Рыбный Мурман. 1992 г. Январь.
М ировой о к е а н перес тал бы ть бе с п р е д е л ь ны м и б е з н а д з о р ны м по лем д е я те л ь н о с ти для наш их ры б о л о в ны х судов и у ж е д а в н о поделен на 200 -м ильны е зоны и п р и л е гающ и е ш ельфы . Чтобы рабо та ть в зон а х и н о с тр а н ны х го судар с тв , н е об ходим о плати ть валю той или дели ться ча с тью ул о в а с владел ьц ам и зон . При чем в по сл е д н е е время т а к и е ра с четы с тановя тся все б ол ее з а тр уд н и т ел ь ны м и , о с о б е н н о при работе с э к о н о м и ч е с к и ра зви тым и с транами . Д ел о в том , что там пр ед по ч тен и е о тд аю т т р е с к е , в замен ко то р ой наши с уда п о л у ч аю т пр аво д о бы в а ть д р у гие породы рыб в го р а зд о бол ьш и х кол и ч е с тв а х . З а то н н у тр е с к и мы п о л уча ем д е с я т к и тонн х е ка , мойвы , с к ум б р и и , сельди , с а л а ки . Иными словам и , за т р е с к у флот по л у ча е т м н о го хо р ош е й столовой рыбы . Она н е об ходим а , о с о б е н н о сейчас , для реш ения в о пр о со в с н а б ж е н и я ф л о тов внутри с траны , пр иобре тения за пчастей и т.д. Ведь в у сл о в и я х э к о н о м и ч е с ко й не р а зб е ри хи и хао са , о тсу т ствия ц е н тр а л и зо в а н ны х п о с та во к и с п л ош н о го б а р те р а все приходи тся реш а ть сам о с то я тел ьн о . Рыба не о б ходима , н а ко н е ц , для то го , чтобы ко р м и т ь свои х р а б о тн и ко в , ж и т е л е й го р о д а и области . С лед уе т на пом ни ть , что то н н а т р е с к и на внеш нем р ы н к е стои т 2500 д о л л а р о в США . И при валю тном с а м оф и на н си р о ва н и и т р е с к а я вляе тся од ним из о с н о в ны х и с т о ч н и ко в в алю ты для флота , дабы п о к ры т ь э к с п л у - д им а для вы пла ты э к и п а ж а м и для реш ения м н о ги х д р у ги х э к о н о м и ч е с ки х вопр осов . Ни один ры б о п р ом ы с л о вы й флот не р а с п о л а га е т т а к им ко л и ч е с тв ом с п е ц и а л и з и р о в а н ны х на о б л о в т р е с ки судов , к а к М у р м а н с к и й тр ал овы й флот : 28 судов ти па ПСТ, 15 СРТ-м Несправедливость ■ .. а т а ц и о н ны е ра сходы . Ведь с р е д н е го до ва я с тоим о с ть о с н о в ны х п р о и з в о д с т в е н ны х ф онд ов т р а л о в о го флота — о к о л о 852 м илли о но в рублей , го ра здо больш е , чем в ’ ’ М у рм а н ры б - п р о м е ” и А р х а н ге л ь с к о м трал овом флоте вместе взя ты х . И к том у ж е не с е кр е т , что на наш их суд а х в о с н о в ном у с та н о в л е ны с и л о вы е у с та н о в ки и о б о р у д о в а н и е и н о с тр а н н о го п р о и з водства . К р о м е то го , валю та н е о б х о ти па "О б о л о н ь ” , д в а БМРТ , п е р е о б о р уд о в а н ны х для вы п у с к а ф иле е в р о п е й с к о го с тандарта . Но не смо тря на все это кв о та на вы лов т р е с к и , ко то рая выделяе тся т р а л о в ом у флоту , не соо тве тс тв уе т ни ко л и ч е с тв у с п е ц и а л и з и р о в а н ны х судо в , ни у д е л ь н ом у весу в общем вы лове ’ ’С е в р ы б ы ” . За по следние пять л е т с р е д н е го д о в а я доля наш е го ф ло та в общ е б а с с е й н о в ом вы лове с о с та в л я е т б о л е е 40 п р оц е н то в (без к о л х о з н о г о флота ). К о н е ч н о , надо при зна ть , что в це лом кв о та , вы д е л я ем а я С е в е р н ом у ба с се й н у , с н и з и л а с ь бол ее чем в два раза : с 222 ты ся ч тонн в 1987 год у до 108,5 ты ся чи в п р ош л ом году . Т о л ь к о ведь за те ж е пять л е т к в о т а для М у р м а н с к о г о т р а л о в о го флота ум е н ьш и л а с ь ... втрое ! И на 1992 год наш ем у ф лоту вы д ел е ны те ж е 20 пр о ц е н то в б а с се й н о во й кво ты . Одно н е п о н я тн о : о т к у д а бер у т к в о ты на вы лов т р е с к и в Б ар е н це в ом мо ре р а зл и ч ны е м алы е п р е д п р и я тия? И так , учи ты вая ко л и ч е с т в о с п е ц и а л и з и р о в а н ны х судов , у д е л ь ны й вес вы л о в а наш е го ф лота в о бщ е б а с се й новом , не об х о д им о с т ь с н а б ж е н и я го рода ры б н ой п р о д у кц и е й , д ум ае тся , что р у ко в о д и т е л и АРП ’ ’С е в ры б а ” пе р е см о тр я т св о е реш ение . Просим : верни те М у р м а н с к о м у т р а л о в ом у ф ло ту п р е ж н и й у р о в е н ь кво ты на вы лов т р е с к и — 30 п р о ц е н то в от общей бас се й но во й кв о ты . В о с с тан ови те спр а в ед л и в о с ть ! В. ЗАМО ТА з а м е с т и т е л ь п р е д с е д а т е л я п р оф с о ю з н о г о к о м и т е т а М у р м а н с к о г о т р а л о в о г о ф л о т а . ОТ Р ЕД А КЦИ И . Мы очень удивились, что уважаемый Мурманский траловый флот так обидели. И попросили прокомментировать письмо заместителя директора но производству, главного специалиста но промыслу АРП ’’Севрыба” Владимира Петро вича ТОРОХОВА . — Странно, что письмо появилось после того, ка к все вопросы но выделению квот были обсуждены в присутствии и при участии руководителей флотов, в том числе Г. В. Тишкова. Притом многие факты и доводы В. В. Замотаева не соответствуют дейст вительности. Следует отметить, например, что в прошлом году на тонну выловленной но квоте трески траловый флот добыл 20 с небольшим тонн других видов рыб, а ’’Мурманрыб- пром” — более 40 тонн. Далее. Траловый флот имел в прошлом году квоту вдвое большую, чем ’’Мурман- рыбнром” . Теперь — о больших эксплуатационных расходах. Тралфлоту требуется 39 миллионов долларов, ’ ’Мурманрыбпрому” — 31 миллион. Работают оба флота в одних и тех же районах. Крупнотоннажных судов у тралфлота — 85, среднетоннаж ных — 28, у ” М Р П ” — соответственно — 62 и 17. То есть разница невелика. И если тралфлоту требовалось и требуется сегодня немало средств на приобретение и эксплу атацию импортного оборудования, то и его колллега занят тем же: оборудуются БМРТ типа ’ ’Иван Бочков” . Что касается квоты на 1992 год, то тралфлоту выделено 32,5 тысячи тонн трески плюс 3,5 тысячи тонн пикши, то есть 36 тысяч тонн тресковых. У ” М Р П ” — 20 и 2,5, то есть 22,5 тысячи тонн. Где несправедливость? Можно сравнить и с другими флотами. Архангельский траловый флот получил 19 тысяч, хотя у него 20 специализированных судов, Беломорская база гослова — 12,2 тысячи тонн тресковых. Да, выделенная квота не удовлетворила никого. Однако следует исходить из того, что треска — не единственный источник валюты. Им вполне может быть креветка. Хотя здесь есть определенные ограничения: большое количество креветки на внешнем рынке сбивает ее цену. А теперь посмотрим, ка к наши флоты радеют о жителях города и страны. За 11 месяцев прошлого года Мурманский траловый флот примерно четверть улова напра вил на собственные цели, то есть не сдал ни "Севрыбсбыту” , ни рыбокомбинату. Бартер? Возможно, но сейчас такое положение в сгране, что на бартер идет любая рыба. Любая. Только дай. И ’’Мурманрыбиром” поступил та кже . Только ’ ’Севрыбно- иск” практически всю рыбу направил ’ ’Севрыбсбыту” и комбинату. Хотя и ему нужна валюта. Та к что есть ли основания для претензий у тралового флота? Я думаю, что нег. П р о м ы с е л в Ц В А • П Е Р Е К У Е М П А Р О Х О Д Н А Б Р О Н Е Н О С Е Ц ? ■* N. Отныне наши суда в рай оне Центрально-Восточной Атлантики остались безза щитными. Военные корабли, охранявшие их, ушли. Под робности — в материале, публикуемом ниже. ЦВА на протяжении нес кольких десятков лет счита ется одним из продуктивных промысловых районов. Рыбо ловные суда Союза вылавли вали там до 10 процентов об щей добычи рыбы. И все бы ло тихо и спокойно до той по ры, когда (лет пять тому на зад) начались споры и кон фликты между Марокко и Мавританией по поводу ус тановления экономической зоны у Западной Сахары. Именно на эту водную аква торию и претендовали оба го сударства. И именно здесь, у побережья Западной Саха ры, не заходя в ее территори альные воды, и работали ры баки. И с той поры нет покоя на шим судам. Были и аресты, и штрафы, и даже обстрелы, последний — в прошлом году. Хотя, чего греха таить, и наши капитаны не безгрешны: не которые "залезали” в зону, многие работали рядышком с ’’забором” . Но ради спра ведливости скажем, в запрет ную зону их ’ ’загонял” его ве личество — План. Когда советское прави тельство попыталось обсу дить с Марокко вопросы регу лирования рыболовства, по лучить лицензии на вылов, марокканская сторона потре бовала, чтобы мы ловили там не более 700 тысяч тонн ры бы, то есть срезали почти на половину бывшие у нашей страны объемы вылова в ЦВА. Но самое главное — южная граница зоны Мавритании по стоянно ’ ’плавает” , так назы ваемая зона отдыха рыб за нимает то 20 миль, то 30, то 40, как их мавританский бог на их душу положит. И пока сообщение о величине зоны идет по дипломатическим ка налам в Москву, а оттуда на судно, проходит немалое вре мя и ’ ’ловят” наших ни о чем не ведающих капитанов. Дабы предотвратить такие инциденты, постоянно в рай оне ЦВА находились один-два корабля Военно-Морского Флота СССР. Их присутствие сдерживало любую агрессию. Не раз военный корабль вста вал между бортом рыболов ного траулера и нацеленными на него пушками патрульного катера. Но это было время, когда армию содержал весь народ, государство. А теперь нет Со юза, урезаны средства на во- Военно- поставило Минрыбхоз оружейные силы. А ведь пребывание двух во енных судов в ЦВА обходится примерно в 40 миллионов рублей в год (зарплата экипа жа, валюта, ремонт судна, по лучение топлива, воды, ско- ропорта и т.д.). Командование Морского Флота в известность о том, что не имеет возмож ности патрулировать в ЦВА. Бывшему министерству, тоже не имеющему централизован ных средств, ничего не оста валось делать, как попросить капитанов неукоснительно соблюдать правила рыболов ства в этом опасном районе. Охранять рыбаков некому. Конечно, капитаны будут со блюдать. Но одно дело выполнять требования сегодняшнего дня, которые и завтра будут теми же. И совсем другое — когда не знаешь, что уже придумано мавританскими властями. Да, ничего не поделаешь: экипажи рыболовных трауле ров остаются один на один с вооруженными мароккан цами, чьи действия непред сказуемы. Выхода нет. Разве что переоборудовать трауле ры в торпедоносцы? П. ВИНОГРАДОВ, главный государственный инспектор по безопаснос ти мореплавания и порто вого надзора. 4 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz