Рыбный Мурман. 1995 г. Апрель.
21 - 27 апреля 1995 года ЧУДЕС БЫВАЕТ! Так отреаигровал директор Фонда финансовой поддержки и содействия развитию малых предприятий Мурманской области (ФОРМАП ) Александр АЛИМОВ в интервью с корреспондентом Кириллом ЛЕННИКОВЫМ на его предположение о качественном скачке в развитии малого бизнеса. - Александр Назарович, пробле мами малого бизнеса вы занимаетесь не первый год. Какие из них наибо лее общие? - На мой взгляд, на малый биз нес нужно смотреть прежде всего как на социальное явление, поэто му проблемы эти актуальны для всего мира, независимо от стадии экономического развития какой-то отдельно взятой страны. ФОРМАП анализировал положение дел и в Восточной Европе, и в развитых странах, например в Великобрита нии, - везде малый бизнес присут ствует и везде предпринимателям приходится решать, в принципе, одни и те же задачи. Чтобы пояс нить эту мысль, приведу такой пример: при современном уровне развития технологий удовлетворить потребности общества в пище, одежде, жилье и т. д. может не большое количество людей - про центов 10-15 трудоспособного населения. При таком раскладе ос тальные 85% могут стать или “па разитирующей “ частью, или, наоборот, питательной средой для первых 15%, поставляя им необхо димые кадры. Это лишь грубая экономическая модель... - А если говорить о региональных особенностях? - Они, конечно, есть. Возьмем Россию - раньше она была как бы единым гигантским предприятием, функции совета директоров которо го выполняло Политбюро ЦК. Те перь же в одной Мурманской области предприятий более 12 ты сяч. Откуда берется эта цифра? Что же, стало больше заводов и фабрик (их было около 300) ? Ко нечно, произошло дробление: от каждого гиганта откололось не- А К Ц И О Н Е Р Ы Павел ЛУЖИН сколько МП. За счет этого возмо жен прирост раза в три. Но откуда взялись остальные? Первую часть из них образова ли люди, в свое время оказавшиеся перед выбором: или стать безработ ными, или бороться за себя. Очень многим из них помогли госструкту ры, дали какие-то стартовые возможности. Возьмем рыбодобыва ющую отрасль - на каждый круп ный флот сейчас в среднем по десятку МП. Вторая же крупная часть - это люди авантюрного склада характе ра, люди, готовые рисковать. Они все начинали сами: зарегистриро вали МП, начали наживать капи тал на торговле, посредничестве... Вот таких - большинство, порядка 8-9 тысяч. А теперь - самое интересное. Я уже говорил, что в Мурманской об ласти более 12 тысяч малых пред приятий. Но эта цифра очень приблизительная. (Точно сказать не сможет никто, далее станет по нятно, почему.) А о налогах из них отчитывается не так уж много - ну, в среднем 2,5-3 тысячи. - Где же остальные? - Многие находятся в состоянии анабиоза. Они когда-то зарегистри ровались, начали работать, а потом вдруг какая-то неудача. И пред приятие “ложится спать “ . О банк ротстве не объявляется, счета в банках не ликвидируются, пред приятие остается лишь на бумаге. Потом - проверка налоговой инс пекции, и почти половина из таких прекращает деятельность. Пред приниматели же, как школьни ки, “начинают новый дневник “ - открывают новое дело и, опираясь на внешний опыт, вновь начинают работать, и т. д. и т. п. - Это нормально? - Это нормально. - А насчет поддержки со стороны власти? - Малый бизнес, я считаю, дело государственное. Если государство заинтересовано в своем процвета нии, оно должно заботиться о бла госостоянии граждан, то есть, в частности, поддерживать и малый бизнес. - Формы этой помощи? - Изначально кажется, что госу дарство должно давать деньги (так в свое время работал и ФОР МАП) , но - увы... Нам, кстати, уже 2 года никто ничего не дает, мы нашли другие методы работы. - Простите, но ФОРМАП - это Фонд финансовой поддержки. Так как ее нет, не логичнее ли было из менить название? - Нет, я думаю, что в аббревиа туре “ФОРМАП “ заложено буду щее. В конце концов ситуация должна стабилизироваться и, воз можно, уже через год мы вновь бу дем оказывать финансовую помощь. - Что, уже есть подвижки? - По крайней мере, мы добились понимания у руководства области, страны. - Хорошо, но это, как поется, “будет завтра", а сейчас? - Сейчас мы организуем зару бежную образовательную помощь нашим бизнесменам. Международ ные фонды, как правило, имеют деньги на оказание поддер жки России. На эти деньги нани маются западные преподаватели, им оплачиваются командировки в Россию, они приезжа ют к нам и читают лекции. ФОРМАП здесь играет роль по средника: предприниматели хотят учиться, приходят к нам, мы нахо дим учителей. В результате учите ля получают деньги, а наши бизнесмены - знания. А если при нять во внимание, что наши заня тия в 2-3 раза дешевле аналогичных программ в Санкт- Петербурге, то привлекательность нашей работы очевидна. - В завершение нашей беседы позволю себе высказать дилетант ское суждение: сейчас в малом биз несе идет процесс аккумуляции и материальных средств, и опыта. Ви димо, вскоре нас ждет некий каче ственный скачок? - Вообще, я об этом уже гово рил, состояние “кипящего котла“ - это нормально. Конечно, какая-то стабилизация неизбежна, но скач ка, о котором вы говорите, не бу дет, ибо чудес не бывает. Из 10 МП через два года 8 должны по гибнуть, но за эти два года люди начнут новое дело - это нормально для всего мира. У крупного пред приятия жизнь может исчисляться столетиями, у малого же - в луч шем случае несколько десятиле тий, дальше - либо оно исчезнет, либо перестанет быть малым. А то, что из 10 тысяч МП налоги платят 2,5 тысячи, не надо воспринимать как трагедию. Во всяком случае, эти люди не стоят в очереди за по собием по безработице. В принци пе, главная цель малого бизнеса, так сказать, в государственном масштабе - это занятость, развитие человека, а с точки зрения нацио нального дохода, здесь приоритет крупных предприятий всецца оста нется неизменным. ВСЕОБЩИ ОДОБРЯМ-С? АО “Мурманрыбпром“ в эти дни слегка ли- хорадит-грядет годовое собрание акционеров. Со вету директоров во главе с генеральным Львом Брейхманом особых сюрпризов ждать не прихо дится. Более или менее серьезная оппозиция в лице московского чекового инвестиционного фон да “Достояние", он имел 20,5 процентов акций флота, за козни получила от ворот поворот и вы нуждена была продать свой пакет акций Север ному морскому банку. Отдельные инакомыслы, а таковые обязательно найдутся среди 4877 собст венников, внесенных в реестр, погоды на пред стоящем собрании не сделают (одна акция - один голос) и вряд ли смогут внести существен ные коррективы в повестку или повлиять на при нятие решений. Начальник отдела по работе с акционерами Татьяна Калгина и председатель ревизионной комиссии Александр Бугай недвусмысленно да- С Е Р В И С ли понять, что сценарий расписан, одобрен, роли распределены. Народное вече должно пройти без сучка и задоринки. Всплеск эмоций возможен при обсуждении размера дивидендов да еще в части “разное “ . В коридоре управления, чтобы выяснить умо зрение масс, перекинулся парой слов с моряка ми. Второй помощник С.: “Все эти говорильни - туфта сплошная. Ну соберемся, погорлапаним маленько, а толку? Наперекор начальству не по прешь - себе дороже. Они что им выгодно, то и воротят, нас не спрашивают “ . Механик В.: “А по мне - зарплату бы вовремя давали и отпускные. Записаны на меня несколь ко акций - проку от них. В прошлом году дали копейки. По случаю продам. С морем пора завя зывать, на берегу больше можно заработать “ . М-да, глас народа вносит некий диссонанс в идиллию единения собственников с руководя щим ядром, но на чужой роток - не накинуть платок... Забудем о монологах скептиков, вернемся к теме... Подготовка к собранию велась загодя. Аудиторы из столицы скрупулезно выполнили шнансово-хозяиственной деятельно сти флота. Независимые ревизоры криминала не проверку фь и накопали, заключение выдали в благоприятных тонах. Не содержит разоблачительных фактов и отчет ревизионной комиссии, о чем поведал ее председатель. К сожалению, мне не удалось оз накомиться с выводами в справках проверяю щих, они - тайна за семью печатями и оглашены будут лишь прелюдно. Короче: в прологе действа под названием “общее собрание акционеров АО “Мурманрыбпром “ пока все хорошо. Подождем развития событий. Ирина ИВАНОВА е Fa Геннадий ЮДЕНКО РЕЧНИКИ - БАНКРОТЫ Менее месяца осталось до традиционного открытия нави гации по Волго-Балтийскому каналу, рекам и озерам Севе- ро-Западного региона России, но питерские речники не увере ны, что их грузовые и пасса жирские суда отправятся в плавание. Как заявил ответственный работник Волго-Балтийского государственного бассейнового управления водных путей и су доходства В. Клюев, для подго товки водной магистрали к нынешней навигации отсутст вуют необходимые финансовые средства. Денег нет на зарпла ту речникам и ремонтникам, не говоря уже о финансировании ремонтных работ, в которых нуждается сложное шлюзовое хозяйство канала. "ЛЕНФИНТОРГ РА СШИРЯЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Первоначально это акцио нерное общество было создано для развития приграничной торговли с Финляндией. Тогда первыми партнерами стали де сять новейших финских фирм. Теперь же их число возросло до 150. Услугами “Ленфинторга“ пользуются также Норвегия и Швеция, а в последнее время к ним присоединились Венгрия, Польша, Чехия. С ШАПКОЙ ПО КРУГУ Видимо, закатывается былая слава морского могущества Рос сии, поскольку правительство Санкт-Петербурга и коллегия Санкт-Петербургского регио нального морского центра обра тились к предприятиям и организациям, жителям Санкт- Петербурга и Северо-Западного региона с просьбой осуществить добровольные пожертвования на постройку боевых кораблей. Ныне на Балтийском заводе ведется строительство ракетно го крейсера “Петр Великий но на его завершение у корабе лов нет финансовых средств. Может быть, пущенная по кру гу шапка поможет сдать ко рабль в эксплуатацию к 300-летию Российского флота. Магнитофон сегодня есть почти в каждом доме. Но, как все на этом свете , он не ве чен... О выборе аудиовидеотехники мы уже пробовали давать советы потребителю ( “РМ“ N 7, 12), сегодня продолжаем тему. Повальная погоня за низкими ценами приве ла к тому, что в магазинах в основном низ копробный, бросовый товар, дешевые подделки, которые пользуются спросом толь ко в России. Но, увы, и дорогостоящие моде ли не отличаются качеством и долговечностью - цена перестала служить эталоном качества. Сперва разберемся с иномарками, так как их намного больше на нашем рынке, чем отечественных аналогов. Стоит отметить, что лучшими фирмами по-прежнему остаются SHARP, CRUNDIG, ORION, TOSHIBA, SONY, PANASONIC, PHILIPS, PIONEER, AIWA. Приемлемые - JVS, TECHINICS, SAMSUNG, Coldstar. Опасайтесь громоздких магнитофонов, так как зачастую они при лично выглядят, но внутри почти ничего не имеют, в смысле хорошего. Многие функ ции, записанные на корпусе техники, в пас порте могут полностью отсутствовать. Имейте в виду, что к изделию именитой фирмы (за редким исключением) прилага ется паспорт на русском или на другом сла вянском языке, а не на малопонятных иероглифах. Существует вероятность, что ваш стерео магнитофон окажется не совсем стерео, а... моно. Этого можно избежать, проверив восп роизводящую головку: если два проводка от ходят от нее, то это моно, если четыре - то стерео. Повторимся: в России появилось много низкокачественной продукции с назва ниями, которые созвучны именам известных фирм - это дешевый трюк с заменой буквы или приставки: PAVASONIK, MEGASONIK. Относитесь скептически к то вару, который выпущен по лицензии, потому что часто концов этих “фирм“ не найти. Должно стоять “ made іп...“ или ссылка на патент. Если такая информация искажается, то за рубежом такого рода “шутников “ пре следуют по закону. В Россию умудряются провозить нелегальный товар. На изделии может стоять надпись об изготовлении в Японии, а на самом деле товар произведен где-то в Корее (в лучшем случае) или в Китае (но достоверно обнаружится это позд нее по маркировке на деталях или тар е ). Теперь об отечественной аудиотехнике. Российские магнитофоны отличаются от за рубежных аналогов превосходным качеством звука. По техническим данным следует об ращать внимание на то, чтобы уровень гар моники был как можно меньшне. Коэффициент детанации чем ниже - тем лучше. А вот уровень шума, напротив, дол жен быть высоким. Все это можно узнать из паспорта. “Классными вертушками“ счита ются “Вега“ , “Марион “. Качество же отече ственных магнитофонов можно определить по уровню сложности. Его обозначают пер вой цифрой в индексе модели: высший класс, первый и так далее до четвертого. Суммируем принципы выбора при покуп ке аудиотехники: - оценка по внешнему виду; - желательна целостность упаковки; - проверьте, чтобы в корпусе ничего не брякало; - чтобы был широкий спектр частот; - в паспорте проверьте срок гарантии; - проверьте рабочее состояние техники, желательно протестировать все функции, на которые она способна. И уж если выбор сделан, можно созвать друзей для обмывания покупки. Вдруг и вер но - служить дольше будет!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz