Рыбный Мурман. 1992 г. Январь.

а з е т а у вас, не спо­ рю, интересная . Но ка к ж е э т о вы умудрились всех моряков записа ть в онанисты и "голубые"?! — гневно упрек­ нул "РМ " м а тр о с плавбазы "Полярная звезда ", и п я т ь д е ­ с я т пар глаз воззрились на ж урналиста . Растеряешься т у т : не в е р и ть взрослому че­ ловеку не можешь, но и т в е р ­ до знаешь, ч т о т в о я га зе та т а ким и ярлыками не бро сае т ­ ся. Оказалось, ч т о им еется в виду небольшое ч и т а т е л ь ­ ское письмо, опубликованное в дискуссионном пылу пол тора года назад. Спорили т о гд а в га з е т е о физиологических и моральных издерж ках дли­ тел ьны х рейсов, о т о м , ч т о полугодовое плавание м о ж е т не т о л ь ко на здоровье о т р а ­ зи ться , а и семью разруш ить , судьбу изломать . Ч т о и гово­ р и т ь , т ем а актуальнейшая , писем было очень много, с т р а с т н ы х , яростны х даже. Иные спорщики вонзались в д и с п у т не раз и не два, и он грозил п р е в р а ти т ь с я в беско­ нечные препира тел ьства и взаимные оскорбления, при­ шлось редакции за кр у гли ть разговор, попы тавш ись прими­ р и т ь раззадоренных ч и т а т е ­ лей. Почему разгорелся т а к о й по­ жар о т н и ч тож н о й искры? Очевидно, по том у , ч т о э т о й стороны рыбацких т я г о т ни­ к т о и никогда всерьез не ка ­ сался: ни пресса, ни медицина, ни ю ристы , ни профсоюз, ни т е м более администрация. П рин я то с ч и т а т ь д л и т е л ь ­ ные рейсы неизбежным злом, а э ти че с ки е вопросы слишком щ екотливыми . Зона умолча­ ния. Страусиные головы в пе­ сок — и б а с т а : вроде ка к н е т проблем. А они е с т ь . И далеко не всякий человек м о ж е т ре­ ш и т ь их в одиночку или в до ­ сужей б ол товне с при я тел я ­ ми. Признаться , перед выходом ж ур нал и с та в море был разго ­ вор в редакции: не п о п ы т а т ь ­ ся ли снова косн уть ся "за ­ п р е т н о й " темы . Конечно, па­ со в а ть перед нею не хотелось бы. А с другой стороны , ч т о зн а ч и т "п о п ы т а т ь с я "? Э т о ж е о п я т ь — с кр е с т и по боль­ ному, ка к ни подступись . Ос­ танавливало и другое: в нашей полуграмотной с тр а н е невоз­ можно в е с т и разговор о фи­ зиологии. Ну н е т у нас секса, и все т у т ! Цивилизованный мир давно решил проблемы по­ лового ■ просвещения, э т и к и секса, п р о с ти т у ц и и , порногра­ фии, определив им и юридичес­ кий, и морально-нравственный с т а т у с . Даж е т е страны и на­ роды, ч т о всегда были позади нашего во всем передового со­ циалистического лагеря, т е ­ перь и в э т о м вопросе далеко впереди: решены не т о л ь ко простейшие и обиходные, ре­ ш аю тся и довольно хи троум ­ ные задачки человеческого ес­ т е с т в а вроде а л ь т е р н а т и в ­ ного секса. А за тю канны й ла­ герной идеологией сове тс кий человек продолж ае т "гордо з в уча ть " над ворохом ни ка к не решаемых вопросов, блюдя свою социалистическую нрав­ с т в е н н о с т ь , подавая ее т о ка к исконно русскую скром­ но с ть , т о ка к моральный ко ­ декс с т р о и т е л я коммунизма. Но каким соусом ни окропи свое "с в я т о е неведение", а во­ прос стойм я с т о и т : ды к скока ж оно б уд е т , дважды два?.. Разрешили нам, правда, при­ з н а т ь ,ч т о е с т ь по э т у с т о р о ­ ну госграницы и самая древняя профессия, и порнушкой балу­ емся, и сексменьшинств не меньше, чем где-либо, и инфи­ цированные СПИДом м алю тки . Но ки в н у т ь кивнули, а ка к ра­ зобраться с э т и м хозяйством , о п я т ь не знаем. У соседа бы перенять , да у какого именно? Если списывать законы у вос­ точн о го , т а к т а м за всякую мелочь руки о т р у б а ю т , глаза Зона умолчания П Р О э т о вы калываю т . Если у западно­ го, т а м п р о с т и т у т к а м пенсия положена, педиков не саж аю т , а спидушный хлопец, ка к чело­ век, по телевидению и н т е р ­ вью р а зд а е т , не та я сь . И си­ дим за кондовым забором с ты д л и в о с ти , и не смеем за­ и кн у ть с я о собственном набо­ левшем: еще ляпнешь ч то -ни - будь не т о ... Сцена в секс-шопе в Лас-Пальмасе. Забредшие морячки р ж у т , показывая вскры тым и банками кока-колы на эле ктри чес кий вибратор для женщин, хозяин магазина сокрушенно во здевае т руки : "О, э т и русские ..." Мы ничего о себе не знаем. И, к а ж е т с я , кичимся э тим . Но приведу разговор, коего был свидетелем . Надеюсь, избегу оценок ханжей и самоуверен­ ных невежд. одного друга, он — Я знаю в море уже лет пять ходит. Так он, если п р и д е т в порт вече­ ром или но­ чью ” по зе­ леной” (то есть рань­ ше, чем суд­ но ожида­ лось), не сразу до­ мой, как все, а пере­ ночует на п а р о х о д е и только на следующ ий день домой. — Поче­ му? — Вот и я не мог понять. По­ том он мне о б ъ я с н и л , чго опасает­ ся застать жену с дру­ гим. Хотя у него нет особой при­ чины для н е д о в е р и я , но так, на всякий слу­ чай. — Так сильно лю­ бит ее, что закрывает глаза? — Дело не во влюбленности, да и женаты они давно. Просто он понимает, что женская при­ рода требовательна, и шесть месяцев одиночества — это для иной женщины пытка. Тоскуют, мучаются. Не всякая может пе­ ресилить себя. Да и вообще лю- -бой человек подвержен иску­ шениям. Или из нас никто не грешил? Вот он это понимает. И чувствует даже свою вину пе­ ред ней, что обрекает на долгое одиночество. А парень, между прочим, вовсе не размазня. — Ничего себе, не размазня! А о нем она подумала, прежде чем с кем-то улечься? Что он тоже в море один трубит, что ему тоже несладко? — Я думаю, что он за себя сам перед собой в ответе, а за другого человека, пусть самого близкого, ка к поручишься... Че­ ловек — существо слабое. Это же не автомат: кнопку "ожида ­ ние” нажал — и все инстинкты выключены. — Вот именно, инстинкты. По­ хоть, короче. А после этого она будет клясться: милый, доро­ гой, ка к я тебя люблю. — Ты что, из тех, кто считает, что раз поженились, то любовь должна быть до гроба? Любовь — чувство преходящее. Чаще всего. В идеале, конечно, лю­ бят однажды и навсегда. Но много ли мы встречали однолю­ бов? Да и дело не в том, сколь­ ко раз в жизни влюбляться, а в другом. В семейной жизни любовь постепенно гаснет, у ко ­ го скоро, у кого нескоро, и усту­ пает место более даже надеж­ ным чувствам — привыканию друг к другу, или, лучше ска ­ зать, сроднению. Вот он, види­ мо, и уважает это сродство душ. А в физическом плане у них все ведь может обстоять иначе. И влюбиться человек может, и даже очень серьезно, глубо­ ко. Или только поначалу прини­ мает влюбленность за глубокое чувство. Если не дорожит се­ мьей — разведется. А дорожит — тут уже сложнее. Поставь се­ бя на место серьезно влюбив­ шегося человека, как тебе быть тогда с семьей? — Уж скажи прямо, что у тво­ его приятеля подружка на суд­ не есть, вот он и играет с женой в демократию. — Вы оба говорите только о любви, уважении, о возвы­ шенном. Высокие чувства — это хорошо. Но ведь есть и без них нормальный, здоро­ вый секс. Секс, лишенный ро­ мантики, а просто здоровья и оптимизма ради. — Человек не животное. Это у собак не любовь, а случки. А у человека, как существа ра­ зумного, секс всегда связан с эмоциями, чувствами. У чело­ века секс может быть грехом, а может, наоборот, возвышать. — Чем же это согрешат двое симпатичных друг другу людей, которые не связаны ни с кем брачными узами и не планиру­ ют в данное время обзаводить­ ся семьей, и вот утолили ж а ж ­ ду, насладились друг другом, доставили взаимную приятную радость без всякого обмана или выгоды, без морального ущер­ ба? — Вот такие рассуждения и оправдывают обыкновенное блядство. Хорошенькая отго­ ворка для потаскушек. Тогда и семью незачем заводить, кай ­ фуй себе со всеми направо и налево всю жизнь. — Да почему секс должен быть так намертво связан с бра­ ком? Семейная жизнь основана на самых разных вещах, не ме­ нее важных, чем совместная постель. Та же любовь, напри­ мер, желание иметь детей, уют­ ный очаг, стремление, вульгар­ но выражаясь, жить коллектив­ но. О ком-то заботиться. Есть и браки по расчету, в конце кон­ цов, — и, кстати, они-то реже всего распадаются. А секс — совершенно самостоятель­ ная сфера. Бывает же, что че­ ловек не может завести семью, — или дорожит личной свобо­ дой, или не повезло женщине, не берут замуж, или по ка- кой-нибудь болезни невозмож­ но жить семейной жизнью. Что же, им и от секса вовсе отка­ заться? У нас принято по ста­ ринке, от домостроя, что общая постель — это только семейная постель. Но были бобыли и во времена домостроя, есть и сей­ час. И вообще хомо сапиенс ме­ няется, а с ним и его представ­ ления о че­ ловеческом е с т е с т в е . Секс — это именно ес­ те с твенн ая п о т р е б ­ ность, как пить, есть и прочее. Конечно, он может быть у к р а ш е н л ю б о в ь ю — это пре­ красно. Но и без люб­ ви, и вне се­ мьи почему же секс д о л ж е н быть в за­ прете? — А Биб­ лия чему учит? Про я б л о к о - т о греха? — То бы­ ло яблоко п о з н а н и я добра и зла, а не греха. П о з н а н и я как катего­ рии слож­ ной, фило­ софской. Не путай ее с обычным плотским актом, как Божий дар с яичницей. И Библия никогда не учила человека уродовать свое естество и идти вопреки природе — тоже, кстати, Бо­ жьему творению. А кто по-свое- му истолковывает писание, что­ бы запугать человека, загнать его в клетку глупых, надуман­ ных запретов, так тем и имя дано известное и верное — мракобесы. Их устами пута­ ют людей мрак и бесы. Слово же Божие, как известно, свет. — А неученье, кстати, тьма. — Вы ударились в философию. А как же все-таки быть здесь, на грешной земле? Как быть тому же твоему приятелю и лю­ бому моряку, если он в рейсе по шесть месяцев мотается? По­ дружки в рейсе не у каждого. Проститутку брать в инпорту — накладно и опасно. А естест­ во, как все мы теперь знаем, требовательно. А? Рукосуйст- вом заниматься? Мораль не ве­ лит, и мне лично это дело не по душе. Что же вы тогда посове­ туете своему жалостливому приятелю? — Что касается онанизма, так уж будем говорить начистоту, он есть и на берегу, и в море в одинаковой мере. Это не зна­ чит, что все вокруг онанисты, но вот медицинская статистика ут­ верждает, что через этот опыт проходит практически каждый здоровый человек — или ре­ бенком, или подростком — в любом возрасте. Объясня­ ется нормальной любознатель­ ностью. Кому-то по душе, ко ­ му-то нет. У одного входит в привычку, другой — раз по­ пробовал и больше не тянет. Дело частное. — Я читал у сексопатолога Игоря Кона и еще у кого-то из медицинских светил, что счи­ тать онанизм вредным для здо­ ровья — это заблуждение. Пи­ шут, что это не является сексу­ альным извращением или бо­ лезнью. Но если онанизм стано­ вится навязчивой привычкой, что даже с женщиной не мо­ жешь обойтись без него, то это уже болезнь, надо идти к докто­ ру. А так, по воле обстоя­ тельств... Знакомый врач мне так и посоветовал: ты, мол, в море-то шибко себя не мучай, снимай сексуальное напряже­ ние таким образом. А то, гово­ рит, иной моралист так мается, что становится злым, раздражи­ тельным, только что с кулаками на всех не бросается. Кроме то­ го, сказал врач, длительное воздержание ведет к застой­ ным явлениям в организме, бо­ лячки всякие можно нажить ти­ па простатита. — Ну вы даете, советчики! — Антисоветчики. — Вот именно. И что ж, ты снимаешь это свое напряжение вручную? — Давайте не заглядывать друг другу под одеяло. Потолку­ ем теоретически. — Почему же, я отвечу. Что оно такое, я знаю. Хотя бы уже потому, что женщины, с которы­ ми имел дело, не были столь уж закомплексованы в сексе, чтоб от одного вида пениса в обмо­ рок падать. Дело интимное, гре­ ха в том не вижу. Сам же я в рейсах не испытывал такой невыносимой нужды, чтобы са­ мого себя в норму приводить. Но и другого человека осуж ­ дать не стану. Просто не замечу и отнесусь к этому, как к на­ сморку, не более. Дело хозяй­ ское, лишь бы не во вред. — Может, ты и ’ ’голубых” не осуждаешь? — Может, и ’ ’голубых” не осуждаю. — Не лучше ли нам сойтись на том, что пусть каждый реша­ ет свои сугубо интимные про­ блемы по-своему. Как говорит­ ся, в меру своей просвещеннос­ ти или испорченности. * » # Х отелось бы, конечно, вы­ слуш ать специалистов и рас­ суди ть , к т о прав, к т о заблуж ­ д а е тся . Но в о т ч т о бы я до ­ бавил о т себя к э т ом у спору. Да, проблемы интимные каж ­ дый волен реш а ть по-своему, т о е с т ь в рамках закона, ко ­ нечно, и морали, ка к он ее по­ ним ает . Но э т о — лишь верш­ ки, в о т корешок т я н у т ь луч­ ше всем вм есте , а именно — и с ка т ь во зм ож ности для сокращения рейсов в с о о т в е т ­ с т в и и с международной мор­ ской п р а к ти ко й , ч тобы и госу­ д а р с т в у не было резко наклад­ но (в конечном с ч е т е о т э т о го пострадали бы и сами моряки с их семьями), и морехода изба­ в и т ь о т т я ж к и х испытаний . Возможно ли э т о ? До сих пор считалось , ч т о н е т . Но ведь времена меняю тся , уж рынок на дворе... И еще, обсуждая вм есте , о т к р ы т о , а не по за­ тхлы м углам, далеко не наду­ манный вопрос о моральном и физическом самочувствии рыбака в долгом плавании, да ­ в а й т е не будем по-базарному агрессивными и чересчур к а т е ­ горичными. Прислушиваясь к мнению и знаниям других, т е м более ко м п е т е н т ны х оп­ понен тов , бы стрее опреде­ лишь для себя и стину . Разве не т а к ? Сергей АРХИПОВ. Лас-Пальмас — Мурманск. Рис. А. КАЗАЧКОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz