Рыбный Мурман. 1995 г. Август.
МОСКВА-САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. БРАТСТВО Я видел эти черные от болезни лица и в Мурманске у ма газинов, в троллейбусе, у церковной ограды (служительница мне: “Не давайте им денег, все равно пропьют, лучше под айте печенюшек или хлеба - хоть закусят, больше поль зы “ ) . Но все же наши северные города по количеству загуб ленных жизнью людей весьма и весьма уступают златогла вой Москве, Северной Пальмире - Питеру. Там доводилось наблюдать существа, которые по биологическим меркам уже не должны бы и жить. В изобилии невиданном! Словно бы вся спившаяся Русь собралась в столицах на последний, мстительный шабаш. Их лица обезображены коростой (а что если это проказа?! Кто их проверяет? Никто), их одежда - это рой насекомых, их ложем может стать пивная лужа, че рез них перешагивают! А страшнее всего то, что их стано вится все больше. Благородный лозунг эпохи: людей второго сорта нет, каждая личность одинаково драгоценна и нужна обществу. И действительно: вот тащится по улице Марата жалкая парочка, руки-ноги в струпьях, глаза не видят; чер тыхаясь и клянясь убить друг друга, несут тяжкую ношу - мешок с бутылками и банками; разворотистый делец примет у драгоценных их богатство, продавец отпустит полумертвым водку, милиционер закроет глаза на их лазанье в развален ном строителями доме, власть не станет навязывать им статью в бюджете на благотворительность, врач не будет охотиться за ними со шприцем. Так что грех жаловаться, об щество относится к этим останкам вполне по-братски. И больше того: щедро множит всеми возможными способами семью бездомных алкоголиков, мужественно терпя неудобст ва от широкомасштабного соседства: эпидемии педикулеза, чесотки, дифтерии, преступности, смертности. А от кого от ворачиваться - от собственного зеркального отражения? Ка кова страна - таковы и ее нищие. Объявление в газете: “Новое в лечении алкоголизма. Причиной пьянства является так называемый алкогольный центр - крохотное образование в самой глубине головного мозга. Но воздействовать на него операционным путем, что бы навсегда возвращать человеку трезвость, врачи еще не научились. Однако найдено лекарство однократного приема, влияющее на деятельность алкогольного центра. Его доста точно для снятия влечения к алкоголю на целый год! Лекар ство наносят на слизистую оболочку глаза или носа. Ничего сложного. Результаты превзошли самые оптимистические прогнозы. Показатель эффективности метода оказался зна чительно выше эффективности всех существующих методик лечения алкоголизма... “ Стоимость лечения - более ста тысяч рублей. По карману ли человеку, пропивающему последнее, завтрашнему бом жу? КАРЕЛИЯ. УБИЙСТВО ЛОПАТОЙ В небольшом железнодорожном поселке Идель свои бом жи, пьяницы и тунеядцы. Раньше этого явления в сельской местности не наблюдалось, но прогресс есть прогресс. Один из таких спившихся до нитки мужичков повадился воровать картошку с огородов односельчан. Однажды ночью вышла на шумок на грядках хозяйка, увидела воришку, да вдвоем с мужем забили его лопатами до смерти. Оттащили, закопали в лесу. Плохо закопали - нашли случайно ребятишки. Дошло до суда. Женщина всю вину взяла на себя. У нее справка о нездоровой психике с подросткового возраста - следствие пьянства родителей. Да и милиция местная, видимо, вступи лась: покойничек не давал покоя всему поселку, пил, буя нил, воровал. Закопают второй раз. Понадежней. И забудут. ХАРСТАД НОРВЕГИЯ"ИЯУЛЫБАЮСЬ!" Приятель вернулся из командировки, был в Норвегии. В городе Харстаде встретил уникального человека. У него ро дился сын, который не владеет ни речью, ни конечностями, ничем, что характеризует человеческую личность. Отец страшно переживал. Впал в депрессию, которая сначала чуть не привела его к самоубийству, затем ввергла в алкоголизм. Ему помогли: “У тебя на руках беспомощный человечек, твой сын, какой бы он ни был. Без тебя он погибнет, ты дол жен думать не только о себе, но и о нем“ . Сейчас отец, свя щенник, говорит: “Мне страшно подумать о том времени, когда я желал смерти собственному дитя. Я люблю его. Я люблю заботиться о нем, кормить, одевать, возить в школу. Я смотрю на него: вот мой сын, и он дороже мне всех на све те! - и я улыбаюсь от счастья “ . В Норвегии своя религия, свой национальный характер. Но она так близко - всего полтора часа лету! Ближе, чем до Москвы... Неужели дело только в границе?! Сергей АРХИПОВ. " С утреца наберешь па оставшееся “Розовой воды" в парфюмер ном , закусишь это дело "тошнотиками" (пирожки такие есть , с рыбьей требухой , самые дешевые) - и хорошо , и ничего нам больше не надо! Русскому человеку напиться - что иностранцу дышать. У рус ского человека все отними , до копейки , до нитки , - он все равно пить будет. Найдет!". (Из откровений бомжа В. Ракитина, 1990 г.) “Авторитет себе Леонид Ильич хотел завоевать скорым и легким спосо бом. Д ля этого сразу внес предложение повысить зарплату людям. Зарплату- то подняли , но ее нужно было еще и чем-то отоваривать. А товаров народ ного потребления и услуг в нужном объеме не дали , излишки денег нужно бы ло чем-то покрывать. Стали увеличивать производство водки , дешевого вина. И это был очень опасный путь. Пьянство , алкоголизм , так бурно расцветав шие в годы застоя , - прямое последствие той необдуманной политики". (Из интервью бывшего главы Московского горкома КПСС Н. Егорычева корреспон денту "Огонька", 1989 г.) КОКТЕБЕЛЬ 'IN VINO VERITAS' Первый наш забег трусцой к турникам и морю - в 6 часов, еще до восхода солнца - стал своего рода экскурсией по коллек ции местного знаменитого на весь мир винзавода. Мы петляли между одиночными, как ноч ной алкоголик, и сложенными в груду (пикник?) бутылками: шампанское “Новый Свет“ , неброские старомодные этикетки дорогих “Черного доктора “ , “Кокура“ , “Кара-Дага“ , “Солнечной долины “ ... Пьет, пьет элитный курортный поселок. Пьет в основном под покровом романтической крымской ночи (одна только лунная дорожка и видна). Пьет исключительно изысканные напит ки. И пьет главным образом наш брат курортник из России. В этом сезоне Коктебель не узнать: мало того что появи лось без числа новых питейных заведений, точек и точечек - на каждом шагу! - так они еще и работают круглосуточно, то есть пока есть посетители, а они есть до 9-10 часов утра. Столики стоят нынче даже там, куда раньше и собачка не забредала, - под пирсом, у самой воды; на лодочной станции; в пункте проката, бок о бок с лежаками - по всему пятики лометровому побережью. Вечером во всех этих самопальных кафе-шантанах ( “шайтанах44) народу не переводится, ото всюду слышна музыка, изо всех уголков - бегущие огоньки иллюминации. Фестиваль! Здесь принято пить каждый божий день, вернее, вечер. В домашнем ли застолье, на пикнике, на пляже, в кафе, на дискотеке, просто на набережной. Но что удивительно - днем не видно спитых, мятых физиономии, все свежи как огурчи ки, красивы, загорелы, жизнерадостны. Почему? Потому ли, что пьют здоровое вино (крепкие напитки в Крыму не в мо де, редко кого увидишь с фирменным коньяком, а водка-го- лубушка стоит забытая, по сиротской цене, стоимостью в три чашки растворимого кофе или в горсть ягод) ? Попей-ка % таком количестве винцо с мурманского или питерского при лавка, утро твое наступит вместе с обедом. А в Крыму - вот, бежим, зажав в руке полотенце, в 6 часов, с рассветом. Де ло, конечно, в качестве напитка. Бытует уверенность, что изготовитель или продавец вина - непременно алкоголик. Заблуждение. Видели вы когда-ни будь спившегося кавказского горца-долгожителя? Так и в Коктебеле: местные жители, кажется, и вовсе не пьют. Нет пьяных рыл, не валяются живые пыльные мешки под забора ми, даже те, кто собирает бутылки после отдохнувших полуночников, трезвы. Некогда им, что ли, спуститься в под пол за баллончиком-другим терпкого домашнего, или лень опрокинуть чарку за рыночным прилавком, зазывая покупа телей на свою мадеру? Видно, не до вина, если каждая ми нута курортного сезона - это кусок хлеба зимой. Впрочем, на одном из домов выложена барельефом надпись: “In vino veritas “ . А июньская пальба со взрывами и убийствами - не спья ну ли? Многих это сообщение отпугнуло от поездки в Крым. Когда пылала местная шашлычная - притон гастролирующей мафии, - курортники атаковали телеграф и телефон: “Не приезжайте подробности при встрече“ , “Выезжаю срочно встречай“ , “Продай билет встреча Москве“ ... Года два назад в Коктебеле тоже стреляли. Среди ночи на набережной воз ле казино. Говорили: мафия перепилась, выигрыш не поде лили. Сейчас казино сожжено крымчанами. Трезвыми ради трезвого же и спокойного курорта, ради стабильного заработ ка без поборов. Те, кто делает вино, знают, когда его пить. Те же, кто за него платит ( “Ин вино веритас!44) , не всегда знают в вине толк. ЯРОСЛАВЛЬ. ЧЕТВЕРТАЯ - ОТ САТАНЫ Город старинных храмов. В Федоровской церкви крестят детей и взрослых - стоят полукругом вокруг священника. Тот, как выяснилось, бывший военный. Это чувствуется по выправке и суховатой, без прикрас, речи. - Вот, - говорит, - после крещения пройдемте на прича стие. Христос заповедал: ешьте хлеб, се тело мое, пейте ви но, се кровь моя. Отведаете церковного вина по глоточку - и малые, и взрослые. А дома многих из вас, наверное, ждет праздничное застолье по такому торжественному поводу. Смотрите же, не пейте лишнего, не грешите. Ведь после крещения выйдете из храма, яко младенцы, без единого гре ха, все грехи, что совершали до сего дня, будут вам отпуще ны таинством крещения. Помните впредь: три рюмочки - от Бога, а четвертая - уже от Сатаны. Выпьете лишнюю - тут черти вокруг вас и запляшут, будут подталкивать: выпей, выпей еще, а потом и в непотребство введут, отнимая вашу душу у Господа. Город старинной церковной культуры, однако, не очень- то внимает мудрым заповедям: тут и там встречаешь празд ношатающихся пьянчужек; у коммерческих ларьков дежурят бомжи и алкоголики, высматривают, кто пьет сок или пиво и “пасут4 потом бутылочку: “Браток, отдай посуду мне“ . - “Я еще не пил“ . - “А я подожду4*. И плетется тенью сзади, чтобы сотоварищи не опередили, грозит кулаком, только что палкой не отгоняет пожилую даму, плотоядно ринувшуюся было к моей злосчастной бутылке. У дамы лик, испещрен ный морщинами, напудрен, как у клоуна, яркая помада на губах, там, где когда-то были брови, подведено карандашом и - представьте себе! - паричок с благообразными буклями. Дама одета в короткое пальтецо пожарно-красного цвета ти па “бэби4 (плечо в побелке). Дама прижимает к себе аво- сечку и площадно бранит нашего преследователя (не его территория?). Так и движемся одной компанией: куда я - туда и они.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz