Рыбный Мурман. 1995 г. Апрель.

COURSE 28 апреля - 4 мая 1995 года К В О Т А В С Т Р Е Ч А НА ДАЛЕКОМ МЕРИДИАНЕ ________ НЕЕ ПРАВЫ. Инна БЕРЕЗЮК : з а в о д ы с т о я т Две недели тому назад в 5-м выпуске “Course “ мы начали серьезный разговор о “сблокированной квоте “. Напомню: речь шла о выделении 10 тысяч тонн трески для рыбоперерабатывающих заводов в Мурман­ ске. Треска, согласно принятому соглаше­ нию, заменяется по эквивалентной стоимо­ сти другими видами сырья. Квота эта не является дополнительной, она - часть про­ мысловой. Тогда же ( “РМ“ , 1995, № 15) высказывалось опасение, что эта затея с возрождением заводов бывшего рыбокомби­ ната вряд ли осуществима по разным при­ чинам. Но опасение шло со стороны руково­ дителя предприятий малого рыбного бизне­ са. К сожалению, оказывается, и большие флоты очень сомневаются в реальности осу­ ществления хорошего замысла. Об этом ру­ ководители флотов говорили на промчасе в минувший вторник. В частности, генеральный директор АО “Мурманрыбпром“ JI. С. Брейхман сказал, что уже был заготовлен договор с одним из заводов на поставку двух тысяч тонн сельди по 2,5 тыс. рублей за килограмм и оплатой Создана новая конструкция трало­ вых. досок, которые обеспечивают рас­ крытие донного трала бее контакта их- с грунтом, не снижая при этом улова. Пара опытных досок (4,5 кв. м) ис­ пытаны на промысле трески судами тигга С'РТМ-к с отечественными и з а ­ рубежными т р а л ами . Преимущ ество . их гіёрёд штатными неоспоримо по* всем параметрам. Простота и прочность конструк­ ции ( компактнее , втрое меньше д е ­ талей , а сложного литья , профили ­ рованных крыльев и дуг вовсе н е т ) . Взаимозаменяемость досок. Удобст­ во в эксплуа тации (приемке, транспортировке, хранении ) . Ми­ нимальны колебания нагрузки на лебедку при спуске-подъеме трала . Экономия времени па спуск-подъ ­ ем. в течение 30 дней после поставки сырья. Директор завода пишет ответ, в котором выдвигает свои условия. Во-первых, требует поставки сырья в ассортименте (треска, палтус, камбала и т. д . ) . Во-вторых, опла­ чивать собирается по себестоимости. Хотя назначенная флотом цена с учетом 30-днев­ ной рассрочки и есть “по себестоимости “ . И, в-третьих, обещает производить оплату в течение 45 суток после выработки послед­ ней банки консервов или килограмма про­ дукции. Все эти условия ведут к заведомо нерен­ табельной работе флота. А это запрещено действующим законодательством. Да и в убыток себе никто работать не будет. Видимо, все-таки не до конца продумали составители документа возможные осложне­ ния при заключении договоров флотов с за­ водами. Во всяком случае, не были предус­ мотрены завышенные требования рыбообра­ ботчиков. И ведь “Мурманрыбпром“ не единствен­ ный, кто столкнулся с такими требования­ ми. То же коснулось других руководителей. А уж с малыми предприятиями и вовсе ху­ П Р О М В О О Р У Ж Е Н И Е Ольга ДМИТРИК шенна. Жизнь піла своим чередом, выполнялись другие задания и соб­ ственные разработки. Пока вот не оформилось принципиально новое решение по этим самым доскам. - И промысловики дружно заапло­ дировали, давай, дескать, скорей свои доски в производство... Ю. КУДРИН. - Напрасно ирони­ зируете. Конечно, я представлял, что при нынешнем всеобщем пофи- гизме не просто даже найти капи­ тана, согласного на промысле возиться с какими-то испытаниями. Но удачно встретился с Николаем Даниловичем. - Который не испугался хлопот, неудач. Испытания, они и есть ис­ пытания - зарылась бы ваша доска в ил или еще что-нибудь этакое, а ры­ ба-то была и нет ее, вернется трал с одною тиною морскою— Н. КУЛИЧЕВ. - За десятилетия рыбацкой и капитанской работы я уже всего отбоялся. А отрасль все равно должна развиваться. И рад, что предварительное доверие к но­ винке полностью оправдалось. - Перейдем от разминки к конкре­ тике. Ю. СКАЧКОВ. - Начать со спу­ ска-подъема... “Матросовские“ до­ ски идут в воду с креном до 40 градусов - только и следи за ваера- ми да за скоростью: то придержи­ вай, то трави. А из воды вообще плашмя выходят, трудно оторвать ее от воды! А эти на максимальной скорости входят и выходят, сохра­ няя вертикальное положение. Н. КУЛИЧЕВ. - В первый раз я даже фразы договорить не успел, а меня окликают: “Доски-то уже в воде...“ - Вижу по протоколу: травление - 10 минут, взятие на цепку - 5 секунд до. Понятно, что директора заводов ссыла­ ются на непомерную стоимость банок, тары. Если брать сырье по высокой цене, продук­ цию уже не продашь, ее не купят. Да и не только в стоимости тары загвоздка: на од­ них заводах идет реконструкция, другие ос­ тановили филейные линии, а то и вовсе простаивают. Долги задавили... Не секрет, что в первом квартале нынешнего года все заводы бывшего рыбокомбината вместе вы­ пустили 365 тонн пищевой рыбопродукции - количество, которое раньше выпускали за сутки. В общем, всем тяжко. А вот “Норд-Вест“ работает очень даже успешно. Почему? Об этом - особый разго­ вор. И он к “сблокированной квоте “ отно­ шения не имеет. Ведь она задумывалась как первый шаг к возрождению рыбокомби­ ната, чтобы уже не добавлять к его назва­ нию печальное слово “бывший". Президент АО “Севрыба“ Г. В. Тишков на промчасе предложил руководителям фло­ тов еще раз собраться и детально обсудить варианты решений по реализации “сблоки­ рованной квоты“ . НА “Все-таки хорошо, когда не сопернича­ ем, а дружим “ - так подытожили встречу энергетики России и США, которая недав­ но прошла в Анкоридже - центральном го­ роде штата Аляски. Специалисты двух стран впервые досконально обсуждали про­ блемы эксплуатации нефтегазовых место­ рождений в условиях Крайнего Севера. Американцы накопили определенный опыт работы в Заполярье: от берегов моря Беринга в глубь материка проложен транс­ аляскинский нефтепровод длиной более тысячи километров. В составе представи­ тельной делегации от Министерства топли­ ва и энергетики России находился дирек­ тор института промышленной экологии КНЦ Геннадий Калабин. В числе другие специалистов он давал научную оценку влияния предстоящей разработки Штокма­ новского месторождения на морские и бе­ реговые экосистемы. Интересных сообще­ ний на этом форуме ученых и практиков было много. Все они исходили из постула­ та, что человеческая деятельность при экс­ плуатации нефтяных и газовых скважин за Полярным Кругом не должна губительно отражаться на легко ранимой природе Се­ вера. Для квалифицированного про­ мысловика достаточно и этой ин­ формации (ну, плюс еще 2-3 позиции), чтобы заинтересоваться новинкой. Но у нас почему-то сло­ жилась практика - поубеждать по­ тенциального покупателя в достоинствах товара. Попробуем. По уровню компетентности и напо­ ристости для этого вполне хватило бы ведущего конструктора МПКТИ иСевгипрорыбфлотІІ Юрия Кудрина, но возьмем еще в подмогу промыс­ ловиков. Капитан Николай Куличев и старший мастер добычи Юрий Скачков - главные действующие лица промысловых, сравнительных испытаний на борту МИ-1675 “Тав­ рический “ (что, естественно, под­ тверждена в соответствующих протоколах). К слову, аналогичные испытания проводились на БИ-1669 “Никольский “ (капитан Владимир Елисеенков). - Сейчас большинство людей “бо­ леют" деньгами, с чего вы вдруг “за- болели“ доской? Ю. КУДРИН. - Не вдруг. В 1964 г. участвовал в довольно мас­ штабных испытаниях нескольких конструкций У-образных траловых досок на тралфлотовском БМРТ. Уже полвека у рыбаков на воору­ жении так называемые “матросов- ские“ тралдоски, они слегка модифицировались, повторяя, а то и добавляя несовершенства, но прин­ ципиально не менялись. На тех ис­ пытаниях и позднее я познакомился с вариантом “Севрыбпромразвед- ки“, с образцами из Калининграда, Клайпеды, Кандалакши, Польши и других стран. И с первого раза был потрясен, почему такая нужная на промысле вещь так убога, несовер- ТРАЛА НА УЗДЕЧКАХ ПЛЫЛИ ДОЩЕЧКИ l i t (у штатных соответственно 14 и 25 ). Но ведь это, простите, экономия пя­ ти минут... Н. КУЛИЧЕВ. - Это уж вы про­ стите, сколько тралений в сутки делаем? И уж если считать эконо­ мию сполна, то - извольте! Только на спуске-подъеме суточной эконо­ мии полчаса. Плюс физические трудозатраты и нервы рыбаков - это у нас не привыкли считать. А стабильное горинзотальное раскры­ тие трала при минимальном давле­ нии грунтропа на грунт? А 30% запаса распорной силы для раскры­ тия трала на ильных, глинистых грунтах? Тип грунта для этих досок вообще не имеет значения... И вае- ра даже не касаются грунта. К). СКАЧКОВ. - Наверное, по­ яснить надо? Раз доски раскрывают трал без контакта их с грунтом, значит, и не изнашиваются. А на штатных то и дело киль навариваем - это не время? И по 500 метров запасных ваеров в рейс берем, ме­ няя изношенные концы. Н. КУЛИЧЕВ. - Наконец, взаи­ мозаменяемость! Самый незапасли­ вый и то в рейс возьмет минимум 4 “матросовских“ доски. Ведь если на промысле сорвет левую - из запаса именно левую и надо доставать. А переоборудовать - мука мучениче­ ская. Здесь же меняешь левую на правую без переоборудования, и значит, экономия - целая доска. И еще коснусь физических трудозат­ рат и нервов рыбацких. К каприз­ ности штатных досок притерпелись как-то* все время к тросам прислу- шиваемся-присматриваемся. А ведь это не с леской на прутике по ручью водить... Доски же Юрия Ивановича обеспечивают устойчивое раскрытие трала. Мы работали в режиме от 2 до 4 узлов. И при крупной зыби. На глубинах до 370 м. - Итак, доски прекрасны, а с уло­ вом как? - Н. КУЛИЧЕВ. - А и улови- стость, представьте себе, выше. Хоть и записано в преамбуле рабо- конструкция. обеспечивает.., не снижая улова”. Но вот в этом же протоколе испытания совершенно детальные цифровые выкладки. Опытными досками проведено 200 тралений, взято 500 т трески, штатными - 227 тралений, 386 т. Регулярно переговаривались с со­ седними однотипными судами - наш среднесуточный вылов всегда превышал их показатели на 10, 24 и даже на 56%! В среднем с новы­ ми досками трал “тяжелел “ на 2 тонны рыбы. - Если все так прекрасно, за чем же дело встало? Ю. КУДРИН. - За формирова­ нием заказа заводу-изготовителю. И раньше была долговата дорога через все инстанции. Но сам заказ размещался командно. Нам и те­ перь АО “Севрыба“ помогает, но... Более чем прежде нужны усилия и желание флотов, судовладельцев. Сегодня для одного судна (4 штат­ ных доски) потребны 9,5 х 4 = 38 млн. руб. Промвооружение у всех подызношено. За доллары покупают норвежские и польские доски (дей­ ствительно, об этом говорится и на промсоветах. - О. Д . ) . Те и те тоже несовершенны по сравнению с на­ шей новой конструкцией. Так надо же объединять усилия! - Ну что, подведем итог? чего паспорта новая .. “ Судовладельцы приглашаются к со­ вместному формированию заказа для серийного производства параметриче­ ского ряда новых экономичных траловых досок. Заказчик - АО ‘‘Севрыба“.;;'( Разработчик - Мурманский нроект- * по-конструкторский технологический институт “Севгипрорыбфлот**. Участиики промысловых исиытаний “Мурманрыбвод“, ТОО ПТФ “Солма“, “Альбион -Необходимая информация по тел. 56-49-65.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz