Рыбный Мурман. 1992 г. Сентябрь.
f ------------------------ ---------------------- — Выход этой брошюры НС был для меня большой неожи данностью. Ее появление вполне закономерно. Неожи данным оказался способ дове дения этой информации до нас, россиян. Поскольку дело I касается такого тонкого во проса, ка к территориальные претензии одной стороны к другой, то на распростране- I ние такой информации в Рос- j сии, хотя бы по этическим со- : ображениям, не худо было бы спросить позволения у нас. Обратите внимание на де- і тали. В брошюре совершенно і вне обсуждения остаются эко- I комические вопросы и, в ; частности, рыболовство. А ; ведь именно они на протяжс- I нни последних ста пятиде- jj сяти лет отношений между I нашими странами являются f камнем преткновения. Но й этот главный вопрос преду- І смотрительно обойден изда телями брошюры, а упор сде- Р лан на правовое и частичное ! историческое -обоснования» в надежде, что именно здесь труднее всего разобраться не подготовленному читателю. Что касается исторической стороны, то свидетельств у ' России в пользу освоения островов русскими поддан ными более чем достаточно. I На островах обитали айны, им и принадлежали острова в I прошлом. Русские первопро- I ходцы основательно осваи- вали и присоединяли к России р острова еще в то время, когда j Япония официально придер- живалась доктрины нацио- fe нальной изоляции. До сере- j.* дины прошлого века даже о. Г Хоккаіідо не входил в террито- § рию собственности Японки. О правовой стороне проб- лемы. красноречиво говорят I два основополагающих доку- у .мента: Крымское (Ялтинское) І соглашение трех великих 1 держав (СССР, США, Вслико- і британин) по вопросам Даль- ? него Востока от 11 февраля 1945 года и Мирный договор с Японией, подписанный в Сан-Франциско 8 сентября 1 1951 года. По первому доку менту три великих державы согласились о «... возвраще нии Советскому Союзу Юж ной части о. Сахалин и всех прилегающих к ней остро вов» и о «...передаче Совет- . скому Союзу Курильских островов». По второму доку менту в статье 2 прямо запи- I сано: «Япония отказы - І вается от всех прав, право- оснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему остро вов, суверенитет над ко то рыми Япония приобрела по Портсмутскому до говору от 5 сентября 1905 года». В упо мянутой брошюре места для этих точных ссылок не хвати ло. Зато тщательно разъясня ется, как их надо понимать. В брошюре нашлось место для разъяснения всем нам о преимуществах договоров 1855, 1875 годов, царских ди рективах и даже полезности для России позорного Порт смутского мирного договора 1905 года, который Россия не сла, как свой крест, вплоть до 1945 года. Нам тщательно разъясняют о нарушении Со ветским Союзом Пакт£* о нейтралитете от 1941 года. В то же время совершенно не нашлось места для событий 1918—1922 годов, так же как 1937—1938 годов и 1941 — 1945 гг. Не выгодны все эти факты составителям брошю ры, да и цель у них другая: внушить всем нам от всего от казаться, забыть свою исто рию, отдать вначале 4 остро ва, а там посмотрим... Даже совместная деклара ция 1956 года, от которой со ветское правительство было вынуждено отказаться в 1960 году ввиду размещения аме риканских баз на территории Японии, приподносится авто рами брошюры ка к некое ч _____________ . _____________ __ наше обязательство пере дать не только острова Ма лой Курильской гряды (о. Ши котан и группу островов Хаба- маи), но и в будущем решить вопрос относительно пере дачи Японии островов Юж ных Курил (о. Итуруп и Куна- шир). Полноте, господа япо нские и «японо-русские», нет этого последнего обязатель ства в подписанных докумен тах. Линия «отца» совместной декларации от японской сто роны премьер-министра И. Хотоямы действительно была линией мира и сотрудни чества с нашей страной. Ви димо, поэтому она и быпа об речена в то время, время «хо лодной войны», на провал. Ее успешно торпедировали определенные американ ские, японские круги, да и у нас, вероятно, были сторон ники сорвать ее. Что же касается экономи ческих аспектов «террито риальной проблемы» и пре жде всего рыболовства, то здесь мы имеем богатый исто рический материал, показы вающий динамику террито риальных экспансий Японии по отношению к России, но уже в области рыбного хозяй ства. Ведь начиная с XVIII века, не Россия, а именно Япония, где с помощью силы, где с по мощью дипломатических или экономических рычагов, ис пользуя слабость России в определенные периоды ее ис тории, захватывала берего вые территории и морские пространства для расшире ния своей рыболовной де ятельности. Печальных фак тов в отношениях России и Японии немало. Достаточно вспомнить Договор 1875 года, Портсмутский договор 1905 года, первые рыболовные конвенции. А послереволю ционные документы закре пляли из года в год право япо нских рыбопромышленников на НАШИХ 'территориях и в НАШИХ водах заниматься производственно-предприни мательской деятельностью наряду с российскими рыба ками, что весьма редко слу чалось в истории. Даже после второй мировой войны столк новения в Японском, Беринго вом и Охотском морях приво дили не только к дипломати ческим нотным баталиям двух государств, но возни кали и ситуации на грани пря мого столкновения рыболов ных судов в море. За все это расплачивались рыбаки России. Разгромлен ные запасы в наших водах, олюторской сельди, крабов, на отмелях Сахалина и Кам чатки, тресковых в Охотском море, а сегодня еще и минтая в Беринговом море — вот ис торические вехи, которых не достает в красочной япо нской брошюре. И только после объявления 200-мильной экономической зоны в 1976-77 годах и пере воде наших отношений с Япо нией в области рыболовства на принципы взаимовыгод ного и равноправного сотруд ничества стало возможным к настоящему времени эволю- ционно привести эти отноше ния к некоторому, пока еще неполному, равновесию, ко торое отвечает российским национальным интересам. Возможности для дальней шего развития сотрудниче ства в области рыболовства и в этих условиях, но только при обоюдном стремлении сторон, огромные. Конечно, постепенное ре шение вопросов и широкое развитие сотрудничества встречает сопротивление определенных кругов в Япо нии, особенно специализиру ющихся на подогревании страстей вокруг островов се верных территорий. Это не случайно, поскольку «семе на», если их постоянно «по дпитывать», обязательно рано или поздно должны дать «всходы». А «урожай» с этого «поля» можно собрать очень богатый. Экономическая зона, при легающая к этим островам, является одним из богатей ших районов в рыболовном отношении. Ежегодно здесь вылавливается 1,1 —1,5 мил лионов тонн рыбы, что со ставляет почти четверть го дового улова всей России. Стоимость этого улова в сов ременных ценах составляет более 30 миллиардов рублей, а в мировых — более 1,5 мил лиардов долларов США. Это с учетом и охотоморской сто роны Южно-Курильских островов. Во столько оцени ваются только возобновля емые ресурсы, добываемые ежегодно. Издание брошюры рассчи тано прежде всего на неиску шенного в экономических ре алиях человека, поскольку концентрирует внимание только на самих островах. Площадь этих островов и скал составляет всего 10—11 тысяч квадратных метров. Но 200-мильная зона вокруг них — это уже 200 тысяч квадрат ных километров. На этом огромном пространстве и кон тинентальном шельфе име ются существенные живые и минеральные ресурсы. Через проливы Южных Курил ми грируют лососевые, которые нерестятся в реках Сахалина и Приморского края. Никакие материальные вложения, обещаемые японской сторо ной, не могут и приблизи тельно компенсировать нам и нашим потомкам ежегодных потерь, которые можно поне сти в случае передачи остро вов. Приобретая четыре остро ва, Япония становится охото морской страной за счет 200- мильной зоны островов, про стирающейся в Охотском мо ре. А это опять претензии на пока еще наши рыбные, кра бовые ресурсы в Охотском море. Японские деловые ры боловные круги отлично по нимают это и именно поэтому настаивают на скорейшей передаче островов. Об этом не может быть речи еще и потому, что острова явились бы для Японии плац дармом для дальнейшей ры боловной экспансии, как это было в прошлом. Экспансии не только рыболовной, но и территориальной. Нельзя не вспомнить в этой связи, что именно с одного из островов — Итурупа — в свое время японская военная эс кадра сделала свой бросок и на наш Порт-Артур и Цусиму, а также на американскую военную базу Пѳрл-Харбер. Проблема островов — это еще и моральная проблема. Только для одних — они сим вол, позволяющий сохранить в памяти народа дух вои нственности самураев, для других — возможность сде лать эти острова островами мира и сотрудничества. Анализируя таким образом политическую, стратегичес кую и экономическую сто роны этой проблемы, можно сделать лишь единственный вывод: цель развернутой в Японии, а теперь и в России, агитационной компании за безусловную и скорейшую передачу островов одна — пересмотр итогов послевоен ного устройства в Азиатско- Тихоокеанском регионе, на рушение сложившегося ба ланса стратегического равно весия в этой части земного шара, дальнейшее ослабле ние России ка к в политичес ком, так и в экономическом плане. Вновь запахло ста рыми доктринами о переделе территорий и морских про странств. Только теперь не мечом, ка к прежде, а пером и п о л и т и к о - э к о н о м и ч е с к и м давлением. Распространение японской брошюры по проблеме «се верных территорий- направ лено, по моему мнению, на формирование в нашей стране благоприятного для Японии общественного мне ния. Известно ведь, что хо рошо организованный и целе направленный поток инфор мации при • отсутствии со ответствующей ответной меры может сформировать любое «общественное мне ние». Анализ проведенного у нас в прошлом советско-япо нского опроса, показал, что' вроде бы 22 процента рос сийского населения потен циально поддерживают пере дачу островов Японии. Но, я уверен, что опрос, проведен ный. например, среди рыба ков, специалистов рыбопро мышленного комплекса, по казал бы подавляющий отри цательный результат. Видимо, авторы, хорошо понимая настрой российских рыбаков, споциально не каса ются вопросов рыболовства. Более того, в самой Японии запущена очередная компро метирующая рыбаков России «утка» о якобы подкупах япо нцами в свое время бывшего министра рыбного хозяйства А. А. Ишкова с целью получе ния больших квот для Япо нии. Эту «утку» быстро под хватила наша официальная пресса. А дело в том, что и ми нистр А. А. Ишков в свое время был против передачи островов, а в японо-совет ских отношениях твердо про водил политику на взаимовы годное сотрудничество, на укрепление дружбы между рыбаками двух стран. И япон ские рыбопромышленники, которые знали министра Иш кова А. А. и еще могут гово рить правду, должны по дтвердить это. Расчет же прост — запустим «утку» по Ишкову А. А., глядишь, к мне нию рыбаков Президент и правительство России при слушиваться не будут. Так к какому же мнению следовало бы прислушаться в первую очередь? Обще ственное мнение по столь сложному вопросу, основан ное на примитивном опросе — это та «демократическая ло вушка», попав в которую мы потом долго будем кусать локти. Политические и эконо мические потери будут невос полнимы. Еще один аспект, влияю щий на русско-японские отно шения на протяжении многих лет. Это постоянное участие в конфликте третьей сторо ны. Раньше в сферу своих ин тересов включали этот во прос Англия, Голландия, Гер мания, Франция, в послевоен ные годы — США. Влияние осуществляется не только прямо, как, например, по следнее высказывание Пре зидента США Дж. Буша о пол ной по/щержке притязаний Японии на острова Малой Ку рильской гряды, но и опосре дованно. . Введение в свое время правительством США линии «воздержания Макар- тура» привело к переориента ции японских рыбаков на про мысел лососевых, образу ющихся исключительно в ре ках Дальнего Востока. Это привело к снижению уловов наших рыбаков в 3-4 раза, а отдельные стада просто были разгромлены. На это мы были вынуждены ответить своей линией «воздержания Булга нина». Заручившись «мировым об щественным мнением» в лице США (хотя в мире есть и дру гие мнения), японские поли тики выступают сегодня за увязку экономического со трудничества с решением в свою попьзу территориаль ного вопроса. Но увязка поли тики с экономикой не прием лема и не имеет под собой до статочного основания. Об этом свидетельствует и то, что несмотря на существова ние политических проблем между нашими странами, де ловые люди Японии все ак тивнее ищут пути для эконо мического сотрудничества со своими российскими партне рами. Возникают совместные предприятия и даже страхо вые компании, выступающие гарантами для предпринима телей. А для совместной работы в этом регионе простора много. В зоне острова Хоккайдо, островов Малой Курильской гряды, Южно-Курильских островов, например, есть ряд запасов, которые являются общими для 200-мильных зон России и Японии. Это и мин тай курильско-хоккайдского стада, сельдь, сайра, иваси и другие виды. Ничто не ме шает вместе рационально управлять этими запасами, создавать совместное произ водство и смешанные пред приятия по добыче и вос производству рыбных запа сов. Наши дальневосточные рыбаки готовы к сотрудниче ству на своей территории. Как, впрочем, готовы они со трудничать и с другими госу дарствами. Ведь, в конце кон цов, Япония — не единствен ная страна в Азиатско-Тихо океанском регионе. Есть и другие страны, сотрудниче ство с которыми для нас не менее выгодно. Важно не потерять ту грань, когда партнерство действи тельно основывается на спра ведливости и законности, а не подменяется, ка к в пре дисловии японской брошюры, назиданиями типа: «Япония полна решимости через реше ние территориального во проса (курсив — ред.) и за ключение мирного договора поставить отношения взаим ного доверия между япо нскими и российскими наро дами на прочную юридичес кую основу и кардинально улучшить японо-российские отношения». Эти заверения были уже не раз в русско- японских отношениях, чем они заканчивались мы знаем. Мир может быть обменен только на мир, а не на терри тории. История в прошлом это наглядно показала на при мере российско-японских от ношений. В брошюре, естественно, отражена точка зрения только одной стороны. Тогда возникает вопрос: издаст ли российское посольство в То кио подобную брошюру, отра жающую подход к этой проб леме и нашей стороны. В преддверии визита Прези дента России в Японию было бы опрометчиво оставлять без ответа это хорошо подго товленное, продуманное до мелочей агитационное посо бие, настойчиво предлага ющее россиянам принять японскую точку зрения по очень важному для России вопросу. ______ ________________________ / В конце апреля японским МИДом была подготовлена брошюра под названием “Северные территории Японии". Достаточным основанием для решения о публикации и распространении у нас этой информации посольство Японии в Москве посчитало то. что на переговорах российская сторона постоянно подчеркивает необходимость учета общественного мнения России при реше нии территориальной проблемы. Брошюра выпущена, беспрепятственно распространяется и формирует общественное мне ние. А МИД России продолжает отмалчиваться. Но не всех устраивает такой ход событий. Пятьдесят три депутата России обратились к Президенту с открытым письмом по проблеме Курильских островов. Редакция газеты "Рабочая трибуна" и ее юридическое агентство. Адвокат-"РТиобратились в Конституционный суд России с иском к посольству Японии в Москве и к МИДу Российской Федерации. Иск был зарегистри рован 25 июня с. г. В нем предлагается признать не соответствующей Конституции Российской Федерации правоприменительную практику посольства Японии в Москве в части принятия решения о публикации и распространении названной брошюры". Предлагается также “признать бездейст вие МИДа Российской Федерации, других государственных органов противоречащими Основ ному Закону России". Кроме того, считают авторы иска, нужно “принять все необходимые меры к защите прав и интересов жителей Курильских островов . Поскольку выход этой брошюры посольство Японии не комментирует, корреспондент газеты “Рыбацкие новости- Ольга Голубева попросила высказать свое мнение по этой ситуации профес сора Вячеслава Константиновича Зиланова. «НЕ ХУДО БЫЛО БЫИ РЫБАКОВ СПРОСИТЬ» считает доктор В. К. ЗИЛАНОВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz