Рыбный Мурман. 1995 г. Август.
а ття "У ч ит ы в а я м н ен и е К ом и т ет а РФ по р ы б о л о в ст в у , а дм и н и ст р а ц и и М у рм а н с к о й о б л а ст и , о с ущ е ст вит ь о б я з ат е л ь н ую п р и в ат и з а ц ию г о с уд а р ст в е н н о го п р ед п р и ят и я М у рм а н с к и й м ор с кой р ы б ны й п о рт ", п р и з н а н н о го а к том Ф едерально го у п р а в л е н и я по д елам о несо ст о ят е л ьн о ст и ( б а н к р от ст в у ) от 2 9 д е ка б р я 1 9 9 4 г. н е п лат еж е спо собным и име ющ им н е у д о в л ет в о р ит е л ь н ую ст р у кт у р у б а л а н с а , пут ем п р е о б р а зо в а н и я в а к ц и о н е р ное общ ест во от к рыт о го т и п а с по с ледующ ей п р о д а жей его а к ц и й " . • (Иі nO itfllH ltH JlCH lIH ФС()С/)0/1Ь- наго управления по делим о несо стоятельности (Гшнкротп'чу). Над рыбным портом кру жат не только огромные стаи чаек. Вьются над ним и около самые разные слухи и домыслы. Чаще всего слы шится такое: рыбный порт скупили на корню коммерче ские структуры , потому что там нефтебаза , а зна чит, большие деньги. Во всех слухах фигурирует "рука Москвы". - А как на самом деле? - вопрос к начальнику Мурманского рыбного пор та В. В. КУСКОВУ. - Вот документ , - говорит Валерий Васильевич , отда вая мне листок , цитата из которого вынесена в эпиграф нашего интервью. - Это все законно: надо или объявить нас банкротами, или заставить приватизировать ся. А еще следовало решить вот что: либо поручить проведение приватизации до собра ния акционеров существующему руководите лю, либо назначить другого человека. Поручено мне. Так что я сейчас уже не ра ботник рыбного хозяйства, а руководитель процесса приватизации. - Как вы думаете, Валерий Васильевич, что это даст порту? - Знаете, когда объявили порт неплате жеспособным, это нас здорово подхлестнуло. Мы с помощью ученых разработали весьма приличный бизнес-план, улучшили финан совые результаты, ускорили процесс реорга низации. И если порт сохранится как единица, а не расколется на много частей, то, думаю, ничего страшного не произойдет. Смущает другое - обязательность приватиза ции. Ведь мы можем предлагать разные ва рианты, а Комитет по банкротству скажет: это не подходит. Вот тогда будет беда. - А чем они могут мотивировать, подходит или не подходит? - Когда все это заваривалось, нам говори ли, мол, слишком большое предприятие у нас, монстр, управлять им сложно. Говорили, что порт уже не является специализирован ным, поскольку рыбопродукции поступает сюда мало, и стал, мол предприятием общего назначения. Это правда, мы перерабатываем и цветные металлы, и продукты питания, и другие грузы, чтобы выжить. И от т о т , что состоится приватизация, ничего не произой дет: как жили, так и будем жить, то есть бу дут грузы - будут деньги. - И как же все это будет происходить: АО “1-й грузовой район", АО “Энергохозяйство44? - Стало быть, Комитет по рыболовству за интересован в приватизации порта? - Трудно сказать. Несколько месяцев то му назад я разговаривал с В. Ф. Корель- ским. У нас тогда было общее мнение: порт должен остаться госпредприятием. Я не пол учал из Комитета ни предложений, ни при казов на предмет приватизации. Тем более порт и по сей день находится в списке пред приятий, которые не подлежат приватизации согласно решению Правительства. И именно поэтому Комитет по банкротству, принимая решение о приватизации порта, обращается в Правительство за решением. - Не вижу логики во всем этом. Ладно, по говорим о другом. Пока порт - госпредприятие, вы находите помощь у государства? - Никакой. Ни от него, ни от Комитета по рыболовству. Сами выживаем. - Тогда, выходит, лучше акционироваться? - У меня была, есть и будет только одна цель: сохранить целостность рыбного порта. Конечно, раз принято такое решение, мы уже не вправе говорить: хотим - не хотим. Страшней другое. Как показала практика, во время приватизации происходят разные чу деса. Пример тому - наш рыбокомбинат. - Порт - банкрот? - Нет. Более того, когда порт объявили неплатежеспособным, у нас коэффициент ликвидности был 1,60. Потолок - 2. Мы со ставили бизнес-план, по нему работали пер вое полугодие и, судя по балансу, финансовое положение улучшилось, коэф фициент уже стал 1,71. Предприятий с таки ми показателями немного не только в Мурманске, но и в России. - Тем не менее принято решение о прива тизации. - Вот этого-то я и боюсь. Это - вариант рыбокомбината, даже хуже. Там завод - законченный технологи ческий цикл от приемки сырья до выхода готовой продукции. А что та кое, например, первый грузовой рай он? Он же не сможет работать без энергохозяйства, без железнодорож ной службы и т. д. У нас настолько все взаимосвязано, настолько все за висят друг от друга, что раздел бу дет крахом для всех. Нельзя рушить общую технологическую схему пор та. - Как сегодня живется порту? Как с долгами? - В бюджет платим исправно, хо тя задолженности есть, но уже не те, что были. Мы сами себе арестовыва ем счет: берем на свой расходы только 30 процентов от сумм, посту пающих в банк. Сегодня нам должны свыше девяти миллиардов рублей, мы должны около семи миллиардов. Основ ные наши долги - мКолэнерго“ и “Водокана л у 44. Хотя всемерно стараемся расплатиться, но флоты не могут пока рассчитаться с на ми. - Вам тут за долги водичку перекрыли. - По аналогии, мы должны сегодня оста новить всю рыбную промышленность. Раз флоты у нас должники - отключим им воду, электричество, прекратим выгрузку с кораб лей. Да даже отключив электроэнергию, скажем, у управления “Мурманрыбпром44, мы остановим флот, ведь там столько техни ки, компьютеров... Нельзя так. Ведь это на ша общая беда. - Вернемся, Валерий Васильевич, к теме нашего разговора. Итак, вы уже готовы к приватизации? - Этот процесс за месяц-два не проводит ся, надо месяцев семь. Нужно выбрать вари ант, провести собрания, убедить людей. Кстати, приятный для меня факт: я разгова ривал с руководителями подразделений пор та и ни от одного не услышал пожелания отделиться. Понимают, что поодиночке по гибнут. - Вы упомянули реорганизацию порта. Это что? - Когда-то оба грузовых района были очень загружены, а каждый район сам (по масштабам) порт. Тогда было целесообразно их разделять. Сейчас основная тяжесть пе реместилась во второй район, где расположе ны все холодильники. Поэтому мы районы объединим, будет одна администрация, про изойдет большое сокращение. Впрочем, мы полагаем процентов на 80 сокращение про вести за счет вакантных должностей, чтобы как можно меньше этот процесс отразился на людях. Сильно сократится управленче ский персонал. Кстати, из былых 6200 ра ботников порта ныне осталось около 3000. - А как быть с социальной сферой? Город ским властям будет новая обуза? - У нас числится 66 тысяч квадратных метров жилья. Но это не будет обузой, во- первых, почти все жилье в центре, в хоро ших домах; во-вторых, как бы ни было трудно, мы его всегда содержали в хорошем состоянии. Продадим одно из трех общежи тий, пустующее здание детсада, еще кое- какие помещения. - Спорткомплекс оставите? - Обязательно. И турбазу, и два обще жития, и детсад в районе Семеновского озе ра. - И все-таки не понимаю: если вы сохрани те целостность порта, вся приватизация, пол учается, только в смене вывески? - А что изменилось с приватизацией на флотах? Стали лучше работать? И мы не ждем никаких кардинальных изменений. - Как вы собираетесь бороться, если все-та ки будут настаивать на разделе порта? - Как смогу. Здесь, в областной админи страции, все согласны, что порт делить нельзя. - А может, все к лучшему? Вон торговый порт свои акции продает по полтораста тысяч. - А кто купит эти акции? Нашим фло там не до акций. Значит, коммерческие структуры. И хозяином будет не Комитет по рыболовству, а не знаю кто. - Валерий Васильевич, на флотах говорят, что не хотят сюда идти не только из-за та можни, но и из-за высоких тарифов порта. - Началась конкуренция, и мы стали снижать тарифы. Хотя был такой период у нас, тогда флоты стали брать буксиры ^ торгового порта. И можем пойти снова на снижение, поскольку внимательно следим за рынком. - Последний вопрос. По слухам, вся затея с приватизацией задумана из-за страстного желания кого-то владеть нефтебазой. - Пока еще сложно говорить определен но. Это я не о слухах, а о роли нефтебазы. Можно ее приватизировать в составе порта. Можно порту выступить в качестве ее уч редителя своими основными фондами. Есть и другие варианты. - А если нефтебаза выделится как самосто ятельное предприятие? - Ради Бога. Важно только, в чьи руки она попадет, насколько будут учтены инте ресы рыбаков, кому станут там отдавать предпочтение. Пока нефтебаза арендует у нас основные фонды. Конечно, из-за сто имости топлива она сейчас не загружена. Но я надеюсь, настанут другие времена, и вот тогда будет очень важно, чья же нефте база. - Стало быть, вы готовы ко всем ожидаю щим вас переменам? - Конечно. Беседовала И нна БЕРЕЗЮК-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz