Рыбный Мурман. 1995 г. Апрель.

21 - 27 апреля 1995 года ЧУДЕС БЫВАЕТ! Так отреаигровал директор Фонда финансовой поддержки и содействия развитию малых предприятий Мурманской области (ФОРМАП ) Александр АЛИМОВ в интервью с корреспондентом Кириллом ЛЕННИКОВЫМ на его предположение о качественном скачке в развитии малого бизнеса. - Александр Назарович, пробле­ мами малого бизнеса вы занимаетесь не первый год. Какие из них наибо­ лее общие? - На мой взгляд, на малый биз­ нес нужно смотреть прежде всего как на социальное явление, поэто­ му проблемы эти актуальны для всего мира, независимо от стадии экономического развития какой-то отдельно взятой страны. ФОРМАП анализировал положение дел и в Восточной Европе, и в развитых странах, например в Великобрита­ нии, - везде малый бизнес присут­ ствует и везде предпринимателям приходится решать, в принципе, одни и те же задачи. Чтобы пояс­ нить эту мысль, приведу такой пример: при современном уровне развития технологий удовлетворить потребности общества в пище, одежде, жилье и т. д. может не­ большое количество людей - про­ центов 10-15 трудоспособного населения. При таком раскладе ос­ тальные 85% могут стать или “па­ разитирующей “ частью, или, наоборот, питательной средой для первых 15%, поставляя им необхо­ димые кадры. Это лишь грубая экономическая модель... - А если говорить о региональных особенностях? - Они, конечно, есть. Возьмем Россию - раньше она была как бы единым гигантским предприятием, функции совета директоров которо­ го выполняло Политбюро ЦК. Те­ перь же в одной Мурманской области предприятий более 12 ты­ сяч. Откуда берется эта цифра? Что же, стало больше заводов и фабрик (их было около 300) ? Ко­ нечно, произошло дробление: от каждого гиганта откололось не- А К Ц И О Н Е Р Ы Павел ЛУЖИН сколько МП. За счет этого возмо­ жен прирост раза в три. Но откуда взялись остальные? Первую часть из них образова­ ли люди, в свое время оказавшиеся перед выбором: или стать безработ­ ными, или бороться за себя. Очень многим из них помогли госструкту­ ры, дали какие-то стартовые возможности. Возьмем рыбодобыва­ ющую отрасль - на каждый круп­ ный флот сейчас в среднем по десятку МП. Вторая же крупная часть - это люди авантюрного склада характе­ ра, люди, готовые рисковать. Они все начинали сами: зарегистриро­ вали МП, начали наживать капи­ тал на торговле, посредничестве... Вот таких - большинство, порядка 8-9 тысяч. А теперь - самое интересное. Я уже говорил, что в Мурманской об­ ласти более 12 тысяч малых пред­ приятий. Но эта цифра очень приблизительная. (Точно сказать не сможет никто, далее станет по­ нятно, почему.) А о налогах из них отчитывается не так уж много - ну, в среднем 2,5-3 тысячи. - Где же остальные? - Многие находятся в состоянии анабиоза. Они когда-то зарегистри­ ровались, начали работать, а потом вдруг какая-то неудача. И пред­ приятие “ложится спать “ . О банк­ ротстве не объявляется, счета в банках не ликвидируются, пред­ приятие остается лишь на бумаге. Потом - проверка налоговой инс­ пекции, и почти половина из таких прекращает деятельность. Пред­ приниматели же, как школьни­ ки, “начинают новый дневник “ - открывают новое дело и, опираясь на внешний опыт, вновь начинают работать, и т. д. и т. п. - Это нормально? - Это нормально. - А насчет поддержки со стороны власти? - Малый бизнес, я считаю, дело государственное. Если государство заинтересовано в своем процвета­ нии, оно должно заботиться о бла­ госостоянии граждан, то есть, в частности, поддерживать и малый бизнес. - Формы этой помощи? - Изначально кажется, что госу­ дарство должно давать деньги (так в свое время работал и ФОР­ МАП) , но - увы... Нам, кстати, уже 2 года никто ничего не дает, мы нашли другие методы работы. - Простите, но ФОРМАП - это Фонд финансовой поддержки. Так как ее нет, не логичнее ли было из­ менить название? - Нет, я думаю, что в аббревиа­ туре “ФОРМАП “ заложено буду­ щее. В конце концов ситуация должна стабилизироваться и, воз­ можно, уже через год мы вновь бу­ дем оказывать финансовую помощь. - Что, уже есть подвижки? - По крайней мере, мы добились понимания у руководства области, страны. - Хорошо, но это, как поется, “будет завтра", а сейчас? - Сейчас мы организуем зару­ бежную образовательную помощь нашим бизнесменам. Международ­ ные фонды, как правило, имеют деньги на оказание поддер­ жки России. На эти деньги нани­ маются западные преподаватели, им оплачиваются командировки в Россию, они приезжа­ ют к нам и читают лекции. ФОРМАП здесь играет роль по­ средника: предприниматели хотят учиться, приходят к нам, мы нахо­ дим учителей. В результате учите­ ля получают деньги, а наши бизнесмены - знания. А если при­ нять во внимание, что наши заня­ тия в 2-3 раза дешевле аналогичных программ в Санкт- Петербурге, то привлекательность нашей работы очевидна. - В завершение нашей беседы позволю себе высказать дилетант­ ское суждение: сейчас в малом биз­ несе идет процесс аккумуляции и материальных средств, и опыта. Ви­ димо, вскоре нас ждет некий каче­ ственный скачок? - Вообще, я об этом уже гово­ рил, состояние “кипящего котла“ - это нормально. Конечно, какая-то стабилизация неизбежна, но скач­ ка, о котором вы говорите, не бу­ дет, ибо чудес не бывает. Из 10 МП через два года 8 должны по­ гибнуть, но за эти два года люди начнут новое дело - это нормально для всего мира. У крупного пред­ приятия жизнь может исчисляться столетиями, у малого же - в луч­ шем случае несколько десятиле­ тий, дальше - либо оно исчезнет, либо перестанет быть малым. А то, что из 10 тысяч МП налоги платят 2,5 тысячи, не надо воспринимать как трагедию. Во всяком случае, эти люди не стоят в очереди за по­ собием по безработице. В принци­ пе, главная цель малого бизнеса, так сказать, в государственном масштабе - это занятость, развитие человека, а с точки зрения нацио­ нального дохода, здесь приоритет крупных предприятий всецца оста­ нется неизменным. ВСЕОБЩИ ОДОБРЯМ-С? АО “Мурманрыбпром“ в эти дни слегка ли- хорадит-грядет годовое собрание акционеров. Со­ вету директоров во главе с генеральным Львом Брейхманом особых сюрпризов ждать не прихо­ дится. Более или менее серьезная оппозиция в лице московского чекового инвестиционного фон­ да “Достояние", он имел 20,5 процентов акций флота, за козни получила от ворот поворот и вы­ нуждена была продать свой пакет акций Север­ ному морскому банку. Отдельные инакомыслы, а таковые обязательно найдутся среди 4877 собст­ венников, внесенных в реестр, погоды на пред­ стоящем собрании не сделают (одна акция - один голос) и вряд ли смогут внести существен­ ные коррективы в повестку или повлиять на при­ нятие решений. Начальник отдела по работе с акционерами Татьяна Калгина и председатель ревизионной комиссии Александр Бугай недвусмысленно да- С Е Р В И С ли понять, что сценарий расписан, одобрен, роли распределены. Народное вече должно пройти без сучка и задоринки. Всплеск эмоций возможен при обсуждении размера дивидендов да еще в части “разное “ . В коридоре управления, чтобы выяснить умо­ зрение масс, перекинулся парой слов с моряка­ ми. Второй помощник С.: “Все эти говорильни - туфта сплошная. Ну соберемся, погорлапаним маленько, а толку? Наперекор начальству не по­ прешь - себе дороже. Они что им выгодно, то и воротят, нас не спрашивают “ . Механик В.: “А по мне - зарплату бы вовремя давали и отпускные. Записаны на меня несколь­ ко акций - проку от них. В прошлом году дали копейки. По случаю продам. С морем пора завя­ зывать, на берегу больше можно заработать “ . М-да, глас народа вносит некий диссонанс в идиллию единения собственников с руководя­ щим ядром, но на чужой роток - не накинуть платок... Забудем о монологах скептиков, вернемся к теме... Подготовка к собранию велась загодя. Аудиторы из столицы скрупулезно выполнили шнансово-хозяиственной деятельно­ сти флота. Независимые ревизоры криминала не проверку фь и накопали, заключение выдали в благоприятных тонах. Не содержит разоблачительных фактов и отчет ревизионной комиссии, о чем поведал ее председатель. К сожалению, мне не удалось оз­ накомиться с выводами в справках проверяю­ щих, они - тайна за семью печатями и оглашены будут лишь прелюдно. Короче: в прологе действа под названием “общее собрание акционеров АО “Мурманрыбпром “ пока все хорошо. Подождем развития событий. Ирина ИВАНОВА е Fa Геннадий ЮДЕНКО РЕЧНИКИ - БАНКРОТЫ Менее месяца осталось до традиционного открытия нави­ гации по Волго-Балтийскому каналу, рекам и озерам Севе- ро-Западного региона России, но питерские речники не увере­ ны, что их грузовые и пасса­ жирские суда отправятся в плавание. Как заявил ответственный работник Волго-Балтийского государственного бассейнового управления водных путей и су­ доходства В. Клюев, для подго­ товки водной магистрали к нынешней навигации отсутст­ вуют необходимые финансовые средства. Денег нет на зарпла­ ту речникам и ремонтникам, не говоря уже о финансировании ремонтных работ, в которых нуждается сложное шлюзовое хозяйство канала. "ЛЕНФИНТОРГ РА СШИРЯЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Первоначально это акцио­ нерное общество было создано для развития приграничной торговли с Финляндией. Тогда первыми партнерами стали де­ сять новейших финских фирм. Теперь же их число возросло до 150. Услугами “Ленфинторга“ пользуются также Норвегия и Швеция, а в последнее время к ним присоединились Венгрия, Польша, Чехия. С ШАПКОЙ ПО КРУГУ Видимо, закатывается былая слава морского могущества Рос­ сии, поскольку правительство Санкт-Петербурга и коллегия Санкт-Петербургского регио­ нального морского центра обра­ тились к предприятиям и организациям, жителям Санкт- Петербурга и Северо-Западного региона с просьбой осуществить добровольные пожертвования на постройку боевых кораблей. Ныне на Балтийском заводе ведется строительство ракетно­ го крейсера “Петр Великий но на его завершение у корабе­ лов нет финансовых средств. Может быть, пущенная по кру­ гу шапка поможет сдать ко­ рабль в эксплуатацию к 300-летию Российского флота. Магнитофон сегодня есть почти в каждом доме. Но, как все на этом свете , он не ве­ чен... О выборе аудиовидеотехники мы уже пробовали давать советы потребителю ( “РМ“ N 7, 12), сегодня продолжаем тему. Повальная погоня за низкими ценами приве­ ла к тому, что в магазинах в основном низ­ копробный, бросовый товар, дешевые подделки, которые пользуются спросом толь­ ко в России. Но, увы, и дорогостоящие моде­ ли не отличаются качеством и долговечностью - цена перестала служить эталоном качества. Сперва разберемся с иномарками, так как их намного больше на нашем рынке, чем отечественных аналогов. Стоит отметить, что лучшими фирмами по-прежнему остаются SHARP, CRUNDIG, ORION, TOSHIBA, SONY, PANASONIC, PHILIPS, PIONEER, AIWA. Приемлемые - JVS, TECHINICS, SAMSUNG, Coldstar. Опасайтесь громоздких магнитофонов, так как зачастую они при­ лично выглядят, но внутри почти ничего не имеют, в смысле хорошего. Многие функ­ ции, записанные на корпусе техники, в пас­ порте могут полностью отсутствовать. Имейте в виду, что к изделию именитой фирмы (за редким исключением) прилага­ ется паспорт на русском или на другом сла­ вянском языке, а не на малопонятных иероглифах. Существует вероятность, что ваш стерео­ магнитофон окажется не совсем стерео, а... моно. Этого можно избежать, проверив восп­ роизводящую головку: если два проводка от­ ходят от нее, то это моно, если четыре - то стерео. Повторимся: в России появилось много низкокачественной продукции с назва­ ниями, которые созвучны именам известных фирм - это дешевый трюк с заменой буквы или приставки: PAVASONIK, MEGASONIK. Относитесь скептически к то­ вару, который выпущен по лицензии, потому что часто концов этих “фирм“ не найти. Должно стоять “ made іп...“ или ссылка на патент. Если такая информация искажается, то за рубежом такого рода “шутников “ пре­ следуют по закону. В Россию умудряются провозить нелегальный товар. На изделии может стоять надпись об изготовлении в Японии, а на самом деле товар произведен где-то в Корее (в лучшем случае) или в Китае (но достоверно обнаружится это позд­ нее по маркировке на деталях или тар е ). Теперь об отечественной аудиотехнике. Российские магнитофоны отличаются от за­ рубежных аналогов превосходным качеством звука. По техническим данным следует об­ ращать внимание на то, чтобы уровень гар­ моники был как можно меньшне. Коэффициент детанации чем ниже - тем лучше. А вот уровень шума, напротив, дол­ жен быть высоким. Все это можно узнать из паспорта. “Классными вертушками“ счита­ ются “Вега“ , “Марион “. Качество же отече­ ственных магнитофонов можно определить по уровню сложности. Его обозначают пер­ вой цифрой в индексе модели: высший класс, первый и так далее до четвертого. Суммируем принципы выбора при покуп­ ке аудиотехники: - оценка по внешнему виду; - желательна целостность упаковки; - проверьте, чтобы в корпусе ничего не брякало; - чтобы был широкий спектр частот; - в паспорте проверьте срок гарантии; - проверьте рабочее состояние техники, желательно протестировать все функции, на которые она способна. И уж если выбор сделан, можно созвать друзей для обмывания покупки. Вдруг и вер­ но - служить дольше будет!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz