Рыбный Мурман. 1995 г. Август.
ным к у р с о м и д е т е , т о в а р и щ и д е л о в о е п р и л о ж е н и е Н А Л О Г О В А Я П О Л И Т И К А : ч т о в п е р ш и ? ПО З А К О Н У Александр ФУФЫГИН, начальник юридического отдела Государственной налоговой инспекции по Мурманской области Жалобы на несовершенство налогового законодательства можно услышать от лю бого налогоплательщика. В последнее вре мя они слышатся особенно часто. Не случайно в печати появляются многочис ленные статьи о проблемах налогообложе ния. Вот один характерный заголовок - “Налоги душили нас, теперь надо душить налоги“ . А, кстати, сколько в России на логов? В настоящее время в соответствии с Законом РФ “Об основах налоговой си стемы в Российской Федерации41 действу ют 43 налога, кроме того, в соответствии с Указом Президента РФ № 2270 от 22.12.93 г. органами власти субъектов Федерации и местны ми органами власти введено бо лее 200 региональных и местных налогов. Рекордсменом среди об ластей является Курская об ласть, которая дополнительно ввела 22 местных и региональ ных налога. Следует отметить, что с мо мента своей организации Госна логслужбой России было издано 30 инструкций по порядку ис числения и уплаты налогов. Ка ким же образом законодатели собираются душить налоги? Только присущими им методами - законодательным изменением налоговой системы. 12 июня Государственная Дума приня ла в третьем чтении и направила в Совет Федерации проект Закона о внесении из менений в Закон “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ . Прежде всего следует отметить, что проект предусматривает ликвидацию ряда налогов: налога на операции с ценными бумагами, за использование наименований “Россия “ , “Российская Федерация “ , транспортного налога, налога на приобре тение транспортных средств, налога на ре кламу, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Следует напомнить, что с 1 января 1996 года в соответствии с Законами РФ от 9.02.95 г. и 05.04.95 г. прекращают действовать спецналог и налогообложение превышения фонда оплаты труда сверх установленного государством уровня. Изменения, внесенные в Закон об ос новах налоговой системы, вводят новшест во, которое уменьшит источники бюджетных поступлений в регионах. Ряд налогов, которые сейчас считаются регио нальными (налог на пользователей авто мобильных дорог и с владельцев транспортных средств, на реализацию ГСМ), будут отнесены к разряду феде ральных налогов. Из числа местных налогов предполага ется исключить налог на содержание жи лищного фонда, что может повлечь даль нейшее повышение квартплаты и коммунальных услуг. Из федерального в местный переводит ся налог с имущества физических лиц, переходящего в порядке наследования или дарения. Законодатель предполагает ввести нор мативные ограничения на чрезмерную ак тивность субъектов Федерации и местных властей на введение новых налогов. Субъ екты Федерации моіут устанавливать иные налоги, но их суммарная ставка не должна превышать 2% от фонда оплаты труда организации. Суммарная ставка муниципальных на логов не должна превышать 5% годового фонда оплаты труда для организаций, а для физических лиц - 3% от 12-кратной величины минимальной месячной оплаты труда. У вышеприведенного законопроекта, можно полагать, будет нелегкая судьба. По поводу местных налогов можно ожи дать противодействия со стороны предста- Ь Ы t t J U T i С М Е Я Т Ь С Я , но я й£йствѵтм>цо МИНИСТР ФИНАНСОВ бесспорного порядка взыскания недои мок) . Налогоплательщику будет предо ставлено право, если он не согласен с наложенными санкциями, в течение двух недель со дня их предъявления обратиться в арбитражный суд. И, естественно, до вступления в законную силу решения су да взыскание санкций откладывается. Вышеуказанное изменение, если оно будет принято, приведет к серьезному снижению эффективности этой меры от ветственности. А в связи с тем, что резко возрастет число споров в арбитражных су дах при существующей нехватке числен ности судей, произойдет задержка поступлений сумм санкций в бюджет, что дает основание сомневаться в целесооб разности этого нововведения. Важнейшим вопросом налогового зако нодательства является его стабильность. Необходимо прекратить постоянные изме нения налогового законодательства в тече ние финансового года, а нередко и задним числом. В проекте закона предусматривается, что законодательные и иные нормативные акты о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового пери ода по соответствующему налогу. При этом изменения в части установления но вых налогов и сборов вступают в силу не ранее первого января года, следующего за годом их принятия. Безусловно, что в этом случае взаимо отношения налогоплательщиков и налого вых органов примут более упорядоченный характер. Впрочем, все эти благие пожелания мо гут быть в значительной степени деваль вированы, если сохранится существующий порядок, когда указ Президента РФ по налоговым правоотношениям нередко ста вится выше закона. Краткий обзор изменений, внесенных в налоговое законода- Рис. Валерия ТАРАСЕНКО. вителей регионов в Совете Федерации. Обращает на себя внимание и чисто правовая проблема: в настоящее время от сутствует механизм приведения налогово го законодательства регионов в соответствие с федеральным законода тельством. Общеизвестно, что взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов далеки от идеальных, им явно не хватает цивилизованных форм. Сейчас налоговые отношения характеризуются администра тивно-правовым методом регулирования, который, в отличие от гражданско-право вого, основан не на равенстве сторон и презумпции невиновности, а на власти и подчинении: взыскание в бюджет недои мок по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а также сумм штра фов и иных санкций с предприятий, уч реждений, организаций производится в бесспорном порядке. Естественно, что наличие такого поряд ка (подчеркнем - законно установленного в соответствии с Конституцией РФ) в со четании с недостаточной правовой культу рой налогоплательщиков и несовершенством налогового законодатель ства и приводит нередко к конфликтным ситуациям. Главным изменением в проекте закона является отход от бесспорного порядка применения санкций (при сохранении тельство в последнее время Президент РФ решил усо вершенствовать налоговую сис тему страны. Указом от 21 июля 1995 г. предусмотрена це лая программа. Кроме того, ут ратил силу широко известный Указ “О проведении налоговой амнистии “ , который был принят в целях пополнения доходной части республиканского бюдже та Российской Федерации на 1993 год. (Что, впрочем, не по мешало пополнять бюджеты 1994-1995 гг. без принятия но вых решений.) Указ, предус матривавший взыскание тройных штрафов за сокрытие доходов, теперь в прошлом. С 8 августа 1995 года введен в дейст вие Закон РФ “О внесении изменений в ст. 9 Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц“ . В новой редакции иск лючаются указания на “сроки получения средств на оплату труда“ и на “истечение каждого месяца “ . Это будет означать, что налог должен вноситься в бюджет не поз днее дня ФАКТИЧЕСКОГО ПОЛУЧЕ НИЯ в банке средств на оплату труда (дня перечисления причитающихся работ никам сумм с банковского счета организа ции) . Этот порядок в отличие от предыдущей трактовки закона логичен, поскольку ра нее юридические лица подвергались штрафным санкциям, если налог ими пе речислялся не в установленный “срок получения средств на .оплату труда “ , а в день фактической выплаты зарплаты. 20 июля 1995 года вступила в силу Инструкция ГНС РФ “О порядке исчис ления и уплаты налогов на имущество фи зических лиц“ . Наиболее существенным в новой инструкции является право нало гоплательщика самому выбирать порядок уплаты налога - в два этапа (15 сентября и 15 ноября) или сразу по первому сроку уплаты. солнца, к Попробуйте Ь вы. Ц к Н е с м о ж е т е - Щ . с м . 12 с т р . D Е F A C T O Д О Л Г И Н А Ш И По состоянию на 1 июля 1995 года общая просроченная задолженность предприятий про мышленности, транспорта, строительства и сельского хозяйства увеличилась по сравне нию с предыдущим месяцем на 2% и состави ла 1531,5 млрд. рублей. Из общей просроченной задолженности на кредиторскую задолженность приходилось 95%, на задолженность по кредитам банков - 4,9%, по полученным займам - 0,1%. Просро ченная задолженность длительностью свыше трех месяцев составила 861 млрд. рублей, или 59% от общей суммы просроченной кредито рской задолженности (на 1 июня т. г. соответ ственно 820,8 млрд. рублей - 5 6% ) . Просроченная дебиторская задолженность сократилась за месяц на 9% и составила на 1 июля т. г. свыше 1439 млрд. рублей. Просро ченная дебиторская задолженность длительно стью свыше трех месяцев составила 875 млрд. рублей, или 61% от общей суммы просрочен ной задолженности (на 1 июня т. г. соответст венно 1057,3 млрд. рублей - 67% ). При общем снижении просроченной деби торской задолженности в июне т. г. просро ченная задолженность государственных заказчиков за поставленную в счет государст венных нужд продукцию возросла на 13%. В январе - июне т. г. в среднем за месяц не оплачивалось 14% отгруженной продукции (в 1994 году - 12%). Платежеспособность предприятий промыш ленности, строительства, сельского хозяйства и транспорта (соотношение денежных средств и просроченной задолженности поставщикам) в июне т. г. составила 21,8% против 28,3% в мае т. г. Отдел статистики финансов и НТП Мурманского облкомстата. В очередной раз на РТП “Атомфлот“ про шли российско-американо-норвежские перего воры в рамках трехстороннего сотрудничества по проблемам ядерной безопасности. Зарубеж ные партнеры окажут содействие мурманчанам в строительстве установки по переработке пяти тысяч тонн жидких радиоактивных отходов. Проект, оцененный в 1,7 миллиона долларов, создают московская ассоциация “Аспект“ и другие специализированные организации. На этой встрече руководитель российской группы кандидат химических наук Роман Пензин пред ставил на рассмотрение участников “круглого стола “ законченную часть проекта. Она и об суждалась специалистами трех стран. Полно стью техническая документация будет готова в следующем году, тогда же начнется строитель ство важного объекта. В составе американской делегации с кратко временной остановкой в Мурманске по пути в Санкт-Петербург прибыли посол США в Нор вегии Лофтус и советник посольства Маинд- хайд. о
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz