Рыбный Мурман. 1995 г. Февраль.

8 эо о о о о о о о о о о о № 8 (4556) 24 февраля - 2 марта 1995 года К 300-летию СЛАВНАЯ ЛАТА ОТЕЧЕСТВА В октябре 1996 года исполняется 300 лет со дня основания регулярного Российского Военно-Морского Флота. Флот - это не только корабли и самолеты. Это история, традиции, память о героических деяниях моряков. Не случайно поэтому Президентом Российской Федерации издан Указ от 26 июня 1992 года “О подготовке и праздновании 300-летия Россий­ ского флота". Таким образом, юбилею флота придан не чисто ведомственный , а государственный характер. Во-первых, это признание заслуг перед страной многих поко­ лений российских моряков, которые три столетия своим потом, кровью и самой жизнью отстаивали честь, свободу и независи­ мость нашей Родины, укрепляли ее международный авторитет, внесли выдающийся вклад не только в отечественную, но и в мировую науку и культуру. Флот - это не только победы при Гангуте, Чесме, Тендре, Калиакрии, Корфу, Наварине, Синопе, не только доблесть защитников Севастополя , Порт-Артура, Ле­ нинграда, Рыбачьего, не только прославленные имена флотовод­ цев Спиридова, Ушакова, Грейга, Сенявина, Лазарева , Нахимова, Корнилова, Макарова, Эссена, Кузнецова, Головко. Это и геогра­ фические и океанографические исследования Беринга, Чирикова, Нагаева, Крузенштерна, Лисянского, Беллинсгаузена, Литке, #е- вельского, Седова . Э то музыкальные шедевры Римского-Корсако­ ва, труды выдающегося знатока русского языка Даля , первый в мире самолет Можайского, всемирно признанные труды по тео­ рии судостроения академика Крылова, великое открытие про­ фессора Попова - радиосвязь. Второе, ч т о придает флотскому юбилею общегосударствен­ ный характер, - флот не только служил всей стране, он и созда­ вался буквально всей страной. Во времена парусного флота лес заготовляли под Воронежем и Брянском, Казанью и Архангель­ ском , пушки отливали на Урале, в Липецке, Петрозаводске , пару­ сину и канаты заготовляли в Москве, Холмогорах, Калуге, Гжатске. Верфи Петербурга, Архангельска, Воронежа, Херсона и Николаева были лишь конечными пунктами , где строились ко­ рабли. В прошлом веке с флотом оказались тесно связанными заводы Харькова, Нижнего Новгорода, Коломны. Я уверен, ч то многие из тех, кто и сейчас находится за многие сотни километ- ♦■ров о т моря, могут сказать про себя: "Я связан с флотом, я работаю для флота'. Но главное, почему мы обращаемся к теме флота, в следующем: история не знает ни одного примера, когда страна, утратив свою морскую силу , сохранила бы статус великой державы. Значит, и нам для процветания надо оставаться тем, чем были на протяжении уже почти трехсот лет, - великой морской державой. Юбилей флота призван еще раз напомнить об этом. Адмирал И. КАСАТОНОВ, 1-й зам. Главнокомандующего ВМФ РФ. продолжала движение к морю , встречая, прав­ да, многочисленные преграды со стороны дру ­ жественных государств, опасавшихся усиления Московской державы. И вот царь Алексей Михайлович велел по­ строить корабль, который под гордым названи­ ем "О рел " в 1669 году был направлен в Астрахань для сопровождения трех небольших судов. Для этой флотилии и написан первый морской устав - Статьи морские. Его создали на основе обычаев, которые складывались на рус­ ских судах еще с глубокой древности. Заложив основы регулярного военного фло­ та, Петр Первый лично стал развивать, если так можно сказать, и морское законотворчество. Во время второго своего приезда в Архан­ гельск он выходил в море и для взаимодейст­ вия кораблей установил единые сигналы - постановки на якорь, снятия с якоря, сбора офицеров, - которые подавались с флагман­ ского корабля. В 1696 году для галерного фло­ та, который действовал под Азовом, Петром была написана инструкция "О порядке морской службы". Когда же большой флот твердо вышел на моря - вначале на Севере, а со взятием Азова - на Черное и затем - на Балтийское, с появле­ нием наряду с галерами и фрегатов, и кораб­ лей, - прежние морские установления уже не могли отвечать прежнему названию. С началом северной войны России потребовался сильный флот на Балтике. Появляются корабельные верфи на реке Сясь, в Лодейном Поле, на реке Свирь, а затем и на Неве. Одновременно с появлением флота создаются и документы, ре ­ гламентирующие его деятельность. В ходе удачных боевых действий издаются новые ука­ зы и инструкции, которые обобщают первый боевой опыт военно-морского флота и предус­ матривают его действия в различных ситуаци­ ях. Все это способствует тому, что в 1706 году появляется "Артикул корабельной", который регулирует внутренний распорядок на кораб­ ле, порядок повседневной службы и быта. Через четыре года Петр разрабатывает но­ вые "правы морския", которые изданы под на­ званием "Инструкция и артикулы военные Российскому флоту", состоящие из 64 статей и предисловия, напоминающего манифест. Успешные боевые действия в 1713 году, по­ беда Русского флота при Гангуте в 1714 году, затем успех у острова Эзель способствуют со­ вершенствованию управления флотом, снаб­ жения его, дисциплины и службы. Но Петр не только создает новые указы и инструкции, он изучает постановку военно- морского дела, уставы, интересуется порядка­ ми на флотах таких стран, как Англия, Франция, Голландия, Дания. Вот что писал он послу Рос­ сии в Англии Б. И. Куракину в мае 1715 года: "Правы морские воинские да штат адмиралтей­ ской мы иные збираем всех государств, кои флоты имеют. И уже датской, французской и голландской переведены. Требуем английско­ го, что потрудитесь прислать немедленно". В указе от января 1720 года говорилось: "Учиня Устав Воинской Сухопутной, ныне... приступаем к Морскому ... того ради сей Воин­ ской Морской Устав учинили, дабы всякой знал свою должность и нерадением никто бы не отговаривался. Которое выбрано из пяти м ор ­ ских регламентов, и к тому довольную часть прибавили, что потребно, еже все чрез собст­ венный Наш труд ..." Из печати Морской устав вышел через три месяца - 26 апреля 1720 года и назывался "Книга Устав морской о всем, что касается до ­ брому управлению, в бытности флота на море". Основная часть состояла и з5 книги прибавления о сигналах для корабельного и галерного флотов. Среди статей, харектеризующих деятельность военно-морского флота, имелись параграфы, ка­ сающиеся торгового флота, один из которых гла­ сил: "Корабли торговые Российские повинны - иметь флаг полосатый трех колеров: белой, синий, красной..." Морской устав 1720 года просуществовал вплоть до 1853 года, когда на смену парусному флоту пришел паровой. Но в этот новый устав органически вошла почти половина статей преж­ него. А параграф 7-й петровского устава "...все воинские корабли Российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпелы и марсели под штра­ фом лишения живота" перекликается со статьей 609 Корабельного устава Военно-Морского Флота СССР, введенного в 1978 году: "Корабли Военно- Морского Флота СССР ни при каких обстоятельст­ вах не спускают флага перед противником, предпочитая гибель сдаче врагам..." Такова жизненность Морского устава Петра. Невозможно здесь дать подробное описание его. Начинается Морской устав манифестом импера­ тора Петра Первого. Затем следует "Предисловие к доброхотному читателю". Оно представляет со­ бой краткий обзор истории Российского государ­ ства. И уже затем следуют артикулы, определяющие всю корабельную службу и жизнь моряков. Дух эпохи, нравы и порядки флота пет­ ровского времени явственно ощущаются при чте­ нии этого документа: "Капитан имеет почтен быть на своем корабле яко Губернатор или Комендант в крепости. И дол­ жен пещися, чтоб на корабле, который ему пору­ чен будет в. команду, праведно и порядочно поступать по указам следующим, или вновь дан-—; . ным указам и инструкциям, нимало не отдалялся от оных, ни для какой причины, ниже для какого претексту. Чего ради вверяется его искусству и а верности повелевать своими офицерами и про ­ чими того корабля служителями, во всяких их б О Ж I Е Ю М I АО С Т І Ю МЫ Г І ЕТрЪ ПЁрВЫИ ц л р ь И САМО'ДЕрЖЕЦЪ ВСЕрОССГИСКІИ В музеи варка: лоііка - подарок жителей Фарер. U ПрОЧАЯ, ИПрОЧАЯ, •ИПрОЧАЯ. усщаЛ во!некой сухопутной » нынВ сЪпо- моЩІШ божісю прІступаемЪ кЪ Морскому , которое такожЪ прежде сего и»-* А ммянно. при ела**’- памяши Его ДА , ПЕТР ПЕРВЫЙ БЫЛ СОЗДАТЕЛЕМ не только регулярного флота, но и устава для него. Вообще, уставные документы для морских во­ инских сил существовали в России и до Петра. Ибо ведь и прежде предпринимались попытки создать на Руси военно-морской флот. Такой, например, документ, как Статьи морские, поя­ вился при царе Алексее Михайловиче. Именно при нем был построен в селе Дединове на Волге первый большой по тому времени военный ко ­ рабль "Орел ". Собственно, интерес русских к морю, к фло­ ту, как мы знаем, возник очень давно. Еще в древности русские плавали на своих судах не только по рекам, но и в Черном, Балтийском, Каспийском морях, вдоль диких студеных бе­ регов Мурмана и Сибири. А Черное море, где они господствовали, не случайно называлось у всех народов Русским. И широко известен такой, например, отзыв, данный английским историком Ф . Дженом в конце XIX в. в его книге "Русский флот в про­ шлом, настоящем и будущем": " ... Русский флот, который принято считать сравнительно молодым, созданным Петром Великим, на са­ мом деле может притязать на большую древ­ ность, чем флот британский. Еще тысячу лет тому назад первейшими моряками своего вре­ мени были они, русские ..." Развитие России и ее морских сил было по­ вернуто вспять стихийным монгольским повет­ рием. После освобождения от этого ига Россия раз обогнул земной шар по эквато- РУ- В апреле “Седов“ уходит в свой сорок четвертый рейс в каче­ стве учебного судна. А летом его ждет традиционный международ­ ный сбор парусников “Регата-95“ . Планируются заходы в десять пор­ тов восьми стран мира. Парусник был построен в 1921 году на верфи Круппа в городе Киле. “Магдалена Виннен“ - так назвал его в честь своей дочери первый владелец Карл Виннен. В 1936 году четырехмачтовый барк перекупила компания “Северогер­ манский Ллойд “ , а судно получило новое имя - “Коммодор Енсен“. . В Советский Союз корабль по­ пал после второй мировой войны. Реконструированный “Седов “ в 1952 году впервые после войны вышел в плавание как учебное судно. В 70-х годах на Кронштад­ тском морском заводе барк был переоборудован, на нем появились учебные классы, актовый зал, биб­ лиотека, музей... Среди экспона­ тов музея - уникальные документы и фотографии, иллюстрирующие историю парусника. Из сегодняш­ них дней на стендах - призовые кубки и вымпелы, привезенные из разных стран. Алексей Борисович говорит, что если сложить протяженность всех рейсов, получится, что “Седов “ пять Крупнейшее учебное парусное судно “Седов “ вовсе не выглядит громоздким. Скорее, здесь умест­ ны такие слова, как “красота “ и - пусть это не будет неожиданно­ стью - “грация“. Действительно, можно залюбоваться ходом этого белоснежного парусника, название которого занесено в Книгу рекор­ дов Гиннесса. И остается лишь за­ видовать тем счастливчикам, которым дано управлять громад­ ным судном, победителем многих морских гонок. По словам и. о. ка­ питана Алексея Борисовича Пере­ возчикова, “Седов“ - незаменимая школа мастерства для курсантов, и именно здесь, под его штормовыми и штилевыми парусами, зарожда­ ется морское братство. Поэтому не случайно благодарственные слова ребят, на выпускном вечере, как правило, адресуются сначала Тю- ва-губе, где они проходят шлюпоч­ ную практику, а потом непременно “Седову “ , после рейса на котором уже с полным правом могут звать­ ся моряками.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz