Рыбный Мурман. 1995 г. Февраль.
Православный календарь о о о о о о о о о о о о о о о с о о о о о о о о с х № 5 (4553) 3 - 9 февраля 1995 года X Z 3 0 C 15 К Э О О О О О СЕГОДНЯ, 3 ФЕВРАЛЯ, ЧТИТСЯ ПАМЯТЬ МАКСИМА ГРЕКА - знаменитого просветителя земли русской, чье имя стоит в од ном ряду с именами славных муже ственных исповедников, покупающих ценою великих мук право стоять непоколебимо за исти ну. На этой газетной странице свя тому М. Греку посвящена отдельная статья. СЕГОДНЯ ЖЕ ОТМЕЧАЕТСЯ ПРАЗДНИК ИКОНЫ, ИМЕНУЕ МОЙ “ОТРАДА4 ИЛИ 4УТЕШЕ- Г Икона, именуемая Отрада“или “Утешение". НИЕ4 И ИКОНЫ БОЖИЕЙ МА ТЕРИ “ЗАКЛАННАЯ44. Обе эти иконы находятся на Афоне в Ватопедском монастыре. В 395 году во время сильной бури у Афонской горы упал за борт кораб ля царевич Аркадий. Но вскоре его обнаружили мирно спящим в кус тах на берегу у стен монастыря, ко торый и был назван Ватопедским, что означает “куст отрока44. Тогда- то в монастыре и оказалась икона “Отрада44, на которой лицо Богома тери выражает сострадательную любовь, а взор Божественного Мла денца полон строгости. Рассказыва ют, что ровно 1188 лет назад шайка разбойников намеревалась захва тить монастырь, как только поутру отворятся его ворота. Но на утрени настоятель вдруг услышал голос от иконы Богородицы: “Не отверзайте сегодня врат обители...4 Оказалось, что лик Богоматери оживился, рав но как и лик Младенца. Младенец закрывает Ее уста, а Богоматерь, уклоняясь, еще дважды предупре дила монахов о грозящей им опасности. С тех пор мы и ви дим эго застывшее новое изо бражение на иконе, которая стала известна под именем “Отрада4 или “Утешение44. Икона, именуемая “Заклан ною44, известна тем, что была пронзена ножом в ланиту изо бражения Богоматери. Из раны брызнула кровь. Монах, совер шивший это преступление, ос леп и расслаб, хотя перед смертью ему было даровано прощение. По обычаю Афон ской горы и Греческой Православ ной Церкви через три года после похорон открыли кости умершего инока и увидели, что лишь дерзкая рука его осталась нерастленною и почерневшею... ЗАВТРА, В СУББОТУ, ДЕНЬ АПОСТОЛА ТИМОФЕЯ - люби мого ученика апостола Павла, кото рый в своих Посланиях не раз называет Тимофея своим братом. А в первом Послании к Тимофею учи тель, говоря о его чрезмерно стро гом соблюдении постов, убеждал ученика впредь пить не одну воду, но ради избавления от частых неду гов употреблять и немного вина. Апостол Тимофей был избит и затоптан толпою идолопоклонников в Ефесе. В русском народе святого апо стола Тимофея называют Полузим- ником, на его день бывают сильные морозы, зовущиеся Тимофеевски- ми. i n f «ми» . . . Ж г щ ш ѵ ^thWTd? Русская православная цер ковь заносит в анналы святых знатных людей не только рус ского происхождения, но и про-, славивших себя и Россию христиан других стран. Таким был Максим Грек (в миру - Михаил), “сын воевод ский44, из древнего знатного ви зантийского рода Триволисов. Он родился около 1470 года в древнем городе Арта. В юные годы попал на остров Корфу, принадлежавший Венеции, где старательно изучал классиче ские науки. Через упорных 12 лет для продолжения занятий отправляется в Италию. Зани мается в греческой школе в Ве неции, в университетском городе Падуе, в Ферраре, в Бо лонье, Милане. Некоторые био графы указывают, что он побывал также в Париже, Риме, Берлине. Около четырех лет учил затем детей и взрослых греческому языку, переписывал труды античных классиков и греческих отцов церкви. По стригся было даже в доминикан ские монахи, но жажда знаний повела его дальше на восток. В 1504 году он оставляет мо настырь, покидает Италию (как оказалось - навсегда) и прини мает постриг с именем Максим в Благовещенском Афонском мо настыре. Там имелась богатей шая по тем временам библиотека, и он продолжает глубоко изучать богословие. Любимой его книгой становится “Точное изложение православ ной веры4 Иоанна Дамскина. Князь Московский Василий III попросил старцев Афона при слать ему искусного переводчи ка книг. Те указали на Максима. Через Кафу (Феодо сию) Максим Грек в 1518 году прибыл в Москву. Так он ока зался в далекой северной стра не. Василий Шуйский принял Максима и его спутников мона хов Неофита и Лаврентия с ра достью и благосклонно определил им местом пребыва ния Чудов монастырь в Кремле. В Москве Максим начал с перевода Толковой Псалтири. Для этого потребовалось сем надцать месяцев напряженного труда. Введением к славянскому изданию книги стало написан ное Максимом послание к кня зю Шуйскому, можно сказать, первое самостоятельное произ ведение греческого просветите ля в России. Выполненную работу высоко оценил тогдаш ний митрополит. К Максиму потянулись обра зованные русские люди. В его келье бывали князья Петр Шуйский и Андрей Холмский, бояре Василий Тучков, Иван Сабуров, Федор Карпов. Польза от общения была взаимная. Максим глубже знакомился с русскими людьми, их жизнью и бытом. Это давало ему темы для новых, порой неожиданных со чинений, например о русских обрядах, об увлечении княже ского двора астрологией. Что ка сается обрядов, то Максиму представлялось, будто за внеш ним проявлением благочестия на Руси нередко скрывалось незна ние истин веры, не соблюдались заповеди Христовы. В своих “словах4 и 44посла ниях “ Максим Грек боролся против местных суеверий, гада ний, строго разбирал апокрифи ческие книги. Эти и другие смелые утверж дения приводили многих в него дование и сыграли роковую, трагическую роль в его судьбе. После устранения в 1521 году с первосвятительского престола митрополита Варлаама, который покровительствовал Греку, при новом церковном иерархе Дани иле положение Максима стано вилось опасным. Его обвинили в политической неблагонадежно сти, сослали в Иосифо-Волоко ламский монастырь, заточили в темницу, заковали в железо. ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ На нынешнее Рождество патриарх Московский и всея Руси Алексий II заложил ка мень в основание храма Хри ста Спасителя. Воздвигнутый в память побе ды в Отечественной войне 1812, года этот храм в совет ское время был взорван. Правительство России и Церковь решили восстано вить храм. Во всех отделени ях Сбербанка Москвы начат прием пожертвований от час тных лиц на счет № 700004. Прием пожертвований от юридических лиц осуществ ляется на счет № 700530 в РКЦ-2 ГУ ЦБ РФ, МФО 201779, уч. Н 6. Гонорар от материалов, публикуемых под рубрикой “Православный каленоарь“, будет перечисляться на стро ительство храма Христа Спасителя . Ведущий рубрики Виктор ГЕОРГИ. Шесть долгих и горьких лет провел он в узкой и сырой, смрадной и угарной келье. Оби да, отчаяние угнетали его: при гласили для добрых дел, он старался как мог, а вместо бла годарности унизили и оскорби ли. Слезились его глаза, отказывались держать иссохшее тело ноги, но духом он не падал. По церковным преданиям, в темнице явился ему Ангел Бо жий и сказал: “Терпи, старец, этими временными страданиями ты избавишься от вечных муче ний “. В темнице, в оковах, этот не сломленный духом человек про должал писать. В 1532 году стал составлять сборник своих сочи нений. После смерти Василия Ива новича Шуйского, прогневавше гося на Максима царя, казалось, узника, так много сделавшего для России, освободят, помилу ют наконец. Но тот оставался в темнице. Скончался Максим Грек в 1556 году, похоронили его в Троице-Сергиевой лавре. Этот человек останется в благодарной памяти и нынешне го, и будущего поколений россиян. Я Н 5 ФЕВРАЛЯ, В ВОСКРЕ СЕНЬЕ, СОБОР НОВОМУЧЕНИ- КОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОС СИЙСКИХ: СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОС КОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ (1925 ГОД ), СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ВЛАДИМИРА, МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО И ГАЛИЦКОГО (1918 ГОД) ; СВЯЩЕННОМУЧЕ НИКА ВЕНИАМИНА, МИТРО ПОЛИТА ПЕТРОГРАДСКОГО И ГДОВСКОГО (1922 ГОД)... Все они пострадали от безбожной вла сти большевиков. “Мы, именно в данный момент, именно в связи с голодом, проведем с максимальной быстротой и беспо щадностью подавление реакционно го духовенства. Чем большее число представителей реакционного духо венства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстре лять, тем лучше . (В. И. Ленин. Из письма к чле нам Политбюро.) (de/tuft) 6 ФЕВРАЛЯ ЧТИТСЯ ПА МЯТЬ БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ, коей святой на этой газетной странице посвящен отдельный рассказ. В некоторых российских губер ниях преподобную Ксению называ ли Полухлебницей. В этот день наши предки имели обыкновение справляться на торгу о ценах на хлеб: если они повышались - ожи дали дороговизны, если понижались - дешевизны хлеба. В наше время смысл в этом обычае пропал - луч ше ежедневно следить за курсом доллара, чтобы знать, на сколько процентов завтра повысится цена на хлеб. □ Внезапно, без христианского приго товления, умер певчий придворного хо ра Андрей Петров. Его 26-летняя жена Ксения была убита горем. Умоляя Бога помиловать и спасти без причастия скончавшегося супруга, она решила на чать труднейший христианский подвиг - казаться безумною. И это ей удалось уже в день похорон. Увидев на ней одежду мужа, многие подумали, что смерть любимого человека помрачила рассудок молодой женщины. Ксения (она родилась где-то между 1719 и 1730 годами) отреклась от все го, чем жила до этого: званий, привиле гий, продала имение, раздарила вещи, снесла деньги в церковь; отказалась и от самой себя, приняв имя супруга, и начала скитаться по Петербургу, уве ряя всех, кто знал ее, что Андрей Фе дорович не умер, а воплотился в Ксению, которая давно умерла. По просьбе встревожившихся родст венников Ксению пригласили на обсле дование, но специалисты заключили, что она совершенно здорова. Вскоре еще больше людей имело возможность убедиться в ее безумстве. Это подчеркивали ее невероятный кос тюм, нечленораздельные разговоры, кротость и уязвимость. Над ней насме хались, глумились, она же покорно и тихо несла свой крест и молилась. Ког да одежда мужа, которую она носила, превратилась в лохмотья, она отказа лась принять другую. К этим и другим странностям помра чившейся умом вдовы понемногу при выкали. Однако наиболее чувствительные к чужому горю люди стали замечать, что “тронутая4 какая- то не такая. Милостыню возьмет не у каждого, а лишь у незачерствевшего душой человека; приняв копейку, тут же отдаст ее бедному или нищему. В словах и поступках ее крылся опреде ленный смысл, который не всегда уда валось разгадать сразу. Попросит что-либо у кого-то - ждать тому беды. Подаст - придет к тому вскоре радость. Если предложат ей и она возьмет - того человека ждет ѵдача. Покачает в люль ке больного ребенка - хворь пройдет... Когда Ксению стали считать прозор ливицей, этим обстоятельством пользо вались многие люди ради своей выгоды: торговцы, предлагая наперебой ей свои товары, уличные извозчики, готовые бесплатно подвезти ее хотя бы несколь ко метров. Рассказы один удивительнее другого ходили по Петербургу, умножая славу Ксении. И трудно было определить, что в них истинно, а что сотворено людской молвой. Передавали, что она предска зала скорую смерть купчихе Крапиви ной ( “Вот зелена крапива, а скоро, скоро завянет“) . Семнадцатилетней девушке, не помышлявшей еще о заму жестве, оговорила встречу с будущим мужем. Параскове Антоновой, которой после смерти мужа подарила свой дом, пополнила семью сыном - по ее совету та отправилась в район Смоленского кладбища, где подобрала родившегося на улице ребенка у сбитой извозчиком женщины, вырастила его, и он почитал ее и содержал до глубокой старости. Много подобных историй рассказы вали в русской столице, потому что по двиг юродства Ксении длился 45 лет, и умерла она где-то уже в начале XIX ве ка, около 1803 года. Похоронили ее на Смоленском кладбище. Чудеса, творившиеся Ксенией или приписываемые ей, не прекратились после ее смерти. В церковной литера туре, светских газетах тех лет остались об этом многие сообщения. Стоило, на пример, перед предстоящей свадьбой девушке отслужить панихиду на могиле Ксении, как свадьба расстроилась - к счастью невесты - ее избранник ока зался преступником, убийцей. Другой женщине, явившись в видении, она предсказала, что ее тяжело больной муж выздоровеет и у них родится долго жданная девочка. Холмик вскоре исчез с могилы Ксе нии. По горстке земли брали люди с со бой в память о ней. Положили мраморную плиту, но и от нее стара лись отколоть осколки, собирали даже крошки. Через сто лет над могилой Ксении построили часовню с мраморным иконо стасом и надгробием. Сейчас церковь отреставрирована и продолжает дейст вовать. Ксения канонизирована, отмечается в документах Собора Русской право славной церкви, за святость жизни, проявившуюся в глубокой любви к ближним, в смирении, терпении, крото сти и прозорливости, на основании большого количества чудес, а также не- прекращающегося народного почитания. С. НАУМОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz