Рыбный Мурман. 1995 г. Февраль.
Православный календарь № 7 (4555) 17 - 23 февраля 1995 года Встреча блудного сына с отцом . С гравюры Гюстава Доре. Преподобный Сергий Радонежский бла гословляет на Куликовскую битву святого благоверного князя Димитрия Донского и иноков Троицкой обители: схиромонахов Александра (Пересвета) и Андрея (Осля бю). СЕГОДНЯ, 17 ФЕВРАЛЯ, В ПРАВОСЛАВНОМ КАЛЕНДАРЕ ЗНАЧАТСЯ ИМЕНА ВОСЬМИ СВЯТЫХ УГОДНИКОВ. НАЗО ВУ ИМЕНА ЛИШЬ ТРЕХ ИЗ НИХ - ПРЕПОДОБНОГО ИСИ ДОРА ПЕЛУСИОТСКОГО, БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ГЕОРГИЯ И ПРЕПО ДОБНОГО КИРИЛЛА НОВО- ЕЗЕРСКОГО. Преподобный Исидор жил в Y веке, еще юношей он подвизался на Пелусийской горе в Египте, став аскетом и проповедником. До нас дошло около трех тысяч пи сем угодника. В частности, он учит: “Я сам не без греха, не ищу и друзей безгрешных, да и не нашел бы их. Но вношу в список друзей моих того, кто имеет многие и значительные со- В дореволюционном российском боевом призыве "За Веру, Царя и Отечество!" именно вера христиан ская стояла на первом месте. Под зна менем с изображением Святого Спаса ходили в бой древнерусские воины. Суворов говорил: "Молись Бо гу! От Него победа. Чудо-богатыри! Бог нас водит - Он нам генерал!". В годы Великой Отечественной войны церковные приходы и общины собрали немало средств для выпуска танков и самолетов. Никто не знает точное число священнослужителей, погибших в ту лихую годину. Они не захотели восславить приход врага на нашу землю, несмотря на все то, что им пришлось претерпеть от коммуни стической системы. В тот критический для страны момент Церковь призыва ла всех, независимо от политических взглядов, объединиться для защиты Родины. Сегодня Церковь отделена от го сударства, а следовательно, и от ар мии. Воины перестали сражаться за веру. Вековечные, незыблемые идеа лы и ценности подменены сказками о "светлом будущем". Сказки эти сочи няли как лидеры КПСС, так и вышед шие из нее нынешние "демократы ". И вот "строительство коммунизма" за меняет "перестройка", а ее, в свою очередь, "реформы ". Однако не трудно заметить, что идеология, свя- вершенства, а недостатки - не многие... Ибо кто не терпит в другом малого проступка, тот не порадуется и величайшей добро детели “ . Святой князь Георгий был сы ном великого князя Всеволода Большое Гнездо, отличался не только делами благочестия, но и воинской доблестью. Основал Нижний Новгород, воевал с мон- голо-татарами. Погиб в битве на реке Сити в 1238 году, узнав на кануне о падении града Владими ра и смерти своих сыновей. Преподобный Кирилл по слову Божию отправился из Тихвина в Белоозерье и основал монастырь на острове Красный Нового озера. Однажды воры сняли колокола у бедного храма обители и, спеша переправиться на берег, заблуди- занная со всеми этими "этапами вели кого пути", не только лицемерная по содержанию, но и противоречит ду ховным корням нашего христианско го народа. В Евангелие от Матфея сказано: "Не может... дерево худое приносить плоды добрые". Лишенная опоры на веру христианскую, наша армия раз лагается, а ее морально-боевой дух упал, пожалуй, ниже нулевой отметки. Но вспомним в этот тяжелый час бле стящие победы Русского воинства, свидетельства о которых доносят до нас сквозь века страницы летописей. В лето 1380 года хан Золотой О р ды Мамай, собрав огромное войско, выступил против Руси. Получив весть об этом, христолюбивый великий князь московский Димитрий пошел в соборную церковь для молитвы, по сле чего стал собирать войско рус ское, обратившись к князьям и воеводам: "Пойдем против того ока янного и безбожного, нечестивого и темного сыроядца Мамая, за правую веру христианскую, за святые церкви и за всех младенцев и старцев, и за всех христиан". Собрав войско, великий князь Ди митрий двинулся к Дону. Там он пол учил благословение от преподобного Сергия биться с татарами и пошел на встречу врагу. Летописец повествует: "Когда князь перешел за Дон в поле лись. Увидев их, Кирилл Ново- езерский сказал: “Еще не бывало того, чтобы кто был счастлив чу жим добром... Вор не бывает бо гат, а бывает горбат. И с умом воровать - беды не миновать. Вот трудовая копейка до веку жи вет... “ Почил угодник ровно 463 года назад. ЗАВТРА, В СУББОТУ, ЧТИТСЯ ПАМЯТЬ МУЧЕНИЦЫ АГАФИИ, ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ “ВЗЫСКАНИЕ ПО ГИБШИХ “ . Святая Агафия в русском наро де считается заступницей от по жаров, в день ее памяти освящался хлеб с солью, который хранился в домах как надежное средство от огня. Основанием для подобного верования послужил один эпизод из жизнеописания угодницы, когда мученица Агафия уже после своей смерти защитила город от извержения вулкана Эт на, которое произошло в III веке. На Руси известны несколько чудотворных местночтимых икон “Взыскание погибших44. К ним, к Богоматери, Как к последнему прибежищу, последней надежде, взывают люди в горе. Ведь над погибшим человеком добро окон чательно утрачивает свою силу. Никому не нужный, всеми прези раемый, он влачит жалкое суще ствование. Для таких-то безнадежных людей, духовных “бомжей “, и является Богоматерь спасительницей. 19 ФЕВРАЛЯ, В ВОСКРЕ СЕНЬЕ, - НЕДЕЛЯ О БЛУД НОМ СЫНЕ, ТО ЕСТЬ НАЧИНАЕТСЯ ОДНА ИЗ ЧЕ ТЫРЕХ ПОКАЯННЫХ НЕДЕЛЬ (СЕДЬМИЦ) ПЕРЕД ВЕЛИКИМ ПОСТОМ. Эта притча - история не одно го человека,-но всего рода чело веческого. Сын требует наследства, уходит из дома отца “на страну далече“. Но вскоре, истратив наследство, становится батраком в чужом доме, не смея поесть даже из корыта, в котором кормятся хозяйские свиньи... “Не чистое, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы, Господь Бог один вел его, и не было с ним Бога чужого. О креп кая и твердая дерзость мужества! О, как великий князь не убоялся, не дрогнул от такого множества народа ратного! Ведь на него встали три зем ли, три рати: первая - татарская, вто рая - литовская, третья - рязанская. Но он не убоялся, не устрашился, но верою в Бога вооружившись и силою честного креста укрепившись и мо литвами пресвятой Богородицы огра дившись, Богу помолился..." И мужество-православных воинов, их вера в правое дело победили вра га. Обратимся к еще одному свиде тельству русской ратной славы. Князь Владимир Мономах был признан как защитник русского наро да, его прозвали грозою поганых (иноверцев). В ответ на разоритель ные набеги половцев Мономах с 30- тысячным войском выступил в степи в феврале 1111 года. Половцы собрали силы, намного превосходившие по численности войско Мономаха. 24 марта 1111 года русские, встретив пе редовые отряды половцев, разбили их, а через несколько дней произош ло и главное сражение на реке Сале. Превосходящие силы половцев окру жили русские полки. Однако ратники стояли стойко и отбили все конные так ли душа нищает и голодает, когда в поисках мнимой “свобо ды“ отходит от Отца? Не так ли и весь мир, отказываясь от Бога, впадает в духовное оскудение?“ - вопрошает в своей книге “Таин ство, слово и образ “ протоиерей Александр Мень. Возвращение в дом Отчий - таков смысл “недели о блудном сыне“. В ВОСКРЕСЕНЬЕ ЦЕРКОВЬ НАЗЫВАЕТ ИМЯ ВАРСОНО- ФИЯ ВЕЛИКОГО, жившего от шельником в Египте в YI веке. В одном из своих поучений этот угодник очень образно сказал о нашей повседневной жизни: “По ка корабль в море, он бывает подвержен опасностям... Когда же достигнет тихую и мирную при стань, не страшится более опас ностей, бедствий и приражения ветров. Так и ты, пока пребыва ешь с людьми, ожидай скорбей, опасности и приражения мыслен ных ветров. Когда же достигнешь уготованное тебе пристанище без молвия, тогда не будешь иметь страха“ . 20 ФЕВРАЛЯ ЧТИТСЯ ПА МЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО ПАР- ФЕНИЯ, ЕПИСКОПА ЛАМПСАКИЙСКОГО, жившего в IY веке и умевшего врачевать всякую болезнь. Когда преподоб ный изгонял беса из одного чело века, то нечистый дух стал просить святого дать ему другое место обитания. Открыв уста свои, Парфений сказал: “Войди и обитай во мне“ . Дьявол вскричал: “Как я войду в дом Божий?“ - и скрылся. В ПОНЕДЕЛЬНИК ЧТИТСЯ ТАКЖЕ ПАМЯТЬ СВЯТЫХ 1003-х МУЧЕНИКОВ, В НИКО- МИДИИ ПОСТРАДАВШИХ. Все они, будучи родственниками, слу гами, рабами и свободными своих пострадавших за Христа хозяев, решили принять мученическую смерть вслед за господами, чтобы получить в будущей жизни “ве нец нетленный“ . 1003 человека, среди которых были женщины и гаки противника. В ре- іающий момент битвы Владимир Мономах ввел в бой свою дружину. О к ружение было прорва но. Летописец так описывает последовав ший разгром врага и по беду русских: "Половцы бросились бежать, и па дали перед полком Вла димировым, невидимо поражаемые Ангелом: многие люди видели, как головы их летели, ссека емые невидимою ру кою ". И далее: "Как это у вас была такая сила, - спрашивали победители пленных, - а вы не могли бороться с нами и тотчас побежали?". На что по ловцы отвечали: "Как нам с вами биться? Дру гие ездят над вами в бронях светлых и страш ных и помогают вам". Где они сейчас, эти ангелы "в бронях свет лых и страшных"? Или уже не за правое дело не щадят живота своего русские солдаты? Сергей РОСТОВ. г. Мурманск. младенцы, были порублены меча ми языческих воинов. 21 ФЕВРАЛЯ НАЗЫВАЕТСЯ ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА И ПРОРОКА ЗАХАРИИ СЕРПО- ВИДЦА. Феодор Стратилат, то есть “во еначальник “ , сочетал свое воин ское служение с апостольской проповедью Евангелия. Был “усе чен мечом “ в 319 году. Пророк Захария, живший в YI веке до P. X., прозванием “сер- повидец“ обязан одному из своих видений, в котором узрел летя щий по воздуху свиток, изогнув шийся наподобие угрожающего серпа. Очевидно, создателям гер ба СССР кроме серпа привиделся и летящий по воздуху молоток... В СРЕДУ, 22 ФЕВРАЛЯ, ЧТИТСЯ ПАМЯТЬ СВЯЩЕН- НОМУЧЕНИКА ПЕТРА ДАМА- СКИНА - духовного писателя YIII века, по другим источникам время его жизни принято относить к XII веку. Мученический венец он принял “за обличение злославной ереси“ , когда после “урезания языка “ был отправлен в заточе ние в Аравию. В наши времена обличающим власть имущих язы ки уже не урезают, а просто-на просто взрывают журналистов бомбами, что намного эффектив нее. 23 ФЕВРАЛЯ (ПО СТ. СТИ ЛЮ 10 ФЕВРАЛЯ) русские пра вославные люди столетия подряд даже не вспоминали ни о каких защитниках Отечества, и тем бо лее советских армиях и флотах. В ЭТОТ ДЕНЬ ЧТИТСЯ ПАМЯТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ХАР- ЛАМПИЯ, который в возрасте 113 лет был схвачен язычниками и предан жестоким мучениям. Этому угоднику молятся о сохра нении от внезапной, без покая ния, смерти. В русском народе святой Харлампий неизвестно по чему считался также покровите лем чиновников... Виктор ГЕОРГИ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz