Рыбный Мурман. 1992 г. Январь.

13 -й причал Сергей АРХИПОВ, спецкор «РМ» Б етонная стена километрово­ го причала исписана, как самая доступная скала на недоступном Кавказе: "Днепро " — Одесса-88, СРТМ "Горынь” , "А кн и п " из Поти, "К у р с к ” , "Эталон” из Новорос­ сийска, ’ ’Федор Коробков” — Керчь, ’ ’Модуль” и ’ ’Вектор” , Лео Майос, ’ ’Шарлотта” из Та- га-Геру, Серега (последнее не принадлежит автору сих заме­ ток)... КАЙФ И МУКИ «РЮС ИВАНА» Р асхожий видеосюжет: в ше­ злонге под пальмами разва­ лился жирный богач, на иностранном носу черные очки, в хищных зубах толстая си­ гарета, в белых ручках рюмка с дорогим напитком, а из океан­ ского прибоя ему машет рукой ’’стройная креолка цвета шоко­ лада” . И это Лас-Пальмас. ’’Форды” с голоплечими дива­ ми, плейбои и магнаты,кока-кола и ананасы, юркие официанты и шорты цвета хаки... Лас-Паль­ мас, Мекка богатых бездельни­ ков. Кажется, никакой другой ино­ странный порт не вызывает у со­ ветских (попользуемся старым словцом, не списывать же все на русских) моряков таких радуж­ ных надежд, как Лас-Пальмас на Канарских островах. Экзотикой ли пленяет и нас этот райский уголок? — В Пальмасе самые дешевые товары. Купить можно все что хо­ чешь, — объяснит любой наш мо­ реход. ...Дверь магазинчика распахну­ лась, и оттуда выкатился веснуш­ чатый паренек в майке "Адидас” с потными подмышками — рас­ краснелся от натуги, взмокший, мотает головой, стряхивая соле­ ные струи: в руках два гигантских мешка, из них горкой торчат свертки, кулечки, рукав джинсо­ вой куртки, коробки с космети­ кой. Это тоже Лас-Пальмас. Да, для советского моряка воз­ можность отовариться в инпорту важнее тропических красот. Не потому, что мы отроду такая мер­ кантильная нация, а потому, что нас вынуждает быть таковыми нищета государства, опустошен­ ного 70-летним экспериментом. Так что рыбак — мишень для мо­ рализаторских упреков столь большая, что бросай с закрыты­ ми глазами и не промахнешься. Придет моряк после долгого рей­ са домой, везет ящик — на сосед­ ской кухне завистливое шипение: у них денег куры не клюют, квар­ тира от барахла ломится. А кто бы поработал в его шкуре в мор­ ской болтанке (суток 200 без вы­ ходных), да подсчитал, сколько за это платят, удивился бы: на что же ты, дружок, семью содер­ жишь? А на то и содержит от рейса до рейса, что выручит за импорт­ ный товар в пыльном мурман­ ском " к о м к е ” (т.е. в комиссион­ ном или коммерческом магази­ не). Времена, когда рыбак, сойдя на берег, одурев от бешеных де­ нег, брал до дому два такси, для себя и для кепки, лет уж трид­ цать ка к прошли, но стандартный миф о том до сих пор гуляет по языкам. Но вернемся к вспотевшему под чужим курортным солнцем россиянину. Он этого захода ждал ка к манны небесной. Дол­ гов на берегу небось тьма, зар­ платы не хватит, а как иначе и рассчитаться, если не крутить­ ся. Так что для кого Лас-Пальмас курорт, а для кого и работенка похлеще, чем у мартена. Стоянка всего сутки, до вахты отпущены часа четыре — шевелись, моря­ чок. Того, кто в Лас-Пальмасе впер­ вые, ждет сказочно много сюр­ призов и неожиданностей. Во-первых, ближайший к порту торговый квартал сплошь усеян магазинчиками с русскими назва­ ниями: ’’Березка” , ’ ’Наташа” , ’’Миша” , ’ ’Одесса” , ’’Маршал Жу­ ков ” и т.п. Просто-таки Лас-Бере- зас! Один из продавцов объяс­ нил, что русский язык он знает без всяких словарей: ” 3а один месяц запомнишь 10 слов, торгу­ ясь с советскими моряками, за год знаешь — 100 слов” . Зато английским в этом ’’русском” квартале владеют далеко не все — похоже, моряки других стран не очень-то интересуют торгов­ цев. Частью магазины принадле­ жат торговому магнату, которого бывалые мореманы знают как Мишу Цундера, у него целая тор­ говая сеть по обе стороны Атлан­ тики во многих портах, куда захо­ дят советские пароходы. От цен у новичка в голове на­ стоящая каша, они несопостави­ мы с советскими: тряпица вроде купальника стоит 2000 песет, а рядом огромный, красивый ко­ вер — 7000 (104 песеты = 1 дол­ лару США); круж ка пива в бистро — 200 песет, через дорогу в вит­ рине магнитофон — за 2000 (т.е. за 10 круж е к пива?..). На базаре лавки менял: поношенные вещи со всего света, но больше всего из России; висят, например, се­ рая солдатская матерчатая шап­ ка-ушанка (на потеху, что ли?), ремень со звездатой бляхой, сто­ ят потертые блошиные чемоданы времен продовольственного изо­ билия, новейшие экспортные со­ ветские часы с портретом Горба­ чева... Меняйся! Глаза у новичка в кучу от духо­ ты и шныряния по перегружен­ ным товарами магазинам. И вот, весь в мыле, он волокет мешки на судно. Но не спеши радовать­ ся, браток. К вечеру ты обнару­ жишь, что одна колонка у маг­ нитофона умолкла и, кажется, навсегда; косметические тени не­ известного производства подо­ зрительно смахивают на мел; а на следующий день разойдется по швам при первом же испыта­ нии водой (уж больно нафтали­ ном воняла) шикарная вельвето­ вая рубаха с 25-ю карманами, вся ка к есть в лейбах, этикетках, на­ шивках, вышивках и в металли­ ческой фарнитуре знаменитой фирмы "Супер-Перрис” . Потом ни с того ни с сего отвалится ручка от заграничного чемодана, или часы вместо саксонской по- лечки лабают "Широку страну мою родную". Да и другим твоим товарищам по судну, в том числе и опытным в этих делах, "повез­ л о " не меньше. Семерым из де­ сяти покупателей магнитофонов в нашем экипаже захотелось на­ давать "Шарпами" и "Сонями" Мише Цундеру по голове. Хоро­ шо, если еще есть время сбегать в магазин и обменять покупку. Пожалуйста, поменяют. Но где гарантия, что купишь лучше? А другому новичку, тоже от­ крывшему рот перед вожделен­ ным Пальмасом, не суждено бы­ ло и до магазина дойти. Едва сту­ пил он на парапет "русского " квартала, ка к окружили его три-четыре барышни с приветли­ выми лицами и букетиками в ру­ ках. Цветочки, правда, неказисты — увядшие гвоздички величиной с карандаш. Предлагают купить ну хоть цветочек, рассовывают по карманам. Неудобно парню, мелких монет нету, еще не успел разменять крупные купюры, да и цветочки ему не нужны. Кое-как отвязался, барышни раз­ летелись. А горе-кавалер не на­ ходит в кармане — вот же, толь­ ко что была здесь, в глубоком кармане брюк — всей только что полученной валюты. Тысячи пе­ сет, оно же тысячи рублей. Об­ ращаться в полицию бесполезно, она не принимает заявлений от русских моряков. "Эх, — думает, — прошмандовки, даже на руба­ шечку для сына не оставили". Шел бы ты, бедолага, другой дорогой, мимо этих Мишей Цун- деров (или как их там...Гошей Га- дюкиных?), увидел бы истинный Лас-Пальмас, с хорошей англий­ ской речью в фешенебельных ка ­ фе и гигантских супермаркетах, с изысканной обходительностью, а не лавочно-фамильярным "че хочешь купить? возьми, почти за та к " . Там продавцу не придет в голову сторожить у входа и хва­ тать за рукав покупателя. Он не предложит совокупиться в при­ мерочной кабине с девчонкой или парнишкой (выбирай на вкус!). И не подсунет туфту, това­ ры у него дороже, потому что они фирменные, качественные и в ру­ ках не рассыпаются. Тут рубашка "от кутюр" висит отдельно и в по­ лиэтилене, а не брошена в общую кучу в ящик, ка к рубашка "от ма­ кл а ка " (так называют торговцев) в магазине "2000 мелочей". Как говорится, " у ж сколько раз твердили миру": не такие мы богатые люди, чтобы покупать дешевые вещи. Да и так ли уж они дешевы, если маклак бди­ тельно следит за повышением цен в России и поднимает свои цены пропорционально нашей инфляции. Хотя сам скупает оп­ том товары именно "почти за т а к ” : это большей частью брак, подделка, списанные солидными фирмами партии на выброс или вещи, изготовленные "под фир­ му” местными кустарями в рутин­ ных цехах Тайваня, Китая, Гон­ конга. А мы платим ка к за товар стоящий. Потому что сами нищие, а в "Мишах” и "Одессах” все-таки дешевле... БИЗНЕС «ОТ СОХИ» У нас началась приватизация магазинов. Дай Бог, чтобы хоть часть из них попала в порядочные руки, а не до­ морощенным цундерам. Но у предводителя маклаков есть-таки чему поучиться. Ведь и он когда-то начинал на пустом месте, да вот же — умеет торго­ вать даже бросовым товаром. Вспомнился афоризм приятеля: если консервы "Завтрак туриста" не раскупаются, назовите их "Завтраком интуриста"... Нет плохого товара — есть плохая упаковка. Непреходящий закон лавки. Посмотрим, как торгуют в на­ ших даже и "коммерческих" ма­ газинах. Сидит за прилавком ба­ рышня и смотрит на вас пустыми, отсутствующими глазами. Либо красит себе коготок. Или щебе­ чет с подвернувшейся знакомой и ваших вопросов не слышит. По­ стоишь, пожмешь плечами и уй­ дешь. Не то дело пальмасовский мак­ лак. С такой продавщицей он вы­ летит в трубу. Его люди разведы­ вают заранее о приходе в порт каждого советского судна: отку­ да идет, ка к долго в рейсе, где были заходы, из каких мест наро­ дец, богат ли, сколько дают ва­ люты. Если выплатили гроши, ставь на виду дешевые товары. Если уж был хороший европей­ ский заход — подавай экзотику. Если долго были в рейсе — выни­ май спиртное. И так далее. Едва наш ТР "Изумрудный бе­ рег” пришвартовался к причалу Лас-Пальмаса в длинном ряду отечественных пароходов, как по трапу бодро взбежали курьеры из крупных магазинов. Они рас­ пространяли рекламные листов­ ки вроде такой: ’ ’Русские моряки! Приглашаем посетить наш мага­ зин ’ ’Супер Перрис” , находится напротив малого индусского ба­ зара. Цены низкие. Покупки до­ ставляем на судно без дополни­ тельной платы! Берешь 2 вещи — даем презент. Цена уменьша­ ется, если покупаешь много. При­ ходите, будете довольны!” На обороте перечисляются товары, среди которых особо выделяются такие, которые дефицитны в СССР. "Русские” магазинчики откры­ ты с самого утра, без перерыва на обед и до 20 часов (обычное время окончания увольнений на наших судах). Цены на товары, за исключением мелочей вроде за­ жигалок и магнитофонных кас­ сет, указаны лишь приблизитель­ но. В магазинах принято торго­ ваться, продавцы редко упрямят­ ся, если скидка невелика. Висят написанные от руки плакаты по-русски: "Рубашка 800 песет, за две — 1200 песет". По радиот­ рансляции беззаботный голос то и дело зазывает: "В "Супер Пер­ рис” все самое модное. Покупай­ те здесь, в другом месте дороже. Сам не знаю, почему у нас так дешево!” Продавцы не сидят и лясы с соседом не точат, они снуют между покупателями, предлагая и расхваливая товары, зазывают с улицы. Каждую более или менее до­ рогую вещь на прилавке прода­ вец знает досконально и готов расхваливать ее достоинства бесконечно. Продемонстрирует в работе, найдет уголок, где при­ мерить, несмотря на тесноту. При явном отсутствии фанта­ зии и вкуса маклаки все-таки не жалеют денег на рекламу своих заведений: если уж название ма­ газина — так видно издалека, а витрина ухожена с завидной пе­ дантичностью. Не с таким "раз ­ махом” , ка к манекены в мурман­ ских магазинах, одетые раз и на­ всегда в одну и ту же одежду, которой давно уж нет в магазине. Но зато правдиво представляют хозяйство маклака. Купленный товар укладывают в целлофановый пакет (разуме­ ется, не прозрачный). За него платить в кассу не надо — любез­ ность приятная, хотя и понима­ ешь, что хозяин от таких "презен­ тов” уж точно не в накладе, все у него рассчитано. Невозможно было пройти мимо китайского ресторанчика на на- “бережной, из которого так маня­ ще пахло курящимся сандаловым деревом и экзотической кухней. Пиво на его террасе в двадцати шагах от океана — конечно, ред­ кое удовольствие, но речь не о том. 17-летняя девушка Люси, дочь хозяев ресторана, удиви­ тельно красивая, обаятельная китаянка, охотно поболтала с гостями (по-английски) и даже сфотографировалась — может быть, из любопытства, а может, из соображений этикета и госте­ приимности. Люси, видимо, мало знает родной язык — с родителя­ ми и братом она говорит на ис­ панском, потому что родилась уже здесь. А родители, милые, обходительные люди, эмигриро­ вали из Китая во времена куль­ турной революции. Пришлось по­ скитаться по свету, прежде чем появилась возможность открыть свое дело здесь, в благословен­ ном уголке, Мекке международ­ ного туризма. Не сразу все скла­ дывалось гладко, сказали они, но трудолюбие и упорство, столь свойственные китайскому харак­ теру, взяли свое, и теперь дела идут хорошо. "Главное — не те­ ряться", — улыбались они, ре­ шив, как видно, что и я мечу на ту же стезю, раз так расспрашиваю. "Русский ресторан" на Канарах? Хм... Лас-Пchibмае— Мурманск. ішлг. 13 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz