предисловия, напоминающего манифест. Успешные боевые действия в 1713 году, по беда Русского флота при Гангуте в 1714 году, затем успех у острова Эзель способствуют со вершенствованию управления флотом, снаб жения его, дисциплины и службы. Но Петр не только создает новые указы и инструкции, он изучает постановку военно- морского дела, уставы, интересуется порядка ми на флотах таких стран, как Англия, Франция, Голландия, Дания. Вот что писал он послу Рос сии в Англии Б. И. Куракину в мае 1715 года: "Правы морские воинские да штат адмиралтей ской мы иные збираем всех государств, кои флоты имеют. И уже датской, французской и голландской переведены. Требуем английско го, что потрудитесь прислать немедленно". В указе от января 1720 года говорилось: "Учиня Устав Воинской Сухопутной, ныне... приступаем к Морскому ... того ради сей Воин ской Морской Устав учинили, дабы всякой знал свою должность и нерадением никто бы не отговаривался. Которое выбрано из пяти м ор ских регламентов, и к тому довольную часть прибавили, что потребно, еже все чрез собст венный Наш труд ..." Из печати Морской устав вышел через три месяца - 26 апреля 1720 года и назывался "Книга Устав морской о всем, что касается до брому управлению, в бытности флота на море". Основная часть состояла и з5 книги прибавления о сигналах для корабельного и галерного флотов. Среди статей, харектеризующих деятельность военно-морского флота, имелись параграфы, ка сающиеся торгового флота, один из которых гла сил: "Корабли торговые Российские повинны - иметь флаг полосатый трех колеров: белой, синий, красной..." Морской устав 1720 года просуществовал вплоть до 1853 года, когда на смену парусному флоту пришел паровой. Но в этот новый устав органически вошла почти половина статей преж него. А параграф 7-й петровского устава "...все воинские корабли Российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпелы и марсели под штра фом лишения живота" перекликается со статьей 609 Корабельного устава Военно-Морского Флота СССР, введенного в 1978 году: "Корабли Военно- Морского Флота СССР ни при каких обстоятельст вах не спускают флага перед противником, предпочитая гибель сдаче врагам..." Такова жизненность Морского устава Петра. Невозможно здесь дать подробное описание его. Начинается Морской устав манифестом импера тора Петра Первого. Затем следует "Предисловие к доброхотному читателю". Оно представляет со бой краткий обзор истории Российского государ ства. И уже затем следуют артикулы, определяющие всю корабельную службу и жизнь моряков. Дух эпохи, нравы и порядки флота пет ровского времени явственно ощущаются при чте нии этого документа: "Капитан имеет почтен быть на своем корабле яко Губернатор или Комендант в крепости. И дол жен пещися, чтоб на корабле, который ему пору чен будет в. команду, праведно и порядочно поступать по указам следующим, или вновь дан-—; . ным указам и инструкциям, нимало не отдалялся от оных, ни для какой причины, ниже для какого претексту. Чего ради вверяется его искусству и а верности повелевать своими офицерами и про чими того корабля служителями, во всяких их б О Ж I Е Ю М I АО С Т І Ю МЫ Г І ЕТрЪ ПЁрВЫИ ц л р ь И САМО'ДЕрЖЕЦЪ ВСЕрОССГИСКІИ В музеи варка: лоііка - подарок жителей Фарер. U ПрОЧАЯ, ИПрОЧАЯ, •ИПрОЧАЯ. усщаЛ во!некой сухопутной » нынВ сЪпо- моЩІШ божісю прІступаемЪ кЪ Морскому , которое такожЪ прежде сего и»-* А ммянно. при ела**’- памяши Его ДА , ПЕТР ПЕРВЫЙ БЫЛ СОЗДАТЕЛЕМ не только регулярного флота, но и устава для него. Вообще, уставные документы для морских во инских сил существовали в России и до Петра. Ибо ведь и прежде предпринимались попытки создать на Руси военно-морской флот. Такой, например, документ, как Статьи морские, поя вился при царе Алексее Михайловиче. Именно при нем был построен в селе Дединове на Волге первый большой по тому времени военный ко рабль "Орел ". Собственно, интерес русских к морю, к фло ту, как мы знаем, возник очень давно. Еще в древности русские плавали на своих судах не только по рекам, но и в Черном, Балтийском, Каспийском морях, вдоль диких студеных бе регов Мурмана и Сибири. А Черное море, где они господствовали, не случайно называлось у всех народов Русским. И широко известен такой, например, отзыв, данный английским историком Ф . Дженом в конце XIX в. в его книге "Русский флот в про шлом, настоящем и будущем": " ... Русский флот, который принято считать сравнительно молодым, созданным Петром Великим, на са мом деле может притязать на большую древ ность, чем флот британский. Еще тысячу лет тому назад первейшими моряками своего вре мени были они, русские ..." Развитие России и ее морских сил было по вернуто вспять стихийным монгольским повет рием. После освобождения от этого ига Россия раз обогнул земной шар по эквато- РУ- В апреле “Седов“ уходит в свой сорок четвертый рейс в каче стве учебного судна. А летом его ждет традиционный международ ный сбор парусников “Регата-95“ . Планируются заходы в десять пор тов восьми стран мира. Парусник был построен в 1921 году на верфи Круппа в городе Киле. “Магдалена Виннен“ - так назвал его в честь своей дочери первый владелец Карл Виннен. В 1936 году четырехмачтовый барк перекупила компания “Северогер манский Ллойд “ , а судно получило новое имя - “Коммодор Енсен“. . В Советский Союз корабль по пал после второй мировой войны. Реконструированный “Седов “ в 1952 году впервые после войны вышел в плавание как учебное судно. В 70-х годах на Кронштад тском морском заводе барк был переоборудован, на нем появились учебные классы, актовый зал, биб лиотека, музей... Среди экспона тов музея - уникальные документы и фотографии, иллюстрирующие историю парусника. Из сегодняш них дней на стендах - призовые кубки и вымпелы, привезенные из разных стран. Алексей Борисович говорит, что если сложить протяженность всех рейсов, получится, что “Седов “ пять Крупнейшее учебное парусное судно “Седов “ вовсе не выглядит громоздким. Скорее, здесь умест ны такие слова, как “красота “ и - пусть это не будет неожиданно стью - “грация“. Действительно, можно залюбоваться ходом этого белоснежного парусника, название которого занесено в Книгу рекор дов Гиннесса. И остается лишь за видовать тем счастливчикам, которым дано управлять громад ным судном, победителем многих морских гонок. По словам и. о. ка питана Алексея Борисовича Пере возчикова, “Седов“ - незаменимая школа мастерства для курсантов, и именно здесь, под его штормовыми и штилевыми парусами, зарожда ется морское братство. Поэтому не случайно благодарственные слова ребят, на выпускном вечере, как правило, адресуются сначала Тю- ва-губе, где они проходят шлюпоч ную практику, а потом непременно “Седову “ , после рейса на котором уже с полным правом могут звать ся моряками.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz