Рыбный Мурман. 1995 г. Август.
РЫБА ОСЕНЬЮ ЛУЧШЕ ЛОВИТСЯ Через неделю на ст упит осень. Хоть и невеселый это пери од по погодным условиям, зато более активный для рыбаков. Где же п л а н и р уют с я до конца года основные районы про мы сла? . Об этом р а с с к а зы в а ет г л а в ны й специа ли ст по л и ц е н зионному и кон венционном у ры б о л о в ст в у АО “Севрыба" К В О Т А Г Л А В Н Ы Й К О Н С Т Р У К Т О Р Виктор ГОРОХОВ - В начале августа состоялось заседание промыслового совета. На нем анализировалось освоение промысловых квот в первом пол угодии и давались рекомендации до конца года. Выполняя решения со вета, большая часть судов перешла с облова трески на спецпромысел пикши на востоке Баренцева моря. Сейчас там работают до 50 судов плюс 7 траулеров ловят камбалу. Конечно, трудно в столь многочис ленной группе добиваться хороших результатов, к тому же нет поиско вых судов. Если бы вели поиско вую работу, можно было посмотреть район Каменно-Колгу- евского мелководья: в былые годы здесь осенью рыбы было много. И можно бы рассредоточить группу на пикше. Прежде чем говорить о перспек тивах, следует, наверное, сказать о ситуации с выбором квоты на вы лов трески. Некоторые фирмы Со юза рыбопромышленников Севера и ряд колхозов уже закончили его, а у крупных флотов еще квота ос талась и до конца года, видимо, ее хватит. Поэтому в октябре по сле окончания работы на пик ше они будут снова ловить тре ску. Большая группа судов сейчас работает на креветке, промысел этот продолжится и в сентябре. З а канчивается облов скумбрии и пу тассу в Фарерской зоне. Суда перейдут в море Ирмингера на окунь. Сейчас ученые ПИНРО ведут в Баренцевом море научные иссле дования запасов сайки, промысел ее начнется в октябре. Ждут рыба ки и научных рекомендаций наи более продуктивных районов облова сельди в Норвежской эко номической зоне. Предполагаем, что в сентябре начнут работать суда в Гренланд- ской зоне (летом там промышлял экипаж одного БМРТ ): облов оку ня - два БМРТ типа “Иван Боч ков4* и один БМРТ - промысел палтуса. В Северо-Западной Атлантике ведут лов окуня суда Мурманского тралового флота, а палтуса (с по мощью яруса) и креветки - кол хозные траулеры. Сравнительно необжитой для нас район Новой Зеландии осваи вают рыбаки 4Карелрыбфлота44, которые до этого весьма успешно работали на кальмаре в АЧА. И, наконец, в ноябре-декабре часть крупнотоннажного флота приступит к промыслу чешско-пе чорской или малопозвонковой сельди, а часть - продолжит облов путассу в Фарерской рыболовной зоне. Хочу напомнить, что 28 августа откроется заседание постоянного российско-норвежского комитета по вопросам управления и регули рования рыболовства. Последняя сессия российско-норвежской сме шанной комиссии поручила этому комитету решить проблему единых переводных коэффициентов на ры бопродукцию для обеих стран. В мае российские и норвежские спе циалисты на борту норвежского судна апробировали свои методи ки, чтобы комитет определил, ка кая удачней. А потом смешанная комиссия утвердит это решение. До сих пор остается спорным вопрос о промысле в открытой час ти Баренцева моря. Если в своих 200-мильных зонах Россия и Нор вегия выделяют квоты третьим странам, то в анклаве Баренцева моря исландские и немало судов под разными флагами ведут нере гулируемый, по сути браконьер ский промысел. Следуя Конвенции ООН по морскому праву, мы не можем им запретить это. Причем не только Россия обеспокоена со стоянием трансграничных запасов рыбы. Эта проблема обсуждалась и на недавнем заседании ООН. Сложность ее в том, что некоторые страны не соглашаются на введе ние регулируемого промысла в от крытой части Мирового океана. Однако нашим судам разрешается там работать в пределах выделен ной квоты, а, например, исландцы ловят столько, сколько хотят. Нерегулируемый лов может от разиться на состоянии запасов ры бы, что, в свою очередь, повлияет на объемы квот и для Норвегии, и для России. ТВОРЧЕСТВО Павел ЛУЖИН Ш есть лет назад ж ур нал "Рыбное хо зяй с тво " опубликовал гр уп по в ую ф о то граф ию и нж енеров -нов а торов прои звод с твенно го объединения "С е в т е х ры б п р о м " . На ней была представлена блестящая плеяда м у рм а н с ки х изобре тателей : Ю . Бла говещенский , А . Храновский , Н. К ом к о в , Ю . Рассолов, С. Крутов, В. Н и колаен ков . Среди них находился и Виктор Д о р о в с ки х - ныне главный кон с т р у к т о р А О "С е вры б те хц ен тр ". Он вы п у с кни к Калинин градс ко го те хниче ско го института, и нж е н е р - ме хани к . Был активным членом сту д е н ч е с к о го научно го общества. Две к ур со вы е пра кти ки проходил в Л е ни н гр а д с ком НИИ, где и приобрел первые к о н с т р у к т о р с ки е навыки. Во зм ожно , то гда и во зни кло в нем желание стать т в орцом новой техни ки. М о л о д о й специалист шел к цели не про с тым путем . Ходил на судах тралфлота слесарем , м е х а н и к ом -н а - л ад чи ком . Ощутил , почем фунт м о р с к о г о лиха, но зато до по следне го болта изучил машины и м е ха ни з мы на судовы х ры боф абри ка х . С тремление сделать их лучше , со вершеннее привело Д о р о в с ки х п о з днее в прое к тны й институт "Г и п р о ры бф л о т " . Здесь судьба све ла е го с В. Н и колаен ковым , извест ным по тем временам опы тным к о н с т р у к т о р ом . Своим учителем он называет е го и се годня . Ну а ко гда обра зовался "С е в те х ры б п р ом " , вм е сте перешли в п ер спе к тивную о р г а низацию . Любая новая машина , к а к прави ло, плод колле к ти в но го творчества. Осеняет одно го , а воплощаю т конс т р у к т о р с к ую ид ею в п р о е к т мно гие . Так, к п рим ер у , и создавалась м а шина для порядовой рас клад ки мойвы п еред з а гр у з к о й в коптиль ную печь. Она заменяла ручной т р уд шести рыбоо брабо тчиц . А в то ры получили свидетельство на и зо бретение, а Д о р о в с ки х к том у ж е стал лауреа том премии о б к ом а к о м сомола . Профессиональных побед было больше , чем неудач. На плав базах "С е в ры б хол одф л о та " п ре красно за ре коме ндов ала себя машина для у клад ки м ел ко й ры бы в бан ки . На бывшей ВДНХ, где она экспонировалась, Ни колаен ков , ка к главный кон с тр у к тор , получил золо т ую медаль . Д о р о в с ки х - сереб р я ную . На м е ж д у н а р о д н о й выставке "И н р ы б п р о м - 9 0 " вы с о к ую оцен ку за служило еще од но новшество м урм анча н - линия при готовления пресервов из ф и л е -ку с о ч к о в с к у м б рии (ставриды , сельди ). В соавторстве с гр уппой конс т р у к то р о в и техноло гов Виктор Д о ро в с ки х разработал не им еющ ую аналогов линию по выпуску к о н с е р вов из очищенной печени ры б тре с ковы х п о р о д . Линии "Печень мин тая " эффективно используют рыба ки -дальнево с точни ки . Работа "С по с о б отделения примесей от ры б н о го сы р ь я " запатентована и за несена в Государственный реестр изобре тений . Всего на счету Д о р о в ских восемь авторских свидетельств, м нож е с тво отличий в сево зм ожны х выставок и к о н к у р с о в . - Как кон с т р у к т о р я состоялся, - признает он . - Насыщенно прожи т большой о т р е зо к жи зни . На выставке "И н ры б п р о м - 9 5 " центр демонс трировал шесть ры б о ра зделочны х машин . Почти в к а ж дой из них пре творены творческие замыслы главно го кон с т р у к т о р а ... ПОЛОСА И Н Т Е Р В Ь Ю У Т Р А П А Анна САЛМАНОВА - Ну что сказать? Обычный промысловый рейс. Четыре месяца. Сначала работали в Баренцевом море и в море Ир мингера на донных породах - окуне, треске, а заканчивали рейс в открытой зоне на скумбрии. Кроме того, были в Во сточной Гренландии, тоже на окуне. Но рыба там мелкая, идет в основном на КПЗ (корм пушному зверю) и на пти цефабрики. Рыбу сдавали на наши тралфлотовские суда, а послед ний груз скумбрии привезли сюда уже сами. - А траулер? Не подвел вас в долгом рейсе? - СТМ совсем еще младенец. Девять лет для судна не возраст. Иные служат лет по 20-25. Сложности, конечно, были - судно перед ремонтом, постоянные заморочки с главным двигателем. Большое спасибо нашему второму ме ханику Александру Николаевичу Прохорову: благодаря ему мы в рейсе жили и работали спокойно. Все было вовремя - и ремонт, и профилактика. Молодец парень! На судне мы готовим только мороженую рыбопродук цию. Правда, еще перерабатываем отходы на рыбную муку и рыбий жир. В траловом флоте этим занимаются почти все суда. Будь у нас консервный цех - закатали бы печень в банки. Привезли в этот раз 8 тонн рыбжира. Конечно, жир не медицинский, на судне его не изготовишь, а техниче ский. Работала раньше у нас филейная машина, сделанная в Германии специально для обработки мелкой рыбы (напри мер сардины, которую ловили у берегов Африки). Я вспо минаю те рейсы, как одни из лучших. Но сейчас мы работаем в северных морях, поэтому необходимости в таком оборудовании нет. И на питание в этом рейсе грех было жаловаться. Тут Каждый день радио сообщает: в порт возвращаются промысловые су да. СТМ "Ордынский" - один из таких . Совсем недавно вернулся он к родному причалу . Закончена выгрузка , и теперь он "чистит перышки" перед новым рейсом . Вячеслав Николаевич ЛОГАЧЕВ , старший помощник капитана , охотно согласился рассказать о прошедшем рейсе . ведь многое зависит от шеф-повара. А он - Александр Ни колаевич Бабаков - у нас замечательный. Уже 18 лет ра ботает на флоте. Готовил совсем по-домашнему, а это не то, что казенная пища. Ясно, что рыба на столе была по стоянно. Но ведь нам специально выделяют деньги на за купку скоропортящихся продуктов - 2 доллара и 15 тысяч рублей в день на человека. Это хорошие деньги. И в рейсе было все - и овощи, и фрукты. Когда работали в море Ир мингера, продукты нам привозили из Англии, последний раз запасались продовольствием в Норвегии. - Вячеслав Николаевич, любую работу движут не машины, а люди. Расскажите, пожалуйста, о своем экипаже. - Люди... Говорить о них очень сложно. В экипаже 38 человек. Что сказать? Рейс был сложным сам по себе - ра ботали и донным, и пелагическим тралами - в зависимости от того, какая рыба. Знаете, наш капитан Александр Гри горьевич Фомин впервые пошел в рейс в этой должности. Но он умелый судоводитель. А еще со всеми смог найти контакт. Народ у нас разный, всякое бывает, что греха та ить. Но он сумел из нас сделать то, что называется экипа жем. Цель здесь у всех одна - рыбы наловить да заработать нормально. И чтобы тебя уважали - нужно показать, что ты человек знающий, опытный, не отлыниваешь от любой ра боты, ведь никто ее за нас не сделает. Конфликтов у нас не было никаких. Все говорят о наци ональном вопросе, а мне кажется, что сильно его преувели чивают. Никогда у нас не было разборок из-за иного разреза глаз или формы носа. На это никто внимания не обращает. Посудите сами: боцман - азербайджанец, одна пятая экипажа - украинцы, много русских, есть уроженцы Белоруссии и Удмуртии. Живем мирно. Работы на судне очень много, и чего не коснись - везде нужны матросы. Не все, конечно, но большинство матросов - хорошие ребята. Например Сергей Одинцов. Он ходил на судах такого типа, знает все операции (обработка рыбы, швартовка, выгрузка). И если что-нибудь ему поручил, то можно сразу и забыть, потому что знаешь, что все будет сделано так, как надо. Замечательно, когда матросы - народ обученный, быва лый, можно использовать их труд то здесь, то там. А то бы вает так: придет какой-нибудь работник, который 3-4 года занимался одной только упаковкой рыбы, и больше ничего не знает и знать не хочет. А наши ребята могут помочь ме нее опытному при случае. Например, мастером добычи у нас работал молодой парень Олег Старчиенко. Ему помогал один из матросов, Виктор Дудевич. И это воспринимается пра вильно, никто не вскидывается: “Что ты меня учишь! “ . Вот такой экипаж. Хорошая была рыбалка и работали хо рошо. Самого старпома остальные члены экипажа называют дружески - Николаич и отзываются о нем с большой тепло той: “Мировой мужик44... - Неужели никаких проблем не было? - Проблем хватает. Как же без них? Возьмем хотя бы перегрузку рыбы во время рейса с одного судна на другое. Всю эту операцию приходится проделывать в открытом мо ре. Конечно, гораздо удобнее это было бы делать, к приме ру, в Большой Волоковой губе: бухта защищена от ветра, сильного волнения. Но она находится в 12-мильной зоне, и, по таможенным правилам, при пересечении этой зоны при возимая продукция считается импортной. А таможенная по шлина - очень и очень большие деньги. Поэтому чаще всего мы вынуждены разгружаться прямо в открытом море. Это огромный риск, рискуем покалечить судно и людей, поте рять продукцию. Сейчас, в летний период, когда море спо койно, работается более или менее нормально, но не за горами осень и зима. Обидно, но сегодня гораздо выгоднее и проще продавать рыбу за границей. А ведь своих-то тоже нужно кормить, вот и везем рыбу сюда и терпим всяческие неудобства. Много хлопот доставляют таможенные правила. К примеру, приходим из
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz