Рыбный Мурман. 1992 г. Сентябрь.

ВОКРУГ ПРИЛАВКА ПОКУПАТЕЛЬ И ПОДАВНО НИЧЕГО НЕ ДОКАЖЕ В статье “Нептун" в сетях торгинспекции" ("РМ" N 32 от 7 августа) директор объединения "Нептун" Е. Меринова ставит острый на сегодняшний день вопрос: какой контроль за каче­ ством приобретаемых продо­ вольственных товаров нужен в условиях перехода к рынку? Очевидно, как во всех цивили­ зованных странах, давно живу­ щих по законам рынка, - строгий и объективный. А вот кто защи­ тит покупателя от произвола торговли, подсчитывающей, да еще с очень большим преувели­ чением, лишь свои, а не потре­ бителя, убытки? Последняя проверка тор­ говой инспекцией филиала ма­ газина “Нептун" (впрочем, как и предыдущие в 1991-1992 гг.) показала, как гарантируется ка­ чество реализуемых товаров, как опытные специалисты доро­ жат высокой репутацией мага­ зина и “сами... отвечают за качество". Оказывается, поддерживать высокую репутацию “Нептуна" - это значит торговать дряблой скумбрией холодного копчения с расслаивающимся мясом по цене 1 сорта; пресервами “Скумбрия в яблочном соусе" с истекшим сроком реализации на 1,5 месяца сверх допустимых трех, не снижая цены; варено­ мороженым мясом креветок, потерявшим вкусовые качества, с истекшим еще в апреле сро­ ком хранения по первоначаль­ ной цене высококачественного продукта. Кроме того, до пол­ учения лабораторного анализа с продажи была снята партия (125 кг) пересоленной зубатки пест­ рой холодного копчения. Определить качество про­ дуктов без вскрытия и пробы не­ возможно. Инспектор нарушила упаковки вышеуказанных со­ мнительного качества товаров в строгом соответствии с норма­ тивной документацией. Или нужны явные гниль и плесень, чтобы не было у'директора воп­ росов? А как же высококласс­ ные специалисты магазина иначе проводят приемку по ка­ честву продукции? Чтобы пол­ учить “необходимую прибыль", можно самим себе многое про­ стить, а покупатель и подавно ничего не докажет. Первый анализ зубатки по­ казал содержание 10,4% соли при норме от 5 до 9%. Для све­ дения покупателей: при содер­ жании 12% соли рыба требует длительного отмачивания. Здесь же имеем продуктхолод- ного копчения готовый к упот­ реблению. Между тем протокол согласования цен с учетом по­ вышенного содержания соли предъявлен не был, его просто не существовало. Да и покупа­ теля никто не информировал, а продукция трех дат выпуска и различная по содержанию соли продавалась по одной цене. За­ были, видно, русскую послови­ цу “недосол - на столе, пересол - на спине". А когда инспектор Ж. Жуко­ ва пришла для повторного отбо­ ра проб, как того требует стандарт, а не “портить рыоу", она подверглась нападкам за­ ведующей отделом Л. Беловой, которая долгое время не допу­ скала ее к проверке, выполняя указания директора “не пус­ кать", “не подписывать" и т. д. Далее выяснилось, что 75 кг пе­ ресоленной зубатки в наруше­ ние предписания уже реализованы по цене 250 руб. на сумму 18,7тыс. рублей как стан­ дартные. Так кто же возместит убытки покупателям, уехавшим с гостинцами в отпуск? Повторный анализ подтвер­ дил несоответствие продукта стандарту. К слову, изготови­ тель товара колхоз "Северная звезда" оказался профессио­ нально порядочным и ответст­ венности с себя не снял. На сегодня торговая инс­ пекция, хоть и весьма малочис­ ленная - 7 человек, действует, проводя проверки в соответст­ вии с нормативной документа­ цией, зачастую работая в режиме “скорой помощи", по жалобам покупателей. В теку­ щем году только за реализацию некачественныхтоваровторгин- спекцией взыскано и перечис­ лено в местный бюджет460 тыс. рублей, пострадали и личные кошельки работников прилавка на 65 тыс. рублей. Не отсюда ли столько недоброжелатель­ ности к контролерам? Помога­ ем мы и малоопытным предприятиям в спорных воп­ росах установления качества, разработке новых видов про­ дукции. Правда, не на ком­ мерческой основе, как рекомендует Е. Меринова. В свою очередь тоже хо­ тим дать совет "свободной" торговле. Идя к заветной при­ были, не забывайте сообщать покупателям, что есть на при­ лавке товары с давно истек­ шим сроком реализации и что вкусовые качества некоторых продуктов их могут разочаро­ вать. И совсем было бы непло­ хо, если это отражала бы и цена. Мы совершенно согласны с редакцией, что уличная торговля зачастую бесконт­ рольна. И если мы видим по­ добные нарушения на муниципальных предприятиях, то здесь остается только пре­ дупредить: покупать продо­ вольствие у случайных людей опасно для вашего здоровья. С. ЧЕЧЕНИНА, главный инспектор по ка­ честву товаров и торговле областного управления торговли. РЫНОК ТРУДА ДУША РАБОТЫ ПРОСИТ! Как и ожидалось, нынешняя осень преподнесла жестокие сюрпризы многим тысячам на­ ших граждан. Из них формиру­ ется целая армия безработных В Мурманский городской центр занятости обратилось уже более девяти тысяч чело­ век. А списки увольняемых от предприятий все поступают. На днях такой список прислали со швейной фабрики аж на шести листах. У мурманской безрабо­ тицы женское лицо. Это в ос­ новном продавцы, бухгалтеры, проектировщики, работники службы быта, общественного питания. Есть даже один кан­ дидат наук. Попали на рынок труда и выпускники пединсти­ тута и профтехучилищ. Большие проблемы есть и у самого городского центра за­ нятости. Триста человек обра­ щаются туда ежедневно за помощью, а ютятся работники центра в маленьких неприспо­ собленных помещениях с узки­ ми коридорами, где негде и посетителей разместить. К концу года ожидается, что на учете в центре будет стоять около тринадцати тысяч чело­ век. Фото Виктора КОРЕЦКОГО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz