Рыбный Мурман. 1995 г. Август.

пыля к у р с о м и д е т е , т о в а р и щ и ! " Умянов-Ленин д е л о в о е п р и л о ж е н и е к " I ’ \ 1 " У ЗАВОДА ЕСТЬ ПРОЕКТЫ И ПРОЖЕКТЫ Павел ЛУЖИН Кораблям, как и людям, отмерен свой жизненный цикл. В конце его, выработав положенный ресурс, находят они послед­ нее пристанище кто где, но в основном ржавеют на задворках портов или по бе­ регам Кольского залива, засоряя аквато­ рию своими останками. Правда, в северной части Мурманска на Зеленом мысу существует небольшая судоразде­ лочная база мВторчермета“ . Она .мало­ мощна. Здесь за месяц заготавливают от силы 300 тонн судового лома. А все пред­ приятия города, время от времени зани­ мающиеся резкой судов, за год дают не более 12 тысяч тонн металла, который идет на переплавку. Бассейн же обладает огромными запа­ сами вторичных ресурсов. Они постоянно пополняются за счет списанных морских судов. По мнению специалистов, только рыбные и торговый флоты, не беря во внимание воен­ но-морские силы, в бли­ жайшие годы могут пустить “на иголки“ суда общим водоизмещением в несколько миллионов брутто-регистровых тонн. Ре­ зонный вопрос: где взять производствен­ ные мощности под такой объем? Оказывается, они есть, притом буквально под боком... Вблизи Белокаменки по ука­ занию бывшего правительства Рыжкова было начато возведение крупнейшего в стране специализированного завода для разделки судов. Он должен был перера­ батывать 100 тысяч тонн корабельного металла в год. На первой стадии к стро­ ительству подключилось совместное со- ветско-американское предприятие “Интерскрап “ , но что-то быстро отказа­ лось от этой затеи. Дело продолжило мурманское АО “Северные ресурсы“ . По проекту на территории в 30 гектаров дол­ жно было разместиться высокомеханизи­ рованное современное производство. Генподрядчик - АО “Мурманскморстрой“ - большую часть общестроительных ра­ бот выполнил. На площадку отсыпано свыше одного миллиона кубометров грун­ та, углублено дно ковша в бухте, постро­ ены причальные стенки, слиповый' подъемник и т. д. На все работы уже за­ трачено 12,5 миллиона долларов. Но за­ тем акционерное общество влезло в долги, посыпались арбитражные тяжбы. Для завершения объекта необходимо еще, с учетом закупки импортного обору­ дования, не менее 50 миллионов долла­ ров. Пытался было проинвестировать перспективный проект банк “Еврокос­ мос “ , да, видимо, ноша ему не по плечу пришлась. Работы заглохли. Но сейчас областная администрация приняла решение ходатайствовать перед правительством, чтобы оно поддержало жизненно важный для Северного бассей­ на проект, для чего просит включить его в федеральную целевую экологическую программу. Появилась надежда, что ответ будет положительным, а значит - стройка в Белокаменке возродится. А К Ц Е Н Т ВСЕ КРАБЫ ВГОСТИКНАМ? И Д Е Я Ихтиологическая комиссия Роскомрыболовства при содей­ ствии комитета по рыболовству областной администрации, ПИНРО провела в Мурманске представительное совещание по проблемам товарного выра­ щивания лососевых рыб. Оно собрало цвет биологической науки, рыбоводов-практиков. Достаточно отметить, что рабо­ ту форума направляли автори­ тетные ученые из Москвы доктора биологических наук академик Михаил Виноградов и профессор Лада Душкина. Участники совещания с го­ речью констатировали, что Русский Север (Архангель­ ская, Мурманская области, Ка­ релия) , обладая уникальными природными возможностями дЖ искусственного выращива­ ния лососевых, почти не ис­ пользуют их. К примеру, в соседней, схожей по условиям Норвегии плодотворно работа­ ют более 800 рыборазводных ферм, они дают стране до чет- Леонид ПАВЛОВ верти валютных поступлений. У нас подобных хозяйств еди­ ницы, отрасль находится в пла­ чевном состоянии, государство не оказывает ей никакой помо­ щи. Более того, по мнению ге­ нерального директора СП “Арктик Салмон “ Виктора Не- светова и других выступивших на совещании специалистов, оно душит производителей не­ померными налогами, тамо­ женными пошлинами на корма, лишает перспективы. По этим причинам совершенно не развивается аквакультурное фермерство. Обсудив пути выхода из кризиса, участники совещания приняли ряд рекомендаций. В частности, на Кольском полу­ острове при федеральной под­ держке должен быть открыт специализированный научный центр морского и фермерского хозяйствования. Хорошо бы... Идея вслед за к о р о л е в с ким камча тс ким к р а б ом расселить в Баренцевом м о р е сине го - тож е к о р е н н о го у р ож е н ц а дальнево ­ сточных вод - вынашивается дав ­ но . У ее истоков стоят проф е ссор Вино градов и ка нд и ­ дат биоло гических наук Орлов, ко торы й р у ко во ди л рабо тами по вселению кам ча тс ко го краба в наших северных широтах . Рос­ сийские (ПИНРО ) и нор веж с ки е (Институт м о р с к и х исследований из город а Бергена ) ученые уста­ новили, что "н о в о с е лы " хорош о а кклима ти зировались в условиях Северо -Восточной Атлантики, ра зм ножили с ь , создав о бш и р ­ н ую популяцию . И вот приходи т о чередь сине го краба . Он внеш ­ не с х о ж со своим камча тс ким собра том , но лучше п ри сп о соб ­ лен для проживания на больших глубинах, не боится ни зких тем ­ ператур, что по зволи т обжить ем у холодные зоны северных м о р е й . С о тр удни ки ПИНРО предла гаю т начать выпускать си ­ них крабов в Чешской губе, но более точно места выпуска в с ко ­ ре буд у т определены . П р о гр а м ­ ма прошла э кспер тную п р о р а б о т к у на всех ведомствен ­ ных и научных уровнях, о д о б р е ­ на, в том числе и Ро с ком ры болов с твом . Когда кон к р е тн о приступят к ее о с ущ е ­ ствлению , по ка сказать тр удн о - уточняются затраты и источники финансирования . С каж ем , пере ­ бро с ка крабов по во зд уху с Дальне го Востока в М урм ан с к , к а к намечается, стоит нынче не ­ д ешево . Да и прочие расходы , связанные с этой биоло гической операцией , немалы . И все-таки м но гие специалисты уверены , что в ближ айш ем б уд ущ ем она буде т реализована . Синий краб появится у бере го в полуострова . Геннадий ЮДЕНКО РОССИЙСКИЕ СУДА ДЛЯ ГЕРМАНИИ Трудности сбыта отечественной продукции на внутреннем рынке в нынешней экономической ситуации заставили многих российских промыш­ ленников искать заказчиков “на стороне“ . И в этом смысле повезло санкт-петербургскому акци­ онерному обществу “Балтийский судостроитель­ ный завод “ . По заказу германской фирмы “Гибаб“ предприятие проектирует и строит суда необычной конструкции - они предназначены для перевозки жидких химических грузов. Такое судно имеет следующие эксплуатацион­ но-технические данные: длина - 100 метров, ши­ рина - 16,5 метра, осадка - 3,5 метра, автономность плавания - 30 суток при максималь­ ной скорости хода 15 узлов. Оснащено оно совре­ менными спасательными средствами и средствами связи, навигационными устройствами и приборами. На нем созданы хорошие условия обитания, труда и отдыха экипажа. На днях в акватории Финского залива успешно завершились ходовые испытания головного танке- ра-химовоза “Иберия“ . Заказчик, удовлетворен­ ный их результатами, приступил к приемке судна. На очереди спуск на воду второго танкера этой серии - химовоза “Саксония14. Предполагается, что для германской фирмы “Гибаб4 питерскими корабелами будет построено восемь судов для пе­ ревозки жидких химических грузов. БОЛЬШАЯ СТРОЙКА НА ГРАНИЦЕ Торговые связи нашего отечества с Финлян­ дией возросли настолько, что основной для Санкт- Петербурга железнодорожный переход на пограничном участке с российской стороны - Бус- ловская, а с финской - Вайникала, нынче не справляется с потоком' и переработкой грузов, из-за чего грузовые поезда длительное время про­ стаивают. Этим обстоятельством и была обусловлена не­ давняя закладка здесь нового станционного комп­ лекса, который, по расчетам специалистов, увеличит пропускную способность перехода гра­ ницы на сорок процентов. Предполагается в тече­ ние года построить новые железнодорожные и подъездные пути, склады, терминалы, служебные помещения. Строительство финансируется Октябрьской железной дорогой с долевым кредитованием фин­ скими предпринимателями, а выполняет строи­ тельные работы фирма “Сканска44. Затраты на сооружение нового станционного комплекса на границе оцениваются в 10 миллио­ нов долларов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz