Рыбный Мурман. 1992 г. Сентябрь.
□ Седьмого декабря 1990 года в “Рыб ном Мурмане” была опубликована моя статья “Коррупция?”. Замечу, что “РМ” был первой газетой в области, напеча тавшей такой материал Начиналась статья так: “В течение трех поеледних лет, прово дя "круглые столы”, беседуя с руководи телями правоохранительных органов области, бывая на брифингах в УВД, я постоянно и намеренно задаю один и тот же вопрос: существует ли в нашей обла сти коррупция, мафия? - Нет, - отвечают, отводя в сторону глаза руководители управления внутрен них дел. - Нет, - жестко констатируют руково дители областной прокуратуры. Однако в этих ответах не чувствуется внутренней убежденности, искренности. Да что говорить, сами рядовые работники милиции уверены, что коррупция в обла сти существует. ... Конечно, мафию и коррупцию раз облачить нелегко. Наше законодательст во несовершенно, многие доказательства не принимаются судом, а работники ми лиции подчас не имеют элементарных технических возможностей, чтобы зафик сировать контакты преступных элемен тов и их покровителей. Но есть, так сказать, косвенные ули ки...” И далее в статье воспроизводились многочисленные факты, которые нераз ужебыли обнародованы в средствахмас совой информации области и которые говорят о том, что руководители торговли области продолжают прода вать дефицит избранным, занимаясь таким образом подкупом должностных лиц. Вспомним хотя бы продажу видео аппаратуры ис черного хода ” председа телю облисполкома. Разве это не было попыткой подкупить крупное должно стное лицо? В этой провокации тогда активное участие принимал бывший за меститель начальника управления торговли области А. Родион, который и сам отхватил себе три видеосистемы. Вряд ли, конечно , себе. И вряд ли подчи ненным. А кому - этот вопрос так и не выяснили правоохранительные органы. Более того , они не привлекли к ответ ственности и самого Родиона и иже с ним И сейчас он руководит совместной советско-норвежской фирмой. Кто же дал емуразрешение на организацию ее и на руководство ею?Да все те же испол комовские чиновники. Мало того , что спасли, еще итепленькоеместечко обес печили. За какие блага? К сожалению, все эти вопросы, по стоянно задаваемые в средствахмассо вой информации области, остаются без ответа. А работники правоохрани тельных органов не привлекают к от ветственности нарушителей закона, а если и привлекают, то только после многочисленных выступлений прессы. Эти факты наводят на мысль: возмож но, некоторые служители закона и сами не без греха... Вмоих блокнотах и на магнитофон ных лентах есть и более серьезные сведе ния онарушениях закона должностными лицами, но обнародовать их пока рано. Замечу, однако, что эти факты извест ны компетентным органам. Надо наде яться, что сейчас они начнут более активно выявлять систему коррупции в области. Несколько месяцев назад нашеправи тельство и Президент наконец-то при знали наличие в стране коррупции, о чем народу открыто говорили еще в 1988 го ду известные следователи Тельман Гдлян и Николай Иванов. Беседы с ними, как, наверное, помнит читатель, “ Рыб ный Мурман ”публиковал не раз. Сейчас началась в стране борьба с коррупцией. Но, как всегда наРуси, сдела но это с превеликим опозданием Однакорадует ито, что наконец-то перестали замалчивать это опасное яв ление , перестали занимать страусиную позицию к преступлению, которое ведет к разрушению государственных власт ных структур, ихраспаду. Весной Президент России Б. Н. Ель цин издал Указ о борьбе с коррупцией, а недавно на обсуждение россиян вынесен проект Закона “О борьбе с коррупцией”. Проект этот предложен народным де путатом Российской Федерации А. Ас лахановым и докторантом Академии МВДРоссийской Федерации С.Максимо вым Что представляет собой этот про ект, насколько он соответствует тре бованиям сегодняшнего дня и криминогенной обстановки, сложив шейся в стране, поможет ли он эффек тивно начать борьбу с тяжким недугом, поразившим Россию уже много лет на зад? На все эти вопросы я попросила ответить и прокомментировать статьи проекта Закона опытнейшего юриста области, много лет работав шего начальником следственного отде ла УВДи заместителем начальника УВД по следствию полковника милиции Вла димираМихайловича СТЕЦКО. СейчасВ. М. Стецко работает юристом в одной из организаций области. Ниже публику ется наша с ним беседа. Зарема БОРОВАЯ, обозреватель “РМ”. □ - Владимир Михайлович , ваше общее впечатление о проекте. - То, что вскоре может быть принят Закон о борьбе с коррупцией, а сейчас опубликован проект его, явление иск лючительно важное. Закон, если он будет принят, имеет большое значение прежде всего для тех слоев населения, которые принято называть неимущими. Мы помним то время, когда корруп ция поразила многие государственные и партийные структуры сверху донизу, а обманутый народ нищал, получая . - Да, я полагаю, его надо немного отредактировать, но оно объемно, ох ватывает все виды правонарушений, которые проектанты подвели под поня тие коррупции. А вот к числу всякого рода преиму ществ, которые получает коррумпиро ванный чиновник, я бы добавил привилегии, ибо это исключительное право на что-то. Вы, наверное, помните, в свое время Верховным Советом было издано постановление об устранении привилегий, была создана специаль ная комиссия, которая выявила массу нарушений в этой области. Сейчас и постановление забыто, и результаты комиссии канули в Лету. А привилегии - наиболее ощутимые в наше время преимущества, которыми могут подку пать госслужащих. - Скажите , Владимир Ми - хайлович , какие конкретно службы будут непосредст- , / л 1іаЯ ѴИІ m'i „ T, i«'* . «*£. ЗІ 1 ,,35 ь *5S£,r* Z Z rJ F & s «****£ v* -Г* С.» fLn*** ■" \ ^ |U й fl ^ - К О Р Р У П Ц И И лишь крохи с барского стола. В погоне за наградами, чинами, богатством ряд высших должностных лиц МВД СССР, купленных подарками, шли на злоупот ребление властью: массовое укрытие преступлений, создание видимости стопроцентной раскрываемости, сра щивание с торговой мафией. Об этом не раз сообщалось в центральной пе чати. Вспомним Чурбанова, Щелокова и других. Но многое еще не сказано. Предполагаю, что этот проект Зако на о борьбе с коррупцией многими юристами и практиками будет раскри тикован за громоздкость, тяжеловес ность изложения и другие недостатки. Но мне бы хотелось поддержать его, так как уже само его опубликование - это новый этап демократизации обще ства и шаг к правовому государству. Рискну предположить, что проект заставит задуматься некоторых госу дарственных служащих, привыкших “кормиться" левыми доходами и ре шать вопрос, оставаться им на своих теплых местах или подобру-поздорову убраться. Значение проекта Закона заключа ется и в приемлемой концепции, поло женной в его основу, а именно в создании универсального законода тельного акта, в котором представлены правовые меры борьоы с правонаруше ниями. -Ну,хорошо. Законодате ли наши , слава богу , наконец- то признали существование коррупции в нашем обше- стве. А как это явление трактует проект Закона и что такое вообще слово “коррупция”? - “ Коррупция" происходит от латин ского “ corruptio", что означает “ под куп", и в обыденном смысле - это использование должностным лицом прав в целях обогащения. В предлага емом проекте Закона дано четкое из ложение понятия коррупции, чему надо только радоваться. В статье 1 го ворится: “ Правонарушение коррупции есть запрещенное настоящим Зако ном... использование государствен ным служащим в личных целях своего служебного положения для получения не предусмотренных законодательст вом Российской Федерации о госу дарственной службе... преимуществ в виде имущества, услуг или льгот либо совершение деяний, которые могут рассматриваться как сокрытие госу дарственным служащим своих дохо дов или имущественного положения, а равно соучастие в любом из перечис ленных деяний со стороны лица, не яв ляющегося государственным служащим". - Довольно громоздкое и трудное для восприятия про - стому человеку , не юристу , толкование. венно заниматься борьбой с коррупцией? - В статье четвертой проекта пере числяются эти правоохранительные ор ганы и другие организации. Подразделения по борьбе с корруп цией создаются в органах прокуратуры, безопасности, внешней разведки, внутренних дел, налоговой и таможен ной службах, государственном контро ле, государственных банках, Вооруженных Силах. А также соответ ствующие подразделения организовы ваются при Президенте России и правительстве. - Не слишком ли много служб? Как известно , у семи нянек дитя без глазу. - Думаю, что органы прокуратуры здесь упомянуты совсем не к месту. Общеизвестно, что главная функция прокуратуры - надзорная. Это зафикси ровано и в вышедшем не так давно За коне о прокуратуре Российской Федерации. Кроме этого у прокуратуры есть и другие задачи: это участие в судебном процессе, расследование определенной категории дел. Кстати, в проекте этого закона почему-то даже не предусмотрен надзор за расследо ванием дел о коррупции. Не известно, кто его будет осуществлять. Во всех законах, что вышли недавно, к примеру об оперативно-разыскной деятельно сти. есть отдельная статья “ Надзор", где четко определено, кто эти функции выполняет. - А тут забыли ? - Похоже. Вы знаете, у меня будет еще много замечаний по проекту, но это совершенно не означает, что он не годен. Его надо лишь подработать, д о полнить некоторыми положениями, что-то лишнее изъять. Вот в статье^ третьей, которая говорит о задачах за конодательства. есть странное, на мой взгляд, требование: воспитывать в го сударственных служащих честное от ношение к возложенным на них обязанностям. - Ну это что-то из нашего застойного прошлого , похо же , из Кодекса строителя коммунизма. - Да. явно не законодательное по ложение. К тому же уверен: честного служащего воспитывать не надо, а к нечестному необходимо просто приме нять соответствующие санкции. - Владимир Михайлович , в статье пятой дан перечень “этических требований ” к госслужащим , дабы они не по пали в круг коррумпированных лиц. Но какая-то эта статья рыхлая и невероятно растя нутая. - Согласен. Дело в том. что здесь не указаны санкции, которые последуют,' если работник нарушит так называемые
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz