Рыбный Мурман. 1992 г. Сентябрь.
твои т ш ш ш в ш ш “За спиной живого человека говорить неудобно, а за спи ной мертвого невозможно - он все равно здесь' Это Гребен щиков сказал о Цое. А что мы скажем вслед тому, кто без улыбки просил:"Закрой за мной дверь, я ухожу"7 Попросим прощения? Не за что. Уж кто-кто, а он-то любовью не был обойден. И цветы ему приносили живому (Кому еще из рок- лидеров их дарят? Представьте себе алисомана с букетом ) Так что лучше пусть сам скажет: “Люди придут, будут слушать и откликаться, и переживать вместе с тобой Но ведь, правда, странно - всерьез предполагать что в зал этот собираются тысячи подонков и мерзавцев7 Тут все ясно - Цой считал свою популярность нормальной, знал и о разношерстности аудито рии. Хотя и был все-таки кумиром несовершеннолетних Так что ж тут поделаешь, если без кумира они не могут Проходит время, пора бы уже питерским непогодам смыть со стен надписи “ Кино", “ Витя, мы тебя любим", что были сделаны в дни прощания. Ан нет То ли подновляются, то ли въелись намертво... Звезда стала легендой, а жизнь предстала житием Здесь и начинается трудность Пусть легенда будет красивой, он это заслужил. Но трудно быть Богом - он и не хотел, и надо с этим считаться. Есть те. кого очень просто представить родивши мися на сто лет раньше или позже Виктор был не из иих Судьбе угодно было, чтобы он явился на свое место и в свое время. Из чего создавалась красивая легенда7 Скажем, из слу чайной встречи в электричке с БГ, который поразился таланту своего нового знакомого и помогал ему как мог Пусть так и будет - красиво, как про знакомство Лениона и Маккартни бросившихся защищать незнакомую девушку от хулиганов. Хотите, добавлю еще один штрих в легенду? Неужели никто не понял, что такое была кассета с вокалом “Черного диска", чудом уцелевшая в катастрофе? Это же “черный ящик". “ Ночью над нами пролетел самолет, завтра он упадет в океан"... Смерть тоже обросла преданиями Начиная с поэтическо го - "упал, как спелое яблоко" (Кинчев). кончая обывательским “Убили". “Жив он. все подстроено, в психушку упрятали". Чушь все это Он погиб врезавшись на своей машине в автобус. - и точка Не Бог его к себе забрал - не был он святым или мучеником И нет логики в таком завершении пути - он был нацелен на жизнь! Предчувствие гибели? Да мы же сами его нашли в строч ках грустных песен, потому и нашли, что искали объяснения, которого нет Ведь "когда человек умирает, изменяются его портреты" А грустные песни Ленсовет, разрешивший шест вия памяти Виктора, мягко порекомендовал “ не петь на клад бище веселых песен" И - как вспышка - так он же их не писал! Криминальные версии убийства или заточения в желтый дом Ребята искренне в это уверовавшие, не задают себе такой простой вопрос: кому и чем мог мешать кумир эпохи разрешенного рока7 Музыка не заставит громить Зимний, а если все это за поломанные в залах стулья - тогда почему объектом избрали его. а не Кинчева например? Скверная шутка конечно, но так яснее видна нелепость выдумки. Не он заснул за рулем а его ангел-хранитель задремал. И это быва ет Сколькими штампами определяли пресловутое "Кино"! С одной стороны, они аполитичны С другой. “Перемены", ока зывается. - гимн протеста А если вдуматься, какхороши в паре цитаты: “ И мне не нравится все. что здесь было, и мне не нравится все. что здесь есть" и "... вдруг нам становится страшно что-то менять" Такое существенное в роке различие между “я и “мы" здесь сведено почти на нет. И не нравится всем, и менять страшно всем Цою тоже. А может, не страшно, а просто лень, раз сигарета в руке, а чай на столе Все же поразительно был верен себе Что бы кто ни гово рил даже даже Майк Науменко К его словам надо особо прислушаться ибо говорил он их уже заглядывая туда, где теперь и он сам. и Цой "Слава - это болезнь. Просто если ты знаешь что ею болеть нельзя то не заболеешь А Цой не знал " Как же не понял дедушка русского панка Майк - он и вправду не знал Не всем дано Такой врожденный иммунитет против любого признака благополучия и процветания, как у Майка, дается одному на не знаю сколько Бь пи у Цоя и слава с дешевыми ее атрибутами (и дорогими), и фанаты, и искренняя радость от возможности собрать какой угодно зал дополна. То еще дело - разбираться в конфликте между двумя, которых уже нет. Но как же Майк, самый добрый человек питерского рока, не подумал, что Цой - это вечный тинэйджер, “последний герой". беззащитный бунтарь-одиночка в кожаной куртке7 Человек, который хотел эмигрировать только в одну страну - Диснейленд Пожалеть бы смельчака, красавца, по клонника Брюса Ли, которому из детские аттракционы хочется больше всего на свете. Потому что жить тоскливо, и Майк это знал не хуже В словах его нет ни капли зависти к счастливчику. Им по-разному виделась непростая жизнь рок-музыканта в нашей милой стране и разными были их время и место Ведь, если говорить прямо в Майке была обреченность. Смерть, как хотите - не удивила У его могилы или у могилы Саши Башла- чева можно долго и спокойно побыть одному У могилы Цоя же - или классическое наше “ проходи не задерживайся", или попадаешь в какую-нибудь тусовку Неплохие кстати, ребята - те. что разбили у Богословского кладбища палаточный ла герь. Надо бы и о “Фонде Виктора Цоя" Знаю, что интересно, но что сказать, ума не приложу Сплетни ползут отовсюду. Пусть уж лучше учредители сами разбираются. А создать музей Что там выставить7 Остатки той самой разбившейся машины7 А ведь не дай Бог. кто-нибудь еще и додумается. Чтобы привлечь “ киношников из числа тех. что в Питере дерутся с алисоманами Ой. не сотвори себе кумира. Шпана, которой нечем себя занять, успешно перекочевала с концертов погибшего на концерты здравствующего, она узнаваема - “ все они в кожаных куртках все небольшого роста' А не так близка к нам звезда по имени Солнце Долго, ой долго еще цепенеть при мысли о нелепости такой утраты. И оценивать его рано Подождем пока, посмотрим. Продолжают слушать песни “ Кино" продолжают петь их. и. может, доищут ся какой “удачи в бою" он себе просил А пока что мой восьмилетний сын на вопрос:был бы Цой (отчаянно “ косивший" от армии) храбрым солдатом?- отвечает: "Конечно да" Вопрос на засыпку: “А за что же сражаться в стране совков?" - “ Мне кажется, я знаю За рок-н-ролл" Н. ШЛЫКОВА. ТЫ ДОЛЖЕН БЫТЬ СИЛЬНЫМ ИНАЧЕ ЗАЧЕМ ТЕБЕ БЫТЬ” жалком преломлении песни “Аквариума "В поле ягода на всегда" Он искал выходы из этого чисто интуитивно или сознательно “ Кино' теоретически было лучше других приспо соблено для этого перехода в звездный профессионализм. На практике они переборщили с Айзе ншписом Но история вышла из-под их контроля Юра хваткий человек, и Цою было нелегко противостоять его амбициям Все бы ничего, если бы они сократили количество концертов за последний год раза в четыре - После смерти Цоя не первого погибшего рок-музыканта, но первого погибшего в зените славы, а значит - человека состоятельного начался достаточно публичный дележ на следства между родственниками, менеджерами... - Это чертовски противно, с одной стороны, но по-другому быть не могло Речь идет о сильном мифе и больших деньгах. Наследство всегда порождает бедных родственников - Ты хорошо знаком с западной системой шоу-бизнеса. Имеет ли право менеджер, работавший с группой совсем недолго, хоть и последним, авторские права на ее творчество или использование ее имени в собственных проектах? - Право он имеет и это право мог бы получить любой, даже не знавший Цоя Дело в инициативе, деньгах и умении юри дически оформить формальные моменты Вот "Элвис клаб” . который вывозил в Америку Колю Васина и мелькал у нас в стране с какими-то проектами Этот Сид Шоу не знал Элвиса при жизни, не состоял в тусовках, имевших отношение к Эл вису Между тем он придумал контору и возглавил ее. несмот ря на протесты официального фан-клаба. Но Сид все равно двигал какие-то проекты и заработал на них кучу долларов. У Айзеншписа больше оснований делать фонд Цоя. Меня боль ше устраивала ситуация, которая сложилась сразу после смерти Цоя. когда собрались друзья, родственники и ими была принята конвенция не использовать имени Цоя в коммер ческих целях ит п Это было красиво и достойно по отношению к Цою. который активно не любил помпы Но даже тогда я был уверен что эта Сухаревская конвенция развалится быстро. Я не выступаю ни нахлебником ни дипломатом, ни миротвор цем Я в стороне от этой истории Сохраняю свою независи мую позицию в отношении Цоя. - Время от времени в разговорах и публикациях всплывают сомнения в самой смерти Цоя или в случайности оной Твое мнение7 - Я считаю, что погиб он так. как погиб Хотя практика подсказывает, что смерть каждой личности обрастает кучей легенд До сих пор появляются люди, который встречают жи вого Моррисона или Пресли. Найдутся люди, которые будут утверждать, что Цой не разбился, а его убила мафия. Ради Бога - если кто-то получает от этих разговоров удовольствие. А. ЧЕРНИГОВСКАЯ. - Почему впоследствии именно он получил столь массовое признание в среде тинейджеров далеко не интеллектуальных и не богемных7 - Стечение нескольких факторов Во-первых, песни Цоя обладают свойствами поп-музыки в отличие от панка и прочих чистых форм рока. Цою присущи четко выраженные мелодика, мелодический драматизм, которые цепляют публику, не толь ко подсаженную на рок. но и просто любящую красивые песни, романтическое творчество. А к этой категории относятся и пэтэушники, и инженеры, и даже отдельные передовые домо хозяйки. Во-вторых, песни Цоя. в отличие от песен Гребенщи кова. хоть и не дешевка, но просты и прямолинейны, их не надо расшифровывать, можно идентифицировать с собой. В-треть их, Цой я думаю занял уникальное положение в нашей моло дежной культуре Он оказался единственным мостиком между стаоым и новым поколением между Майком. Гребенщиковым и тинейджерами конца восьмидесятых, для которых подполь ный пафос мало что значил Вначале они вцепились в “ Наути лус Помпилиус". но это слабая группа со слабым лидером. А Цой - сильная личность и “ Кино" было сильной группой. И тинейджерская масса облепила его со всех сторон. Сыграли свою роль в этом и фильмы. В общем, причин много, но основные - мелодическая и содержательная характеристики цоевских песен - Есть известная фраза, что “Аквариум" - не группа, а образ жизни. Можно ли ее отнести к “ Кино"? - В каком-то смысле “ Кино" было антиподом “Аквариуму". У “Аквариума" - полное оживление жизни и музыки, превра щение музыки встиль жизни и стиля жизни - в музыку. У "Кйно" наоборот Они исповедовали не сектантство, а профессио нальный подход к работе У них царило не то чтобы отчужде ние. но. как мне кажется, особой любви и братства не было. Они ценили друг друга за что-то. но не проводили много времени вместе Я не думаю, что существовала особая духов ная близость между ними - разные запросы, темпераменты... “ Кино" - это был один Цой. который в силу профессиональных соображений окружил себя сайдмэнами. и среди них басист (сначала Титов, а потом Тихомиров) был профессионально-ис полнительским базисом. Гурьянов - модный, стилевой, тусо вочный символ. Каспарян - единственный, с кем существовало нечто отдаленно похожее на приятельские взаимоотношения. - “ Кино" стало единственной петербургской группой, ко торая из героев подполья перешла в состояние профессио нальных музыкантов, наняла профессионального менеджера. Было ли это оправдано и в какую сторону подвинуло творче ство группы7 - Я считаю, что это был логичный ход. если принимать во внимание менталитет Цоя Мне кажется, что Цой как парень с тонкой интуицией во всем модном в отличие от закоренелых рокеров понял, что тусовка закончилась и продолжается в С егодня Виктору Цою было бы тридцать лет В сочета нии с такой небольшой цифрой частица “ бы звучит особо трагически, ведь один из сильнейших рок-музыкантов страны, один из популярнейших кумиров тинейджеров погиб, когда ему исполнилось только двадцать восемь За два года, прошедших со дня его гибели, близкими и друзьями сделано немало А. Житинский вместе с вдовой Цоя выпустил сборник воспоминаний, стихов Вышли новые и ста рые диски “ Кино". В общем, фанам хватает самой разной информации Поэ тому сегодня мы попросили вспомнить Виктора Цоя и поде литься своими размышлениями о творчестве и судьбе "Кино" крупнейшего отечественного рок-критика АртемияТРОИЦКО- - Я познакомился с Цоем во время его визита в компании Свина (А. Панов, группа "Ау" - А. Ч.) в Москве зимой 80-го года. В то время его еще никто не знал, даже Боря Гребенщи- ков. Свин с компанией приезжали в Москву, потому что я им устраивал бардачные хэппенинги В первый раз Свин приез жал без Цоя. а во второй - более могучей кучкой Цой уже тогда был одет во все черное и подыгрывал Свину на гитаре Был там и Рыба (А. Рыбин. - А. Ч.). У него тогда два хита было - “ Звери" и "Не хочу быть лауреатом' И у Цоя два хита - "Ваня (или Вася?) любит диско" - мне эта песня не нравилась а вторая - "Мои друзья идутпо жизни маршем' -хорошая песня Потом я уже узнал, что Цой и Рыба выступают дуэтом Их первый концерт в Москве делал Рыженко Он стал их первым московским промоутером. Это случилось в начале 1982 года - Чем Цой, с твоей точки зрения, покорил достаточно эстетскую на тот момент ленинградскую и столичную рок-об щины? - Цой был талантливым человеком и писал хорошие песни, которые только дураки могли бы не оценить Он понравился и мне. и Борису Гребенщикову, и я не вижу причин, почему богемная молодежь должна была его не принять Он был к тому же стильным парнем и придерживался достаточно широ ких взглядов. не замыкался на фанатичную рок-тусовку, любил бывать в компании художников гомосексуалистов и это тоже способствовало его авторитету в богемной среде
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz