Рыбный Мурман. 1995 г. Апрель.
Спасет ли мир красоту? о о о о о о о о о с ш т . Ш ш Ш . л ^ * И СОЗДАЛ БОГ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ СВОЕМУ В этих древних словах Есть ответ на главный вопрос, Который я задаю себе: “О чем я пишу?" На промысел Божий в своей жизни Я опирался крепко, как на твердый камень. Божественное Наполнялось для меня земным смы слом, Звезды не были надо мной, Они были вокруг меня. Самые смелые мечты - реальны и выполнимы. & южья. оги ходят по воде, как боги, Но оставляют следы на песке, Как люди. Это значит: В каждом из нас есть искра оо В каждом, В каждом из нас Остался чистый ребенок, Только надо увидеть. Русский поэт сказал: “Тут дело простое - Нет тех, кто не стоит, Нет тех, кто не стоит любвии. Вот о б э том м о и кар тины . ДОРОГА С Н О В ...Первый удар - цвет. Человека, входящего в выставочный зал из промозглого марта и серого вести бюля Художественного музея, сра зу же бьет нещадно по глазам цве товое фортиссимо. Хотя это скорее какофония, чем симфония: цвета вызывающе неестественны - исте- рически-красный, купоросно-голу бой, едко-зеленый, мертвенно-фио летовый. Сам художник говорит: “Цвет видится мне одним из силь ных средств в преодолении, ком пенсации стресса“ . Результат - с точностью до обратного . Палитра сама порождает стресс вакханалией цветовых пятен, втягиванием зри теля в безумную пляску неоновых призраков. ...Второй удар - тело. Недале кие, да простится мне, скандинавы назвали Максимова эротическим художником. Но не всякая “обна женка “ - эротика. К тому же это тот случай, когда количество пере ходит не в качество, а в антикаче ство. Станислав Лем писал, что не воспринимает порнографию с тех пор, как работал гинекологом.. Те ла, тела мужские и женские, уже упомянутых тонов, выписанные с анатомической точностью, муску № 14 (4562) 7 - 13 апреля 1995 года 13 5 0 0 0 0 0 0 0 0 листые, подчеркнуто рельефные. Жилистые мужские руки и мощные женские животы. Звериные - но всякой природности их лишает цвет. Стриптиз в свете сценических прожекторов, шоу голодных, злых плясунов в закрытом клубе. ...Третий удар - уродство. Вы вернутые ступни, изломанные позы и лица - лица ли? Личины, морды, рыла. Огромные носы, злобные но согубные складки, глаза - или хит ро прищуренные, или бессмыслен но широкие, испуганные, злорадно знающие. Люди, нелюди и просто не люди: птицы, слизняки с челове ческим лицом, змееподобные твари с человеческими же глазами. Кари катуры и кошмары. Демоны. ...И все же это не нокаут, а лишь слабый нокдаун. Когда звон в голове проходит, начинаешь разли чать отдельные картины. Все уже где-то видано - у сюрреалистов, Филонова, Шемякина, современ ных молодых и -не очень молодых. Дает-таки себя знать общение с коллегами. Сергей Максимов, наш земляк, ныне живущий в Москве, сильно задет Москвой. Деклара тивно нетрадиционный художник работает в ТРАДИЦИИ, отсюда - неизбежная вторич- ность. Но что делать, искусство конца наше го века заведомо вто рично, поскольку про шло полный круг и почти исчерпало себя. Апогеем вторичности стал постмодерн, отно сящийся к предыдуще му искусству, как к набору куби ков для постройки собственного здания. Новейшее искусство по рождает уже не вариации на тему сюжетов, а вариации на тему про изведений: так, например, сущест вует уже не очередная “Тайная ве черя", а пародия на Леонардо да Винчи (кстати, у Максимова тоже есть “Тайная вечеря “ , но о ней по зже) . Сергей Максимов - лишь по слушный сын своего времени. Среди сюжетов много классиче ских: это и корабль дураков (у Максимова просто “Корабль “) , и “Возвращение блудного сына“ , и “Искушение св. Антония“ , и уже упомянутая “Тайная вечеря “ . Ре шаются они по-разному: если “Ко рабль “ традиционен до пошлости, то “Блудный сын“ - просто римейк Рембрандта, а “Вечеря“ - траги фарс в стиле “бытовухи “ в рубри ках криминальной хроники: поси дели, выпили, убили... “Искуше ние св. Антония“ - это не только запугивание и соблазн, но и на смешка - мерзкий хохот демонов в обличье женщин и жабообразных “чудиков “ в бериевских пенсне. Насмешке подвергается не толь ко святой Антоний. Все или почти все современное искусство есть на смешка над всем, чем только мож но, без идолов и святынь. Отсюда максимовские “Жители неба“ : в небесах так же, как и на земле, процветает уродство. “ Эротический“ привкус, кроме “ню“, задает постоянный и даже навязчивый, кочующий из картины в картину образ яблока - от “Пей зажа с фруктами“ до “Любовни ков“. Есть у Максимова и другие устойчивые образы - люди в мас ках (“Игра в мячи), лодка (“Ко рабль", “Притча о предательстве“). Что же объединяет работы Сер гея Максимова, кроме манеры письма? По моему мнению, все картины экспозиции можно объеди нить названием одной из них - “Дорога снов“ . В наше время, ког да реальность под вергается сомнению, сны становятся ре- Ѣ альностью. Сны из давна были источни ком образов и тем для художников - от Босха и Гойи до Да ли. Потому что сны дают нашим смут ным вожделениям и страхам форму и облик, и изобразить сон, значит изобразить чистое чувство, к чему всегда стремилось искусство. Но сделать это можно с различной степенью искренности, нестандарт ности и мастерства. И тут уж - как Бог одарил... * * * ...А по-настоящему мне понра вились лишь две работы - два ри сунка акварелью: “Друзья “ - жен щина и смешная зеленая улыбаю щаяся лягушка; и “Старый клоун" - просто старый клоун. Александр ГУЛЯЕВ. & На сн им ке : ка р ти н а ч е р я ". 'Тайная ее - К Р И З И С Д Р А М А Д У Ш И Последнее время в вашем еженедельнике до вольно часто видим публикации о театральном Мурманске, и это не может не волновать, т. к. на протяжении 20 лет мы ходим в Областной драма тический театр, знакомы со многими "службами " в театре. Говорить сегодня о нашем театре - значит гово рить о кризисе и кризисе беспрецедентном. В свя зи с этим вспоминаем то время, когда в театре ра ботал Г. Г. Михайлов (сначала просто режиссером, а затем возглавил этот театр). Тогда в мурманской драме присутствовали все жанры и все виды искус ства - пение, танец, пантомима и т. д. Это подни мало театр на новую, небывалую высоту. Вспом нить хотя бы спектакль "Трехгрошовая опера" Б. Брехта. Успех спектакля был огромен. Его посмот рел весь Мурманск. Зрители были в восторге от спектакля, который зло бичевал ненавистные нравы и при этом был так современен и актуален. Но, к сожалению, вслед за уходом из театра Г. Г. Михай лова потянулись в театр "видные " деятели, прихва тив с собой все свои пороки и слабости - каждый в соответствии со своим социальным "чином ". И сгу стились над театром тучи лжи, пустословия, чванст ва, эгоизма... Всякий раз, когда мы вспоминаем Михайлова после его смерти, то постоянно ощущаем присутст вие этого одержимого бессребреника, который своими новаторскими поисками расчищал путь мурманскому театру. Хочется, чтобы дух художни ка не просто "витал", а жил в этих стенах, возрож дался в репертуаре театра... Но, увы! Последнее время мы видим спектакли все больше заезжих режиссеров. Надо ли уточнять, что заезжие временщики-ре жиссеры - редчайший вид отечественной продук ции в том смысле, что не знает дефицита. Ну а ес ли у такого режиссера в театре есть сын или сват, или брат, то вокруг них и формируется определен ная группа. Ну а как следствие - начинается ист ребление профессионалов. Кому-то мо жет показаться, что все это частности. Но, во-первых, эти частности можно множить и множить, во-вторых, именно из таких частностей выстраивается целое, а из это го целого вырастает феномен бездухов ности. Недавно посмотрели спектакль "На дне", поставленный гл. режиссером Ф . Григорья ном совместно с норвежскими артистами. Это был полный кошмар. Надо ли объяснять? Обратитесь к первоисточнику, в нем все ответы! Или спектакль "Гроза ". Взять хотя бы встречу в овраге Катерины и ее возлюбленного. На сцене - "оргия", попытка полового акта, ну а в зале - хохот молодежи и бес пардонные реплики - дали повод. Разве об этом писал Островский? После спектакля возмущению зрителей не было конца. К этому разряду можно отнести и "Стены древнего Кремля" - спектакль по пьесе А. Железцова. Зрители после спектакля ос тались недовольны. Хотелось бы на страницах ва шей газеты задать вопрос гл. режиссеру: чем он руководствуется, когда выбирает пьесы? Такое ощущение, что это случайный репертуар. За весь сезон ни одного серьезного, захватывающего спек такля. А нынешний театр открыл сезон спектаклем "Не ходи с чужой женой в ресторан". Посмеялись мы забавным диалогам (это заслуга автора), а вышли из театра с пустым сердцем. Да, театр находится в кризисе. Ощущение пол ного безразличия к его судьбе! Может быть, уп равлению культуры стоит пригласить в театр моло дого талантливого режиссера, который захочет на чать с нуля выращивать свой театр, своих ермоло- вых и смоктуновских. И тогда появится главное в каждом деле: это - " ка к " , "зачем " и "почему ". И тогда душа зрителя не останется равнодушной. НИНА НИКОЛАЕВНА, психолог, всего 11 подписей. Конфликт вМурманском драмтеатре Отрадно, что в наше бездуховное время люди с болью пишут о театре, об Искус стве. И мы полностью солидарны с ними. Однако что думает по поводу кризиса в театре его директор ВИКТОР ПОРТНЯ- ГИН? - Конфликт в театре разгорелся из-за проекта постановки спектакля “На дне“ М. Горького совместно с норвежскими артистами. Проект серьезный. И требовал не только времени и денег, но и актеров , а их с нашей стороны требовалось восемь человек. Выхватить такое количество артистов из труппы театра в разгар сезона оз начает серьезно подорвать качество идущих спектаклей. И главный режиссер Ф. Григорьян не мог этого не понимать. Но дело еще и в другом. Я, как директор театра, никаких договоров и обяза тельств с норвежской стороной не заключал, поскольку ни денег, ни времени на это не было. Таким образом, осуществление проекта приняло частный характер - между Ф. Григорьяном и норвежским театром. Всей документацией по данному проекту занимаются люди, не имеющие отношения к драмтеатру. Все это способствует воз никновению разных слухов, вносит раскол в коллектив. Мало того, что в течение двух месяцев, когда главный режиссер с группой актеров находился в Норвегии, театр лихорадило, а актеры, как могли, спасали положение. Вернувшись из-за гра ницы, они тут же отправились в турне по городам (Санкт-Петербург, Новгород, Москва), не предупредив меня как директора театра. Я считаю, что главный ре жиссер Ф. Григорьян занимается самоуправством. Обидно и другое. Создается не кое общественное мнение, что я как директор чиню разные препоны, вставляю пал ки в колеса. Но помилуйте, о каких препонах может идти речь, если для норвеж ского проекта были отданы актеры, отменялись репетиции и спектакли, выделялись рабочие сцены для разгрузки и установки декораций, и все это делалось, несмотря на сложное положение в нашем театре. Имеют место и прямые угрозы главного режиссера в адрес художественного сове та, как: “Я приеду и разберусь со всеми недовольными". В подобной творческой и моральной атмосфере вряд ли может родиться настоя щее художественное произведение. И Ф. Григорьян, как главный режиссер, должен держать ответ перед коллективом за то, что происходит.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz