Рыбный Мурман. 1995 г. Апрель.

№ 15 (4563) 14 - 20 апреля 1995 года Сергей КАЛАШНИКОВ Депутат Госдумы, председатель комитета по труду и социальной защите так прокомментировал этот указ: - Отмена таможенных льгот - это необходимая акция, о которой Государственная Дума твердила достаточно давно. Все дело в том, что существенная часть бюджета (по оценкам Сергея Глазьева, до 6 миллиардов долларов) через та­ моженные льготы утекает в неиз­ вестном направлении. Спорткомитет становился одним из главных экспортеров нефти, хотя понятно, что к этому не име­ ет никакого отношения. Он же был главным импортером сигарет и водки. Это что, здоровый образ жизни по-российски?! Общества глухих, слепых и так далее пре­ вратились было в самых главных поставщиков металла, газа, неф­ ти. Причем государство ни копей­ ки не получало в свой и без того дырявый бюджет. Ну, если мы хотим помочь на­ шим инвалидам, наверное, надо взять деньги из бюджета и дать им. И не заставлять инвалидов за­ ниматься внешней торговлей. Спорткомитету, например, давали лицензию на продажу 3,5 миллио­ нов тонн нефти в год. Предполага­ лось, что эти деньги пойдут на развитие большого спорта. Но возникает вопрос: можем ли мы проконтролировать, куда идут деньги от льгот, на что тратятся? Известно, что зачастую эти обще­ ства становятся ширмой крими­ нальных и околокриминальных структур. А спортсмены и инва­ лиды выиграли бы значительно больше, если бы государство отда­ ло деньпі от продажи нефти на конкретные мероприятия: дота­ ции, сборы, поездки, форму. Отмена института спецэкспор- теров приведет к тому, что любая коммерческая структура, купив по заниженным внутренним ценам нефть и нефтепродукты, сможет гнать их за кордон. И у пас поя­ вятся сапожные мастерские, торг­ ующие колоссальным объемом нефти и газа. Нарушатся нор­ мальные коммерческие связи, ко­ торые шли, например, в рамках лондонской биржи, определяющей цены на нефть и нефтепродукты. Новорожденные экспортеры будут работать с многочисленными по­ средниками из Венгрии, Югосла­ вии, Турции - серьезных-то партнеров и отработанных кана­ лов у них нет. А это приведет к резкому снижению поступлений от экспорта нефти на Запад и к резкому увеличению огтока на­ ших богатств. И я считаю, что отмена инсти­ тута спецэкспортеров может на­ нести в 1995 году решающий удар нашему обществу. Нефть и неф­ тепродукты лежат в основе всех отраслей промышленности: неф­ тяной и ненефтеперерабатываю­ щей, нефтехимической, энергетики. Нововведенные сво­ бодные цены очень быстро при­ близятся к мировым. А в условиях дефицита, который у нас продол­ жает существовать, они могут и перешагнуть их. Это с одной сто­ роны. А с другой - зарплаты и пенсии, которым далеко до миро­ вого уровня. Увеличивающийся разрыв станет мощнейшим факто­ ром обнищания всех. Если с нас потребуют доллар - доллар двад­ цать за литр бензина, то боль­ шинству автолюбителей просто придется поставить машины на прикол. Семейный бюджет этого не выдержит... Новые цены на энергоносители приведут к удоро­ жанию продуктов, вещей, квартир и так далее. ВЕДЕРКОМ НЕФТИ Э К С П О Р Т Василий НИКИТИН Заместитель уполномоченного Министерства внешних экономических связей Российской Федерации по Мурманской области Ч Е Р Е З Г Р А Н И Ц У ? Д о 25 марта ны неш не го года существовал на в н еш н е э к о н о м и ч е с к о м ры н к е институт с п е ц э к с п о р т е р о в . А ещ е были ль готы по и м п о р т ны м пошлинам . У к а з Пре зиден та России "О б основны х принципах вн еш н е - т о р го в о й деятельности в Р Ф " отменил и то, и д р у го е . в беседе с корреспондентом “РМ“ дал бо­ лее оптимистичную оценку указу. - Действительно, теперь любой может за­ ниматься экспортом нефти и нефтепродук­ тов. Но - и это очень важно - только при условии выполнения всех требований к оформлению документов. К тому же, в этом указе дано поручение правительству России вместе с Центробанком до 1 июля разрабо­ тать систему мер для более строгого валют­ ного и внешнеторгового учета, дабы не нанести ущерба стране. - А сегодня как? - Руководитель предприятия приходит к нам с заявлением о том, что просит зареги­ стрировать экспортный контракт. Приносит справку Госкомстата о том, что он - юриди­ ческое лицо. А мы проверяем, каков уровень цен в контракте (они должны быть не ниже мировых), все ли банковские реквизиты указаны, оговорены ли сроки и условия воз­ врата валютной выручки в Россию. - Так ведь я могу принести хороший контр­ акт, отвечающий всем требованиям. Но рабо­ тать совсем по другому контракту. - Нет, не сможете. Во-первых, кроме нас этот контракт контролирует банк, где со­ ставляется паспорт сделки. И если вы в по­ ложенный срок не вернете в Россию валюту, то заплатите штраф, во много раз превыша­ ющий невозвращенную сумму. Конечно, груз бывает разный, при транспортировке может всякое случиться (вы везли лес или доски, штормом их намочило, цена снизи­ лась) . Но в таких случаях у вас должны быть акты и другие документы, объясняю­ щие и подтверждающие. Если невозвращен- ная сумма ниже 50 тысяч долларов, то проверку ведут наши эксперты со специали­ стами таможни, Мурманского отделения Центробанка, областной администрации. Ес­ ли свыше 50 тысяч, то расследование ведет Москва. - Как вы относитесь к экспорту рыбы, об­ вальному, повальному, всеобщему? - До мая прошлого года был режим квоти­ рования и лицензирования, то есть предпри­ ятие получало право на экспорт определенного количества рыбы. В мае про­ шлого года указ Президента отменил такой режим. Теперь любой флот, большой или маленький, сам решает, где ему продавать рыбу. - Но паспорт сделки все равно оформляет­ ся? - Конечно. В январе прошлого года такие паспорта были введены на стратегически важные товары, а в апреле - на все виды то­ варов. - Василий Федорович, но ведь это же страшно: все, без каких-либо ограничений бросятся на Запад, продавая все и вся ! - Да, но при условии соблюдения цен, при условии возврата валюты и так далее. Что касается нефти и нефтепродуктов, то, думаю, может, только на первых порах поя­ вится много желающих продавать все это на Западе. В основном это организации, имею­ щие какие-то старые запасы. Ведь цены на нефтепродукты в России вплотную подошли к мировым. И если производитель их в луч­ шем положении, то для посредника найти выгоду практически невозможно. Нужны ог­ ромные деньги, чтобы заиметь у себя неф­ тепродукты. А самое главное, что без оформления паспорта сделки (помните: це­ на, возврат валюты?) он не выйдет из пор­ та, не пересечет границу'. Впрочем, и для производителя выгода невелика, я же гово­ рю, что наши цены почти сравнялись с за­ падными. - Ваше управление занимается... Государственным регулированием внешне-экономической деятельности. - Указ Президента усложнил вашу работу? - Больше стало звонков и визитов неква­ лифицированных продавцов: что такое контракт? а почему должна быть такая це­ на? И так далее. Люди думают, что, раз от­ менили режим, значит, любой и каждый может без каких-либо ограничений торг­ овать. Залил в танк или бензовоз топливо - и через границу. Так что, я уверен, ничего страшного не произойдет, потому что мы и таможня не пропустим товар по демпинго­ вым ценам. И ВСЕ-ТАКИ ОН С Т Р О И Т С Я ! Леонид Павлов В планах социально-экономиче­ ского развития Мурманска новый мост через Кольский залив фигу­ рировал в качестве архиважного объекта с восьмидесятых годов. Поначалу вынашивалась идея свя­ зать два берега надежной перепра­ вой где-ниоудъ в районе Зеленого мыса. Но пришлось бы слишком высоко поднимать фермы над судо­ ходным фарватером, делать створ, да и глубины здесь гораздо боль­ ше, чем, скажем, возле Колы. В результате геологических и других изысканий местом строительства стала зона Фадеева ручья. На эскизе в законченном виде мост выглядит элегантным красав­ цем. Но таким он предстанет взору мурманчан еще не скоро. Пока вовсю идут работы. На противопо­ ложном берегу специалисты архан­ гельского мостоотряда N9 на двух уровнях завершают укладку пере­ крытий на опоры выездных эстакад к дороге на Печенгу. По информа­ ции начальника объединения иМурманскавтодор“ Александра Коломийца, степень готовности предмостных сооружений порядка 90 процентов. В марте с помощью мощного плавкрана начат монтаж первой опоры непосредственно в воде под ее фундамент забито 54 сваи, металлический шпунт, до 8 метров наращивается бетонное те­ ло опоры. До конца года их устано­ вят две. На намывной территории у при­ брежного шоссе полностью отсы­ пан грунт, завершено обустройство производственно-складской пло­ щадки, вырос вахтовый городок. Сюда подведены уже силовой электрический кабель, водопровод, тупиковая железнодорожная ветка для подвоза материалов и конст­ рукций пролетов. Петербургские проектировщики наметили место для компактного бетонного завода (в комплексе будет поставлен за­ рубежной фирмой). По заключе­ нию экспертов-экологов, ущерба окружающей среды он не нанесет. Сейчас на намыве готовят свайные основания под опоры, ведут сборку двух из них. Общая протяженность моста бо­ лее полутора километров. Он будет иметь две автомобильные колеи, пешеходные дорожки. Со стороны улицы Капитана Копытова с бере­ гового откоса к мосту поднимется выездная эстакада. В дальнейшем движение легкового транспорта направят по сквозной магистрали к шоссе на Петербург. Ввод в строй действующих нового путепровода даст возможность сделать короче кольское объездное полукольцо почти на 12 километров. В этом году на строительство из федерального бюджета и террито­ риального дорожного фонда выде­ лено 30 миллиардов рублей. На снимке: строительная площадка сегодня. Фото Андрея ПРОНИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz