Рыбный Мурман. 1995 г. Апрель.

МУЗЫКА ДЛЯ ВСЕХ Сгорел дотла известный клуб "Секстон " - тот са­ мый, возле которого не так давно жгли чучела попсо- виков (которые, в свою очередь, потом засоряли Чи­ стые пруды чучелами завсегдатаев "Секстона"). Сго­ рел вместе с аппаратурой, запасом спиртного и т.п. Кое -кто грешит на недоброжелателей и конкурентов, однако в околомузыкальных кругах превалирует др у ­ гое мнение: мало того, что в клуб, находившийся в энергетически неблагополучном местё (это ощущали многие впервые попадавшие сюда люди), зачастили откровенно профашистские группы, - тут еще и это сожжение ! Высшие силы подобных игр не прощают... ПРОГУЛКИ ПОМОСКВЕ ЗАМЕТКИ ПРОВИНЦИАЛА Где в первопрестольной приезжему человеку познако­ миться с последними достиже­ ниями современного искусст­ ва? Да где угодно! Шустрые тамошние художники устраива­ ли однодневные передвижные выставки и в Бутырской тюрь­ ме, и в психиатрической лечеб­ нице, и на обезвоженном дне бассейна "Москва "... Поэтому я почти не удивил­ ся, когда позвали меня на вер­ нисаж... в хладокомбинат "Айс -Ф или ", который специа­ лизируется на изготовлении мороженого и которым объе­ лись участники и гости сего мероприятия. Поэтому никто из вляпавшихся в эту историю не побил организатора Олега Мавромоти. Во-первых, практически ни­ кому из приглашенных худож ­ ников толком не объяснили, где, на фоне каких промыш­ ленных агрегатов будет все размещаться. Поэтому впи­ саться в хладозаводской кон ­ текст было нелегко. Пожалуй, на сто процентов это удалось лишь Георгию Литичевскому: комиксы на тему жития Пор- фирия Корнеевича Иванова - большого энтузиаста, теорети­ ка и практика экстремального закаливания при помощи купа­ ния в проруби, лежания в снегу и хождения по улице в любое время года в трусах. Так что экспозиция в условиях холо­ дильной камеры уместна. Во-вторых, г-н Мавромоти задумал посвятить эту акцию воспеванию идеи использова­ ния в изобразительном искус­ стве фашистских наработок. На сцену был выпущен искусство­ вед Сергей Кусков, говорив­ ший об актуальности внедре­ ния эстетики силы. Песня, надо сказать, не новая и довольно притягательная для всякого ро ­ да творческих импотентов. По­ этому неудивительно, что в морозильном цехе преоблада­ ли безвестные прыщавые, ко ­ торые вопили: "Авве, сатана". Успокоился лишь в галерее "Мышь и паук", разместившей­ ся в подвальной мастерской Игоря Иогансона, внука акаде­ мика. Там играли кукольный спектакль Виктора Новацкого с хитрым японским названием "Кавариме", что по-нашему оз­ начает "Метаморфозы". Спектакль шел под музыку известного джазиста Владими­ ра Тарасова и представлял со­ бой замысловатые манипуля­ ции, которые проделывали две актрисы - Марина Бауэр и Оль­ га Сидоренко с куклами - со­ членяли их, разъединяли, ком ­ бинировали, перемещали в не­ большом сценическом про­ странстве, освещая их в пол­ ном мраке фонариками. Все это вызвало у меня двоякое ощущение. С одной стороны, вроде бы некая ими­ тация компьютерной "новой реальности". А с другой, при­ нимая во внимание японскую подоплеку, как будто бы де ­ монстрация буддийской моде­ ли мироздания, где вершатся бесконечные превращения и перетекания всего сущего в са­ мые неожиданные формы, где камень и человек мало чем от­ личаются друг от друга - с точ­ ки зрения вечности. Эти успокаивающие мысли, да и само зрелище весьма пришлись мне по душе. И по­ нял я, что с одной стороны, со­ временное искусство иногда - самое настоящее дерьмо, а иногда, как раз напротив - очень даже неплохая вещь. Владимир ОБЛАСТНОЙ. В сентябре ож и ­ дается приезд в Россию Жанны Агузаровой с дву­ мя новыми проек­ тами. Первый техно, который за­ кончившая школу ди-джеев А гузаро - ва готовит с амери­ канскими музыкан­ тами; второй - но­ вая программа с Евгением Хавта- ном. Вполне веро­ ятно, что второе выступление прой­ дет не в рамках "Браво". С начала он с р а з и л сл у ­ шателей "Р у с с ким в а л ь с о м " П ахм у товой . З а тем в е го р е п е р т у а р е з а з в у ч а л и фи­ л о с оф с ки е "А й с е д о р а " , "Ч е р н ы й в о р о н " , " О стаю сь с о б м а н у ты м н а р о д ом "... П оследнее в р е м я он часто появляе тся на телевидении с поистине д уш е р а зд и р а ю щ е й "П е сней солда та " : "М а м а , м ам а , я з в о н ю и з а в т ом а ­ та...", т р о га те л ь н о й д о слез и о д н о в р ем е н н о гл у б о к о гр аж д а н с тв е н н о й . Ю нош а , к о т о р о г о все м ы вп е р вы е у вид ел и на П е р в ом э с т р а д ­ ном к о н к у р с е в М о с к в е в д е к а б р е 1991 -го , о п р е д е ­ лен но стал я р ким м а с те р ом , с о зд а те л ем це л ьны х ш о у - п р о гр а м м . П ри в сем том е м у лишь чуть больш е д вадца ти . - Юлиан, вы, наверное, поете с младенчества! - В самом деле, начал лет в пять. Наряжался, как клоун, ставил пластинки на патефон и "давал сольные концерты" всей коммунальной квартире. Петь нигде до времени не учился: мама - преподаватель­ ница музыки - учила меня до ­ ма, ненавязчиво. Мягко, как f r O н ы в / я с т а н о в и т с я сказали бы взрослые, "фа­ культативно". Поэтому мне ни­ когда не надоедало, не прети­ ло петь. Я и сам начал сочи­ нять лет в семь, а в 13 лет да­ же написал действительно серьезную песню "Високосный год". Правда, ни разу не спел ее на людях. Дело в том, что тогда умирала бабушка, тяже­ ло умирала, прямо у меня на глазах. Я не знал, как ей по­ мочь, вот и написал эту пес­ ню... Все время сочинял стихи, они хранятся дома в тетрадке. В 14 лет написал музыку, на которую уже после Николай Добронравов положил свои стихи - "Со всех сторон летят в меня отравленные стрелы". Он родился в Коломне; в доме часто собирались люди искусства, местные интелли­ генты. Сосед по квартире, преподаватель литературы до­ революционной гимназической закалки, познакомил мальчика с творчеством Гумилева, Есе- ПСИХОАНАЛИТИК М и х а и л НИЛИН : 'Синтез Рекордз' подготовила подарок a Компания поклонникам "Машины Времени", не успевшим еще обзавестись CD-плейерами. Из-за рубежа прибыл первый, не совсем обычный тираж винилового альбо­ ма "U np lugged ". Новая пластинка с живым акустиче­ ским концертом выполнена по особой технологии, со ­ вмещающей механическую запись с оригинальным цветовым оформлением. В ближайшее время ожида­ ется выход альбома на кассете. По словам участников группы, подобный альбом не дань моде (нечто подо­ бное выпустил Романов с Никольским, а также неко­ торые другие музыканты). Живой звук - это и жела­ ние показать "фанерщикам ", как надо работать, и приятные воспоминания давно минувших дней, когда участники группы пели по подъездам под аккомпане­ мент дешевых гитар... Так что "Unp lugged " - это об­ раз жизни, естественная среда обитания музыкантов, возврат к корням . ' Ч Т О В А С П Ь Я Н И Т : вино иль предвкушенье?" - Фармакологи не знают другого средства кроме ал­ коголя, которое бы действо­ вало на человека столь же разнообразно. Испокон века воинам перед боем подноси­ ли спиртное, чтобы они ста­ ли более яростными. А ког­ да мы хотим іэасслабиться и душевно побеседовать, то употребляем все тот же ал­ коголь, добиваясь состояния прямо противоположного. Одни пьют для расширения сосудов, другие, - желая су­ зить их. А пьют одно и то же. Загадка... Есть и тихие алкоголики, они выпивают стакан перед сном и тут же мирно засы­ пают. Этот тип алкоголика особенно распространен сре­ ди так называемых “ответ­ ствен :^” работников“ . Фе­ номен этоіъ -’ипа в том, что доза, которую они принима­ ют, не должна бы сбивать с ног, а вот поди ж ты... Как это объяснить? - спрашивал я себя. Заняться этой про­ блемой меня подвиг ученый Борис Сергеевич Братусь. Я понял, что сводить все к од­ ной физиологии значило бы упрощать проблему. Любой фармаколог, если я скажу ему, что есть сред­ ство, помогающее при диа­ метрально противоположных недугах, сразу назовет его: плацебо! Плацебо знает и любой врач: это либо хлеб­ ный шарик, либо глюкоза или чистая вода в роли чу­ додейственной микстуры. Плацебо дают под видом ле­ карства, в помощь которого больной свято верит и ждет ее, но лекарство это по ка­ кой-то причине ему проти­ вопоказано. Практика сви­ детельствует: плацебо в той или иной мере помогает КАЖДОМУ ВТОРОМУ, ибо исцеляет-то... самовну­ шение. Еще Владимир Ми­ хайлович Бехтерев отмечал значительную роль само­ внушения при употреблении одурманивающих средств. Само ожидание желанного действия и является само­ внушением. Вспомните, как вроде бы сильно пьяный тут же трезвеет, случись пожар или любое другое ЧП. Трез­ веет явно скорее, чем идут физиологические процессы очищения организма от ал­ коголя. И потому нельзя не заподозрить, что нередко человек чувствует себя бо­ лее пьяным, чем он есть: к действию алкоголя он доба­ вил еще и самовнушение. В этом убеждает и успех ле­ чения от запоев методом До­ вженко. - Но физиологического действия алкоголя вы ведь не отрицаете? - Разумеется, нет. Он оказывает психотропное действие, как некоторые яды, но каков механизм его действия - этого наука не знает и по сей день. Бехте­ рев подметил такую страте­ гию защиты организма от ядов: сначала происходит возбуждение всех защитных сил на преодоление яда, а затем наступает сон. Орга­ низму важно впасть в сон, чтобы переждать, пока яд уйдет из крови, а мозг, как наиболее уязвимую часть организма, на это время вы­ ключить. Любопытны опыты над мышами, которые в природе, вероятно, не пьют. Вначале им насильно вводят алко­ голь, а со временем некото­ рые начинают и сами бало­ ваться. Так вот, под дейст­ вием мучений и стрессов, которые экспериментаторы специально устраивают, процент добровольно пью­ щих мышей увеличивается. А некоторые под градусом из робких становятся смелее в драке... Все это смахивает на фантастику, но такие опыты ведутся с 60-х годов, и результаты многократно проверены. Так что, отри­ цать воздействие алкоголя нелепо. - Медики утверждают, а точнее, даже грозят: дли­ тельное употребление алко­ голя, как и любого другого наркотика, вызывает привы­ кание и зависимость от не­ го. Правда, в СССР алко­ голь так и не признали нар­ котиком, как во всем мире. Думаю, не надо объяснять, почему. Так существует ли такая зависимость? - Такое объяснение алко­ гольной зависимости звучит чрезвычайно легковесно. К тому же, у одних она появ­ ляется, а у других - нет. Когда-то сепсис крови лечи­ ли огромными дозами алко­ голя. Пациенты принимали его по месяцу, но алкоголи­ ками не становились: они воспринимали спирт как ле­ карство. И этот пример го­ ворит в пользу роли само­ внушения: чего ждешь от алкоголя, то и получаешь (либо внушаешь себе ). Это касается не только спирта. У викингов настой из мухомора пили воины пе­ ред сражением, а в якут­ ских сказках это пиршест­ венный напиток. Теперь же мухомором пытаются ле­ читься от рака. Наша официальная статистика вот уже 30 лет как утверждает, что все из­ вестные методы лечения ал­ коголизма дают ремиссию. Как в этом смысле метод кодирования, не эффектив­ нее? - Принцип кодирования основан на внушении. “Вы пить не будете! “ - внушает кодировщик пациенту и де­ лает при этом что-либо по­ ражающее воображение. Можно уколоть пациента в кончик носа или в верхнюю губу, что болезненно. А можно надеть на голову па­ циента кастрюлю и стучать по ней. Лишь бы только па­ циент хотел избавиться от запоев и верил, что здесь ему помогут. Срабатывает внутренняя готовность бро­ сить пить точно так же, как и курить. Метод Довженко, по-мое­ му, ничем не отличается от способа, которым Иисус Христос исцелял больных, поднимая лежащих с посте­ ли: по вере вашей, воздаст­ ся вам... Они веровали в чу- нина, Пастернака, Мандельш­ тама, Блока, Цветаевой. Юли­ ан влюбился в Цветаеву, напи­ сал серию песен на ее стихи: "Кровных коней запрягайте в дровни", "По улицам остав­ ленной Москвы поеду я и по­ бредете вы", "Знаю, что умру на заре", "Что другим не нуж­ но - несите мне, все должно сгореть на моем огне"... Шес­ тнадцати лет, закончив сред­ нюю школу экстерном, Юлиан приехал в Москву, поступил в ГИТИС. - Не трудно совмещать учебу с выступлениями, за­ писью грампластинок! - Неимоверно трудно. До ­ бавьте к этому нравы гитисов- ского общежития, равноду­ шие, лживость, а порой и пре­ дательство сверстников и сверстниц, жестокость шоу- мира с его кланами из мам, пап, прочей родни. А я - про­ винциал, без средств, без сво­ его угла, знакомств, даже без постоянной прописки. Жесто­ чайшая школа. В одной из мо ­ их песен есть слова: "Быть звездой и человеком быть - возможно ли?" К счастью, поя­ вились старшие друзья - Иза­ белла Даниловна Юрьева, Александра Николаевна Пах­ мутова, Махмуд Алисултано- вич Эсамбаев. Знаете, когда Пахмутова подарила мне "Рус­ ский вальс", я дневал и чуть ли не ночевал в библиотеке, изучая все возможное о валь­ се, этом поразительном жан­ ре. Осознал, чем отличается русский вальс от, допустим, венского, французского, поль- ь ш и м ЗВЕЗДЫ ЭСТРАДЫ ского. - Чем же, Юлиан! - Прежде всего грустнова- тостью, сдержанностью, ду­ шевностью. У тех возможны "брызги шампанского", "фей­ ерверки"; у русского - непре­ менная мысль, тайная горесть, надежда. - А из старых (для вас) песен 1930 - 1960-х годов вы что-нибудь исполняете! - Всенепременно. Там были чудесные вещи. "Три года ты мне снилась", "У беды глаза зеленые", "Лебединая вер­ ность", да что там, многие - нежные, искренние, никакие не "застойные". - У вас есть режиссер- постановщик, составитель программ, балетмейстер, светотехническая команда! - Увы, пока все это на кон ­ цертах делаю я сам, вплоть до светотехники. - Как родня воспринима­ ет вашу растущую - прямо скажем - славу! - Как того требует ситуа­ ция. Единственная моя тревога младшая сестренка Яна, школьница, которая прос+о го­ рит мечтой об эстраде, но не приведи Господь: я слишком хорошо знаю этот беспощад­ ный мир шоу-бизнеса, склоки и сплетни неудачников, систе­ мы взяток, угрозы, шантаж. Не хочу, чтобы все это познала она, нетронутая душа. Интервью взял Эдуард ЦЕРКОВЕР. Партия Любите­ лей Пива проводит серию матчей в ми­ нифутбол со своими традиционными со­ перниками, сборной рок-музыкантов . За последнюю выступа­ ют участники "К рос - сроудс", "Браво", "Крематория ", "Ва- Банка", "Лиги Блю­ за" и др. ONSORTIUM Недавний опрос русского населения Латвии пока ­ зал, что Раймонд Паулс - бывший министр культуры, а ныне советник по культуре президента Латвии - нахо­ дится на втором месте по популярности, уступая лишь главе государства. Однако этот факт ничуть не повли­ ял на творческий потенциал композитора. В послед­ нее время Паулс ничего не пишет и крайне редко вы­ ступает. По слЪвам маэстро, у него "нет настроения", поэтому большинство предложений, даже престижных и интересных, он отвергает. додейственную способность Христа и готовы были уже подняться... Хотя при орга­ нических заболеваниях вряд ли можно помочь одним са­ мовнушением. - Если у пьющих столь велика роль самовнушения, можно ли заменить алкоголь чем-то безвредным? - Через несколько лет любой заменитель превра­ тится в наркотик. Едят же зубную пасту, нюхают аэро­ золи с той же целью и с тем же результатом. Токсикома­ ния! - Может, это обидно про­ звучит, но выходит, что пси­ хологи и психоаналитики беспомощны перед алкого­ лизмом? - Если человек сотворил себе алкогольного идола и поклоняется ему, пропивая жизнь, значит он занял та­ кую, в чем-то весьма удоб­ ную ему позицию: “Меня погубила водка, а сам я не виноват44. Потому терапев­ тический прок от моей гипо­ тезы невелик: такой человек никогда не признает, что не вино виновато, а пьянство. Плодотворней, я считаю, профилактические меры с раннего детства. Я бы пред­ ложил загодя учить детей обращению с таким полез­ ным напитком, как водка. А она полезна, если употреб­ лять ее разумно. Беседовала Лидия ЛУКЬЯНОВА. "ТАУ продукт" вы­ пустил очередной CD А. Башлачева "Том 7 ". К диску приложен шест­ надцатистраничный б у к ­ лет с редкими фото, оформленный извест­ ным художником - "м и ть ком " В. Шинкаре- вым Трио "Лицей " за­ кончило работу над вторым альбомом "Подруга Ночь", в кото ­ рый вошли десять но­ вых песен К. Кавалеря- на и Ал. Макаревича (последний не только композитор, текстовик, аранжировщик, но и продюсер группы). Пла­ нируется выход альбо­ ма на CD, а также съемки видеоклипа по заглавной песне. "MCA ре корд з " вы­ пустила сборник из 27 песен "Голос Бездом­ ных". Все песни альбо­ ма записаны бездомны ­ ми музыкантами. Сбор­ ник имеет успех, пред­ полагается, что весь до ­ ход от него пойдет в пользу участвовавших в записи. Д. УРЮПИН. 1 R M 1 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz