Рыбный Мурман. 1995 г. Август.

РЫБА ОСЕНЬЮ ЛУЧШЕ ЛОВИТСЯ Через неделю на ст упит осень. Хоть и невеселый это пери­ од по погодным условиям, зато более активный для рыбаков. Где же п л а н и р уют с я до конца года основные районы про­ мы сла? . Об этом р а с с к а зы в а ет г л а в ны й специа ли ст по л и ц е н ­ зионному и кон венционном у ры б о л о в ст в у АО “Севрыба" К В О Т А Г Л А В Н Ы Й К О Н С Т Р У К Т О Р Виктор ГОРОХОВ - В начале августа состоялось заседание промыслового совета. На нем анализировалось освоение промысловых квот в первом пол­ угодии и давались рекомендации до конца года. Выполняя решения со­ вета, большая часть судов перешла с облова трески на спецпромысел пикши на востоке Баренцева моря. Сейчас там работают до 50 судов плюс 7 траулеров ловят камбалу. Конечно, трудно в столь многочис­ ленной группе добиваться хороших результатов, к тому же нет поиско­ вых судов. Если бы вели поиско­ вую работу, можно было посмотреть район Каменно-Колгу- евского мелководья: в былые годы здесь осенью рыбы было много. И можно бы рассредоточить группу на пикше. Прежде чем говорить о перспек­ тивах, следует, наверное, сказать о ситуации с выбором квоты на вы­ лов трески. Некоторые фирмы Со­ юза рыбопромышленников Севера и ряд колхозов уже закончили его, а у крупных флотов еще квота ос­ талась и до конца года, видимо, ее хватит. Поэтому в октябре по­ сле окончания работы на пик­ ше они будут снова ловить тре­ ску. Большая группа судов сейчас работает на креветке, промысел этот продолжится и в сентябре. З а ­ канчивается облов скумбрии и пу­ тассу в Фарерской зоне. Суда перейдут в море Ирмингера на окунь. Сейчас ученые ПИНРО ведут в Баренцевом море научные иссле­ дования запасов сайки, промысел ее начнется в октябре. Ждут рыба­ ки и научных рекомендаций наи­ более продуктивных районов облова сельди в Норвежской эко­ номической зоне. Предполагаем, что в сентябре начнут работать суда в Гренланд- ской зоне (летом там промышлял экипаж одного БМРТ ): облов оку­ ня - два БМРТ типа “Иван Боч­ ков4* и один БМРТ - промысел палтуса. В Северо-Западной Атлантике ведут лов окуня суда Мурманского тралового флота, а палтуса (с по­ мощью яруса) и креветки - кол­ хозные траулеры. Сравнительно необжитой для нас район Новой Зеландии осваи­ вают рыбаки 4Карелрыбфлота44, которые до этого весьма успешно работали на кальмаре в АЧА. И, наконец, в ноябре-декабре часть крупнотоннажного флота приступит к промыслу чешско-пе­ чорской или малопозвонковой сельди, а часть - продолжит облов путассу в Фарерской рыболовной зоне. Хочу напомнить, что 28 августа откроется заседание постоянного российско-норвежского комитета по вопросам управления и регули­ рования рыболовства. Последняя сессия российско-норвежской сме­ шанной комиссии поручила этому комитету решить проблему единых переводных коэффициентов на ры­ бопродукцию для обеих стран. В мае российские и норвежские спе­ циалисты на борту норвежского судна апробировали свои методи­ ки, чтобы комитет определил, ка­ кая удачней. А потом смешанная комиссия утвердит это решение. До сих пор остается спорным вопрос о промысле в открытой час­ ти Баренцева моря. Если в своих 200-мильных зонах Россия и Нор­ вегия выделяют квоты третьим странам, то в анклаве Баренцева моря исландские и немало судов под разными флагами ведут нере­ гулируемый, по сути браконьер­ ский промысел. Следуя Конвенции ООН по морскому праву, мы не можем им запретить это. Причем не только Россия обеспокоена со­ стоянием трансграничных запасов рыбы. Эта проблема обсуждалась и на недавнем заседании ООН. Сложность ее в том, что некоторые страны не соглашаются на введе­ ние регулируемого промысла в от­ крытой части Мирового океана. Однако нашим судам разрешается там работать в пределах выделен­ ной квоты, а, например, исландцы ловят столько, сколько хотят. Нерегулируемый лов может от­ разиться на состоянии запасов ры­ бы, что, в свою очередь, повлияет на объемы квот и для Норвегии, и для России. ТВОРЧЕСТВО Павел ЛУЖИН Ш есть лет назад ж ур нал "Рыбное хо зяй с тво " опубликовал гр уп по в ую ф о то граф ию и нж енеров -нов а торов прои звод с твенно го объединения "С е в т е х ры б п р о м " . На ней была представлена блестящая плеяда м у рм а н с ки х изобре тателей : Ю . Бла­ говещенский , А . Храновский , Н. К ом к о в , Ю . Рассолов, С. Крутов, В. Н и колаен ков . Среди них находился и Виктор Д о р о в с ки х - ныне главный кон с т р у к т о р А О "С е вры б те хц ен тр ". Он вы п у с кни к Калинин градс ко го те хниче ско го института, и нж е н е р - ме хани к . Был активным членом сту­ д е н ч е с к о го научно го общества. Две к ур со вы е пра кти ки проходил в Л е ­ ни н гр а д с ком НИИ, где и приобрел первые к о н с т р у к т о р с ки е навыки. Во зм ожно , то гда и во зни кло в нем желание стать т в орцом новой техни ­ ки. М о л о д о й специалист шел к цели не про с тым путем . Ходил на судах тралфлота слесарем , м е х а н и к ом -н а - л ад чи ком . Ощутил , почем фунт м о р с к о г о лиха, но зато до по следне ­ го болта изучил машины и м е ха ни з ­ мы на судовы х ры боф абри ка х . С тремление сделать их лучше , со ­ вершеннее привело Д о р о в с ки х п о з ­ днее в прое к тны й институт "Г и п р о ры бф л о т " . Здесь судьба све ­ ла е го с В. Н и колаен ковым , извест­ ным по тем временам опы тным к о н с т р у к т о р ом . Своим учителем он называет е го и се годня . Ну а ко гда обра зовался "С е в те х ры б п р ом " , вм е ­ сте перешли в п ер спе к тивную о р г а ­ низацию . Любая новая машина , к а к прави ­ ло, плод колле к ти в но го творчества. Осеняет одно го , а воплощаю т конс т ­ р у к т о р с к ую ид ею в п р о е к т мно гие . Так, к п рим ер у , и создавалась м а ­ шина для порядовой рас клад ки мойвы п еред з а гр у з к о й в коптиль ­ ную печь. Она заменяла ручной т р уд шести рыбоо брабо тчиц . А в то ­ ры получили свидетельство на и зо ­ бретение, а Д о р о в с ки х к том у ж е стал лауреа том премии о б к ом а к о м ­ сомола . Профессиональных побед было больше , чем неудач. На плав­ базах "С е в ры б хол одф л о та " п ре ­ красно за ре коме ндов ала себя машина для у клад ки м ел ко й ры бы в бан ки . На бывшей ВДНХ, где она экспонировалась, Ни колаен ков , ка к главный кон с тр у к тор , получил золо ­ т ую медаль . Д о р о в с ки х - сереб р я ­ ную . На м е ж д у н а р о д н о й выставке "И н р ы б п р о м - 9 0 " вы с о к ую оцен ку за служило еще од но новшество м урм анча н - линия при готовления пресервов из ф и л е -ку с о ч к о в с к у м б ­ рии (ставриды , сельди ). В соавторстве с гр уппой конс т ­ р у к то р о в и техноло гов Виктор Д о ­ ро в с ки х разработал не им еющ ую аналогов линию по выпуску к о н с е р ­ вов из очищенной печени ры б тре­ с ковы х п о р о д . Линии "Печень мин тая " эффективно используют рыба ки -дальнево с точни ки . Работа "С по с о б отделения примесей от ры б н о го сы р ь я " запатентована и за­ несена в Государственный реестр изобре тений . Всего на счету Д о р о в ­ ских восемь авторских свидетельств, м нож е с тво отличий в сево зм ожны х выставок и к о н к у р с о в . - Как кон с т р у к т о р я состоялся, - признает он . - Насыщенно прожи т большой о т р е зо к жи зни . На выставке "И н ры б п р о м - 9 5 " центр демонс трировал шесть ры б о ­ ра зделочны х машин . Почти в к а ж ­ дой из них пре творены творческие замыслы главно го кон с т р у к т о р а ... ПОЛОСА И Н Т Е Р В Ь Ю У Т Р А П А Анна САЛМАНОВА - Ну что сказать? Обычный промысловый рейс. Четыре месяца. Сначала работали в Баренцевом море и в море Ир­ мингера на донных породах - окуне, треске, а заканчивали рейс в открытой зоне на скумбрии. Кроме того, были в Во­ сточной Гренландии, тоже на окуне. Но рыба там мелкая, идет в основном на КПЗ (корм пушному зверю) и на пти­ цефабрики. Рыбу сдавали на наши тралфлотовские суда, а послед­ ний груз скумбрии привезли сюда уже сами. - А траулер? Не подвел вас в долгом рейсе? - СТМ совсем еще младенец. Девять лет для судна не возраст. Иные служат лет по 20-25. Сложности, конечно, были - судно перед ремонтом, постоянные заморочки с главным двигателем. Большое спасибо нашему второму ме­ ханику Александру Николаевичу Прохорову: благодаря ему мы в рейсе жили и работали спокойно. Все было вовремя - и ремонт, и профилактика. Молодец парень! На судне мы готовим только мороженую рыбопродук­ цию. Правда, еще перерабатываем отходы на рыбную муку и рыбий жир. В траловом флоте этим занимаются почти все суда. Будь у нас консервный цех - закатали бы печень в банки. Привезли в этот раз 8 тонн рыбжира. Конечно, жир не медицинский, на судне его не изготовишь, а техниче­ ский. Работала раньше у нас филейная машина, сделанная в Германии специально для обработки мелкой рыбы (напри­ мер сардины, которую ловили у берегов Африки). Я вспо­ минаю те рейсы, как одни из лучших. Но сейчас мы работаем в северных морях, поэтому необходимости в таком оборудовании нет. И на питание в этом рейсе грех было жаловаться. Тут Каждый день радио сообщает: в порт возвращаются промысловые су­ да. СТМ "Ордынский" - один из таких . Совсем недавно вернулся он к родному причалу . Закончена выгрузка , и теперь он "чистит перышки" перед новым рейсом . Вячеслав Николаевич ЛОГАЧЕВ , старший помощник капитана , охотно согласился рассказать о прошедшем рейсе . ведь многое зависит от шеф-повара. А он - Александр Ни­ колаевич Бабаков - у нас замечательный. Уже 18 лет ра­ ботает на флоте. Готовил совсем по-домашнему, а это не то, что казенная пища. Ясно, что рыба на столе была по­ стоянно. Но ведь нам специально выделяют деньги на за­ купку скоропортящихся продуктов - 2 доллара и 15 тысяч рублей в день на человека. Это хорошие деньги. И в рейсе было все - и овощи, и фрукты. Когда работали в море Ир­ мингера, продукты нам привозили из Англии, последний раз запасались продовольствием в Норвегии. - Вячеслав Николаевич, любую работу движут не машины, а люди. Расскажите, пожалуйста, о своем экипаже. - Люди... Говорить о них очень сложно. В экипаже 38 человек. Что сказать? Рейс был сложным сам по себе - ра­ ботали и донным, и пелагическим тралами - в зависимости от того, какая рыба. Знаете, наш капитан Александр Гри­ горьевич Фомин впервые пошел в рейс в этой должности. Но он умелый судоводитель. А еще со всеми смог найти контакт. Народ у нас разный, всякое бывает, что греха та­ ить. Но он сумел из нас сделать то, что называется экипа­ жем. Цель здесь у всех одна - рыбы наловить да заработать нормально. И чтобы тебя уважали - нужно показать, что ты человек знающий, опытный, не отлыниваешь от любой ра­ боты, ведь никто ее за нас не сделает. Конфликтов у нас не было никаких. Все говорят о наци­ ональном вопросе, а мне кажется, что сильно его преувели­ чивают. Никогда у нас не было разборок из-за иного разреза глаз или формы носа. На это никто внимания не обращает. Посудите сами: боцман - азербайджанец, одна пятая экипажа - украинцы, много русских, есть уроженцы Белоруссии и Удмуртии. Живем мирно. Работы на судне очень много, и чего не коснись - везде нужны матросы. Не все, конечно, но большинство матросов - хорошие ребята. Например Сергей Одинцов. Он ходил на судах такого типа, знает все операции (обработка рыбы, швартовка, выгрузка). И если что-нибудь ему поручил, то можно сразу и забыть, потому что знаешь, что все будет сделано так, как надо. Замечательно, когда матросы - народ обученный, быва­ лый, можно использовать их труд то здесь, то там. А то бы­ вает так: придет какой-нибудь работник, который 3-4 года занимался одной только упаковкой рыбы, и больше ничего не знает и знать не хочет. А наши ребята могут помочь ме­ нее опытному при случае. Например, мастером добычи у нас работал молодой парень Олег Старчиенко. Ему помогал один из матросов, Виктор Дудевич. И это воспринимается пра­ вильно, никто не вскидывается: “Что ты меня учишь! “ . Вот такой экипаж. Хорошая была рыбалка и работали хо­ рошо. Самого старпома остальные члены экипажа называют дружески - Николаич и отзываются о нем с большой тепло­ той: “Мировой мужик44... - Неужели никаких проблем не было? - Проблем хватает. Как же без них? Возьмем хотя бы перегрузку рыбы во время рейса с одного судна на другое. Всю эту операцию приходится проделывать в открытом мо­ ре. Конечно, гораздо удобнее это было бы делать, к приме­ ру, в Большой Волоковой губе: бухта защищена от ветра, сильного волнения. Но она находится в 12-мильной зоне, и, по таможенным правилам, при пересечении этой зоны при­ возимая продукция считается импортной. А таможенная по­ шлина - очень и очень большие деньги. Поэтому чаще всего мы вынуждены разгружаться прямо в открытом море. Это огромный риск, рискуем покалечить судно и людей, поте­ рять продукцию. Сейчас, в летний период, когда море спо­ койно, работается более или менее нормально, но не за горами осень и зима. Обидно, но сегодня гораздо выгоднее и проще продавать рыбу за границей. А ведь своих-то тоже нужно кормить, вот и везем рыбу сюда и терпим всяческие неудобства. Много хлопот доставляют таможенные правила. К примеру, приходим из

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz