Рыбный Мурман. 1995 г. Август.

а ття "У ч ит ы в а я м н ен и е К ом и ­ т ет а РФ по р ы б о л о в ст в у , а дм и н и ст р а ц и и М у рм а н с к о й о б л а ст и , о с ущ е ст вит ь о б я ­ з ат е л ь н ую п р и в ат и з а ц ию г о ­ с уд а р ст в е н н о го п р ед п р и ят и я М у рм а н с к и й м ор с кой р ы б ­ ны й п о рт ", п р и з н а н н о го а к ­ том Ф едерально го у п р а в л е н и я по д елам о несо ­ ст о ят е л ьн о ст и ( б а н к р от ст ­ в у ) от 2 9 д е ка б р я 1 9 9 4 г. н е п лат еж е спо собным и име­ ющ им н е у д о в л ет в о р ит е л ь н ую ст р у кт у р у б а л а н с а , пут ем п р е о б р а зо в а н и я в а к ц и о н е р ­ ное общ ест во от к рыт о го т и п а с по с ледующ ей п р о д а ­ жей его а к ц и й " . • (Иі nO itfllH ltH JlCH lIH ФС()С/)0/1Ь- наго управления по делим о несо­ стоятельности (Гшнкротп'чу). Над рыбным портом кру­ жат не только огромные стаи чаек. Вьются над ним и около самые разные слухи и домыслы. Чаще всего слы­ шится такое: рыбный порт скупили на корню коммерче­ ские структуры , потому что там нефтебаза , а зна­ чит, большие деньги. Во всех слухах фигурирует "рука Москвы". - А как на самом деле? - вопрос к начальнику Мурманского рыбного пор­ та В. В. КУСКОВУ. - Вот документ , - говорит Валерий Васильевич , отда­ вая мне листок , цитата из которого вынесена в эпиграф нашего интервью. - Это все законно: надо или объявить нас банкротами, или заставить приватизировать­ ся. А еще следовало решить вот что: либо поручить проведение приватизации до собра­ ния акционеров существующему руководите­ лю, либо назначить другого человека. Поручено мне. Так что я сейчас уже не ра­ ботник рыбного хозяйства, а руководитель процесса приватизации. - Как вы думаете, Валерий Васильевич, что это даст порту? - Знаете, когда объявили порт неплате­ жеспособным, это нас здорово подхлестнуло. Мы с помощью ученых разработали весьма приличный бизнес-план, улучшили финан­ совые результаты, ускорили процесс реорга­ низации. И если порт сохранится как единица, а не расколется на много частей, то, думаю, ничего страшного не произойдет. Смущает другое - обязательность приватиза­ ции. Ведь мы можем предлагать разные ва­ рианты, а Комитет по банкротству скажет: это не подходит. Вот тогда будет беда. - А чем они могут мотивировать, подходит или не подходит? - Когда все это заваривалось, нам говори­ ли, мол, слишком большое предприятие у нас, монстр, управлять им сложно. Говорили, что порт уже не является специализирован­ ным, поскольку рыбопродукции поступает сюда мало, и стал, мол предприятием общего назначения. Это правда, мы перерабатываем и цветные металлы, и продукты питания, и другие грузы, чтобы выжить. И от т о т , что состоится приватизация, ничего не произой­ дет: как жили, так и будем жить, то есть бу­ дут грузы - будут деньги. - И как же все это будет происходить: АО “1-й грузовой район", АО “Энергохозяйство44? - Стало быть, Комитет по рыболовству за­ интересован в приватизации порта? - Трудно сказать. Несколько месяцев то­ му назад я разговаривал с В. Ф. Корель- ским. У нас тогда было общее мнение: порт должен остаться госпредприятием. Я не пол­ учал из Комитета ни предложений, ни при­ казов на предмет приватизации. Тем более порт и по сей день находится в списке пред­ приятий, которые не подлежат приватизации согласно решению Правительства. И именно поэтому Комитет по банкротству, принимая решение о приватизации порта, обращается в Правительство за решением. - Не вижу логики во всем этом. Ладно, по­ говорим о другом. Пока порт - госпредприятие, вы находите помощь у государства? - Никакой. Ни от него, ни от Комитета по рыболовству. Сами выживаем. - Тогда, выходит, лучше акционироваться? - У меня была, есть и будет только одна цель: сохранить целостность рыбного порта. Конечно, раз принято такое решение, мы уже не вправе говорить: хотим - не хотим. Страшней другое. Как показала практика, во время приватизации происходят разные чу­ деса. Пример тому - наш рыбокомбинат. - Порт - банкрот? - Нет. Более того, когда порт объявили неплатежеспособным, у нас коэффициент ликвидности был 1,60. Потолок - 2. Мы со­ ставили бизнес-план, по нему работали пер­ вое полугодие и, судя по балансу, финансовое положение улучшилось, коэф­ фициент уже стал 1,71. Предприятий с таки­ ми показателями немного не только в Мурманске, но и в России. - Тем не менее принято решение о прива­ тизации. - Вот этого-то я и боюсь. Это - вариант рыбокомбината, даже хуже. Там завод - законченный технологи­ ческий цикл от приемки сырья до выхода готовой продукции. А что та­ кое, например, первый грузовой рай­ он? Он же не сможет работать без энергохозяйства, без железнодорож­ ной службы и т. д. У нас настолько все взаимосвязано, настолько все за­ висят друг от друга, что раздел бу­ дет крахом для всех. Нельзя рушить общую технологическую схему пор­ та. - Как сегодня живется порту? Как с долгами? - В бюджет платим исправно, хо­ тя задолженности есть, но уже не те, что были. Мы сами себе арестовыва­ ем счет: берем на свой расходы только 30 процентов от сумм, посту­ пающих в банк. Сегодня нам должны свыше девяти миллиардов рублей, мы должны около семи миллиардов. Основ­ ные наши долги - мКолэнерго“ и “Водокана­ л у 44. Хотя всемерно стараемся расплатиться, но флоты не могут пока рассчитаться с на­ ми. - Вам тут за долги водичку перекрыли. - По аналогии, мы должны сегодня оста­ новить всю рыбную промышленность. Раз флоты у нас должники - отключим им воду, электричество, прекратим выгрузку с кораб­ лей. Да даже отключив электроэнергию, скажем, у управления “Мурманрыбпром44, мы остановим флот, ведь там столько техни­ ки, компьютеров... Нельзя так. Ведь это на­ ша общая беда. - Вернемся, Валерий Васильевич, к теме нашего разговора. Итак, вы уже готовы к приватизации? - Этот процесс за месяц-два не проводит­ ся, надо месяцев семь. Нужно выбрать вари­ ант, провести собрания, убедить людей. Кстати, приятный для меня факт: я разгова­ ривал с руководителями подразделений пор­ та и ни от одного не услышал пожелания отделиться. Понимают, что поодиночке по­ гибнут. - Вы упомянули реорганизацию порта. Это что? - Когда-то оба грузовых района были очень загружены, а каждый район сам (по масштабам) порт. Тогда было целесообразно их разделять. Сейчас основная тяжесть пе­ реместилась во второй район, где расположе­ ны все холодильники. Поэтому мы районы объединим, будет одна администрация, про­ изойдет большое сокращение. Впрочем, мы полагаем процентов на 80 сокращение про­ вести за счет вакантных должностей, чтобы как можно меньше этот процесс отразился на людях. Сильно сократится управленче­ ский персонал. Кстати, из былых 6200 ра­ ботников порта ныне осталось около 3000. - А как быть с социальной сферой? Город­ ским властям будет новая обуза? - У нас числится 66 тысяч квадратных метров жилья. Но это не будет обузой, во- первых, почти все жилье в центре, в хоро­ ших домах; во-вторых, как бы ни было трудно, мы его всегда содержали в хорошем состоянии. Продадим одно из трех общежи­ тий, пустующее здание детсада, еще кое- какие помещения. - Спорткомплекс оставите? - Обязательно. И турбазу, и два обще­ жития, и детсад в районе Семеновского озе­ ра. - И все-таки не понимаю: если вы сохрани­ те целостность порта, вся приватизация, пол­ учается, только в смене вывески? - А что изменилось с приватизацией на флотах? Стали лучше работать? И мы не ждем никаких кардинальных изменений. - Как вы собираетесь бороться, если все-та­ ки будут настаивать на разделе порта? - Как смогу. Здесь, в областной админи­ страции, все согласны, что порт делить нельзя. - А может, все к лучшему? Вон торговый порт свои акции продает по полтораста тысяч. - А кто купит эти акции? Нашим фло­ там не до акций. Значит, коммерческие структуры. И хозяином будет не Комитет по рыболовству, а не знаю кто. - Валерий Васильевич, на флотах говорят, что не хотят сюда идти не только из-за та­ можни, но и из-за высоких тарифов порта. - Началась конкуренция, и мы стали снижать тарифы. Хотя был такой период у нас, тогда флоты стали брать буксиры ^ торгового порта. И можем пойти снова на снижение, поскольку внимательно следим за рынком. - Последний вопрос. По слухам, вся затея с приватизацией задумана из-за страстного желания кого-то владеть нефтебазой. - Пока еще сложно говорить определен­ но. Это я не о слухах, а о роли нефтебазы. Можно ее приватизировать в составе порта. Можно порту выступить в качестве ее уч­ редителя своими основными фондами. Есть и другие варианты. - А если нефтебаза выделится как самосто­ ятельное предприятие? - Ради Бога. Важно только, в чьи руки она попадет, насколько будут учтены инте­ ресы рыбаков, кому станут там отдавать предпочтение. Пока нефтебаза арендует у нас основные фонды. Конечно, из-за сто­ имости топлива она сейчас не загружена. Но я надеюсь, настанут другие времена, и вот тогда будет очень важно, чья же нефте­ база. - Стало быть, вы готовы ко всем ожидаю­ щим вас переменам? - Конечно. Беседовала И нна БЕРЕЗЮК-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz