Рыбный Мурман. 1992 г. Октябрь.
«РЫБНЫЙ МУРМАН» 23 октября 1992 года МОРАЛЬ И ПРАВО 13 стр П риступил к работе наш собственный корреспон дент по городу Санкт-Петербургу, странам Бал тии и Калининградской области Геннадий Петрович Юденко. Родился в 1934 году в городе Хабаровске в семье воен ного летчика. После средней школы - училище, затем служ ба на Северном флоте. Свыше шести с половиной лет работал на судах и вуправлении объединения “Мурманрыб- пром”. В марте 1990 года избран жителями микрорайона Боль ничного городка народным депутатом Октябрьского район ного Совета города Мурманска. “Проба пера” состоялась в 1960 году, когда была опубликована его первая заметка в новоземельской газете “За Родину!”. Материалы и корреспонденции Г. П. Юденко неодно кратно печатались в еженедельнике “Рыбный Мурман”, а также в газетах “Арктическая звезда”, “Полярная правда”, “Комсомолец Заполярья”, “Водный транспорт”, “Совет ский спорт” и других периодических изданиях. Сегодня представляем первый материал из Санкт- Петербурга Г. Юденко, выступающего в качестве нашего собственного корреспондента. * Закон джунглей НА ДОРОГЕ - СЛЕПЫЕ И ГЛУХИЕ Получив редакционное удо стоверение, еду на автомобиле из Мурманска в Санкт-Петер бург. Не предполагал, что это путешествие преподаст урок де формации сознания людей в на шем реформируемом обществе. ...К исходу суток позади ос тались мурманская тундра, ка рельская тайга. На стыке Ленинградской области и Каре лии асфальтированная лента до роги пролегла через лес. Впечатление такое, будто авто мобиль катит в тоннели: дальний свет фар вырывает из темноты участки трассы от виража до ви ража. Вдруг на полуслове обрыва ется “песнь" мотора, а сигналь ная лампочка на приборной доске красным глазком проин формировала о неполадке в си стеме зажигания двигателя. Вынужденная остановка на авто страде в ночном лесу положи тельных эмоций не вызвала. Устанавливаю, как учили, знак аварийной остановки. Че рез разные промежутки времени в попутном и встречном направ лениях проносятся легковушки и грузовики. Судя по установлен ным на них государственным но мерам, едут в основном мурманчане и петербуржцы. А идущие на предельных скоро стях “иномарки" с мурманскими номерами не вызывали сомне ния, что за рулем восседают мо ряки рыбной отрасли или пароходства. Поскольку на моем “жигуленке" установлены были мурманские номера, апеллирую к землякам. Миновала ночь, разбуженная рассветом, но никто из водите лей не пришел на помощь, не проявил элементарного участия и сочувствия в постигшей беде. Что же случилось с людьми страны, реформируемой в де мократическое, цивилизованное государство? Не хочется верить, что в нынешнем и грядущем по колениях утверждаются взгляды и убеждения, о которых еще вче ра говорили как о чуждом наше му обществу “ законе джунглей", когда каждый умирает в одиноч- ку. Вспомнилось несколько эпизодов последних пяти - семи лет из двадцатилетней практики дальних поездок на автомобиле по дорогам бывшего Советского Союза. Случалось, что техника не выдерживала нагрузок и нео жиданно выходила из строя. Но не припомню ни одного случая, чтобы в этих ситуациях на по мощь не приходили незнакомые люди, автоколлеги из различных городов и поселков. Мурманча нин Николай Павлович (называю добрыхлюдей так, как они пред ставлялись) буксировал своим автомобилем мою “Ладу" от Ке ми в Мурманск, что называется, до самого крыльца дома. На ночной дороге Южной Грузии Мамия из Махарадзе поделился остатками бензина. Черниговец Ведула Александр Иванович до двух часов ночи помогал устра нять неисправность под сентяб рьским дождем в степях Украины. А литовец Пранас из Вянты любезно предоставил для ночлега свой дачный домик в яб лоневом саду. И все это дела лось людьми безвозмездно и бескорыстно, шло от чистого сердца. Ныне же в шторме политиче ских событий, новой изощрен ной демагогии о цивилизации общества души наших людей, “зашоренных" реформами и ры ночными отношениями, очерст вели, если не сказать больше. Даже труженики моря - рыбаки и моряки тралового флота, сме тенные коллизиями рынка, пре небрегают морским обычаем прийти на помощь тем, кто ока зался в беде. Не должно быть, чтобы люди были брошены в не- счастьи на произвол судьбы, а абсурд реформирования выда вался за нормальный ход собы тий. Отсюда начинаются истоки конфликтов. Кровь и разруху, принесенные ими, пожинают, как горький плод “ суверениза ции", взрослые и дети Грузии, Таджикистана, Армении и Азер байджана. И подумалось в ночь под Ло- дейным Полем, что только до брожелательность людей, взаимовыручка, вплоть до само пожертвования, помогут нашему больному обществу освободить ся от пут беспредела, преступ ности и безнравственности. Высокие морально-нравствен- ные и этические ценности, кото рые выработало человечество, нельзя предавать забвению и бросать на вытаптывание сапо гами бездушных. Те, кому чужда доброжелательность к людям, говоря словами русского писа- теля-патриота П. Романова, “просто не способны увидеть убожество своей собственной жизни и всего, что их окружает". ...Оставшись на оживленной трассе наедине со своей бедой, устранил неисправность. К полу дню с вершины холма, перевя занного лентой дороги, открылась панорама Санкт-Пе тербурга. Геннадий ЮДЕНКО. М у р м а н с к - С а н к т - П е т е р б у р г . * Фемида АРЕСТУЙТЕ МЕНЯ... В ДАНИИ! Н ет, ребята, звериный лик капита лизма, о котором нам твердили 70 с лишним лет, - такая чушь! И мы с вами то и дело убеждаемся в том, что за бугром свято чтут закон своей страны, а сами законы созданы для людей, да так созданы, что наша поговорочка насчет дышла там совершенно неприемлема. К тому же на Западе все чаще убеж даются в том, что русские - надежные партнеры в коммерции. А это само по себе дорогого стоит. Стало быть, если партнер попал в неприятную историю, следует ему помочь. В начале августа научно-исследова тельское судно “ Персей-3" научно- производственного предприятия "Вега-ЛТД" ошвартовалось в порту Ронни в Дании. Надо было сдать груз, получить топливо, купить кое-что из за пчастей. Моряки отправились в город за покупками. Было их 20 человек да еще присоседился парень с мурманрыбпро- мовского судна. Такой вот компанией и доставили их в полицейский участок за то, что они расплачивались в магазине якобы фальшивыми долларами. Арестованных не обижали. Напоили кофе, накормили. Только ведь арест есть арест. О случившемся сразу известили ди ректора “Веги-ЛТД" Бу.Д. Кудрина, и он в тот же день вылетел в Данию. С по мощью фирмы-партнера удалось дого вориться с солидной адвокатской фир мой, и адвокат из города Еринга Эрик Бо Соренсен взялся за дело. Тем временем выяснилось, что дол лары у моряков были самые настоящие, и пострадавших привезли на “Персей- 3". А суд, заслушав всех заинтересован ных лиц. решил: полиция обязана не только извиниться перед русскими мо ряками, но и выплатить каждому по 2800 датских крон (около 500 долларов) за нанесенный моральный ущерб. Этот снимок, где четверо русских моряков демонстрируют подлинные доллары, обошел все газеты Дании. # # * На БМРТ “ Плутоний" у технолога П. И. Чирвы был изумительный пес Каштан. Рыжий. Глазищи огромные. А главное - все понимал. “ Каштан, пошли, дам кон фетку",- сорвался, летит именно к твоей каюте. “ Каштан, нельзя конфеты есть", - в глазах обида, но покорно свертывается на полу у двери. “ Каштан, я на тебя оби делся", - Петр Иванович закрываетлицо руками, хнычет притворно. Верный друг забегает то с одной стороны, то с дру гой, ловит лицо хозяина, чтобы облизать, утешить, значит, или извиниться. Короче - всеобщий любимец. Но вот пришли мы к берегам туман ного Альбиона, где категорически за прещено четвероногим иностранцам ступать на берег. Кто “ заложил" Каштана полиции, мы так и не узнали. Но приеха ли полицейские в черной форме, убеди лись, что по причалу животное не ходит, а мирно дремлет в каюте. И уехали. И - надо же беде случиться! - уда- лось-таки Каштану выскочить на причал. Тут уж стало страшно: арестовали вах тенного штурмана (капитана в это время не было на судне), третьего помощника капитана А. М. Коновалова, увезли. Гро зило следующее: арест судна, тюрьма для вахтенного штурмана на полгода, для капитана - огромный штраф и вруче ние “ черного билета", то есть запрет это му судну во веки веков подходить к портам Англии. Королевский суд присяжных (весь ритуал вплоть до черных мантий соблю дается здесь неукоснительно) состоял ся на следующий после ареста день. - Весь процесс, начиная с первого допроса, - рассказывал Александр Ми хайлович, - проводился очень коррект но, я бы даже сказал - доброжелательно. Меня расспросили обо всем: о семье, зарплате и т. д. И даже высказали опа сение, как бы этот инцидент не вызвал у меня негативного отношения к их стране. И когда я назвал сумму своей зарплаты, переведя “деревянные" в фунты, то ад вокат эту цифру включил в защитную речь: вот, мол, человек живет на 10 фун тов в месяц (чуть больше стоимости дю жины банок пива или бутылки водки). Сказал адвокат и о том. что я 23 года хожу в море. Конечно, не последнюю роль сыгра ло то. что по рекомендации компаньона фирмы был нанят один из лучших адво катов. И результат: суд вынес довольно мягкий приговор - сравнительно неболь шой штраф с хозяина четвероногого на рушителя указа королевы. Эх, нам бы такую Фемиду! Инна БЕРЕЗЮК. Рис. Михаила ЛАРИЧЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz