Рыбный Мурман. 1995 г. Февраль.

№ 7 (4555) 17 - 23 февраля 1995 года Происшествия и события ЭОС (Начало на 1-й стр.) Это уже потом, гораздо позже , сидя в уютном салоне пришедшего на помощь потерпевшим бедствие “Профессора Марти1, ребята улы­ бались и даже смеялись, вспоминая пережитое. ТОГДА было не до сме­ ха. ...Объявлена тревога - никакой паники. Не покладая рук трудятся все - от капитана до матроса. Каж­ дый, заняв свое место, выполняет свою работу. Вскоре становится яс­ но: силами экипажа, без посторон­ ней помощи, “ПИНРО“ не спасти. Крен на левый борт становится уг­ рожающим. Несмотря на постоянно работающие насосы, вода из внут- Ё енних помещений не убывает. >коло 13 часов дня капитан Алек­ сандр Бочаров дает команду: “По­ кинуть судно! . До берега - сто метров ледяной воды, холодный ве­ тер пронизывает до костей. Только бы не подвели спасательные плоты! Плоты не подвели - тяжело гру­ женные самым необходимым (меди­ каментами, теплыми вещами, продовольствием, судовой докумен­ тацией) , они двинулись медленно, но верно к берегу: первый, второй, третий... Высаживаются не все - 14 человек во главе с капитаном оста­ ются на судне. Рассказывает начальник рейса, П омощник капитана по научной ра- оте Илья ДОЛГОЛЕНКО: - Совсем неподалеку, в несколь­ ких километрах оказалась погра­ ничная застава. Именно пограничники первыми пришли к нам на помощь. Еще не причалил к берегу второй спасательный плотик, а они во главе с командиром капита­ ном Назаренко уже подъезжали к нам на “Буранах “. Хочется еще раз сказать слова огромной благодар­ ности этим людям, ведь все вре­ мя, пока мы находились на заставе, мы не знали ни в чем нужды: нас разместили в теплом, переоборудованном под жилье спортивном зале, относились к нам с настоящим радушием. Еще к одному человеку все спасенные пинровцы испытывают самую глубокую благодарность. Старший механик Александр Пантелеев все время, покуда предпринимались попытки спа­ сти траулер, ни на минуту не по­ кидал машины - своего поста. Стоя в воде, температура которой доходила до двух градусов, он обеспечивал гибнущее судно теп­ лом и электричеством. У читателей может сложиться впечатление, что борьба за жизнь 33 членов экипажа “ПИНРОа велась только там, на пустынном заснеженнрм берегу далекой Волоковой губы. Это не так. Спустя несколько часов в район аварии из Мурманска вы­ шло судно спасателей, а чуть по­ зже - МИ-0771 Профессор Марти “ , на борту которого нахо­ дились и мы, журналисты “Рыб­ ного Мурмана“ . ХРОНИКА. “Марти“ пришел в Волоковую 8 февраля, к полу­ дню. Вскоре началась пересадка на его борт потерпевших круше­ ние, первый катер с ними подошел в 15 часов. Встречали почти всем экипажем. Приветст­ венные возгласы, объятия, шут­ ки, смех... Вскоре эвакуация закончилась. 24 человека из спа­ сенной команды заняли подготов­ ленные для них места в каютах. Остальные 14 - там, на “ПИН- РО“ , им предстоит долгая и тя­ желая работа. Наш же путь - домой. ИЗ БЕСЕДЫ С ЭКИПА­ ЖЕМ “ПИНРО“ - Почему пятого февраля, ког­ да налетел шквал, механики не смогли запустить машину? - По всей видимости, причи­ ной этому послужило низкое ка­ чество дизельного топлива, которым нас заправили в Мур­ манске. Но здесь вам, конечно, лучше поговорить со специали­ стами! Со специалистами поговорить не удалось: все они в составе аварийной бригады остались на месте аварии. Причины случив­ шегося вскоре выяснит компе­ тентная комиссия. Но, на мой взгляд, вряд ли в этом виноваты моряки. Давно известно: боль­ шинство морских аварий “гото­ вятся" на берегу. СПРАВКА “РМ“ Во все вре­ мена у моряков всего мира сущест­ вовало и будет существовать понятие “несчастливый корабль44. Моряки - суеверный народ. 23 но­ ября прошлого года, во время сто- причала Мурманской ми-г— на борту МИ-0872 “ПИНРОа произошел пожар. Вы­ горело 3 каюты. Через 10 минут после возгорания из-за дыма, вы­ деляемого горящей внутренней об­ шивкой, в помещениях судна было невозможно находиться. Лишь по счастливой случайности никто не погиб. Причина пожара - короткое замыкание в отсыревшей за ночь электропроводке. Во все времена у моряков всего мира существовало и будет сущест­ вовать понятие “несчастливый ко­ рабль". Моряки - суеверный народ. Кирилл ЛЕННИКОВ. Андрей ПРОНИН (фото). КАК ЖИВЕШЬ, НАУКА? ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ РАСЧЕТ БЫЛ ВЕРНЫЙ (НЕТ, ЭТО НЕ О БРАКЕ ПО РАСЧЕТУ) РМ I же рассказывал о критическои ситуации в Полярном научно- исследовательском институте из-за нулевого финансирования в первом полугодии минувшего года: институт не смог арендовать исследовательские суда “Севрыбпромразведки“ , две трети запланированных экспедиций оказались сорваны. Помогли норвежские коллеги, которые приняли наших ученых на борт своих кораблей, хотя это, конечно, не позволило собрать материал в полном объеме. Не решило проблему и использование судов коммерческих фирм. Поскольку они заняты промыслом, то попутно собранный материал приходится, так сказать, “притягивать за уши“ , чтобы сделать более-менее обоснованные заключения. Собственно, только благодаря многолетним данным и большому опыту наших специалистов удается в этом году прогнозировать вылов. О сокращении объема исследовательских материалов говорится уже не первый год. Наука не может долго тянуть на старых “заделах “ , рано или поздно количество непременно переходит в качество. И данные последних двух лет свидетельствуют о том, что качество информации о промысловой деятельности как отдельных судов, так и организаций, находится на крайне низком уровне. Даже использование ультра­ современной вычислительной техники не компенсирует недостатка первичной информации, которая закладывается в основу расчета возможного вылова. Это в какой-то мере объясняет парадоксальную ситуацию, которая уже не однажды обсуждалась на заседаниях ученого совета ПИНРО. Суть в том, что те прогнозы по треске, которые даются учеными ПИНРО и которые в дальнейшем утверждаются рабочей группой ИКЕС, либо оказываются заниженными, либо не принимаются во внимание. Безусловно, научные рекомендации очень часто не согласуются с экономическими проблемами флотов: в интересах рыбаков (и это вполне понятно) выловить максимально возможное количество рыбы. Поэтому на заседании двусторонней российско- норвежской комиссии по рыболовству рекомендации рабочей группы И К Е С по допустимому улову трески принимаются по верхнему прицелу, а в процессе промысла рыбаки выбирают даже больше этого объема, что происходит из года в год практически на всей акватории Баренцева моря. Но треска, как ни странно, выдерживает этот режим, что, по-видимому, говорит лишь в пользу того, что оценки рабочей группы ИКЕС действительно занижены, а прогнозы двусторонней российско- норвежской группы ближе к реальности. Хотелось бы еще отметить, что деятельность международных комиссий базируется на результатах научно- исследовательских институтов. Поскольку условия промысла для российских рыбаков пересматриваются ежегодно, то срывы в экспедиционной программе (отчего страдает качество расчетов допустимого вылова) приведут к тому, что при очередных переговорах России не придется отстаивать свои позиции, и наши рыбаки будут допускаться в промысловые районы на наименее выгодных для них условиях. Вероника ПРЕДЕИНА. В совете директоров “Севрыбы“ ЗВУЧАЛИ СТИХИ НЕКРАСОВА В среду на совете директоров АО "Севрыба" руководители ведущих предприятий подвели итоги работы рыбной промышленности Северного бассейна в 1994 году. "Генералы" рыбного Мурмана откровенно заявили, что "морально готовы" к банкротству своих предприятий, так как работать в "коррумпированной системе рыночной экономики" уже нет сил. И хотя, проанализировав достигнутое или, вернее, потерянное, были сделаны некоторые оптимистичные наметки на будущее, общий итог подвел руководитель АО "Мурманская судоверфь" В. Е. Храпов, процитировав классика: "Только вот жить в это время прекрасное уж не придется ни мне, ни тебе..." Более подробно об итогах работы Северного бассейна читайте в следую­ щем номере газеты. К омитет Российской Федерации по I РЕЗОНАНС I рыболовству рассмотрел статью "Мечты, не ставшие реальностью", опубликованную в газете "Рыбный Мурман" от 21 -27 октября 1994 года. Вопросы, затрагиваемые в статье, отражают общую ситуацию в стране. Это падение производства в связи с отсутствием заказов на изделия машиностроения, рост цен на услуги, комплектующее оборудование, отсутствие собственных оборотных средств. Действительно, ряд изделий, ранее разработанных для производства на АО "М ом з ", по своим техническим характеристикам и эксплуатационным показателям не соответствовали уровню зарубежной техники, что привело к отказу от них заказчиков. В связи с происходящими в стране экономическими преобразованиями и для своего выживания машиностроительные предприятия отрасли стали переходить на другие виды деятельности, так поступает и данное предприятие. В последнее время конструкторские организации отрасли разрабатывают технологическое оборудование, которое по своим характеристикам в ряде случаев находится на уровне зарубежной техники. После одобрения заказчиками и в соответствии с их потребностью оборудование может быть предложено заводу для организации серийного производства в 1995-1996 годах. Полагаем, что возобновленные Роскомрыболовством с 1993 года ежегодные координационные совещания с участием представителей промышленности по планированию перспективных разработок в области создания новой рыбообрабатывающей техники, отвечающей требованиям предприятий отрасли, будут способствовать организации ее производства на отечественных предприятиях. Кроме того, Роскомрыболовство планирует установить в отрасли кредитование конструкторских организаций, с возвратом кредитов, что потребует от разработчика серьезного подхода к своей работе. А. РОДИН, первый заместитель председателя Комитета.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz