Рыбный Мурман. 1995 г. Февраль.
флот -юбиляр! № 7 (4555) 17 - 23 февраля 1995 года ^ X D O O O C JC X Z X Однажды в узкой бухте острова Шикотан застал тайфун. В то время как некоторые суда попытались от стояться и жестоко поплатились - их крепко побило о скалы, - Орликова сама направила суденышко на песча ную, косу. Спасла и людей, и судно. Зауважали ее после этого мужчины- капитаны. Пять лет она ходила на “Штор ме “, потом на “Буране “. В 1950 году за освоение китобой ного промысла в новых районах Даль него Востока была награждена орденом Трудового Красного Знамени. А еще раньше, 11 декабря 1947 года, в ее жизни произошло другое важное событие - она получила во Владиво стоке диплом капитана дальнего пла вания. Капитана и коммуниста Орликову снова пригласили в министерство, ее хватило на два с половиной года. За просилась в Мурманск, куда в то вре мя приходили новые рыболовные суда. В МУРМАНСКЕ ЕЕ НАЗНАЧИ ЛИ капитаном БМРТ “Николай Ост ровский“. Многое пришлось осваивать заново. Разбиралась с бобинцами и кухтылями. С траловыми досками и ваерами. Помогали ей хорошие учи теля - тралмейстер Иван Тихонович Скомородов и опытный промысловик Дмитрий Ефимович Миргородский, который пошел с ней в первый рейс капитаном-наставником. Через неде лю она уже самостоятельно командо вала спуском и подъемом трала. На “Николае Островском“ брали по 25 тонн рыбы в сутки, больше редко ко му в то время удавалось. Рейсовое за дание выполнили почти на 150 процентов, несмотря на осенние жес токие штормы. Затем по одному выходу она сдела ла на траулерах “Салтыков-Щедрин“ и “Златоуст4*. В сентябре 1958 года капитаном-директором поднялась на мостик БМРТ-258 “Новиков-При- бой“. Вводила много нового. Отказалась от подвахт, которые, казалось, всегда были спутниками рыбаков: правильно расставляла людей - и хватало обыч ных смен. У большинства судов было по два трала, рабочий и запасной. Она заимела третий, резервный, и он пригодился, когда однажды за корот кое время оба первых раскроили о скалы. Простоев и липших переходов удалось полностью избежать. А ис порченные тралы ремонтировали на ходу. Осваивала лов сельди разноглу бинным тралом. По-иному, рацио нальнее, на ее судах загружались даже холодильные камеры. И всегда была с рыбой. В 1960 году ей присвоили звание Героя Социалистического Труда. На одной из встреч с молодежью ее спросили: как она считает - за что? Она подумала и стала загибать паль цы: за освоение новых районов про мысла, за внедрение нового метода выгрузки рыбы по принципу “трюм - вагон“, за переход на снабжение топ ливом в море, за составление карт- планов полярных районов и, вероятно (тут она показалась чуть-чуть неуве ренной) , за организацию медицин ской службы в море. Чужие заслуги себе никогда не при сваивала, но и от сделанного не отказы валась. А в сказанном - ни слова бахвальства - могла бы продолжить пе речень. ДОТОШНЫЕ КАДРОВИКИ нахо дили у нее и недостатки. В порту на судах, которыми она командовала, уст раивали семейные праздники - она не только не запрещала, но и участвовала в них, что “отрицательно сказывалось на ее авторитете “. А многие ли жены и дети сегодня бывают на судах, на кото рых десятки лет ходят в море их мужья и отцы? “Не нашла должного контакта с пер вымпомощником капитана “. Это уже из другой характеристики. И искать нече го было: он оказался совсем не таким человеком, какой нужен морякам в их нелегких рейсах. Почти безвылазно в каюте просиживал, за мероприятия, взятые с потолка, ловко отчитывался в партийном комитете. Да еще поднато рел подсматривать за моряками. Орликова не раз его увещевала, по том махнула рукой и потребовала дру гого помполита. Упрекали в дилетантстве. И это не правда. Старший механик Константин Александрович Трубин мог подтвер дить, что она хорошо знала не только штурманское дело, но и технику трау лера, могла, например, определить, по чему снизился ход даже на пол-узла. Злые языки распускали слухи о ее личной жизни. Правда, личная жизнь не устрои лась. Во время работы на канале Москва - Волга вышла замуж за начальника участка, который был старше ее на две надцать лет. Все было хорошо, но муж наотрез отказался отпустить на учебу в Ленинград. И она оставила его. В институте сошлась, не регистриру ясь официально (тогда на это не очень обращали внимание) со студентом Бо рисом Соченовым. В августе 1940 года родился сын Саша. И снова все шло нормально, пока не собралась в море. Сын оставался с бабушкой, мало видел маму, без нее и школу закончил. Только когда поступил в Мурманское высшее мореходное училище, стали встречаться чаще... Были и просто завистники. Все это оставляло зарубки на сердце. Еще с 1960 года в письмах Орликовой проскальзывали по этому поводу тре вожные нотки, но она бодрилась, счита ла спазмы в сердце результатом нервных перегрузок. Однажды в Мурманском тралфлоте получили тревожную радиограмму (это когда она уже была капитаном танкера “Пирятин“) :“Следуем Торсхавн. Про шу консультации. Капитан в тяжелом состоянии. Стенокардический приступ. Парез левой руки и ноги. Принято: кар- димен, валидол, кофеин, камфара. Врач Лаптев. 23 июня 1964 года. 4.00“. Но рейс не был прерван. Через час в порт пришла следующая ра диограмма: *“По заявлению доктора, приступ окончен. Состояние здоровья улучшилось. Следуем на промысел. Старпом Калашников “. Уволилась Орликова из флота 4 фев раля 1966 года. Возвратилась в Москву, пошла в Минрыбхоз. Была в курсе дел \1 'j V рыбаков - и дальневосточных, и север ных. В 1969 году ушла на пенсию, в возрасте 54 лет. Но и после этого выхо дила изредка в море на ходовые испыта ния новых судов. В ФЕВРАЛЕ 1985 ГОДА Валентина Яковлевна отметила 70-летие. Одела форму, тужурку. Пришли гос ти. Говорили речи. О том, что будут еще приходить женщины на флот, но она навсегда останется первой женщиной- капитаном китобойного судна, первой - на капитанском мостике большого моро зильного траулера, первым в рыбной от расли Героем Социалистического Труда. Умерла Орликова 31 января 1986 го да вМоскве после тяжелой болезни. По хоронена на Ваганьковском кладбище недалеко от могилы Сергея Есенина. Орликовой посвящали свои произве дения многие писатели и поэты. Сергей Смирнов опубликовал в “Огоньке “ поэ му. Искреннее восхищение ею выразила болгарская поэтесса Елисавета Багря на: Как вам завидую, хоть вами и горжусь я: Мечту осуществить - что в жизни краше?! Горжусь и думаю с невольной грустью О юности своей , иной, чем ваша. Когда училась и когда росла я, Могла ли помышлять я о штурвале , О штормовых морских путях без края? В мечтах - конечно, но всерьез - едва ли. В дневнике, который вела в юности Валя Орликова, запись: “Достигает в жизни заветной цели только тот, кто умеет взять верный курс“. Что и говорить, курс жизни Валенти на Орликова проложила очень верный. Станислав ДАЩИНСКИЙ. На снимке: капитан В. Я. ОРЛИКО ВА. Фото из фондов областного краеведческого музея. Репродукция Бориса БИРИНА. Щ Ц *ь?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz