Рыбный Мурман. 1995 г. Февраль.
Твои герои, Некогда бытовало мнение, что женщине не место в море. Но еще в прошлом веке ходили легенды об отваге шкипера Татьяны Сотовой. С 1929 года ходила штурма - I ном, а затем капитаном на Дальнем Востоке Анна Ивановна Щетинина. В годы войны Евгения Петровна Горленко водила суда на линии Владивосток - США. Такой же вызов мужчинам, сильным и гордым мореходам, в начале сороковых годов Й? отважно бросила маленькая, хрупкая сероглазая женщина - Валентина Яковлевна Р Орликова. тралов ^ На капитанском мистики. Фото Павла БЫСТРОУМОВА, 1956 г. ВАЛЯ ОРЛИКОВА родилась 19 февраля 1915 года далеко от южных, северных и восточных морей, в про винциальном забайкальском городке Сретенске. Не запомнила она свою малую родину - в трехлетнем возра сте перевезли ее родители во Влади восток. И кто знает, если бы не эта перемена места жительства, увидела бы она когда-нибудь закат над морем, услышала бы грохот разбушевавших ся волн. Потому что профессии роди телей (отец - нотариус, адвокат, мать - машинистка) были так же да леки от моря, как их Сретенск от Ти хого океана. А во Владивостоке море плескалось у каждой сопки и у их до ма на берегу бухты Золотой Рог. И не только мальчишек, но и подрастаю щих девчонок сводили с ума мечты о дальних странствиях. После школы пошла работать на “Дальзавод“, подручной судосборщи ка. Вечерами училась в техникуме на судокорпусном отделении. В 1932 году семья переехала в Мо скву. В столице не было морских учебных заведений, и Валя отправи лась дальше, в Ленинград. Работала чертежницей в конструкторском бюро Балтийского завода и поступила на рабфак кораблестроительного инсти тута. И снова осечка - после первого курса серьезно заболела и вынуждена была уехать к родителям. Когда по правилась, немного поработала на строительстве канала Москва - Волга, а осенью 1937 года восстановилась в институте. В следующем году, когда в общем итоге за ее плечами было уже два курса института, неожиданно для многих (но не для себя!) перешла в институт инженеров водного транс порта. На судоводительский факуль тет! Деканом факультета в то время был будущий министр морского флота СССР Виктор Георгиевич Бакаев. По сле сомнений и раздумий он все же помог строптивой девчонке опреде литься на третьем курсе. Она не под вела. За год догнала однокурсников, доедав экзамены по одиннадцати предметам и вместе с ними ушла на практику на паруснике “Вега“. Не сла все положенные матросские вах ты, изучала штурманское дело. Занятия в институте закончились в мае 1941 года. В декабре после полугодового плавания штурманом- практикантом на одном из судов Бал тийского пароходства Валентина должна была сдавать государственные экзамены и получать диплом. НАЧАВШАЯСЯ ВОЙНА внесла поправки. Экзамены сдавала в февра ле 1942 года на инженера-судоводи теля (одновременно получила и диплом штурмана малого плавания). А до того хорошо познала, что такое война на море. Из Таллина, где оказалась во вре мя практики, Орликова уходила с по следним военным транспортом. На борту было семь тысяч раненых. Суд но напоролось на мину. В пробоину хлынула вода. Люди метались в пани ке, а она оставалась спокойной. Транспорт сумели удержать на плаву: подошел эсминец и взял его на бук сир. (Позже Орликову наградили ме далью “За оборону Ленинграда“.) Потом было Северное морское па роходство. Работа в Архангельске началась 8 августа 1942 года необычно. Теплоход “Двина “ водоизмещением около 11 тысяч тонн уходил на восток. У Чер ной башни его догнал катер. По штормтрапу легко поднялась изящная женщина. “Врачиху забыли взять“, - решили моряки. Но ошиблись. - Штурман Орликова, - решитель но представилась она капитану Ива ну Васильевичу Пийру. Везли в Америку руду. Намерева лись пройти Северным морским пу тем. Немцы настигали и здесь. От торпеды погиб теплоход “Куйбышев“. “ІДорс“ подорвался на мине. А “Эль- на-2“ сама напоролась на камни, ста раясь держаться ближе к безопасному берегу в море Лаптевых. В сентябре путь каравану - в нем оставалось девять судов - преградили путь ледяные поля. Это было в Чукот ском море. Вернулись к Новой Земле. Решили продолжить путь в Амери ку западными морями, поодиночке. Рискованное дело! Вооружение у “Двины“ - поразительное для военно го времени: два ручных пулемета, пять винтовок, две глубинные бомбы, четыре дымовые шашки. У других су дов - не лучше. Первым вышел “Моссовет“, за ним “Донбасс “ и “Двина “. Из Рейкьяви ка, где бункеровались последний раз, пошли сквозь заслон немецких под водных лодок, выстроенный в Атлан тическом океане... И вот наконец Бостон. Затем - Нью-Йорк. В Америке встречали сердечно. Тысячи людей собирались на прича лах. Поднимался на борт молодой Поль Робсон. Особой популярностью пользовалась улыбчивая русская “ма- ринаржка“. Куда ее только не при глашали! Возили даже в Голливуд. Она выступала в огромных залах. - Я привезла вам привет из моей родной страны: матерям - от матерей, морякам - от моряков, детям - от де тей, от нашего сражающегося народа - вашим семьям и братьям. Передаю привет от наших рабочих - вашим... “Мне легче было устоять на мечу щейся палубе, - вспоминала она по сле войны на одной из встреч с ветеранами, - чем на неподвижной сцене огромного зала, вмещавшего тысячи людей “. Она стучалась в сердца американ цев - в надежде, что отзовутся сочув ствием, помощью. - Это наша общая война. И она не так далеко от вас, как думаете. Враг в водах, которые омывают и ваш Манхэттен... Потом читала стихи Ольги Берг гольц о блокадном Ленинграде, “Жди меня“ Константина Симонова. И удивлялась, как без перевода громад ный зал улавливал смысл. В начале 1943 года в Нью-Йорке поистине с американской деловито стью вышла книга Ирины Александер “Бегущий поток“ - о рейсе “Двины“ в Америку и о Валентине Орликовой. Вышла, как и была написана, на рус ском языке, и Орликова привезла до мой два экземпляра. Они потом зате рялись в годы войны. (В библиотеках страны изданий на русском языке я не нашел ни единого, только переве денные на английский.) Из Америки отправились домой че рез Панамский канал. И хотя прохо дили его ночью, дивилась чуду начала века: три шлюза подъемных, озера, канал, три шлюза спускаемых. И вот уже суда из Атлантического океана в Тихом. Пришли во Владивосток. Стала Орликова постоянно работать на этой линии: Владивосток - США, иногда заходили в Канаду. Так снова встретилась с городом юности, где прошли четырнадцать из прожитых двадцати восьми лет. Затем возвратилась в Балтийское пароходство. Ходила старшим помощ ником капитана на европейских ли ниях: из Ленинграда - в Швецию, Норвегию, Финляндию. ДИПЛОМ ШТУРМАНА дальнего плавания получила в Ленинграде в начале 1945 года. Большей практики для него, чем у Орликовой, трудно было придумать. В 1946 году перевели в Москву, в Министерство рыбного хозяйства СССР - тогдашний Наркомат. После скитаний по морям-океанам броси лась в театры, музеи. Но совсем не долго продержалась на берегу и снова укатила в Приморье. Не только уди вила, но сразила многих бывалых мо реходов, попросив место капитана на судно Курильской китобойной флоти лии. - Не было у нас еще женщин-кито боев... - Капитанов не было. А старпомом вон Вера Кузьминична Мицай на “Тайфуне “ ходит. Будут и капитаны, - решительно заявила Орликова. Дали ей дизельное суденышко “Шторм“, одно из четырнадцати, входивших во флотилию. Зимой бук сировали “сигары“ с лесом, а летом выходили на китобойный промысел. Ш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz