Рыбный Мурман. 1992 г. Октябрь.
12 стр. КОНФЛИКТ 23 октября 1992 года «РЫБНЫЙ МУРМАН» Людмила ЗАЦАРНАЯ: ОБОРОТНАЯ СТОРОНА ДОЛЛАРА Т ранспортный рефриже ратор “Хибинские горы" вернулся в Мурманск с новыми пассажирами - бывшими чле нами экипажа. Таково было ре шение капитана Н. М. Колмогорцева: двух поваров и двух буфетчиц снять с должно стей. Их заменили в рейсе дру гие люди. Такого конфликта давненько не случалось в “Севрыбхолод- флоте". Наказанные старший повар и его три помощницы на писали письмо руководству флота, в котором, с одной сторо ны, объясняли мотивы своих по ступков, с другой - обвиняли администрацию судна. По заяв лению четырехсостоялись засе дания комиссии по трудовым спорам и профкома флота. Не сколько членов экипажа напра вили письмо в защиту камбузников в редакцию нашей газеты. Между тем на справке отдела кадров появилась резо люция исполнявшего тогда обя занности начальника флота Ю. М. Лебедева: “Всех дебоширов из флота уволить: Руденко, Ба тищеву, Низову, Симакову". * * * И вот мы беседуем с капита ном в его уютной каюте. - По правде говоря, я до сих пор к конечным выводам не при шел, не могу до конца понять причины этого склочного дела, - сокрушается Николай Михайло вич. - Здесь переплелись про изводственные отношения и психологические моменты, людская алчность и нерастороп ность капитана. Но одно могу сказать: я действовал согласно уставу флота в интересах экипа жа, в интересахсохранения нор мальной обстановки на судне. * * * Бунт на борту “Хибинских гор" выражался в следующем. С самого начала рейса у старпома Б. В. Советкина не сложились отношения с подчи ненными, особенно “неравноду шен” он был к буфетчице Валентине Симаковой. Дело до ходило до громких перепалок на глазах работающих на камбузе людей. “Вы еще подеритесь", - увещевала разгневанного стар пома повар Алла Васильевна Ба тищева. - Я видел, что между руково дителем и подчиненными нет контакта, - говорит капитан. - Старпома одергивал, ставил на место, уговаривал не накалять обстановку, потерпеть до конца рейса. Но я видел и другое, что эти работники проявляют непод чинение старшему. Они грубы, неисполнительны. Люди сейчас пропитаны свободой. Даже я для них - никто. Тут еще разгрузка в инпорту - время горячее. Старпом поо бещал поварам и буфетчицам за приготовление ночного чая до лю дополнительной валютной выручки за разгрузку. И все было бы нормально, сообща преодолели бы взаим ные антипатии, однако... Вскоре обнаружилось, что валюту получили лишь моряки, непосредственно занятые на разгрузочных работах. - Эти 400 долларов, получен ные от принимающей фирмы сверх контракта, вызвали всеоб щее раздражение, - признается капитан. - С точки зрения валют ной инструкции были некоторые нарушения. Но я имел формаль ное разрешение от руководства флота. Другое дело, что делить деньги можно было и по-друго му: тогда всем членам экипажа досталось бы по семь-восемь долларов. * * * Что значит для рядового ры бака заработанный доллар? Ра ди него человек идет в море, надолго лишается нормальных условий жизни, доллар - это его личное благосостояние, гарант благосостояния его семьи. Обо ротная сторона доллара для на шего моряка - напряженный труд, гораздо более тяжелый, чем для иностранного. Никакой курс доллара по стоимости не может сравниться с затраченным трудом русского рыбака. Это же надо понимать! И малейшее по кушение на заработанный всем(!) экипажем доллар, разу меется, будет воспринято как махинация. Примерно так и расценили члены машинной команды и кам бузники ущемление их прав на оплату дополнительного труда. Обратились в судовой комитет, надеясь на справедливость. Эти деньги должны были распределяться по согласова нию с судкомом. Так утвержда ют и заместитель начальника валютного сектора управления Г. И. Макарова, и старший инспек тор отдела кадров В. С. Ткачен ко, и заведующий отделом производственно-массовой и экономической работы обкома профсоюза рыбаков С. Д. Кочан. Впрочем, они, видимо, до сих пор уверены, что именно так все и обстояло. Спрашиваю у бывшего пред седателя судового комитета Павла Стрельцова, занимался ли он этим делом. - Я обращался к капитану с вопросом, который мне задавали камбузники и мои товарищи по машинной команде. Но он мне так объяснил: “ Мне будет плохо - и тебе тоже". Я пошел в рейс мотористом, а оказался пред- судкома, хоть и просил не выби рать, потому что никогда с этим не был связан, - не послушали. Теперь, наверное, тоже надо го товиться к положению безработ ного... - Я предложил судовому ко митету переизбрать Стрельцова, - откровенно говорил со мной в беседе Н. М. Колмогорцев. - Кстати, и на общем собрании экипажа были такие высказыва ния. По приходе в порт все члены экипажа получили дополнитель но по 50 долларов “за наклейку этикеток", все... кроме поваров и буфетчиц. Этих же капитан вы черкнул и из списка получающих аванс... * * * Так почему же старшего по вара и трех женщин вдобавок еще и списали в пассажиры? У повара Аллы Васильевны Батищевой случился день рож дения. Как это принято у взрос лых людей, небольшой дружной компанией это событие было от мечено. Вечером кормила эки паж Валентина Симакова. На следующий день виновницутор- жества и Валентину отстранили от работы. Поговорив со стар шим поваром Андреем Руденко и старшей буфетчицей Лидией Низовой и будто бы впервые уз нав об их претензиях к старпому, капитан все еще раздумывал. Что касается валюты, даже пред ложил заплатить камбузникам из собственного кармана, что в на каленной обстановке было восп ринято не иначе как оскорбление! А когда в обед получил от камбузников пись менный рапорт в отношении старпома Б. В. Советкина и ра порт Валентины Симаковой все о том же Борисе Вениаминовиче, капитан решил круто: отстранил от работы и этих двоих. * * * Из рапорта четырех: “Д о во д им до ваш е го сведе н и я , что в к о л л е кт и в е обслужи вающ его п ерсонала н е здоровая м ора льная обст ано вка , с в я за н н а я с тем, что ст арш ий п о м ощ ни к капит ана Б. В. Советкин превыш ает свои с л у жебные по лном о чи я . При р а з г о воре с обслугой орет , ругается , оскорбляет , унижает человече ское дост оинст во . Обзывает скотами, гро зит убить... К бу ф етчице Симаковой при ходи л поздно ночью в н ет резвом виде, сильно ст учал но гой в каюту. На каком основании отстранены от работы повар Б ат ищ е ва и буф етчица Симакова? На основании вышеизлож ен ного обслуж ивающий персонал требует: 1. Снять необоснованный выговор с буфетчицы Симако вой. 2. Восстановит ь на рабочем м ест е Б ат ищ е ву и Симакову. 3. Принят ь меры по от н ош е нию к пом ощ ник у капитана д л я нормальной , спокойной о б ст а новки на камбузе." * * * - Почему подвергся наказа нию именно младший обслужи вающий персонал? - спрашиваю капитана. - Отстранил от работы Бати щеву как устроительницу увесе лительного сбора и главного идеолога всей компании (я так предполагаю, имею на это пра во). А Симакова поскандалила с Советкиным за день до этого. Планировал после прохода узко сти поговорить с ними, но мне был подан ультиматум, и я его расценил как письменное заяв ление об отказе от работы. - А где рапорт Симаковой? - У Советкина, наверное, у него были все документы. Документы действительно красноречивые. Особенно пока зателен протокол общего собра ния экипажа. Выступления против “четверки" - это целые обвинительные речи, будто спи санные с диктофона, а слова за щитников даже не приведены, вместо них - ремарки типа “та кой-то и такой-то вели себя вы зывающе", “предложено их удалить с собрания". * * * Из письма членов экипажа в редакцию: “В пос лед ующ ие дни по с ле собрания мы, сопост авив и п р о ана ли зиро вав все доводы и ф а к ты, от но с ящ и е с я к эт ом у делу, п р иш л и к выводу, что наказаны н аш и т о в а рищ и несправедливо . Повар Б ат ищ е ва и буфетчица Симакова бы ли отстранены от работы и переведены в пассажи ры . Очень мно го на них было вы л ит о грязи и клеветы... На протяжении рейса не было п л о х о й раб оты камбуза и буфетов . 10 ию ля , в день рождения А . В. Батищ евой , никт о голодным не ост ался , и качество п ищ и было нормальным ... Старпом д о го во р и л с я до того , что, мо л , от камбузников всего можно ожи дать, они могут и отравить экипаж... Ксожалению , капитан о ка за л ся с эт ой гнусной ком па нией клеветников . Е сли хоть ка п л я совести у него осталась, ему должно быть стыдно за т е слова , которые он ска зал на с о брании: “Они опасны, их надо и золироват ь , как негров, и надо кормить за отдельным ст о л о м ”... На собрании экипажа на вопрос о заработ анной ва лют е мы у с лыш а л и л иш ь невнят ное бормот ание капит ана Н. М. Колмогорцева , что он не в и н о в ат , что его в з я л и за гор ло и что недовольные могут на пи сать на него жалобу и отдать ему, он, мол , вручит кому надо. А о количест ве заработанной ва люты т ак и не сказал... Зат ем п о с ледо ва ло см ещ е ние с пост а председат еля судо вого комит ет а П. Стрельцова, пыт авш е гося р а зобрат ься в эт ой ситуации на судовом к о митете ... Все было тщ ат е л ьн о продумано: одним дать валюту , другим не дать, в команде все между собой перессорятся , а аферисты ост анут ся в ст о р о не. А если кто запрот ест ует - с т еми предпола галось р а с п р а вит ься с помощ ью т о го же эки пажа, ра зобщ енно го и о з ло б л ен н о го друг на друга... На наш ем судне мы у вид ели муже ст венных людей , не п о б о я вш и х ся вступить в ко нф ли кт с администрацией . Д а вайт е же поддержим н аш и х женщин, не па вш и х духом , во здадим долж ное кот е льном у м аш ини ст у В. Г. Грачеву, объя ви вш ем у г о л о довку сразу п о с ле с о б р а н и я Р а диограмма , которую Грачев п о сы ла л жене, с о о бщ а я о своей голодовке , не бы ла принята . П об ла годарим ш еф -по вар а А. А. Руденко и ст арш ую б уф ет чи цу Л. Г. Ни зову за их с о ли д а р ность с т оварищ ам и . Они не побояли сь объя вит ь свою з а б а стовку в знак прот ест а прот ив расправы над буфетчицей Си маковой и поваром Б ат ищ е вой... Мы надеемся, что р уко вод ст во ф лот а , ра зобравш ись в причинах эт о го конф ликта , сделает соот вет ст вующ ие вы воды в от нош ении действий к а пит ана Н. М. Колмо горцева и старпома Б. В. Советкина Вслед за котельным машини стом Грачевым письмо подписа ли, кроме Руденко и Низовой, еще шесть моряков. * * * Все было на борту “Хибин ских гор" в наших “лучших" со ветских традициях: с жалобами разбирается тот, на кого жалуют ся, защитники превращаются в обвиняемых, приводится масса малозначительных фактов, кото рые, выстраиваясь в ряд, созда ют неприглядную картину. Оказывается, у шеф-повара на камбузе стояла брага и он непре станно пьянствовал, а повар при вела на борт собачку, а буфетчица сквернословит чуть ли не через слово, и халявы они, и цветов не развели в рейсе, и вообще таким людям в плавсо ставе нельзя работать, и напаль- ник попался кому-то в тарелке, и клеенку обслуживающий персо нал на столах порвал, и хлорный режим не соблюдался. И на каж дое такое обвинение людям при шлось приводить аргументы в свою защиту. Вот примеры из их письма администрации флота: “Когда ст арш ая буфетчица, м о я посгуду неде лю т о л ь ко во дой, напи са ла прош ени е и от д а л а старпому, тот , развернувшись на стуле, по ка з а л своим лю бимым жестом, где взят ь мы ло , и нача л орать, д о ведя эт им женщину до слез. П о том , опомнившись , и звини лся , и они с боцманом п ош л и в к л а д о вую, где в дост ат очном к о л и ч е ст ве находились м оющ и е средства. ” Или вот еще цитата: “ С р а зр еш ени я ст арш его врача д л я пр и гот о в л ен и я ок р ош к и в м ор е бы л сделан квас, кот орый ст о я л на камбузе в би донах, из кот оры х он снимал пробу. А впоследст вии на общ е судовом собрании и в приказе от 13 ию л я указано , что эт о бы ла б р а га ”. Сомневаюсь, что это письмо в управлении флота внимательно читали. На скорую руку сотворили дело по увольнению за тот самый несчастный день рождения. А за чем еще о чем-то думать? И так увольнять надо несколько тысяч человек. До отдельных ли тут лич ностей, которые неумело, по-жен ски, со слезами и пересудами, защищаются. И куда им соперни чать с умеющими складывать фра зы мужчинами! Дамы требуют бережного от ношения к себе? Они надеются, что в море и на берегу с ними будут галантны? Не смешно ли?! * * * Впрочем, мои комментарии этого происшествия, думается, не столь важны. Главное, авторы письма в редакцию надеются, что самыми объективными судь ями в этой довольно типичной ситуации будут читатели газеты: рыбаки, командный состав фло тов. А если кому-то интересно мое мнение, то я его все-таки выскажу. Капитана Колмогорцева под вел не пролив в районе туманно го Дублина, из-за прохода которого он не нашел времени для встречи с наказанными ра ботницами. “Узким местом" для администратора оказалось пол ное незнание психологии управ ления, и в частности - женской психологии. Руководителю, не умеющему ладить с людьми, и в самом деле трудно понять: мостик на судне оказался для него настолько вы сок, что он не смог спуститься с него для нормального разговора с отдельной единицей плавсо става.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz