Рыбный Мурман. 1992 г. Январь.

М ировой о к е а н перес тал бы ть бе с ­ п р е д е л ь ны м и б е з н а д з о р ны м по ­ лем д е я те л ь н о с ти для наш их ры б о ­ л о в ны х судов и у ж е д а в н о поделен на 200 -м ильны е зоны и п р и л е гающ и е ш ельфы . Чтобы рабо та ть в зон а х и н о с тр а н ны х го судар с тв , н е об ходим о плати ть валю той или дели ться ча с ­ тью ул о в а с владел ьц ам и зон . При ­ чем в по сл е д н е е время т а к и е ра с ­ четы с тановя тся все б ол ее з а тр уд н и ­ т ел ь ны м и , о с о б е н н о при работе с э к о н о м и ч е с к и ра зви тым и с транами . Д ел о в том , что там пр ед по ч тен и е о тд аю т т р е с к е , в замен ко то р ой наши с уда п о л у ч аю т пр аво д о бы в а ть д р у ­ гие породы рыб в го р а зд о бол ьш и х кол и ч е с тв а х . З а то н н у тр е с к и мы п о ­ л уча ем д е с я т к и тонн х е ка , мойвы , с к ум б р и и , сельди , с а л а ки . Иными словам и , за т р е с к у флот по л у ча е т м н о го хо р ош е й столовой рыбы . Она н е об ходим а , о с о б е н н о сейчас , для реш ения в о пр о со в с н а б ж е н и я ф л о ­ тов внутри с траны , пр иобре тения за ­ пчастей и т.д. Ведь в у сл о в и я х э к о н о ­ м и ч е с ко й не р а зб е ри хи и хао са , о тсу т ­ ствия ц е н тр а л и зо в а н ны х п о с та во к и с п л ош н о го б а р те р а все приходи тся реш а ть сам о с то я тел ьн о . Рыба не о б ­ ходима , н а ко н е ц , для то го , чтобы ко р м и т ь свои х р а б о тн и ко в , ж и т е л е й го р о д а и области . С лед уе т на пом ни ть , что то н н а т р е ­ с к и на внеш нем р ы н к е стои т 2500 д о л л а р о в США . И при валю тном с а ­ м оф и на н си р о ва н и и т р е с к а я вляе тся од ним из о с н о в ны х и с т о ч н и ко в в алю ­ ты для флота , дабы п о к ры т ь э к с п л у - д им а для вы пла ты э к и п а ж а м и для реш ения м н о ги х д р у ги х э к о н о м и ч е с ­ ки х вопр осов . Ни один ры б о п р ом ы с л о вы й флот не р а с п о л а га е т т а к им ко л и ч е с тв ом с п е ц и а л и з и р о в а н ны х на о б л о в т р е ­ с ки судов , к а к М у р м а н с к и й тр ал овы й флот : 28 судов ти па ПСТ, 15 СРТ-м Несправедливость ■ .. а т а ц и о н ны е ра сходы . Ведь с р е д н е го ­ до ва я с тоим о с ть о с н о в ны х п р о и з в о д ­ с т в е н ны х ф онд ов т р а л о в о го флота — о к о л о 852 м илли о но в рублей , го ­ ра здо больш е , чем в ’ ’ М у рм а н ры б - п р о м е ” и А р х а н ге л ь с к о м трал овом флоте вместе взя ты х . И к том у ж е не с е кр е т , что на наш их суд а х в о с н о в ­ ном у с та н о в л е ны с и л о вы е у с та н о в ки и о б о р у д о в а н и е и н о с тр а н н о го п р о и з ­ водства . К р о м е то го , валю та н е о б х о ­ ти па "О б о л о н ь ” , д в а БМРТ , п е р е о б о ­ р уд о в а н ны х для вы п у с к а ф иле е в р о ­ п е й с к о го с тандарта . Но не смо тря на все это кв о та на вы лов т р е с к и , ко то рая выделяе тся т р а л о в ом у флоту , не соо тве тс тв уе т ни ко л и ч е с тв у с п е ц и а л и з и р о в а н ны х судо в , ни у д е л ь н ом у весу в общем вы лове ’ ’С е в р ы б ы ” . За по следние пять л е т с р е д н е го д о в а я доля наш е го ф ло та в общ е б а с с е й н о в ом вы лове с о с та в л я е т б о л е е 40 п р оц е н то в (без к о л х о з н о г о флота ). К о н е ч н о , надо при зна ть , что в це ­ лом кв о та , вы д е л я ем а я С е в е р н ом у ба с се й н у , с н и з и л а с ь бол ее чем в два раза : с 222 ты ся ч тонн в 1987 год у до 108,5 ты ся чи в п р ош л ом году . Т о л ь к о ведь за те ж е пять л е т к в о т а для М у р м а н с к о г о т р а л о в о го флота ум е н ьш и л а с ь ... втрое ! И на 1992 год наш ем у ф лоту вы д ел е ны те ж е 20 пр о ц е н то в б а с се й н о во й кво ты . Одно н е п о н я тн о : о т к у д а бер у т к в о ­ ты на вы лов т р е с к и в Б ар е н це в ом мо ре р а зл и ч ны е м алы е п р е д п р и я ­ тия? И так , учи ты вая ко л и ч е с т в о с п е ц и ­ а л и з и р о в а н ны х судов , у д е л ь ны й вес вы л о в а наш е го ф лота в о бщ е б а с се й ­ новом , не об х о д им о с т ь с н а б ж е н и я го ­ рода ры б н ой п р о д у кц и е й , д ум ае тся , что р у ко в о д и т е л и АРП ’ ’С е в ры б а ” пе ­ р е см о тр я т св о е реш ение . Просим : верни те М у р м а н с к о м у т р а л о в ом у ф ло ту п р е ж н и й у р о в е н ь кво ты на вы ­ лов т р е с к и — 30 п р о ц е н то в от общей бас се й но во й кв о ты . В о с с тан ови те спр а в ед л и в о с ть ! В. ЗАМО ТА з а м е с т и т е л ь п р е д с е д а т е л я п р оф ­ с о ю з н о г о к о м и т е т а М у р м а н с к о г о т р а л о в о г о ф л о т а . ОТ Р ЕД А КЦИ И . Мы очень удивились, что уважаемый Мурманский траловый флот так обидели. И попросили прокомментировать письмо заместителя директора но производству, главного специалиста но промыслу АРП ’’Севрыба” Владимира Петро­ вича ТОРОХОВА . — Странно, что письмо появилось после того, ка к все вопросы но выделению квот были обсуждены в присутствии и при участии руководителей флотов, в том числе Г. В. Тишкова. Притом многие факты и доводы В. В. Замотаева не соответствуют дейст­ вительности. Следует отметить, например, что в прошлом году на тонну выловленной но квоте трески траловый флот добыл 20 с небольшим тонн других видов рыб, а ’’Мурманрыб- пром” — более 40 тонн. Далее. Траловый флот имел в прошлом году квоту вдвое большую, чем ’’Мурман- рыбнром” . Теперь — о больших эксплуатационных расходах. Тралфлоту требуется 39 миллионов долларов, ’ ’Мурманрыбпрому” — 31 миллион. Работают оба флота в одних и тех же районах. Крупнотоннажных судов у тралфлота — 85, среднетоннаж­ ных — 28, у ” М Р П ” — соответственно — 62 и 17. То есть разница невелика. И если тралфлоту требовалось и требуется сегодня немало средств на приобретение и эксплу­ атацию импортного оборудования, то и его колллега занят тем же: оборудуются БМРТ типа ’ ’Иван Бочков” . Что касается квоты на 1992 год, то тралфлоту выделено 32,5 тысячи тонн трески плюс 3,5 тысячи тонн пикши, то есть 36 тысяч тонн тресковых. У ” М Р П ” — 20 и 2,5, то есть 22,5 тысячи тонн. Где несправедливость? Можно сравнить и с другими флотами. Архангельский траловый флот получил 19 тысяч, хотя у него 20 специализированных судов, Беломорская база гослова — 12,2 тысячи тонн тресковых. Да, выделенная квота не удовлетворила никого. Однако следует исходить из того, что треска — не единственный источник валюты. Им вполне может быть креветка. Хотя здесь есть определенные ограничения: большое количество креветки на внешнем рынке сбивает ее цену. А теперь посмотрим, ка к наши флоты радеют о жителях города и страны. За 11 месяцев прошлого года Мурманский траловый флот примерно четверть улова напра­ вил на собственные цели, то есть не сдал ни "Севрыбсбыту” , ни рыбокомбинату. Бартер? Возможно, но сейчас такое положение в сгране, что на бартер идет любая рыба. Любая. Только дай. И ’’Мурманрыбиром” поступил та кже . Только ’ ’Севрыбно- иск” практически всю рыбу направил ’ ’Севрыбсбыту” и комбинату. Хотя и ему нужна валюта. Та к что есть ли основания для претензий у тралового флота? Я думаю, что нег. П р о м ы с е л в Ц В А • П Е Р Е ­ К У Е М П А Р О ­ Х О Д Н А Б Р О Н Е ­ Н О С Е Ц ? ■* N. Отныне наши суда в рай­ оне Центрально-Восточной Атлантики остались безза­ щитными. Военные корабли, охранявшие их, ушли. Под­ робности — в материале, публикуемом ниже. ЦВА на протяжении нес­ кольких десятков лет счита­ ется одним из продуктивных промысловых районов. Рыбо­ ловные суда Союза вылавли­ вали там до 10 процентов об­ щей добычи рыбы. И все бы­ ло тихо и спокойно до той по­ ры, когда (лет пять тому на­ зад) начались споры и кон­ фликты между Марокко и Мавританией по поводу ус­ тановления экономической зоны у Западной Сахары. Именно на эту водную аква­ торию и претендовали оба го­ сударства. И именно здесь, у побережья Западной Саха­ ры, не заходя в ее территори­ альные воды, и работали ры­ баки. И с той поры нет покоя на­ шим судам. Были и аресты, и штрафы, и даже обстрелы, последний — в прошлом году. Хотя, чего греха таить, и наши капитаны не безгрешны: не­ которые "залезали” в зону, многие работали рядышком с ’’забором” . Но ради спра­ ведливости скажем, в запрет­ ную зону их ’ ’загонял” его ве­ личество — План. Когда советское прави­ тельство попыталось обсу­ дить с Марокко вопросы регу­ лирования рыболовства, по­ лучить лицензии на вылов, марокканская сторона потре­ бовала, чтобы мы ловили там не более 700 тысяч тонн ры­ бы, то есть срезали почти на­ половину бывшие у нашей страны объемы вылова в ЦВА. Но самое главное — южная граница зоны Мавритании по­ стоянно ’ ’плавает” , так назы­ ваемая зона отдыха рыб за­ нимает то 20 миль, то 30, то 40, как их мавританский бог на их душу положит. И пока сообщение о величине зоны идет по дипломатическим ка­ налам в Москву, а оттуда на судно, проходит немалое вре­ мя и ’ ’ловят” наших ни о чем не ведающих капитанов. Дабы предотвратить такие инциденты, постоянно в рай­ оне ЦВА находились один-два корабля Военно-Морского Флота СССР. Их присутствие сдерживало любую агрессию. Не раз военный корабль вста­ вал между бортом рыболов­ ного траулера и нацеленными на него пушками патрульного катера. Но это было время, когда армию содержал весь народ, государство. А теперь нет Со­ юза, урезаны средства на во- Военно- поставило Минрыбхоз оружейные силы. А ведь пребывание двух во­ енных судов в ЦВА обходится примерно в 40 миллионов рублей в год (зарплата экипа­ жа, валюта, ремонт судна, по­ лучение топлива, воды, ско- ропорта и т.д.). Командование Морского Флота в известность о том, что не имеет возмож­ ности патрулировать в ЦВА. Бывшему министерству, тоже не имеющему централизован­ ных средств, ничего не оста­ валось делать, как попросить капитанов неукоснительно соблюдать правила рыболов­ ства в этом опасном районе. Охранять рыбаков некому. Конечно, капитаны будут со­ блюдать. Но одно дело выполнять требования сегодняшнего дня, которые и завтра будут теми же. И совсем другое — когда не знаешь, что уже придумано мавританскими властями. Да, ничего не поделаешь: экипажи рыболовных трауле­ ров остаются один на один с вооруженными мароккан­ цами, чьи действия непред­ сказуемы. Выхода нет. Разве что переоборудовать трауле­ ры в торпедоносцы? П. ВИНОГРАДОВ, главный государственный инспектор по безопаснос­ ти мореплавания и порто­ вого надзора. 4 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz