Рыбный Мурман. 1995 г. Август.
пыля к у р с о м и д е т е , т о в а р и щ и ! " Умянов-Ленин д е л о в о е п р и л о ж е н и е к " I ’ \ 1 " У ЗАВОДА ЕСТЬ ПРОЕКТЫ И ПРОЖЕКТЫ Павел ЛУЖИН Кораблям, как и людям, отмерен свой жизненный цикл. В конце его, выработав положенный ресурс, находят они послед нее пристанище кто где, но в основном ржавеют на задворках портов или по бе регам Кольского залива, засоряя аквато рию своими останками. Правда, в северной части Мурманска на Зеленом мысу существует небольшая судоразде лочная база мВторчермета“ . Она .мало мощна. Здесь за месяц заготавливают от силы 300 тонн судового лома. А все пред приятия города, время от времени зани мающиеся резкой судов, за год дают не более 12 тысяч тонн металла, который идет на переплавку. Бассейн же обладает огромными запа сами вторичных ресурсов. Они постоянно пополняются за счет списанных морских судов. По мнению специалистов, только рыбные и торговый флоты, не беря во внимание воен но-морские силы, в бли жайшие годы могут пустить “на иголки“ суда общим водоизмещением в несколько миллионов брутто-регистровых тонн. Ре зонный вопрос: где взять производствен ные мощности под такой объем? Оказывается, они есть, притом буквально под боком... Вблизи Белокаменки по ука занию бывшего правительства Рыжкова было начато возведение крупнейшего в стране специализированного завода для разделки судов. Он должен был перера батывать 100 тысяч тонн корабельного металла в год. На первой стадии к стро ительству подключилось совместное со- ветско-американское предприятие “Интерскрап “ , но что-то быстро отказа лось от этой затеи. Дело продолжило мурманское АО “Северные ресурсы“ . По проекту на территории в 30 гектаров дол жно было разместиться высокомеханизи рованное современное производство. Генподрядчик - АО “Мурманскморстрой“ - большую часть общестроительных ра бот выполнил. На площадку отсыпано свыше одного миллиона кубометров грун та, углублено дно ковша в бухте, постро ены причальные стенки, слиповый' подъемник и т. д. На все работы уже за трачено 12,5 миллиона долларов. Но за тем акционерное общество влезло в долги, посыпались арбитражные тяжбы. Для завершения объекта необходимо еще, с учетом закупки импортного обору дования, не менее 50 миллионов долла ров. Пытался было проинвестировать перспективный проект банк “Еврокос мос “ , да, видимо, ноша ему не по плечу пришлась. Работы заглохли. Но сейчас областная администрация приняла решение ходатайствовать перед правительством, чтобы оно поддержало жизненно важный для Северного бассей на проект, для чего просит включить его в федеральную целевую экологическую программу. Появилась надежда, что ответ будет положительным, а значит - стройка в Белокаменке возродится. А К Ц Е Н Т ВСЕ КРАБЫ ВГОСТИКНАМ? И Д Е Я Ихтиологическая комиссия Роскомрыболовства при содей ствии комитета по рыболовству областной администрации, ПИНРО провела в Мурманске представительное совещание по проблемам товарного выра щивания лососевых рыб. Оно собрало цвет биологической науки, рыбоводов-практиков. Достаточно отметить, что рабо ту форума направляли автори тетные ученые из Москвы доктора биологических наук академик Михаил Виноградов и профессор Лада Душкина. Участники совещания с го речью констатировали, что Русский Север (Архангель ская, Мурманская области, Ка релия) , обладая уникальными природными возможностями дЖ искусственного выращива ния лососевых, почти не ис пользуют их. К примеру, в соседней, схожей по условиям Норвегии плодотворно работа ют более 800 рыборазводных ферм, они дают стране до чет- Леонид ПАВЛОВ верти валютных поступлений. У нас подобных хозяйств еди ницы, отрасль находится в пла чевном состоянии, государство не оказывает ей никакой помо щи. Более того, по мнению ге нерального директора СП “Арктик Салмон “ Виктора Не- светова и других выступивших на совещании специалистов, оно душит производителей не померными налогами, тамо женными пошлинами на корма, лишает перспективы. По этим причинам совершенно не развивается аквакультурное фермерство. Обсудив пути выхода из кризиса, участники совещания приняли ряд рекомендаций. В частности, на Кольском полу острове при федеральной под держке должен быть открыт специализированный научный центр морского и фермерского хозяйствования. Хорошо бы... Идея вслед за к о р о л е в с ким камча тс ким к р а б ом расселить в Баренцевом м о р е сине го - тож е к о р е н н о го у р ож е н ц а дальнево сточных вод - вынашивается дав но . У ее истоков стоят проф е ссор Вино градов и ка нд и дат биоло гических наук Орлов, ко торы й р у ко во ди л рабо тами по вселению кам ча тс ко го краба в наших северных широтах . Рос сийские (ПИНРО ) и нор веж с ки е (Институт м о р с к и х исследований из город а Бергена ) ученые уста новили, что "н о в о с е лы " хорош о а кклима ти зировались в условиях Северо -Восточной Атлантики, ра зм ножили с ь , создав о бш и р н ую популяцию . И вот приходи т о чередь сине го краба . Он внеш не с х о ж со своим камча тс ким собра том , но лучше п ри сп о соб лен для проживания на больших глубинах, не боится ни зких тем ператур, что по зволи т обжить ем у холодные зоны северных м о р е й . С о тр удни ки ПИНРО предла гаю т начать выпускать си них крабов в Чешской губе, но более точно места выпуска в с ко ре буд у т определены . П р о гр а м ма прошла э кспер тную п р о р а б о т к у на всех ведомствен ных и научных уровнях, о д о б р е на, в том числе и Ро с ком ры болов с твом . Когда кон к р е тн о приступят к ее о с ущ е ствлению , по ка сказать тр удн о - уточняются затраты и источники финансирования . С каж ем , пере бро с ка крабов по во зд уху с Дальне го Востока в М урм ан с к , к а к намечается, стоит нынче не д ешево . Да и прочие расходы , связанные с этой биоло гической операцией , немалы . И все-таки м но гие специалисты уверены , что в ближ айш ем б уд ущ ем она буде т реализована . Синий краб появится у бере го в полуострова . Геннадий ЮДЕНКО РОССИЙСКИЕ СУДА ДЛЯ ГЕРМАНИИ Трудности сбыта отечественной продукции на внутреннем рынке в нынешней экономической ситуации заставили многих российских промыш ленников искать заказчиков “на стороне“ . И в этом смысле повезло санкт-петербургскому акци онерному обществу “Балтийский судостроитель ный завод “ . По заказу германской фирмы “Гибаб“ предприятие проектирует и строит суда необычной конструкции - они предназначены для перевозки жидких химических грузов. Такое судно имеет следующие эксплуатацион но-технические данные: длина - 100 метров, ши рина - 16,5 метра, осадка - 3,5 метра, автономность плавания - 30 суток при максималь ной скорости хода 15 узлов. Оснащено оно совре менными спасательными средствами и средствами связи, навигационными устройствами и приборами. На нем созданы хорошие условия обитания, труда и отдыха экипажа. На днях в акватории Финского залива успешно завершились ходовые испытания головного танке- ра-химовоза “Иберия“ . Заказчик, удовлетворен ный их результатами, приступил к приемке судна. На очереди спуск на воду второго танкера этой серии - химовоза “Саксония14. Предполагается, что для германской фирмы “Гибаб4 питерскими корабелами будет построено восемь судов для пе ревозки жидких химических грузов. БОЛЬШАЯ СТРОЙКА НА ГРАНИЦЕ Торговые связи нашего отечества с Финлян дией возросли настолько, что основной для Санкт- Петербурга железнодорожный переход на пограничном участке с российской стороны - Бус- ловская, а с финской - Вайникала, нынче не справляется с потоком' и переработкой грузов, из-за чего грузовые поезда длительное время про стаивают. Этим обстоятельством и была обусловлена не давняя закладка здесь нового станционного комп лекса, который, по расчетам специалистов, увеличит пропускную способность перехода гра ницы на сорок процентов. Предполагается в тече ние года построить новые железнодорожные и подъездные пути, склады, терминалы, служебные помещения. Строительство финансируется Октябрьской железной дорогой с долевым кредитованием фин скими предпринимателями, а выполняет строи тельные работы фирма “Сканска44. Затраты на сооружение нового станционного комплекса на границе оцениваются в 10 миллио нов долларов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz