Рыбный Мурман. 1995 г. Август.

ным к у р с о м и д е т е , т о в а р и щ и д е л о в о е п р и л о ж е н и е Н А Л О Г О В А Я П О Л И Т И К А : ч т о в п е р ш и ? ПО З А К О Н У Александр ФУФЫГИН, начальник юридического отдела Государственной налоговой инспекции по Мурманской области Жалобы на несовершенство налогового законодательства можно услышать от лю­ бого налогоплательщика. В последнее вре­ мя они слышатся особенно часто. Не случайно в печати появляются многочис­ ленные статьи о проблемах налогообложе­ ния. Вот один характерный заголовок - “Налоги душили нас, теперь надо душить налоги“ . А, кстати, сколько в России на­ логов? В настоящее время в соответствии с Законом РФ “Об основах налоговой си­ стемы в Российской Федерации41 действу­ ют 43 налога, кроме того, в соответствии с Указом Президента РФ № 2270 от 22.12.93 г. органами власти субъектов Федерации и местны­ ми органами власти введено бо­ лее 200 региональных и местных налогов. Рекордсменом среди об­ ластей является Курская об­ ласть, которая дополнительно ввела 22 местных и региональ­ ных налога. Следует отметить, что с мо­ мента своей организации Госна­ логслужбой России было издано 30 инструкций по порядку ис­ числения и уплаты налогов. Ка­ ким же образом законодатели собираются душить налоги? Только присущими им методами - законодательным изменением налоговой системы. 12 июня Государственная Дума приня­ ла в третьем чтении и направила в Совет Федерации проект Закона о внесении из­ менений в Закон “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ . Прежде всего следует отметить, что проект предусматривает ликвидацию ряда налогов: налога на операции с ценными бумагами, за использование наименований “Россия “ , “Российская Федерация “ , транспортного налога, налога на приобре­ тение транспортных средств, налога на ре­ кламу, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Следует напомнить, что с 1 января 1996 года в соответствии с Законами РФ от 9.02.95 г. и 05.04.95 г. прекращают действовать спецналог и налогообложение превышения фонда оплаты труда сверх установленного государством уровня. Изменения, внесенные в Закон об ос­ новах налоговой системы, вводят новшест­ во, которое уменьшит источники бюджетных поступлений в регионах. Ряд налогов, которые сейчас считаются регио­ нальными (налог на пользователей авто­ мобильных дорог и с владельцев транспортных средств, на реализацию ГСМ), будут отнесены к разряду феде­ ральных налогов. Из числа местных налогов предполага­ ется исключить налог на содержание жи­ лищного фонда, что может повлечь даль­ нейшее повышение квартплаты и коммунальных услуг. Из федерального в местный переводит­ ся налог с имущества физических лиц, переходящего в порядке наследования или дарения. Законодатель предполагает ввести нор­ мативные ограничения на чрезмерную ак­ тивность субъектов Федерации и местных властей на введение новых налогов. Субъ­ екты Федерации моіут устанавливать иные налоги, но их суммарная ставка не должна превышать 2% от фонда оплаты труда организации. Суммарная ставка муниципальных на­ логов не должна превышать 5% годового фонда оплаты труда для организаций, а для физических лиц - 3% от 12-кратной величины минимальной месячной оплаты труда. У вышеприведенного законопроекта, можно полагать, будет нелегкая судьба. По поводу местных налогов можно ожи­ дать противодействия со стороны предста- Ь Ы t t J U T i С М Е Я Т Ь С Я , но я й£йствѵтм>цо МИНИСТР ФИНАНСОВ бесспорного порядка взыскания недои­ мок) . Налогоплательщику будет предо­ ставлено право, если он не согласен с наложенными санкциями, в течение двух недель со дня их предъявления обратиться в арбитражный суд. И, естественно, до вступления в законную силу решения су­ да взыскание санкций откладывается. Вышеуказанное изменение, если оно будет принято, приведет к серьезному снижению эффективности этой меры от­ ветственности. А в связи с тем, что резко возрастет число споров в арбитражных су­ дах при существующей нехватке числен­ ности судей, произойдет задержка поступлений сумм санкций в бюджет, что дает основание сомневаться в целесооб­ разности этого нововведения. Важнейшим вопросом налогового зако­ нодательства является его стабильность. Необходимо прекратить постоянные изме­ нения налогового законодательства в тече­ ние финансового года, а нередко и задним числом. В проекте закона предусматривается, что законодательные и иные нормативные акты о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового пери­ ода по соответствующему налогу. При этом изменения в части установления но­ вых налогов и сборов вступают в силу не ранее первого января года, следующего за годом их принятия. Безусловно, что в этом случае взаимо­ отношения налогоплательщиков и налого­ вых органов примут более упорядоченный характер. Впрочем, все эти благие пожелания мо­ гут быть в значительной степени деваль­ вированы, если сохранится существующий порядок, когда указ Президента РФ по налоговым правоотношениям нередко ста­ вится выше закона. Краткий обзор изменений, внесенных в налоговое законода- Рис. Валерия ТАРАСЕНКО. вителей регионов в Совете Федерации. Обращает на себя внимание и чисто правовая проблема: в настоящее время от­ сутствует механизм приведения налогово­ го законодательства регионов в соответствие с федеральным законода­ тельством. Общеизвестно, что взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов далеки от идеальных, им явно не хватает цивилизованных форм. Сейчас налоговые отношения характеризуются администра­ тивно-правовым методом регулирования, который, в отличие от гражданско-право­ вого, основан не на равенстве сторон и презумпции невиновности, а на власти и подчинении: взыскание в бюджет недои­ мок по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а также сумм штра­ фов и иных санкций с предприятий, уч­ реждений, организаций производится в бесспорном порядке. Естественно, что наличие такого поряд­ ка (подчеркнем - законно установленного в соответствии с Конституцией РФ) в со­ четании с недостаточной правовой культу­ рой налогоплательщиков и несовершенством налогового законодатель­ ства и приводит нередко к конфликтным ситуациям. Главным изменением в проекте закона является отход от бесспорного порядка применения санкций (при сохранении тельство в последнее время Президент РФ решил усо­ вершенствовать налоговую сис­ тему страны. Указом от 21 июля 1995 г. предусмотрена це­ лая программа. Кроме того, ут­ ратил силу широко известный Указ “О проведении налоговой амнистии “ , который был принят в целях пополнения доходной части республиканского бюдже­ та Российской Федерации на 1993 год. (Что, впрочем, не по­ мешало пополнять бюджеты 1994-1995 гг. без принятия но­ вых решений.) Указ, предус­ матривавший взыскание тройных штрафов за сокрытие доходов, теперь в прошлом. С 8 августа 1995 года введен в дейст­ вие Закон РФ “О внесении изменений в ст. 9 Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц“ . В новой редакции иск­ лючаются указания на “сроки получения средств на оплату труда“ и на “истечение каждого месяца “ . Это будет означать, что налог должен вноситься в бюджет не поз­ днее дня ФАКТИЧЕСКОГО ПОЛУЧЕ­ НИЯ в банке средств на оплату труда (дня перечисления причитающихся работ­ никам сумм с банковского счета организа­ ции) . Этот порядок в отличие от предыдущей трактовки закона логичен, поскольку ра­ нее юридические лица подвергались штрафным санкциям, если налог ими пе­ речислялся не в установленный “срок получения средств на .оплату труда “ , а в день фактической выплаты зарплаты. 20 июля 1995 года вступила в силу Инструкция ГНС РФ “О порядке исчис­ ления и уплаты налогов на имущество фи­ зических лиц“ . Наиболее существенным в новой инструкции является право нало­ гоплательщика самому выбирать порядок уплаты налога - в два этапа (15 сентября и 15 ноября) или сразу по первому сроку уплаты. солнца, к Попробуйте Ь вы. Ц к Н е с м о ж е т е - Щ . с м . 12 с т р . D Е F A C T O Д О Л Г И Н А Ш И По состоянию на 1 июля 1995 года общая просроченная задолженность предприятий про­ мышленности, транспорта, строительства и сельского хозяйства увеличилась по сравне­ нию с предыдущим месяцем на 2% и состави­ ла 1531,5 млрд. рублей. Из общей просроченной задолженности на кредиторскую задолженность приходилось 95%, на задолженность по кредитам банков - 4,9%, по полученным займам - 0,1%. Просро­ ченная задолженность длительностью свыше трех месяцев составила 861 млрд. рублей, или 59% от общей суммы просроченной кредито­ рской задолженности (на 1 июня т. г. соответ­ ственно 820,8 млрд. рублей - 5 6% ) . Просроченная дебиторская задолженность сократилась за месяц на 9% и составила на 1 июля т. г. свыше 1439 млрд. рублей. Просро­ ченная дебиторская задолженность длительно­ стью свыше трех месяцев составила 875 млрд. рублей, или 61% от общей суммы просрочен­ ной задолженности (на 1 июня т. г. соответст­ венно 1057,3 млрд. рублей - 67% ). При общем снижении просроченной деби­ торской задолженности в июне т. г. просро­ ченная задолженность государственных заказчиков за поставленную в счет государст­ венных нужд продукцию возросла на 13%. В январе - июне т. г. в среднем за месяц не оплачивалось 14% отгруженной продукции (в 1994 году - 12%). Платежеспособность предприятий промыш­ ленности, строительства, сельского хозяйства и транспорта (соотношение денежных средств и просроченной задолженности поставщикам) в июне т. г. составила 21,8% против 28,3% в мае т. г. Отдел статистики финансов и НТП Мурманского облкомстата. В очередной раз на РТП “Атомфлот“ про­ шли российско-американо-норвежские перего­ воры в рамках трехстороннего сотрудничества по проблемам ядерной безопасности. Зарубеж­ ные партнеры окажут содействие мурманчанам в строительстве установки по переработке пяти тысяч тонн жидких радиоактивных отходов. Проект, оцененный в 1,7 миллиона долларов, создают московская ассоциация “Аспект“ и другие специализированные организации. На этой встрече руководитель российской группы кандидат химических наук Роман Пензин пред­ ставил на рассмотрение участников “круглого стола “ законченную часть проекта. Она и об­ суждалась специалистами трех стран. Полно­ стью техническая документация будет готова в следующем году, тогда же начнется строитель­ ство важного объекта. В составе американской делегации с кратко­ временной остановкой в Мурманске по пути в Санкт-Петербург прибыли посол США в Нор­ вегии Лофтус и советник посольства Маинд- хайд. о

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz