Рыбный Мурман. 1992 г. Октябрь.

«РЫБНЫЙ МУРМАН» 23 октября 1992 года ЭКОНОМИЧЕСКИЙКОМПАС 5 с т р ' * Акционирование: Мурманский траловый флот В ДОБРЫЙ ПУТЬ, ПРИВАТИЗАЦИЯ! - Прежде чем выбрать вариант приватизации нашего флота, мы провели референдум. И получили полную поддержку второго вари­ анта Ведь пойди мы по первому, появилась бы опасность, что ка­ кой-то предприниматель купит флот Естественно, он сразу же постарается избавиться от нерен­ табельных судов, то есть крупно- тоннажного флота. А это означало бы. что более 80 процентов моря­ ков оказались бы за воротами. Решили, второй вариант. И по­ этому сейчас главная задача для нас - приобрести контрольный па­ кет акций, 51 процент всех выпу­ щенных акций. Правительство установило срок продажи акций всего три ме­ сяца с начала регистрации акцио­ нерного общества, а также коэффициент для продажи их: но­ минальная стоимость умножается на 1.7 В последующем с учетом инфляции коэффициент может из­ мениться. - То есть цена акции будет больш ей? - Только большей. Поэтому при номинале тысяча рублей мы продаем акцию за 1700 рублей. - А ра зница куда идет? Ф лот у? - Все деньги идут в бюджет, ведь мы выкупаем у государства его собственность. Причем если мы не сделаем это до нового года, то будет намного дороже, по­ скольку сейчас идет переоценка Приватизация, акции, ваучеры... Всюду только и слы­ шишь эти новые для нас термины. Однако объяснить толком, что к чему и почему, пока еще трудно: очень уж много путаницы. Но процесс акционирования уже идет. Как происходит он в старейшем и самом большом нашем флоте - траловом, рассказывает главный специалист Мурманского тралового флота, заместитель председа ­ теля комиссии флота по приватизации Юрий Алек­ сандрович ЗИНЬКОВ. основных фондов, и их стоимость вырастет как минимум в 36 раз! - И как же ускорить про ­ цесс акционирования? - Мы делаем так. Приходит че­ ловек с ваучером, на который он может получить 6 акций, доплатив 200 рублей. Но по положению мы можем до 50 процентов суммы оп­ латить ваучерами, а 50 процентов - наличными. Поэтому мы вынуж­ дены обязывать наших работников (именно - обязывать) купить еще шесть акций. Два ваучера - 12 ак­ ций. и 12 акций должен купить. Можно за наличные покупать лю­ бое количество акций, но с вауче­ рами -только приусловии 50 на 50. - А как быть пенсионеру , у которого кроме ваучера нет не т о лько тысяч , сот ен -т о нет? - Очень трудный вопрос. Фак­ тически я не могу принять у него этот ваучер. Но мы решили помочь пенсионерам за счеттех, кто рабо­ тает и будет покупать больше ак­ ций за наличные. Появятся какие-тб*леободные деньги, и мы сможеііішринять ваучеры у пенси- онеров£ ! -^Ю р и й А лександрович , nodA $ fka на акции жестко р е ­ глам ент ирована по срокам: т олько 7 дней по с ле п уб лика ­ ции в газете о нача ле подпи ­ ски. А ф л от -т о в море. - Вот тут серьезная проблема. Ведь каждому надо получить в Сбербанке ваучер, принести и сдать его на флот, сдать наличные деньги или перечислить их со сво­ его счета, заключить соглашение и т. д. А моряк вернется, скажем, в марте. Чтобы решить этот вопрос, мы с начальником флота Ю. Б. Прутковым ездили в Москву в Ко­ митет госимущества Встретили нас хорошо. А проблему “ решили" весьма оригинально: “Подума­ ешь, судно в Атлантике! Быст­ ренько сгонять туда гонца - и он все проведет". Мы сделаем так: моряк пришлет доверенность то ли родственникам, то ли бухгалте­ рии флота на ведение этих дел, но этот вопрос еще не решен банком. - Ну а как быть т ем , кто прописал на Украине, на К а в ­ казе? - Может, они будут покупать акции за наличные, но опять же по доверенности. - Сколько мороки ! - Да. много неразберихи, мно­ го неясностей. И как все это объ­ яснить людям в море? А ведь кроме тех. кто в море, почти столь­ ко же людей в отпусках, на отгулах по всему бывшему Союзу. Им же тоже надо все объяснить. И в срок уложиться. - Юрий А лександро вич , а если человек воо бщ е не хочет вкладывать ваучер, деньги, но работ ат ь в т р а лф л от е х о ­ чет. - Пожалуйста Он может вло­ жить ваучер в другое предприятие, продать его. - Тогда вопрос: что сулит приобрет ение акций? - У нас все акции - голосующие. Акция - голос. Будет создан законо­ дательный орган - правление акци­ онерного общества, будут определены нормы представитель­ ства в этот орган. И акционеры ста­ нут определять политику флота. Это и распределение дивидендов, и определение стратегических на­ правлений в работе, и т. д. Это бу­ дет наш маленький верховный совет. - А р о л ь начальника ф л от а ? - Он станет генеральным дирек­ тором акционерного общества, роль его - организовать должным образом исполнение решений ак­ ционеров. - А если кт о -т о “со ст оро ­ н ы ” захочет купить акции? - В первую очередь своим, за­ тем - смежникам. Но отказа не бу­ дет никому. Просто сейчас мы хотим сами выкупить свой флот. Айз тех процентов акций, которые оста­ ются в комитете госимущества, ка­ кая-то часть будет продана то ли на аукционе, то ли еще как. Более того, покупая акцию, наш моряк обязует­ ся: если он надумает продать ее, то покупателем в первую очередь дол­ жен быть работник флота. Нельзя допустить утраты контрольного па­ кета акций. - Ну а если иностранные фирмы и зъ я вят желание ку ­ пить ваш и акции? - Мы договорились с комитетом госимущества, что возможна про­ дажа акций иностранцам, но с уче­ том мнения флота, чтобы не допустить разорения флота. У нас есть партнеры, с которыми мыдавно сотрудничаем. Им бы с удовольст­ вием продали, поскольку получили бы не только инвестиции, но и до­ полнительные возможности рабо­ тать в зонах иностранных государств. К тому же, продав 31 процент акций иностранным парт­ нерам за валюту, мы по закону получаем право продавать продук­ цию за рубеж без лицензий, остав­ ляя всю валюту на флоте. Конечно, кроме налогов. Но это - дело буду­ щего. Сначала надо до 31 декабря справиться со своими акциями. - Хорош о . Допустим , я п о ­ купаю у вас акцию. Вы можете х от я бы приб ли зит е льно н а ­ звать мне сумму дивидендов? - Нет. Да я и не смогу. Ведь образование акционерного обще­ ства предполагает самоуправле­ ние. где будут участвовать все ра­ ботники флота. Дивиденды - отпри- были. А как эту прибыль распределить? В первый год вряд ли что останется после огромных за­ трат на выкуп флота и решение вся­ ческих новых и старых проблем. А потом, куда деть свободную при­ быль - дело акционеров. - А вообщ е , Юрий А л е к с а н ­ дрович , что вы думаете об эт ом процессе: это - а ва нт ю ­ р а в государственном м а сш т а ­ бе, очередная кампания или ..? - Нет, конечно, приватизация - дело нужное. Но методы ее прове­ дения - из той оперы, где коллекти­ визация, индустриализация и т. д. Маргарет Тэтчер более 10 лет про­ водила приватизацию транспорта, да вроде бы так и не закончила. Это говорит о цивилизованном подходе к решению сложной проблемы. Но мы - Россия, не Англия, мы всегда предпочитали революционный путь эволюционному. И приватизацию мы так же ведем: сроки, приказы, указы... Сделать к такому-то числу - и все. Не клеится где-то... - П ош л ет е гонца в А т л а н ­ тику. - Вот-вот. - Выпуская акции, вы им ели в виду стоимост ь всех о сн о в ­ ных ф ондов? - Да, конечно, всех производст­ венных фондов. Мы пока не выкупа­ ем соцкультбыт, незавершенное строительство. Пока все остается в госсобственности и передается ак­ ционерному обществу в хозяйст­ венное ведение, поскольку все это убыточно. Потом уже с комитетом госимущества будем решать, как жить дальше. - Ясно. Ну а если придет пенсионер и скажет: “Я бы ку ­ п и л акции , да, может, до ваш и х дивидендов и не доживу. Лучш е я свои денежки в Сбербанк п о ­ ложу, тамуж проценты -т о н а ­ верняка ”. - Потому и дано право каждому распоряжаться ваучером, как он за­ хочет. Но акцию можно передать по наследству. Да и что сейчас день ­ ги! А акция - вклад в основные фон­ ды предприятия. И то, что наш флот сегодня имеет больше миллиарда рублей прибыли, о чем-то говорит? Так что, конечно, хорошо, что работ­ ники флота имеют возможность хотя бы часть своих денег застрахо­ вать от инфляции. Беседовала Инна БЕРЕЗЮК- В течение недели в Мурман­ ске проходила выставка су­ дового оборудования и навигационных приборов, организо­ ванная датской компанией "Байк Марин энд Индастри'. Сама фирма находится в Копенгагене. Ее владе­ лец Джон Сигер Аструп имеет боль­ шой опыт работы вэтой сфере, много лет поставлял оборудование в Поль­ шу. Германию, другие страны. По его мнению, наш рынок для продажи су­ дового оборудования огромен и пер­ спективен. И в самом деле Мурманск располагает большим флотом, суда которого в основном старой постройки и поэтому крайне нуждаются в переоборудовании со­ временной электроникой, средства­ ми судовождения, навигационными приборами, рыбопоисковой техни­ кой ВСЕРЬЕЗ И НАДОЛГО РЕШИЛИ ПРОПИСАТЬСЯ В МУРМАНСКЕ ДАТЧАНЕ Представительство этой фир­ мы. директором которого является Сергей Георгиевич Алаев, органи­ зовано в Мурманске недавно, в мае нынешнего года, но уже заре­ комендовало себя с лучшей сторо­ ны в среде рыбаков. Итак, слово директору. - Мы не являемся пионерами в этой отрасли, в Мурманске уже су­ ществуют компании, которые зани­ маются тем же, чем и мы. Но наше мнение на этот счет однозначно: чем больше будет таких фирм, тем в лучшем положении окажутся на­ ши рыбаки, тем больше будет вы­ бор у них. Мы ориентируемся на ряд фирм-производителей, на тех. ко­ го считаем наиболее перспектив­ ными для нашего рынка. Смотрим, чтобы качественные показатели оборудования и цены на него были оптимальными для рыбаков. Пред­ варительно мы изучили потребно­ сти рынка, определили приоритеты, выяснили,что из обо­ рудования нужно поставлять в первую очередь, и создали склад необходимых товаров. Это наша первая выставка. Проводит ее одна из фирм, на ко­ торую мы ориентируемся, - япон­ ская компания “ Коден электронике". Основная цель - не просто показать оборудование, ко­ торым торгуем, но и доказать по­ тенциальным покупателям, что его можно приобрести по доступным ценам. Ведь мы сталкиваемся с та­ кими фактами, когда рыбаки поку­ пают это самое оборудование по ценам в два-три раза дороже ре­ альной стоимости. А они должны знать не только возможности со­ временной техники, но и уровень цен на нее. Наше представитель­ ство существует не на проценты от сделок, поэтому мы не стремимся ввести какие-то надбавки на цены, наоборот, стараемся продавать оборудование по европейским це­ нам для того, чтобы насытить ры­ нок. А источник нашего существования мы видим в обслу­ живании этого оборудования. Мы предлагаем весь спектр оборудования - от рыболовных яхт до огромных плавучих рыбозаво­ дов. Любое орудие лова, любую снасть, любой прибор, какие име­ ются и выпускаются в зарубежных странах, мы готовы представить нашим покупателям. Мы дали возможность фирме “ Коден электронике" устроить эту выставку на нашей площадке в не­ малой степени и для того, чтобы разрушить стереотип, сложивший­ ся у многих наших хозяйственни­ ков: мол. раз оборудование японское, то возникнут определен­ ные трудности с его эксплуатацией и ремонтом. Наше представитель­ ство и призвано решать эти про­ блемы. и мы предлагаем клиентам прекрасные условия. Если мы про­ даем какой-либо прибор, то у нас на складе есть подобный в резерве для быстрой замены его на время ремонта. Поскольку у нас прямые связи с фирмами-производителя- ми. ремонт занимает немного вре­ мени и обходится клиенту намного дешевле, чем в других подобных фирмах. Мы берем всего лишь 5 процентов за услуги от стоимости прибора в рублях, а нашему клиен­ ту в первый год ремонт обходится и вовсе бесплатно и в последую­ щие годы не более 10 процентов от первоначальной стоимости прибо­ ра. Я думаю, что с таким подходом у нас есть определенные перспек­ тивы в торговле судовым оборудо­ ванием. Об этом говорит и круг клиентов, который уже образовал­ ся в Мурманске за столь непродол­ жительное время работы нашего представительства. А для тех, кто еще не нашел дороги к нам, сообщаем адрес Мурманского представительства компании “Байк Марин энд Инда­ стри": улица Халтурина. 15. здание геофизического института, комна­ ты РФ509 и 511. Телефон 6-01-49. Мы ждем новых клиентов. Об­ ращайтесь к нам - и вы не пожале­ ете об этом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz