Рыбный Мурман. 1995 г. Февраль.

Православный календарь о о о о о о о о о о о о о о о с о о о о о о о о с х № 5 (4553) 3 - 9 февраля 1995 года X Z 3 0 C 15 К Э О О О О О СЕГОДНЯ, 3 ФЕВРАЛЯ, ЧТИТСЯ ПАМЯТЬ МАКСИМА ГРЕКА - знаменитого просветителя земли русской, чье имя стоит в од­ ном ряду с именами славных муже­ ственных исповедников, покупающих ценою великих мук право стоять непоколебимо за исти­ ну. На этой газетной странице свя­ тому М. Греку посвящена отдельная статья. СЕГОДНЯ ЖЕ ОТМЕЧАЕТСЯ ПРАЗДНИК ИКОНЫ, ИМЕНУЕ­ МОЙ “ОТРАДА4 ИЛИ 4УТЕШЕ- Г Икона, именуемая Отрада“или “Утешение". НИЕ4 И ИКОНЫ БОЖИЕЙ МА­ ТЕРИ “ЗАКЛАННАЯ44. Обе эти иконы находятся на Афоне в Ватопедском монастыре. В 395 году во время сильной бури у Афонской горы упал за борт кораб­ ля царевич Аркадий. Но вскоре его обнаружили мирно спящим в кус­ тах на берегу у стен монастыря, ко­ торый и был назван Ватопедским, что означает “куст отрока44. Тогда- то в монастыре и оказалась икона “Отрада44, на которой лицо Богома­ тери выражает сострадательную любовь, а взор Божественного Мла­ денца полон строгости. Рассказыва­ ют, что ровно 1188 лет назад шайка разбойников намеревалась захва­ тить монастырь, как только поутру отворятся его ворота. Но на утрени настоятель вдруг услышал голос от иконы Богородицы: “Не отверзайте сегодня врат обители...4 Оказалось, что лик Богоматери оживился, рав­ но как и лик Младенца. Младенец закрывает Ее уста, а Богоматерь, уклоняясь, еще дважды предупре­ дила монахов о грозящей им опасности. С тех пор мы и ви­ дим эго застывшее новое изо­ бражение на иконе, которая стала известна под именем “Отрада4 или “Утешение44. Икона, именуемая “Заклан­ ною44, известна тем, что была пронзена ножом в ланиту изо­ бражения Богоматери. Из раны брызнула кровь. Монах, совер­ шивший это преступление, ос­ леп и расслаб, хотя перед смертью ему было даровано прощение. По обычаю Афон­ ской горы и Греческой Православ­ ной Церкви через три года после похорон открыли кости умершего инока и увидели, что лишь дерзкая рука его осталась нерастленною и почерневшею... ЗАВТРА, В СУББОТУ, ДЕНЬ АПОСТОЛА ТИМОФЕЯ - люби­ мого ученика апостола Павла, кото­ рый в своих Посланиях не раз называет Тимофея своим братом. А в первом Послании к Тимофею учи­ тель, говоря о его чрезмерно стро­ гом соблюдении постов, убеждал ученика впредь пить не одну воду, но ради избавления от частых неду­ гов употреблять и немного вина. Апостол Тимофей был избит и затоптан толпою идолопоклонников в Ефесе. В русском народе святого апо­ стола Тимофея называют Полузим- ником, на его день бывают сильные морозы, зовущиеся Тимофеевски- ми. i n f «ми» . . . Ж г щ ш ѵ ^thWTd? Русская православная цер­ ковь заносит в анналы святых знатных людей не только рус­ ского происхождения, но и про-, славивших себя и Россию христиан других стран. Таким был Максим Грек (в миру - Михаил), “сын воевод­ ский44, из древнего знатного ви­ зантийского рода Триволисов. Он родился около 1470 года в древнем городе Арта. В юные годы попал на остров Корфу, принадлежавший Венеции, где старательно изучал классиче­ ские науки. Через упорных 12 лет для продолжения занятий отправляется в Италию. Зани­ мается в греческой школе в Ве­ неции, в университетском городе Падуе, в Ферраре, в Бо­ лонье, Милане. Некоторые био­ графы указывают, что он побывал также в Париже, Риме, Берлине. Около четырех лет учил затем детей и взрослых греческому языку, переписывал труды античных классиков и греческих отцов церкви. По­ стригся было даже в доминикан­ ские монахи, но жажда знаний повела его дальше на восток. В 1504 году он оставляет мо­ настырь, покидает Италию (как оказалось - навсегда) и прини­ мает постриг с именем Максим в Благовещенском Афонском мо­ настыре. Там имелась богатей­ шая по тем временам библиотека, и он продолжает глубоко изучать богословие. Любимой его книгой становится “Точное изложение православ­ ной веры4 Иоанна Дамскина. Князь Московский Василий III попросил старцев Афона при­ слать ему искусного переводчи­ ка книг. Те указали на Максима. Через Кафу (Феодо­ сию) Максим Грек в 1518 году прибыл в Москву. Так он ока­ зался в далекой северной стра­ не. Василий Шуйский принял Максима и его спутников мона­ хов Неофита и Лаврентия с ра­ достью и благосклонно определил им местом пребыва­ ния Чудов монастырь в Кремле. В Москве Максим начал с перевода Толковой Псалтири. Для этого потребовалось сем­ надцать месяцев напряженного труда. Введением к славянскому изданию книги стало написан­ ное Максимом послание к кня­ зю Шуйскому, можно сказать, первое самостоятельное произ­ ведение греческого просветите­ ля в России. Выполненную работу высоко оценил тогдаш­ ний митрополит. К Максиму потянулись обра­ зованные русские люди. В его келье бывали князья Петр Шуйский и Андрей Холмский, бояре Василий Тучков, Иван Сабуров, Федор Карпов. Польза от общения была взаимная. Максим глубже знакомился с русскими людьми, их жизнью и бытом. Это давало ему темы для новых, порой неожиданных со­ чинений, например о русских обрядах, об увлечении княже­ ского двора астрологией. Что ка­ сается обрядов, то Максиму представлялось, будто за внеш­ ним проявлением благочестия на Руси нередко скрывалось незна­ ние истин веры, не соблюдались заповеди Христовы. В своих “словах4 и 44посла­ ниях “ Максим Грек боролся против местных суеверий, гада­ ний, строго разбирал апокрифи­ ческие книги. Эти и другие смелые утверж­ дения приводили многих в него­ дование и сыграли роковую, трагическую роль в его судьбе. После устранения в 1521 году с первосвятительского престола митрополита Варлаама, который покровительствовал Греку, при новом церковном иерархе Дани­ иле положение Максима стано­ вилось опасным. Его обвинили в политической неблагонадежно­ сти, сослали в Иосифо-Волоко­ ламский монастырь, заточили в темницу, заковали в железо. ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ На нынешнее Рождество патриарх Московский и всея Руси Алексий II заложил ка­ мень в основание храма Хри­ ста Спасителя. Воздвигнутый в память побе­ ды в Отечественной войне 1812, года этот храм в совет­ ское время был взорван. Правительство России и Церковь решили восстано­ вить храм. Во всех отделени­ ях Сбербанка Москвы начат прием пожертвований от час­ тных лиц на счет № 700004. Прием пожертвований от юридических лиц осуществ­ ляется на счет № 700530 в РКЦ-2 ГУ ЦБ РФ, МФО 201779, уч. Н 6. Гонорар от материалов, публикуемых под рубрикой “Православный каленоарь“, будет перечисляться на стро­ ительство храма Христа Спасителя . Ведущий рубрики Виктор ГЕОРГИ. Шесть долгих и горьких лет провел он в узкой и сырой, смрадной и угарной келье. Оби­ да, отчаяние угнетали его: при­ гласили для добрых дел, он старался как мог, а вместо бла­ годарности унизили и оскорби­ ли. Слезились его глаза, отказывались держать иссохшее тело ноги, но духом он не падал. По церковным преданиям, в темнице явился ему Ангел Бо­ жий и сказал: “Терпи, старец, этими временными страданиями ты избавишься от вечных муче­ ний “. В темнице, в оковах, этот не сломленный духом человек про­ должал писать. В 1532 году стал составлять сборник своих сочи­ нений. После смерти Василия Ива­ новича Шуйского, прогневавше­ гося на Максима царя, казалось, узника, так много сделавшего для России, освободят, помилу­ ют наконец. Но тот оставался в темнице. Скончался Максим Грек в 1556 году, похоронили его в Троице-Сергиевой лавре. Этот человек останется в благодарной памяти и нынешне­ го, и будущего поколений россиян. Я Н 5 ФЕВРАЛЯ, В ВОСКРЕ­ СЕНЬЕ, СОБОР НОВОМУЧЕНИ- КОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОС­ СИЙСКИХ: СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОС­ КОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ (1925 ГОД ), СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ВЛАДИМИРА, МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО И ГАЛИЦКОГО (1918 ГОД) ; СВЯЩЕННОМУЧЕ­ НИКА ВЕНИАМИНА, МИТРО­ ПОЛИТА ПЕТРОГРАДСКОГО И ГДОВСКОГО (1922 ГОД)... Все они пострадали от безбожной вла­ сти большевиков. “Мы, именно в данный момент, именно в связи с голодом, проведем с максимальной быстротой и беспо­ щадностью подавление реакционно­ го духовенства. Чем большее число представителей реакционного духо­ венства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстре­ лять, тем лучше . (В. И. Ленин. Из письма к чле­ нам Политбюро.) (de/tuft) 6 ФЕВРАЛЯ ЧТИТСЯ ПА­ МЯТЬ БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ, коей святой на этой газетной странице посвящен отдельный рассказ. В некоторых российских губер­ ниях преподобную Ксению называ­ ли Полухлебницей. В этот день наши предки имели обыкновение справляться на торгу о ценах на хлеб: если они повышались - ожи­ дали дороговизны, если понижались - дешевизны хлеба. В наше время смысл в этом обычае пропал - луч­ ше ежедневно следить за курсом доллара, чтобы знать, на сколько процентов завтра повысится цена на хлеб. □ Внезапно, без христианского приго­ товления, умер певчий придворного хо­ ра Андрей Петров. Его 26-летняя жена Ксения была убита горем. Умоляя Бога помиловать и спасти без причастия скончавшегося супруга, она решила на­ чать труднейший христианский подвиг - казаться безумною. И это ей удалось уже в день похорон. Увидев на ней одежду мужа, многие подумали, что смерть любимого человека помрачила рассудок молодой женщины. Ксения (она родилась где-то между 1719 и 1730 годами) отреклась от все­ го, чем жила до этого: званий, привиле­ гий, продала имение, раздарила вещи, снесла деньги в церковь; отказалась и от самой себя, приняв имя супруга, и начала скитаться по Петербургу, уве­ ряя всех, кто знал ее, что Андрей Фе­ дорович не умер, а воплотился в Ксению, которая давно умерла. По просьбе встревожившихся родст­ венников Ксению пригласили на обсле­ дование, но специалисты заключили, что она совершенно здорова. Вскоре еще больше людей имело возможность убедиться в ее безумстве. Это подчеркивали ее невероятный кос­ тюм, нечленораздельные разговоры, кротость и уязвимость. Над ней насме­ хались, глумились, она же покорно и тихо несла свой крест и молилась. Ког­ да одежда мужа, которую она носила, превратилась в лохмотья, она отказа­ лась принять другую. К этим и другим странностям помра­ чившейся умом вдовы понемногу при­ выкали. Однако наиболее чувствительные к чужому горю люди стали замечать, что “тронутая4 какая- то не такая. Милостыню возьмет не у каждого, а лишь у незачерствевшего душой человека; приняв копейку, тут же отдаст ее бедному или нищему. В словах и поступках ее крылся опреде­ ленный смысл, который не всегда уда­ валось разгадать сразу. Попросит что-либо у кого-то - ждать тому беды. Подаст - придет к тому вскоре радость. Если предложат ей и она возьмет - того человека ждет ѵдача. Покачает в люль­ ке больного ребенка - хворь пройдет... Когда Ксению стали считать прозор­ ливицей, этим обстоятельством пользо­ вались многие люди ради своей выгоды: торговцы, предлагая наперебой ей свои товары, уличные извозчики, готовые бесплатно подвезти ее хотя бы несколь­ ко метров. Рассказы один удивительнее другого ходили по Петербургу, умножая славу Ксении. И трудно было определить, что в них истинно, а что сотворено людской молвой. Передавали, что она предска­ зала скорую смерть купчихе Крапиви­ ной ( “Вот зелена крапива, а скоро, скоро завянет“) . Семнадцатилетней девушке, не помышлявшей еще о заму­ жестве, оговорила встречу с будущим мужем. Параскове Антоновой, которой после смерти мужа подарила свой дом, пополнила семью сыном - по ее совету та отправилась в район Смоленского кладбища, где подобрала родившегося на улице ребенка у сбитой извозчиком женщины, вырастила его, и он почитал ее и содержал до глубокой старости. Много подобных историй рассказы­ вали в русской столице, потому что по­ двиг юродства Ксении длился 45 лет, и умерла она где-то уже в начале XIX ве­ ка, около 1803 года. Похоронили ее на Смоленском кладбище. Чудеса, творившиеся Ксенией или приписываемые ей, не прекратились после ее смерти. В церковной литера­ туре, светских газетах тех лет остались об этом многие сообщения. Стоило, на­ пример, перед предстоящей свадьбой девушке отслужить панихиду на могиле Ксении, как свадьба расстроилась - к счастью невесты - ее избранник ока­ зался преступником, убийцей. Другой женщине, явившись в видении, она предсказала, что ее тяжело больной муж выздоровеет и у них родится долго­ жданная девочка. Холмик вскоре исчез с могилы Ксе­ нии. По горстке земли брали люди с со­ бой в память о ней. Положили мраморную плиту, но и от нее стара­ лись отколоть осколки, собирали даже крошки. Через сто лет над могилой Ксении построили часовню с мраморным иконо­ стасом и надгробием. Сейчас церковь отреставрирована и продолжает дейст­ вовать. Ксения канонизирована, отмечается в документах Собора Русской право­ славной церкви, за святость жизни, проявившуюся в глубокой любви к ближним, в смирении, терпении, крото­ сти и прозорливости, на основании большого количества чудес, а также не- прекращающегося народного почитания. С. НАУМОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz