Рыбный Мурман. 1992 г. Октябрь.
«РЫБНЫЙ МУРМАН» 23 октября 1992 года ЭКОНОМИЧЕСКИЙКОМПАС 5 с т р ' * Акционирование: Мурманский траловый флот В ДОБРЫЙ ПУТЬ, ПРИВАТИЗАЦИЯ! - Прежде чем выбрать вариант приватизации нашего флота, мы провели референдум. И получили полную поддержку второго вари анта Ведь пойди мы по первому, появилась бы опасность, что ка кой-то предприниматель купит флот Естественно, он сразу же постарается избавиться от нерен табельных судов, то есть крупно- тоннажного флота. А это означало бы. что более 80 процентов моря ков оказались бы за воротами. Решили, второй вариант. И по этому сейчас главная задача для нас - приобрести контрольный па кет акций, 51 процент всех выпу щенных акций. Правительство установило срок продажи акций всего три ме сяца с начала регистрации акцио нерного общества, а также коэффициент для продажи их: но минальная стоимость умножается на 1.7 В последующем с учетом инфляции коэффициент может из мениться. - То есть цена акции будет больш ей? - Только большей. Поэтому при номинале тысяча рублей мы продаем акцию за 1700 рублей. - А ра зница куда идет? Ф лот у? - Все деньги идут в бюджет, ведь мы выкупаем у государства его собственность. Причем если мы не сделаем это до нового года, то будет намного дороже, по скольку сейчас идет переоценка Приватизация, акции, ваучеры... Всюду только и слы шишь эти новые для нас термины. Однако объяснить толком, что к чему и почему, пока еще трудно: очень уж много путаницы. Но процесс акционирования уже идет. Как происходит он в старейшем и самом большом нашем флоте - траловом, рассказывает главный специалист Мурманского тралового флота, заместитель председа теля комиссии флота по приватизации Юрий Алек сандрович ЗИНЬКОВ. основных фондов, и их стоимость вырастет как минимум в 36 раз! - И как же ускорить про цесс акционирования? - Мы делаем так. Приходит че ловек с ваучером, на который он может получить 6 акций, доплатив 200 рублей. Но по положению мы можем до 50 процентов суммы оп латить ваучерами, а 50 процентов - наличными. Поэтому мы вынуж дены обязывать наших работников (именно - обязывать) купить еще шесть акций. Два ваучера - 12 ак ций. и 12 акций должен купить. Можно за наличные покупать лю бое количество акций, но с вауче рами -только приусловии 50 на 50. - А как быть пенсионеру , у которого кроме ваучера нет не т о лько тысяч , сот ен -т о нет? - Очень трудный вопрос. Фак тически я не могу принять у него этот ваучер. Но мы решили помочь пенсионерам за счеттех, кто рабо тает и будет покупать больше ак ций за наличные. Появятся какие-тб*леободные деньги, и мы сможеііішринять ваучеры у пенси- онеров£ ! -^Ю р и й А лександрович , nodA $ fka на акции жестко р е глам ент ирована по срокам: т олько 7 дней по с ле п уб лика ции в газете о нача ле подпи ски. А ф л от -т о в море. - Вот тут серьезная проблема. Ведь каждому надо получить в Сбербанке ваучер, принести и сдать его на флот, сдать наличные деньги или перечислить их со сво его счета, заключить соглашение и т. д. А моряк вернется, скажем, в марте. Чтобы решить этот вопрос, мы с начальником флота Ю. Б. Прутковым ездили в Москву в Ко митет госимущества Встретили нас хорошо. А проблему “ решили" весьма оригинально: “Подума ешь, судно в Атлантике! Быст ренько сгонять туда гонца - и он все проведет". Мы сделаем так: моряк пришлет доверенность то ли родственникам, то ли бухгалте рии флота на ведение этих дел, но этот вопрос еще не решен банком. - Ну а как быть т ем , кто прописал на Украине, на К а в казе? - Может, они будут покупать акции за наличные, но опять же по доверенности. - Сколько мороки ! - Да. много неразберихи, мно го неясностей. И как все это объ яснить людям в море? А ведь кроме тех. кто в море, почти столь ко же людей в отпусках, на отгулах по всему бывшему Союзу. Им же тоже надо все объяснить. И в срок уложиться. - Юрий А лександро вич , а если человек воо бщ е не хочет вкладывать ваучер, деньги, но работ ат ь в т р а лф л от е х о чет. - Пожалуйста Он может вло жить ваучер в другое предприятие, продать его. - Тогда вопрос: что сулит приобрет ение акций? - У нас все акции - голосующие. Акция - голос. Будет создан законо дательный орган - правление акци онерного общества, будут определены нормы представитель ства в этот орган. И акционеры ста нут определять политику флота. Это и распределение дивидендов, и определение стратегических на правлений в работе, и т. д. Это бу дет наш маленький верховный совет. - А р о л ь начальника ф л от а ? - Он станет генеральным дирек тором акционерного общества, роль его - организовать должным образом исполнение решений ак ционеров. - А если кт о -т о “со ст оро н ы ” захочет купить акции? - В первую очередь своим, за тем - смежникам. Но отказа не бу дет никому. Просто сейчас мы хотим сами выкупить свой флот. Айз тех процентов акций, которые оста ются в комитете госимущества, ка кая-то часть будет продана то ли на аукционе, то ли еще как. Более того, покупая акцию, наш моряк обязует ся: если он надумает продать ее, то покупателем в первую очередь дол жен быть работник флота. Нельзя допустить утраты контрольного па кета акций. - Ну а если иностранные фирмы и зъ я вят желание ку пить ваш и акции? - Мы договорились с комитетом госимущества, что возможна про дажа акций иностранцам, но с уче том мнения флота, чтобы не допустить разорения флота. У нас есть партнеры, с которыми мыдавно сотрудничаем. Им бы с удовольст вием продали, поскольку получили бы не только инвестиции, но и до полнительные возможности рабо тать в зонах иностранных государств. К тому же, продав 31 процент акций иностранным парт нерам за валюту, мы по закону получаем право продавать продук цию за рубеж без лицензий, остав ляя всю валюту на флоте. Конечно, кроме налогов. Но это - дело буду щего. Сначала надо до 31 декабря справиться со своими акциями. - Хорош о . Допустим , я п о купаю у вас акцию. Вы можете х от я бы приб ли зит е льно н а звать мне сумму дивидендов? - Нет. Да я и не смогу. Ведь образование акционерного обще ства предполагает самоуправле ние. где будут участвовать все ра ботники флота. Дивиденды - отпри- были. А как эту прибыль распределить? В первый год вряд ли что останется после огромных за трат на выкуп флота и решение вся ческих новых и старых проблем. А потом, куда деть свободную при быль - дело акционеров. - А вообщ е , Юрий А л е к с а н дрович , что вы думаете об эт ом процессе: это - а ва нт ю р а в государственном м а сш т а бе, очередная кампания или ..? - Нет, конечно, приватизация - дело нужное. Но методы ее прове дения - из той оперы, где коллекти визация, индустриализация и т. д. Маргарет Тэтчер более 10 лет про водила приватизацию транспорта, да вроде бы так и не закончила. Это говорит о цивилизованном подходе к решению сложной проблемы. Но мы - Россия, не Англия, мы всегда предпочитали революционный путь эволюционному. И приватизацию мы так же ведем: сроки, приказы, указы... Сделать к такому-то числу - и все. Не клеится где-то... - П ош л ет е гонца в А т л а н тику. - Вот-вот. - Выпуская акции, вы им ели в виду стоимост ь всех о сн о в ных ф ондов? - Да, конечно, всех производст венных фондов. Мы пока не выкупа ем соцкультбыт, незавершенное строительство. Пока все остается в госсобственности и передается ак ционерному обществу в хозяйст венное ведение, поскольку все это убыточно. Потом уже с комитетом госимущества будем решать, как жить дальше. - Ясно. Ну а если придет пенсионер и скажет: “Я бы ку п и л акции , да, может, до ваш и х дивидендов и не доживу. Лучш е я свои денежки в Сбербанк п о ложу, тамуж проценты -т о н а верняка ”. - Потому и дано право каждому распоряжаться ваучером, как он за хочет. Но акцию можно передать по наследству. Да и что сейчас день ги! А акция - вклад в основные фон ды предприятия. И то, что наш флот сегодня имеет больше миллиарда рублей прибыли, о чем-то говорит? Так что, конечно, хорошо, что работ ники флота имеют возможность хотя бы часть своих денег застрахо вать от инфляции. Беседовала Инна БЕРЕЗЮК- В течение недели в Мурман ске проходила выставка су дового оборудования и навигационных приборов, организо ванная датской компанией "Байк Марин энд Индастри'. Сама фирма находится в Копенгагене. Ее владе лец Джон Сигер Аструп имеет боль шой опыт работы вэтой сфере, много лет поставлял оборудование в Поль шу. Германию, другие страны. По его мнению, наш рынок для продажи су дового оборудования огромен и пер спективен. И в самом деле Мурманск располагает большим флотом, суда которого в основном старой постройки и поэтому крайне нуждаются в переоборудовании со временной электроникой, средства ми судовождения, навигационными приборами, рыбопоисковой техни кой ВСЕРЬЕЗ И НАДОЛГО РЕШИЛИ ПРОПИСАТЬСЯ В МУРМАНСКЕ ДАТЧАНЕ Представительство этой фир мы. директором которого является Сергей Георгиевич Алаев, органи зовано в Мурманске недавно, в мае нынешнего года, но уже заре комендовало себя с лучшей сторо ны в среде рыбаков. Итак, слово директору. - Мы не являемся пионерами в этой отрасли, в Мурманске уже су ществуют компании, которые зани маются тем же, чем и мы. Но наше мнение на этот счет однозначно: чем больше будет таких фирм, тем в лучшем положении окажутся на ши рыбаки, тем больше будет вы бор у них. Мы ориентируемся на ряд фирм-производителей, на тех. ко го считаем наиболее перспектив ными для нашего рынка. Смотрим, чтобы качественные показатели оборудования и цены на него были оптимальными для рыбаков. Пред варительно мы изучили потребно сти рынка, определили приоритеты, выяснили,что из обо рудования нужно поставлять в первую очередь, и создали склад необходимых товаров. Это наша первая выставка. Проводит ее одна из фирм, на ко торую мы ориентируемся, - япон ская компания “ Коден электронике". Основная цель - не просто показать оборудование, ко торым торгуем, но и доказать по тенциальным покупателям, что его можно приобрести по доступным ценам. Ведь мы сталкиваемся с та кими фактами, когда рыбаки поку пают это самое оборудование по ценам в два-три раза дороже ре альной стоимости. А они должны знать не только возможности со временной техники, но и уровень цен на нее. Наше представитель ство существует не на проценты от сделок, поэтому мы не стремимся ввести какие-то надбавки на цены, наоборот, стараемся продавать оборудование по европейским це нам для того, чтобы насытить ры нок. А источник нашего существования мы видим в обслу живании этого оборудования. Мы предлагаем весь спектр оборудования - от рыболовных яхт до огромных плавучих рыбозаво дов. Любое орудие лова, любую снасть, любой прибор, какие име ются и выпускаются в зарубежных странах, мы готовы представить нашим покупателям. Мы дали возможность фирме “ Коден электронике" устроить эту выставку на нашей площадке в не малой степени и для того, чтобы разрушить стереотип, сложивший ся у многих наших хозяйственни ков: мол. раз оборудование японское, то возникнут определен ные трудности с его эксплуатацией и ремонтом. Наше представитель ство и призвано решать эти про блемы. и мы предлагаем клиентам прекрасные условия. Если мы про даем какой-либо прибор, то у нас на складе есть подобный в резерве для быстрой замены его на время ремонта. Поскольку у нас прямые связи с фирмами-производителя- ми. ремонт занимает немного вре мени и обходится клиенту намного дешевле, чем в других подобных фирмах. Мы берем всего лишь 5 процентов за услуги от стоимости прибора в рублях, а нашему клиен ту в первый год ремонт обходится и вовсе бесплатно и в последую щие годы не более 10 процентов от первоначальной стоимости прибо ра. Я думаю, что с таким подходом у нас есть определенные перспек тивы в торговле судовым оборудо ванием. Об этом говорит и круг клиентов, который уже образовал ся в Мурманске за столь непродол жительное время работы нашего представительства. А для тех, кто еще не нашел дороги к нам, сообщаем адрес Мурманского представительства компании “Байк Марин энд Инда стри": улица Халтурина. 15. здание геофизического института, комна ты РФ509 и 511. Телефон 6-01-49. Мы ждем новых клиентов. Об ращайтесь к нам - и вы не пожале ете об этом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz