Рыбный Мурман. 1995 г. Февраль.

Православный календарь № 7 (4555) 17 - 23 февраля 1995 года Встреча блудного сына с отцом . С гравюры Гюстава Доре. Преподобный Сергий Радонежский бла­ гословляет на Куликовскую битву святого благоверного князя Димитрия Донского и иноков Троицкой обители: схиромонахов Александра (Пересвета) и Андрея (Осля­ бю). СЕГОДНЯ, 17 ФЕВРАЛЯ, В ПРАВОСЛАВНОМ КАЛЕНДАРЕ ЗНАЧАТСЯ ИМЕНА ВОСЬМИ СВЯТЫХ УГОДНИКОВ. НАЗО­ ВУ ИМЕНА ЛИШЬ ТРЕХ ИЗ НИХ - ПРЕПОДОБНОГО ИСИ­ ДОРА ПЕЛУСИОТСКОГО, БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ГЕОРГИЯ И ПРЕПО­ ДОБНОГО КИРИЛЛА НОВО- ЕЗЕРСКОГО. Преподобный Исидор жил в Y веке, еще юношей он подвизался на Пелусийской горе в Египте, став аскетом и проповедником. До нас дошло около трех тысяч пи­ сем угодника. В частности, он учит: “Я сам не без греха, не ищу и друзей безгрешных, да и не нашел бы их. Но вношу в список друзей моих того, кто имеет многие и значительные со- В дореволюционном российском боевом призыве "За Веру, Царя и Отечество!" именно вера христиан­ ская стояла на первом месте. Под зна­ менем с изображением Святого Спаса ходили в бой древнерусские воины. Суворов говорил: "Молись Бо­ гу! От Него победа. Чудо-богатыри! Бог нас водит - Он нам генерал!". В годы Великой Отечественной войны церковные приходы и общины собрали немало средств для выпуска танков и самолетов. Никто не знает точное число священнослужителей, погибших в ту лихую годину. Они не захотели восславить приход врага на нашу землю, несмотря на все то, что им пришлось претерпеть от коммуни­ стической системы. В тот критический для страны момент Церковь призыва­ ла всех, независимо от политических взглядов, объединиться для защиты Родины. Сегодня Церковь отделена от го­ сударства, а следовательно, и от ар­ мии. Воины перестали сражаться за веру. Вековечные, незыблемые идеа­ лы и ценности подменены сказками о "светлом будущем". Сказки эти сочи­ няли как лидеры КПСС, так и вышед­ шие из нее нынешние "демократы ". И вот "строительство коммунизма" за­ меняет "перестройка", а ее, в свою очередь, "реформы ". Однако не­ трудно заметить, что идеология, свя- вершенства, а недостатки - не­ многие... Ибо кто не терпит в другом малого проступка, тот не порадуется и величайшей добро­ детели “ . Святой князь Георгий был сы­ ном великого князя Всеволода Большое Гнездо, отличался не только делами благочестия, но и воинской доблестью. Основал Нижний Новгород, воевал с мон- голо-татарами. Погиб в битве на реке Сити в 1238 году, узнав на­ кануне о падении града Владими­ ра и смерти своих сыновей. Преподобный Кирилл по слову Божию отправился из Тихвина в Белоозерье и основал монастырь на острове Красный Нового озера. Однажды воры сняли колокола у бедного храма обители и, спеша переправиться на берег, заблуди- занная со всеми этими "этапами вели­ кого пути", не только лицемерная по содержанию, но и противоречит ду­ ховным корням нашего христианско­ го народа. В Евангелие от Матфея сказано: "Не может... дерево худое приносить плоды добрые". Лишенная опоры на веру христианскую, наша армия раз­ лагается, а ее морально-боевой дух упал, пожалуй, ниже нулевой отметки. Но вспомним в этот тяжелый час бле­ стящие победы Русского воинства, свидетельства о которых доносят до нас сквозь века страницы летописей. В лето 1380 года хан Золотой О р ­ ды Мамай, собрав огромное войско, выступил против Руси. Получив весть об этом, христолюбивый великий князь московский Димитрий пошел в соборную церковь для молитвы, по­ сле чего стал собирать войско рус­ ское, обратившись к князьям и воеводам: "Пойдем против того ока ­ янного и безбожного, нечестивого и темного сыроядца Мамая, за правую веру христианскую, за святые церкви и за всех младенцев и старцев, и за всех христиан". Собрав войско, великий князь Ди­ митрий двинулся к Дону. Там он пол­ учил благословение от преподобного Сергия биться с татарами и пошел на­ встречу врагу. Летописец повествует: "Когда князь перешел за Дон в поле лись. Увидев их, Кирилл Ново- езерский сказал: “Еще не бывало того, чтобы кто был счастлив чу­ жим добром... Вор не бывает бо­ гат, а бывает горбат. И с умом воровать - беды не миновать. Вот трудовая копейка до веку жи­ вет... “ Почил угодник ровно 463 года назад. ЗАВТРА, В СУББОТУ, ЧТИТСЯ ПАМЯТЬ МУЧЕНИЦЫ АГАФИИ, ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ “ВЗЫСКАНИЕ ПО­ ГИБШИХ “ . Святая Агафия в русском наро­ де считается заступницей от по­ жаров, в день ее памяти освящался хлеб с солью, который хранился в домах как надежное средство от огня. Основанием для подобного верования послужил один эпизод из жизнеописания угодницы, когда мученица Агафия уже после своей смерти защитила город от извержения вулкана Эт­ на, которое произошло в III веке. На Руси известны несколько чудотворных местночтимых икон “Взыскание погибших44. К ним, к Богоматери, Как к последнему прибежищу, последней надежде, взывают люди в горе. Ведь над погибшим человеком добро окон­ чательно утрачивает свою силу. Никому не нужный, всеми прези­ раемый, он влачит жалкое суще­ ствование. Для таких-то безнадежных людей, духовных “бомжей “, и является Богоматерь спасительницей. 19 ФЕВРАЛЯ, В ВОСКРЕ­ СЕНЬЕ, - НЕДЕЛЯ О БЛУД­ НОМ СЫНЕ, ТО ЕСТЬ НАЧИНАЕТСЯ ОДНА ИЗ ЧЕ­ ТЫРЕХ ПОКАЯННЫХ НЕДЕЛЬ (СЕДЬМИЦ) ПЕРЕД ВЕЛИКИМ ПОСТОМ. Эта притча - история не одно­ го человека,-но всего рода чело­ веческого. Сын требует наследства, уходит из дома отца “на страну далече“. Но вскоре, истратив наследство, становится батраком в чужом доме, не смея поесть даже из корыта, в котором кормятся хозяйские свиньи... “Не чистое, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы, Господь Бог один вел его, и не было с ним Бога чужого. О креп ­ кая и твердая дерзость мужества! О, как великий князь не убоялся, не дрогнул от такого множества народа ратного! Ведь на него встали три зем­ ли, три рати: первая - татарская, вто­ рая - литовская, третья - рязанская. Но он не убоялся, не устрашился, но верою в Бога вооружившись и силою честного креста укрепившись и мо ­ литвами пресвятой Богородицы огра­ дившись, Богу помолился..." И мужество-православных воинов, их вера в правое дело победили вра­ га. Обратимся к еще одному свиде­ тельству русской ратной славы. Князь Владимир Мономах был признан как защитник русского наро­ да, его прозвали грозою поганых (иноверцев). В ответ на разоритель­ ные набеги половцев Мономах с 30- тысячным войском выступил в степи в феврале 1111 года. Половцы собрали силы, намного превосходившие по численности войско Мономаха. 24 марта 1111 года русские, встретив пе­ редовые отряды половцев, разбили их, а через несколько дней произош­ ло и главное сражение на реке Сале. Превосходящие силы половцев окру ­ жили русские полки. Однако ратники стояли стойко и отбили все конные так ли душа нищает и голодает, когда в поисках мнимой “свобо­ ды“ отходит от Отца? Не так ли и весь мир, отказываясь от Бога, впадает в духовное оскудение?“ - вопрошает в своей книге “Таин­ ство, слово и образ “ протоиерей Александр Мень. Возвращение в дом Отчий - таков смысл “недели о блудном сыне“. В ВОСКРЕСЕНЬЕ ЦЕРКОВЬ НАЗЫВАЕТ ИМЯ ВАРСОНО- ФИЯ ВЕЛИКОГО, жившего от­ шельником в Египте в YI веке. В одном из своих поучений этот угодник очень образно сказал о нашей повседневной жизни: “По­ ка корабль в море, он бывает подвержен опасностям... Когда же достигнет тихую и мирную при­ стань, не страшится более опас­ ностей, бедствий и приражения ветров. Так и ты, пока пребыва­ ешь с людьми, ожидай скорбей, опасности и приражения мыслен­ ных ветров. Когда же достигнешь уготованное тебе пристанище без­ молвия, тогда не будешь иметь страха“ . 20 ФЕВРАЛЯ ЧТИТСЯ ПА­ МЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО ПАР- ФЕНИЯ, ЕПИСКОПА ЛАМПСАКИЙСКОГО, жившего в IY веке и умевшего врачевать всякую болезнь. Когда преподоб­ ный изгонял беса из одного чело­ века, то нечистый дух стал просить святого дать ему другое место обитания. Открыв уста свои, Парфений сказал: “Войди и обитай во мне“ . Дьявол вскричал: “Как я войду в дом Божий?“ - и скрылся. В ПОНЕДЕЛЬНИК ЧТИТСЯ ТАКЖЕ ПАМЯТЬ СВЯТЫХ 1003-х МУЧЕНИКОВ, В НИКО- МИДИИ ПОСТРАДАВШИХ. Все они, будучи родственниками, слу­ гами, рабами и свободными своих пострадавших за Христа хозяев, решили принять мученическую смерть вслед за господами, чтобы получить в будущей жизни “ве­ нец нетленный“ . 1003 человека, среди которых были женщины и гаки противника. В ре- іающий момент битвы Владимир Мономах ввел в бой свою дружину. О к­ ружение было прорва­ но. Летописец так описывает последовав­ ший разгром врага и по­ беду русских: "Половцы бросились бежать, и па­ дали перед полком Вла­ димировым, невидимо поражаемые Ангелом: многие люди видели, как головы их летели, ссека­ емые невидимою ру ­ кою ". И далее: "Как это у вас была такая сила, - спрашивали победители пленных, - а вы не могли бороться с нами и тотчас побежали?". На что по­ ловцы отвечали: "Как нам с вами биться? Дру ­ гие ездят над вами в бронях светлых и страш­ ных и помогают вам". Где они сейчас, эти ангелы "в бронях свет­ лых и страшных"? Или уже не за правое дело не щадят живота своего русские солдаты? Сергей РОСТОВ. г. Мурманск. младенцы, были порублены меча­ ми языческих воинов. 21 ФЕВРАЛЯ НАЗЫВАЕТСЯ ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА И ПРОРОКА ЗАХАРИИ СЕРПО- ВИДЦА. Феодор Стратилат, то есть “во­ еначальник “ , сочетал свое воин­ ское служение с апостольской проповедью Евангелия. Был “усе­ чен мечом “ в 319 году. Пророк Захария, живший в YI веке до P. X., прозванием “сер- повидец“ обязан одному из своих видений, в котором узрел летя­ щий по воздуху свиток, изогнув­ шийся наподобие угрожающего серпа. Очевидно, создателям гер­ ба СССР кроме серпа привиделся и летящий по воздуху молоток... В СРЕДУ, 22 ФЕВРАЛЯ, ЧТИТСЯ ПАМЯТЬ СВЯЩЕН- НОМУЧЕНИКА ПЕТРА ДАМА- СКИНА - духовного писателя YIII века, по другим источникам время его жизни принято относить к XII веку. Мученический венец он принял “за обличение злославной ереси“ , когда после “урезания языка “ был отправлен в заточе­ ние в Аравию. В наши времена обличающим власть имущих язы­ ки уже не урезают, а просто-на­ просто взрывают журналистов бомбами, что намного эффектив­ нее. 23 ФЕВРАЛЯ (ПО СТ. СТИ­ ЛЮ 10 ФЕВРАЛЯ) русские пра­ вославные люди столетия подряд даже не вспоминали ни о каких защитниках Отечества, и тем бо­ лее советских армиях и флотах. В ЭТОТ ДЕНЬ ЧТИТСЯ ПАМЯТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ХАР- ЛАМПИЯ, который в возрасте 113 лет был схвачен язычниками и предан жестоким мучениям. Этому угоднику молятся о сохра­ нении от внезапной, без покая­ ния, смерти. В русском народе святой Харлампий неизвестно по­ чему считался также покровите­ лем чиновников... Виктор ГЕОРГИ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz