Рыбный Мурман. 1992 г. Январь.
"КРУГЛЫЙ СТОЛ " ”РМ" НА КРУТЫХ РИФАХ Как выжить, выстоять в наше сверхсложное время? Как выжить каждому из нас и в целом кол лективу? Рыбная отрасль, которую во всем мире дотирует государство, в нашей стране брошена на произвол судьбы, без какой бы то ни было помощи в хаосе так называемых рыночных отношений. Проблем - море. Вы убедитесь в этом, прочитав публикуемый ниже рассказ о беседе в редакции. Собрались заместители начальников флотов по кадрам, пригласили зам. генерального директора по кадрамАРП "Севрыба" А. С. Васильева. Не смог принять участие зам. начальника тралового флота В. В. Соколов, но мыне раз беседовали с нимобэтих проблемах, сегодняшние высказывания коллег Владимира Витальевича полностью совпадают с его точкой зрения. Кроме А. С. Васильева в беседе за "круглым столом" принимают участие (зам. начальников флотов): А. И. Козловский (объединение "Мурман- >ыбпром"), В. Ф. Дука (Беломорская база гослова), :ов (объединение ^Севрыбпоиск"), А. 1. Щетинский (управление "Севрыбхолодфлот"), I. Н. Стрелк . _ В. В.Мелешкевич (Архангельское рыбакколхозобъ- единение). Тема встречи - моряки, их жизнь на флоте се годня, чего ожидать от дня завтрашнего. А.С. ВАСИЛЬЕВ л,.. А.И. КОЗЛОВСКИЙ В.Ф. ДУКА Безработица нам не грозит Корр.: - Давайте начнем с такого вопроса: грозитли рыба кам безработица? A. Васильев: - Думаю, что нет. Наша рыбная отрасль - единственная в стране, которая доставляет продукты питания в страну, а не вывозит их. Наш бассейн в прошлом году в ос новном выполнил свои дого ворные обязательства по обеспечению населения стра ны рыбой. Сейчас это крайне нужная государству продукция. Когда были ликвидированы мини стерства СССР, то в системе управления многие ведущие отрасли были объединены в об щегосударственные комплек сы, а в рыбной отрасли создан свой рыбацкий государствен ный Комитет. Значит, мы нужны государству, а в этом случае оно должно заботиться о нас. Стране необходима рыба. Корр.: - Но сегодня крайне тяжелая обстановка с ремонтом судов (а они у всех старые), сложно работать в отдаленных районах промысла. В связи с этим, возможно, часть из них будет поставлена на отстой или продана. Люди останутся без работы. B. Дука: - Это возможно, если руководство России не повернется лицом к рыбакам. Н. Стрелков: - Если даже и наступит безработица, это про изойдет не мгновенно. Все равно на смену старым придут новые суда. А. Козловский: - Работа в отдаленных районах промысла сегодня становится не только экономически невыгодной, а убыточной. К тому же наши БМРТтипа "Иван Бочков" стро ились так, что оборудование там собрано со всей Европы. Замена запчастей, ремонты - все это валюта. Я не говорю уже об огромных затратах на топливо (200-300 долларов за тонну). Переводить их из даль них районов - куда? То есть, по-видимому, следует ориен тироваться на малые суда: меньше топлива, меньше чис ленность экипажа. Н. Стрелков: - Сегодня флоты - государственная соб ственность. Поэтому решения правительства могут привести нас в упадок, а могут дать воз можность нормально работать. Сегодня, создавая резервный валютный фонд России, у нас отбирают50 процентов валюты, а если еще дополнительно со здадут резервный фонд обла сти или региона, куда также надо перечислять валюту... Флоты встанут. Вот тогда угро за безработицы станет вполне реальной. В. Дука: - Сейчас авиабилет до Лиссабона стоит 33 тысячи рублей на одного человека. Ум ножаем на количество людей в экипаже - миллион 200 тысяч рублей. Конечно, перелеты экипажей, иными словами, ра бота вдали от родных берегов, становится не по карману. A. Щетинский: - Я хочу еще вот о чем сказать: если проана лизировать национальный со став флота, то около 60 процентов - украинцы, белору сы и представители других на циональностей из южных регионов бывшего СССР. Если будет введена на Украине, в других государствах своя ва люта, не будут урегулированы вопросы выплаты пенсий по разным республикам, люди на чнут увольняться. B. Мелешкевич: - У нас уже пять молодых специалистов уехали в Прибалтику. Вынуж дены были уехать. Корр.:- Зато в Мурманске освободится много квартир. В. Дука: - Золотые мечты! Украинцы их здесь продают прежде чем уехать. Но пробле ма в другом: мурманчан на флоте всего 7-10 процентов. А. Васильев: - Все, что здесь говорилось, верно. Но вот такой вопрос: а будет ли работа на флоте стимулировать приток людей? Возможно, ма териальная незаинтересован ность в морском труде создаст такую группу специалистов, ко торые уйдут с флота, но и на берегу работать не будут. Пе реобучение их другим профес сиям в Мурманске крайне сложно, поскольку мало произ водств. Поэтому сегодня надо оп ределиться в главном - знать, что держит моряков на флоте, какие стимулы являются для них приоритетными: получение валюты, заработок в рублях, я уже не говорю об условиях и режиме труда. Радужные краски доллара Корр.: - Итак, ваше мнение о соотношении сегодняшней зарплаты моряка с реальной жизнью. Н. Стрелков: - Конечно, хо телось , чтобы заработок был больше. Но все зависит от эко номического благополучия флота. Сегодняшний уровень зарплаты выше вчерашнего, но он мал в соотношении сце нами, а завтра вообще будет смехотворным. А. Щетинский: - У нас зарп лата выросла в четыре раза. Но когда спрашиваешь моряка, сколько же ему нужно денег, он отвечает: "25 тысяч". А. Козловский:. - Принято судить о том, что человек зара батывает, по среднему зара ботку. Но ведь это понятие, выдуманное нами: один по лучает тысячу, другой - десять, средний заработок - пять ты сяч! Так вот у нас средний - 2300 рублей. Конечно, здесь все - рыбаки и прекрасно пони мают, что заработок зависит от рыбы. А. Щетинский: - Мы сейчас одной ногой стоим еще в соци ализме с его фондами, дру гой... В рынке что ли? Оплата путевок, мест в детсадах, не смотря на резко возросшие це ны, в основном оплачивает предприятие. Разные ссуды, питание моряков... Если мы уш ли от социализма - получи, что заработал, остальное - твои проблемы. A. Козловский:- Оплачива ем половину стоимости прожи вания нашего моряка в ДМО. 70 процентов стоимости путевки в "Рыбак Заполярья". Сейчас подписан документ: будем плавсоставу выделять на пита ние 30 рублей в сутки на чело века, работникам береговых предприятий - 15 рублей. B. Мелешкевич: - Колхоз ная система оплаты труда всег да была выше государственной. Нашим морякам пока грехжаловатьс я: деньги неплохие и валюту пла тим - 33 процента от новых ок ладов. Корр.: - Ну коль заговорили 0 валюте, расскажу: сегодня видела капитана Беломорской базы, и он сказал, что теперь капитан получает 8 долларов в сутки. Эту систему - фик сированной выплаты валюты - с 1января ввели в тралфлоте. В. Дука: - Да. у нас введена эта система: капитан в сутки получает восемь, матрос-кам- бузник-четыре доллара. Неза висимо от того, есть заход или нет. Кроме того, мы ввели ко эффициент "2" на заработок: заработал три тысячи - получи шесть. И еще: решено в этом году всем работающим в ББГЛ оказать материальную помощь в размере 500 рублей на чело века. \ѴУ-ѵ\Л, . Комментарий художника Александра КАЗАЧКбВА. 31 января 1992 года 4 стр. 'ТЫБНЫЙ МУРМАН" W
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz