Рыбный Мурман. 1992 г. Январь.
а з е т а у вас, не спо рю, интересная . Но ка к ж е э т о вы умудрились всех моряков записа ть в онанисты и "голубые"?! — гневно упрек нул "РМ " м а тр о с плавбазы "Полярная звезда ", и п я т ь д е с я т пар глаз воззрились на ж урналиста . Растеряешься т у т : не в е р и ть взрослому че ловеку не можешь, но и т в е р до знаешь, ч т о т в о я га зе та т а ким и ярлыками не бро сае т ся. Оказалось, ч т о им еется в виду небольшое ч и т а т е л ь ское письмо, опубликованное в дискуссионном пылу пол тора года назад. Спорили т о гд а в га з е т е о физиологических и моральных издерж ках дли тел ьны х рейсов, о т о м , ч т о полугодовое плавание м о ж е т не т о л ь ко на здоровье о т р а зи ться , а и семью разруш ить , судьбу изломать . Ч т о и гово р и т ь , т ем а актуальнейшая , писем было очень много, с т р а с т н ы х , яростны х даже. Иные спорщики вонзались в д и с п у т не раз и не два, и он грозил п р е в р а ти т ь с я в беско нечные препира тел ьства и взаимные оскорбления, при шлось редакции за кр у гли ть разговор, попы тавш ись прими р и т ь раззадоренных ч и т а т е лей. Почему разгорелся т а к о й по жар о т н и ч тож н о й искры? Очевидно, по том у , ч т о э т о й стороны рыбацких т я г о т ни к т о и никогда всерьез не ка сался: ни пресса, ни медицина, ни ю ристы , ни профсоюз, ни т е м более администрация. П рин я то с ч и т а т ь д л и т е л ь ные рейсы неизбежным злом, а э ти че с ки е вопросы слишком щ екотливыми . Зона умолча ния. Страусиные головы в пе сок — и б а с т а : вроде ка к н е т проблем. А они е с т ь . И далеко не всякий человек м о ж е т ре ш и т ь их в одиночку или в до сужей б ол товне с при я тел я ми. Признаться , перед выходом ж ур нал и с та в море был разго вор в редакции: не п о п ы т а т ь ся ли снова косн уть ся "за п р е т н о й " темы . Конечно, па со в а ть перед нею не хотелось бы. А с другой стороны , ч т о зн а ч и т "п о п ы т а т ь с я "? Э т о ж е о п я т ь — с кр е с т и по боль ному, ка к ни подступись . Ос танавливало и другое: в нашей полуграмотной с тр а н е невоз можно в е с т и разговор о фи зиологии. Ну н е т у нас секса, и все т у т ! Цивилизованный мир давно решил проблемы по лового ■ просвещения, э т и к и секса, п р о с ти т у ц и и , порногра фии, определив им и юридичес кий, и морально-нравственный с т а т у с . Даж е т е страны и на роды, ч т о всегда были позади нашего во всем передового со циалистического лагеря, т е перь и в э т о м вопросе далеко впереди: решены не т о л ь ко простейшие и обиходные, ре ш аю тся и довольно хи троум ные задачки человеческого ес т е с т в а вроде а л ь т е р н а т и в ного секса. А за тю канны й ла герной идеологией сове тс кий человек продолж ае т "гордо з в уча ть " над ворохом ни ка к не решаемых вопросов, блюдя свою социалистическую нрав с т в е н н о с т ь , подавая ее т о ка к исконно русскую скром но с ть , т о ка к моральный ко декс с т р о и т е л я коммунизма. Но каким соусом ни окропи свое "с в я т о е неведение", а во прос стойм я с т о и т : ды к скока ж оно б уд е т , дважды два?.. Разрешили нам, правда, при з н а т ь ,ч т о е с т ь по э т у с т о р о ну госграницы и самая древняя профессия, и порнушкой балу емся, и сексменьшинств не меньше, чем где-либо, и инфи цированные СПИДом м алю тки . Но ки в н у т ь кивнули, а ка к ра зобраться с э т и м хозяйством , о п я т ь не знаем. У соседа бы перенять , да у какого именно? Если списывать законы у вос точн о го , т а к т а м за всякую мелочь руки о т р у б а ю т , глаза Зона умолчания П Р О э т о вы калываю т . Если у западно го, т а м п р о с т и т у т к а м пенсия положена, педиков не саж аю т , а спидушный хлопец, ка к чело век, по телевидению и н т е р вью р а зд а е т , не та я сь . И си дим за кондовым забором с ты д л и в о с ти , и не смеем за и кн у ть с я о собственном набо левшем: еще ляпнешь ч то -ни - будь не т о ... Сцена в секс-шопе в Лас-Пальмасе. Забредшие морячки р ж у т , показывая вскры тым и банками кока-колы на эле ктри чес кий вибратор для женщин, хозяин магазина сокрушенно во здевае т руки : "О, э т и русские ..." Мы ничего о себе не знаем. И, к а ж е т с я , кичимся э тим . Но приведу разговор, коего был свидетелем . Надеюсь, избегу оценок ханжей и самоуверен ных невежд. одного друга, он — Я знаю в море уже лет пять ходит. Так он, если п р и д е т в порт вече ром или но чью ” по зе леной” (то есть рань ше, чем суд но ожида лось), не сразу до мой, как все, а пере ночует на п а р о х о д е и только на следующ ий день домой. — Поче му? — Вот и я не мог понять. По том он мне о б ъ я с н и л , чго опасает ся застать жену с дру гим. Хотя у него нет особой при чины для н е д о в е р и я , но так, на всякий слу чай. — Так сильно лю бит ее, что закрывает глаза? — Дело не во влюбленности, да и женаты они давно. Просто он понимает, что женская при рода требовательна, и шесть месяцев одиночества — это для иной женщины пытка. Тоскуют, мучаются. Не всякая может пе ресилить себя. Да и вообще лю- -бой человек подвержен иску шениям. Или из нас никто не грешил? Вот он это понимает. И чувствует даже свою вину пе ред ней, что обрекает на долгое одиночество. А парень, между прочим, вовсе не размазня. — Ничего себе, не размазня! А о нем она подумала, прежде чем с кем-то улечься? Что он тоже в море один трубит, что ему тоже несладко? — Я думаю, что он за себя сам перед собой в ответе, а за другого человека, пусть самого близкого, ка к поручишься... Че ловек — существо слабое. Это же не автомат: кнопку "ожида ние” нажал — и все инстинкты выключены. — Вот именно, инстинкты. По хоть, короче. А после этого она будет клясться: милый, доро гой, ка к я тебя люблю. — Ты что, из тех, кто считает, что раз поженились, то любовь должна быть до гроба? Любовь — чувство преходящее. Чаще всего. В идеале, конечно, лю бят однажды и навсегда. Но много ли мы встречали однолю бов? Да и дело не в том, сколь ко раз в жизни влюбляться, а в другом. В семейной жизни любовь постепенно гаснет, у ко го скоро, у кого нескоро, и усту пает место более даже надеж ным чувствам — привыканию друг к другу, или, лучше ска зать, сроднению. Вот он, види мо, и уважает это сродство душ. А в физическом плане у них все ведь может обстоять иначе. И влюбиться человек может, и даже очень серьезно, глубо ко. Или только поначалу прини мает влюбленность за глубокое чувство. Если не дорожит се мьей — разведется. А дорожит — тут уже сложнее. Поставь се бя на место серьезно влюбив шегося человека, как тебе быть тогда с семьей? — Уж скажи прямо, что у тво его приятеля подружка на суд не есть, вот он и играет с женой в демократию. — Вы оба говорите только о любви, уважении, о возвы шенном. Высокие чувства — это хорошо. Но ведь есть и без них нормальный, здоро вый секс. Секс, лишенный ро мантики, а просто здоровья и оптимизма ради. — Человек не животное. Это у собак не любовь, а случки. А у человека, как существа ра зумного, секс всегда связан с эмоциями, чувствами. У чело века секс может быть грехом, а может, наоборот, возвышать. — Чем же это согрешат двое симпатичных друг другу людей, которые не связаны ни с кем брачными узами и не планиру ют в данное время обзаводить ся семьей, и вот утолили ж а ж ду, насладились друг другом, доставили взаимную приятную радость без всякого обмана или выгоды, без морального ущер ба? — Вот такие рассуждения и оправдывают обыкновенное блядство. Хорошенькая отго ворка для потаскушек. Тогда и семью незачем заводить, кай фуй себе со всеми направо и налево всю жизнь. — Да почему секс должен быть так намертво связан с бра ком? Семейная жизнь основана на самых разных вещах, не ме нее важных, чем совместная постель. Та же любовь, напри мер, желание иметь детей, уют ный очаг, стремление, вульгар но выражаясь, жить коллектив но. О ком-то заботиться. Есть и браки по расчету, в конце кон цов, — и, кстати, они-то реже всего распадаются. А секс — совершенно самостоятель ная сфера. Бывает же, что че ловек не может завести семью, — или дорожит личной свобо дой, или не повезло женщине, не берут замуж, или по ка- кой-нибудь болезни невозмож но жить семейной жизнью. Что же, им и от секса вовсе отка заться? У нас принято по ста ринке, от домостроя, что общая постель — это только семейная постель. Но были бобыли и во времена домостроя, есть и сей час. И вообще хомо сапиенс ме няется, а с ним и его представ ления о че ловеческом е с т е с т в е . Секс — это именно ес те с твенн ая п о т р е б ность, как пить, есть и прочее. Конечно, он может быть у к р а ш е н л ю б о в ь ю — это пре красно. Но и без люб ви, и вне се мьи почему же секс д о л ж е н быть в за прете? — А Биб лия чему учит? Про я б л о к о - т о греха? — То бы ло яблоко п о з н а н и я добра и зла, а не греха. П о з н а н и я как катего рии слож ной, фило софской. Не путай ее с обычным плотским актом, как Божий дар с яичницей. И Библия никогда не учила человека уродовать свое естество и идти вопреки природе — тоже, кстати, Бо жьему творению. А кто по-свое- му истолковывает писание, что бы запугать человека, загнать его в клетку глупых, надуман ных запретов, так тем и имя дано известное и верное — мракобесы. Их устами пута ют людей мрак и бесы. Слово же Божие, как известно, свет. — А неученье, кстати, тьма. — Вы ударились в философию. А как же все-таки быть здесь, на грешной земле? Как быть тому же твоему приятелю и лю бому моряку, если он в рейсе по шесть месяцев мотается? По дружки в рейсе не у каждого. Проститутку брать в инпорту — накладно и опасно. А естест во, как все мы теперь знаем, требовательно. А? Рукосуйст- вом заниматься? Мораль не ве лит, и мне лично это дело не по душе. Что же вы тогда посове туете своему жалостливому приятелю? — Что касается онанизма, так уж будем говорить начистоту, он есть и на берегу, и в море в одинаковой мере. Это не зна чит, что все вокруг онанисты, но вот медицинская статистика ут верждает, что через этот опыт проходит практически каждый здоровый человек — или ре бенком, или подростком — в любом возрасте. Объясня ется нормальной любознатель ностью. Кому-то по душе, ко му-то нет. У одного входит в привычку, другой — раз по пробовал и больше не тянет. Дело частное. — Я читал у сексопатолога Игоря Кона и еще у кого-то из медицинских светил, что счи тать онанизм вредным для здо ровья — это заблуждение. Пи шут, что это не является сексу альным извращением или бо лезнью. Но если онанизм стано вится навязчивой привычкой, что даже с женщиной не мо жешь обойтись без него, то это уже болезнь, надо идти к докто ру. А так, по воле обстоя тельств... Знакомый врач мне так и посоветовал: ты, мол, в море-то шибко себя не мучай, снимай сексуальное напряже ние таким образом. А то, гово рит, иной моралист так мается, что становится злым, раздражи тельным, только что с кулаками на всех не бросается. Кроме то го, сказал врач, длительное воздержание ведет к застой ным явлениям в организме, бо лячки всякие можно нажить ти па простатита. — Ну вы даете, советчики! — Антисоветчики. — Вот именно. И что ж, ты снимаешь это свое напряжение вручную? — Давайте не заглядывать друг другу под одеяло. Потолку ем теоретически. — Почему же, я отвечу. Что оно такое, я знаю. Хотя бы уже потому, что женщины, с которы ми имел дело, не были столь уж закомплексованы в сексе, чтоб от одного вида пениса в обмо рок падать. Дело интимное, гре ха в том не вижу. Сам же я в рейсах не испытывал такой невыносимой нужды, чтобы са мого себя в норму приводить. Но и другого человека осуж дать не стану. Просто не замечу и отнесусь к этому, как к на сморку, не более. Дело хозяй ское, лишь бы не во вред. — Может, ты и ’ ’голубых” не осуждаешь? — Может, и ’ ’голубых” не осуждаю. — Не лучше ли нам сойтись на том, что пусть каждый реша ет свои сугубо интимные про блемы по-своему. Как говорит ся, в меру своей просвещеннос ти или испорченности. * » # Х отелось бы, конечно, вы слуш ать специалистов и рас суди ть , к т о прав, к т о заблуж д а е тся . Но в о т ч т о бы я до бавил о т себя к э т ом у спору. Да, проблемы интимные каж дый волен реш а ть по-своему, т о е с т ь в рамках закона, ко нечно, и морали, ка к он ее по ним ает . Но э т о — лишь верш ки, в о т корешок т я н у т ь луч ше всем вм есте , а именно — и с ка т ь во зм ож ности для сокращения рейсов в с о о т в е т с т в и и с международной мор ской п р а к ти ко й , ч тобы и госу д а р с т в у не было резко наклад но (в конечном с ч е т е о т э т о го пострадали бы и сами моряки с их семьями), и морехода изба в и т ь о т т я ж к и х испытаний . Возможно ли э т о ? До сих пор считалось , ч т о н е т . Но ведь времена меняю тся , уж рынок на дворе... И еще, обсуждая вм есте , о т к р ы т о , а не по за тхлы м углам, далеко не наду манный вопрос о моральном и физическом самочувствии рыбака в долгом плавании, да в а й т е не будем по-базарному агрессивными и чересчур к а т е горичными. Прислушиваясь к мнению и знаниям других, т е м более ко м п е т е н т ны х оп понен тов , бы стрее опреде лишь для себя и стину . Разве не т а к ? Сергей АРХИПОВ. Лас-Пальмас — Мурманск. Рис. А. КАЗАЧКОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz