Рыбный Мурман. 1992 г. Октябрь.

«РЫБНЫЙ МУРМАН» 23 октября 1992 года МОРАЛЬ И ПРАВО 13 стр П риступил к работе наш собственный корреспон­ дент по городу Санкт-Петербургу, странам Бал­ тии и Калининградской области Геннадий Петрович Юденко. Родился в 1934 году в городе Хабаровске в семье воен­ ного летчика. После средней школы - училище, затем служ­ ба на Северном флоте. Свыше шести с половиной лет работал на судах и вуправлении объединения “Мурманрыб- пром”. В марте 1990 года избран жителями микрорайона Боль­ ничного городка народным депутатом Октябрьского район­ ного Совета города Мурманска. “Проба пера” состоялась в 1960 году, когда была опубликована его первая заметка в новоземельской газете “За Родину!”. Материалы и корреспонденции Г. П. Юденко неодно­ кратно печатались в еженедельнике “Рыбный Мурман”, а также в газетах “Арктическая звезда”, “Полярная правда”, “Комсомолец Заполярья”, “Водный транспорт”, “Совет­ ский спорт” и других периодических изданиях. Сегодня представляем первый материал из Санкт- Петербурга Г. Юденко, выступающего в качестве нашего собственного корреспондента. * Закон джунглей НА ДОРОГЕ - СЛЕПЫЕ И ГЛУХИЕ Получив редакционное удо­ стоверение, еду на автомобиле из Мурманска в Санкт-Петер­ бург. Не предполагал, что это путешествие преподаст урок де­ формации сознания людей в на­ шем реформируемом обществе. ...К исходу суток позади ос­ тались мурманская тундра, ка­ рельская тайга. На стыке Ленинградской области и Каре­ лии асфальтированная лента до­ роги пролегла через лес. Впечатление такое, будто авто­ мобиль катит в тоннели: дальний свет фар вырывает из темноты участки трассы от виража до ви­ ража. Вдруг на полуслове обрыва­ ется “песнь" мотора, а сигналь­ ная лампочка на приборной доске красным глазком проин­ формировала о неполадке в си­ стеме зажигания двигателя. Вынужденная остановка на авто­ страде в ночном лесу положи­ тельных эмоций не вызвала. Устанавливаю, как учили, знак аварийной остановки. Че­ рез разные промежутки времени в попутном и встречном направ­ лениях проносятся легковушки и грузовики. Судя по установлен­ ным на них государственным но­ мерам, едут в основном мурманчане и петербуржцы. А идущие на предельных скоро­ стях “иномарки" с мурманскими номерами не вызывали сомне­ ния, что за рулем восседают мо­ ряки рыбной отрасли или пароходства. Поскольку на моем “жигуленке" установлены были мурманские номера, апеллирую к землякам. Миновала ночь, разбуженная рассветом, но никто из водите­ лей не пришел на помощь, не проявил элементарного участия и сочувствия в постигшей беде. Что же случилось с людьми страны, реформируемой в де­ мократическое, цивилизованное государство? Не хочется верить, что в нынешнем и грядущем по­ колениях утверждаются взгляды и убеждения, о которых еще вче­ ра говорили как о чуждом наше­ му обществу “ законе джунглей", когда каждый умирает в одиноч- ку. Вспомнилось несколько эпизодов последних пяти - семи лет из двадцатилетней практики дальних поездок на автомобиле по дорогам бывшего Советского Союза. Случалось, что техника не выдерживала нагрузок и нео­ жиданно выходила из строя. Но не припомню ни одного случая, чтобы в этих ситуациях на по­ мощь не приходили незнакомые люди, автоколлеги из различных городов и поселков. Мурманча­ нин Николай Павлович (называю добрыхлюдей так, как они пред­ ставлялись) буксировал своим автомобилем мою “Ладу" от Ке­ ми в Мурманск, что называется, до самого крыльца дома. На ночной дороге Южной Грузии Мамия из Махарадзе поделился остатками бензина. Черниговец Ведула Александр Иванович до двух часов ночи помогал устра­ нять неисправность под сентяб­ рьским дождем в степях Украины. А литовец Пранас из Вянты любезно предоставил для ночлега свой дачный домик в яб­ лоневом саду. И все это дела­ лось людьми безвозмездно и бескорыстно, шло от чистого сердца. Ныне же в шторме политиче­ ских событий, новой изощрен­ ной демагогии о цивилизации общества души наших людей, “зашоренных" реформами и ры­ ночными отношениями, очерст­ вели, если не сказать больше. Даже труженики моря - рыбаки и моряки тралового флота, сме­ тенные коллизиями рынка, пре­ небрегают морским обычаем прийти на помощь тем, кто ока­ зался в беде. Не должно быть, чтобы люди были брошены в не- счастьи на произвол судьбы, а абсурд реформирования выда­ вался за нормальный ход собы­ тий. Отсюда начинаются истоки конфликтов. Кровь и разруху, принесенные ими, пожинают, как горький плод “ суверениза­ ции", взрослые и дети Грузии, Таджикистана, Армении и Азер­ байджана. И подумалось в ночь под Ло- дейным Полем, что только до­ брожелательность людей, взаимовыручка, вплоть до само­ пожертвования, помогут нашему больному обществу освободить­ ся от пут беспредела, преступ­ ности и безнравственности. Высокие морально-нравствен- ные и этические ценности, кото­ рые выработало человечество, нельзя предавать забвению и бросать на вытаптывание сапо­ гами бездушных. Те, кому чужда доброжелательность к людям, говоря словами русского писа- теля-патриота П. Романова, “просто не способны увидеть убожество своей собственной жизни и всего, что их окружает". ...Оставшись на оживленной трассе наедине со своей бедой, устранил неисправность. К полу­ дню с вершины холма, перевя­ занного лентой дороги, открылась панорама Санкт-Пе­ тербурга. Геннадий ЮДЕНКО. М у р м а н с к - С а н к т - П е ­ т е р б у р г . * Фемида АРЕСТУЙТЕ МЕНЯ... В ДАНИИ! Н ет, ребята, звериный лик капита­ лизма, о котором нам твердили 70 с лишним лет, - такая чушь! И мы с вами то и дело убеждаемся в том, что за бугром свято чтут закон своей страны, а сами законы созданы для людей, да так созданы, что наша поговорочка насчет дышла там совершенно неприемлема. К тому же на Западе все чаще убеж­ даются в том, что русские - надежные партнеры в коммерции. А это само по себе дорогого стоит. Стало быть, если партнер попал в неприятную историю, следует ему помочь. В начале августа научно-исследова­ тельское судно “ Персей-3" научно- производственного предприятия "Вега-ЛТД" ошвартовалось в порту Ронни в Дании. Надо было сдать груз, получить топливо, купить кое-что из за­ пчастей. Моряки отправились в город за покупками. Было их 20 человек да еще присоседился парень с мурманрыбпро- мовского судна. Такой вот компанией и доставили их в полицейский участок за то, что они расплачивались в магазине якобы фальшивыми долларами. Арестованных не обижали. Напоили кофе, накормили. Только ведь арест есть арест. О случившемся сразу известили ди ­ ректора “Веги-ЛТД" Бу.Д. Кудрина, и он в тот же день вылетел в Данию. С по­ мощью фирмы-партнера удалось дого­ вориться с солидной адвокатской фир­ мой, и адвокат из города Еринга Эрик Бо Соренсен взялся за дело. Тем временем выяснилось, что дол­ лары у моряков были самые настоящие, и пострадавших привезли на “Персей- 3". А суд, заслушав всех заинтересован­ ных лиц. решил: полиция обязана не только извиниться перед русскими мо­ ряками, но и выплатить каждому по 2800 датских крон (около 500 долларов) за нанесенный моральный ущерб. Этот снимок, где четверо русских моряков демонстрируют подлинные доллары, обошел все газеты Дании. # # * На БМРТ “ Плутоний" у технолога П. И. Чирвы был изумительный пес Каштан. Рыжий. Глазищи огромные. А главное - все понимал. “ Каштан, пошли, дам кон­ фетку",- сорвался, летит именно к твоей каюте. “ Каштан, нельзя конфеты есть", - в глазах обида, но покорно свертывается на полу у двери. “ Каштан, я на тебя оби­ делся", - Петр Иванович закрываетлицо руками, хнычет притворно. Верный друг забегает то с одной стороны, то с дру­ гой, ловит лицо хозяина, чтобы облизать, утешить, значит, или извиниться. Короче - всеобщий любимец. Но вот пришли мы к берегам туман­ ного Альбиона, где категорически за­ прещено четвероногим иностранцам ступать на берег. Кто “ заложил" Каштана полиции, мы так и не узнали. Но приеха­ ли полицейские в черной форме, убеди­ лись, что по причалу животное не ходит, а мирно дремлет в каюте. И уехали. И - надо же беде случиться! - уда- лось-таки Каштану выскочить на причал. Тут уж стало страшно: арестовали вах­ тенного штурмана (капитана в это время не было на судне), третьего помощника капитана А. М. Коновалова, увезли. Гро­ зило следующее: арест судна, тюрьма для вахтенного штурмана на полгода, для капитана - огромный штраф и вруче­ ние “ черного билета", то есть запрет это­ му судну во веки веков подходить к портам Англии. Королевский суд присяжных (весь ритуал вплоть до черных мантий соблю­ дается здесь неукоснительно) состоял­ ся на следующий после ареста день. - Весь процесс, начиная с первого допроса, - рассказывал Александр Ми­ хайлович, - проводился очень коррект­ но, я бы даже сказал - доброжелательно. Меня расспросили обо всем: о семье, зарплате и т. д. И даже высказали опа­ сение, как бы этот инцидент не вызвал у меня негативного отношения к их стране. И когда я назвал сумму своей зарплаты, переведя “деревянные" в фунты, то ад­ вокат эту цифру включил в защитную речь: вот, мол, человек живет на 10 фун­ тов в месяц (чуть больше стоимости дю ­ жины банок пива или бутылки водки). Сказал адвокат и о том. что я 23 года хожу в море. Конечно, не последнюю роль сыгра­ ло то. что по рекомендации компаньона фирмы был нанят один из лучших адво­ катов. И результат: суд вынес довольно мягкий приговор - сравнительно неболь­ шой штраф с хозяина четвероногого на­ рушителя указа королевы. Эх, нам бы такую Фемиду! Инна БЕРЕЗЮК. Рис. Михаила ЛАРИЧЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz