Рыбный Мурман. 1995 г. Декабрь.
7 декабря 1995 года П ретензиям , н е и зб еж н о в о зн и кающ им при разделе ресурсов , перспе ктивам промысла на 1996 год , проблем ам россий с ких ры ба ков (во м н о гом общ им для всех бассейнов), а та кж е законодательной неразберихе была посвящ ена п р е сс -ко нф е р е нц ия в Роскомрыболовстве , в М о с кве . Начал ее председатель Комитета Владимир Корельский , а заканчивал (то есть принял на себя вопросы журналистов из м о с ко в с ки х в основном и зданий ) его заместитель - А л е ксандр Родин. На п р е с с -ко нф е р е нц ию выезжал и наш корре спонден т . ВРЕМЯ ШИТЬ РЕСУРСЫ П Е Р С П Е К Т И В Ы Михаил РЫЖОВ Добыча и переработка рыбы - сейчас одна из немногих от раслей в стране, переживающих не упадок, а рост. Единственная позиция спада - производство консервов, но потому только, что банка стоит дороже содер жимого. Где же в таком случае рыба? В ста километрах от Москвы ее, говорят, нет совсем. Причина, по мнению Комитета, в том, что в цепи от промысла до магазина нет оптово-розничного звена. Система магазинов “Океанu разрушена. Создана федераль ная продовольственная корпора ция, но без оборотных средств положения она не спасает. Это одна из причин, по которым ры баки вынуждены сбывать рыбу за границей. Другая причина - отечест венная таможня. Российский рыбак, на своем судне возвра щаясь из российской же зоны в родной порт, должен заплатить НДС, спецналог и много чего еще. Вынужден брать кредиты, по которым не в силах распла титься. Да, таможенник - это солдат, он только выполняет приказ. Но у таможни есть и свои коммерческие структуры - склады например, где лозунг - “время - деньги" слишком рья но претворяется в жизнь... Налогообложение, штрафные санкции и отсутствие оборотных средств не дают предприятиям возможности встать на ноги. Сейчас около 25% добывающих и перерабатывающих предприя тий пребывают в состоянии “между жизнью и смертью". Около 10 процентов - явные “трупы “ . Необходима их ликви дация или перепрофилирование, но многие из них, на Севере и Дальнем Востоке, являются гра дообразующими. На инвестиции рассчитывать не приходится. * * * “За 70 лет советской власти мы ухитрились не получить ни одного законодательного акта, который регулировал бы отно шения в области промышленного рыболовства “ , - заявил А. Ро дин. Рост добычи и переработки Комитет рассматривает только как “тактический успех “ . А вот для развития “стратегического“ нужна поддержка правительст ва. Вот тут Роскомрыболовство и обращается за помощью к об щественному мнению через прессу. “Рыбу любят все, - ска зал Родин. - Но рыбаков не лю били коммунисты и сейчас не любят демократы “ . Продекларировано право на жизнь всем формам собственно сти, но при этом задавлена го сударственная. Государственный монополизм сменился диктатом “частника". Когда в Японии стало ясно, что океанический промысел убыто чен, частники сосредоточились в своей зоне, а океанический промысел передан государству и получает дотации. Если подобное создать у нас, да еще наладить работу продовольст венной корпорации, тогда и поя вится массовая и дешевая рыба, к которой привыкли, - скумб рия, сельдь, ставрида, сардина, морской окунь... В 1997-1998 годах ожидается обвальное старение флота. Воз можно, это привлечет внимание государства, хотя бы с целью использования ресурсов. В про тивном случае Россия обязана по международному морскому праву передать ресурсы другим странам. В день пресс-конференции Госдума рассматривала вариант Закона о рыболовстве, на дока зательство необходимости кото рого ушло два года, - он предлагался к рассмотрению еще Верховному Совету. В тот же день стало известно - снова отклонили, даже в первом чте нии. Теперь о животрепещущем - квотах. На 1996 год они уже распределены везде, за исклю чением Баренцева и Белого мо рей - это связано со сроками проведения смешанной россий ско-норвежской комиссии по рыболовству. (Информация о решениях комиссии опубликова на в прошлом выпуске “Course “. Напомним только, что переговорами удовлетворены обе стороны, причем Россия даже несколько улучшила свои пози ции по сравнению с прошлым годом.) Заседания Северного совета в начале декабря пройдут в Архангельске и Петрозавод ске. Сложность в том, что до сих пор в мире не выработано единых критериев распределе ния биоресурсов. Прошла уже не одна конференция ООН по этой теме, не одно совещание министров по рыболовству раз ных стран, и немало их еще предстоит... Квоты предстоящего года распределили привычно - бес платно, что порождает, по мне нию Комитета, чисто потребительское отношение к ресурсам. Поэтому уже на 1997 год Роскомрыболовством разра ботана схема распределения квот на особо дефицитные виды ресурсов (краб, креветка, тру бач) на основе тендера, конкур са. Кроме того, на март-апрель 1996 года намечено совещание представителей 14 рыбодобыва ющих регионов России для вы работки соглашения о распределении ресурсов, удов летворяющее, по возможности, всех. Потому что в некоторых регионах, особенно на Дальнем Востоке и Каспии, предприни маются попытки делить квоты и устанавливать ОДУ (общедопу стимый улов) в обход законода тельства. Роскомрыболовство, представляющее интересы вла дельца ресурсов - Россию, на мерено не допускать таких нарушений. Сейчас в Роскомрыболовстве идет работа над федеральной программой “Рыба“ (в частно сти “Рыба С евера"), создаются подпрограммы для предприятий разных форм собственности с учетом местных особенностей, инфраструктуры, запасов сырья, сырьевой базы. T H E R Е S S T H E E S S 99 •Ж» ПОДОЗРЕВАЕТСЯ ПРЕЗИДЕНТ В0СТ0КТРАНСФЛ0ТА На первый допрос в про кур а туру Первомайско го района президент а кционер ной судоходной компании "Востоктрансфлот" В. М и с тю к не явился. Не пришел по ка кой -то причине и его адвокат. А вызван Владимир Николаевич к старшему сле дователю был в качестве подо зреваемо го по у головном у делу, ко торое по резуль татам общенадзорной проверки соблюдения трудово го законодательства в "Востоктрансфлоте " 26 октября возбудила прокуратура Первомайско го района. В связи с этим стоит напомнить, что среди рыбаков в самом незавидном поло жении оказались работники "Востоктрансфлота ". Из-за постоянной задерж ки с вы платой зарплаты многие вынуждены были уволиться, так и не дождавшись расчета. Д ру гие пошли искать правду в суд. За семь месяцев Первомайский суд рассмотрел 196 исков о взыскании заработной платы с "Востоктрансфлота " - все они были при знаны правомерными . - Ни одно рыбац кое предприятие не породило тако го количества жалоб , как "Востоктрансфлот", - говорит п р о к ур о р района А . Щ ербаков . - В ходе проверки установили, что заработную плату рядовым работникам не выплачивали по 6 - 12 месяцев, не проводили расчеты при увольнении. Руководство АСК "Востоктрансфлот" объясняет сложившуюся ситуацию э ко но мическими трудностями, дра коновскими налогами, которые "съедаю т " все доходы . Однако такое бедственное положение компании никак не отражается на финансо вом состоянии ее руководителей . Заглядывать в чужой карман - дело не бла годар ное. Но от фактов не уйти. Да и почему бы рыбакам "Востоктрансфлота " не узнать о своих "героях "? Про куратура установила, что при задолженности по заработной плате рядовым работникам компании 10,6 млрд . рублей руководство , бухгалтерия, аппарат управ ления систематически получали зарплату, а та кже не отказывались от премий и материальной помощи . Так, президент В. М ис тю к за 8 месяцев получил свои 84 млн. рублей без всякой задерж ки . Все в поряд ке и у е го заместителей Г. Верещако и В. Остапенко. За тот ж е период они заработали и получили 49 и 33,6 млн . рублей соответственно. Д о хо д главного бухгалтера Б. Горбуля составил 76,5 млн . рублей и выплачивался регулярно . Попутно достоянием гласности стали и дру гие факты. Согласно прика зу прези дента компании за три миллиона рублей приобрел "Т ой о т у -Л е нд -Кр уи зер " 1993 г. выпуска вице -президент В. Остапенко, а д ире к тор у автохозяйства В. Афанасьеву автомобиль "Ниссан -Па трол " того ж е года выпуска обошелся всего в 3,7 млн . р уб лей. На требование прокура туры устранить нарушения трудово го законодательства руководство компании пообещало погасить задолженность по зарплате до конца года. Для этой цели решили продать одно судно . Д р у го го выхода из тупика там не видят. Хотя вполне очевидно : если не изменится политика управления в компании, а у ее руля останутся прежние люди - придется пустить с молотка еще не один пароход . В заключение стоит заметить, что 138-й статьей УК РФ о нарушении законода тельства о труде предусматривается наказание исправительными работами на ср о к до одно го года или штраф до 500 минимальных размеров оплаты, а та кже уволь нение с лишением права занимать определенные должности с р о ком до 5 лет. А пока идет следствие, прокуратура Первомайско го района просит обращаться с за явлениями на имя п р о курора тех работников "Востоктрансфлота ", ко торым была задержана выплата заработной платы. А. ЮРЬЕВА- "Рыбак Приморья*. А Й С Б Е Р Г С Н А Б Ж А Е Т В О Д К О Й И Р А Б О Т О Й Некоторые , во зможно , считают, что водка - вещь для работы вредная. Но вот в канадской провинции Ньюфаундленд, где уровень безработицы один из самых высоких в стране, обнаружилось , что водка, притом в больших количествах, помо гает найти работу. Некая компания решила производить вод ку из воды растаявших айсбергов. Компания так и назвалась: "А й с б е р г - в о д к а ". Министр алкогольной промышленно сти Ньюфаундленда к идее отнесся скептически : "Интересно , ка к вы собираетесь поймать эти айсберги?". Тем не менее правительство Ньюфаундленда пообещало на первых порах освободить новую компанию от уплаты налогов, а та кже запла тить по 2 тыс. долларов за каж д ое новое рабочее место. Компания поймала-таки айсберг, растопила его, и на днях в магазины поступил новый прод у кт - "А й с б е р г - в о д к а ". Бутылки имею т форм у осколка льда. Кстати, поймать в океане громадные льдины оказалось делом не таким у ж хитрым . Что отличает новую водку от существующих уж е давно видов? Изготовители утвержда ют - качество. Вода, полученная из айсберга, отличается особой мя гкостью . Знато ки, отведавшие продукт, считают, что он неплох. Но злые языки болтают, будто изготовители разбавляют айсберговую воду, добавляя в нее простую - и з -под кра на. Фа кт , однако , не доказан . “Эфир-дайджест“. Х Р О Н И К А Р Ы Б А Ц К О Г О Р Е Й С А іу.тишгашь ішт Полярная ночь наступает семимильными шагами, отре зая у каждого прошедшего дня кусочек светлого времени. Здесь, за Полярным Кругом, чем ближе зима, тем стреми тельнее сумерки, а утренние рассветы неторопливы и роб ки. Давно облетела листва с редкой поросли карликовых еревьев и кустарников, растущих на южных склонах сопок ухты Лединген. Цепь этих невысоких сопок надежно укрыла бухту со всех сторон от яростной и непредсказуемой Северной Ат лантики. Тихая гавань, близость множества богатых рыбой заливов и фиордов обусловили появление и бурное развитие рыбацкого поселка с одноименным названием Лединген. Сам по себе рыбацкий поселок невелик: всего не более трех сотен аккуратных, чаще всего двухэтажных домиков- коттеджей, компактно разместившихся на узком, продолго ватом мысе бухты. В поселке есть все постройки и учреждения, характеризующие статус города. Три причала: для пассажирских паромов, для рыбацких судов и для про гулочных катеров и яхт. На главной площади разместились банк, почта, телеграф, два супермаркета, кафе, бары и ре стораны. По окраинам поселка равномерно разбежались мелкие магазины, автозаправочная и автосервисная станции и другие заведения бытового обслуживания населения. Хорошее асфальтированное шоссе связывает Лединген с маленькими рыбацкими хуторами и фермами, что рассыпа ны по всему многомильному побережью бухты. Вначале мы сомневались: как рыбаки такого небольшого поселка сумеют полностью обеспечить рыбой семь крупно- тоннажных российских судов, стоящих на рейде Ледингена. Ведь их суммарная мощность заморозки составляет пятьсот тонн в сутки. Кроме того, непрерывно работают и рыбомуч ные заводы в самом поселке, куда тоже постоянно постав ляется сырье. К счастью, наши сомнения рассеялись в первые же дни: норвежские рыбаки доставляли нам рыбу по потребности. Ничто не поднимает настрояние •рыбаков так, как высо копроизводительная, ритмичная работа. В такие дни дружно рыоотают все. Но самая большая нагрузка ложится на мат- росов-обработчиков, а в особенности на операторов моро зильных агрегатов. Ведь надо во что бы то ни стало наверстать упущенные при безрыбье возможности! Операторы-морозилыцики Виктор Федоров, Игорь Смир нов, Анатолий Фомин и Станислав Аксенов прекрасно по нимают, что от результатов их работы зависит многое, если не все. Обычно много времени занимают хозяйственные работы: получение топлива, смазочных материалов, картонной тары, продуктов и т. д. Капитан Александр Малодушев и здесь нашел оптимальный выход. Не прерывая процесса приемки и заморозки рыбы, мы сумели выгрузить на транспорт уже замороженную продукцию, получить картонную тару и про дукты. Хотя дни рейса не отличаются разнообразием, но в тем пе интенсивной работы это однообразие нивелируется и почти не замечается. Выезд на отдых в поселок Лединген - событие желанное. Что ни говори, а после долгих месяцев плавания вдвойне приятно ощутить твердую землю под но гами, побродить по незнакомым улицам, заглянуть в мага зины, посидеть в баре за кружкой пива, послушать музыку. Жители поселка встречают нас вежливо и дружелюбно. Все-таки мы обеспечиваем работой значительную часть ры баков этого поселка. И хотя иногда в магазинах нечаянно ощутить на себе мимолетный настороженный взгляд про давца, возмущаться, обижаться или угрюмо хмурить брови, право, не стоит: стало быть, мои предшественники-соотече- ственники успели здесь набедокурить. Самое лучшее сред ство в таких случаях - ответить открытой дружелюбной улыбкой. И улыбку вам возвратят обязательно. Цены на все виды товаров здесь очень высокие. Пожа луй, выше, чем где-либо в Европе. Но и зарплата высоко оплачиваемых норвежцев вполне соответствует ценам. Или наоборот: цены соответствуют оплате труда. На обратном пути по дороге в порт в узком переулке я никак не мог разминуться с трехлетним карапузом, неуве ренно выруливающим навстречу мне на новом трехколес ном велосипеде. Словно по команде, мы оба одновременно поворачивали в одну и ту же сторону. Присев на корточки, я состроил малышу бодливую козу-дерезу “. Малыш, в предчувствии щекотки, залился радостным, счастливым смехом. Дети повсюду одинаковы. Рейс закончился. Мы покидали эту тихую гавань, когда зима полностью вступила в свои права. Верхушки сопок по крылись белыми шапками снегов, а в фиордах клубился синий туман - смешанное дыхание Арктики и теплого те чения Гольфстрим. Дорога домой всегда короче дороги из дому. Борт БМРТ “Революция* (Архангельский траловый флот).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz