Рыбный Мурман. 1995 г. Август.

один мой зна комы й говорил : "Я хитрый , а значит, ум ны й " . Смея ­ лась я то гда над этим "значи т ". Толь ко вот, внимательно в глядыва­ ясь в ны н еш нюю пере с трой ку , все чаще вспом инаю то самое "значи т ": хитрые ум ею т и за кон обойти, и нас с вами обобрать, и себе долларовое бла гополучие построить . И при этом говорят, что, мол , жить надо п о - у м - ному . Зато настоящие умницы р е д к о встречают признание, живут, м я гк о говоря , небогато . А, например , за границей их бы на ру ках носили... Вот один из таких - Викентий Бо­ риславович Махнач . Увидев конс т ­ р у к ц и ю придуманной им рыбоф абри ки , кр упнейш ий датский судостроитель сказал, что идея эта стоит прим е р н о 10 тысяч долларов . Эти бы день ги да к этим р у к ам и этой голове ! Но, ка к говорится, у России свой менталитет, не получил Махнач тогда ни долларов, ни поче ­ стей. И д аж е совсем было позабыли о нем . А в чем суть идеи Викентия Бо­ риславовича? Почем у столь вы со кую цену назначил ей датчанин? Извест­ но, что все гениальное - просто . К о н с тр у кция фабрики Мохнача п р о ­ ста до смешно го , ни ка ких агрегатов - р а з ум но ра сполож ен о имеющееся на ф абрике обор удо вание . И р а б о ­ тает на фабрике , управляя всем проце ссом ...один человек. (Речь о СРТМ -к.) Так вот, в нашем м и лом отечест­ ве ум ны е головы вроде к а к и ни к чему. Предлагал Викентий Борисла­ вович в свое время и консервный цех обор удова ть на СРТМ-к, и вооб ­ ще б е зо тходное производство о р г а ­ низовать. Глухо. Н и ком у ничего не надо . Ведь р у к о в о д с т в у (в бол ьш ин ­ стве случаев) с по кой нее жи ть и р а ­ ботать бе з лишних волнений с п е реоб ор уд о вани ем , да и на их соб ­ ственном зарабо т ке эти новшества не очень -то отразятся . А план? Так ж м и на матросов , выжимай из них этот самый план. Механи зация , собранная в ед и ­ ный ум ны й ком пл е к с , разве не чу­ до? Нет д е н е г на автоматику, но есть механизация , к о т о р ую надо то ль ко рационально расположи ть . Н е уж ели н и к ом у не нужно? Во всех этих историях самое об ид ное то, что, отказав Махначу (или " з а б ы в " о е го предложения х ), внедряли -таки е го за д ум ки . А нов ­ шества Викентия Бориславовича, к вели ком у сож алению , не запатенто ­ ваны. И м ож н о , стало быть, с п о к о й ­ но и безнаказанно строить и ре к онс тр уирова ть по ч уж им идеям . Ходят слухи, что датчане большой интерес проявили к ра зрабо т кам Махнача, п е р е о б о р уд ую т фабрики , но ... уж е под д р у го й фамилией. Вроде уж е и " К и м е к " заинтересо ­ вался. П о том у что тут не автоматика, не ко н с тр у кци я аппарата вер ти каль ­ но го взлета, а транспортеры да лот­ ки . Зато производительность - что ИННА БЕРЕЗЮК ПЛОЮ УМНЫМ ВРОССИИ надо и качество п род у кц ии вели ко ­ лепное . Вообще ж и зн ь Викентия Борисла ­ вовича в последние годы - сплош ­ ные п роблемы . Его бело ­ р у с с ко -пол ь с ка я кровь не устраива ­ ла латышских националистов, и ему, р у сс коя зы чном у , пришлось о тпра ­ виться в Россию . В А р х ан ге л ь с ком РКС он п ред ложи л построить на СРТМ -к консервны е цехи, чтобы не пропадала печень трес ки . О тм а хну ­ лись. Через три года стали строить по схеме Махнача . Разумеется, ни ра зу не вспомнив об авторе. П редлож ил бе зо тходное п р о и з ­ водство - тишина. По том была работа в СП "С т е р - к о с " кол хо за "С е в е р " , где Махнач воплотил свою и д ею р е кон с тр у кции ры б оф аб ри ки на СРТМ -к "Пло теляй " (оно из Литвы перешло по б ерб о у т - чартеру в "С т е р ко с " ) , и эта идея, хоть и заре гистрированная в ВОИР, пошла гулять по иностранным г о л о ­ вам. Но у ф ирмы не было квоты, не было дене г. В итоге Викентия Бо­ риславовича, к е го счастью, сманила фирма "П у л н о р д " . Здесь - большие суда, к к о то ры м Махнач привы к за время работы в Прибалтике . А глав ­ ное - в "П у л н о р д е " очень рады та­ к о м у специалисту и, дай Бог, м но го е из его за д ум о к осуществится. Уж е выделены деньги " п о д Махнача ". Я спросила Викентия Бориславо ­ вича, зачем ему, технологу, зани ­ маться реконструкцией? Он улыбнулся : "Я всегда был не те хно ­ ло гом , а п о м ощ н и к ом капитана по производству , то есть д и р е к т о р о м " . В свое время "п р и с т а в к у " к капи ­ тану - д и р е к т о р - ввели волевым по р яд к ом , обязав судоводителя о т ­ вечать за выпуск качественной п р о ­ д у кц и и . И это " ти р е д и р е к т о р " вызывало у капитанов невеселые у с ­ меш ки , а по бо л ьш ом у -то счету - дире к тор с т во само по себе т я ж е ­ лейшая на груз ка , тем более на б е с ­ конечно занятого капитана. И если бы на судах были такие технологи, к а к Махнач ... Викентий Бориславович удивля ­ ется: зачем суда гнать в Д анию на р е к о н с т р у кц ию , ведь е го идеи м о ж ­ но ле гко и дешево осуществить на наших м у рм а н с к и х СРЗ. Это ж е так просто ! Зато п р о д у кц и я по том вы ­ ходит - загляденье : белоснежное мясо трес ки . Н ор в еж цы и датчане не перестают восхищаться. Будем считать, что Махначу п р о ­ сто повезло на этот ра з с работой, что е го понимаю т и не мешаю т . А если бы не было встречи с "П у л н о р - дом "? С к о л ь ко у нас забытых всеми Левшей , от ко торы х отмахиваются "хи тры е , а значит, ум ны е " ! Те са ­ мые, к о торы е вчера торговали в о д ­ кой , а се годня стали генеральными д и р е к т о р ам и производственных предприятий . И очень обидно , что м но ги е у нас и за р у б е ж о м будут набивать карманы долларами за счет умных идей Викентия Бориславовича. Спросите : а что ж е он не за ре ги ­ стрировал свои идеи? Так ведь не ­ ко гд а было : то, п ред лож и в их ру ководс тву , жд ал ответа, то, п о ­ пробовав внедрить, лишился права на авторство ... " У м н ы е " не упустили свой шанс. рейса, идет растаможивание груза. Рыба еще не про­ дана, а пока не внесена пошлина, разгрузку не начи­ нают. Стоим несколько дней. Еще одна наша беда - материально-техническое обеспечение. Снабжение судов очень и очень неваж­ ное. Раньше все было централизовано. Но Госсна­ ба теперь уже нет, и каждый флот обзавелся своей снабженческой организацией. Есть такая и у нас - “Тралфлотсервис44. За снабжение платит флот, мы лишь подаем заявки, но тут своя беда - не все наши запросы удовлетворяются. Дефицитом может стать все что угодно. Все зависит от работы снабженческой организации, у которой свои сложности - раньше, к примеру, делали запасы на год, а теперь это невоз­ можно. Да, можно было бы закупать часть необходи­ мого оборудования за границей. Флот сейчас часто так и делает. Вот, например, рядом с нами стоял траулер 4Одоевский Сейчас он отправился в Гер­ манию, встанет там на ремонт - необходимо заменить дизели - и снабжение там закупит. Большие проблемы с топливом. Сейчас оно очень дорогое - 200 долларов за тонну, и перебои с ним бывают довольно часто. Иной раз по неделям лежим в дрейфе, ожидая топливо или тару. Но в этом рейсе, я вам скажу, все было на удивление гладко. Не знаю, может быть, нам просто повезло. С зарплатой тоже бывают заморочки. Не секрет, что существуют неплатежи, и тралфлот не исключе­ ние. Люди раньше не могли уехать в отпуска, т. к. не было денег. Сейчас, говорят, рассчитаться с нами должны вовремя. Нам теперь выплачивают зарплату через Северный морской банк, а раньше, помню, брали штурмом кассы у 14-го причала - очереди тысячные, доходило до вмешательства милиции. Зарплата зависит от того, с какими показателями пришел траулер из рейса. Пока не ушли никуда от плановой экономики. План спускается в виде рейсо­ вого задания. И если план выполнен, то зарплата, уверяю, будет неплохая. Вот так и живем. Обычный рейс... Кто-то размахивает ру­ ками на трибунах и кричит о спасении рос­ сийской экономики , а они просто , без лишних эмоций снова выходят в море на свою нелегкую работу , о которой скажут потом: "Обычная рыбалка ..." Визитная карточка. Сергей Александрович Никитаев, 37 лет, закончил с отличием Ленинградский электротехнический инсти­ тут, затем, также с отличием. Всероссийский заочный финан­ сово-экономический институт. Стажировался в Мировом банке. Занимал серьезные хозяйственные и административные должно­ сти. Год назад возглавил правление Социального коммерческого банка в Мурманске. Женат, двое детей. Увлечение - лыжный спорт. Неоднократный участник лыжных марафонов праздников Севера. - Ваше внезапное появление на финансовом рынке города вы­ звало обеспокоенность и скептицизм. С одной стороны, в банков­ ской сфере возникает новый конкурент. С другой - что этот “ выскочка “ умеет, какая у него основа, чтобы браться за подобную работу? - Вопросы закономерны. Наш выход на финансовую сцену дейст­ вительно встретили настороженно. Но аналогичных банков, должных по замыслу являться проводниками реформы пенсионной системы в стране, открыто 47. Идея заимствована из зарубежного опыта, там она действует весьма эффективно. Со 100 миллионов начали фор­ мировать уставный фонд - сегодня речь идет уже о 2,5 миллиарда рублей. Собственный капитал банка составляет сейчас около 7 миллиардов. За полугодие получили высокую прибыль. • . - Кто ваши учредители? - Это прежде всего отделения пенсионного фонда по Архангель­ ской и Мурманской областям, Карелии, Республиканский социаль­ но-коммерческий банк. Только не подумайте, что мы образовались на деньги пенсионеров. Отдельные злопыхатели на первых порах распространяли такие слухи. Начальный уставный капитал сложил­ ся из средств отделений, полученных от штрафных санкций за не­ своевременное перечисление денег предприятиями в пенсионный фонд. - Вас можно считать обычным коммерческим банком или вы - специфическое финансово-кредитное учреждение? - Мы созданы для того, чтобы зарабатывать деньги, как и поло­ жено любому банку. Соблюдаем существующие для коммерческих банков единые нормативы, выполняем обязательные для всех инст­ рукции и распоряжения Центробанка РФ. Из разряда обычных, мо­ жет, выйдем, приобретя статус Уполномоченного банка федерального пенсионного фонда. В Москве этот вопрос прорабатывается. Банк принимает и будет принимать посильное участие в решении соци­ альных проблем области. Уверен, что скоро мы сумеем занять над­ лежащее место в мире финансов. - Не слишком ли это будет “скоро" для банка, открытого лишь год назад? Другие шли к цели гораздо дольше. - Но ведь нам в чем-то легче, мы сможем избежать ошибок, ко­ торые вынужденно, идя первыми, совершали наши предшественники. К тому же ныне ряд банков разоряется, теряет вкладчиков, и мы надеемся их привлечь, не вызывая раздражения у других банков, как бывает, если пытаешься перетягивать их клиентуру. - Вы работаете только с юридическими лицами? - В основном да. Наши главные клиенты - предприятия, органи­ зации, коммерческие структуры. Открыто более 150 счетов. Част­ ных вкладчиков имеем немного. Процентные ставки предлагаем реальные в зависимости от общей экономической конъюнктуры. Ра­ ботаем на рынке межбанковских кредитов, проводим операции с го­ сударственными ценными бумагами, валютой - лицензию недавно получили. Кредитование проводим осторожно, под надежные гаран­ тии. Мы - небольшой банк, рисковать не имеем права, будем и впредь придерживаться консервативной политики, что позволит обе­ зопасить банк от опрометчивых решений. - И последнее. Сергей Александрович, что происходит с долла­ ром? Ваш прогноз? - Как мне кажется, курс доллара в угоду политике искусственно і сдерживается. Но долго натягивать вожжи правительству не по си­ лам. Осенью, а может, позднее, по мнению аналитиков, ожидается “большой взрыв*4, рубль должен опуститься. Рынком все-таки уп­ равляют объективные законы. Леонид ПАВЛОВ. ” Н А П Е Р В О Е МЕСТО СТАВИМ НАДЕЖНОСТЬ” , - освбв подчеркнулв эксклюзивном интервью"C0IIRSI” председатель правлении Социальноюбанка СергеиНИКИШВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz