Рыбный Мурман. 1995 г. Февраль.

флот -юбиляр! № 7 (4555) 17 - 23 февраля 1995 года ^ X D O O O C JC X Z X Однажды в узкой бухте острова Шикотан застал тайфун. В то время как некоторые суда попытались от­ стояться и жестоко поплатились - их крепко побило о скалы, - Орликова сама направила суденышко на песча­ ную, косу. Спасла и людей, и судно. Зауважали ее после этого мужчины- капитаны. Пять лет она ходила на “Штор­ ме “, потом на “Буране “. В 1950 году за освоение китобой­ ного промысла в новых районах Даль­ него Востока была награждена орденом Трудового Красного Знамени. А еще раньше, 11 декабря 1947 года, в ее жизни произошло другое важное событие - она получила во Владиво­ стоке диплом капитана дальнего пла­ вания. Капитана и коммуниста Орликову снова пригласили в министерство, ее хватило на два с половиной года. За­ просилась в Мурманск, куда в то вре­ мя приходили новые рыболовные суда. В МУРМАНСКЕ ЕЕ НАЗНАЧИ­ ЛИ капитаном БМРТ “Николай Ост­ ровский“. Многое пришлось осваивать заново. Разбиралась с бобинцами и кухтылями. С траловыми досками и ваерами. Помогали ей хорошие учи­ теля - тралмейстер Иван Тихонович Скомородов и опытный промысловик Дмитрий Ефимович Миргородский, который пошел с ней в первый рейс капитаном-наставником. Через неде­ лю она уже самостоятельно командо­ вала спуском и подъемом трала. На “Николае Островском“ брали по 25 тонн рыбы в сутки, больше редко ко­ му в то время удавалось. Рейсовое за­ дание выполнили почти на 150 процентов, несмотря на осенние жес­ токие штормы. Затем по одному выходу она сдела­ ла на траулерах “Салтыков-Щедрин“ и “Златоуст4*. В сентябре 1958 года капитаном-директором поднялась на мостик БМРТ-258 “Новиков-При- бой“. Вводила много нового. Отказалась от подвахт, которые, казалось, всегда были спутниками рыбаков: правильно расставляла людей - и хватало обыч­ ных смен. У большинства судов было по два трала, рабочий и запасной. Она заимела третий, резервный, и он пригодился, когда однажды за корот­ кое время оба первых раскроили о скалы. Простоев и липших переходов удалось полностью избежать. А ис­ порченные тралы ремонтировали на ходу. Осваивала лов сельди разноглу­ бинным тралом. По-иному, рацио­ нальнее, на ее судах загружались даже холодильные камеры. И всегда была с рыбой. В 1960 году ей присвоили звание Героя Социалистического Труда. На одной из встреч с молодежью ее спросили: как она считает - за что? Она подумала и стала загибать паль­ цы: за освоение новых районов про­ мысла, за внедрение нового метода выгрузки рыбы по принципу “трюм - вагон“, за переход на снабжение топ­ ливом в море, за составление карт- планов полярных районов и, вероятно (тут она показалась чуть-чуть неуве­ ренной) , за организацию медицин­ ской службы в море. Чужие заслуги себе никогда не при­ сваивала, но и от сделанного не отказы­ валась. А в сказанном - ни слова бахвальства - могла бы продолжить пе­ речень. ДОТОШНЫЕ КАДРОВИКИ нахо­ дили у нее и недостатки. В порту на судах, которыми она командовала, уст­ раивали семейные праздники - она не только не запрещала, но и участвовала в них, что “отрицательно сказывалось на ее авторитете “. А многие ли жены и дети сегодня бывают на судах, на кото­ рых десятки лет ходят в море их мужья и отцы? “Не нашла должного контакта с пер­ вымпомощником капитана “. Это уже из другой характеристики. И искать нече­ го было: он оказался совсем не таким человеком, какой нужен морякам в их нелегких рейсах. Почти безвылазно в каюте просиживал, за мероприятия, взятые с потолка, ловко отчитывался в партийном комитете. Да еще поднато­ рел подсматривать за моряками. Орликова не раз его увещевала, по­ том махнула рукой и потребовала дру­ гого помполита. Упрекали в дилетантстве. И это не­ правда. Старший механик Константин Александрович Трубин мог подтвер­ дить, что она хорошо знала не только штурманское дело, но и технику трау­ лера, могла, например, определить, по­ чему снизился ход даже на пол-узла. Злые языки распускали слухи о ее личной жизни. Правда, личная жизнь не устрои­ лась. Во время работы на канале Москва - Волга вышла замуж за начальника участка, который был старше ее на две­ надцать лет. Все было хорошо, но муж наотрез отказался отпустить на учебу в Ленинград. И она оставила его. В институте сошлась, не регистриру­ ясь официально (тогда на это не очень обращали внимание) со студентом Бо­ рисом Соченовым. В августе 1940 года родился сын Саша. И снова все шло нормально, пока не собралась в море. Сын оставался с бабушкой, мало видел маму, без нее и школу закончил. Только когда поступил в Мурманское высшее мореходное училище, стали встречаться чаще... Были и просто завистники. Все это оставляло зарубки на сердце. Еще с 1960 года в письмах Орликовой проскальзывали по этому поводу тре­ вожные нотки, но она бодрилась, счита­ ла спазмы в сердце результатом нервных перегрузок. Однажды в Мурманском тралфлоте получили тревожную радиограмму (это когда она уже была капитаном танкера “Пирятин“) :“Следуем Торсхавн. Про­ шу консультации. Капитан в тяжелом состоянии. Стенокардический приступ. Парез левой руки и ноги. Принято: кар- димен, валидол, кофеин, камфара. Врач Лаптев. 23 июня 1964 года. 4.00“. Но рейс не был прерван. Через час в порт пришла следующая ра­ диограмма: *“По заявлению доктора, приступ окончен. Состояние здоровья улучшилось. Следуем на промысел. Старпом Калашников “. Уволилась Орликова из флота 4 фев­ раля 1966 года. Возвратилась в Москву, пошла в Минрыбхоз. Была в курсе дел \1 'j V рыбаков - и дальневосточных, и север­ ных. В 1969 году ушла на пенсию, в возрасте 54 лет. Но и после этого выхо­ дила изредка в море на ходовые испыта­ ния новых судов. В ФЕВРАЛЕ 1985 ГОДА Валентина Яковлевна отметила 70-летие. Одела форму, тужурку. Пришли гос­ ти. Говорили речи. О том, что будут еще приходить женщины на флот, но она навсегда останется первой женщиной- капитаном китобойного судна, первой - на капитанском мостике большого моро­ зильного траулера, первым в рыбной от­ расли Героем Социалистического Труда. Умерла Орликова 31 января 1986 го­ да вМоскве после тяжелой болезни. По­ хоронена на Ваганьковском кладбище недалеко от могилы Сергея Есенина. Орликовой посвящали свои произве­ дения многие писатели и поэты. Сергей Смирнов опубликовал в “Огоньке “ поэ­ му. Искреннее восхищение ею выразила болгарская поэтесса Елисавета Багря­ на: Как вам завидую, хоть вами и горжусь я: Мечту осуществить - что в жизни краше?! Горжусь и думаю с невольной грустью О юности своей , иной, чем ваша. Когда училась и когда росла я, Могла ли помышлять я о штурвале , О штормовых морских путях без края? В мечтах - конечно, но всерьез - едва ли. В дневнике, который вела в юности Валя Орликова, запись: “Достигает в жизни заветной цели только тот, кто умеет взять верный курс“. Что и говорить, курс жизни Валенти­ на Орликова проложила очень верный. Станислав ДАЩИНСКИЙ. На снимке: капитан В. Я. ОРЛИКО­ ВА. Фото из фондов областного краеведческого музея. Репродукция Бориса БИРИНА. Щ Ц *ь?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz