Рыбный Мурман. 1992 г. Октябрь.
4 стр. ПРОЕКТ «РЫБНЫЙ МУРМАН» 30 октября 1992 года П о инициативе группы заинтересованных лиц, ответственных за разви тие промышленной структуры района Сер-Варангер, железо рудная компания А/О “Сюдва- рангер" произвела предварительный анализ тех нических и экономических сто рон возможного строительства крупного морского порта в Киркенесе с одновременной прокладкой прямой железно дорожной линии, связываю щей его со всей железнодорожной сетью Рос сии. Указанные проработки сделаны по инициативе мест ной группы заинтересованных лиц, связанных с процессом преобразования промышлен ной структуры коммуны Сер- Варангер. Деловые и общественные круги коммуны Сер-Варангер доказали на своем собственном примере, что именно данный район является ключевым центром предпринимательской дея тельности в Норвегии и Рос сии. Производственный потенциал коммуны обладает особенно обширными позна ниями и практическим опытом в части всесторонних отноше ний с Россией. Однако, как по казывает данная проработка, острая нехватка современных транспортных узлов связи яв ляется самым большим препят ствием на пути дальнейшего их развития. Очевидна необходи мость расширения инфраст руктуры в прилегающих районах обеих стран. Кроме того, уже в самом ближайшем будущем ожидает ся значительное увеличение морского грузооборота на Се веро-Западе России. Вместе с тем Киркенес представляется наиболее привлекательным ме стом с точки зрения строитель ства нового современного морского порта. Это вытекает из следующих особенностей его уникального стратегического расположения на Севере Нор вегии: - географическое положе ние: - удобный доступ как со сто роны моря, так и со стороны су ши: - большие глубины залива; • - высокое качество и эффек тивность работы. Учитывая все это, можно с уверенностью предположить, что создание крупного транс портного узла в Киркенесе по служит и долгосрочным интересам России. При реализации данного проекта предполагается ис пользовать уже существующие погрузочно-разгрузочные мощ ности компании А/О “Сюдва- рангерм, способные обрабатывать более 10 млн. тонн различных грузов ежегод но. Планируется также строи тельство контейнерного терминала с пропускной спо собностью 2-2,5 млн. тонн груза в год. В дальнейшем терминал можно будет легко расширить. Что касается железнодо рожной линии, то существует ветка Киркенес - Бьерневатен, принадлежащая компании А/О “Сюдварангер". Далее желез нодорожная линия может быть продолжена в юго-восточном направлении с целью соедине ния ее с также уже существую щей веткой Никель - Мурманск (около 15 км к востоку от Нике ля). Что же касается портовых сооружений, то могут возник нуть небольшие отклонения ре альных расходов от расчетных, связанных с состоянием грунтов и их специфическими способ ностями. Поэтому с целью получения более точного пред ставления о расходах и для большей уверенности в после дующей реализации проекта необходимо провести более де тальное проектирование. Одна ко самые большие опасения относительно практической ре ализации рассматриваемого проекта вызывают нынешнее состояние и непредсказуе мость дальнейшего развития рыночных отношений в России. Проект нужно рассматри вать в тесной связи с необычай но благоприятными условиями порта Киркенес. Так, например, существует возможность принятия грузов до 130000 тонн, в исключитель ных случаях - до 150000 тонн в год. Не говоря уж, что порт не замерзает в зимнее время. Эти преимущества особенно важны в конкуренции с другими порта ми Кольского полуострова. Мурманский порт специаль но оборудован для загрузки апатитового концентрата, и на сегодняшний день его возмож ности весьма ограничены. Труд ности, связанные с его дальнейшим расширением, обусловлены прежде всего его местонахождением. Это каса ется в первую очередь транс портировки контейнеров. Поэтому трудно представить, что Мурманский порт может стать центром экспорта для от даленных стран без весомых капиталовложений. Порт Кан далакша обладает надлежащей глубиной и доступностью, но большим недостатком его явля ется то, что он замерзает. Основная часть инфраструк туры порта Киркенеса уже су ществует. Компания А/О “Сюд варангер" вложила в данный проект свои собственные ре сурсы. Речь идет о железной дороге, шахтах, грузовых подъ емниках, буксирах и знаниях по руководству международным судоходством. Компания может также посодействовать в экс плуатации территорий для раз мещения контейнеров в связи, с погрузочно-разгрузочными операциями. Мы считаем, что русские са ми будут заинтересованы в том, чтобы проложить трассу на своей стороне границы. Поэто му не был рассмотрен вопрос об эксплуатации времени и пер сонала. Для компании А/О “Сюдварангер" наиболее вы годно предложить свои услуги на ту часть трассы, которая на ходится на норвежской стороне границы. Основная причина - взаимная выгода в связи с экс плуатацией своей компании и дешевые цены. Потенциальные возможно сти “ Баренцевого порта" зави сят от конкурентной способности по сравнению с другими альтернативными пор тами: Санкт-Петербурга - При балтики, . Финляндии и Мурманска. Реальные расходы по эксплуатации порта зависят от тоннажа, продолжительности стоянки, портовых пошлин и на земного транспорта. Все эти факторы являются слабым зве ном у конкурентов. Мелкость порта, слабая эффективность затягивают надолго стоянку судна. Портовые же пошлины слишком высоки даже по за падным меркам, На сегодняшний день ог ромная часть перевозок грузов навалом проходит через Мур манский порт. Поэтому совер шенно понятно наше стремление соизмерить собст венную конкурентную способ ность с Мурманским портом, чья мощность по принятию то варного груза весьма ограниче на, что значительно удлиняет время стоянки. Порт достаточно дорог для использования, и по шлинные цены варьируются без какого-либо обоснования. Были случаи, когда общая сумма раз личных портовых сборов состав ляла 2 доллара за тонну, что значительно превышает запад ный уровень цен, к примеру пор та Роттердам. В то же время длина причала достаточно большая, что не соответствует сегодняш ней ограниченной мощности погрузочно-разгрузочного обо рудования. Именно поэтому Президент Ельцин подчеркнул необходимость современного оснащения портов Архангельск и Мурманск. Для конкурентной способ ности российских поставок сы пучей продукции подобные преимущества, как эффектив ность, качество и цены на СИФ - Роттердам, будут играть решающую роль в борьбе с кон курентами. Фрахт из Киркенеса в Рот тердам на 100000 тонн обойдет ся в 5 долларов за тонну. В то время как стоимость груза в 40000 тонн из Мурманска стоит 10 долларов за тонну. Разница цены - в 5 долларов. Это гораздо дороже розничной цены перевозки груза через связыва ющую железнодорожную линию в Киркенесе. Основанный на высокой эф фективности, качественном кон троле и короткой стоянке, порт Киркенес может предложить от правку груза в небольшом коли честве, как, например, никеля. Говоря о технологии производ ства никеля, в комбинатах, воз можно, появится интерес к доставке никелевой руды из Киркенеса. Мы знаем, что на се годняшний день большое коли чество руды поставляется из Норильска через Мурманск. Очень возможно, что в скором времени появится также спрос на перевозку всевозможных кон центратов не только с Кольского полуострова, но и из более отда ленных мест. Россия импортирует огром ное количество зерна. Объем импорта варьирует по количест ву. Так, например, было импор тировано зерна на 30 - 40 млн. тонн, в основном из США. Коли чество импорта зерна останется на том же уровне еще в течение нескольких лет. Что касается спроса на зерно в близлежащих районах, то нами подсчитана ожидаемая потребность на 500000тонн. Принимающее обо рудование высокоспециализи- ровано, и предполагается, что Мурманский порт не обладает подобным оборудованием. На сегодняшний день весь импорт зерна проходит через Прибалти ку и Черное море. В этой связи стратегически важное расположение порта Киркенес представляет наибо лее короткий путь между произ водителем в США и русским потребителем. Поэтому мы счи таем, что обладаем всеми необ ходимыми возможностями для захвата большой доли существу ющего рынка от конкурирующе го порта в Балтийском море. Было высказано предложение об использовании мощности элева торов компании "Сюдварангер": поставить мельницу в Киркенесе для обслуживания Северного края. Достаточно трудно предпо ложить ожидаемое количество транспортировки груза в таре. То количество, которое будет пе регружаться в контейнерный терминал, имеет косвенное от ношение к развитию экономики России. Другими словами, как долго покупательская способ ность потребителей низка, так долго движение товарного груза будет незначительным. Но как только экономика России подни мется на определенный уровень, есть надежда на большое коли чество этого груза, который нуж дается в транспортном обслуживании. В этой отрасли у нас не будет никакой конкуренции. Портовые сооружения Мурманска - Архан гельска и Балтийского моря не обладают нужным объемом для принятия смешанного груза большого размера. Из-за своего размещения Мурманский порт вообще не имеет возможности расшириться, что необходимо для постройки контейнерного терминала. И, наконец,уровень цен пор та в Киркенесе лежит ниже уров ня цен Мурманского порта. X X X Вниманию предприни мателей и бизнесменов! Редакция газеты “Рыбный Мурман” обладает полным пакетом документов данного проекта и по соглашению с фирмой имеет эксклюзивное право его публикации и рас пространения. вый ПОРТ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНЗИТНЫЙ ПОРТ В КИРКЕНЕСЕ С ПРЯМОЙ ЖЕЛШИЩОРОЖНОЙ М Эскиз проекта разработан проектной группой Развитие Сюдварангера Киркенес , 27 ию ля , 1992 го д
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz