Рыбный Мурман. 1995 г. Декабрь.
7 ? o fiu c J C u e u b H U fy fc u u : 9 К С К Л Ю 5 И ворить - огонь, воду пройти удалось, а вот медные трубы - увы. - И где же вы сейчас? - Свободный художник. И ценю свою независимость. - Зрителям моего поколения вы стали широко известны в провинции как исполни тель главной роли в фильме “Стрелы Робин Гуда“. Это близкая вам по духу роль или пришлось попотеть перевоплощаясь? - Пожалуй, очень близкая. Легендарный герой, борец за справедливость - таков Ро бин Гуд, которого любят простые люди. Вы знаете, почему пользуются популярностью такие фильмы? В каждом из нас сильна тяга к детству, в котором, как правило, не бывает полутонов. Здесь все понятно и знакомо: этот злодей, этот хороший. Самое сложное в нашей профессии - умение попасть в жанр. Комедия, трагедия, психологическая драма - их нельзя смеши вать. Если мой герой любит - я должен по казать не только, как и насколько он любит, а любить сам. В “Князе Игоре4 мне, например, предлагали на съемках от крывать рот под фонограмму другого певца. Ничего не получалось. И тогда я стал в кадре петь сам вместе с ним. И сразу эф фект другой - напряжение, экспрессия. У нас же часто путаются жанры, и тогда получается невесть что. В “Робин Гуде4 я, кажется, попал в жанр, потому и фильм зритель запомнил. Хотя не такой уж и ше девр. Вот и в “Караване смерти44, где я сыг рал главаря банды, а Панкратов-Черный - пограничника, произошло то же самое. Хо тя для актера роль - чепуха, а народу бо евик понравился. Тоже, выходит, попали в жанр. Здесь, видимо, в простоте и доходчи вости дело. Начинаешь усложнять - и ми мо. Взять хотя бы “мыльные оперы“ . Мура мурой, на сто серий вперед знаешь, что будет. А зритель... Что ему здесь нравится - Бог знает. Но имейте в виду: фильмы эти очень опасные - ведь они воспитывают оп ределенные вкусы. Конечно, для человека образованного все эти сериалы не страш ны, он их и не смотрит. А вот для тех, кто ничего не читает... Точно так же дурно влияют на людей и все эти песенки типа “ля-ля-ля “ . Не сочтите за громкие слова, но нация от такой культуры тупеет. - Ваши герои постоянно дерутся в филь мах. А в жизни вам часто доводилось драть ся? Имею в виду - кулаками? - К счастью, нечасто. Я по натуре чело век неконфликтный. К тому же кое-что умею: занимался и боксом, и борьбой, и каратэ. А силу всегда чувствуют. Тем бо лее - силу духа. Основа всех единоборств - умение убедить. И хотя я могу постоять за себя физически, всегда стараюсь объяс нить словами. - Вы достаточно видный мужчина, да и роли у вас такие благородные, мужествен ные. Наверное, не одной женщине разбили сердце^. - Не знаю. Наверное. Лучше у них спросить. Они в меня влюблялись. Да и я любил. Я бросал, и меня бросали. Но ни когда не было мелкого желания отомстить. Дважды был женат. Один раз на актри се Марианне Вертинской. Сейчас живем вдвоем с дочерью Дашей, которую очень обожаю. Она студентка Щукинского учи лища. Есть еще внебрачный сын Алеша, ему четырнадцатый год. - Вы когда-нибудь подсчитывали, сколько ролей сыграли в театре и кино? - Много. Пожалуй, за шестьдесят. - Традиционный вопрос, без которого не обойтись: с чего начинали и как стали акте ром? - Папа у меня был военным, начальни ком Домов офицеров в различных гарнизо нах. А в те годы ДОФ - это центр культуры и спорта. Так что я с детства вращался в творческой атмосфере. И еще до поступления в Щукинское закончил му- зучилище во Львове по классу баяна и на родных инструментов. Так что когда писали музыку к спектаклям вместе с Владимиром Высоцким, я вроде выступал как профессиональный музыкант. - А на актерское отделение сразу поступи ли? - Да нет, со второго захода. Меня пона чалу никуда не взяли: ни в ГИТИС, ни во ВГИК. Да это обычное явление: многие се годня известные актеры не с первого раза поступили. Наверное, педагоги недостаточ но даром предвидения обладают. И более того: почти из всех отличников, за редким исключением, ничего не получилось. Толь ко имейте в виду: я тем самым не хочу сказать, что надо учиться плохо. - Как вам нравится сегодняшняя ситуа ция: масса известных актеров ударилась в политику? - Нормальная ситуация. Живем-то мы тоже в обществе, и никуда от этого не де нешься. Позиция “моя хата с краю“ - пре дательская. Нас, актеров, любят, нас знают, и, что самое важное, - нам верят. Следовательно, мы в большой степени формируем общественное мнение. В этом, кстати, и ответственность актера, поддер жавшего ту или иную партию. Чего греха таить, за наше участие бьются самые раз личные политические лидеры. И не слу чайно: мы ведь похлеще любого психолога разбираемся в людях - это наша специаль ность. - Хорошо. Тоща что вы, например, дума ете о Ельцине? - Хм. Ельцин, на мой взгляд, мощная фигура, но с трагическим уклоном. Да к тому же его, как и главных режиссеров, портит окружение. А когда вокруг тебя льстецы и подхалимы, наушники и просто нечестные люди, даже сам того не желая, заходишь в тупик. Я точно знаю, что у Ельцина нет собственных хором и суперма шин. Есть, конечно, какие-то сбережения, но он не жулик. Зато вокруг него сплошное жулье и хапуги. И в Думе есть нормаль ные люди, но, к сожалению, мало. Может, поэтому я ни в каких партиях не состою. - А кому-то симпатизируете? - Да. Блоку “Стабильная Россия“ . Там много бывших военных среднего звена. А я им верю. Они сейчас уже делают реальные вещи - строят дома например. Конечно, и в армии хватает мерзавцев, но больше чест ных людей. - Кто ваши друзья? - Что значит “друзья44?! Иметь одного друга - это уже счастье. Приятелей, това рищей у меня много. Самый близкий, на пример, Саша Панкратов. Вы знаете, дружба - это состояние жертвенное, когда не о себе думаешь. Друг номер один для меня - моя сестра Луиза Хмельницкая. Она способна на жертвы. Ф о т о И н н ы К Р А Е В О И Популярный актер театра и кино Борис Хмельницкий много раз оывал на Севере, даже до Земли Франца-Иосифа добирался, не говоря уж о Мурманске, Гремихе или Апатитах. На сей раз в наши суровые края он приехал с пі)едставителями избиратель ного блока “&абильная Россия", органи зовавшими спонтанные концерты. Но поскольку творческие встречи не носили слишком массового характера, “Рыбный Мурман“ решил восполнить этот пробел и предоставил свои страницы известному ар тисту. Любимый многими актер и кинорежиссер Александр Панкратов-Черный в артисты попал по счастливой случайности. Деревенский мальчишка, глотавший окончания в скороговорке, завалил экзамен по речи. Конопатый (!), с торчащи/ли в разные стороны волосами, стоял в коридоре театрального училища и плакал. На,удачу приметил его творческий мэтр и привел к известной педагогине, “зарубившей“ поначалу его говор. “У вольняйт есь - сказал он знаменитой актрисе то ли в шутку, то ли всерьез. Вы, дескать, работать не хотите: единственный мальчишка из глубинки да такой даровитый. Через три месяца говорил Саша так, как надо. На нашем же Севере популярный теперь знаток “нофелетов“ побывал впервые. И утверждает, что шибко ему здесь понравилось, несмотря на обильную простудную реакцию. - Борис, почему вас сегодня не так часто видно на кино- и телеэкранах? Куда вы за пропастились? - Сложный вопрос. Я ведь и из театра, можно сказать, ушел. Потому что пауза неприятная образовалась. И то, что Люби мов сначала уехал, потом приехал, Таганке на пользу не пошло - она как-то потеря лась... - Но ведь вы стояли у истоков триумфа. Вместе с Высоцким... - И тем не менее. Любимов, видимо, ощущал, что театр прошел свою вершину. Хватило 10-15 лет, чтобы исчерпать потен циальный запас. Основа театра - главный режиссер. И когда нет подпитки - начина ется застой. Идеи, приемы повторяются - становится неинтересно. Вот потому и ушел. Но вы не подумайте, ушел-то я не со скандалом - иногда приглашают на ро ли, иногда играю. И даже несмотря на то, что Любимов - диктатор, все равно он - мой учитель. Дело в том, что успех пройти и сохранить себя очень сложно (это ведь беда не только Таганки). Если образно го- ^ ........... .................................. И н т е р в ь ю п р о в е л С е р г е й М И Р О Н О В ........................ - Александр, образно говоря, к широкой известности вы пришли "из джаза". А в действительности очень дружите с музыкой! - Честно с каж у : м узы кально го слу ха у меня нет. Но мно го друзей среди музыкантов . Люблю слушать особенно классическую м у зы ку : Чайковского , Рахманинова, Шнитке , Моцарта, Ви вальди. (В Апатитах Александр Василь евич на полном с ер ь е зе рассказы вал о том, как пригласил его на "джазовую" роль Шахназаров. Слушатели умирали со смеху. А он вроде с горькой иронией вспоми нал, как учил его правильно брать аккорды на банджо известный му зыкант, как пришел тотк режиссе ру, схватившись за голову, и простонал: "Ты сума сошел! Ты ко го на этуроль берешь: ему же слон на ухо наступил". Но Шахназаров не сдавался, и дальнейшее обуче ние проходило... с помощью бара банной палочки, периодически ходившей по пальцам незадачли вого музыканта. И, как ни странно, уже после просмотра фильма их "джаз-банд" вполне серьезно приглашали на гастроли - настоль ко поверили удачной роли.) - Скажите, Александр, в жизни много раз вам доводилось останав ливать незнакомых девушек на ули це и спрашивать у них: "Где находится нофелет!" - Нечасто. Женщин больше оста навливают м ужчины завышенного мнения о себе. Я к таким не отношусь. - Вфильме вы с Андреем Мягко вым - братья. А какие в жизни у вас отношения! - Довольно хорошие . Жаль вот только, ред ко видимся. - Благодаря экрану за вами крепко держится репутация эдако го разбитного молодца с неиссяка емым чувством юмора. Вы действительно такой или просто пе ред камерой прикидываетесь! - Пожалуй , по характеру, по темпе раменту эти герои во м н о гом близки мне . Но вообще-то я человек серьез ный. Может , поэтому и удаются к о м и ческие роли. (Свидетельствую: все сказан ное - сущая правда. Даже о р а з личных "приколах" из жизни знаменитых артистов Панкратов вполне серьезно рассказывал. О том, например, как умудрился Ев гений Моргунов за бесплатно вста вить зубы в Америке, да еще у врача-еврея. И если вообще без капли юмора: Панкратов-Черный - действительно деловой и с е р ь е з ный человек. Он - президент д е тского фонда "Наше поколение", член Международного детектив- клуба и еще возглавляет фонд "Провинция". Ищет на периферии неизвестные таланты и делает из них знаменитостей.) - Скажите, откуда эта двойная интригующая фамилия! - Чтобы не путали. Просто есть д р у гой режиссер Панкратов, и тоже А л е к сандр. М не даже ка к -то раз за него зарплату пришлось получать. - А сколько фильмов вы сняли как штатный режиссер "Мосфиль ма"! - Четыре. "Взрослый сын ", "П о х о ж дения графа Невзорова", "Салон кра соты " и "Система нипель". - Вашего последнего я, к сожале нию, нигде не встречал. - И неудивительно. Хотя за этот фильм я на фестивале Гран-при пол учил. Я снял е го еще в девяностом году . И предсказал в нем все наши путчи. Он лежит перекупленный на по лке, и неизвестно, увидит ли его ш иро кая аудитория. - Зато вас хорошо знают как ак тера. Вы, кстати, где-то сейчас буде те сниматься! - Да . Нам уже пограничники заказа ли вторую серию "Каравана смер ти ". И я не м о г у отказаться. Мне неприятны все эти нападки на наши Вооруженные Силы. Я сам служил в армии и знаю, какие мы "о к куп а н ты ". - Но ведь эта роль уже из разря да драматических. - Но я и в жизни такой - разный. Иногда разбитной, иногда злой, иногда грустный - как в моих стихах например. - А вы давно пишете! - С детства. Но вот книга, первая моя, выходит только сейчас в изда тельстве "П росвещ ение ". Называется "Ш а ги в стихи". - Тогда как же вы в актеры попа ли! - Это долгая история. Родился я на Алтае, в селе, где поначалу даж е эле к тричества не было. Но ка к-то побывал в цирке и с той поры захотел быть клоуном . Да вот незадача, жон глируя горящими факелами, спалил сарай. Дед у меня казак крутой был - он в ож жами на всю жизнь отбил охоту быть циркачом . В село к нам два раза в месяц кино привозили - и я решил артистом стать. Сбежал без ведома матери. И по сча стливой случайности поступил в учили ще в Нижнем Нов городе . Училище очень сильное, талантливые педагоги там преподавали . Оттуда, например , вышли, Евгений Евстигнеев, Людмила Хитяева... В 71 -м году во ВГИК посту пил, а после его окончания дол го без работы сидел. Встречает меня как-то Михалков -Кончаловский и спрашива ет: "Ну , ты где?". " А ни где ", - говорю . Он и взял меня ассистентом режиссера в "С ибириаду ". Если помните детишек в фильме - так вот все типажи я нашел. В "Сибириаде " я, кстати, и маленькую роль нефтяника сыграл. Так и стал ки ноактером . После "М ы из дж а за " в 58 фильмах роли сыграл, не считая эпизодических. А вот с режиссурой по скромнее . Пя тый год без сценариев и ничего не сни маю . - Не предлагают! - Да нет. Просто меня не устраива ют. - Какой тип женщины вам больше нравится! Например, вам предло жили одновременно сыграть в паре с Катрин Денев и Шерон Стоун. Кого бы предпочли! - Ой, что значит "тип ” ? Разное отно шение к той или дру гой женщине . А вообще-то у меня есть жена, она по специальности редактор . И сыну пят надцать лет... - А вы какой в семье! - Не понял. - Ну, вот если судить, к примеру, о Боярском по интервью, многие женщины назовут его домостроев- цем. - Миша? Да нет. Не замечал я ниче го за ним подобно го . В жизни он очень интеллигентный и воспитанный чело век. Это, может, по молодости хулига нил. Да вы знаете, отношение м ужчины к женщине во м но гом и от нее самой зависит. - У вас есть любимый анекдот! - Любимый? - Ну тогда - что первое на ум взбредет. - Сидит м у ж и к в кабаке . Подзывает официантку. "Я, - говорит, - интелли гентный человек, а вы мне жирные сал фетки подсунули ". Официантка изумленно : " А я вот тоже думаю : вро де интеллигентный человек, а лицо блинами вытирает". (Вообще-то Панкратова - всег да в меру. Он, я бы сказал, умеет правильно чувствовать ситуацию. С глупым человеком может вооб ще не разговаривать, с умным - быть "прикольным". В компании, которая ему симпатична, он не истощим на байки.) - Александр, есть у вас какая-то мечта! - Мечта? Снять то, что еще никто не снимал. Н!> 48 1 УХѵіу// sy-Ciyyy> ~ 7 декабря 1995 года '.уУ.уУ •УУУУ.-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz