Рыбный Мурман. 1995 г. Декабрь.

7 ? o fiu c J C u e u b H U fy fc u u : 9 К С К Л Ю 5 И ворить - огонь, воду пройти удалось, а вот медные трубы - увы. - И где же вы сейчас? - Свободный художник. И ценю свою независимость. - Зрителям моего поколения вы стали широко известны в провинции как исполни­ тель главной роли в фильме “Стрелы Робин Гуда“. Это близкая вам по духу роль или пришлось попотеть перевоплощаясь? - Пожалуй, очень близкая. Легендарный герой, борец за справедливость - таков Ро­ бин Гуд, которого любят простые люди. Вы знаете, почему пользуются популярностью такие фильмы? В каждом из нас сильна тяга к детству, в котором, как правило, не бывает полутонов. Здесь все понятно и знакомо: этот злодей, этот хороший. Самое сложное в нашей профессии - умение попасть в жанр. Комедия, трагедия, психологическая драма - их нельзя смеши­ вать. Если мой герой любит - я должен по­ казать не только, как и насколько он любит, а любить сам. В “Князе Игоре4 мне, например, предлагали на съемках от­ крывать рот под фонограмму другого певца. Ничего не получалось. И тогда я стал в кадре петь сам вместе с ним. И сразу эф ­ фект другой - напряжение, экспрессия. У нас же часто путаются жанры, и тогда получается невесть что. В “Робин Гуде4 я, кажется, попал в жанр, потому и фильм зритель запомнил. Хотя не такой уж и ше­ девр. Вот и в “Караване смерти44, где я сыг­ рал главаря банды, а Панкратов-Черный - пограничника, произошло то же самое. Хо­ тя для актера роль - чепуха, а народу бо­ евик понравился. Тоже, выходит, попали в жанр. Здесь, видимо, в простоте и доходчи­ вости дело. Начинаешь усложнять - и ми­ мо. Взять хотя бы “мыльные оперы“ . Мура мурой, на сто серий вперед знаешь, что будет. А зритель... Что ему здесь нравится - Бог знает. Но имейте в виду: фильмы эти очень опасные - ведь они воспитывают оп­ ределенные вкусы. Конечно, для человека образованного все эти сериалы не страш­ ны, он их и не смотрит. А вот для тех, кто ничего не читает... Точно так же дурно влияют на людей и все эти песенки типа “ля-ля-ля “ . Не сочтите за громкие слова, но нация от такой культуры тупеет. - Ваши герои постоянно дерутся в филь­ мах. А в жизни вам часто доводилось драть­ ся? Имею в виду - кулаками? - К счастью, нечасто. Я по натуре чело­ век неконфликтный. К тому же кое-что умею: занимался и боксом, и борьбой, и каратэ. А силу всегда чувствуют. Тем бо­ лее - силу духа. Основа всех единоборств - умение убедить. И хотя я могу постоять за себя физически, всегда стараюсь объяс­ нить словами. - Вы достаточно видный мужчина, да и роли у вас такие благородные, мужествен­ ные. Наверное, не одной женщине разбили сердце^. - Не знаю. Наверное. Лучше у них спросить. Они в меня влюблялись. Да и я любил. Я бросал, и меня бросали. Но ни­ когда не было мелкого желания отомстить. Дважды был женат. Один раз на актри­ се Марианне Вертинской. Сейчас живем вдвоем с дочерью Дашей, которую очень обожаю. Она студентка Щукинского учи­ лища. Есть еще внебрачный сын Алеша, ему четырнадцатый год. - Вы когда-нибудь подсчитывали, сколько ролей сыграли в театре и кино? - Много. Пожалуй, за шестьдесят. - Традиционный вопрос, без которого не обойтись: с чего начинали и как стали акте­ ром? - Папа у меня был военным, начальни­ ком Домов офицеров в различных гарнизо­ нах. А в те годы ДОФ - это центр культуры и спорта. Так что я с детства вращался в творческой атмосфере. И еще до поступления в Щукинское закончил му- зучилище во Львове по классу баяна и на­ родных инструментов. Так что когда писали музыку к спектаклям вместе с Владимиром Высоцким, я вроде выступал как профессиональный музыкант. - А на актерское отделение сразу поступи­ ли? - Да нет, со второго захода. Меня пона­ чалу никуда не взяли: ни в ГИТИС, ни во ВГИК. Да это обычное явление: многие се­ годня известные актеры не с первого раза поступили. Наверное, педагоги недостаточ­ но даром предвидения обладают. И более того: почти из всех отличников, за редким исключением, ничего не получилось. Толь­ ко имейте в виду: я тем самым не хочу сказать, что надо учиться плохо. - Как вам нравится сегодняшняя ситуа­ ция: масса известных актеров ударилась в политику? - Нормальная ситуация. Живем-то мы тоже в обществе, и никуда от этого не де­ нешься. Позиция “моя хата с краю“ - пре­ дательская. Нас, актеров, любят, нас знают, и, что самое важное, - нам верят. Следовательно, мы в большой степени формируем общественное мнение. В этом, кстати, и ответственность актера, поддер­ жавшего ту или иную партию. Чего греха таить, за наше участие бьются самые раз­ личные политические лидеры. И не слу­ чайно: мы ведь похлеще любого психолога разбираемся в людях - это наша специаль­ ность. - Хорошо. Тоща что вы, например, дума­ ете о Ельцине? - Хм. Ельцин, на мой взгляд, мощная фигура, но с трагическим уклоном. Да к тому же его, как и главных режиссеров, портит окружение. А когда вокруг тебя льстецы и подхалимы, наушники и просто нечестные люди, даже сам того не желая, заходишь в тупик. Я точно знаю, что у Ельцина нет собственных хором и суперма­ шин. Есть, конечно, какие-то сбережения, но он не жулик. Зато вокруг него сплошное жулье и хапуги. И в Думе есть нормаль­ ные люди, но, к сожалению, мало. Может, поэтому я ни в каких партиях не состою. - А кому-то симпатизируете? - Да. Блоку “Стабильная Россия“ . Там много бывших военных среднего звена. А я им верю. Они сейчас уже делают реальные вещи - строят дома например. Конечно, и в армии хватает мерзавцев, но больше чест­ ных людей. - Кто ваши друзья? - Что значит “друзья44?! Иметь одного друга - это уже счастье. Приятелей, това­ рищей у меня много. Самый близкий, на­ пример, Саша Панкратов. Вы знаете, дружба - это состояние жертвенное, когда не о себе думаешь. Друг номер один для меня - моя сестра Луиза Хмельницкая. Она способна на жертвы. Ф о т о И н н ы К Р А Е В О И Популярный актер театра и кино Борис Хмельницкий много раз оывал на Севере, даже до Земли Франца-Иосифа добирался, не говоря уж о Мурманске, Гремихе или Апатитах. На сей раз в наши суровые края он приехал с пі)едставителями избиратель­ ного блока “&абильная Россия", органи­ зовавшими спонтанные концерты. Но поскольку творческие встречи не носили слишком массового характера, “Рыбный Мурман“ решил восполнить этот пробел и предоставил свои страницы известному ар­ тисту. Любимый многими актер и кинорежиссер Александр Панкратов-Черный в артисты попал по счастливой случайности. Деревенский мальчишка, глотавший окончания в скороговорке, завалил экзамен по речи. Конопатый (!), с торчащи/ли в разные стороны волосами, стоял в коридоре театрального училища и плакал. На,удачу приметил его творческий мэтр и привел к известной педагогине, “зарубившей“ поначалу его говор. “У вольняйт есь - сказал он знаменитой актрисе то ли в шутку, то ли всерьез. Вы, дескать, работать не хотите: единственный мальчишка из глубинки да такой даровитый. Через три месяца говорил Саша так, как надо. На нашем же Севере популярный теперь знаток “нофелетов“ побывал впервые. И утверждает, что шибко ему здесь понравилось, несмотря на обильную простудную реакцию. - Борис, почему вас сегодня не так часто видно на кино- и телеэкранах? Куда вы за­ пропастились? - Сложный вопрос. Я ведь и из театра, можно сказать, ушел. Потому что пауза неприятная образовалась. И то, что Люби­ мов сначала уехал, потом приехал, Таганке на пользу не пошло - она как-то потеря­ лась... - Но ведь вы стояли у истоков триумфа. Вместе с Высоцким... - И тем не менее. Любимов, видимо, ощущал, что театр прошел свою вершину. Хватило 10-15 лет, чтобы исчерпать потен­ циальный запас. Основа театра - главный режиссер. И когда нет подпитки - начина­ ется застой. Идеи, приемы повторяются - становится неинтересно. Вот потому и ушел. Но вы не подумайте, ушел-то я не со скандалом - иногда приглашают на ро­ ли, иногда играю. И даже несмотря на то, что Любимов - диктатор, все равно он - мой учитель. Дело в том, что успех пройти и сохранить себя очень сложно (это ведь беда не только Таганки). Если образно го- ^ ........... .................................. И н т е р в ь ю п р о в е л С е р г е й М И Р О Н О В ........................ - Александр, образно говоря, к широкой известности вы пришли "из джаза". А в действительности очень дружите с музыкой! - Честно с каж у : м узы кально го слу­ ха у меня нет. Но мно го друзей среди музыкантов . Люблю слушать особенно классическую м у зы ку : Чайковского , Рахманинова, Шнитке , Моцарта, Ви­ вальди. (В Апатитах Александр Василь­ евич на полном с ер ь е зе рассказы­ вал о том, как пригласил его на "джазовую" роль Шахназаров. Слушатели умирали со смеху. А он вроде с горькой иронией вспоми­ нал, как учил его правильно брать аккорды на банджо известный му­ зыкант, как пришел тотк режиссе­ ру, схватившись за голову, и простонал: "Ты сума сошел! Ты ко­ го на этуроль берешь: ему же слон на ухо наступил". Но Шахназаров не сдавался, и дальнейшее обуче­ ние проходило... с помощью бара­ банной палочки, периодически ходившей по пальцам незадачли­ вого музыканта. И, как ни странно, уже после просмотра фильма их "джаз-банд" вполне серьезно приглашали на гастроли - настоль­ ко поверили удачной роли.) - Скажите, Александр, в жизни много раз вам доводилось останав­ ливать незнакомых девушек на ули­ це и спрашивать у них: "Где находится нофелет!" - Нечасто. Женщин больше оста­ навливают м ужчины завышенного мнения о себе. Я к таким не отношусь. - Вфильме вы с Андреем Мягко­ вым - братья. А какие в жизни у вас отношения! - Довольно хорошие . Жаль вот только, ред ко видимся. - Благодаря экрану за вами крепко держится репутация эдако­ го разбитного молодца с неиссяка­ емым чувством юмора. Вы действительно такой или просто пе­ ред камерой прикидываетесь! - Пожалуй , по характеру, по темпе ­ раменту эти герои во м н о гом близки мне . Но вообще-то я человек серьез ­ ный. Может , поэтому и удаются к о м и ­ ческие роли. (Свидетельствую: все сказан­ ное - сущая правда. Даже о р а з ­ личных "приколах" из жизни знаменитых артистов Панкратов вполне серьезно рассказывал. О том, например, как умудрился Ев­ гений Моргунов за бесплатно вста­ вить зубы в Америке, да еще у врача-еврея. И если вообще без капли юмора: Панкратов-Черный - действительно деловой и с е р ь е з ­ ный человек. Он - президент д е ­ тского фонда "Наше поколение", член Международного детектив- клуба и еще возглавляет фонд "Провинция". Ищет на периферии неизвестные таланты и делает из них знаменитостей.) - Скажите, откуда эта двойная интригующая фамилия! - Чтобы не путали. Просто есть д р у ­ гой режиссер Панкратов, и тоже А л е к ­ сандр. М не даже ка к -то раз за него зарплату пришлось получать. - А сколько фильмов вы сняли как штатный режиссер "Мосфиль­ ма"! - Четыре. "Взрослый сын ", "П о х о ж ­ дения графа Невзорова", "Салон кра ­ соты " и "Система нипель". - Вашего последнего я, к сожале­ нию, нигде не встречал. - И неудивительно. Хотя за этот фильм я на фестивале Гран-при пол ­ учил. Я снял е го еще в девяностом году . И предсказал в нем все наши путчи. Он лежит перекупленный на по ­ лке, и неизвестно, увидит ли его ш иро ­ кая аудитория. - Зато вас хорошо знают как ак­ тера. Вы, кстати, где-то сейчас буде­ те сниматься! - Да . Нам уже пограничники заказа­ ли вторую серию "Каравана смер ти ". И я не м о г у отказаться. Мне неприятны все эти нападки на наши Вооруженные Силы. Я сам служил в армии и знаю, какие мы "о к куп а н ты ". - Но ведь эта роль уже из разря­ да драматических. - Но я и в жизни такой - разный. Иногда разбитной, иногда злой, иногда грустный - как в моих стихах например. - А вы давно пишете! - С детства. Но вот книга, первая моя, выходит только сейчас в изда­ тельстве "П росвещ ение ". Называется "Ш а ги в стихи". - Тогда как же вы в актеры попа­ ли! - Это долгая история. Родился я на Алтае, в селе, где поначалу даж е эле к ­ тричества не было. Но ка к-то побывал в цирке и с той поры захотел быть клоуном . Да вот незадача, жон глируя горящими факелами, спалил сарай. Дед у меня казак крутой был - он в ож ­ жами на всю жизнь отбил охоту быть циркачом . В село к нам два раза в месяц кино привозили - и я решил артистом стать. Сбежал без ведома матери. И по сча­ стливой случайности поступил в учили­ ще в Нижнем Нов городе . Училище очень сильное, талантливые педагоги там преподавали . Оттуда, например , вышли, Евгений Евстигнеев, Людмила Хитяева... В 71 -м году во ВГИК посту­ пил, а после его окончания дол го без работы сидел. Встречает меня как-то Михалков -Кончаловский и спрашива­ ет: "Ну , ты где?". " А ни где ", - говорю . Он и взял меня ассистентом режиссера в "С ибириаду ". Если помните детишек в фильме - так вот все типажи я нашел. В "Сибириаде " я, кстати, и маленькую роль нефтяника сыграл. Так и стал ки ­ ноактером . После "М ы из дж а за " в 58 фильмах роли сыграл, не считая эпизодических. А вот с режиссурой по скромнее . Пя­ тый год без сценариев и ничего не сни­ маю . - Не предлагают! - Да нет. Просто меня не устраива­ ют. - Какой тип женщины вам больше нравится! Например, вам предло­ жили одновременно сыграть в паре с Катрин Денев и Шерон Стоун. Кого бы предпочли! - Ой, что значит "тип ” ? Разное отно ­ шение к той или дру гой женщине . А вообще-то у меня есть жена, она по специальности редактор . И сыну пят­ надцать лет... - А вы какой в семье! - Не понял. - Ну, вот если судить, к примеру, о Боярском по интервью, многие женщины назовут его домостроев- цем. - Миша? Да нет. Не замечал я ниче­ го за ним подобно го . В жизни он очень интеллигентный и воспитанный чело­ век. Это, может, по молодости хулига­ нил. Да вы знаете, отношение м ужчины к женщине во м но гом и от нее самой зависит. - У вас есть любимый анекдот! - Любимый? - Ну тогда - что первое на ум взбредет. - Сидит м у ж и к в кабаке . Подзывает официантку. "Я, - говорит, - интелли­ гентный человек, а вы мне жирные сал­ фетки подсунули ". Официантка изумленно : " А я вот тоже думаю : вро ­ де интеллигентный человек, а лицо блинами вытирает". (Вообще-то Панкратова - всег­ да в меру. Он, я бы сказал, умеет правильно чувствовать ситуацию. С глупым человеком может вооб ­ ще не разговаривать, с умным - быть "прикольным". В компании, которая ему симпатична, он не­ истощим на байки.) - Александр, есть у вас какая-то мечта! - Мечта? Снять то, что еще никто не снимал. Н!> 48 1 УХѵіу// sy-Ciyyy> ~ 7 декабря 1995 года '.уУ.уУ •УУУУ.-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz