Рыбный Мурман. 1992 г. Октябрь.

4 стр. ПРОЕКТ «РЫБНЫЙ МУРМАН» 30 октября 1992 года П о инициативе группы заинтересованных лиц, ответственных за разви­ тие промышленной структуры района Сер-Варангер, железо­ рудная компания А/О “Сюдва- рангер" произвела предварительный анализ тех­ нических и экономических сто­ рон возможного строительства крупного морского порта в Киркенесе с одновременной прокладкой прямой железно­ дорожной линии, связываю­ щей его со всей железнодорожной сетью Рос­ сии. Указанные проработки сделаны по инициативе мест­ ной группы заинтересованных лиц, связанных с процессом преобразования промышлен­ ной структуры коммуны Сер- Варангер. Деловые и общественные круги коммуны Сер-Варангер доказали на своем собственном примере, что именно данный район является ключевым центром предпринимательской дея­ тельности в Норвегии и Рос­ сии. Производственный потенциал коммуны обладает особенно обширными позна­ ниями и практическим опытом в части всесторонних отноше­ ний с Россией. Однако, как по­ казывает данная проработка, острая нехватка современных транспортных узлов связи яв­ ляется самым большим препят­ ствием на пути дальнейшего их развития. Очевидна необходи­ мость расширения инфраст­ руктуры в прилегающих районах обеих стран. Кроме того, уже в самом ближайшем будущем ожидает­ ся значительное увеличение морского грузооборота на Се­ веро-Западе России. Вместе с тем Киркенес представляется наиболее привлекательным ме­ стом с точки зрения строитель­ ства нового современного морского порта. Это вытекает из следующих особенностей его уникального стратегического расположения на Севере Нор­ вегии: - географическое положе­ ние: - удобный доступ как со сто­ роны моря, так и со стороны су­ ши: - большие глубины залива; • - высокое качество и эффек­ тивность работы. Учитывая все это, можно с уверенностью предположить, что создание крупного транс­ портного узла в Киркенесе по­ служит и долгосрочным интересам России. При реализации данного проекта предполагается ис­ пользовать уже существующие погрузочно-разгрузочные мощ­ ности компании А/О “Сюдва- рангерм, способные обрабатывать более 10 млн. тонн различных грузов ежегод­ но. Планируется также строи­ тельство контейнерного терминала с пропускной спо­ собностью 2-2,5 млн. тонн груза в год. В дальнейшем терминал можно будет легко расширить. Что касается железнодо­ рожной линии, то существует ветка Киркенес - Бьерневатен, принадлежащая компании А/О “Сюдварангер". Далее желез­ нодорожная линия может быть продолжена в юго-восточном направлении с целью соедине­ ния ее с также уже существую­ щей веткой Никель - Мурманск (около 15 км к востоку от Нике­ ля). Что же касается портовых сооружений, то могут возник­ нуть небольшие отклонения ре­ альных расходов от расчетных, связанных с состоянием грунтов и их специфическими способ­ ностями. Поэтому с целью получения более точного пред­ ставления о расходах и для большей уверенности в после­ дующей реализации проекта необходимо провести более де ­ тальное проектирование. Одна­ ко самые большие опасения относительно практической ре­ ализации рассматриваемого проекта вызывают нынешнее состояние и непредсказуе­ мость дальнейшего развития рыночных отношений в России. Проект нужно рассматри­ вать в тесной связи с необычай­ но благоприятными условиями порта Киркенес. Так, например, существует возможность принятия грузов до 130000 тонн, в исключитель­ ных случаях - до 150000 тонн в год. Не говоря уж, что порт не замерзает в зимнее время. Эти преимущества особенно важны в конкуренции с другими порта­ ми Кольского полуострова. Мурманский порт специаль­ но оборудован для загрузки апатитового концентрата, и на сегодняшний день его возмож­ ности весьма ограничены. Труд­ ности, связанные с его дальнейшим расширением, обусловлены прежде всего его местонахождением. Это каса­ ется в первую очередь транс­ портировки контейнеров. Поэтому трудно представить, что Мурманский порт может стать центром экспорта для от­ даленных стран без весомых капиталовложений. Порт Кан­ далакша обладает надлежащей глубиной и доступностью, но большим недостатком его явля­ ется то, что он замерзает. Основная часть инфраструк­ туры порта Киркенеса уже су­ ществует. Компания А/О “Сюд­ варангер" вложила в данный проект свои собственные ре­ сурсы. Речь идет о железной дороге, шахтах, грузовых подъ­ емниках, буксирах и знаниях по руководству международным судоходством. Компания может также посодействовать в экс ­ плуатации территорий для раз­ мещения контейнеров в связи, с погрузочно-разгрузочными операциями. Мы считаем, что русские са­ ми будут заинтересованы в том, чтобы проложить трассу на своей стороне границы. Поэто­ му не был рассмотрен вопрос об эксплуатации времени и пер­ сонала. Для компании А/О “Сюдварангер" наиболее вы­ годно предложить свои услуги на ту часть трассы, которая на­ ходится на норвежской стороне границы. Основная причина - взаимная выгода в связи с экс­ плуатацией своей компании и дешевые цены. Потенциальные возможно­ сти “ Баренцевого порта" зави­ сят от конкурентной способности по сравнению с другими альтернативными пор­ тами: Санкт-Петербурга - При­ балтики, . Финляндии и Мурманска. Реальные расходы по эксплуатации порта зависят от тоннажа, продолжительности стоянки, портовых пошлин и на­ земного транспорта. Все эти факторы являются слабым зве­ ном у конкурентов. Мелкость порта, слабая эффективность затягивают надолго стоянку судна. Портовые же пошлины слишком высоки даже по за­ падным меркам, На сегодняшний день ог­ ромная часть перевозок грузов навалом проходит через Мур­ манский порт. Поэтому совер­ шенно понятно наше стремление соизмерить собст­ венную конкурентную способ­ ность с Мурманским портом, чья мощность по принятию то­ варного груза весьма ограниче­ на, что значительно удлиняет время стоянки. Порт достаточно дорог для использования, и по­ шлинные цены варьируются без какого-либо обоснования. Были случаи, когда общая сумма раз­ личных портовых сборов состав­ ляла 2 доллара за тонну, что значительно превышает запад­ ный уровень цен, к примеру пор­ та Роттердам. В то же время длина причала достаточно большая, что не соответствует сегодняш­ ней ограниченной мощности погрузочно-разгрузочного обо­ рудования. Именно поэтому Президент Ельцин подчеркнул необходимость современного оснащения портов Архангельск и Мурманск. Для конкурентной способ­ ности российских поставок сы­ пучей продукции подобные преимущества, как эффектив­ ность, качество и цены на СИФ - Роттердам, будут играть решающую роль в борьбе с кон­ курентами. Фрахт из Киркенеса в Рот­ тердам на 100000 тонн обойдет­ ся в 5 долларов за тонну. В то время как стоимость груза в 40000 тонн из Мурманска стоит 10 долларов за тонну. Разница цены - в 5 долларов. Это гораздо дороже розничной цены перевозки груза через связыва­ ющую железнодорожную линию в Киркенесе. Основанный на высокой эф­ фективности, качественном кон­ троле и короткой стоянке, порт Киркенес может предложить от­ правку груза в небольшом коли­ честве, как, например, никеля. Говоря о технологии производ­ ства никеля, в комбинатах, воз­ можно, появится интерес к доставке никелевой руды из Киркенеса. Мы знаем, что на се­ годняшний день большое коли­ чество руды поставляется из Норильска через Мурманск. Очень возможно, что в скором времени появится также спрос на перевозку всевозможных кон­ центратов не только с Кольского полуострова, но и из более отда­ ленных мест. Россия импортирует огром­ ное количество зерна. Объем импорта варьирует по количест­ ву. Так, например, было импор­ тировано зерна на 30 - 40 млн. тонн, в основном из США. Коли­ чество импорта зерна останется на том же уровне еще в течение нескольких лет. Что касается спроса на зерно в близлежащих районах, то нами подсчитана ожидаемая потребность на 500000тонн. Принимающее обо­ рудование высокоспециализи- ровано, и предполагается, что Мурманский порт не обладает подобным оборудованием. На сегодняшний день весь импорт зерна проходит через Прибалти­ ку и Черное море. В этой связи стратегически важное расположение порта Киркенес представляет наибо­ лее короткий путь между произ­ водителем в США и русским потребителем. Поэтому мы счи­ таем, что обладаем всеми необ­ ходимыми возможностями для захвата большой доли существу­ ющего рынка от конкурирующе­ го порта в Балтийском море. Было высказано предложение об использовании мощности элева­ торов компании "Сюдварангер": поставить мельницу в Киркенесе для обслуживания Северного края. Достаточно трудно предпо­ ложить ожидаемое количество транспортировки груза в таре. То количество, которое будет пе­ регружаться в контейнерный терминал, имеет косвенное от­ ношение к развитию экономики России. Другими словами, как долго покупательская способ­ ность потребителей низка, так долго движение товарного груза будет незначительным. Но как только экономика России подни­ мется на определенный уровень, есть надежда на большое коли­ чество этого груза, который нуж­ дается в транспортном обслуживании. В этой отрасли у нас не будет никакой конкуренции. Портовые сооружения Мурманска - Архан­ гельска и Балтийского моря не обладают нужным объемом для принятия смешанного груза большого размера. Из-за своего размещения Мурманский порт вообще не имеет возможности расшириться, что необходимо для постройки контейнерного терминала. И, наконец,уровень цен пор­ та в Киркенесе лежит ниже уров­ ня цен Мурманского порта. X X X Вниманию предприни­ мателей и бизнесменов! Редакция газеты “Рыбный Мурман” обладает полным пакетом документов данного проекта и по соглашению с фирмой имеет эксклюзивное право его публикации и рас­ пространения. вый ПОРТ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНЗИТНЫЙ ПОРТ В КИРКЕНЕСЕ С ПРЯМОЙ ЖЕЛШИЩОРОЖНОЙ М Эскиз проекта разработан проектной группой Развитие Сюдварангера Киркенес , 27 ию ля , 1992 го д

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz