Рыбный Мурман. 1992 г. Январь.
Актуально ПРИХВАТИЗАЦИЯ Закончилась седьмая сессия Мурманского областного Совета народных депутатов, рассмотревшая и вопросы по приватизации го сударственной и муниципальной собственно сти, жилья. Вот размышления по горячим следам. О собственности Муниципальная собственность служит обеспече нию нормального функционирования населенного пункта и, что очень важно, районы в городах собст венности не имеют. Все яснее становится надуман ность деления города на районы, необходимые только для умножения числа председателей испол комов и Советов. Городской Совет народных депутатов наблюдает за четкостью реализации российских законов мэром Мурманска и его мэрии (бывший горисполком). У мэрии есть муниципальная (городская) собствен ность. У районных Советов народных депутатов такой собственности нет, они могут получить ее только от городских структур, но моіуг и не получить. Характер но и то. что нет сегодня собственности и у областного Совета: собственность у города и у государства рос сийского. Государстаенной собственностью на тер ритории нашей области должен по новым законам заниматься глава администрации области через свой комитет по управлению имуществом. Одна важная деталь: он должен иметь для этого официальные пол номочия (удостоверение) от Комитета по собственно сти Российской Федерации. Областной Совет в этой ситуации обязан стоять на страже интересов региона. Ведь республиканская собственность оказывает нагрузку на среду обитания жителей нашей области, используя рабочую силу, требующую затрат из бюджета нашей области на развитие и содержание инфраструктуры (жилье, ма газины, дороги и .д.). Собственник этих средств обя зан сполна рассчйтаться с нами через областной бюджет и оптовые базы. Это должно быть предметом деятельности областного Совета. Проекты документов по приватизации готовили чиновники из аппаратов администрации и Совета. В последний момент появились документы от комис сий областного Совета. Этими документами сохраня ются кресла для руководителей прежних областных управлений за счет наших налогов. Область (города Апатиты, Кировск, Мончегорск...) считает, что без их ценных указаний никак не смогут работать Мурманский рыбокомбинат, "Мурманская судоверфь", фабрика орудий лова. Просто лицензи ровать, устанавливать налоги - мало, хочется быть собственником. А где сам трудовой коллектив? О нем ни слова! Абсурдность такого подхода к разбюрокрачива- нию нашего общества проявилась сполна в таком эпизоде. Усталый депутат спрашивает одного из ав торов документа: "Какое значение для жителей Кан далакши имеет кинотеатр "Мурманск" в областном центре? Ему откровенно объясняют, что надо сохра нить аппаратпроизводственного объединения "Кино видео". Чтобы им не пропасть, они и получают этот кинотеатр-кормушку. Из депутатов никто не записался участвовать в дискуссии о приватизации. Председатель облсовета сгладил ситуацию, дескать, здорово поработали га зеты, много по этому вопросу напечатали и поэтому всем все ясно. Но ситуация тем и абсурдна, что газе ты печатали материалы по приватизации жилья, а не предприятий. Во всех проектах документов фиксируется мысль, что срыв реформ обусловлен только бездеятельно стью Совета Министров России и Верховного Совета. Отом, что наши депутаты законы не изучили должным образом (каждый член облсовета, а не отдельные лица), что идея приватизации в области с учетом ее особенностей не разработана, - об этом ни слова. С подачи разработчиков от администрации депу таты передали доработку неясных вопросов не своим комиссиям, а той же администрации, т.е. свои полно мочия передают исполнительной власти. Какова в этом случае цена разделения представительной и исполнительной властей? Она стремится к нулю. При активном участии первого заместителя главы администрации области Г. П. Лузина принято очень верное решение: отказаться от цифровых показате лей разгосударствления, руководствоваться только экономическими факторами в интересах населения. Это противоречит документам Совмина России, но их документы противоречат идеям съездов депутатов России. Итак, признание права собственников за трудовы ми коллективами - не состоялось. Зато подтверждена претензия областной бюрократии на превышение ее полномочий под прикрытием воли избирателей, ибо народные депутаты действуют от нашего имени. Этот вопрос администрацией был подготовлен более тщательно, чего не скажешь о наших депутатах облсовета, не пожелавших заметить стремления ад министрации превысить свои полномочия. Вновь де путаты стремились передать доработку неясностей в документах администрации. Попытки высветить это сознательно блокировались председательствую щим. Чего не захотели услышать депутаты? Жилищным законодательством России оговорено обязательное частие профсоюзов при решении жилищных про- лем. Однако депутаты вслух возмущались, мол. обойдемся и без профсоюзов, но сами участвовать по-серьезному в разработках не желают. Очень многие поняли, что каждому человеку, жи вущему сегодня в отдельной квартире, бесплатно передаются 27 кв.м общей жилой площади. Но это не так. Бесплатно передается стоимость усредненно го комфорта жилища (по всей области) из расчета 27 кв.м на человека. Если же фактически комфорт жилья выше этого усредненного уровня, то превышение этой стоимости над средним уровнем будет возме щено жильцом муниципалитету. Если стоимость жилья ниже среднего уровня, то получается, что му ниципалитет (как собственник сегодня) должен жиль цу, как он должен и многим очередникам на жилье, зарплату которым выплачивают ниже заработанного из-за будто бы производимых затрат на строительст во и содержание жилья. Муниципалитет должен гражданам, но он им "прощает", они этих средств не получат. А если гражданин должен муниципалитету, то он ему обязан заплатить. Даже если вы имеете 30 кв.м общей стоимостью ниже стоимости 27 кв.м по усредненной комфортности, то 27 кв.м вы получите бесплатно, а 3 кв.м вы получите только за плату, хотя должны вам. Так записано в решении областной сес сии. Предложение уточнить эту формулировку даже не выслушали. В последний день появилась формулировка о том, что если один из членов семьи проработал на Край нем Севере 20 и более календарных лет, то семья жилье получает бесплатно. Что это означает? Живут три семьи, пенсионеры, в Краснодаре, их дети со своими семьями - в Мурманске. Пенсионеры разводятся и жилье в Краснодаре записывают на одного. Второй едет в Мурманск и прописывается у детей, как отец, имеющий стаж работы на Севере до пенсии 25 лет. Семья приватизирует любую площадь жилья бесплатно. Затем отец возвращается в Красно дар, восстанавливает семейные узы, прописывается на прежнее место жительства. Теперь выписывается мама и едет ко второму ребенку в Мурманск. И все повторяется. Хотелось, чтобы норма 20 лет и более применя лась только для лиц, проживающих в области, имею щих документы с предыдущих мест прописки об отсутствии там бронированного, кооперативного или другого жилья. Об этом не захотели слушать депута ты. наши избранники. Особый момент для всех трудовых коллективов представляет вот что. Сегодня они вносят деньги единому заказчику - мэрии на 1000 кв.м жилья (к примеру), из которых город отдаст только 400-600 кв.м. Последние метры депутаты решили (п.6.2) уменьшить еще на Юпроцентов, которые продадут на аукционе от мэрии, чтобы платить больше руководи телям жилищных служб. Закон о приватизации жилья в России укоротили (ст.9). Из него выпало следующее: "Для...семей с доходами ниже официально установленного прожи точного минимума...сохраняется порядок предостав ления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях дого- вора-найма". То есть 20 процентов жилья (от 400 до 600 кв.м) трудовых коллективов изымают для прода жи толстосумам. На аукционе цены на жилье превы шают цены на автомобиль. Я за то, чтобы на аукцион выделять 10 процентов за счет средств и фондов приватизации. После 2 января не менее 90 процентов россиян '* *:ивут ниже прожиточного минимума. Если сегодня прожиточный уровень определен в 1000 рублей, в Мурманске - 1300 на одного, то для какого числа должен сохраниться существующий ранее порядок обеспечения квартирами? Для 95 процентов - как минимум! Шансы на получение жилья по очереди, явочным порядком, через принятие документов по приватизации жилья для многих уменьшились. Положение о приватизации жилья должно учиты вать наличие квартирных очередей и тот факт, что строительная база едина для области - для государ ственного, муниципального, кооперативного, инди видуального строительства. Будучи единой она больнее всего ударит по очередям на предприятиях. В условиях бездумного вздорожания жизни необ ходимо срочно пересмотреть областные правила уче та и распределения жилья, документы по кооперативному строительству, предоставить воз можность трудовым коллективам госпредприятий быть коллективными членами ЖСК и за счет этого предоставлять своим очередникам жилье на услови ях внутренних договоров и на условиях трудового коллектива. Следует запретить деятельность агентств по при ватизации за счет бюджета. Они должны работать только на самоокупаемости. Необходимо строго вы полнять требование ст.20 Закона о приватизации жилья. Использовать средства от приватизации толь ко на строительство жилья и на расширение строи тельной базы. Закон предусматривает создание независимых комиссий по оценке стоимости нашего жилья. Депу таты поручили продавцу жилья создавать эти "неза висимые” комиссии, которые и будут назначать цену. Эту цену получат исполнительная власть и сама ко миссия за свои хлопоты. Депутаты "сдали" своих из бирателей в руки исполнительной власти, которая генетически запрограммирована на захват власти. Обращаю внимание малого Совета на недопусти мость самоустранения Советов от подготовки при нимаемых решений. Я не хочу, чтобы депутатский корпус действовал в интересах чиновничества, про тив трудовых коллективов... А голосовать надо тогда, когда знаешь, за что голосуешь, знаешь, кому выгодно то или иное реше ние. В. МАМАЕВ, председатель координационного комитета Мурманской организации народной партии. О приватизации жилья Некоторые выводы "РЬШНЫЙ МУРМАН" 9 стр. 31 января 1992 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz