Рыбный Мурман. 1992 г. Октябрь.
«РЫБНЫЙ МУРМАН» 30 октября 1992 года АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ 11 СТР- Владимир ДУЩЕНКО, председатель Мурманского отделения общественного комитета российских реформ: “ПОЧЕМУ МЫ ЖИВЕМ ТАК, А НЕ ИНАЧЕ?" Владимир Васильевич Дущенко: 43 года, биолог, кан дидат биологических наух. Прежде работал в ПИНРО, затем вМурманском морском биологическом институте. Теперь создает независимое предприятие, которое, какон надеется, также будет заниматься научной деятельно стью. Ни вкакой партии не состоит. Участвовал вдвиже нии “Демократическая Россия”, хотя и не очень активно. Помимо него вкомитет входят еще девять человек, пред ставляющих различные партии. На вопрос об источниках экономических знаний, како выми, на наш взгляд, должен обладать председатель ко митета содействия реформам, Владимир Васильевич отвечает так: “У меня много друзей-экономистов. Кроме того, многое почерпнул из книг, содержавших критику капитализма,- только такая литература по экономике вы пускалась в нашей стране. Опираюсь также на здравый смысл, из которого, по мнению экономистов, их наука состоит на 90 процентов”. Над вопросом: почему мы живем так, а не иначе, - задумываются сегодня не только специалисты в области экономики. Помочь обществу впоисках ответа, а также в установлении обратной связи между правительством и населением и призван общественный комитет реформ. Адрес комитета: ул. Полярные Зори, 43 (помещение ремонтируется). Телефона пока нет. - Владимир Василье вич , комитетов и ко миссий с новомодными названиями за послед ние годы появилось немало , и в государст венных структурах , и в общественно-поли тических. Разобраться в их функцияхнепросто. Ваш комитет создан с дальним прицелом или на какой-то конкрет ный период? - Скорее всего на более-ме- нее конкретный период, хоте лось бы надеяться относительно небольшой. Его появление связано с тем, что политическая струюура нашего государства полностью разру шена. Попытайтесь, например, задаться вопросом: кого пред ставляютдепутаты любого уров ня в настоящее время? На выборы они шли под опреде ленными лозунгами, со своими программами. Но это было дав но, в совершенно другой обста новке. Изменились ли программы депутатов - об этом мы ничего не знаем. Кроме того, политики слиш ком часто проявляют непрофес сионализм. Понятно, что ни один человек не может быть и хорошим экономистом, и хоро шим политиком. И, в общем-то, любые политические партии, парламентские фракции - это в сущности рабочие органы, ко торые должны предоставлять конкретному политику необхо димую ему информацию, ори ентиры. А он, в свою очередь, должен нести определенную ответственность, чувствовать контроль за своими действиями в парламентских структурах. К сожалению, сейчас все это не действует. И вот комитет реформ отчасти для того и со здан, чтобы скоординировать усилия множества различных партий. Он призван помочь на шим политикам, пока еще не очень профессиональным, ори ентироваться в обстановке, от слеживать и анализировать события с привлечением специ алистов. Однако в свободное о т о с - новных занятий время работать тяжело. Поэтому одна из первых наших задач - перевести дея тельность комитета реформ хотя бы на полупрофессиональ ную основу. Мы должны иметь возможность нанимать консуль тантов, создавать экспертные группы и оплачивать их работу. Как это будет делаться - пока трудно сказать. Но мы надеем ся, что нам помогут предприни матели. Кроме того, существует предварительная договорен ность, что и правительство бу дет заказывать нам определенные исследования. - Очевидно , основ ным содержанием рабо ты комитета реформ станет экономика. Или вы вкладываете в поня тие реформирования более широкий смысл? - Экономика, конечно, глав ное, хотя, разумеется, мы имеем в виду не только ее. Сейчас, на пример, планируем организо вать постоянный прием граждан с целью разъяснения населе нию сути происходящего. Дру гое направление работы накопление информации о по ложении дел в области, и не только из официальных источ ников. - С официальной ин формацией у вас про блем нет? Скажем , областной консульта тивный комитет пред ставителей партий и движений не р а з сето вал на трудности с получением именно официальной инфор мации по некоторым вопросам. - Согласно распоряжению Бурбулиса, наш комитет имеет право на доступ к официальным документам. Но мы не очень-то и рвемся к официальным кана лам. Все, что нам нужно, мы имеем. Нас больше интересует, как сегодня понимает происхо дящее рядовой гражданин. Ведь очень часто постановле ния правительства, указы Пре зидента или законы, принимаемые парламентом, просто неверно понимаются, это весьма распространенное явление. • - Здесь как раз уме стно будет коснуться темы ваучеров. Одни , как известно, счита ют, что это какие-то махинации правитель ства , надувательство народа, другие называ ют ваучеры благом. А какова ваша точка зрения и заодно реко мендации владельцам? - Первый раз за всю исто рию государства что-то дают, а не отбирают. Какие тут могут быть махинации? - К примеру , выска зывается предположе ние , что , мол , пока граждане получают бу маги, за их спинами идет тихая привати зация лакомых кусоч ков . - Дело вот в чем: когда речь идет о ваучерах - надо смот реть, кто это говорит и чьи инте ресы он представляет. И потом: мы должны сознавать, что пра вительственная программа при ватизации несовершенна. Она является компромиссом между различными противоборствую щими группировками в органах власти. Ее известным недостат ком можно назвать то, что в при вилегированном положении оказываются трудовые коллек тивы и руководители крупных предприятий, а бюджетники, пенсионеры очень сильно про игрывают. Это понимают в пра вительстве, но таково сейчас соотношение сил в обществе, в парламенте. Ничего не подела ешь, просто надо с этим счи таться. Потом, когда будут разда ваться следующие серии чеков (а их будет не менее трех), не достатки будут скорректирова ны. А сейчас важно отстоять хотя бы сам принцип приватизации, потому что из-за него идет сильная борьба, которая и выра жается в стремлении опорочить начатый процесс, наклеив на него ярлык обмана. Что делать с ваучерами? Д у маю, действительно надо подо ждать. Наполняемость чеков будет возрастать по мере рас ширения возможности их вло жения в муниципальную собственность. “Демроссия" сейчас собирает подписи за проведение референдума о ча стной собственности на землю - рано или поздно это также ре шится и можно будет, видимо, использовать ваучеры на покуп ку земли. Вообще же надо иметь в ви ду, что быть рядовым владель цем чека и крупного, контрольного, пакета чеков - разные вещи. Для рядового - не так уж важно, какая собствен ность заложена в чек, так как реально такой человек может рассчитывать только на получе ние дохода, но не на распоря жение собственностью. А владелец контрольного пакета может реально распоряжаться собственностью, принимать ре шение о ее продаже, непосред ственно управлять ею. Поэтому стоимость ваучера и акций для этих двух категорий граждан не совсем одинакова. У нас пока нет бизнесменов, способных купить контрольный пакетакций, скажем, тралфлота. Но на покупку муниципального имущества претендентов есть немало. Если, как предполага ется, 90 процентов муниципаль ного имущества будет продаваться только за ваучеры, то цена на них сильно возрастет. Правда, пока это только проект. По большому же счету, не надо забывать, что стоимость любых ценных бумаг зависит от состояния экономики, а не толь ко от размеров собственности: можно купить большой завод, но он окажется убыточным.. И состояние нашей экономики та ково, что в ближайшие 2-3 года больших доходов ждать не при ходится. Ваучер рассчитан на долговременное применение. - Как вы оцениваете ход приватизации в об ласти? Приватизация муници пального имущества идет бо лее-менее успешно, хотя есть недостатки. Например, очень плохо обстоят дела в Печенг ском районе, там даже коммер циализация идет неважно. А здесь, в Мурманске, у нас нет повода обижаться на город ской комитет по управлению имуществом. Что касается областного ко митета, то его успехи, на мой взгляд, намного скромнее. Я, во всяком случае, не видел в печа ти проспектов эмиссии акций предприятий, которые должны быть доступны для населения. - Не утихают р а з г о в о ры о скорой гибели в ходе р еф о рм ры б о д о бы в аю щих ф лот ов . В значи тельной мере это связы вают с ошибками правительства . Интере со вался ли ваш комитет положением дел в рыбной отрасли? - Не думаю, что рыбаков ждет катастрофа. Просто нужно разби раться, какой флот нам нужен. Не все зависит от политики прави тельства в этой области. Очень многое определяется поведением руководства на местах, в той же “Севрыбе", на флотах, тем, как они сами решают собственные про блемы. Правительство что может сделать? Установить правила иг ры, но играть по этим правилам нужно учиться самостоятельно. И, к сожалению, мы далеко не всегда наблюдаем желание учиться. - Если отменят м о р а торий на выборы - у ск о рит эт о р еф ормы или , наоборот , зат ормо зит ? - Выборы сейчас провести очень сложно, и скорее всего лю ди на них в данной ситуации про сто не пойдут. Довыборы в областной Совет это подтвержда ют. - Имеют ли будущее Советы? - В нынешнем виде они просто неработоспособны. Они должны быть меньше по численности и бо лее профессиональными, подго товленными. - К о гд а , по вашим предположениям , должны * состоят ься новые вы бо ры ? - Не раньше осени следующе го года. - Что ж, будем над е ят ься , что к власти при дут новые лю ди , имеющие личный опыт состоятельной жизни , и не только в мат ериаль ном плане, но и в духов ном. Только лидеры , имеющие такой опыт, способны вывести ст ра ну из нищеты. - Будем надеяться. Татьяна КОЖУХОВА, политический обозреватель «РМ»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz