Рыбный Мурман. 1995 г. Август.

«„.ЧТОБЫ 1 '■ Л - . -•• • ‘ - f3>. <*5*;"•«■-Ttt.-.f -улч * Это место на центральном про спе к те го род а расчища ­ ли, пожалуй , лет десять. С больш им тр уд ом удалось о св о ­ бодить е го от п ромыш ленны х развалюх и проче го ж е ле зоб е тонно го хлама. Невысо кое , но очень п е р с п е к ­ тивное пространство м е ж д у большими универма гами "Д е тс ки й м и р " и "М у р м а н с к " : п о -м о ем у , здесь м о г бы разместиться и го р о д с к о й с квер , и небольшой пар к с ал­ леями сирени ... Но главное - я мы сленно выстраивал на этом месте о к р у ж е н н ую тополями б ел о к ам енн ую р у с с к ую церковь , не п рем енно с золо тыми куполами , в ко то ры х о тражалось бы с к упо е полярное солнце . Ведь к а к чудесно пел Влади­ м и р Высоцкий : "К у п о л а в России к р о ю т чистым золотом , чтобы чаще Господь замечал ". Но нет. В ж и зн и все буде т не так, к а к в мечтах. Не за свер каю т в центре М у рм а н с ка купола православного храма . И, быть м оже т, бе з та ко го ориентира не увидит Бог наш заполярный русс кий го р о д . Только крыш и некой протестантской церкви , построенной на нем ец кие деньги, да финских бань отразятся в небе на этом участке г о р о д ­ ской земли . Таково решение местных властей. Не так у ж давно тур геневский герой -ни гили с т Базаров сформ улировал свое к р е д о : "М е с т о нуж но расчистить, строить б уд ем п о том ” . Конечно же , Иван Сер геевич Т ур ­ генев писал не о проблемах градостроительства . И я не об этом . Речь о душ е . О самосо знании . Об идеологии , если х о ­ тите. Три четверти века в России шло ра зр уш ение право ­ славной христианской цивилизации. Она, к а к Атлантида, была по глощена м ра чным и волнами бе зверья и злобно го материализма . И толь ко остовы ч уд ом уцелевших о б е з г ­ лавленных храм ов по всем го р о д ам и весям великой страны напоминаю т нам о былой куль туре . Грубым наси ­ лием и страхом вытеснялась из сознания людей м н о го в е ­ ковая традиция , властно навязывалось неверие - атеизм к а к новая бессердечная земная рели гия социализма . Стоит ли удивляться сегодня, после с тольких лет р а з ­ рушительной работы , что в России обра зовался о п р е д е ­ ленный духовный ва куум . Стоит ли удивляться, что м но гие люди находятся на распутье. К сож алению , нем а ­ ло и тех, кто, отшатнувшись от веры в Бога, перестал п ри ­ знавать ко го -л и б о над собой и, взяв за основу пра гма тиче с кую философию , делает лишь то, что поле з ­ но, что вы годно , р уководствуясь толь ко соображ ениям и расчета, а не соображ ениям и высшей нравственности . О д на ко еще большая горечь и трево га охватывают м е ­ ня, ко гд а я вижу, что столь плачевной ситуацией в моей стране, ка к настоящие хищники , воспользовались разно го рода ино земные "бла годе те ли ” . Словно отсталая полине ­ зийская или цен тральноамериканс кая страна, мы стано ­ вимся объе к том для тотального миссионерства . Только в М у рм а н с к е официально заре гистрировано о к о л о полуто ­ ра десятков различных рели гио зных групп от за гадочной общины Бахай, общества сознания Кришны д о м у с ул ь ­ м ан с к о го объединения и м но ги х христианских сект. Все они действую т очень напористо и целе ус тремлен ­ но, ка к будто боятся упустить свой еди нс твенны ^ шанс. Адвентисты 7 -го дня ударными темпами возводят свою ре зид ен цию на улице Печен гской . Баптисты заложили свой д о м повыше , за кино теа тром "М и р ” . Отведен зе ­ мельный участок для строительства мечети. Просят место Свидетели Иеговы и, разумеется , получат. Готовы к хра - мостроительству Ц ер ковь Христа (Кольский христианский духовный центр), получающая п о д д е р ж к у из Норвегии ; Ц ер ковь "Г о л гоф а "; общество сознания Кришны . Но са ­ мы х лучших успехов, безусловно , достигла Новоапостоль ­ ская ц ер ко в ь . На храме этой общины уж е устанавливают пере кры тия . Местный пастор м о ж е т быть доволен . П о -в и ­ д им ом у , совсем с к о р о зазвучит в е го цер кви немец кий орган . Зададимся в о пр о с ом : к а к удается этим рели гио зным группам , насчитывающим м а к с им ум нес коль ко сотен вов ­ се небогатых прихожан , развивать столь б у р н ую деятель­ ность и строительство? Ответ прост - у них есть день ги . И не просто деньги , а доллары или м а р ки и з -за р убеж ей России. Очевидно , та кое влож ение средств к о м у -т о п р е д ­ ставляется весьма вы годным п редприя тием . А м ож е т быть, действительно у нашей м но гострадальной страны появилось так м н о го бе с коры с тны х друзей? Лично я очень и очень сомневаюсь в этом . Что поделаешь, се годня в России правит партия долла ­ ра, а не рубля . И поэтом у так ле г ко было пастору Ново ­ апостольской цер кви решить вопрос с горо д с ким и властями об отводе столь п ре с тиж н о го участка в сам ом цен тре город а . День ги из Германии сы грали св ою роль, п о с ко л ь к у в м у рм а н с к о й ка зне не нашлось необ ходимы х рублей на снос старых промышленны х пос трое к . Но не напоминает ли такая позиция наших местных руководи телей Библейско го Исава, прода вш е го свое п ер ­ вородство за чечевичную похлебку? Ведь если взглянуть на события шире и глубже , то за к а ко й -то десято к тысяч долларов продается ныне тысячелетняя традиция своего народа . М ы - православные христиане изначально, во м но ги х веках и во м но ги х по колениях своих п р арод и те ­ лей. Это и есть наше первородс тво , и ни за к а ки е с р е б р е ­ ники мы не д о лж ны от него отрекаться . Лукавые ж е раз говоры о веротерпимости на фоне таких событий являются чистой воды демагогией . В ситуации, к о г ­ да всем правит доллар, ко гда все приоритеты отдаются то­ му, кто платит звонкой монетой, рассуждать о рели гиозном плюрализме цинично. Убежден, подобные рассуждения звучат сегодня лишь от того, кто только рядится в тогу д р у ­ га православия, а на самом деле уж е сделал совсем иной выбор . Конечно , в сфере духа, идей и веры ни ка кие запреты недопустимы . Да и бессмысленны они, бесполезны . П р о ­ сто хочется кри кну т ь ка к м о ж н о гр ом ч е : "Л ю д и , го в о р я ­ щие и д ум ающ и е по -р у с с ки , остановитесь, опомнитесь - не унизительно ли вам отступать от вековых традиций своей Родины! Д у хо вн о отдаваясь ино зем ным м и ссио н е ­ рам , не бросаете ли вы тем с амым камень в своих п р е д ­ ков, не отказываетесь ли от родителей? !". Кто-то, вероятно, полагает так: пусть люди приходя т к Богу, а к а ким о б р а зом - все равно . В костеле, кирхе , мечети, сина го ге или, ка к у не ко торы х сектантов, в с п о р ­ тивном зале - не важ но . Главное, чтоб челове к уверовал . А это уж е само по себе х о р ош о и поле зно для общества и государства . Так д ум аю т немало людей . Но ведь это не что иное, к а к наивная иллюзия, опасное заблуждение . М н е кажется, что причиной том у - незнание и непонимание жи зни , истории , п р и р о ды человека . В р е ­ альном , а не уто пичес ком м и р е при та ком под ход е речь м о ж е т идти толь ко о разобщении россиян, о гл убинном р а с коле народа . Общество та ким о б р а зом разрывается, дроби тся . Чего ж е д о б р о го ожидать от этого? Стоит ли приводить п рим еры пагубности ид еоло гиче ­ ских, рели гио зны х разделений? Их м нож е с тв о и в п р о ­ шлом , и в настоящем . Только теперь у ж е 2 50 тысяч челове к убиты на Балканах - вот цена ра зобщенности лю ­ дей, в д анном случае мусульман , католиков и православ ­ ных. Я сказал о наивных заблуждениях . Но к р о м е них с у ­ ществует, на м ой взгляд, и злонамеренность . Д ум аю , в ее основе лежи т р усофобия . Чего греха таить, у нашей стра ­ ны м н о го недоброжела телей за ее пределами , к о то ры м хотелось бы собрать свою паству и внутри России. У них сл иш ком м н о го претензий к православию . Вспомните, например , к а ко е о г р ом н о е количество д о в о ­ дов и ар гумен тов выплеснули на свои страницы н е ко то ­ рые м о с к о в с ки е газеты, протестуя против восстановления в столице Храма Христа Спасителя. А недавно "Л и т е р а ­ турная га зе та " и вовсе насмешила (смех , правда, сквозь слезы ). С ра зу два автора - В. Басков и М . Политковская - в один голос выступили против ра зрушения в М о с к в е ... то го сам о го плавательного бассейна. Дескать, с троитель ­ ство православной святыни привело к тому , что больше стало тонуть мос квичей от неумения плавать. Казалось, все они высказали. А вот ведь нет! Нашелся еще один "м ощ ны й а р г ум ен т ". Понятно, что д аж е самый отъявленный враг Русской Православной Цер кви ни ко гда не признается в этом . И з ­ вестно давно - лобовая кри ти ка в делах веры неэфф е к ­ тивна. И поэтому всем нам, м урманчанам , следует не быть сл иш ком доверчивыми , не забывать, что п орой бла­ гими намерениями вымощена д о р о га в ад. В этой связи вспоминается м не не сл иш ком давняя статья в одной из наших областных газет, опубликованная под р у б р и к о й "Д у х о в ны й м и р " . А в то р статьи Я. Кротов озаглавил ее "К т о мы , православные?". Удивительное д е ­ ло: вр од е бы он - с то ронни к православия (в о д н о м месте д аж е написал " р о д н а я Русская Православная Ц е р к о в ь "), но в целом , п о -м о ем у , публикация просто издеватель­ ская, подрывная . Сначала Кротов казуистически отделяет православных от вер ующ и х , своевольно играя словами , затем на зида ­ тельно заявляет, что славить, мол , м о ж н о " т о л ь к о Бога, а не свою Родину или свою арм ию , или свои куль турные д о с тиж е н и я ". РПЦ, по м нен ию автора, не кое собрание больных, ши зофрени ков , кли к уш и всяких духовны х ин ­ валидов. И тут ж е добавляет: "Ругань в адрес православ ­ ных вернее отражае т сущность Церкви , чем похвалы ". О тсюда неудивительно , что, оценивая к о н кр е тны х п ра во ­ славных христиан, Кро тов пишет, что од н им из них п ри ­ с ущ "православный ци ни зм ", д р у г и м ж е - "наивность, переходящая в не ко торый и д ио ти зм ". Такие вот термины и оцен ки . И вывод из всей этой писанины у автора следующий : сегодня , дескать, " с п р о с - на вер ующ и х , а не на п р а во ­ славных ". Ну что ж , Я. Кро тов вместе с газетой вправе иметь д аж е та кое мнение . Православным людям , конечно , не безра злично , что пишется о них в газетах, но все -таки я почти не сомневаюсь , что большинство из них во сприни ­ мает подобны е публикации, к а к суету, не за сл уж и в аю ­ щ ую их внимания. И они правы . Ведь они не нуждаю тся ни в чьей защите, и в моей в том числе. Пусть адвокаты не беспокоятся и защищаю т др у ги х . У православной христианской веры сл иш ком гл убо кие корни в нашей стране, чтобы к то -то или что -то см о гл о их повредить . Россия буде т во зрожда ться чере з правосла ­ вие и вместе с православием - уверенность в этом м н о ­ гим придает сил и спокойствия. Недостаток д енеж ны х средств у Русской Православ ­ ной Церкви , д р у ги е незначительные трудности с к о р о м и ­ нуют. Вернется былое ее величие и вознесутся к небу золо тыми куполами новые храмы . Это неи збеж н о п р о ­ изойдет! И то гда все поймут, что Россия ни ко гда не была и не буде т Бо гом забытой страной . Александр ДЬЯКОНОВ, майор. З Г л А Г Г П : .ЧѴ.Ѵ.Ѵ.-.Ѵ.Ѵ.Ѵ.Ѵ.Ѵ Р ^ 2 4 августа ■

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz