Рыбный Мурман. 1995 г. Август.
один мой зна комы й говорил : "Я хитрый , а значит, ум ны й " . Смея лась я то гда над этим "значи т ". Толь ко вот, внимательно в глядыва ясь в ны н еш нюю пере с трой ку , все чаще вспом инаю то самое "значи т ": хитрые ум ею т и за кон обойти, и нас с вами обобрать, и себе долларовое бла гополучие построить . И при этом говорят, что, мол , жить надо п о - у м - ному . Зато настоящие умницы р е д к о встречают признание, живут, м я гк о говоря , небогато . А, например , за границей их бы на ру ках носили... Вот один из таких - Викентий Бо риславович Махнач . Увидев конс т р у к ц и ю придуманной им рыбоф абри ки , кр упнейш ий датский судостроитель сказал, что идея эта стоит прим е р н о 10 тысяч долларов . Эти бы день ги да к этим р у к ам и этой голове ! Но, ка к говорится, у России свой менталитет, не получил Махнач тогда ни долларов, ни поче стей. И д аж е совсем было позабыли о нем . А в чем суть идеи Викентия Бо риславовича? Почем у столь вы со кую цену назначил ей датчанин? Извест но, что все гениальное - просто . К о н с тр у кция фабрики Мохнача п р о ста до смешно го , ни ка ких агрегатов - р а з ум но ра сполож ен о имеющееся на ф абрике обор удо вание . И р а б о тает на фабрике , управляя всем проце ссом ...один человек. (Речь о СРТМ -к.) Так вот, в нашем м и лом отечест ве ум ны е головы вроде к а к и ни к чему. Предлагал Викентий Борисла вович в свое время и консервный цех обор удова ть на СРТМ-к, и вооб ще б е зо тходное производство о р г а низовать. Глухо. Н и ком у ничего не надо . Ведь р у к о в о д с т в у (в бол ьш ин стве случаев) с по кой нее жи ть и р а ботать бе з лишних волнений с п е реоб ор уд о вани ем , да и на их соб ственном зарабо т ке эти новшества не очень -то отразятся . А план? Так ж м и на матросов , выжимай из них этот самый план. Механи зация , собранная в ед и ный ум ны й ком пл е к с , разве не чу до? Нет д е н е г на автоматику, но есть механизация , к о т о р ую надо то ль ко рационально расположи ть . Н е уж ели н и к ом у не нужно? Во всех этих историях самое об ид ное то, что, отказав Махначу (или " з а б ы в " о е го предложения х ), внедряли -таки е го за д ум ки . А нов шества Викентия Бориславовича, к вели ком у сож алению , не запатенто ваны. И м ож н о , стало быть, с п о к о й но и безнаказанно строить и ре к онс тр уирова ть по ч уж им идеям . Ходят слухи, что датчане большой интерес проявили к ра зрабо т кам Махнача, п е р е о б о р уд ую т фабрики , но ... уж е под д р у го й фамилией. Вроде уж е и " К и м е к " заинтересо вался. П о том у что тут не автоматика, не ко н с тр у кци я аппарата вер ти каль но го взлета, а транспортеры да лот ки . Зато производительность - что ИННА БЕРЕЗЮК ПЛОЮ УМНЫМ ВРОССИИ надо и качество п род у кц ии вели ко лепное . Вообще ж и зн ь Викентия Борисла вовича в последние годы - сплош ные п роблемы . Его бело р у с с ко -пол ь с ка я кровь не устраива ла латышских националистов, и ему, р у сс коя зы чном у , пришлось о тпра виться в Россию . В А р х ан ге л ь с ком РКС он п ред ложи л построить на СРТМ -к консервны е цехи, чтобы не пропадала печень трес ки . О тм а хну лись. Через три года стали строить по схеме Махнача . Разумеется, ни ра зу не вспомнив об авторе. П редлож ил бе зо тходное п р о и з водство - тишина. По том была работа в СП "С т е р - к о с " кол хо за "С е в е р " , где Махнач воплотил свою и д ею р е кон с тр у кции ры б оф аб ри ки на СРТМ -к "Пло теляй " (оно из Литвы перешло по б ерб о у т - чартеру в "С т е р ко с " ) , и эта идея, хоть и заре гистрированная в ВОИР, пошла гулять по иностранным г о л о вам. Но у ф ирмы не было квоты, не было дене г. В итоге Викентия Бо риславовича, к е го счастью, сманила фирма "П у л н о р д " . Здесь - большие суда, к к о то ры м Махнач привы к за время работы в Прибалтике . А глав ное - в "П у л н о р д е " очень рады та к о м у специалисту и, дай Бог, м но го е из его за д ум о к осуществится. Уж е выделены деньги " п о д Махнача ". Я спросила Викентия Бориславо вича, зачем ему, технологу, зани маться реконструкцией? Он улыбнулся : "Я всегда был не те хно ло гом , а п о м ощ н и к ом капитана по производству , то есть д и р е к т о р о м " . В свое время "п р и с т а в к у " к капи тану - д и р е к т о р - ввели волевым по р яд к ом , обязав судоводителя о т вечать за выпуск качественной п р о д у кц и и . И это " ти р е д и р е к т о р " вызывало у капитанов невеселые у с меш ки , а по бо л ьш ом у -то счету - дире к тор с т во само по себе т я ж е лейшая на груз ка , тем более на б е с конечно занятого капитана. И если бы на судах были такие технологи, к а к Махнач ... Викентий Бориславович удивля ется: зачем суда гнать в Д анию на р е к о н с т р у кц ию , ведь е го идеи м о ж но ле гко и дешево осуществить на наших м у рм а н с к и х СРЗ. Это ж е так просто ! Зато п р о д у кц и я по том вы ходит - загляденье : белоснежное мясо трес ки . Н ор в еж цы и датчане не перестают восхищаться. Будем считать, что Махначу п р о сто повезло на этот ра з с работой, что е го понимаю т и не мешаю т . А если бы не было встречи с "П у л н о р - дом "? С к о л ь ко у нас забытых всеми Левшей , от ко торы х отмахиваются "хи тры е , а значит, ум ны е " ! Те са мые, к о торы е вчера торговали в о д кой , а се годня стали генеральными д и р е к т о р ам и производственных предприятий . И очень обидно , что м но ги е у нас и за р у б е ж о м будут набивать карманы долларами за счет умных идей Викентия Бориславовича. Спросите : а что ж е он не за ре ги стрировал свои идеи? Так ведь не ко гд а было : то, п ред лож и в их ру ководс тву , жд ал ответа, то, п о пробовав внедрить, лишился права на авторство ... " У м н ы е " не упустили свой шанс. рейса, идет растаможивание груза. Рыба еще не про дана, а пока не внесена пошлина, разгрузку не начи нают. Стоим несколько дней. Еще одна наша беда - материально-техническое обеспечение. Снабжение судов очень и очень неваж ное. Раньше все было централизовано. Но Госсна ба теперь уже нет, и каждый флот обзавелся своей снабженческой организацией. Есть такая и у нас - “Тралфлотсервис44. За снабжение платит флот, мы лишь подаем заявки, но тут своя беда - не все наши запросы удовлетворяются. Дефицитом может стать все что угодно. Все зависит от работы снабженческой организации, у которой свои сложности - раньше, к примеру, делали запасы на год, а теперь это невоз можно. Да, можно было бы закупать часть необходи мого оборудования за границей. Флот сейчас часто так и делает. Вот, например, рядом с нами стоял траулер 4Одоевский Сейчас он отправился в Гер манию, встанет там на ремонт - необходимо заменить дизели - и снабжение там закупит. Большие проблемы с топливом. Сейчас оно очень дорогое - 200 долларов за тонну, и перебои с ним бывают довольно часто. Иной раз по неделям лежим в дрейфе, ожидая топливо или тару. Но в этом рейсе, я вам скажу, все было на удивление гладко. Не знаю, может быть, нам просто повезло. С зарплатой тоже бывают заморочки. Не секрет, что существуют неплатежи, и тралфлот не исключе ние. Люди раньше не могли уехать в отпуска, т. к. не было денег. Сейчас, говорят, рассчитаться с нами должны вовремя. Нам теперь выплачивают зарплату через Северный морской банк, а раньше, помню, брали штурмом кассы у 14-го причала - очереди тысячные, доходило до вмешательства милиции. Зарплата зависит от того, с какими показателями пришел траулер из рейса. Пока не ушли никуда от плановой экономики. План спускается в виде рейсо вого задания. И если план выполнен, то зарплата, уверяю, будет неплохая. Вот так и живем. Обычный рейс... Кто-то размахивает ру ками на трибунах и кричит о спасении рос сийской экономики , а они просто , без лишних эмоций снова выходят в море на свою нелегкую работу , о которой скажут потом: "Обычная рыбалка ..." Визитная карточка. Сергей Александрович Никитаев, 37 лет, закончил с отличием Ленинградский электротехнический инсти тут, затем, также с отличием. Всероссийский заочный финан сово-экономический институт. Стажировался в Мировом банке. Занимал серьезные хозяйственные и административные должно сти. Год назад возглавил правление Социального коммерческого банка в Мурманске. Женат, двое детей. Увлечение - лыжный спорт. Неоднократный участник лыжных марафонов праздников Севера. - Ваше внезапное появление на финансовом рынке города вы звало обеспокоенность и скептицизм. С одной стороны, в банков ской сфере возникает новый конкурент. С другой - что этот “ выскочка “ умеет, какая у него основа, чтобы браться за подобную работу? - Вопросы закономерны. Наш выход на финансовую сцену дейст вительно встретили настороженно. Но аналогичных банков, должных по замыслу являться проводниками реформы пенсионной системы в стране, открыто 47. Идея заимствована из зарубежного опыта, там она действует весьма эффективно. Со 100 миллионов начали фор мировать уставный фонд - сегодня речь идет уже о 2,5 миллиарда рублей. Собственный капитал банка составляет сейчас около 7 миллиардов. За полугодие получили высокую прибыль. • . - Кто ваши учредители? - Это прежде всего отделения пенсионного фонда по Архангель ской и Мурманской областям, Карелии, Республиканский социаль но-коммерческий банк. Только не подумайте, что мы образовались на деньги пенсионеров. Отдельные злопыхатели на первых порах распространяли такие слухи. Начальный уставный капитал сложил ся из средств отделений, полученных от штрафных санкций за не своевременное перечисление денег предприятиями в пенсионный фонд. - Вас можно считать обычным коммерческим банком или вы - специфическое финансово-кредитное учреждение? - Мы созданы для того, чтобы зарабатывать деньги, как и поло жено любому банку. Соблюдаем существующие для коммерческих банков единые нормативы, выполняем обязательные для всех инст рукции и распоряжения Центробанка РФ. Из разряда обычных, мо жет, выйдем, приобретя статус Уполномоченного банка федерального пенсионного фонда. В Москве этот вопрос прорабатывается. Банк принимает и будет принимать посильное участие в решении соци альных проблем области. Уверен, что скоро мы сумеем занять над лежащее место в мире финансов. - Не слишком ли это будет “скоро" для банка, открытого лишь год назад? Другие шли к цели гораздо дольше. - Но ведь нам в чем-то легче, мы сможем избежать ошибок, ко торые вынужденно, идя первыми, совершали наши предшественники. К тому же ныне ряд банков разоряется, теряет вкладчиков, и мы надеемся их привлечь, не вызывая раздражения у других банков, как бывает, если пытаешься перетягивать их клиентуру. - Вы работаете только с юридическими лицами? - В основном да. Наши главные клиенты - предприятия, органи зации, коммерческие структуры. Открыто более 150 счетов. Част ных вкладчиков имеем немного. Процентные ставки предлагаем реальные в зависимости от общей экономической конъюнктуры. Ра ботаем на рынке межбанковских кредитов, проводим операции с го сударственными ценными бумагами, валютой - лицензию недавно получили. Кредитование проводим осторожно, под надежные гаран тии. Мы - небольшой банк, рисковать не имеем права, будем и впредь придерживаться консервативной политики, что позволит обе зопасить банк от опрометчивых решений. - И последнее. Сергей Александрович, что происходит с долла ром? Ваш прогноз? - Как мне кажется, курс доллара в угоду политике искусственно і сдерживается. Но долго натягивать вожжи правительству не по си лам. Осенью, а может, позднее, по мнению аналитиков, ожидается “большой взрыв*4, рубль должен опуститься. Рынком все-таки уп равляют объективные законы. Леонид ПАВЛОВ. ” Н А П Е Р В О Е МЕСТО СТАВИМ НАДЕЖНОСТЬ” , - освбв подчеркнулв эксклюзивном интервью"C0IIRSI” председатель правлении Социальноюбанка СергеиНИКИШВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz