Рыбный Мурман. 1995 г. Февраль.

Северные цветы № 6 (4554) 10 - 16 февраля 1995 года белый п а ро ход , ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С ... Л И Д Е Р А КОНЦЕРТЕ Бледность романтической узницы , золотые кудри схвачены черной лентой, и все одеяние - черное , по-кавказски раннее для совсем еще молодой женщины. Что-то трагическое проступало в облике представшей перед нами любимицы самых престижных европейских и заокеанских концертных залов. То ли это умело и со вкусом выбранный образ для вечера русского романса - ведь пелось о восторгах и муках бедного сердца , о тоске одиночества и горечи разлуки. То ли примета непростой судьбы самой певицы , о перипетиях которой молва не­ сет противоречивые , невероятные слухи. Аншлаг, редкий для филар­ монических концертов, вооду­ шевлял. Вечер русского романса в зале филармонии собрал столько зрителей, сколько не собирали в Мур­ манске ни рок-, ни поп-звезды. Имя Лины Мкртчян, казалось бы, знакомо лишь узкому кру­ гу весьма искушенных цените­ лей вокального искусства - их, к удивлению и гордости за го­ род, оказалось немало. Лиш­ ний билетик спрашивали не только у входа в здание фи­ лармонии, но даже на про­ спекте и в троллейбусе. В кулуарах изумлялись: “Кто же это смог зазвать ее сюда, в За­ полярье'у на единственный кон­ церт?..' Лина Мкртчян, обладатель­ ница дара Божьего - изуми­ тельного контральто, а кроме того, и драматического та­ ланта, пела для нас в сопро­ вождении фортепиано (аккомпанировал А. Талис­ ман) романсы, сочиненные Михаилом Глинкой и Сергеем Рахманиновым на стихи прак­ тически всехи русских поэтов “золотого“ и “серебряного" ве­ ков: Пушкина, Лермонтова, Баратынского, Жуковского, Тютчева, Фета, Бунина, Пле­ щеева, Шевченко, Бальмонта, Толстого - это лишь некото­ рые имена из концертной про­ граммы. Не только популярные, любимые широ­ кой публикой произведения, но и незнакомые, удивляющие глубиной и безвестностью. С первых же песен можно было понять, чем знаменитая певица так покоряет слушате­ лей и наживает столько зави­ стников. Часто бывает, что обладатель красивого голоса лишь демонстрирует со сцены свой дар, нимало не смущаясь тем, что слова песни или арии исходят от него в искаженном звучании, так, что ничего по­ нять нельзя, если не знаешь слов: текст используется толь­ ко как фонетический инстру­ мент для исторжения голосовых возможностей. Курь- .езная дискредитация вокаль­ ного искусства. Не то было на концерте Мкртчян: каждое слово драгоценных стихов зву­ чало, кажется, по-новому - и рельефно, и артистично, а глу­ бокий, прекрасный голос под­ черкивал красоту и гармонию исполняемых произведений. Драматический талант певи­ цы несомненен, ее манера про­ никновенного пения, искреннего отношения к обра­ зу заставляют думать о сколь счастливой творческой судьбе, столь же несладкой частной жизни артиста. Ее незарепетированной стра­ стности на сцене веришь без­ отчетно: захлебнувшемуся волнению, едва сдерживаемой нежности, вдохновенной моль­ бе. Письмо ли невидимое опа­ дает с рук, внезапное ли ослепление отчаявшейся герои­ ни, шагнувшей под юпитера­ ми, как в бездну, - в темноту, в подавленную тишину зала... Сергей АРХИПОВ. ШШШЙ ш ш ш т состоится вечер вокальной музыки. Арии из опер, романсы русских и зару­ бежных авторов исполнит наш земляк Александр Бобин (баритон) при по­ мощи концертмейстера Аллы Сухомлиной. В Художественном музее П прошла презентация книги Г. Бородулина - ныне по­ койного ветерана “Мурман- сельди“ - об истории родного флота. “Ничего I / кроме правды“ - так она V называется. Время сопро- тивлялось изданию книги: изменились условия, нет денег, с подозрением смотрят на воспоми­ нания и историю вообще. Помогли мурманские писатели и флот, че­ рез два года мытарств книга все же увидела свет. Но автор не до­ жил до этого дня. Книгу-завеща­ ние получили внуки и ученики знатного рыбака. На первом этаже Мурманско­ го художественного музея разме­ стилась скромная - всего .17 графических листов - выставка Сабины Кадиевой. Она учится в 8 классе мурманской Детской школы искусств № 2. Представ­ лены рисунки, выполненные ак ­ варелью, тушью, гуашью, фломастером, а также апплика­ ция. О работах юной художницы идет добрая молва, и это спра­ ведливо. Праздничная цветовая гамма в духе средневековых вос­ точных миниатюр - всего лишь обманчивая цветистость. Инте­ ресен запутанный, непредсказуе­ мый ход пера, который вплетает в единый узор реаль­ ные фигуры, лица, предметы и абстрактные фантазии. Причем в ранних работах (1991 года) Сабина тяготеет к анимализму (бабочки, лошади, птицы), а в рисунках 1994 года заметно пре­ обладание абстракции, но не в разрыве с реальностью, а в тес­ ном контакте с обычными, уз­ наваемыми объектами. Зрителю наверняка запом­ нится особенно презентабельный лист "Воспоминание" (тишь, ак ­ варель). Угадывается художник- эстет: прихотливое перо поместило четыре розовых буто­ на в сплетении хаотических ли ­ ний, где листья выглядят губами, стебли - тонкими про­ филями, очертаниями шеи, плеч. Красивый рисунок. Почти философским звучани­ ем наполнена астральная серия “Овен. Лев. Рак." Фигуры живо- тных-символов сливаются с кос­ мическим потоком времени, который пересекается - ‘вброд" - следами их земных собратьев. "Молодым везде у нас доро­ га", - лицедействовала известная песенка в известньсе годы, когда молодому дарованию без добро­ хота-"толкача" светили только тупики на бездорожье отечест­ венного искусства. Художествен­ ный музей положил начало традиции, которая именно моло­ дым (причем в самы.е ранние го­ ды) и открывает путь к зрителю. 13 февраля к малень­ ким мурманчанам приезжают цир­ качи из Москвы. Ансамбль “Вер­ ные друзья“ состоит из обезьянки по имени Антошка, клоуна Арле­ кино (Валерий Меерзон), конфе­ рансье Бориса Полищука и других артистов “балаганчика44. Танцы, жонглирование, фокусы, эквилиб­ ристика, пантомима, акробатика - все, чтобы дети на пару часов за­ были про “Сникерсы44. лева Марго44. В таких условиях простым российским кинотеатрам, в том числе и мурманским, ничего не остается, как крутить несорто­ вое кино, которое уже не смотрят даже непритязательные подростки, предпочитая дешевое видео. “Все кинотеатры города на грани за­ крытия44, - констатирует глава “Кино-сервиса4 В. Матвиенко. Зато в городе открывается 5 ночных винно-водочных магазинов, на это деньги есть у всех. Народ сам заказывает себе музыку. Сам ее и пьет. Мончегорский Дворец культуры решил отметить свое 20-летие большим фольклорным праздни­ ком. Удалось. На фестиваль съе­ хались участники из всех крупных городов области. Станет ли фолк- парад традиционным?.. Уже завтра, 11 февраля, в 15 часов в городском выставочном за­ ле (ул. Коммуны, в центре) от­ крывается выставка содружества “АА“ . В нем немало художников- авангардистов; но всех представят двое: Игорь Вахромов и Ольга Ку- ропаткина - ьграфика, живопись, фото, возможно, костюмы и обяза­ тельно - нашумевшие “простран­ ственные композиции44. Это весьма любопытно, советуем посе­ тить. Спектакль московских бардов в драмтеатре прошел при полупу­ стом зале. Ассоциация “Первый круг*4 - одна из организаторов за­ теи - в раздумьях о судьбах автор­ ской песни. Но на попсу переходить не хочет. 100 миллионов рублей запросил Никита Михалков за прокат своего фильма “Утомленные солнцем*4; 40 миллионов стоит кинокартина “Жизнь и приключения Ивана Чонкина44; 17 миллионов - “Коро­ 17 февраля в зале филармонии

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz