Рыбный Мурман. 1992 г. Сентябрь.
* Нас читают м оре у нас одн о А. РОДИН, первый заместитель пред седателяКомитет го х<тйства России* Комитет рыбного хозяйства рассмотрел статью В. Кикинова "Море Баренца - море сотрудни чества", опубликованную в газете "Рыбный Мурман" 26 июня 1992 года, в которой рассматриваются аспекты российско-норвежского сотрудничества в области рыбо ловства, и считает необходимым высказать свое отношение по за тронутым в ней вопросам. Статья посвящена важной про блеме развития прибрежного ло ва. Действительно ее следует решать, учитывая состояние и до ступность сырьевой базы Мирово го океана, экономические аспекты ее использования в новых услови ях. Требуются иные орудия лова, специализированные суда и от личная от существующей органи зация рыболовства. В отличие от российского ры боловства норвежцы сохранили свой прибрежный промысел и об ладают богатым опытом, за служивающим внимания и ис пользования. В этой части сотрудничест во с норвежскими рыбаками может сыграть только положи тельную роль. Однако при этом следует учитывать и раз личные условия прибрежного промысла и, конечно, сырье вую базу. Развитие прибрежного ло ва нуждается в значительных материальных и финансовых затратах, в том числе и валют ных. Поэтому основой для раз работки конкретных мер развития прибрежного рыбо ловства несомненно являются научные исследования сырье вой базы и соответствующее биологическое обоснование. Практика переоборудова ния судов под ярусный лов со- временным норвежским оборудованием не позволила развить прибрежный промы сел, хотя наши рыбаки доволь но быстро освоили этот вид промысла и успешно работают в других районах, где имеется сырьевая база. В отличие от прошлой прак тики в целях избежания неоп равданных затрат необходимо также тщательно разработан ное технико-экономическое обоснование на базе биологи ческих данных. К сожалению, и в настоящее время допускает ся принятие скоропалительных решений. В этой связи реко мендации ученых ПИНРО дол- жны иметь определяющую роль в восстановлении отече ственного прибрежного лова. Очень полезным было бы пря мое участие ПИНРО в этом серьезном деле, возможно да же как одного из участников договора. Ни в коей мере развитие прибрежного лова нельзя ог раничивать каким-либо видо вым составом или способом лова. В этом деле необходимо понимание комплексного ис пользования всей сырьевой базы прибрежного рыболовст ва с применением различных орудий лова. Важно также определить оптимальные формы и условия сотрудничества с норвежской стороной.Заинтересованность норвежской стороны следует определять непосредственно от результатов прибрежного лова. Это может быть совмест ный прибрежный промысел в зоне России и Норвегии, что особенно важно с учетом рас пределения рыбы в различные периоды года. Формы такого сотрудничества могут быть различными: совместные экс педиции. совместные пред приятия и т. п. При этом следует учитывать правовые вопросы и законода тельство обеих сторон. Поэтому правовой базой сотрудничества в области развития прибрежно го рыболовства может быть дей ствующее соглашение между правительствами обеих сторон о сотрудничестве вобласти рыбо ловства от 11 апреля 1975 года. В целом развитие при брежного лова имеет важное рыбохозяйственное значение не только для Северного бас сейна, и Комитет рыбного хо зяйства будет оказывать всемерную поддержку в ре шении этой проблемы. РЫБАЦКАЯ НИВА . Фото Л. УСИКА * Еще раз о "белых рабах" А БЫЛА ЛИ ЧЕРНАЯ КОШКА ? В июле в газете "Рыбный Мурман" бы ла опубликована статья главного правово го инспе ктора труда ЦК профсоюза работников рыбного хозяйства В. Лебеде ва "Заложники чужого флага". Безусловно, статья написана на акту альную тему. В последние годы практика смены флага на наших судах воспринима ется некоторыми лицами негативно, осо бенно теми, кто далек от этой темы. Попытаемся вкратце раскрыть ее. Со ветское рыболовство наибольшего своего развития достигло к середине 70-х годов. Ежегодный вылов морепродуктов состав лял тогда более 10 млн. тонн. Флот отрас ли насчитывал более 20 тыс. единиц. Основной объем вылова достигался за счет экспедиционного океанического ры боловства. Советские суда промышляли у берегов всех пяти континентов, во всех точках Мирового океана. Экстенсивное развитие экономики в те годы требовало от рыбаков постоянно наращивать объемы вылова, и они делали это, пренебрегая любыми рекомендация ми науки и какими-либо этическими нор мами. Запасы как донных, так и пелагических рыб стали катастрофически уменьшаться. Сильно страдали при донном промысле рыбы и сидячие виды шельфов - омар, лангуст и др. Это побудило многие государства, на иболее пострадавшие от хищнического лова рыбы, установить 200-мильные эко номические зоны. В этой части открытого моря прибрежное государство резерви рует за своими гражданами преимущест венное или исключительное право вести промысел. Законы прибрежных госу дарств, устанавливающих экономические зоны, несмотря на различные правовые, экономические и научные обоснования для их введения, чаще всего направлены на пресечение иностранного рыооловст- ва. После установления 200-мильных эко номических зон в ряде традиционных для советских рыбаков районах промысла мы потеряли около половины годового выло ва рыбы. В целях компенсации этих потерь мы стали приобретать у ряда стран лицензии на освоение недоиспользованных ресур сов, за что приходилось расплачиваться выловленной рыбопродукцией, а в от дельных странах и валютой. Однако законодательство многих стран не позволяет иностранным государ ствам осуществлять промысел морепро д у к то в в их зонах д аж е на основе лицензирования. Возникла необходи мость создания совместных предприятий и перевода советских судов под нацио нальный флаг этих государств. Она возникла давно, однако внутрен нее законодательство и амбиции бывшего Советского Союза не позволяли отрасли широко развернуть работу в этом направ лении. То, что постоянно практикуется в нормально развитых странах, нам кажется недопустимым кощунством. Мы готовы терпеть любые убытки, лишь бы не посту питься принципами, лишь бы развевался на мачте наш серпастый и молоткастый. В условиях рыночных отношений экс педиционный лов рыбы у чужих берегов, отстоящих от родных портов на десятки тысяч миль, становится экономически не выгодным. Предприятия вынуждены или сворачивать производство и увольнять ра ботников, или искать новые нетрадицион ные способы хозяйствования. Ранее все валютные расходы флота, включая строительство новых судов и их переоборудование, покрывались за счет нефтедолларов, и все шло хорошо. А как быть теперь? А теперь нужно зарабатывать валюту самим. Ловить рыбу у чужих берегов, под чужим флагом, продавать в чужие страны, наиболее приближенные к районам про мысла, на заработанную валюту опять же в чужих странах закупать топливо, снабже ние, ремонтировать суда и т. д. Какое об ширное поле для извращенной критики ! Но никуда нам от этого не уйти. Хотя автор от имени профсоюза и разрешает, морякам зарабатывать валюту у иностран ных фирм, но никаких рекомендаций, как это сделать, не дает. Я далек от мысли упрекать главного право вого инспектора в правовой некомпетентно сти, но тенденциозность статьи наводит на мысль о спецзаказе. Сгустить краски, смешать все в одну кучу, исказить и передернуть фак ты, с тем чтобы вызвать еще большее недо вольство нашего и без того задерганного народа. Не вдаваясь в полемику по каждому вы сказыванию автора, давайте рассмотрим ут верждение о "белых рабах на каторжных галерах". Как следует из того же коллективного письма членов экипажа ТР "Клайпедский бе рег", они осуществляли загрузку судна из рас чета 7.5 доллара США за тонну. Допустим, на одного грузчика, с учетом механизации судна, приходится 10 тонн за смену, т. е. его зарабо ток составит 75 долларов в день. В переводе на рубли по современному курсу это состав ляет более 12 тыс. рублей. Скажите, кто кроме коммерсантов в нашей стране имеет такие за работки? Поэтому и желающих работать на судах под чужим флагом у нас во много крат больше, чем рабочих мест. Кстати, и авторы письма не жалуются на наличие на мачте чужого флага. Здесь тов. Лебедев несколько слукавил. Цитируя пись мо, после слов "...обычно списывают после 165 суток, и потом моряки добираются до сво его порта 1,5-2 месяца", - он поставил точку и оборвал цитату. А ведь в письме стоят запятая и слова: "... администрация базы не очень-то проявляет о них заботу..." Как видим, жалуются они не на флаг, а на бездушие береговых чиновников родной ба зы, которые вместе с родным профсоюзом не только бросили их на произвол судьбы, но еще и отобрали 50% заработанной на перегрузке валюты, что и возмутило рыбаков. Здесь бы и вмешаться профсоюзу. Разо браться в причинах, встать на защиту интере сов ры б а ко в , найти с п о со бы реш ения возникшей проблемы. Но нет. Легче во всем обвинить центр, тем более упраздненный. И модно, и безопасно. А самое главное - созда ется видимость активной борьбы с номенкла турой, защиты интересов трудящихся. Если следовать советам автора и не посту паться принципами ради сохранения статисти ческой численности "одного из крупнейших в мире рыболовных флотов", то мы можем в те чение 2-3 лет полностью уничтожить остатки рыбных запасов в своих водах и поставить "один из крупнейших в мире" на прикол, а людей лишить не только участи "белых рабов на каторжных галерах", но и свободного труда на 1/6 части земной суши. Мы не можем вы ловить в наших водах 10.5 млн. тонн достигну того уровня. Их там просто нет. При существующем падении производст ва рыбной продукции, а оно составило 15% за первое полугодие 1992 года, необходимо ис пользовать все возможности для увеличения вылова и обеспечения занятости рыбаков, ис кать пути более эффективного использования флота в коренным образом изменившейся си туации, а не искать черную кошку в темной комнате, когда ее там нет. В. КЛИМОВ, главный специалист управления без опасности мореплаваним портового надзора и охраны труда Комитета рыб ного хозяйства при Министерстве сель ского хозяйства РФ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz